Содержание

1. Открытый конкурс в электронной форме 223-ФЗ, понятие

Открытый конкурс который проводится в электронном формате по 223-ФЗ — это такой вид конкурсов, извещение к которому публикуется на сайте ЕИС, после чего, на выбранной заказчиком ЭТП в рамках 223-ФЗ происходят торги, принять участие в которых может любой участник, подавший заявку в указанный в извещение срок.
Данный вид конкурсов проводят в тех случаях, когда ценовая составляющая не может быть главенствующей в выборе победившего участника. Самое маленькое количество оценки по критериям должно быть 2, при том, что организатор должен принимать заявки не меньше, чем двадцать дней.
Главная, отличительная черта такого конкурса — это то, что комиссия отбирает заявки исходя из указаний в документах к конкурсу, в определенном порядке. Сам порядок в согласии с которым должен проводится конкурс по 223-ФЗ, законодательная база не регламентирует. Заказчик сам должен определить положение о закупке.
Единственное главное условие — создание конкурсной комиссии, которая и будет выбирать победителя. Но тут стоит отметить, что состав членов комиссии подлежит замене в случаях возникновения такой необходимости.

3. Инструкция, подача заявки на открытый конкурс по 223-ФЗ

Для того, чтобы с точностью попасть в списки участников и выиграть, необходимо:
1. Выбрать наиболее подходящий конкурс.
Для того чтобы это делать, необходимо изучить всю прилагающуюся документации и выяснить, насколько вы соответствуете заявленным требованиям и насколько компания-заказчик отвечает вашим.
2. Аккредитация на ЭТП
После того, как вы нашли заявку, провели анализ, пройдите аккредитацию на ЭТП, на котором будет происходить подача заявки.
3. Получение ЭЦП
Для прохождение аккредитации, да и участия в любых торгах в электронном формате, вам также требуется позаботиться о наличии ЭЦП. 4. Грамотно подготовить заявку.

После изучения документации и аккредитации, вы должны оформить заявку, которая должна соответствовать всем заявленным требованиям. Проверьте заявку несколько раз или обратитесь за ее оформлением к специалистам.
5. Обеспечение заявки.
Не забудьте о том, что за обеспечение заявки на ЭТП блокируется n-сумма указанная заказчиком, заранее позаботьтесь об ее наличии на счету компании.
6. Выбор победителя.
После того, как вы внесли обеспечение заявки и отправили ее заказчику, нужно дождаться, когда комиссия выберет победителя. Если вы победили — переходите к следующему шагу.
7. Заключение контракта.
Последний этап — это очень важная составляющая, она является последней, после того, как определен победитель, с ним заключается контракт. Изучите еще раз информацию, содержащуюся в договоре, чтобы убедится, что заказчик не внес правки в него. При нахождении неточностей — подайте протокол разногласий. 8. Несогласие с итогами.
Вы имеете право выразить свое несогласие с решением комиссии — путем подачи жалобы в ФАС.

Открытый конкурс по 223-ФЗ: законодательное регулирование

Открытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ – это закупка, которая проводится в электронном или не электронном формате. Извещение о нем публикуется в ЕИС, а сам он происходит на выбранной заказчиком площадке.

Для принятия и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, согласно 223-ФЗ, используется электронная торговая площадка. Перечень таких площадок не ограничен, как, например, в 44-ФЗ. Сегодня действует более 150 площадок, на которых проводятся торги по 223-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Особенностью открытого конкурса является то, что заявку на участие в нем может подать любой участник, который успел уложиться в отведенные сроки. Данный тип закупки проводится в том случае, если цена не является определяющим или единственным критерием выбора исполнителя.

В конкурсах отбираются заявки на основании критериев, утвержденных в закупочной документации. Таких заявок может быть как минимум две для того, чтобы конкурс был признан состоявшимся.

При проведении конкурса по 223-ФЗ обязательно создается конкурсная комиссия. Состав комиссии может меняться или оставаться постоянным.

По новым правилам, которые были приняты в конце 2017 года, в законодательство о закупках юрлиц в рамках 223-ФЗ вносятся существенные изменения. Часть из этих правок начали свое действие с июля 2018 года, другие же вступят в силу в январе 2019 года.

Результатами изменений стали:

  1. Преимущества теперь отдаются электронным торгам.
  2. Конкурсы для СМСП проводятся только в электронной форме.
  3. Было введено понятие электронного конкурса в 223-ФЗ.
  4. Изменяются правила описания объекта закупки: теперь нельзя указывать конкретный товарный знак (если только не закупаются расходники и запчасти).
  5. В предмете закупки заказчику необходимо указать технические и эксплуатационные характеристики товара, а также его потребительские свойства.
  6. Обеспечение заявки участника в конкурсе будет определяться НМЦК. Так, если цена указана в размере менее 5 млн. р., то обеспечение заявки не требуется. Если же цена до 20 млн. р., то обеспечение по контракту требуется в размере 0,5-1% от НМЦК, более 20 млн. р. – 0,5-5% от НМЦК. Для льготников и в случае заключения крупных контрактов ставка устанавливается в размере 0,5-2%.

Перевод закупок в электронный формат является наиболее важной целью проводимой реформы сложившейся закупочной системы. Предполагается, что конкурс независимо от его вида (открытый, закрытый, с ограниченным участием или двухэтапный) перейдет полностью в электронный формат.

Проведение открытого конкурса в электронной форме станет возможным в июле 2018 года и обязательным с января 2019 года.

Конкурс является формой конкурентной закупки и регулируется ст. 3.2 223-ФЗ. При этом законодательством регулируются лишь общие положения закупки, тогда как более подробно данный аспект определяется заказчиком.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

При проведении конкурса в электронном виде необходимо ориентироваться не только на положения 223-ФЗ, но и на утвержденное заказчиком Положение о закупке. В частности, именно в Положении о закупках прописываются ограничения по выбору открытого конкурса. Например, с позиции закупки определенной продукции, суммы торгов или особенностей договора.

Ранее 223-ФЗ передавал обязанности по разработке правил проведения закупочных процедур заказчику. Данный принцип сохраняется и сегодня. При этом Положение о закупках подлежит корректировке.

По новым правилам федеральные, региональные и муниципальные органы власти смогут утверждать собственные типовые положения о закупках. В обязанности бюджетных и автономных учреждений будет входить применение данных правил.

В таких типовых положениях прописывается информация о порядке подготовки закупки, сведения о способах закупки и условиях их применения, а также сроки для заключения типового договора. Также здесь излагаются особенности участия в закупках субъектов МСП.

Порядок проведения конкурса

Порядок проведения открытого конкурса в электронном виде включает в себя такие этапы:

  1. Разработка плана закупок. Для проведения открытого конкурса необходимо подготовить план закупки и включить туда данную процедуру. Данный план допускается корректировать, если изменяется потребность в товарах в размере 5-10%.
  2. Подготовка извещения и документации.
  3. Размещение извещения и документации в ЕИС. 223-ФЗ устанавливает как минимум 15 дней для проведения открытого конкурса с момента размещения сведений в ЕИС (согласно ч. 17 ст. 3.2). Если процедура проводится среди субъектов малого бизнеса, то прием заявок должен быть сокращен вплоть до 7 дней (если начальная цена не превышает 30 млн. р. по ч. 3 ст. 3.4).
  4. Рассмотрение и оценка поступивших заявок. Особенностью данного этапа является то, что альтернативой открытия конвертов является обеспечение доступа к заявкам. При рассмотрении и оценке поступивших заявок участнику следует учесть два фактора: насколько соответствуют требованиям поступившая заявка и сам участник. Исходя из этого заявки либо допускаются, либо отклоняются. Также на данном этапе у заказчика есть возможность запросить дополнительные сведения у участников.
  5. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, в которых будут содержаться сведения о продукции.
  6. Вторые части заявок оцениваются на соответствие участников всем требованиям и наличие у них всех необходимых документов.
  7. Объявление переторжки, если она предусмотрена Положением о закупке. Данная процедура предполагает возможность снижения предложенной стоимости исполнения контракта участниками. Это позволяет снизить издержки заказчика.
  8. Происходит оценка поступивших заявок по критериям, которые содержатся в положении. Критерии оценки заявок на конкурс заказчик определяет сам, но обычно они включают в себя суммарную стоимость договора, перечень поставляемых продуктов, технические и материальные ресурсы производителя, а также сроки оплаты, дату поставки, наличие нужной квалификации для выполнения работ или оказания услуг и пр.
  9. По результатам закупки заказчик должен подготовить итоговый протокол и разместить его в течение 3 дней с момента подписания (согласно ч. 12 ст. 4). В данном протоколе должны содержаться данные о дате подписания, количестве поступивших заявок, информации об участниках, результатах рассмотрения и оценки заявки по каждому критерию. Договор допускается заключить как с одним, так и с несколькими участниками, если это предусмотрено договором.
  10. Подписание договора. Договор требуется подписать не ранее, чем через 10 и не позднее, чем через 20 дней после публикации итогового протокола. Если перед этим требуется получить одобрение ФАС, то контракт подписывается в течение 5 дней после его получения.
  11. После подписания договора сведения об этом подлежат размещению в ЕИС в течение 3 дней (согласно ч. 2 ст. 4.1). При внесении в него изменений сведения об этом нужно направить в ЕИС в течение 10 дней после подписания обеими сторонами допсоглашения.

Требования к документации

В извещении о проведении открытого конкурса необходимо указать следующие сведения:

  1. Данные заказчика.
  2. Информация о способах закупки и подачи предложений.
  3. Предмет договора.
  4. Предусмотрено ли обеспечение, и как оно вносится.

Обеспечение не устанавливается при НМЦК до 5 млн. р. В остальных случаях заказчик может предусмотреть обеспечение в размере не более 5% от начальной цены (по ч. 27 ст. 3.2).

В закупочной документации также требуется прописать требования к свойствам закупаемой продукции и описание объекта закупок (здесь не допускается указание на товарные знаки, если же они присутствуют, то требуется прописать фразу «или эквивалент»), а также:

  • требования к подготовке предложений;
  • требования к участникам;
  • требования к описанию товара;
  • порядок оплаты и поставки товаров;
  • сроки подачи предложений;
  • критерии оценки предложений, согласно Положению о закупках;
  • размер обеспечения по заявке;
  • проект договора.

Для того чтобы изменить положение документации, необходимо продлить время для подачи заявок таким образом, чтобы до окончания сроков осталось не менее половины установленного Положением о закупке периода. При электронной форме аукциона заказчику необходимо разместить сведения в ЕИС, а оператору торговой площадки в течение часа необходимо уведомить всех участников о внесении изменений в закупочную документацию.

Любой участник закупки вправе отправить запрос на разъяснение закупочной документации не позднее, чем через 3 дня после окончания приема заявок. Заказчик должен предоставить разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Для того чтобы принять участие в открытом электронном конкурсе, от конкурсанта требуется предоставить перечень документов, которые предусмотрены положением о закупке. Это:

  1. Копия паспорта физлица в статусе предпринимателя, директора юрлица или его представителя (в последнем случае дополнительно нужна доверенность на представление интересов).
  2. Документ, который подтверждает соответствие участника законодательным требованиям (в зависимости от вида закупки это может быть, например, лицензия на определенные виды деятельности; подтверждение того, что компания является членом СРО).
  3. Документ, который подтверждает квалификацию персонала.
  4. Учредительные сведения.
  5. Право на предоставление льгот.
  6. Документы об одобрении крупной сделки.
  7. Соответствие требованиям товаров или услуг.
  8. Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
  9. Декларация о том, что компании нет в реестре недобросовестных поставщиков.
  10. Подтверждение внесения обеспечения в установленном размере.

Основания для отмены

За заказчиком закреплено право отмены открытого аукциона в любое время, пока не закончится прием заявок. Отмена аукциона после окончания приема заявок допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (согласно ч. 5,7 ст. 3.2.).

Признание конкурса недействительным происходит с учетом требований Гражданского кодекса. В частности, в ст. 449,447 указано, что торги можно считать несостоявшимися, если они были проведены с нарушением закона, влекут за собой недействительность договора, не было ни одного участника либо был лишь один участник или несколько участников, но допустили одного.

Результатом несостоявшихся торгов стало заключение договора с единственным участником или поставщиком.

Таким образом, процедура открытого конкурса по 223-ФЗ является одним из наиболее популярных способов проведения закупки. По новым правилам проведение конкурса постепенно требуется переводить в электронный формат. Это призвано обеспечить прозрачность проводимых закупок. Заказчик по 223-ФЗ отдает предпочтение в пользу конкурса, если ему необходимо выбрать поставщика по нескольким критериям.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Илья Юрьевич Тарасов Опыт работы в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Место работы: предприятия ГК «Росатом». Должности: главный специалист, руководитель группы. Написано статей 266

Отказ от заключения по 223 ФЗ

Здравствуйте,

К сожалению, отказ от договора по 223-ФЗ практчески не возможен. Можно говорить только о следующих возможностях отказа от закупки по 223-ФЗ:

  1. отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  2. отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  3. отказ заказчика от заключения договора. Уточним, что во втором случае отказ происходит до подведения итогов определения победителя, а в третьем – уже после определения такого победителя.

В соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

В данном случае самый выгодный вариант – убедить заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон, что можно сделать практически в любой ситуации, при условии согласия сторон.

Открытый конкурс по 223-ФЗ: особенности и сроки

Конкурсом называют способ проведения закупки, который предусматривает установление определенных критериев и порядка оценки поступивших заявок. Победителем торгов признается участник, предложивший лучшие условия будущего договора.

В каких случаях целесообразно проведение конкурса

Такую процедуру проводят в ситуации, когда конечная цена контракта не является определяющим фактором. Подразумевается наличие нескольких критериев оценки предложений участников. Это могут быть сроки поставки товара или оказания услуг, порядок оплаты или любые другие.

Конкурс целесообразно проводить в том случае, если условия будущего договора достаточно сложные. Его также объявляют для контрактов, требующих субъективной оценки качества предмета закупки.

Особенности конкурсной процедуры

Открытый конкурс отличается от прочих способов проведения закупки наличием этапа оценки и сопоставления поданных заявок. На этой стадии специально созванная комиссия ранжирует предложения участников в порядке, установленном документацией. Кроме этого конкурс, проводимый в рамках 223-ФЗ, имеет следующие особенности:

  1. Порядок проведения процедуры определяется организатором самостоятельно. Он обязательно должен быть отражен в документации.
  2. Для сопоставления и оценки предложений участников заказчик формирует специальную комиссию. Ее состав может оставаться постоянным для всех закупок или меняться в связи с особенностями объекта закупки.
  3. Имеется возможность предоставления участнику документации о закупке в бумажном виде. Организатор вправе установить за это определенную плату.
  4. Согласно действующему 223-ФЗ в конкурсную документацию обязательно должна входить информация о предоставлении участнику разъяснения положений документации.
  5. Конкурс позволяет проводить переторжку. Это возможно только в том случае, если процедура переторжки описана в конкурсной документации. Участие в ней не является обязательным для участников. В рамках переторжки участник получает возможность улучшить свое предложение.

Так как конкурс достаточно длительная процедура со своими особенностями, заказчики прибегают к ней редко.

Регламентированные сроки проведения процедуры

В извещении о проведении конкурса должен быть в обязательном порядке указан срок окончания подачи заявок. Причем он не может быть меньше, чем 20 дней от даты начала подачи заявок. Любые изменения, вносимые в документацию, должны быть опубликованы не позднее трех дней с момента их вступления в силу.

Если не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок в документацию были внесены изменения, то возможно продление срока подачи заявок не более, чем на 15 дней.

Сроки оценки и сопоставления заявок 223-ФЗ не регламентированы. Организатор может определять их самостоятельно.

Контракт с победителем заключается в течение 20 дней после публикации протокола о результатах конкурса.

Основные этапы открытого двухэтапного конкурса

  1. Формирование конкурсной документации. Заказчик разрабатывает порядок проведения процедуры, методику оценки заявок, определяет сроки проведения процедуры, подготавливает проект будущего контракта и техническое задание. Полный перечень информации, которую обязан прописать заказчик в извещении, определяется статьей 4 223-ФЗ.
  2. Публикация извещения на ООС и ЭТП. Информация размещается заказчиком на ЭТП. После этого она автоматически дублируется на ООС. Такое возможно только в том случае, если выбранная ЭТП интегрирована с ООС. В противном случае заказчик обязан разместить сведения вручную.
  3. Прием заявок. Это время отводится участнику для проработки своего предложения и оформления всей необходимой документации. Заявка должна быть отправлена заказчику не позднее срока, установленного в извещении.
  4. Открытие доступа к заявкам. Детали проведения этой процедуры должны быть прописаны в документации. Как правило, заказчик формирует и размещает на сайте протокол, в котором указывается количество поданных заявок и предложения участников.
  5. Рассмотрение заявок. На этом этапе заказчик имеет право запрашивать у участников недостающую документацию или информацию, разъясняющую предложение потенциального поставщика.
  6. Переторжка. После оценки заявок заказчик вправе объявить переторжку. Участники получают возможность улучшить свои первоначальные предложения.
  7. Окончательное сопоставление заявок. Заказчик рассматривает все предложения, которые поступили после переторжки, и выбирает победителя.
  8. Формирование итогового протокола.
  9. Заключение договора с победителем конкурса.

По результатам процедуры заказчик заключает с победителем договор, на предложенных условиях. Если победитель уклоняется от подписания договора, заказчик получает возможность заключить контракт с поставщиком, занявшим второе место.

Какие критерии принимаются во внимание при оценке заявок

На этапе первичной оценки заявок заказчик оценивает правильность оформления всех документов, наличие внесенного обеспечения заявки (если оно предусмотрено документацией), срок действия заявки, отсутствие участника в РНП.

Критерии определения победителя конкурса каждый заказчик определяет самостоятельно. Чаще всего ими становятся:

  • Полная цена контракта.
  • Характеристики продукции, предлагаемой к поставке.
  • Наличие у участника необходимых для исполнения контракта материально-технических ресурсов.
  • Порядок и сроки оплаты.
  • Сроки поставки.
  • Квалификация персонала, привлекаемого к исполнению контракта.
  • Наличие гарантийных обязательств.

Готовимся к проведению открытого конкурса по 223-ФЗ

1. Готовим извещение и документацию.

В извещении указываем сведения:

  • о заказчике;
  • способе закупки и сроках подачи предложений;
  • предмете договора и НМЦ;
  • обеспечении заявки.

Конкурсная документация 223-ФЗ должна включать:

  • требования к свойствам продукции и описание объекта закупки (без указания товарных знаков либо со словами «или эквивалент»);
  • требования к составлению предложений и описанию товара;
  • порядок поставки и оплаты;
  • НМЦК;
  • сроки подачи предложений;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки предложений в соответствии с положением о закупке;
  • при наличии — размер обеспечения заявки. Обеспечение не устанавливается при НМЦ менее 5 млн руб. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть в размере не более 5 % от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2);
  • проект договора.

2. Размещаем извещение и документацию. Сроки проведения закупок по 223-ФЗ составляют минимум 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2). При проведении процедуры среди СМСП срок приема заявок может быть сокращен (от 7 дней при НМЦ не более 30 млн руб. — ч. 3 ст. 3.4). Если проводится закрытый тендер по № 223, сведения в ЕИС не размещаются.

3. При необходимости можно отменить закупку в любое время до окончания приема заявок. Позднее отмена допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (ч. 5, 7 ст. 3.2).

4. Внесение изменений. Изменить положения документации можно, продлив время подачи заявок так, чтобы до окончания срока приема заявок оставалось не менее половины установленного положением о закупке срока. Если проводится открытый конкурс в электронной форме 223-ФЗ, заказчик публикует изменения в ЕИС, а оператор в течение 1 часа отправляет новые сведения на площадку и уведомляет участников.

5. Разъяснение документации. Любой участник может направить запрос не позднее 3 дней до окончания приема заявок, а заказчик обязан дать разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Как принять и рассмотреть заявки на конкурсы в соответствии с 223-ФЗ

В случае, если он проводится в бумажной форме, предложения принимаются в запечатанных конвертах по адресу заказчика, указанному в извещении.

На конкурс в электронной форме по 223-ФЗ предложения подаются через электронную площадку. Положением о закупке могут быть предусмотрены этапы проведения:

  1. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, содержащих сведения о предлагаемой продукции. К следующему этапу допускаются участники, которые предложили ТРУ, полностью соответствующие требованиям документации.
  2. Рассмотрение вторых частей на соответствие участника требованиям и наличие всех документов, прописанных в документации.
  3. Переторжка (если эта процедура предусмотрена положением).
  4. Оценка и сопоставление окончательных предложений.

На каждом этапе заказчик составляет протокол, который размещается в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст. 4). В протокол вносятся сведения о дате подписания, количестве заявок, информация об участниках, результаты рассмотрения и основания отклонения, результат оценки по каждому критерию.

Готовим извещение и документацию

В такой конкурсной процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования. Проведение открытого конкурса в электронной форме обеспечивается действующим законодательством в области госзакупок, а также различными подзаконными актами и Постановлениями Правительства. Главный из них — 44-ФЗ, он регулирует электронный конкурс 44-ФЗ статьей 54.1–54.7.

Для того чтобы конкурсная закупка состоялась, специалисту заказчика необходимо подготовить и утвердить конкурсную документацию. При этом заказчик имеет право привлекать сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания может разработать документацию для организации-заказчика, но принимать участие в закупочной процедуре она не имеет права (ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ).

Помимо документации, необходимо также подготовить и разместить в ЕИС извещение и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов невозможно провести электронный конкурс по 44-ФЗ, сроки, в которые их нужно разместить в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок на электронную госзакупку.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 44-ФЗ. При необходимости заказчик может разместить извещение в любых открытых источниках информации. Допускается также внесение изменений в извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

В статье вы сможете скачать и изучить документы, которые оформляются на каждом этапе закупки. Вот так выглядит документация открытого конкурса в электронной форме 2019 года.

Определение участников

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах, а также предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ). Срок подачи заявок в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

После того как завершится период, отведенный на подачу заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. Далее начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Данный протокол необходимо передать оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6,7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Особенности проведения открытого конкурса в электронной форме состоят в том, что вторые части предложений участников, а также всю необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования соответствующего протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Заказчику стоит помнить, что в настоящий момент и вплоть до 31.12.2019 объявлен переходный период, следовательно, в составе заявки тех участников, которые аккредитовались на площадках до 01.01.2019, не будут направлены документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки вышеуказанную документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют соответствующий протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников госзакупки (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает все предложения и протоколы, а затем ранжирует заявки участников госзакупок. Результатом работы комиссии является протокол подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 44-ФЗ).

Все протоколы составляются согласно принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе, а также о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

ВАЖНО! Члены комиссии вправе отстранить участника закупки за предоставление недостоверных сведений на любом этапе проведения торгов (ч. 5 ст. 54.7 44-ФЗ). Если комиссия обнаружила такое несоответствие, то в обосновании необходимо указать, что именно не соответствует в заявке участника и сопоставить эти данные с положениями документации (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 44-ФЗ).

Рассматриваем первые части заявок

Проведение электронного конкурса по 44-ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует соответствующий протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ, а именно:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки в случае, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии, согласно ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причинами отказа могут быть:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсной процедуре на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Рассматриваем вторые части заявок

Конкурсные процедуры в электронной форме должны содержать и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей, и не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы согласно п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Подводим итоги

Открытый одноэтапный конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует данный протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, а также о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Все допущенные заявки должны быть указаны с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: заявки нумеруются по порядку в зависимости от выгодности их предложений, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. В том случае, когда несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше всех направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее всем критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

конкурс закупка заявка

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию. Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать на основе контракта, заключенного в соответствии с 44-ФЗ, специализированную организацию.

Взимание платы с участников открытого конкурса за участие в открытом конкурсе не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заказчик вправе во всех случаях осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев:

· Закупка относится к конкурсу с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ).

· Закупка относится к двухэтапному конкурсу (ст.57 44-ФЗ).

· Закупка относится к аукциону в электронной форме (ст.59 44-ФЗ).

· Закупка относится к запросу котировок (ст.72 44-ФЗ).

· Закупка относится к запросу предложений (ст.83 44-ФЗ).

· Закупка относится к закрытым способам определения поставщиков (ст.84 44-ФЗ).

· Закупка относится к закупке у единственного поставщика (ст.93 44-ФЗ).

Существует несколько способов для определения поставщика товаров, подрядчика или исполнителя в рамках 44-ФЗ. Один из них — конкурс по контрактной системе. Победителем такого конкурса станет участник закупки, предложивший максимально выгодные для компании-заказчика условия выполнения контракта (ч. 3 ст.24 Закона 44-ФЗ). К примеру, меньшую стоимость или более сжатые сроки выполнения работ или поставки товара.

Существует несколько способов проведения конкурса в рамках 44-ФЗ, которые по общим признакам делятся на два больших вида — открытые и закрытые. Есть просто открытый конкурс, а есть открытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный открытый конкурс, а также закрытый конкурс и закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Закрытые способы закупки

Помимо открытых, существуют и более конфиденциальные способы проведения конкурса по 44-ФЗ. Информация о них сообщается очень ограниченному кругу лиц — тем компаниям, которые действительно способные выполнить условия заказа. Эти случаи четко прописаны в ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ. Это следующий способ проведения конкурсов — закрытый. Главное, что отличает закрытый конкурс — порядок привлечения участников. Данные о таком конкурсе контрактный управляющий также публикует в единой информационной системе, правда рассылает информацию о закупке ограниченному числу возможных участников. При этом основной акцент при проведении закрытого конкурса делается на его конфиденциальности и предупреждении утечки какой-либо информации.

Разновидности закрытого конкурса — закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс, которые перекликаются по смыслу с соответствующими разновидностями конкурса отрытого с одной лишь разницей: вся информация в данном случае является строго конфиденциальной и доступна ограниченному числу участников.

В частности, закрытый двухэтапный конкурс проводится для заключения контракта на проведение исследований в области науки, а также экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, а также для создания литературных произведений или произведений искусства (2 ст. 57 Закона 44-ФЗ).

2.ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

В процессе открытого конкурса можно выделить несколько стадий:

· подготовку к конкурсу;

· подготовку извещения и конкурсной документации;

· их публикацию;

· прием заявок (одновременно с предоставлением конкурсной документации и разъяснением ее положений);

· вскрытие конвертов с заявками;

· публикацию протокола вскрытия конвертов;

· рассмотрение и оценку заявок;

· публикацию протокола рассмотрения и оценки заявок (а потом, при необходимости — разъяснение результатов);

· заключение контракта.

Этап 1. Подготовка к конкурсу.

Перед тем как приступить к подготовке извещения, заказчик должен сделать следующее.

1. Обосновать выбор открытого конкурса. Это нужно сделать точно так же, как и при выборе других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). По правилам законодательства о контрактной системе свое решение заказчик фиксирует при формировании плана-графика закупок (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

2. Создать комиссию по проведению закупок. Заказчик может создать как специализированную конкурсную комиссию, так и единую комиссию, которая будет определять поставщика любыми способами (ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Подробнее см. Как создать комиссию по проведению закупок.

Этап 2. Подготовка извещения и конкурсной документации.

Извещение об открытом конкурсе должно содержать:

· краткое изложение условий контракта с отражением количества и кратких характеристик поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг);

· начальную (максимальную) цену контракта;

· срок, место и порядок получения конкурсной документации;

· порядок подачи заявок на участие и исчерпывающий перечень документов, которые должен представить участник конкурса;

· дату и время окончания срока подачи заявок на участие;

· место, дату и время вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде;

· все ограничения, которые устанавливает законодательство, на участие в выборе поставщика;

· преимущества, которые предоставляет заказчик

· реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие.

Полный перечень данных, которые обязательно должно содержать извещение, приводит часть 3 статьи 49 Закона № 44-ФЗ.

Этап 3. Публикация извещения и конкурсной документации.

Заказчик (или при централизованных закупках уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) должен разместить в Единой информационной системе (далее — ЕИС):

· извещение о проведении открытого конкурса и

· конкурсную документацию (вместе с проектом контракта).

В ЕИС эти документы должны быть доступны неограниченному кругу потенциальных участников бесплатно.

Это нужно сделать не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

Если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, это необходимо сделать незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях нужно сообщить в службу техподдержки.

Кроме того, заказчик может публиковать извещение в любых средствах массовой информации и Интернете. Но такая публикация не заменяет собой публикацию в ЕИС. Об этом сказано в части 2 статьи 49 Закона № 44-ФЗ.

Этап 4. Предоставление конкурсной документации. Разъяснение ее положений. Прием заявок.

После того как заказчик опубликует извещение и конкурсную документацию, наступает следующий этап. Он длится до вскрытия конвертов с заявками. В течение него заказчик:

· предоставляет участникам конкурсную документацию;

· дает разъяснения по ней;

· принимает заявки на участие в открытом конкурсе.

3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Заказчик обязан предоставить конкурсную документацию по письменному заявлению участников закупки. Он ее высылает:

· на бумажном носителе или

· отдельным электронным файлом.

Срок — в течение двух дней после получения запроса.

Конкретный порядок должен быть указан в извещении. Причем оно может содержать условие о плате за предоставление документации на бумаге. В таком случае заказчик высылает документы только после того, как получит денежные средства. При этом размер оплаты не должен превышать расходы заказчика на изготовление копий документов и их доставку. Если речь идет о предоставлении документации в форме электронного документа, то плата не взимается. Исключение касается только оплаты электронного носителя. Такой порядок устанавливает часть 4 статьи 50 Закона № 44-ФЗ.

Важно при этом помнить, что заказчик не вправе предоставлять конкурсную документацию до публикации извещения о закупке.

Разъяснение положений конкурсной документации

Если положения разделов конкурсной документации изложены недостаточно ясно, то участники могут направить запрос на получение разъяснений. Об этом сказано в части 7 статьи 50 Закона № 44-ФЗ.

Обычно вопросы у участников возникают, когда документация не содержит какой-либо обязательной информации (например, необходимой для подготовки заявки) или содержит ошибки, неточности, противоречия.

В течение двух дней с момента, когда будет получен такой запрос, контрактная служба (контрактный управляющий) будет обязана подготовить и направить ответ участнику.

Его можно составить в произвольной форме и оформить в письменном или электронном виде.

Отвечать нужно кратко, ссылаясь на Закон № 44-ФЗ. Например, ответ можно оформить в виде таблицы, которая будет содержать положения документации (ссылки на части, разделы), требующие разъяснения, вопросы участника и ответы заказчика.

Разъяснения документации о закупке (как конкурсной, так и аукционной) не должны менять ее суть (ч. 8 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

То есть в ответе заказчик должен просто уточнить ту информацию, которую уже содержит документация. Вместе с тем, участник может обнаружить ошибки, расхождения информации в разных разделах документации или несоответствие законодательству о контрактной системе и указать на это заказчику. В этом случае разъяснения могут содержать корректировки и дополнения.

Кроме того, по результатам полученных запросов заказчик может принять решение о внесении изменений в документацию о закупке. Сделать это можно не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок.

Такой порядок установлен в части 4 статьи 49 Закона № 44-ФЗ.

Если запрос поступил менее чем за пять календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, отвечать на него не нужно.

Такие правила установлены в части 7 статьи 50 Закона № 44-ФЗ.

В течение одного рабочего дня после отправки разъяснений участнику закупки их нужно разместить в ЕИС. При этом нужно указать предмет запроса, но не указывать, от кого он поступил. Это нужно для того, чтобы остальные участники также могли ознакомиться с разъяснениями и не подавать аналогичные запросы.

Об этом сказано в части 8 статьи 50 Закона № 44-ФЗ.

Прием заявок на участие

Чтобы принять участие в открытом конкурсе, претенденты на заключение контракта подают заявки в сроки и по форме, установленные в извещении о закупке и конкурсной документацией (ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Заявки подают в запечатанных конвертах или в форме электронных документов через ЕИС. Типовая конкурсная документация может предусматривать примерную форму заявки (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Участник вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета закупки (лота). Если несколько граждан участвуют в конкурсе на создание произведения искусства и литературы, то они подают общую заявку и считаются одним участником. Если конкурсной документацией предусмотрено выполнение нескольких видов поисковых научно-изыскательских работ в рамках одного лота, то участник вправе подать заявку на участие только в отношении одного из видов работ. Такой порядок приведен в частях 7-9 статьи 51 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик (специализированная организация) регистрирует дату и время поступления всех заявок (ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Прием заявок прекращают в момент вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам непосредственно до начала процедуры рассмотрения (ч. 10 ст. 51 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2866). То есть до этого времени нужно принять все заявки, даже если участники принесли их непосредственно перед самой процедурой вскрытия.

А вот конверты с заявками на участие в открытом конкурсе, которые поступили после окончания срока, не вскрывают и возвращают обратно (если на конверте указан обратный почтовый адрес). Доступ к электронным заявкам, поступившим после окончания срока, не открывают. Такой порядок установлен частью 12 статьи 51 Закона № 44-ФЗ.

Каждую заявку заказчик заносит в журнал регистрации заявок на участие в открытом конкурсе. Это следует из части 6 статьи 51 Закона № 44-ФЗ.

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками.

На этом этапе нужно соблюсти следующие требования.

1. Процедуру вскрытия конвертов нужно проводить в то время, которое указано в конкурсной документации. Комиссия заказчика должна вскрыть все поступившие конверты с заявками в один день.

2. Проводить процедуру нужно публично. Для этого нужно обеспечить участникам возможность присутствовать на ней лично или через своих представителей.

3. При вскрытии конвертов нужно вести аудиозапись процедуры. Причем важно полностью записать всю процедуру вскрытия. Иначе участник может обратиться с жалобой в контролирующие органы (ФАС России). А те, скорее всего, признают это нарушением. Правда, с доводами ФАС России обычно не согласны суды.

Но, чтобы избежать жалоб участников и судебных разбирательств, лучше вести аудиозапись всей процедуры вскрытия конвертов с заявками.

При этом участники конкурса вправе и самостоятельно вести аудио- и видеозапись процедуры вскрытия конвертов.

Такой порядок следует из частей 1, 2, 8 статьи 52 Закона № 44-ФЗ.

4. Всю процедуру нужно отразить в протоколе вскрытия конвертов. Делает это один из членов комиссии (например, секретарь).

На этапе вскрытия конвертов необходимо сделать следующее.

Действие 1. Перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия должна объявить присутствующим участникам о том, что они до вскрытия конвертов могут:

· подать заявку на участие в открытом конкурсе;

· изменить или отозвать уже поданные заявки.

При этом участник не должен подать более двух заявок. Об этом также нужно предупредить участников.

Если же во время вскрытия конвертов комиссия обнаружит две (или более) заявки от одного участника, то их необходимо вернуть ему без рассмотрения.

Об этом сказано в частях 3, 4 статьи 52 Закона № 44-ФЗ.

Действие 2. При вскрытии конвертов комиссия объявляет информацию:

· место, дату и время вскрытия конвертов с заявками;

· наименование (для организаций), фамилию, имя, отчество (для граждан), почтовый адрес каждого участника, конверт которого вскрывают;

· наличие информации и документов, которые предусмотрены конкурсной документацией, условий исполнения контракта, указанных в каждой заявке и являющихся критерием оценки.

Об этом сказано в части 6 статьи 52 Закона № 44-ФЗ.

Действие 3. По итогам процедуры все члены конкурсной комиссии подписывают протокол вскрытия конвертов.

Этап 6. Публикация протокола вскрытия конвертов.

Протокол вскрытия конвертов необходимо разместить в ЕИС. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня после его подписания.

Иной срок установлен для ситуации, когда конкурсная документация предусматривает заключение контрактов на выполнение научно-исследовательских работ сразу с несколькими участниками в рамках одной закупки. В таком случае протокол можно разместить в течение трех рабочих дней (ч. 7-8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

Этап 7. Рассмотрение и оценка заявок.

В течение 20 дней со дня вскрытия конвертов комиссия рассматривает и оценивает поданные заявки. Этот срок можно продлить при проведении закупки товаров (работ, услуг) в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10 рабочих дней. О таком решении необходимо сообщить всем участникам и разместить уведомление в ЕИС в течение одного рабочего дня. Такой порядок устанавливает часть 1 статьи 53 Закона № 44-ФЗ. Он разъяснен в письме Минэкономразвития России от 11 февраля 2015 г. № Д28и-180.

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности.

Результаты рассмотрения и оценки заявок комиссия должна зафиксировать в протоколе.

Рассмотрение заявки

Каждый член комиссии самостоятельно принимает решение о допуске или отклонении такой заявки. После чего большинством голосов комиссия принимает общее решение об отклонении или допуске заявки.

Заявка должна содержать следующую информацию.

1. Сведения об участнике (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, Ф. И. О., паспортные данные и т. д.).

Помимо прочего, участник должен указать сведения об учредителях, членах коллегиального органа: Ф. И. О., паспортные данные, место жительства, телефон, а при наличии и ИНН. А если ИНН у них нет, то другую информацию (например, причины отсутствия ИНН) вместо него указывать не нужно (письмо Минэкономразвития России от 16 января 2015 г. № Д28и-63).

2. Документы об участнике. К ним относится выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о конкурсе.

3. Документы, копии документов или сведения, которые подтверждают, что участник соответствует условиям допуска к открытому конкурсу. Сюда относятся в том числе:

· подтверждение полномочий лиц, действующих от имени организации, и

· решение о совершении сделки, если оно необходимо для заключения контракта по уставу организации.

4. Документы, которые подтвердят денежное обеспечение заявки на участие в конкурсе.

Полный перечень сведений и документов, которые участник должен отразить (приложить) в заявке на участие в открытом конкурсе, приведен в части 2 статьи 51 и части 6 статьи 108 Закона № 44-ФЗ. Заказчик не вправе требовать какие-либо дополнительные сведения или документы. Об этом сказано в части 5 статьи 51 Закона № 44-ФЗ.

Все листы заявки с поданными сведениями и документами участник должен прошить и пронумеровать. Однако отсутствие нумерации — не основание для отказа в допуске к конкурсу (письмо Минэкономразвития России от 26 февраля 2015 г. № Д28и-394).

Также заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, участник должен скрепить ее печатью (при ее наличии) и подписать. Кстати, подписать заявку может и уполномоченный представитель участника. Об этом сказано в части 4 статьи 51 Закона № 44-ФЗ.

К участию в конкурсе комиссия допускает заявку, если:

· она соответствует требованиям, которые установлены в извещении о закупке, конкурсной документации, а также требованиям Закона № 44-ФЗ;

· участник закупки соответствует требованиям, которые указаны в конкурсной документации.

Оценка заявок

Комиссия оценивает каждую заявку, которую допустит к участию в конкурсе, по установленным критериям.

В результате каждой из них присваивают порядковый номер по мере уменьшения выгодности условий контракта. При этом действует тот же принцип, что и при допуске, — сначала каждый член комиссии принимает свое решение, а затем принимают общее решение о присвоении номера каждой заявке.

Той из них, которая содержит лучшие условия исполнения контракта, комиссия присваивает первый номер. Участник, который ее подал, и будет победителем.

Если несколько заявок содержат одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивают заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие же условия.

Такой порядок установлен в частях 2-8 статьи 53, частях 2, 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Может случиться так, что:

· комиссия отклонит все заявки участников;

· только один участник подаст заявку, которая отвечает требованиям конкурсной документации;

· после рассмотрения всех заявок останется только одна, которая соответствует требованиям конкурсной документации.

В таком случае комиссия признает конкурс несостоявшимся.

Об этом сказано в части 6 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

Протокол

Протокол должен содержать результаты рассмотрения и оценки заявок.

Все присутствующие члены конкурсной комиссии должны его подписать на следующий день после оценки и сопоставления заявок.

Протокол необходимо составить в двух экземплярах:

· один из них хранится у заказчика;

· второй вместе с проектом контракта заказчик должен передать победителю в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола.

Если на участие в конкурсе подана только одна заявка, результаты ее рассмотрения также фиксируются в протоколе. Требования к содержанию протокола рассмотрения единственной заявки устанавливает часть 11 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

Этап 8. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок. Разъяснение результатов.

Протокол рассмотрения и оценки заявок необходимо разместить в ЕИС не позднее следующего рабочего дня после подписания. Эту обязанность устанавливает часть 12 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

После этого участники могут обратиться с запросом о разъяснении результатов открытого конкурса. Ответ на указанный запрос нужно дать в течение двух рабочих дней со дня его поступления. Такое правило содержит часть 13 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

Этап 9. Заключение контракта.

По итогам открытого конкурса заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее чем через 10 и не позднее 20 дней со дня, когда протокол рассмотрения и оценки заявок будет размещен в ЕИС (ст. 54 Закона № 44-ФЗ).

Если же победитель уклонится, то нужно предложить заключить контракт участнику, заявке которого присвоен второй номер (то же самое нужно сделать, если заказчик сам мотивированно отказался от заключения контракта с победителем).

Для этого нужно направить ему проект контракта с указанием цены, которую он предложил.

Заключение контракта в данном случае — не обязанность, а право участника. Не исключено, что он откажется от предложения. И это не будет основанием для того, чтобы включить сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Закон о контрактной системе это не предусматривает.

Вопрос о том, как участник должен выразить свое решение, закон не регулирует. Однако ФАС России указала следующее.

Если участник согласен заключить контракт, то свое решение он вправе подтвердить:

· любым документом (например, письмом к заказчику) либо

· своими действиями — подписать проект контракта.

Если же заключать и исполнять контракт он не хочет, то может направить письмо заказчику, где и сообщить об отказе. Причем направить такое письмо он может даже после того, как подпишет проект контракта.

Об этом сказано в частях 4-5 статьи 54 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и Минэкономразвития России от 10 июля 2015 г. № Д28и-1968, от 22 января 2015 г. № Д28и-105.

Если конкурс признан не состоявшимся, то заказчик может заключить контракт с участником конкурса (если, конечно, он есть), заявка которого соответствует требованиям, как с единственным поставщиком. Но это нужно согласовать с контрольным органом (ч. 1 ст. 55 Закона № 44-ФЗ). Если согласование не удастся получить, то надо проводить повторный конкурс. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 5 февраля 2015 г. № Д28и-193.

Также заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) назначает новую закупку, если конкурс признан несостоявшимся из-за того, что:

· на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки (кстати, протокол также нужно оформить);

· все заявки были отклонены (все участники признаны не соответствующими требованиям);

· участник, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта.

Такой порядок устанавливает часть 2 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик обязан хранить документы, связанные с проведением открытого конкурса, в течение трех лет после его проведения

Речь идет:

· о протоколах, составленных в ходе проведения конкурса;

· заявках на участие в конкурсе;

· конкурсной документации (изменениях, внесенных в нее) и разъяснениях конкурсной документации;

· аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Три года — это минимальный срок хранения. Заказчик своим регламентом может его увеличить, а также расширить перечень документов, подлежащих хранению.

Такие правила установлены в части 15 статьи 53 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письме Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-894.

Открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.48 44-ФЗ). Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (ч.8 ст.53 44-ФЗ).

Сама же процедура проведения открытого конкурса регламентирована статьями 48-55 44-ФЗ.

Как следует из Федерального закона № 44-ФЗ, данный способ осуществления закупки является основным и проводится во всех случаях, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего ФЗ.

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652, «Российская газета», N 80, 12.04.2013.

3) Общественный контроль в сфере государственных закупок: теоретические и практические основы: монография / Мамедова Н.А., Байкова А.Н., — 2-е изд., стереотипное — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.

Размещено на Allbest.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *