На дорогах I и II категории этот дефект выходит сейчас, пожалуй, на одно из первых мест среди причин выполнения дорожных работ по восстановлению транспортноэксплуатационных свойств дорожных покрытий. Особенно от развития колейности страдают наиболее распространенные в России асфальтобетонные покрытия. В южных регионах страны основной причиной ее образования является пластическое деформирование асфальтобетона под колесами грузовиков в летний период. В более северных регионах на первый план выходит зимний износ покрытия шипованными шинами легковых автомобилей. Дополнительную лепту в образование колеи на покрытиях нежесткого типа во всех регионах России вносит также накопление под действием дорожного движения остаточных деформаций в нижележащих слоях дорожной конструкции. Глубокая колея, независимо от преобладающего механизма ее развития, создает опасные условия для движения транспорта. Она может служить причиной нарушения управляемости автомобиля при обгоне и перестроении. При выпадении жидких атмосферных осадков в колее накапливается слой воды, который может стать причиной аквапланирования автомобиля со всеми негативными для безопасности движения последствиями. Зимой в колее могут скапливаться снежноледяные отложения, что усугубляет проблемы зимней скользкости. Поэтому допустимая глубина колеи в нашей стране, так же как и в других странах, ограничивается. Причем чем выше расчетная скорость движения по автомобильной дороге, тем более жесткие ограничения накладываются на глубину колеи. Нормативные требования к допустимой и предельно допустимой глубине содержатся в ряде действующих нормативных документов. Измеренная величина глубины на одном и том же участке дороги зависит от методики измерения. Для практического применения в РФ рекомендована так называемая упрощенная методика с помощью 2метровой рейки. Нормативные требования, относящиеся к ней, представлены в таблице. В принципе, они совпадают с зарубежными требованиями. Так, например, для автомобильных дорог со скоростью движения 100 км/час в Финляндии действует ограничение на глубину колеи – не более 18 мм. При превышении допустимой глубины колеи безопасное движение автомобилей на мокром покрытии возможно при скорости ниже расчетной на 25%. При превышении предельно допустимой ее глубины безопасное движение автомобилей на мокром покрытии возможно при скорости ниже расчетной на 50%. Участки дорог с глубиной колеи больше предельно допустимых значений относятся к опасным для движения автомобилей и требуют немедленного ремонта. Наряду с упрощенной методикой в действующих нормативных документах регламентирована еще одна методика – по способу измерения вертикальных отметок. Она более сложна и используется редко, главным образом для исследовательских целей. Поэтому не будем останавливаться на ней подробно. В контексте этой статьи эта методика интересна тем, что позволяет проиллюстрировать зависимость результатов измерения глубины колеи от метода измерения. Для способа измерения вертикальных отметок также существуют своя методика математической обработки результатов измерений и своя шкала оценки состояния дорог по измеренным параметрам колеи. В зависимости от расчетной скорости движения допускаемая глубина при определении способом измерения вертикальных отметок в ряде случаев в 1,5–2 раза выше.. Полную версию статьи читайте в номере.
Диагностика автомобильных дорог
Нормативные документы по диагностике автомобильных дорог
- ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
- ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
- ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования
- ГОСТ 23545-79 Автоматизированные системы управления дорожным движением. Условные обозначения на схемах и планах
- ГОСТ 20444-2014 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
- ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
- ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
- ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
- О разъяснении положений ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
- ГОСТ Р 52576-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний
- ГОСТ Р 52577-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог
- ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения
- ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
- ГОСТ Р 51582-2000 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» и «Пост дорожно-патрульной службы». Общие технические требования. Правила применения»
- ГОСТ Р ИСО 23600-2013 Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров.
- Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах
- Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог: том 1, том 2
- ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций
- ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог
- ОДН 218.1.052-2002 Оценка прочности нежестких дорожных одежд
- ОДМ 218.2.018-2012 Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники
- ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог
- ОДН 218.012-99 Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах
- ОДМ 218.2.018-2012 Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог
- Постановление 767, Правительство Российской Федеpации 28.09.2009 О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации
- Приказ 16, Минтранс России 07.02.2007 Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров
- Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах: часть 1, часть 2, часть 3
- ОДМ 218.3.005-2010 Методические рекомендации по измерению прочности а/д
- Письмо Росавтодора от 22.09.2008 №07-28/8961
- РСТ РСФСР 721-84 СПКП. Приборы и оборудование для контроля дорожных одежд, земляного полотна, материалов и грунтов. Номенклатура показателей
- Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог
- Руководство по оценке ровности дорожных покрытий толчкомером
- СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
- СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
- СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний
- СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы (Приложения 1-20, Приложения 21-29)
- СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы
- СТ СЭВ 4940-84 Дороги автомобильные международные. Учет интенсивности движения
- СТ СЭВ 5497-86 Дороги автомобильные международные. Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН)
- СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85
- СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
- СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86
- СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84
- СП 46.13330.2012 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91