Содержание
Понятие и виды конкурентных процедур
Конкурентный способ определения поставщика — это противоположность такому способу госзакупок как оформление контракта с единственным поставщиком. Закон 44-ФЗ способ определения поставщика подразделяет именно на эти две категории. Конкурентными способами определения поставщиков являются по 44-ФЗ:
- конкурсы,
- запросы предложений,
- аукционы,
- запросы котировок.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Под конкурсом понимается способ определения поставщика, при котором выигравшим считается лицо, принявшее участие в данном способе определения поставщика, подрядчика, исполнителя 44-ФЗ и предложившее лучшие условия выполнения госконтракта (п. 3 ст. 24 44-ФЗ).
Запрос предложений представляет собой конкурентный способ определения поставщика, при котором выигравшим признается участник, чье окончательное предложение наиболее соответствует требованиям к работам, товарам, услугам, установленным госзаказчиком (п. 1 ст. 83 44-ФЗ). Проводят, если:
- не состоялся повторный конкурс (не было подано ни одной заявки на участие, либо все поступившие заявки отклонены);
- не состоялся электронный аукцион;
- необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта;
- требуется закупить товары и услуги в отдельно оговоренных случаях, установленных в ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Например, закупка лекарственных препаратов, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости.
Немного статистики
Самые конкурентные закупки проходят в ценовом диапазоне до 50 млн руб. Наименьшее количество потенциальных поставщиков участвуют в закупках, которые проходят в ценовом диапазоне от 500 млн до 1 млрд руб. Наибольшая конкуренция наблюдается среди поставщиков на рынке строительства зданий и инженерно-технического проектирования. В среднем в закупках участвовало до 3,8 участника.
Данные конкурентные способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей объединяет то, что главным критерием определения победителя выступает не цена, а другие условия — например, наличие у поставщика опыта выполнения аналогичных работ и т.п. Какие договоры подтвердят опыт подрядчика?
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукцион и запрос котировок, под которыми понимаются конкурентные процедуры, победителями которых признаются участники, предложившие самую низкую цену госконтракта. Для чего не подходят запрос котировок и аукцион?
В свою очередь конкурс и аукцион имеют еще несколько разновидностей, поэтому на каждом из этих способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя мы остановимся далее более подробно. В итоге перечислим все конкурентные способы определения поставщика.
Конкурентными способами определения поставщиков не являются закупки, проведенные путем оформления госконтракта с единственным поставщиком, т.к. не применяется состязательность предложений нескольких участников.
Что является целью определения поставщика? Главная цель — это последующая государственная закупка в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 13 44-ФЗ).
Конкурсы
Конкурс — это способ определения поставщика, при котором выигравшим считается лицо, предложившее наилучшие условия выполнения госконтракта. В зависимости от процедуры проведения существуют следующие разновидности конкурса:
- открытый,
- с ограниченным участием,
- двухэтапный,
- закрытый,
- закрытый с ограниченным участием,
- закрытый двухэтапный.
Открытый конкурс — приоритетный определения поставщика. Проводят, если не установлено ограничения, что закупаемые товары, работы, услуги включены в аукционный перечень. Победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Как выбрать конкурентный способ закупки
☆ Какие условия критичны для выбора способа закупки;
☆ Когда закон допускает выбор из нескольких правильных вариантов;
☆ Как способ закупки зависит от НМЦК;
☆ Каким способом провести закупку с гостайной
Треть нарушений, которые находят на выездных проверках, связана с неправильным выбором конкурентного способа закупки. Ошибочно думать, что все зависит только от кода ОКПД2: если он входит в аукционный перечень — проводить аукцион, если нет — использовать другой способ. На самом деле критериев выбора гораздо больше. Надо учесть и НМЦК, и критерии, и гостайну.
Со второй половины 2018 в электронной форме могут, а с начала 2019 должны проводиться незакрытые конкурсы. Проведению электронного открытого конкурса посвящены статьи 54.1-54.7 закона № 44-ФЗ. Приведем основные положения:
- извещение о проведении электронного конкурса публикуется в ЕИС не позднее, чем за 15 рабочих дней до срока окончания сбора заявок (для неэлектронного – за 20 дней);
- в таком извещении необходимо указать адрес электронной торговой площадке, на которой будут приниматься заявки;
- заявка на участие в электронном конкурсе подается тремя документами: две части заявки и предложение о цене госконтракта.
↻ Вернуться к началу
Аукционы
Электронный аукцион является наиболее часто применяемым способом выбора победителей госзакупок. Извещение о проведении электронного аукциона подлежит размещению в ЕИС. Сроки размещения извещения по 44-ФЗ аукцион:
- извещение о проведении аукциона размещается в ЕИС не менее чем за 7 дней до окончания срока сбора заявок при начальной цене госконтракта до 3-х млн. рублей;
- извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком не позднее, чем за 15 дней – в остальных случаях.
Срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона может быть длиннее указанных сроков, при желании госзаказчик может вывесить извещение в ЕИС, например за 20 дней и т.п.
Карта сроков для всех конкурентных процедур
☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:
Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время — один день — на прохождение казначейского контроля.
↻ Вернуться к началу