Право на труд и отдых

Статья 37 Конституции РФ провозглашает:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.».

Свобода труда рассматривается в качестве основополагающего принципа рыночной экономики и демократического правового государства. Другим важнейшим принципом, на котором также основывается рыночная экономика, является свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности на основе договора.

Под трудовой деятельностью имеется в виду любой род или вид занятий человека, предполагающий применение и использование его физических и (или) интеллектуальных способностей, знаний и умений как на возмездной, так и на безвозмездной основе, как в эпизодическом, так и в периодическом либо систематическом порядке, как на основе трудового договора, так и на основе всякой другой допускаемой законом организационно-правовой формы привлечения людей к труду.

Свобода труда предполагает также возможность отказа человека от выполнения какого-либо труда вообще. Такой вариант поведения конкретного лица не влечет для него в современных российских условиях никаких отрицательных последствий, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 37 принудительный труд в нашей стране запрещен. В этом смысле данный запрет следует рассматривать и как конституционную гарантию свободы труда. Запрещение принудительного труда является одним из принципов не только российского, но и международного права. В частности, он зафиксирован в Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, которая была принята Международной Конференцией Труда в 1998 г.

Каждый в случае его привлечения к принудительному труду имеет право отказаться от его выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, равно как и в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда и, в частности, посредством его необеспечения средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ст. 4 Трудового кодекса РФ).

Определенные виды работ, требуемые от работника, имеют черты сходства с признаками принудительного труда, и тем не менее они не признаются в качестве разновидностей такового. Перечень таких работ содержится в статье 4 Трудового кодекса РФ, например, это всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан страны; мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива.

Для подавляющего большинства граждан труд является основным источником существования. Обладание конституционным правом на труд предоставляет каждому возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Реализация данного права позволяет каждому удовлетворять постоянно существующую потребность в создании материальных предпосылок для своего нормального существования и всестороннего развития посредством зарабатываемых средств.

В условиях рыночной экономики право на труд не дополняется чьей-либо обязанностью, в том числе и государства, предоставлять каждому конкретному лицу желательную для него работу. В то же время право гражданина на труд находится под особой защитой государства, которая проявляется, с одной стороны, в обеспечении каждому работающему лицу условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, выплаты вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, охраны труда и содействия занятости, а с другой — в предоставлении различных мер поддержки лицам, утратившим работу и заработок.

Государство предоставляет каждому не просто право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, но и возможность реализовать это право в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с Трудовым кодексом РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Необходимость проведения всех этих мероприятий возлагается, главным образом в качестве конкретных обязанностей, на каждого работодателя. Трудовой кодекс также предоставляет каждому работнику возможности для защиты своего права на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда. С этой целью все работники наделяются рядом прав в области охраны труда.

Естественным правом каждого, кто использует свою рабочую силу на договорных началах в интересах другого лица, является право на вознаграждение за труд. В условиях рыночной экономики конкретный размер данного вознаграждения определяется прежде всего соглашением самих сторон трудового договора. Поскольку работодатель заинтересован в уменьшении своих расходов на заработную плату работника, а работник — в увеличении размера вознаграждения за свой труд, то нередко работодатель, используя свое экономическое преимущество «давит» на работника, уменьшая его оплату труда. Учитывая данное обстоятельство, статья 37 Конституции РФ конкретизирует право каждого на вознаграждение за труд запретом любой дискриминации в оплате труда работников и обязанностью работодателя оплачивать данный труд на уровне не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Действующее законодательство допускает дифференциацию в оплате различных видов труда. При оплате труда одного вида дифференциация допустима исключительно в зависимости от квалификации работников, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой ими работы.

В качестве одного из важнейших конституционных прав — право каждого на защиту от безработицы. Безработица лишает человека возможности реализовать свое право труд и обеспечить тем самым себе и своей семье достойное существование. По этой причине каждое государство должно стремиться к обеспечению наиболее полной и продуктивной занятости населения.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика выражается, в частности, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние и пр.).

В соответствии с данной политикой государство гарантирует каждому гражданину РФ защиту от безработицы посредством оказания различных мер социальной поддержки, к числу которых относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст. 12 и 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Конституция признает за каждым право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Право на возбуждение индивидуального или коллективного трудового спора принадлежит лишь тем, кто трудится на основании трудового договора.

Коллективные трудовые споры рассматриваются и урегулируются самими спорящими сторонами в рамках примирительных процедур, осуществляемых при участии примирительной комиссии, посредника и (или) трудового арбитража. Правом выдвижения требований, служащих основанием для возбуждения коллективного трудового спора, наделены только работники в лице профсоюзов, их представительных органов либо иных представителей работников, трудящихся у конкретного работодателя и избранных на общем собрании или конференции работников.

Забастовка, как временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей, представляет собой один из способов разрешения коллективных трудовых споров, который в качестве крайней меры применим только по инициативе работников в случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо когда работодатель или представители работодателя уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения трудового спора или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную силу. Для организации правомерной забастовки должны быть соблюдены установленные Трудовым кодексом РФ процедуры. Забастовки в ряде органов и организаций (например, органы власти, экстренные оперативные службы, связь, водоснабжение и пр.) запрещены законом.

Право на отдых является неотъемлемым правом человека. В соответствии со ст. 24 Всеобщей декларации прав человека право на отдых является основным социальным правом человека, наличие и реализация которого создает для него необходимые предпосылки не только для развития личности, например посредством учебы в образовательных учреждениях, но и для реализации других его прав и интересов, связанных со спортом, творчеством, материнством, отцовством, участием в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры и пр.

Лицам, которые работают по трудовому договору, право на отдых гарантируется. Трудовым кодексом РФ право на отдых устанавливается в виде:

определения максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю);

утверждения минимальной продолжительности различных видов времени отдыха, к примеру, таких, как: ежедневный перерыв для отдыха и питания, предоставляемый в течение рабочего дня (не менее 30 минут);

установления выходных дней, представляющие собой еженедельный непрерывный отдых, продолжительность которого не может быть менее 42 часов;

установления нерабочих праздничных дней;

установления ежегодного оплачиваемого отпуска, минимальная продолжительность которого составляет 28 календарных дней и др.


Дата публикации: 19.04.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Обеспечение надлежащей эксплуатации многоквартирного дома

Обозначив правовую природу управления многоквартирным домом как самостоятельную обязанность собственников помещений, поставим задачу проанализировать составляющие элементы этой обязанности.

В части 1 ст. 161 ЖК РФ указываются требования к управлению многоквартирным домом, которые по характеру действий можно разделить на две группы. В первую группу, призванную обеспечить реализацию надлежащей эксплуатации многоквартирного дома, входят следующие фактические действия:

  • — обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан;
  • — надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме;
  • — предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Во вторую группу входят действия юридического характера — решение вопросов пользования и в установленных законом пределах распоряжения общим имуществом.

Зададимся вопросом, какие требования к управлению могут быть исполнены собственниками помещений, а какие — другими лицами? Первостепенным элементом законодатель называет обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под благоприятными условиями жизнедеятельности человека понимает такое состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека, а под безопасными условиями понимает такое состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия. При этом осуществление мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения является расходным обязательством Российской Федерации. В статье 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства, или, что то же самое, принципы жилищного права, представляющие собой определяющие начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование жилищных отношений. По мнению авторов комментария к ЖК РФ, определением принципов жилищного права обозначены цели жилищной политики российского государства.

В ряду основных начал жилищного законодательства среди прочего названы: необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасности.

Жилищный фонд должен находиться в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан.

Если жилое помещение оказалось таковым, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией:

  • — обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
  • — организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  • — осуществляют контроль за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве;
  • — осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль (п.п. 6 — 8 ст. 2 ЖК РФ).

Таким образом, в обязанности компетентных государственных и муниципальных органов входит осуществление контроля и надзора за благоприятными и безопасными условиями проживания при эксплуатации и соблюдением требований при проектировании и строительстве, капитальном ремонте. Непосредственно обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания на стадии эксплуатации домов должны обеспечивать лица, которые осуществляют управление многоквартирными домами. А в обязанности собственников помещений и лиц, проживающих в них, входит соблюдение противопожарных, санитарных и иных подобных правил, а также запрет на деятельность, которая может повлечь за собой разрушение и порчу жилого помещения и общего имущества, а также прав и законных интересов других граждан.

Жильцы многоквартирных домов не участвуют в процессе проектирования и строительства объекта. Поэтому они не могут обеспечить проектирование и строительство таким образом, чтобы оно отвечало требованиям строительных норм и правил, а также санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям к жилым помещениям по отоплению, вентиляции и т. п.

Условия проживания, надлежащая эксплуатация, энергетическая эффективность жилых зданий часто обусловлена объемно-планировочными, конструктивными и техническими решениями (проектными решениями), использованными при проектировании и строительстве, а также степени износа конструктивных элементов жилого здания.

Еще на стадии проектирования должны предопределяться потребительские и эксплуатационные качества жилой недвижимости: комфортность и безопасность в использовании, разумная эксплуатационная автономность помещений, обеспечивающая благоприятные условия проживания вне зависимости от порядка пользования соседними помещениями. Наделяя этими качествами многоквартирные жилые здания, от проектировщиков и строителей необходимо требовать выработки обновленных принципов и порядка формирования и выполнения проектных решений.

Все это входит в обязанности специализированных организаций (проектных и строительных), занимающихся проектированием и строительством, а также соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих контроль над их деятельностью (государственная экспертиза, строительный контроль, государственный строительный надзор).

Соответственно собственники помещений в многоквартирном доме обязаны только соблюдать, а субъекты, привлекаемые собственниками к управлению, обязаны осуществлять управление в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических, и иных требований законодательства к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирных домах (п. 6 Правил пользования жилым помещением).

Таким образом, в обязанности собственников помещений в многоквартирном доме входит соблюдение, а не обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания.

Итак, можно констатировать, что в данной составляющей процесса управления многоквартирным домом явно прослеживается публичный элемент: полномочия компетентных административных органов на обеспечение контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения как одного из основных условий реализации прав граждан на жилище.

Собственники помещений должны быть осведомлены об основах управления и безопасного пользования многоквартирными домами. Соответствующие знания и навыки должны стать для граждан своеобразными правилами поведения в многоквартирном доме (по аналогии с правилами дорожного движения). Не вызывает сомнений то, что каждому жильцу необходимо иметь информацию, а также обладать навыками, позволяющими быстро сориентироваться в ситуациях, связанных с авариями в системе энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отопления, лифтового оборудования и т. п.

Для этого они должны знать, как при аварии перекрыть холодную или горячую воду, отключить электроэнергию, каким образом покинуть квартиру в случае пожара. Они должны иметь сведения об особенностях своего многоквартирного дома и квартиры, о назначении и расположении технических средств предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций. Представляется, что во всем этом проявляется не только частный, но и публичный интерес, заключающийся в необходимости формирования определенной жилищной культуры у собственников и пользователей жилья. Выработанный тип поведения позволит эффективно и безопасно управлять технически сложным и социально значимым объектом, предотвращать материальный ущерб и не допускать причинение вреда жизни и здоровью граждан при аварийных ситуациях в многоквартирных домах.

Благоприятные и безопасные условия проживания тесно связаны с требованием по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Проанализируем эту составляющую управления многократным домом. Основные требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме раскрываются в ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ.

Оно должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

  • а) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
  • б) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • в) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
  • д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирном доме.

До внесенных изменений в ЖК РФ подобные требования, практически повторенные полностью, имелись в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Законодатель не посчитал необходимым включить в ЖК РФ только требование поддержания архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Представляется, что эти изменения внесли только некоторую декларативную ясность в характеристику надлежащего содержания общего имущества и привели в соответствие иерархичность норм жилищного законодательства. Вопрос о необходимом перечне услуг и работ для обеспечения надлежащего содержания общего имущества остается открытым. В части 1.2 ст. 161 ЖК РФ говорится, что состав минимального перечня услуг и работ, порядок их оказания и выполнения для обеспечения надлежащего содержания устанавливаются Правительством РФ.

На данный момент Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме содержат очень краткое и скудное описание действий, необходимых для содержания общего имущества такого технически сложного объекта как многоквартирный дом. Этот перечень действий носит ознакомительный характер и не раскрывает всех технических требований к эксплуатации многоквартирного дома. Если руководствоваться только этими Правилами, то представляется сомнительным обеспечение надлежащего содержания общего имущества. Однако существует другой подзаконный акт — Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Проведем анализ на соответствие данного акта федеральному закону. Он определяет правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Не претендуя на экспертизу технических норм данного акта, предположим, что они не требуют изменения. А вот анализ правовых норм позволил сделать следующий вывод.

Самое заметное отличие заключается в том, что в правилах говорится об управлении жилищным фондом, а в ЖК РФ — об управлении многоквартирным домом. Как в предыдущем, так и в действующем законодательстве под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений. Таким образом, в отличие от управления жилищным фондом управление многоквартирными домами осуществляется в отношении отдельных домов.

Из названия и целей «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» следует, что они распространяются на жилищный фонд, хотя детальное рассмотрение позволяет сделать вывод, что положения данного нормативного акта направлены не только на организацию эксплуатации, текущего и капитального ремонта жилых помещений, но и на все имущество многоквартирного дома, а также на придомовую территорию.

Представляется, что можно было бы привести вышеназванный нормативный акт в соответствии с ЖК РФ именно в части указания на организацию технической эксплуатации и текущего ремонта многоквартирного дома. Между тем, ошибочно было бы полагать, что только таким «механическим» приведением в соответствие одного нормативного акта другому можно решить проблемы, связанные с управлением многоквартирным домом, главная из которых состоит в переложении обязанностей по капитальному ремонту на собственников помещений. Если еще текущий ремонт дома жильцы как-то могут обеспечить, то в отношении капитального, который по затратам практически не уступает новому строительству — это непосильная финансовая нагрузка для граждан. Представляется, что государство, объявляя себя социальным, должно заботиться о своих гражданах и, кроме осуществления регулирования данных отношений, контроля и жилищного надзора, должно обеспечивать воспроизводство и функционирование жилищного фонда и всей жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Недавно законодатель предложил следующую схему решения этой сложной задачи. Теперь на собственников помещений возлагается дополнительная обязанность ежемесячно уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. При этом плата за капитальный ремонт будет являться самостоятельной и не будет составляющей платы за содержание и ремонт жилого помещения. Взносы на капитальный ремонт будут собираться с собственников ежемесячно, пропорционально площади помещения, за исключением многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

У собственников появляется два варианта формирования фонда капитального ремонта.

По первому — взносы должны будут перечисляться на специальный счет в кредитную организацию. Размещенные на этом счете денежные средства будут находиться в долевой собственности собственников помещений конкретного многоквартирного дома и могут быть использованы только по целевому назначению по решению общего собрания. По второму — взносы будут аккумулироваться на счете регионального оператора в виде обязательственных прав собственников помещений в отношении регионального оператора. Региональные операторы будут осуществлять функции технического заказчика капитального ремонта и сами же контролировать исполнение договоров. По сути, речь идет о создании «общего кошелька» денежных средств, управлять которыми будет региональный оператор.

Законодатель возлагает целый ряд обязанностей на соответствующие государственные органы власти. В частности, органы государственной власти субъекта РФ должны принять нормативные правовое акты, в соответствии с которыми, например:

  • — устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт;
  • — устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
  • — создается региональный оператор;
  • — устанавливается порядок подготовки региональных программ капитального ремонта;
  • — устанавливается порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта и другие.

Конечно, решать проблемы капитальных ремонтов жилья необходимо и чем скорей, тем лучше, ведь стоимость капитального ремонта со временем увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому, безусловно, для этого требуется создание накопительной системы.

Однако к новому порядку организации проведения капитального ремонта в многоквартирном доме имеется ряд вопросов: Каким образом будет функционировать система аккумулирования и управления накоплениями, сформированными за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах. Будет ли она отличаться в разных субъектах Российской Федерации? Как она будет контролироваться и кем? Какие механизмы защиты накоплений от инфляции и коррупции будут предусмотрены в данной системе?

По смыслу новая система напоминает финансовую пирамиду при направлении средств, собранных собственниками помещений одного многоквартирного дома, на цели капитального ремонта других домов. При этом собственники более новых многоквартирных домов будут финансировать проведение капитального ремонта более старых многоквартирных домов. Захотят ли собственники помещений вкладывать свои деньги в капитальный ремонт чужих домов (путем отказа от их управления)? Обязаны ли будут собственники помещений, в только что отремонтированном доме платит взносы на следующий капитальный ремонт?

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования могут предоставлять бюджетные средства и (или) иные специальные меры государственной (муниципальной) финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов. А почему это не обязанность?

Представляется, что государство сильно спешит с перекладыванием финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на плечи собственников помещений. Недопустимо вводить новые сборы с населения пока не будет понятно, куда идут денежные средства граждан. Более того, на сегодняшний день отремонтирована только небольшая часть жилищного фонда, требовавшая капитального ремонта еще до приватизации первого жилого помещения в соответствующем доме, а государство брало на себя обязательство отремонтировать всё полностью. Поэтому в первую очередь необходимо определиться, во-первых, в финансовом участии Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а во-вторых, конкретизировать пробелы в законодательстве и установить более четкий порядок на федеральном уровне, а не делегировать регулирование большого круга вопросов на уровень региональный. Вполне может оказаться так, что жители регионов могут оказать в разных условиях, как финансирования, так и правового поля.

Таким образом, и в этой составной части процесса управления многоквартирным домом присутствует значительный публичный элемент в виде обеспечения организации капитальных ремонтов многоквартирных домов, так как без их осуществления невозможно соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирных домов, обеспечения благоприятного и безопасного проживания в них граждан. Соответственно у собственников помещений появляется лишь дополнительная обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Из анализа жилищного законодательства следует, что надлежащее содержание общего имущества непосредственно обеспечивается не собственниками помещений, а иными конкретными лицами в зависимости от способа управления многоквартирным домом:

  • а) при непосредственном управлении — лицами, оказывающими соответствующие услуги и (или) выполняющими работы и с которыми собственниками помещений заключили договор о содержании и ремонте общего имущества;
  • б) при управлении объединениями собственников помещений — товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом;
  • в) при управлении специализированной организацией — управляющей организацией, с которой собственники помещений заключили договор управления многоквартирным домом.

Такой вывод подтверждается тем, что ЖК РФ закрепил ответственность данных лиц перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение работ и (или) оказание услуг, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества (ч. 2.1, 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ). Таким образом, обязанности по надлежащему содержанию общего имущества обращены не к собственникам помещений непосредственно, а к иным лицам. Соответственно обязанностью собственников помещений является выбор способа управления и заключения соответствующего договора с лицом, которое непосредственно будет обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Проанализируем еще одну требование к управлению многоквартирными домами — предоставление коммунальных услуг. Очевидно, что предоставление коммунальных услуг направлено на обеспечение комфортных условий проживания в жилых помещениях и только отчасти касается общего имущества в доме. Это еще раз подтверждает, что управление многоквартирным домом, кроме общего имущества, распространяется на все помещения в доме, то есть управление не ограничивается одним общим имуществом в качестве объекта управления.

В данной сфере деятельности действует ряд нормативных актов, основными среди которых являются:

  • — Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • — Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;
  • — Постановление правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг указывают на то, что коммунальные услуги — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем может быть любая организация, в частности, управляющая организация, ТСЖ, ЖК, ЖСК и другая, которая производит или приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Из анализа содержания ФЗ от 4 июня 2011 г. № 123, внесшего изменения в ЖК РФ, и Правил предоставления коммунальных услуг можно сделать вывод о том, что законодатель пытается устранить возникшие на практике противоречия в регулировании отношений в сфере оказания коммунальных услуг и четко установить договорные связи и ответственность между участниками данных отношений. В соответствии с указанными нормативными актами, исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителю на основе возмездного договора, содержащего положение о предоставлении соответствующих услуг. Само предоставление коммунальных услуг обеспечивается исполнителем посредством заключения с ресурсного снабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов. При этом императивно установлено, что управляющие организации, ТСЖ, либо ЖК, либо иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказаться от заключения договоров с ресурсного снабжающими организациями. Соответственно собственники помещений не вправе отказаться от заключения договоров на предоставление коммунальных услуг с исполнителями. Тем самым законодатель установил норму, обратную общему правилу (п. 3 ст. 426 ГК РФ) о том, что понуждение к заключению публичного договора возможно только для обязанной стороны (в данном случае с ресурсного снабжающей организацией, исполнителем коммунальных услуг). Ответственность за качество предоставляемых услуг соответствующего вида возлагается на ресурсному снабжающую организацию, которая распространяется только до границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерного обеспечения (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ). При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем возлагается на лиц, привлекаемых собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками самостоятельно (при непосредственном управлении с количеством квартир не более 12). И эти лица несут ответственность и обязаны обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 ЖК РФ). Приведенные выше отношения являются гражданско-правовыми. Однако в этой сфере деятельности нельзя обойтись без обозначения публичного аспекта.

В соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Эти отношения хотя и являются смежными с отношениями по предоставлению коммунальных услуг, но оказывают на них значительное влияние.

Таким образом, главная обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по предоставлению коммунальных услуг сводится к обслуживанию внутридомовых сетей, через которые осуществляется подача ресурсов, а также приборов их учета. Данную обязанность собственники помещений чаще всего (в зависимости от способа управления) делегируют другим лицам посредством заключения соответствующих договоров. А организация обеспечения потребителей необходимыми коммунальными ресурсами — это вопросы жилищно-коммунальной политики муниципальных образований. Что еще раз подтверждает необходимость элемента публичного регулирования в данной сфере.

Охарактеризованные требования к управлению многоквартирным домом на практике нередко объединяются и именуются обеспечением надлежащей эксплуатации многоквартирного дома и не все они могут быть исполнены собственниками помещений. Действия собственников помещений, обеспечивающие оптимальную эксплуатацию многоквартирного дома, носят по большей части фактический характер.

Статья 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 56 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 61 1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. 2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Статья 63 1.

Жилищное право

К физическим воздействиям, как правило, относятся шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые и иные излучения. Согласно ГОСТ 12.0.003-74 “Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”, введенному Постановлением Госстандарта СССР от 18.11.1974 N 2551, физические опасные и вредные производственные факторы включают разрушающиеся конструкции; повышенную запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; отсутствие или недостаток естественного света и т.п.
К биологическим воздействиям относятся патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности. Химические воздействия классифицируются на токсические; раздражающие; сенсибилизирующие; канцерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию (п. п. 1.1.1 – 1.1.3).

ВажноПроникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц возможно только в случаях, установленных федеральным законом. Поскольку подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, они не могут устанавливать случаи подобного рода. Конституция, провозглашая в комментируемой статье неприкосновенность жилища, вместе с тем допускает возможность ограничения права граждан на неприкосновенность жилища, но не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Именно такой случай и предусмотрен ст. 75 Закона об исполнительном производстве, которая направлена на судебную защиту прав взыскателей в стадии исполнения судебного решения и не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя (Определение КС РФ от 21.12.2004 N 425-О, касающееся положений ст.

Безопасные условия проживания граждан конституция

Но поскольку в качестве охраняемого социального блага при такой трактовке выступает состояние уединения человека, то в таком случае конституционная норма обязывает не только должностных лиц государства, но и частных лиц воздерживаться от нарушения неприкосновенности жилища. Соответственно, одно частное лицо может обжаловать в суде нарушение своего конституционного права на неприкосновенность жилища действиями другого частного лица. В таком случае основное право ст. 25 опосредует взаимоотношения между частными лицами, создавая прямой горизонтальный эффект.

То есть данное право не только выступает в качестве защитного средства от действий государственной власти, но и закладывает основные принципы организации социальной жизни*(254).
Исходя из положений Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения” к радиационным воздействиям следует отнести ионизирующее излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков. Существует естественный радиационный фон, т.е. такая доза излучения, которая создается космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. В связи с этим при проектировании и строительстве зданий и сооружений радиационный фон не должен превышать установленные нормативы.
Так, например, в соответствии с СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009” (утв.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья13 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Глава 2 Статья 21 1.
К факторам среды обитания относятся биологические, химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (абз. 3, 4 ст. 1). Положения ч. 1 комментируемой статьи устанавливают требования к зданиям и сооружениям при их проектировании и строительстве, согласно которым человек не должен подвергаться вредному воздействию физических, биологических, химических, радиационных и иных факторов среды обитания, т.е. воздействию, создающему угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Среди отрицательных воздействий, потенциально опасных для жизни и здоровья человека, законодатель называет физические, биологические, химические и радиационные воздействия.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) при проектировании и строительстве лечебных учреждений процедурные рентгеновских кабинетов, кабинетов и помещений отделений лучевой терапии, в которых находятся источники ионизирующих излучений, помещения лабораторий радиоизотопной диагностики, где ведутся работы классов I и II, не допускается размещать смежно (по горизонтали или вертикали) с палатами для беременных и детей (п. 5.22). Составление предварительного прогноза радиационной обстановки необходимо на этапе проектирования подземных сооружений на основании инженерных изысканий. Результаты прогноза должны учитываться при проектировании горных выработок, выборе технологии строительства, расчете вентиляции выработок и определении материала и толщины обделки (п.

Право наследования гарантируется. Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 46 1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 49 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Комфортные условия проживания — что это?

В рекламе продавцов утеплительных материалов, кондиционеров, современных окон часто встречается обещание сделать жизнь покупателя комфортной. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что продавцы «Роквелла» имели в виду, что в доме будет тепло, продавцы кондиционеров – что в летний зной в квартире будет прохладно, а продавцы окон – что зимой в квартире у окна не будет сквозняка, и станет меньше слышен транспортный шум.

Все эти обещания имеют, конечно, под собой определенные основания, но это далеко не все.

Действительно, создание комфортных условий обитания в замкнутом пространстве, где современный городской житель проводит большую часть своей жизни, является конечной целью всех фигурантов строительного процесса – проектировщиков, строителей, девелоперов, специалистов ЖКХ, производителей современных светопрозрачных конструкций и других субподрядчиков.

Комфортные условия на рабочем месте в офисе и дома – это условие хорошего самочувствия, высокой работоспособности и, в результате, хорошего здоровья и высокой продолжительности жизни.

Необходимо понимать, что «комфорт» — это не одна какая-то характеристика, а совокупность многих параметров, это КОМПЛЕКСНОЕ понятие.

Необходимо также понимать, что если из 7 основных параметров комфорта мы потеряем один, то это будет потеря не 1/7 части комфорта, а потеря 100% комфорта. У вас может быть замечательная теплая и светлая квартира около МКАДа, но жить там при шуме в комнате 50-60 дБА будет очень проблематично.

Понятие «комфорт» состоит из трех основных составляющих: параметров микроклимата, уровня шума и уровня освещенности.

Параметры микроклимата в жилых и общественных зданиях определены в ряде нормативных документов.

ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.»

Пункт3. Параметры микроклимата.

  • температура воздуха,
  • скорость движения воздуха,
  • относительная влажность воздуха,
  • результирующая температура помещения,
  • локальная асимметрия результирующей температуры.

Этот ГОСТ из области строительства. Это ориентиры для проектировщиков по созданию благоприятных условий пребывания людей в замкнутом помещении.

Есть также нормативы санитарные, где параметры микроклимата рекомендуются врачами, например, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00.

Уровни допустимого шума в помещениях определены в Санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36). О допустимых уровнях шума в жилых и общественных зданиях см. также ГОСТ 12.1.036-81.

Величина освещенности нормируется СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Кроме этого, при формировании комфортной среды обитания необходимо оценивать ЧИСТОТУ внутреннего воздуха по уровню загрязненности (радон, углекислый газ, летучие органические соединения и т.д.).

В качестве комментария для параметров комфорта интересно посмотреть, как люди оценивают свое самочувствие в зависимости от сочетания температура – относительная влажность:

Часто в рекламных материалах, например, продавцов увлажнителей, встречаются «страшилки» о вреде сухого воздуха и говорится, что нормальная влажность – это 50%.

На самом деле, влажность 50% и температура воздуха 21 градус – это только одна точка на графике, центр «зоны комфорта». Люди чувствуют себя комфортно и при влажности 30-35%, а зона удовлетворительного микроклимата простирается вплоть до относительной влажности ниже 20% при температуре 20-25 градусов, что и наблюдается зимой в квартирах с нормативным воздухообменом в средней полосе России.

Современные герметичные окна со стеклопакетами являются частью инженерного оборудования здания и участвуют в формировании многих параметров микроклимата и комфорта.

Обладая высокой герметичностью, они могут обеспечить более высокий уровень шумозащиты по сравнению со старой деревянной «столяркой» со щелями.

Эта же высокая герметичность обеспечивает резкое снижение сквозняков вблизи окна. Более высокие теплотехнические характеристики современных окон способны снизить затраты на отопление в частном доме или повысить температуру воздуха в городской квартире с фиксированным отоплением.

Но эта же высокая герметичность окон может привести и к ряду негативных последствий. Если конкретное помещение не оборудовано системой общеобменной приточно-вытяжной механической вентиляции, окно остается единственным каналом поступления свежего наружного воздуха. Ясно, что постоянно жить с закрытыми окнами в обычной квартире нельзя – нужен постоянный воздухообмен между помещениями и атмосферой для удаления газообразных продуктов жизнедеятельности самих жильцов (углекислый газ, пары воды, запахи кухни, сигаретный дым и т.д.), запахов отделочных материалов, бытовой техники и т.п.

Ясно также, что открывание створок или форточек – это возврат к шуму и сквознякам, которые мы имели при использовании старой «столярки».

Компромиссные решения этой проблемы, к счастью, уже найдены в виде специальных вентиляционных клапанов для современных герметичных окон.

Бутцев Б.И.

В процессе жизнедеятельности человек находится под сложным влиянием материальных условий окружающей среды, которые во многом определяют его активность, работоспособность и состояние здоровья. Упомянутый ранее педагог Баухауза Оскар Шлеммер хотел верить, что человек — центр мироздания, что создавая рукотворный мир он сможет обеспечить такие условия, чтобы многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним космосом контролировались им, были ему подвластны. На рисунке художника «Эгоцентрические очертания пространства» (рис. 4) человек, словно паучок в центре создаваемой им среды (паутины), — хозяин положения и управляет нитями-связями по своему желанию.

В действительности все обстоит совсем не так, и сегодня человек все чаще оказывается не хозяином положения — паучком, а жертвой-мухой, попавшей в густую паутину неблагоприятных факторов

Кислород

Ударные волны (избыточное давление), кгс/см2

Вентиляция,

М3/МИН

‘/в Влажность

Механическая вибрация

>38*С т Температура

Шум (постоянная тишина не допускается)

Теплоотдача, ВТ

Освещенность

(без ослепления), лк

Атмосферное давление, кгс/см2

Ультрафиолетовое излучение

m га

Углекислый газ, (число частиц на

Окись углерода миллион частиц

(число частиц на воздуха) j.

миллион частиц

воздуха) \{£

Ионизирующее излучение, бер/год Электрический ток частоты 60 ГЦ

Ускорение, g = 9,81 м/с2

Рис. 4. «Эгоцентрические очертания пространства», 0. Шлеммер, Баухауз, 1924 г. (а). Комфортные (внутренний круг) и предельно допустимые (наружный круг) условия окружающей среды (6) естественного и техногенного происхождения. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств, но весьма активно влияют на состояние человека

Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются свойствами окружающей среды. Воздействие факторов окружающей среды, конечно, явление комплексное, представляющее собой интегральное (неразрывно связанное) целое. Факторы могут либо нивелироваться, взаимно компенсироваться с точки зрения физиологии и психологии, либо накладываться один на другой, взаимно усиливая друг друга. Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

Дополнительные трудности при оценке среды создают значительные различия и индивидуальные особенности человеческого организма. Разные люди весьма различно реагируют на влияние одних и тех же раздражителей, действующих с одинаковой интенсивностью. Индивидуальная восприимчивость и зависящий от нее уровень сопротивляемости организма по отношению к физическим и химическим воздействиям изменяются под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

В этом процесс весьма важная роль принадлежит адаптации, т.е. приспособляемости организма к окружающим условиям, а также тренировкам и выработке трудовых навыков.

Реальные технические возможности мониторинга (контроля) окружающей среды и регистрации физиологического состояния организма диктуют необходимость введения некоторых условностей с их дифференциацией (разделением, расчленением целого) по группам и элементам.

В этом подразделе рассматриваются гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздействием климатических условий, функционирования орудий и предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияние строительно-отделочных материалов и колористических решений интерьеров.

Элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки. Основные из них (табл. 1) следующие: микроклимат (состояние воздушной среды); освещенность (естественная и искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); механические колебания (шум, ультразвук, вибрация); излучения (электромагнитные, инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, радиационные); биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы) и др.

Элементы гигиенических факторов (слагаемые параметры среды обитания) можно сгруппировать в функциональные блоки. Основные из них приведены в таблице. Большинство факторов оценивается количественно и нормируется, а отрицательное влияние может корректироваться при помощи различных мер и средств защиты.

На рис. 4, б показаны зона комфортных условий, которые приемлемы и мало влияют на работоспособность человека, а также зона предельно допустимых условий окружающей среды, при которых происходят существенные физиологические изменения организма.

Во всех случаях формирование комфортных условий происходит через так или иначе организованноевзаимодействие человека с внешней средой, через учет влияния на человека природных факторов —климата, ландшафта, условий радиации и т.д., влияние которых на организм человека можноклассифицировать по 3-м состояниям: прямое, опосредованное и косвенное. \

Например, к прямому воздействию климата на организм человека можно отнести то, которое он испытывает, находясь под открытым небом — оно определяет его тепловое состояние, поведение, заболеваемость и т.д. Климат оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного объемно-пространственного решения в архитектурном проектировании, выбор конструктивных и отделочных материалов и т.д.

Таблица 1. Объективные характеристики (элементы) среды обитания

Элементы среды обитания

Параметры, характеризующие основные свойства элементов

Единицы измерения элемента

Освещенность естественная искусственная

уровень освещенности

Микроклимат температура воздуха относительная влажность воздуха скорость движения воздуха

теплонасыщенность влагонасыщенность подвижность воздушной массы

Атмосферное давление повышенное пониженное

давление в раб. камере высота над уровнем моря барометрическое давление

Атм.

м мм рт. ст

Вредные вещества пары газы аэрозоли

Концентрация компонентов в воздушной среде

мг/м3

Механические колебания вибрация

шум ультразвук

частота амплитуда колебательная скорость частота октавных полос уровень звукового давления уровень звука

Излучения электромагнитные инфракрасные

ультрафиолетовые ионизирующие волны радиочастот

длина волны длина волны интенсивность излучения длина волны скорость радиоактивного распада частота колебаний

дм, м, мм, см ммк кал/см2-мин ммк бэр Гц, кГц, МГц

Биологические агенты микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибки и пр.) макроорганизмы (растения, животные)

степень опасного воздействия на организм человека то же

баллы г

то же

Опосредованное воздействие климата — психофизиологические реакции — важны и интенсивны, но и они сами, и их источники (температура и влажность, ветровой режим, осадки, химический состав воздуха и солнечная радиация) могут быть так или иначе деформированы санитарно-техническими средствами, избранным режимом труда и отдыха и т.д.

К косвенному воздействию относят влияние климата на микроорганизмы, растительность и животных, а они в свою очередь влияют на здоровье человека.

Состояние среды или, как еще говорят, экологическая обстановка в жилище, общественных зданиях (в первую очередь медицинских, дошкольных и школьных) требует к себе пристального внимания архитекторов и дизайнеров в связи с все большей электронизацией оборудования, использованием новых поколений синтетических материалов при строительстве, отделке, изготовлении мебели и пр.

Электромагнитные и электростатические поля, радиация — эти так называемые «тихие» факторы, создаваемые техническим оборудованием и приборами, оказывают вредное воздействие на здоровье нынешнего поколения (особенно детей, пожилых и больных людей), но еще более пагубно могут сказаться на потомках. Даже такие привычные и любимые нами вещи домашнего обихода как телевизор, холодильник, микроволновая печь, пылесос, утюг и т.д., а тем более компьютер, могут представлять опасность из-за превышения допустимого уровня магнитного поля в десятки, а то и сотни раз.

Сущность опасности применения синтетических (да и естественных) материалов в интерьерах состоит в том, что строительные и отделочные материалы, материалы для изготовления мебели и оборудования в той или иной степени воздействуют на пространство помещений среды обитания и находящихся там людей. Различают три основных механизма такого воздействия.

Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух помещений химических веществ, способных испаряться или возгоняться через поверхность материала, элементы конструкций в воздух (формальдегид, фенол, акрил и т.д.).

Физическое воздействие вызывается электризуемостью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн (шум) и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможно и радиоактивное излучение из материалов.

Биологическое воздействие обусловлено возникновением грибковых колоний во влажных и теплых местах и, как следствие, — аллергических заболеваний из-за попадания в воздух грибковых спор. Присутствие насекомых и мелких грызунов — это тоже биологическое воздействие.

Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими блоками данных, определяющих ее микроклимат:

гигиенические характеристики;

психофизиологические факторы;

пространственно-антропометрические параметры.

Каждый блок формируется проектировщиком специфическими средствами и методами. Первый — преимущественно инженерно-техническим оборудованием и специальными приемами непосредственного использования природных ресурсов в среде обитания. В открытых пространствах это планировочные решения, обеспечивающие или регулирующие их аэрацию и инсоляцию, обводнение, озеленение и другие приемы ландшафтного дизайна. В закрытых помещениях решение задач усложняется — от желания максимально соединить отделенное от внешней среды пространство с ее благоприятными человеку слагаемыми до создания полностью искусственной среды в помещении, например путем кондиционирования, т.е. автоматического поддержания параметров воздуха (заданной температуры, влажности и чистоты).

Два других блока связаны с состоянием комфортности опосредовано за счет усиления или ослабления прямых контактов с природной основой, цветовыми раздражителями, пространственными ассоциациями и т.д.

Комплексность влияния факторов формирования среды

Особым обстоятельством учета влияния тех или иных параметров среды на человека является их совместное и комплексное воздействие.

К ведущим гигиеническим характеристикам относятся такие параметры среды, как температура, влажность и скорость движения воздуха.

Оптимальной температурой воздуха в жилище является 20°С (± 2°С). Наиболее комфортной температурой можно считать 20—22 °С, 18 °С — min. допустимая комнатная температура при температуре наружного воздуха минус 24°С и ниже.

Для оценки комфортного пребывания в помещении, кроме собственно температуры воздуха, важнаразница температур по горизонтали от наружных стен до любой точки внутри помещения, которая недолжна превышать 2°С — ее человек в обычной одежде не замечает. Если же температураограждения низкая и разница превышает указанный предел, то человек начинает отдавать свое теплоокружению.

Кроме перепадов температуры по горизонтали следует учитывать перепады температур по вертикали.При нормальной комнатной температуре перепад между температурой пола и температурой на высоте1,5—2 м не должен превышать 2—3°С. Перепад температуры по высоте на 4°С снижает температурукожи стопы на 7—10°С. При оценке состояния комфортного пребывания человека в среде такжедолжна приниматься во внимание его способность к адаптации, привычка к акклиматизации исочетание температуры воздуха с его влажностью. ^ , .-. .

Наиболее комфортной считается относительная влажность воздуха в комнате в пределах 30—70%.

При отступлении влажностного режима от этих границ происходит резкое и неоднозначное изменение самочувствия человека в данной среде. Так, меняются характеристики комфортного для него теплообмена — либо он затрудняется (при повышении влажности), либо ускоряется (при ее снижении). Но если температура воздуха ушла из комфортной зоны — резко снизилась или повысилась, — то реакции организма становятся нестандартными: сочетание низких температур и высокой влажности делает погоду субъективно холоднее, а высокая температура при нулевой влажности переносится намного легче, чем при нормальной.

0 Малозаметным, но важным компонентом микроклимата в помещении является скорость движения

Я» воздуха. В закрытых помещениях она невелика и субъективно не ощущается, но активно влияет на

1 функциональную деятельность человека, поскольку движение воздуха стимулирует кожные,

§ сосудистые рефлексы и улучшает терморегуляцию. Если в процессе теплообмена человек не в

ф состоянии освободиться от излишков тепла, то ему становится жарко.

Поэтому в эргономических исследованиях, связанных с микроклиматом, эти параметры (температура, влажность и скорость движения воздуха) никогда не рассматриваются изолированно.

Также комплексно, в различных вариантах взаимодействия, эргономика изучает и другие «объективные» характеристики (факторы формирования средовых состояний) среды обитания. Более того, указанные в табл. 1 «раздельные» характеристики (освещенность, микроклимат, давление и т.д.) так же взаимно влияют друг на друга — как при прямых сочетаниях (давление плюс показатели микроклимата), так и при опосредованных (ухудшение «нормальных» реакций на состояние среды при усилении шума, повышении ультрафиолетовой радиации и т.д.).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *