Театральный словарь

Театральная сцена — основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.
Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона.
По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.
По глубине сценическая коробка делится:

  • на авансцену и на просцениум
  • на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы
  • на закулисные пространства и на арьерсцену.

Авансцена (фр.Avant-scene)
Авансцена — открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.

Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытымзанавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.

Арьерсцена (от фр.Arriere — сзади)
Арьерсцена в театре — пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства и служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Боковой карман сцены
Боковой карман сцены — помещение для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Верхняя сцена
Верхняя сцена — часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.

Аппаратура верхнего освещения
Аппаратура верхнего освещения — в театре — осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Дымовой люк
Дымовой люк — специальное сценическое устройство, служащее для выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.

Колосники (колосниковая решетка)
Колосники — решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Над колосниками помещаются дымовые люки. Колосники служат для:

  • установки блоков сценических механизмов
  • используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля
  • сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Колосниковое пространство
Колосниковое пространство — пространство над колосниками, ограниченное сверху перекрытием

Рабочая галерея (машинная галерея)
Рабочая галерея в театре — галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой лестницами, лифтами и переходными мостиками. На рабочих галереях находятся:

  • рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации
  • осветители
  • сценические механизмы
  • пульты управления и т.п.

Высота сцены
Высота сцены — расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.

Закулисные пространства
Закулисные пространства — пространства сцены:

  • где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля
  • куда транспортируются декорации прошедшей картины
  • где находятся пульты управления сценическими механизмами
  • где помещаются:
    • светоаппаратура спектакля
    • пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль
    • площадка хормейстера
    • место машиниста сцены и др.

Зеркало сцены (портальное отверстие)
Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены. В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

Ковер-самолет
Ковер-самолет — площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую. Обычно «пролет на ковре-самолете» применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.

Красная линия (красная черта)
Красная линия в театре — граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

Люк-провал
Люк-провал — сценическое устройство, предназначенное для подъема из трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня планшета в трюм. Люк-провал состоит из:

  • проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом
  • подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими
  • контргрузом
  • приводом

Нижняя сцена (Трюм голл.Truim)
Нижняя сцена в театре — часть сценической коробки ниже планшета, где расположены:

  • сценические механизмы
  • суфлерская и светорегуляторная будки
  • подъемно-опускные устройства
  • приспособления для сценических эффектов.

Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей — верхнего первого трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.

Одежда сцены
Одежда сцены — совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.

Осветительное оборудование театральной сцены
Осветительное оборудование театральной сцены:

  • аппаратура верхнего освещения
  • аппаратура горизонтного освещения
  • аппаратура бокового освещения
  • аппаратура выносного освещения
  • переносная осветительная аппаратура
  • специальные осветительные и проекционные приборы.

Аппаратура бокового освещения
Аппаратура бокового освещения в театре — осветительные приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

Аппаратура верхнего освещения
Аппаратура верхнего освещения в театре — осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Аппаратура выносного освещения
Аппаратура выносного освещения в театре — рампа, а также прожекторы, установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

Аппаратура горизонтного освещения
Аппаратура горизонтного освещения в театре — осветительные приборы, служащие для освещения театральных горизонтов.

Выносной софит
Выносной софит — группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

Осветительный прибор
Осветительный прибор — устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

Переносная осветительная аппаратура
Переносная осветительная аппаратура в театре — осветительные приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

Пистолет
Пистолет — осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

Рампа (фр.Rampe От фр.Ramper — спускаться отлого)
Рампа в театре — система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу. Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

Световая проекция
Световая проекция — метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:

  • динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.
  • статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

Световые сценические эффекты
Световые сценические эффекты — сценические эффекты, имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.

Светорегулирующая установка
Светорегулирующая установка — система централизованного управления осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

Софит
Софит — театральная осветительная аппаратура, подвешенная под мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

Театральный прожектор
Театральный прожектор — осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.

Художник по свету
Художник по свету — театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету: — составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

Электроосветительский цех
Электроосветительский цех — театральный цех, ведающий:

  • осветительной аппаратурой
  • электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и т.д.

Планшет сцены (от фр.Planche — доска)
Планшет сцены в театре — пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

Асфалейя система
Асфалейя система — система устройства подвижного планшета сцены, предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы, делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая установка.

Ковровая щель
Ковровая щель — узкая щель в планшете cцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки декоративных «ковров», которые растягиваются на сцене, чтобы они не сбивались во время действия.

План сцены (от лат.Planum — плоскость)
План сцены — часть сценической площадки, расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.

Поворотный круг сцены
Поворотный круг сцены — вращающаяся часть сценической площадки, позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями поворотного круга являются:

  • центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся частей
  • круг
  • ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга
  • парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального движения тягового каната в вертикальное движение
  • ручной или машинный привод
  • противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания

Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на планшете сцены непосредственно перед спектаклем и — стационарные поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.

Подъемное оборудование сцены
Подъемное оборудование сцены — совокупность механизмов, с помощью которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных приборов и т.п.

Грузоподъемные машины
Грузоподъемные машины — подъемные краны всех типов, краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.

Индивидуальный подъем (сценический подъем)
Индивидуальный подъем — механизм, состоящий из лебедки с тросом, прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены. Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.

Плунжер
Плунжер — механизированная поднимающаяся часть плана сцены.

Полетная фурка
Полетная фурка — часть сценического оборудования; платформа, предназначенная для передвижения на сцене частей декорационного оформления вверх и вниз.

Сценическая лебедка
Сценическая лебедка — механизм, служащий для натяжки тросов для горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов оформления спектакля, для приведения в действие различных сценических механизмов и эффектов.

Штанкетный подъем
Штанкетный подъем — система, состоящая из трубы/бруса (штанкета), подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.

Портал сцены лат.Portale От лат. Porta — ворота
Портал сцены — архитектурный портал, отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие (зеркало сцены). Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.

Внутренний просцениум
Внутренний просцениум — пространство сцены, заключенное внутри декоративного портала сцены.

Декоративный портал сцены
Декоративный портал сцены — временное обрамление первого плана сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный занавес и потолок. Он является представляет собой часть декорационного оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.

Портал (нем.Portal От лат.Porta — вход)
Портал — парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

Портальная арка (портальное зеркало)
Портальная арка — основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из:

  • архитектурной арки — проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия
  • игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

Портальная башня
Портальная башня — часть игровой портальной арки сцены, жесткая металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

Просцениум (лат.Proscaenium)
Просцениум — часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

Средняя сцена
Средняя сцена — часть сценической коробки от уровня планшета до верха портального отверстия, где происходит театральное действие.

Сцена (лат.Scaena)
Сцена в широком смысле — площадка, на которой происходит театральное представление

Театральный занавес
Театральный занавес — полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет:

  • сделать невидимым процесс перемены обстановки
  • создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Антрактный занавес
Антрактный занавес — театральный занавес, снабженный клапаном, прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в глубину первого плана сцены.

Противопожарный занавес
Противопожарный занавес — дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от зрительного зала.

Фурка
Фурка — часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке

>Особенность водяного пожаротушения культурно-зрелищных учреждений (театры, кинотеатры)

Основные определения сцены театра:

Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники (рис. 1). Трюм — это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. Нижняя сцена используется для устройства люков-спусков со сцены и для осуществления различных эффектов.

Планшетом — называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.

Колосники — решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы.

Авансцена — это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Она может обыгрываться как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею.

Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия — линия, по которой проходит антрактовый занавес.

Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно рампе. Эти участки называются планами сцены. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах. Кулисы представляют собой мягкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части. Падуги — это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Они служат для маскировки софитов— приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства. Кулисы и падуги составляют ряд арок, подвешенных параллельно рампе. Пространство сцены, лежащее между этими арками, и определяло площадь каждого плана. В современном театре это понятие сохранилось, но получило более широкое значение. Формально границей плана сцены считается линия софитных батарей. Это, пожалуй, единственный признак, по которому можно разделить сценическое пространство.

Рисунок 1. Устройство сцены-коробки: 1 — строительный портал; 2 — осветительная галерея; 3 — рабочая галерея; 4— переходный мостик; 5 — колосники; 6 — портальная башня; 7 — огнестойкий занавес.

Сцена сообщается с авансценой при помощи портального отверстия. Архитектурная арка, обрамляющая это отверстие, называется порталом сцены. А пространство, заключенное внутри портальной арки, — зеркалом сцены. В театрах классического типа зеркало сцены несколько меньше размеров портала, так как сверху оно обрезается специальной падугой — арлекином. Арлекин служит для маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. В современных решениях сцены арлекин, как правило, отсутствует.

Специальные кулисы и падуги, находящиеся за портальной аркой, могут изменять размеры сценического отверстия, образуя так называемое рабочее зеркало сцены или рабочий портал.

По бокам сцены располагаются дополнительные резервные площадки, называемые карманами. В отличие от боковых пространств сцены, карманы находятся за пределами сценической коробки и поэтому имеют пониженную высоту, приблизительно равную высоте портала. Карманы служат для заготовки декораций, собранных на накатных площадках-фурках. Поскольку наиболее активно обыгрываемой площадью являются первые планы сцены, помещения карманов размещаются в этой зоне.

Арьерсцена, или иначе задняя сцена, представляет собой, как и карманы, отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части главной сцены.

Основные требования для проектирования:

В зданиях культурно-зрелищных учреждений следует предусматривать водяное пожаротушение:

  • в кинотеатрах и клубах с эстрадами при вместимости зрительного зала до 700 мест — пожарные краны; более 700 мест при наличии колосников — пожарные краны и дренчерные установки;
  • в клубах со сценами размером 12,5×7,5 м; 15×7,5 м; 18×9 м и 21×12 м при вместимости зрительного зала до 700 мест — пожарные краны и дренчерные установки;
  • в клубах со сценами размером 18х9 и 21х12 м при вместимости зрительного зала более 700 мест, со сценами 18х12 и 21×15 м независимо от вместимости, а также в театрах — пожарные краны, дренчерные и спринклерные установки;
  • в демонстрационных комплексах театров вместимостью 600 мест и более со сценами панорамного, трехстороннего и центрального типов — установки пожаротушения
  • Противопожарное водоснабжение в зданиях библиотек и архивов следует предусматривать при объеме здания 7500 м3 и более. Нормы расхода воды и количество струй на внутреннее пожаротушение надлежит принимать по СП30.13330
  • В зданиях спортивного назначения интенсивность орошения при использовании спринклерных установок следует принимать 0,08 л/с на 1м2 исходя из расчета одновременного орошения площади до 120 м2 с продолжительностью работы системы 30 мин.

Система водяного пожаротушения театров (кинотеатрах) состоит из:

  • Дренчерных установок. Их размещают под колосниками сцены и арьерсцены, под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками, в сейфе скатанных декораций и во всех проемах сцены, включая проемы портала, карманов и арьерсцены, а также в части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены и подъемно-опускных устройств.

Орошение противопожарного занавеса следует предусматривать со стороны сцены.

  • Спринклерных установок. Ими защищают сцену и арьерсцену, все рабочие галереи и переходные мостики, кроме нижних, трюм (кроме встроенного оборудования сцены), карманы сцены, арьерсцена, а также складские помещения, кладовые, мастерские, помещения станковых и объемных декораций, камера пылеудаления.
  • Пожарных кранов. Пожарные краны устанавливают у входов в зрительный зал и на сцену или
    эстраду, у входов на лестничные площадки.

В зданиях клубов со сценами размеров 18×12, 21×12, 21×15 м, а также в зданиях театров дополнительные пожарные краны диаметром 65 мм со спрыском 19 мм и длиной рукава 10 м устанавливают на планшете сцены.
Пожарные краны диаметром 50 мм со спрыском 16 мм и длиной рукава 10 м устанавливают на колосниках и рабочих галереях; то же во всех остальных помещениях театров, но с длиной рукава — 20 м.
На планшете сцены при его площади до 500 м2 устанавливают три, а при большей площади — четыре пожарных крана.
На каждой рабочей галерее и колосниках размещают не менее двух пожарных кранов, по одному с правой и левой стороны сцены.

Расчетные расходы на систему водяного пожаротушения для театров (кинотеатров) :

Суммарный расчетный расход воды принимается большим из двух случаев работы средств внутреннего пожаротушения

  • спринклерных установок сцены (покрытие сцены, все рабочие галереи и переходные мостики), одновременного действия двух пожарных кранов на планшете сцены с общим расходом не менее 10 л/с и двух кранов на верхних рабочих галереях с общим расходом 5 л/с, а также работы секции дренчерных установок портала сцены;
  • всех дренчерных установок под колосниками сцены и арьерсцены, нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их рабочими мостиками, одновременного действия двух пожарных кранов на планшете сцены с общим расходом не менее 10 л/с и двух кранов на верхних рабочих галереях с расходом 5 л/с, а также работы секции дренчеров установки портала сцены.

Примечание: Как правило наибольшее количество воды приходится на дренчерные установки.

Расчетный напор на внутреннее пожаротушение:

В тех случаях, когда напор в наружной сети недостаточен для обеспечения расчетной работы противопожарных устройств, следует предусматривать установку насосов, пуск которых следует проектировать:

  • дистанционным от кнопок у пожарных кранов — при отсутствии спринклерных и дренчерных установок устройств;
  • автоматическим — при наличии спринклерных и дренчерных установок, с дистанционным дублированием (для пуска и установки) из помещений пожарного поста и насосной

Требуемый напор определяется гидравлическим расчетом.

Свободный напор для гидравлического расчета определяется в зависимости от диктующей точки:

  • для пожарных кранов свободный напор следует предусматривать таким, чтобы получаемая компактная струя орошала наиболее высокую часть расчетного помещения. Напор пожарных кранов на планшете сцены должен обеспечивать получение компактных струй высотой, превышающей на 2 м расстояние от планшета до колосникового настила.
  • для наиболее удаленного и высокорасположенного оросителя свободный напор должен быть не менее 500 ГПа (5 м вод.ст.)

Основная проблема водяного пожаротушения театров, кинотеатров

После того, как Вы выполните все необходимые расчеты, Вы получите некоторую расчетную цифру (требуемый напор и расход). Для театров и кинотеатров, как правило это очень большие значения порядком 400 м3/час и выше при напоре от 50м.

В редких случаях городской водопровод может обеспечить данные параметры. Обычно необходимо проектировать насосную станцию пожаротушения. Согласно нормам РФ, мы может устанавливать один рабочий и один резервный насос.

К примеру рассмотрим график насоса, который был подобран для следующих параметров: расход 489 м3/час, напор 70м.

Насос отлично подобран на расчетные параметры.

Только обратите внимание на график , что насос работает в диапазоне от 55 м3/час.

При строительстве театра «X» был установлен данный насос. Система АУПТ была смонтирована и готова к работе . Но когда начали сдавать объект инспекции, система не запустилась. Что произошло? При сдачи объекта открыли пожарный кран с расходом 2,5л/с, давление в сети упало, насос запустился, стал вибрировать и отключился примерно через 30 секунд. Чтобы сдать этот театр, пришлось устанавливать частотный преобразователь на данные насосы и предусматривать специальный шкаф. В итоге стоимость системы получилась крайне дорогой. К тому же не все производители смеют сертифицированные пожарные шкафы для насосов с частотным преобразователем.

В любом другом объекте с большими расходами на пожаротушение может возникнуть аналогичная проблема. При начале развития пожара, как правило начинает работать только пожарный кран и несколько спринклерных оросителей. Если пожар не ликвидировался и продолжает развиваться, то уже спустя некоторое время раскрываются все расчетные оросители и дренчеры. Т.е. в начальный этап пожара, при установки одного рабочего насоса с большой производительностью, мы не запустим систему водяного пожаротушения в работу, т.к. насос не работает на маленькие расходы.

Чтобы не возникало таких проблем, лучше устанавливать насосную группу из нескольких рабочих насосов с каскадным включением. Смотреть график ниже.

Из графика видно, что мы охватываем весь диапазон расходы от 0 и более м3/час, т.е. насосная установка обеспечивает защиту от пожара от начала его развития, когда еще расходы воды не вышли на расчетные параметры.

При этом у данной схемы есть несколько положительных моментов:

  • не возникает гидравлического удара в системе АУПТ
  • снижаются перебои в электроэнергии (т.к. у нас насосы с более низкой мощностью включаются в работу последовательно)
  • дешевле заменить сломанный насос из насосной группы
  • обеспечиваем работу в системе от начала развития пожара (при расходе от 2,5-5 л/с)

При объединенной системе АУПТ с пожарными кранами, перед пожарными кранами обязательно необходимо устанавливать диафрагмы, для снижения давления перед ПК (давление должно быть не более 40м)

На современном рынке так же появились насосные установки для пожаротушения с частотным преобразователем (фирма ООО Плазма-Т)

Остальные требования к системе АУПТ для театров Вы найдете в приложении Л СП 118.13330.2012.

Литература: СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» приложение Л. «Требования к внутреннему противопожарному водопроводу зданий культурно-зрелищных учреждений, библиотек, архивов и спортивных сооружений».

Колосниковые настилы и колосниковые решетки

Сварные и прессованные решетчатые настилы пришли на Российский рынок металлоконструкций относительно недавно, хотя за рубежом, они давно нашли широкое применение и заняли достойное место среди всевозможный решений, применяемых при проектировании и строительстве промышленных зданий и сооружений.

Даже в американских блокбастерах, выпущенных в 90-е годы прошлого столетия, легко можно встретить различные решетчатые настилы в кадрах перестрелок на различных заводах, военных объектах и сооружениях.

В Россию металлические решетчатые настилы поставлялись из различных стран, материал был новый и никакой информации о нем на русском языке просто не было. Для того, чтобы как-то привлечь покупателей, российские поставщики переводили документацию, описание и каталоги от иностранных поставщиков. Не обходилось и без казусов и неточностей перевода, т.к., зачастую, делались они самостоятельно с применением программ для машинного перевода.

Колосниковые решетки – это один из примеров неверного перевода названия — сварные решетки. Перевод был выполнен с немецкого языка и за неимением иной информации, колосниковые решетки «прижились» как второе название решетчатых настилов.

Колосниковый настил – как следствие неверной трактовки названия сварного настила можно встретить и в описаниях продукции и даже при консультации от менеджеров компаний, реализующих промышленные металлоконструкции.

Колосниковые решетки в реальном и верном названии – это часть конструкции топки, которая представляет из себя специальную литую решетку из чугуна для поддержания твердого топлива. Путаница в данном случае, вполне очевидна, т.к. по конструкции, настоящие колосниковые решетки отдаленно напоминают настилы.

Если Вас интересовали именно строительные металлические решетчатые настилы, Вы можете ознакомится с нашим ассортиментом продукции, которая поставляется на крупные промышленные объекты во все регионы России.

Таблица 3

Вместимость большого зрительного зала, мест

Сцена

Ширина игрового портала, м

500 — 600

С-1

500 — 800

С-2

700 — 1200

С-3

1100 — 1500

С-4

1500 и более

С-5

3.38. Колосниковый настил располагается перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м .

Высота над колосниковым настилом в свету принимается, м, не менее: для сцены — 2,4; при наклонном перекрытии в низкой части сцены — 1,8; для арьерсцены — 1,6.

3.39. По боковым и задней стенам сцены предусматриваются ярусы рабочих галерей. Нижнюю галерею рекомендуется располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м .

Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола принимается от 2,5 до 3 м по всей высоте сцены. Ширину (в свету) рабочих галерей, расположенных на боковых стенах, рекомендуется принимать; при установке электроприводов подъемов на галереях — 2,8 м , при установке электроприборов за пределами сценической коробки, при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях — 1,5 — 1,8 м . Ширину рабочих галерей (обходных мостиков) на задней стене сцены рекомендуется принимать не менее 0,3 м .

Между боковыми рабочими галереями возможно предусматривать переходные мостики шириной не менее 0,6 м .

Рабочие галереи и переходные мостики проектируются со сплошным настилом из шпунтованных сосновых досок толщиной не менее 0,06 м , ограждением высотой не менее 1,2 м и отбойным брусом высотой не менее 0,15 м .

3.40. Высоту проема из арьерсцены на сцену рекомендуется принимать более высоты строительного портала на 0,5 — 2,5 м , определяя промежуточные величины в прямой зависимости от размера сцены.

Высоту проема из кармана на сцену рекомендуется принимать для сцен С-1 — С-3 на 0,5 м более высоты строительного портала, а сцен С-4 и С-5 — равной его высоте.

3.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов проектируются в одном уровне.

3.42. Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен по табл. 2 .

Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м .

В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным.

При проектировании барабанного круга, подъемно-опускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом.

Таблица 4

Театр

Ширина, м, не менее

оркестровой ямы

проема

Драматический и музыкально-драматический

Музыкальной комедии

4,5

3,5

Оперы и балета

4,5

3.43. Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала.

С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

3.44. Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать по табл. 4 .

Высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) рекомендуется принимать — 2,1 — 2,4 м .

Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется не менее 1,3 м 2 .

Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола.

Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 — в театрах музыкальной комедии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала оставляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м . При нависании авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены. Размеры ступеней — ширина не менее 1,5 м , высота не более 0,2 м .

В том случае, если оркестровая яма находится в пределах сценической коробки, над ней устраивается звукоотражающий козырек, убираемый в случае перекрытия проема оркестровой ямы в уровне планшета.

Трансформации оркестровой ямы, преследующие цель ее многофункционального использования — по назначению, для увеличения авансцены, для увеличения вместимости зрительного зала — см. подраздел «Трансформации демонстрационного комплекса».

3.45. Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцен предусматриваются две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила (при вместимости зала менее 800 мест возможно от уровня пола нижней рабочей галереи).

КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ

Смотреть что такое «КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ» в других словарях:

  • колосники сцены — Решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса Тематики здания, сооружения … Справочник технического переводчика

  • колосники — ов; мн. (ед. колосник, а; м.). 1. Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3. Театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и спуска декораций,… … Энциклопедический словарь

  • КОЛОСНИКИ — КОЛОСНИКИ, ов, ед. колосник, а, муж. (спец.). 1. Чугунная решетка в печах для прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки. 2. мн. Верхняя часть сцены с механизмами для укрепления декораций. | прил. колосниковый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

  • КОЛОСНИКИ — верхняя часть сцены (невидимая зрителю) для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций … Большой Энциклопедический словарь

  • Колосники — мн. 1. Чугунные детали колосниковой решетки с отверстиями для подвода воздуха под топливо в печах. 2. Устройство в верхней части сцены для укрепления декораций. 3. Настил из жердей на гумне, в риге и т.п. для сушки или хранения снопов ржи, хмеля… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Колосники — верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии. К. служат местом для установки верхних блоков, сценических подъёмов и устройств, размещения осветительных приборов. Основной элемент К. решетчатый… … Большая советская энциклопедия

  • колосники́ — ов, мн. (ед. колосник, а, м.). 1. Чугунная решетка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т. п. На колосниках, плотно, сноп к снопу, комлями вниз, сушилась рожь. В. Смирнов, Открытие мира. 3. театр. Решетки … Малый академический словарь

  • колосники — о/в; мн. (ед. колосни/к, а/; м.) см. тж. колосниковый 1) Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2) Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3) театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и… … Словарь многих выражений

  • Йеснер, Леопольд — (Jessner, Leopold) (03.03.1878, Кенигсберг, сейчас Калининград, Россия, 30.10.1945, Голливуд, США) немецкий режиссер, директор ряда театров, актер. Как актер дебютировал в 1897 в Котбусе, затем играл в Бреслау (Вроцлав), в Берлине, участвовал… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера

Глубинная колосниковая сцена

3.33. В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяется шесть схем построения глубинной колосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом возможностей, которые в принципе может предоставить эта сцена:

схема 1 — сцена с двумя карманами и арьерсценой (рис. 8);

схема 2 — сцена с одним карманом и арьерсценой (рис. 9, а — г);

схема 3 — сцена с двумя карманами без арьерсцены (рис. 9, ж — и);

схема 4 — сцена с одним карманом (рис. 9, д — е);

схема 5 — сцена с арьерсценой (рис. 9, к — л);

схема 6 — сцена без карманов и арьерсцены (рис. 9, м).

3.34. Наиболее распространенные и апробированные размеры глубинных колосниковых сцен, м2, приведены в табл. 2.

3.35. При глубине арьерсцены, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением по направлению оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены либо смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены или частично, обеспечить переменное положение круга вплоть до его выдвижения на авансцену, а также распространить действие далеко в глубину зала за пределы сцены.

При уменьшении глубины арьерсцены до величины по табл. 2 сохраняются только возможности некоторого распространения действия в глубину и попланной смены объемных декораций и рельефа на части сцены движением вдоль оси сцены. Отсутствие арьерсцены лишает театр перечисленных возможностей.

При ширине каждого из двух карманов, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением перпендикулярно оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены или смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены либо частично, а также «челночно» (попеременно в одной плоскости), обеспечить переменное положение круга.

Рис. 8. Примеры основных схем построения глубиной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)

При уменьшении глубины карманов до величины по табл. 2 сохраняется только возможность «челночной» смены объемных декораций или рельефа на части сцены. Отсутствие одного из карманов уменьшает постановочные возможности сцены, не позволяя осуществлять «челночную» смену декораций или рельефа сцены. Отсутствие обоих карманов лишает сцену перечисленных возможностей.

3.36. Схема 1 с увеличенными карманами и арьерсценой предоставляет максимум перечисленных возможностей. Все остальные схемы и варианты в той или иной степени снижают постановочные возможности сцены.

Традиционный вариант схемы 1 (рис. 10) — наиболее отработанная и повсеместно применяемая схема. Все схемы с увеличенными для размещения соответствующего оборудования карманами и (или) арьерсценой дороже, более трудоемки в изготовлении и эксплуатации, нежели традиционный вариант; применяются в отечественной практике редко.

Рис. 9. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены (варианты механического оборудования показаны условно)

а — г — с одним карманом и арьерсценой; д — е — с одним карманом без арьерсцены; ж — и — с двумя карманами; к — л — с арьерсценой без карманов; м — без карманов и арьерсцены

3.37. Применение сцен рекомендуется осуществлять согласно табл. 3.

Таблица 2

Сцена Ширина1 Глубина Высота Строительный портал (в скобках — игровой портал) Глубина на авансцене4, не менее Арьерсцена5 Карман
ширина3 высота3 ширина глубина высота ширина глубина высота
С-1 12 (15)2 8 (7) 5,5 (5) 1,8 8,5 6,5
С-2 10 (8) 6,5 (5,5) 1,8 7,5 7,5
С-3 12 (10) 7,5 (6,5) 1,8 8,5
С-4 14 (12) 8,5 (7,5) 1,8 13,5 9,5
С-5 16 (14) 9,5 (8,5) 1,8 10,5
1 Ширину сцены возможно корректировать в зависимости от установки электроприводов подъемов на галереях согласно п. 3.39. 2 Вариант глубины сцены. 3 Ширину строительного портала возможно увеличивать на 1 — 5 м, высоту — на 0,5 — 2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены. 4 При увеличении глубины авансцены возможно соответственно уменьшать глубину сцены, но не более, чем на 0,25 указанной величины. 5 При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом.

Примечания: 1. Размеры и состав помещений глубинной колосниковой сцены могут определяться заданием на проектирование, особенно при реконструкции театральных зданий или приспособлении дня театров зданий, являющихся памятниками архитектуры либо историческими сооружениями.

2. Размеры (в плане) сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены — от внутреннего кран проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены.

3. Высота сцен принимается от уровня планшета до верха колосникового настила, высота карманов — от пола до пола вышележащего этажа, высот арьерсцены — от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены от уровня планшета до перекрытия принимается при наличии над ней колосникового настила.

Рис. 10. Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант)

1 — дымовые клапаны; 2 — штанкетная площадка; 3 — колосники сцены; 4 — рабочие галереи; 5 — трюм; 6 — вращающиеся круг и кольцо врезного типа; 7 — арьерсцена; 8 — крышка сейфа для скатанных декораций; 9 — сцена; 10 — карман сцены; 11 — авансцена; 12 — проем оркестровой ямы; Ш — ширина сцены; Г — глубина сцены; В — высота сцены; Шк — ширина кармана; Гк — глубина кармана; Вк — высота кармана; Шар — ширина арьерсцены; Гар — глубина арьерсцены; Шс — ширина строительного портала; Ши — ширина игрового портала; Га — глубина авансцены; Шяп — ширина проема оркестровой ямы

Таблица 3

Вместимость большого зрительного зала, мест Сцена Ширина игрового портала, м
500 — 600 С-1
500 — 800 С-2
700 — 1200 С-3
1100 — 1500 С-4
1500 и более С-5

3.38. Колосниковый настил располагается перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.

Высота над колосниковым настилом в свету принимается, м, не менее: для сцены — 2,4; при наклонном перекрытии в низкой части сцены — 1,8; для арьерсцены — 1,6.

3.39. По боковым и задней стенам сцены предусматриваются ярусы рабочих галерей. Нижнюю галерею рекомендуется располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.

Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола принимается от 2,5 до 3 м по всей высоте сцены. Ширину (в свету) рабочих галерей, расположенных на боковых стенах, рекомендуется принимать; при установке электроприводов подъемов на галереях — 2,8 м, при установке электроприборов за пределами сценической коробки, при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях — 1,5 — 1,8 м. Ширину рабочих галерей (обходных мостиков) на задней стене сцены рекомендуется принимать не менее 0,3 м.

Между боковыми рабочими галереями возможно предусматривать переходные мостики шириной не менее 0,6 м.

Рабочие галереи и переходные мостики проектируются со сплошным настилом из шпунтованных сосновых досок толщиной не менее 0,06 м, ограждением высотой не менее 1,2 м и отбойным брусом высотой не менее 0,15 м.

3.40. Высоту проема из арьерсцены на сцену рекомендуется принимать более высоты строительного портала на 0,5 — 2,5 м, определяя промежуточные величины в прямой зависимости от размера сцены.

Высоту проема из кармана на сцену рекомендуется принимать для сцен С-1 — С-3 на 0,5 м более высоты строительного портала, а сцен С-4 и С-5 — равной его высоте.

3.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов проектируются в одном уровне.

3.42. Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен по табл. 2.

Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м.

В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным.

При проектировании барабанного круга, подъемно-опускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом.

Таблица 4

Театр Ширина, м, не менее
оркестровой ямы проема
Драматический и музыкально-драматический
Музыкальной комедии 4,5 3,5
Оперы и балета 4,5

3.43. Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала.

С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

3.44. Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать по табл. 4.

Высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) рекомендуется принимать — 2,1 — 2,4 м.

Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется не менее 1,3 м2.

Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола.

Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 — в театрах музыкальной комедии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала оставляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м. При нависании авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены. Размеры ступеней — ширина не менее 1,5 м, высота не более 0,2 м.

В том случае, если оркестровая яма находится в пределах сценической коробки, над ней устраивается звукоотражающий козырек, убираемый в случае перекрытия проема оркестровой ямы в уровне планшета.

Трансформации оркестровой ямы, преследующие цель ее многофункционального использования — по назначению, для увеличения авансцены, для увеличения вместимости зрительного зала — см. подраздел «Трансформации демонстрационного комплекса».

3.45. Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцен предусматриваются две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила (при вместимости зала менее 800 мест возможно от уровня пола нижней рабочей галереи).

LiveInternetLiveInternet

Екатерина_Евтух все записи автора Устройство сцены.
Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский
Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.
Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.
Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.
Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.
Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.
«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».
Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.
Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.
Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.
Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.
Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.
Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.
Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.
Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.
Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.
Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.
Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.
КРЫЛЬ, спасибо огромное Вам за эту картинку.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *