Общая характеристика Конституции СССР 1977 г

В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого социализма». Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На VII внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936). Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).

В целом Конституция состояла из девяти разделов:

I. Основы общественного строя и политики;

П. Государство и личность;

III. Национально-государственное устройство;

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания;

V. Высшие органы власти и управления;

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

VIII. Герб, флаг, гимн и столица;

IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии» – всенародное обсуждение и референдум; а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

Основной закон 1977 г. расширил права и свободы советских граждан. Он возвел в ранг основных: право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44), право на пользование достижениями культуры (ст. 46), свободу научного, технического и художественного творчества (ст. 47), право на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48). К ним присоединилось право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации, критику недостатков в их работе (ст. 49), право на государственную защиту семьи (ст. 53). Граждане получили право обжаловать в суд действия должностных лиц (ст. 58), но они не сразу смогли воспользоваться им в силу того, что конституционные нормы не имели прямого действия. Реализация права стала возможной после законодательного закрепления процедуры такого обжалования. Новым содержанием наполнились уже известные права и свободы граждан. Например, право на труд соединялось с возможностью выбора профессии, рода занятий (ст. 40).

Отличительной особенностью новой Конституции стала неотделимость конституционных прав и свобод от исполнения гражданином своих обязанностей. Гражданин СССР был обязан соблюдать советские законы (ст. 59), добросовестно трудиться (ст. 60), беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 61), защищать Отечество (ст. 62), укреплять дружбу наций и народностей (ст. 64), беречь природу (ст. 67), исторические памятники и культурные ценности (ст. 68). К числу его обязанностей отнесли заботу о воспитании детей (ст. 66), всемерное содействие охране общественного порядка (ст. 65), способствование поддержанию и укреплению всеобщего мира (ст. 69).

Из факта признания единого гражданства в стране каждый гражданин союзной республики признавался гражданином СССР (ст. 33), подчеркивалось равноправие граждан всех республик. За всеми закреплялось равенство перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств (ст. 34).

Впервые Конституция отдельной главой (гл. 4) закрепила принципы миролюбивой внешней политики, основанные на соблюдении суверенного равенства, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, уважении прав человека, сотрудничества между государствами (ст. 29). Важным направлением считалось развитие и укрепление сотрудничества, взаимопомощи со странами социалистического содружества (ст. 30).

Официальное признание широкой социальной базы советского государства в виде нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции (ст. 19) нашло отражение в формулировке «Вся власть принадлежит народу», а также в новом наименовании представительных органов, составлявших политическую основу, – Советы народных депутатов (ст. 2). Проводилась идея верховенства Советов всех уровней, избираемых на единых началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (ст. 95). Закреплялось правовое положение народных избранников, сочетавших депутатские полномочия с производственной и служебной деятельностью (ст. 104), ответственных перед избирателями (ст. 107) и связанных их наказами (ст. 103). В работе Советов соединялось принятие решения и его практическое осуществление, т. е. отрицался принцип разделения властей.

Рассматриваемый Основной закон подтвердил федеративную форму государственного устройства, построенную на уже известных принципах социалистического федерализма (равноправие субъектов, добровольность их вхождения в союз, право выхода из него, их национально-территориальное устройство), объединявшую 15 советских республик (ст. 70–72). Менее жестко определялась компетенция Союза ССР. Так, в лице своего высшего органа Союз мог принимать основы законодательства по всем отраслям (п. 4 ст. 73), а не только в рамках определенного их перечня, как это было по Конституции 1936 г. К ранее существовавшим правам союзных республик добавились возможности участвовать в решении общесоюзными органами вопросов компетенции СССР (ст. 77) и законодательной инициативы в высшем органе страны (ст. 113). Отдельно определялись вопросы ведения автономных республик и областей, права автономных округов, до 1977 г. именовавшихся национальными округами.

В новой Конституции закреплялась уже сложившаяся структура органов государственной власти и управления, однотипная на общесоюзном уровне и в союзных, автономных республиках: Верховные Советы с их Президиумами, Советы Министров. Их структура, компетенция, порядок работы не претерпели существенных изменений. Отметим только некоторые новые моменты:

– срок полномочий Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик увеличили с четырех до пяти лет, а местных Советов – с двух до двух с половиной лет (ст. 90);

– снизили возрастной ценз для избрания депутатами в Верховный Совет СССР с 23 лет до 21 года, а в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 года до 18 лет (ст. 96);

– предусмотрели равное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета ССР: по 750 человек и в Совете Союза и в Совете Национальностей (ст. 110);

– изменилась норма представительства в Совет национальностей: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от автономной республики, по 5 от автономной области и по одному от каждого автономного округа (ст. 110);

– Президиум Верховного Совета СССР наделили правом в период между сессиями Верховного Совета вносить изменения в действующие законы (п. 1 ст. 122);

– отказались от перечня общесоюзных и союзно-республиканских министерств, что сделало текст Конституции более стабильным на фоне частого изменения количества министерств и ведомств;

– закрепили регулярность отчетов Совета Министров СССР перед Верховным Советом СССР (ст. 130), республиканских и местных исполнительно-распорядительных органов – перед соответствующими представительными учреждениями, в том числе исполкомов перед Советами (ст. 149).

Для отмежевания от наследия сталинизма Конституция подчеркивала, что государство и его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества и прав граждан (ст. 4). Другим принципом организации и деятельности государства, получившим конституционное закрепление, являлся демократический централизм, включавший выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (ст. 3).

Глава 20 Конституции посвящалась суду, арбитражу и прокуратуре в СССР. В ней подтверждалось осуществление правосудия только судом (ст. 151), выборность судей и народных заседателей (ст. 152), их независимость и подчинения только закону (ст. 155). Все граждане равны перед законом и судом (ст. 156), обвиняемому обеспечивается право на защиту (ст. 158). Прокуратура во главе с Генеральным прокурором Союза ССР продолжала осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 164).

В апреле – мае 1978 г. на сессиях Верховных Советов были утверждены конституции союзных республик. Их структура и содержание почти копировали общесоюзный Основной закон. Поэтому выделим лишь некоторые отличительные моменты.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Само определение Союза ССР, как «единого союзного многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные централистские начала.

ТЕМА 18. КРИЗИС И РАСПАД СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА (1985-НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября.

Структура Конституции 1977 г.

  • I раздел — Основы общественного строя и политики;
  • II раздел — Государство и личность;
  • III раздел — Национально-государственное устройство;
  • IV раздел — Советы народных депутатов и порядок их избрания;
  • V раздел — Высшие органы власти и управления;
  • VI раздел — Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
  • VII раздел — правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
  • VIII раздел — О гербе, флаге, гимне и столице государства;
  • IX раздел — Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.

  • Утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

  • Общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

  • Впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

  • Коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

  • Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам — например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР

  1. Политическая основа: СССР — социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;
  2. Экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;
  3. Социальная — нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.

  • Народ являлся единственным источником власти в государстве;

  • Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик — выс­шие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);

  • Высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР — это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Схемы

Третья конституция Союза СССР

Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.

Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.

Осуществление государственной власти СССР

Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.

Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.

Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики

Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.

Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР

АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик

В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.

Судебная система СССР по конституции 1977 г.

Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.

Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.

Конституция СССР 1977 года

У этого термина существуют и другие значения, см. Конституция СССР.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик

Отрасль права

Конституционное право

Вид

Конституция

Принятие

Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года

Вступление в силу

7 октября 1977 года

Первая публикация

Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 41, ст. 617

Утрата силы

12 декабря 1991 года в связи с ратификацией ВС РСФСР Соглашения о создании СНГ

Текст в Викитеке

Конституция СССР 1977 года — принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя — наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятом в 1983 году). Из менее значимых изменений — переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2,5 лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Редакция Конституции от 1988 года внесла изменения в существовавшую в СССР систему органов государственной власти: объявила высшим органом государственной власти СССР вместо Верховного Совета Съезд народных депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал постоянно действующий законодательный и контрольный орган, который получал название «Верховный Совет СССР» и состоял из двух палат — Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Этими же поправками создавался Комитет конституционного надзора СССР.

Наиболее существенные поправки в Конституцию, фактически утвердившие изменение общественного и экономического строя, были внесены редакцией 1990 года. Исключалось упоминание о руководящей и направляющей роли КПСС, легализовывалась частная собственность, вводилась должность Президента СССР.

История

Почтовый блок, посвящённый принятию новой конституции. Почта СССР, 1977 г.

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв.

15 июня 1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В Викитеке есть полный текст:
Проекта Конституции СССР 1964 года

В августе 1964 года Конституционная комиссия завершила разработку проекта Конституции СССР и пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

11 декабря 1964 года председателем Конституционной комиссии стал Л. И. Брежнев.

19 декабря 1966 года согласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с 1968 года — А. Н. Яковлев, с 1973 года — Б. Н. Пономарёв.

4—6 октября 1977 года состоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

8 октября новая Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны.

Структура Конституции

Принятая в 1977 году конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи.
Структура Конституции на момент принятия (7 октября 1977 года):

  • Преамбула
  • Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Глава 1. Политическая система Глава 2. Экономическая система Глава 3. Социальное развитие и культура Глава 4. Внешняя политика Глава 5. Защита социалистического Отечества

  • Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

  • Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР — союзное государство Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика Глава 11. Автономная область и автономный округ

  • Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов Глава 13. Избирательная система Глава 14. Народный депутат

  • Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР Глава 16. Совет Министров СССР

  • Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

  • Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж Глава 21. Прокуратура

  • Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР
  • Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской социалистической революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций, и утверждается, что Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой.

Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года.

14 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы и фактическим отказом страны от социалистического пути развития.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией.

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов — 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году.

Эволюция конституции

За время действия Конституции поправки в неё вносились 6 раз.

24 июня 1981 года были внесены поправки в статью 132, согласно которой в состав Президиума Совета Министров СССР могли входить по решению Совета Министров СССР и другие члены Правительства СССР.

1 декабря 1988 года были внесены поправки сразу в три главы, касающиеся избирательной системы и учредившие Съезд народных депутатов.

20 декабря 1989 года были внесены поправки в ст. 108, 110, 111, 121, 122 и 130, касающиеся Съезда народных депутатов.

23 декабря того же года были внесены поправки в ст. 125, касающиеся конституционного надзора.

14 марта 1990 года были внесены самые масштабные поправки в Конституцию, согласно которым отменялась однопартийность и руководящая роль КПСС, учреждался пост Президента СССР, вводился институт частной собственности («собственность советских граждан»).

26 декабря 1990 года были внесены последние поправки в Конституцию, касающиеся системы государственного управления, спустя три дня был принят закон о введении их в действие.

5 сентября 1991 года, после событий 19—21 августа того же года, Съезд народных депутатов СССР принял Закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», имеющий силу, значение и характер конституционного закона, но без внесения поправок в саму Конституцию. Согласно этому закону, изменялись структура и порядок формирования Верховного Совета СССР, упразднялась должность Вице-президента СССР, создавался Государственный совет СССР и другие органы власти и управления. Конституция СССР продолжала действовать лишь в той части, в которой она не противоречила данному закону.

Прекращение действия

8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

10 декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали соглашение о создании СНГ.

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР. Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года рассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря 1991 года на встрече глав республик в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё восемь республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССР ратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом. Упоминания о том, что Казахстан является союзной республикой СССР, оставались в Конституции Казахской ССР 1978 года (Глава 7. Казахская ССР — Союзная Республика в составе СССР, ст. 68—75) вплоть до 28 января 1993 года, когда была принята и вступила в силу Конституция Республики Казахстан.

25 декабря Михаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом Таджикистана.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к силовому разгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда был принят на всенародном голосовании проект Конституции Российской Федерации, который не содержал упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины 1978 года.

Конституция об образовании

Статья 45 говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в конституции 1936 года всего этого не было).

В то время как в конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке» (ст. 121), конституция 1977 года говорит о «возможности обучения в школе на родном языке» (ст. 45) — это отражает широко распространённую практику того, что многие родители предпочитали отправлять детей в русскоязычные школы, а не в национальные.

Другие нововведения

По сравнению с конституцией 1936 года появились, в частности, такие статьи:

  • Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.
  • Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище.
  • Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры.
  • Статья 47. Гражданам СССР … гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
  • Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей … Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
  • Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять её богатства.
  • Статья 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР.
  • Статья 69. Интернациональный долг гражданина СССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

Критика Брежневской конституции

На стадии обсуждения проект Брежневской Конституции подвергался серьёзной критике, но в эпоху застоя только поддержка законопроекта попадала в официальную печать, а критика распространялась в самиздате.

Интересные факты

  • Принятие Брежневской Конституции в день 7 октября 1977 года, который пришёлся на пятницу, лишило трудящихся СССР одного выходного дня в течение трёх лет подряд — 1977, 1978 и 1979 годов. До 1976 года День Конституции СССР отмечался 5 декабря — в день принятия Конституции СССР 1936 года, и являлся нерабочим днём. С 1977 года, естественно, 5 декабря перестало быть днём государственного праздника и, будучи понедельником, стало рабочим днём. Вместо него Днём Конституции СССР, и следовательно, нерабочим днём, было объявлено 7 октября. Но в 1977 году 7 октября ещё не успело стать выходным, а в 1978 и в 1979 году этот праздник пришёлся на субботу и воскресенье. При этом трудовое законодательство СССР не предусматривало переносов выходных дней в случае совпадения выходного с праздничным днём на ближайший рабочий день. Таким образом, было отнято ещё два выходных дня.
  • При принятии Конституции на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва среди иностранных гостей присутствовал Робер-Жан Лонге, правнук Карла Маркса.
  • В 1992—1993 годах, когда Советского Союза уже не существовало, в России День Конституции продолжал праздноваться 7 октября, а не 12 апреля (день принятия конституции РСФСР 1978 года). Таким образом, на протяжении двух лет отмечался день конституции несуществующего государства.

См. также

  • Конституция Российской Федерации 1993 года
  • Конституция РСФСР 1978 года
  • Конституция СССР 1924 года
  • Конституция СССР 1936 года
  • Площадь Конституции в Санкт-Петербурге

Примечания

  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Конституция развитого социализма
  • Конституция СССР 1977 года. 07.10.1977. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

7 октября 1977 года в СССР принята «брежневская» Конституция

Она заменила так называемую «Сталинскую» конституцию 1936 года.

Этот документ вошёл в историю как «конституция развитого социализма», поскольку констатировал построение в СССР «развитого социалистического общества». В качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении”. Адепты предыдущего варианта Основного закона страны критиковали Брежнева за исключение из Конституции понятия «диктатуры пролетариата» и переименования СССР из государства рабочих и крестьян в общенародное государство. Юристы же увидели в принятии Конституции СССР 1977 года стимул дальнейшего развития права и существенного обновления советского законодательства.

Основной закон 77-го года закреплял за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций. О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации».

В документе были прописаны новые формы «непосредственной демократии» — всенародное обсуждение и референдум, — а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д.

Право на труд теперь дополнялось правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина, а также с учётом общественных потребностей. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей.

К сожалению, многие права, узаконенные Конституцией 77-го года, например, свобода слова и печати, в условиях существовавшего тогда государственного строя и однопартийной политической системы так и остались лишь декларацией. Не реализована была в полной мере и жилищная программа. Тем не менее, «конституция развитого социализма» приблизила закон к правовой практике своей эпохи.
О других памятных датах читайте в журнале «Историк».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *