Содержание
- Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.
- Текст книги «Школа армейского рукопашного боя»
- 1. Удар ребром ладони
- 2. Удар в подбородок
- 3. «Ботинок» (боковой удар ногой)
- За. Топчущий удар ботинком
- Зб. Удар ногами «лягание мустанга»
- 4. Удар коленом
- Рукопашный бой для начинающих (2 стр.)
- ГЛАВА 1. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
- Рукопашный бой
Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.
- Главная страница
- Боевые искусства и спортивные единоборства
- Ади-хай пидутам
- Айкибудо
- Айкидо
- Арнис
- Варма-Калаи
- Вин Чун
- Вьет Во Дао
- Дайто-рю Айки Дзюдзюцу
- Дзю-Дзюцу (Джиу-Джитсу)
- Дзюдо
- Дим-Мак
- Дуаньда
- Капоэйра
- Каратэ (Каратэдо)
- Крав Мага
- Муай Тай (таиландский бокс)
- Ниндзюцу
- Рукопашный бой
- Классификация приемов рукопашного боя
- Комплекс приемов без оружия
- Техническая подготовка рукопашника
- Самбо
- Сеншидо
- Сумо
- Таинг
- Тхэквондо (таэквондо)
- Ушу
- Чой
- Хапкидо
- Шуайцзяо
- Видео
- Айкидо
- Базовые техники айкидо с 6 по 3 кю (kyu)
- Демонстрация техник мастерами айкидо
- Арнис
- Выведение из равновесия
- Дайто-рю Айки Дзюдзюцу
- Дзюдо
- Как укрепить мышцы, сухожилия и связки кистей рук
- Крав Мага
- Накачать пресс за несколько минут
- Самбо
- Самостраховка — основные кувырки и падения
- Тайский бокс
- Техника борьбы лежа
- Айкидо
- Литература
- Коичи Тохей
- 22 высказывания о КИ
- Дыхание и медитация в Айкидо
- Миямото Мусаси (Книга Пяти колец)
- Предисловие, введение
- Книга Земли
- Книга Воды
- Книга Огня
- Книга Ветра
- Книга Пустоты
- Морихей Уесиба
- Искусство мира
- Остапенко Л.А. (Пауэрлифтинг)
- Мышцы — как растет их объем и сила
- Тяжелоатлеты, культуристы и пауэрлифтеры: в чем их различие?
- Физиологические основы развития силы
- Выбираем методику силового тренинга
- Секреты роста мышц
- Сунь-Цзы (Искусство войны)
- Предварительные расчеты
- Ведение войны
- Стратегическое нападение
- Форма
- Мощь
- Полнота и пустота
- Борьба на войне
- Девять изменений
- Поход
- Формы местности
- Девять местностей
- Огневое нападение
- Использование шпионов
- Харлампиев А.А. (Тактика борьбы самбо)
- Общие положения
- Нападение
- Обеспечение чистой победы или явного преимущества и преследование
- Активная оборона
- Встречная борьба
- Разведка
- Маскировка
- Маневрирование
- Планирование
- Лао-Цзюнь
- Сто болезней
- Сто лекарств
- Коичи Тохей
- Медицинская подготовка
- Наставления о здоровой жизни
- Оказание первой медицинской помощи при неотложных ситуациях
- Первая доврачебная помощь
- Самоконтроль в процессе тренировок
- Спортивный массаж
- Наставление по физической подготовке
- Глава 1
- Общие положения
- Глава 2
- Управление физической подготовкой
- Планирование физической подготовки
- Организация физической подготовки
- Обеспечение физической подготовки
- Контроль и учет физической подготовки
- Глава 3
- Средства физической подготовки
- Методы физической подготовки
- Формы проведения физической подготовки
- Гимнастика и атлетическая подготовка
- Рукопашный бой
- Ведение
- Начальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-Н)
- Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1)
- Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2)
- Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3)
- Комплекс приемов рукопашного боя без оружия
- Комплекс рукопашного боя с автоматом
- Предупреждение травматизма на занятиях по рукопашному бою
- Преодоление препятствий
- Ускоренное передвижение и легкая атлетика
- Лыжная подготовка
- Военно-прикладное плавание
- Спортивные и подвижные игры
- Глава 4
- Физическая подготовка военнослужащих женского пола
- Глава 5
- Особенности физической подготовки в военно-учебном заведении
- Глава 6
- Физическая подготовка военнослужащих при подготовке и в ходе боевых действий
- Глава 7
- Требования по проверке и оценке состояния физподготовленности
- Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих
- Проверка и оценка военнослужащих, проводящих занятия по физподготовке
- Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих, прибывших в ВЧ или ВУЗ
- Проверка и оценка качества управления физической подготовки
- Проверка и оценка физической подготовки подразделения
- Требования к физподготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту
- Требования к физической подготовленности военнослужащих по контракту
- Приложения
- Приложение № 1
- Приложение № 2
- Приложение № 3
- Приложение № 4
- Приложение № 5
- Приложение № 6
- Приложение № 7
- Приложение № 8
- Приложение № 9
- Приложение № 10
- Приложение № 11
- Приложение № 12
- Приложение № 13
- Приложение № 14
- Приложение № 15
- Приложение № 16
- Приложение № 17
- Глава 1
- Общая физическая подготовка
- Адаптация к физическим нагрузкам
- Методика выполнения тестов для определения физической подготовки
- Организация и проведение физических тренировок
- Основные причины травматизма и их предупреждение
- Особенности упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах
- Развитие быстроты
- Развитие выносливости
- Развитие гибкости
- Средства и методы физической подготовки
- Психология
- Преодоление страха
- Психопедагогика спортивно-боевых единоборств
- Что такое путь боевых искусств
- Словари спортивных терминов
- Айкидо
- Арнис
- Бокс
- Будо
- Дзюдо
- Капоэйра
- Каратэ
- Корейских слов
- Кэмпо
- Муай-тай
- Сумо
- Тхэквондо
- Ушу
- Хапкидо
- Японских слов
- Специальная физическая подготовка
- Борьба и нанесение ударов в партере
- Как правильно бинтовать руки
- Как правильно завязывать пояс
- Меры безопасности при проведении занятий по специальной физической подготовке
- Нокаут с первого удара
- Приемы защиты от собак
- Приемы страховки и самостраховки
- Стойки. Удары руками, ногами
- Структура и организация занятий по специальной физической подготовке
- Укрепление мышц, сухожилий и связок кистей рук
- Уязвимые места (болевые точки) на теле человека
- Специальные приемы и действия
- Методы связывания в виде наручников
- Порядок надевания наручников и проведения внешнего осмотра
- Связывание, обыск, конвоирование. Метание ножа, малой лопаты
- Тактика задержания
- Теория и практика
- Начальные основы воинских искусств
- Победа над сильным противником
- Правила поведения в додзё
- Правовые принципы и условия применения силы
- Принципы атлетической гимнастики для боксеров
- Размышления о боевой технике
- Тактика применения приемов самозащиты
- Техника работы коротким клинком (ножевой бой)
- Выбор ножа
- Опасные заблуждения о технике владения коротким клинком
- Основные траектории удара ножом
- Отражение ударов ножом
- Принципы использования боевого ножа
- Рукопашный бой против вооруженного ножом противника
- Стратегия и тактика защиты от нападения с ножом
- Тактические принципы филиппинской техники ножевого боя
- Уязвимые места на теле человека при атаке ножом
- Физическая подготовка для женщин
- Приемы самообороны
- Упражнения для похудения
- Физическая подготовка для мужчин
- Комплекс упражнений с гирей
- Укрепление мышц спины
- Правила успешной тренировки пауэрлифтеров
Текст книги «Школа армейского рукопашного боя»
Алексей Алексеевич Кадочников
Школа армейского рукопашного боя
Об авторе
Кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего – офицера ВВС.
С 1982 года занимается научно-исследовательской деятельностью в системе Министерства обороны. Научно-исследовательская деятельность А. А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А. А. Кадочников – действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе – Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А. А. Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Защита и служение Родине – России».
ЧАСТЬ I
ТЕХНИКА И ТАКТИКА
ВВЕДЕНИЕ
Рукопашный бой (РБ) – это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнение задачи.
Человек (боец) рассматривается в РБ как психо-биомеханическая система, т. е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.
В процессе изучения РБ как дисциплины прививаются навыки, умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.
Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого Духа, своей преданностью – преодолеть воздействие любого противника.
Живучесть – способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма – сохранять, т. е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества.
В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и в других экстремальных ситуациях.
Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою:
I фаза – встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);
II фаза – сближение (принятие решения по способам воздействия);
III фаза – завершающая – финиш (уничтожение или обезвреживание противника).
Формы рукопашного боя:
– бой без оружия – собственно «рукопашная схватка»;
– бой с оружием, подручными средствами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ
В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:
– атакующие действия;
– защитные действия;
– контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).
В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:
– приемы боя без оружия;
– приемы боя ножом;
– приемы боя малой лопатой;
– приемы боя пистолетом;
– приемы боя автоматом.
Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1).
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Таблица 1
Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующих комплексов приемов.
Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:
– атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;
– защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;
– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.
Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:
– атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;
– защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;
– контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.
Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:
– невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;
– вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;
– вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;
– вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;
– вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;
– освобождения от захватов за кисти рук; локти; грудь; плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживаеющую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;
– обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;
– связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;
– болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.
Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.
При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.
Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл. 2).
Таблица 2
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.
Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).
Каждое из занятий имеет свою цель, время содержание, особенности в методике проведения и, главным образом, решает определенные задачи.
Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7 – 10 мин. (15 – 20 мин.).
В ходе нее решаются следующие задачи:
– сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;
– подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.
Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2 – 3) строевых приемов, командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.
В колонне по одному или по два (интервал и дистанция устанавливаются 2 – 3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.
Рис. 1
При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.
Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам, командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5 – 2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруэнтные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.
Содержание основной части учебного занятия представляет собой:
• изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;
• совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;
• комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.
Задачами основной части занятия являются:
• Обучение основам техники приемов рукопашного боя.
• Обучение основам тактики рукопашного боя.
• Развитие специальных и психических качеств.
• Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:
– быстро меняющейся тактической обстановки;
– изменения погодных условий;
– ранений.
• Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.
Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35 – 40 минут, а при двухчасовом – 65 – 70 минут.
В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно.
Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные – до 25 человек) примерно с одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.
Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью под руководством как минимум одного руководителя занятий.
Если же подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2 – 3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу, или по срокам службы, или по уровню обученности.
Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разбитые на группы, в указанных для них местах в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10 – 15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).
Для проведения основной части занятий по группам руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа на каком учебном месте какие приемы отрабатывает.
Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5 – 6 мин. (10 – 15 мин.) проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 мин. (50 – 60 мин.) разучиваются новые приемы.
Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях, руководитель занятий переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.
В конце основной части учебного занятия организуется комплексная тренировка в составе подразделения, которая проводится двумя основными способами.
Первый, поточный, где занимающиеся продвигаются потоком на увеличенных дистанциях и выполняют на заранее расставленных точках обусловленные или полуобусловленные приемы и действия или кратковременные учебные схватки (используют 4 – 5 точек).
Второй – единоборство в парах в виде учебной схватки с предварительно обусловленными действиями участников.
Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3 – 5 мин. (5 – 10 мин.).
Заключительная часть решает такие частные задачи, как:
• Приведение мест занятий в порядок.
• Приведение организма в относительно спокойное состояние, используя медленный бег, спокойную ходьбу, выполняя упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.
• Подведение итогов.
При подведении итогов руководитель напоминает, какие приемы были отработаны, оценивает качество усвоенного материала, отмечает военнослужащих, хорошо и отлично овладевших приемами и действиями, проявивших старание.
• Кроме того, он дает задание на самостоятельную подготовку и при необходимости прикрепляет к обучаемым для оказания помощи хорошо подготовленных военнослужащих. В заключение руководитель занятий отдает распоряжение о подготовке к очередным занятиям.
От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повышение физических и специальных качеств обучаемых по отношению ко всему времени занятия.
ПРИМЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЕМУ РУКОПАШНОГО БОЯ
Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание и тренировка.
Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.
Для ознакомления с приемом руководитель должен:
а) назвать прием, например: «Защита ножом от ударов ствольной частью автомата, лотком малой лопаты, ножом сверху»;
б) показать прием в боевом темпе;
в) объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение.
Например: «Защита ножом универсальна, т. к. выполняется поступательно-вращательным движением лезвия ножа, встречая удар сверху различных видов оружия (автомат, малая лопата, нож и т. п.). Применяется в обстановке с различными по характеру физико-географическими условиями местности. Создает условия для поражения противника с превосходящими антропометрическими данными и физическими качествами»;
г) показать прием еще раз в медленном темпе (по частям) с кратким объяснением техники выполнения. Например: «С шагом левой ногой вперед в сторону встретить лезвием ножа ствольную часть автомата (древко малой лопаты или кисть, удерживающую лезвие ножа) в плоскости нанесения удара, делай РАЗ; подшагом правой ногой с одновременным поворотом лезвия ножа на 90 градусов сопроводить удар противника по касательной к своему телу, делай ДВА; провести контратаку в динамике ответных действий, делай ТРИ»;
д) указать на главные элементы в технике приема. Например: «Главным элементом защитного действия ножом является встреча лезвием ножа удара противника в плоскости его нанесения».
На ознакомление необходимо затрачивать не более 1 – 2 минут (3 – 4 мин.).
При ознакомлении руководитель занятия, называя прием, должен пользоваться терминологией учебника «Наставления по физической подготовке» и настоящего учебно-методического пособия, добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.
Показ должен быть образцовым, создавать ясное представление о приемах, укреплять интерес к их изучению. Приемы необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношеренговый или двухшеренговый строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 6 – 8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя.
Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.
При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.
Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.
В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.
Сущность методических приемов, применяемых при разучивании, заключается в следующем.
Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).
Например:
• для изготовки к бою: «К бою ГОТОВЬСЬ»;
• для нанесения укола на месте: «КОЛИ»;
• для нанесения укола в движении: «Нанести уколы по чучелам (мишеням) ВПЕРЕД»;
• для нанесения ударов: «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, прикладом, лопатой) БЕЙ». Прием разучивается путем многократного его выполнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, применяя вышеперечисленные распоряжения и команды.
Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении.
Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема.
Предлагаемое нами содержание приемов рукопашного боя, как правило, делится не более чем на 2 – 3 элемента. На первый счет выполняется предварительная группа элементов, на счет 2 – 3 основная и заключительная часть приема.
Выполнив прием 2 – 4 раза по разделениям, продолжают его разучивание в целом, но в более медленном темпе. Далее прием выполняется в целом.
После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков.
Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях.
Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить его на части, зафиксировав отдельные элементы техники приема.
Например: защитное движение ладони руки является сложным элементом при ударах рукой, ногой и при угрозах различным видом оружия с целью обезоруживания.
В таком случае руководитель распределяет группы обучающихся так, чтобы первые номера пар держали прямую руку, обозначая прямой удар рукой. Вторые номера с шагом левой ногой вперед встретили этот удар противника ладонью руки в плоскости нанесения с его внешней стороны, обозначив счет «раз». Затем подшагом правой ногой, немного сгибаясь в коленных суставах, одновременно провернули ладонь руки на 90 градусов, обозначив счет «два». После чего обозначили контратакующие действия на счет «три».
Таким образом, разучивание большинства приемов рукопашного боя необходимо осуществлять в такой последовательности: вначале по разделениям (если это необходимо с помощью подготовительных упражнений), в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением руководителя занятий или командира группы. В заключение проводится тренировка приема, выполняемого в боевом темпе, в сочетании с другими действиями.
>Book: Спецприёмы рукопашного боя. Практическое пособие
Глава 1. УДАРЫ
1. Удар ребром ладони
Удар ребром ладони выполняется внутренней поверхностью ребра ладони (со стороны мизинца), при этом пальцы нужно держать прямо, вместе, большой палец оттянут вверх. Ударной поверхностью является только край ладони, примерно половина расстояния между суставом мизинца и запястьем, как показано на рисунке 1.
1. Выполняйте удар рукой, согнутой в локте, ни в коем случае не прямой рукой, применяя рубящее движение от локтя и вкладывая в удар вес своего тела. В качестве тренировки можно наносить удары по открытой ладони левой руки, как показано на рисунке 2.
2. Существует два способа нанесения удара ребром ладони:
(а) сверху вниз;
(б) в сторону. Этот удар всегда выполняется изнутри наружу, ладонь обращена вниз, ни в коем случае не вверх. Правильное положение показано на рисунке 3.
3. С максимальной скоростью наносите удар по следующим наиболее уязвимым точкам на теле противника:
(а) стороны или тыльная часть запястья;
(б) предплечье, посередине между запястьем и локтем;
(в) бицепсы;
(г) боковые стороны или тыльная часть шеи;
(д) чуть ниже «адамова яблока»;
(е) почки или основание позвоночника.
Примечание. Если противник произвел захват, нанесите сильный удар ребром ладони по его запястью или предплечью. Это может привести к перелому конечности. Такого результата вы не добьетесь простым ударом кулака.
2. Удар в подбородок
Наносите этот удар основанием ладони, вкладывая в него вес своего тела. Пальцы ударной руки располагаются так, чтобы поразить глаза противника, как показано на рисунке 4.
Всегда старайтесь попасть точно в подбородок (рис. 5).
1. Выполняйте удар снизу вверх согнутой рукой и только тогда, когда находитесь близко к противнику. Дистанция, с которой наносится удар, зависит от роста противника, но обычно не превышает 6 дюймов (15 см).
2. Начав движение, никогда не отдергивайте руку назад, чтобы не выдать свои намерения противнику. Выполняя этот прием, производите все движения с максимальной быстротой.
3. Помните, что удар и даже попытка удара коленом в пах всегда приводит к тому, что голова противника наклоняется вперед вниз, а его подбородок перемещается в удобную для атаки позицию.
Примечание. Тренируйте этот удар следующим образом: держите ладонь левой руки на высоте своего подбородка, внутренняя часть ладони должна быть направлена вниз. С максимальной скоростью нанесите удар правой рукой по левой руке, как показано на рисунке 6.
3. «Ботинок» (боковой удар ногой)
За редкими исключениями, удар ногой всегда следует наносить в сторону, поскольку таким образом в него можно вложить больше силы, а также, если это необходимо, поразить противника на более далекой дистанции.
1. Развернитесь правым боком к противнику, перенесите вес своего тела на левую ногу и, слегка сгибая колено левой ноги, поднимите ступню правой ноги на высоту 2–4 дюйма (5—10 см) от земли, как показано на рисунке 7. С силой выбросите правую ступню вправо, целясь в ногу противника чуть ниже его коленной чашечки.
2. Завершите удар, производя по голени противника сдирающее движение ребром ботинка от колена вниз до подъема ступни. Заканчивая удар, перенесите вес всего тела на свою правую ступню, ломая тем самым мелкие кости ступни противника (штампующий удар). В случае необходимости завершите эту комбинацию ударом в подбородок левой рукой, как показано на рисунке 8.
Примечание. При нанесении удара левой ногой повторите те же движения, но в другую сторону.
За. Топчущий удар ботинком
Противник произвел захват спереди, прижимая ваши руки к бокам.
1. Перенесите вес тела на одну ногу, поднимите другую и произведите сдирающее движение по голени противника от середины его колена вниз, закончив штампующим ударом по ступне (рис. 9).
2. Этот удар можно также наносить внутренней частью ботинка, как показано на рисунке 10.
Примечание А. Применение внешней или внутренней стороны ребра ботинка при выполнении данного удара зависит оттого, как в данный момент распределен вес вашего тела. Если вес равномерно распределен на обе ноги, можно наносить удар любой ногой, в противном случае используйте ногу, противоположную той, на которую перенесен вес вашего тела.
Примечание Б. Если противник захватил вас сзади, нанесите по его ступне штампующий удар ботинком, быстро развернитесь и завершите прием ударом любой рукой ему в подбородок.
Зб. Удар ногами «лягание мустанга»
Противник лежит на земле:
1. Подпрыгните над противником и, согнув колени, подтяните ступни вверх; ступни держите вместе (рис. 11).
2. Когда ступни будут находиться над противником на высоте примерно 8 дюймов (20 см), резким движением распрямите ноги, направив каблуки своих ботинок в тело противника, стремясь его раздавить.
Примечание. Практически невозможно парировать удар ногами, нанесенный таким способом.
Кроме того, этот прием немедленно заставит врага думать только об обороне, оставив ему единственный шанс, чтобы уйти от нападения, а именно — откатиться в сторону. Более того, несмотря на то, что противник может пытаться защититься руками, вес вашего тела (скажем, 150 фунтов, т. е. 70 кг) плюс сила удара прыжка (скажем, еще 150 фунтов) вдавят ваши каблуки в тело противника с такой большой силой, что почти наверняка вы его убьете.
Стальные подковки на ботинках делают этот прием еще более эффективным.
Отрабатывайте этот удар ногами на чучеле или на траве (как показано на рисунке 12).
4. Удар коленом
Этот удар следует производить только на ближней дистанции.
1. Перенося вес своего тела на одну ногу, согните вторую ногу в колене, слегка оттягивая пятку назад и максимально быстро нанесите удар коленом вверх, в пах противника (рис. 13).
Примечание. Этот удар часто используется для того, чтобы противник переместил свой подбородок в позицию, более удобную позицию для нанесения ему удара в подбородок (рис. 14).
Рукопашный бой для начинающих (2 стр.)
Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующего комплекса приемов:
Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:
— атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;
— защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;
— контратакующие приемы и действия обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади, шеи спереди.
Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:
— атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;
— защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;
— контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.
Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:
— невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;
— вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;
— вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;
— вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;
— вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;
— освобождения от захватов за кисти рук; локти; грудь; плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживаемую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;
— обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;
— связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;
— болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.
Помимо общей классификации приемов рукопашного боя руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.
При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.
Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл.2).
Таблица 2
Рис. 1.
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.
Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).
Каждое из занятий имеет свою цель, время содержание, особенности в методике проведения и, главным образом, решает определенные задачи.
Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7–10 мин. (15–20 мин.).
В ходе нее решаются следующие задачи:
— сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;
— подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.
Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2–3) строевых приемов, командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.
В колонне по одному или по два (интервал и дистанция устанавливаются 2–3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.
При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.
Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам, командир, в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении, может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5–2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруентные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.
Содержание основной части учебного занятия представляет собой:
• изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;
• совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;
• комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.
Задачами основной части занятия являются:
• Обучение основам техники приемов рукопашного боя.
• Обучение основам тактики рукопашного боя.
• Развитие специальных и психических качеств.
• Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:
— быстро меняющаяся тактическая обстановка;
— изменение погодных условий;
— ранения.
• Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.
Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35–40 минут, а при двухчасовом 65–70 минут.
В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно.
Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные до 25 человек), примерно с одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих, одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.
Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью, под руководством как минимум одного руководителя занятий.
Если же подразделение по численности большое, и материальная база позволяет проводить занятие на 2–3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу или по срокам службы, или по уровню обученности.
Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разделенные на группы, в указанных для них местах, в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10–15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).
Для проведения основной части по группам, руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа, на каком учебном месте, какие приемы отрабатывает.
Рукопашный бой
Упражнение 27. Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1).
Ознакомление и разучивание приемов нападения с оружием:
Удар прикладом снизу – движением оружия правой рукой вперед, а левой – на себя с одновременным поворотом туловища влево нанести удар углом приклада. Удар может наноситься с места или с коротким шагом.
Удар затыльником приклада – с замахом стволом назад за плечо, магазином от себя вверх, затем с выпадом правой (левой) ногой поразить цель затыльником приклада.
Удар затыльником приклада
Колющие удары ножом – нанести быстрым ударным движением вооруженной руки сверху (снизу).
Режущие и колющие (сбоку, прямо и наотмашь) удары ножом – нанести быстрыми движениями вооруженной руки (горизонтально, вертикально и по диагонали) с поворотом туловища.
Уколы штыком – нанести в незащищенные места, после чего немедленно принять изготовку к бою.
Укол штыком с выпадом – направить автомат штыком в цель с одновременным толчком правой ноги и выпадом левой ударным движением рук поразить противника; выдернуть штык и толчком левой ноги принять изготовку к бою на месте или продолжать движение.
Укол штыком с выпадом
Укол штыком без выпада – быстро выпрямляя руки, направить автомат штыком в цель и ударным движением рук поразить противника, выдернуть штык и принять изготовку к бою на месте или продолжать движение.
удары лопатой – нанести справа или слева наотмашь, сверху по голове, лицу, шее и по рукам, тычком в лицо, горло.
Методика обучения ударов и уколов автоматом
Автомат — оружие огнестрельное. Но при внезапном столкновении с противником лоб в лоб выстрелить из него не всегда успеешь, а часто и нельзя, чтобы не поднимать шум. Тогда автомат может применяться для рукопашного боя. Главное, что отличает технику ударов и тычков автоматом, так это то, что его держат обеими руками, широким хватом. Другое отличие — автомат требует большей дистанции для боя, чем нож или лопатка.
Основной принцип боя автоматом таков:
- по ногам проводить подсекающие удары;
- в корпус и в голову – тычковые удары;
- по рукам – рубящие удары.
Военнослужащие должны твердо усвоить, что при попытке ударить автоматом сверху либо на уровне лица, противник чаще всего успевает подставить руки. Следовательно, «вырубить» его одним-двумя ударами не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первые удары должны наноситься прикладом, в живот или в пах. Тогда противник не успеет закричать, он осядет на землю и его можно будет чуть позже добить ударом приклада в горло или в висок уже на земле.
Необходимо также отрабатывать тычковые удары стволом автомата без штыка.
Наилучший способ отработки приемов использования автомата как холодного оружия — это занятия боем на палках с партнерами и на чучелах.
Удары разучиваются на мишенях (чучелах) групповым односторонним методом в такой последовательности:
- по разделениям и в целом на месте;
- с уходом от мишени после укола;
- в движении шагом и бегом.
Методика обучения ударов саперной лопаткой
Удары лопаткой производят с места, на выпаде и в движении. Держать ее надо за конец рукояти прямым хватом, то есть металлическая часть (штык) направлена вверх от большого пальца. Обратный хват для работы лопаткой используют редко, в основном для поражения нижней половины человеческой фигуры (ног и паха). Удары разучивают на чучелах. Разучив, отрабатывают их на внезапно выставляемой мишени, в качестве которой используют шест с большим шаром на конце (шар делают из поролона, войлока, туго переплетенной соломы и т.п.). Тренировочная лопатка должна быть затупленной. А вот боевая наточена как можно острее и обязательно снабжена крепкой петлей, пропущенной через отверстие в верхней трети рукояти. Петля не дает лопатке выскользнуть из руки в бою.
В принципе, траектории ударов лопаткой те же, что и для ножа: прямые тычки, прямые и диагональные удары сверху-вниз, рассекающие удары в горизонтальной плоскости. Даже колющие удары сверху-вниз тоже можно ею выполнять, если позволяет ситуация.
Методика обучения ударов ножом сверху и снизу, Режущих и колющих ударов сбоку, прямо и наотмашь
При изучении ударов ножом необходимо отметить, что при нападении на противника спереди самыми эффективными приемами являются тычки (колющие удары) в горло, в живот, в сердце. Ударяя в горло чуть ниже кадыка, боец рассекает яремную вену и смерть наступает практически мгновенно. Глубокая рана в живот (лучше нанести два-три повторяющихся удара) вызывает потерю сознания от болевого шока и смерть в течение нескольких минут (если не оказать своевременной медицинской помощи). Попадание в сердце также влечет за собой мгновенную смерть, но здесь удар должен быть не только точным, но и сильным, так как область сердца защищена грудной клеткой. Иные зоны поражения при атаке спереди — это левое и правое подреберье (селезенка и печень), боковая часть шеи.
Для рубяще-режущих ударов основными мишенями являются руки: запястье и локтевой сгиб. Кроме того, можно атаковать ими лицо, шею и ноги. Рубящие и режущие удары по рукам являются основой приемов защиты ножом. С их помощью, во-первых, добиваются обездвиживания конечности (и возможности держать оружие), а во-вторых, при поражении артерии возможен летальный исход. Так, ударом по лучезапястному суставу можно рассечь лучевую артерию. В результате болевого шока и быстрой потери крови через 15-20 секунд человек теряет сознание, а через 1-2 минуты умирает. Аналогичный результат дает рассечение бронхиальной артерии, проходящей над внутренней частью локтя. Рубящим ударом по шее сбоку можно рассечь сонную артерию или аорту, что влечет смерть в течение нескольких секунд. Удар по ноге с внутренней стороны бедра лишает противника способности передвигаться, а если не обработать рану, то вполне возможна смерть от большой потери крови. Наконец, любые удары в лицо заставляют противника отшатываться назад и закрывать лицо рефлекторным движением рук. Это позволяет атаковать его в другие уязвимые зоны.
Колющий удар острием ножа (тычок) прямым хватом является самым простым в изучении. В то же время это очень быстрый и короткий удар вследствие прямой траектории.
Колющие удары обратным хватом требуют к себе повышенного внимания при изучении, так как именно против них чаще всего направлены техники обезоруживания в большинстве систем рукопашного боя. Без их изучения не может быть и речи о комбинировании и свободном владении ножом.
Колющий удар вперед. Этот удар может быть нанесен в двух вариантах — одноименном и разноименном. Первый вариант сильнее, второй — быстрее. Отличие между ними заключается, прежде всего, в перемещении: если в одноименном боец делает шаг вперед, то для разноименного достаточно лишь небольшого мощного посыла бедер и плеч вперед.
Колющий удар вверх. Для тычка вверх собственно техника выпрямления бьющей конечности остается неизменной. Но необходимо заметить, что позиция ног чаще всего выше, чем при тычке вперед или вниз — это обусловлено стремлением вложить вес тела в удар. Кроме того, масса тела равномерно распределяется между ногами. Это эффективное движение для поражения горла, живота, боковых частей тела на очень близком расстоянии.
Колющий удар вниз. Техника нижнего тычка ничем не отличается от тычка вперед, но направлен он не вперед, а вниз. Используется как естественное продолжение после броска противника наземь, либо для поражения паха и бедер.
Колющий удар обратным хватом сверху вниз. Взяв нож обратным хватом, резко взмахните им вверх на уровне головы (не выше, иначе будет нарушено равновесие) и тут же, не прерывая общего темпа движения, с силой нанесите удар сверху вниз — вперед, стремясь, чтобы острие ножа находилось на одной линии с направлением удара. Мгновенно верните нож в предыдущее положение по той же траектории (это исключительно важно при реальном поражении цели — если нож изменит направление движения в ране, он может застрять в ней и его будет очень трудно вытащить, в то время как противник в агонии может нанести вам смертельный удар).
Рубяще-режущие движения ножа предоставляют бойцу большой спектр разнообразных действий — начиная от активной защиты с перерезанием сухожилий и артерий на руках и ногах противника и заканчивая мощными контратакующими ударами в область шеи и лица.
Диагональный удар снизу-вверх (обратным хватом). Этот удар почти аналогичен предыдущему, но производится от правого колена (или бока) снизу-вверх-влево. Очень хороший удар, так как его трудно не только предсказать заранее, но и просто заметить. В случае захвата руки с ножом рукой противника, легко ее разрезать простым поворотом ножа в кисти вверх. Понятно, что для всех рубящих и рассекающих ударов нож должен быть наточен до остроты бритвы. Это удар хорошо сочетается с колющим ударом сверху-вниз: конец одного движения становится началом другого.
Прямой удар сверху вниз. Сделайте большой шаг вперед левой или правой ногой, одновременно резко опуская нож вперед вниз правой рукой от правого уха. Движение заканчивается на уровне бедер. Следите за тем, чтобы удар наносился по строго вертикальной линии, — в случае правильного выполнения нож рассекает воздух с характерным свистом.
Диагональный удар СВЕРХУ ВНИЗ. Этот удар производится по косой линии поперек тела, например, от левого уха — к правому бедру. Он отличается большой мощью (благодаря скручивающему движению мышц корпуса).
Диагональный удар снизу-вверх (прямым хватом). Из исходной позиции «нож внизу у левого колена» резким маховым движением нанесите удар снизу-вверх вправо. В момент нанесения удара кисть руки, выполняющей движение, надо максимально выгнуть вверх, вкладывая тем самым дополнительную силу в удар. Этим ударом удобно поражать ноги (бедра) и руки противника, а также нижнюю часть живота.
Рассекающие удары в горизонтальной плоскости.
Рассекающий удар в горизонтальной плоскости наносится двумя основными способами:
- рассекающий удар снаружи внутрь;
- рассекающий удар изнутри наружу.
При нанесении первого основная сила удара зарождается в поворотном движении локтя, стремящегося к центру. По ощущениям необходимо добиться плетеобразного, хлесткого чувства в руке. Клинок также разворачивается во время движения.
Обратным по отношению к нему является удар изнутри наружу в горизонтальной плоскости. Резким маховым движением, выпрямляя руку, удерживающую оружие, нанесите рубящий удар, добавляя небольшой подхлест кистью. Оба удара чаще всего производятся в сочетании: сначала справа налево, а затем на отмашке слева направо.
Наиболее распространенными вариантами практического использования этих ударов являются:
- удар по горлу, шее или лицу;
- удар по животу;
- удар по сухожилиям ног под коленями.