Содержание
- Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта
- Комментарий к Статье 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ
- ?????°?????? 121. КВВТ РФОтветственность судовладельцаза вред, причиненный имуществуфизических лиц или юридических лиц, в том числезагрязнением с судна нефтью и другими веществами,а также за вред, причиненныйинфраструктурам речного порта, морского порта (в случаеплавания судна в акватории морского порта),инфраструктуре внутренних водных путей
- Судебная практика и законодательство — Кодекс внутреннего водного транспорта
Статья 121. Ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта
СТ 121 КВВТ РФ
1. Судовладелец несет ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
2. Вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, подлежит возмещению.
Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ и повлекший за собой причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себя возмещение расходов на принятие разумных восстановительных мер, а также мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.
3. В случае, если вред имуществу физических лиц или юридических лиц загрязнением с судна нефтью и другими веществами, в том числе вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ, причинен более чем одним судном, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный вред пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если ответственность между виновными судовладельцами невозможно разделить, они несут ее солидарно.
4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита) судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов, спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозок сухогрузов, допускается, если застрахована его гражданская ответственность или имеется банковская гарантия обеспечения его гражданской ответственности (далее — финансовое обеспечение) за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанного страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей.
5. В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:
1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;
2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;
3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;
4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.
6. Минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в отношении каждого судна владельца в соответствии с валовой вместимостью судна в следующем порядке:
1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей;
2) для судов вместимостью более чем 200 до 2000 включительно минимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюс десять тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;
3) для судов вместимостью более чем 2000 минимальная страховая сумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемь тысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 2000.
7. Наряду с указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьи страховыми рисками и страховыми суммами договором страхования могут быть предусмотрены иные страховые риски и страховые суммы в размере, превышающем страховые риски и страховые суммы, установленные пунктами 5 и 6 настоящей статьи.
8. Для целей настоящей статьи вместимость судна определяется на основании мерительного свидетельства, предусмотренного статьей 14 настоящего Кодекса.
9. В случае, если ответственность судовладельца, установленная пунктом 1 настоящей статьи, застрахована в соответствии с условиями, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, или в соответствии с иными договорами страхования, в том числе договорами страхования, заключенными как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, по страховым рискам и на страховые суммы в размерах не менее чем размеры страховых сумм, указанных в пункте 6 настоящей статьи, считается, что требования пункта 4 настоящей статьи судовладельцем исполнены полностью и дополнительного страхования или финансового обеспечения, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, не требуется при условии соблюдения требований пункта 10 настоящей статьи.
10. Страховщик подтверждает заключение договора страхования путем выдачи судовладельцу страхового полиса, страхового сертификата (далее — страховой полис). Страховой полис выдается в отношении каждого судна владельца независимо от флага, под которым оно плавает, или регистрации судна с указанием также наименования судна или его номера, идентификационного номера, присвоенного судну при его государственной регистрации, порта (места) регистрации, судовладельца и места его основной деятельности (наименование и место нахождения — для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства — для физического лица).
Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшим страховой полис, находится на судне и предъявляется должностному лицу органа государственного надзора и должностному лицу администрации бассейна внутренних водных путей, в том числе при осуществлении государственного портового контроля.
Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.
При наличии финансового обеспечения вместо страхового полиса выдается документ, который подтверждает финансовое обеспечение и должен содержать информацию, указанную в настоящем пункте. Если текст документа оформлен на любом языке, за исключением русского языка или английского языка, такой текст должен содержать перевод на один из указанных языков.
11. При наступлении страхового случая потерпевшее лицо, в том числе администрация бассейна внутренних водных путей, вправе предъявить непосредственно к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, и (или) о возмещении расходов на подъем, удаление, утилизацию затонувшего судна или иного затонувшего имущества. Соответствующее заявление направляется страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, вместе с документами, подтверждающими причинение такого вреда и его размер.
12. При заключении договора страхования и в период его действия страховщик может проводить за свой счет самостоятельно или с привлечением экспертных организаций экспертизу судна, в том числе экспертизу на предмет соответствия судна требованиям, предъявляемым к нему настоящим Кодексом.
13. Судовладелец содействует в проведении назначенной страховщиком экспертизы судна, в том числе обеспечивает доступ экспертных организаций на судно и предоставляет им имеющуюся на судне техническую и иную документацию.
Комментарий к Статье 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи 121 КВВТ закреплено общее требование об ответственности судовладельца в случае причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, то есть материальным объектам, принадлежащим физическим или юридическим лицам на праве собственности, и используемым ими для осуществления их деятельности, а также вреда, причиненного инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре ВВП.
Ответственность в целом предполагает обязанность возместить причиненный вред.
Инфраструктура речного порта — это различные сооружения, здания, строения, приборы, необходимые для обеспечения деятельности на речном порту. Инфраструктура морского порта, исходя из КТМ РФ, это портовые ГТС, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора).
Такой вред в соответствии с п. 1 комментируемой ст. 121 КВВТ РФ может быть причинен в результате загрязнения судна нефтью, химическими веществами, отходами и т.п.
2. В п. 2 комментируемой статьи установлен общий принцип ответственности за причиненный вред — то, что он подлежит возмещению. При этом п. 2 комментируемой статьи определяет расходы, которые включает в себя факт возмещения вреда:
1) вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре ВВП:
— расходы на ремонтные либо восстановительные работы — объем материальных и нематериальных затрат, необходимых для полного восстановления поврежденного имущества (ремонтные работы) либо восстановления только отдельных частей (деталей) (восстановительные работы). Такие работы необходимы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, то есть для восстановления его прежнего состояния, работы в режиме, соответствующем его целевому использованию и назначению;
— расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов — объем материальных и нематериальных затрат на вынужденное физическое уничтожение затонувшего судна с совершением ряда последовательных действий (подъем со дна акватории ВВП, удаление или утилизация судна в пределах дна акватории ВВП либо с предварительным оттуда удалением), а также его остатков и предметом, на нем находящихся.
Безусловно, такие расходы могут быть понесены в случае полной утраты судна (затопление, уничтожение) либо его частичного повреждения (повреждение одной или нескольких деталей судна). Также отметим, что вред инфраструктуре морского порта может быть причинен только в случае плавания судна в акватории морского порта;
2) ущерб. Основное отличие ущерба от вреда заключается в том, что ущерб, исходя из ст. 15 ГК РФ, всегда материальный (реальный), то есть он предполагает безусловные убытки именно в материальном виде. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи возмещение ущерба предполагает возмещение расходов на:
— принятие разумных восстановительных мер. Восстановительные меры предполагают осуществление действий, необходимых для восстановления работы, функционирования и целевого назначения имущества физических или юридических лиц. При этом, как указано в п. 2 комментируемой статьи, эти меры должны быть разумными, то есть это должны быть исключительно меры, необходимые только для восстановления работоспособности имущества, соответственно, они не должны повлечь за собой осуществление необоснованных затрат;
— принятие мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий — совершение действий, направленных на недопущение причинения вреда имуществу и устранения возникших последствий причинения такого вреда, то есть приведение имущества по возможности в первозданное состояние.
Такой ущерб согласно п. 2 комментируемой статьи 121 КВВТ России возмещается, если он причинен в результате утечки, слива или сброса с судна нефти, химических и других веществ. Утечка нефти и иных веществ — неконтролируемое попадание нефти и иных веществ в окружающую среду с судна. Слив нефти и иных веществ — запланированный продолжительный выброс нефти и иных веществ с судна в окружающую среду в результате производственной и иной деятельности. Сброс нефти и иных веществ — однократный выброс нефти и иных веществ с судна в окружающую среду в результате производственной и иной деятельности.
3. В п. 3 комментируемой статьи урегулирован вопрос об ответственности за причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц при множественности лиц. По общему правилу ответственность за причинение такого вреда судовладельцы несут пропорционально степени их вины, что является с точки зрения соотношения причиненного вреда и обязанности его возместить справедливым. Это соотношение означает обязанность нести ответственность в зависимости от того, насколько тот или иной судовладелец повлиял на факт загрязнения окружающей среды нефтью, химическими и иными веществами, то есть насколько существенные и серьезные он допустил при этом нарушения.
Но при этом у каждого судовладельца есть право на освобождение от возложения на него ответственности, если он докажет отсутствие своей вины в возникших последствиях, и отсутствие причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и возникшими последствиями, либо наличие оснований, дающих право на освобождение его ответственности, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны.
Ответственность при множественности судовладельцев может быть также и солидарной, то есть ответственность всех судовладельцев при условии так называемой неделимой ответственности, когда невозможно разделить ответственность между судовладельцами, например, если действия по сбросу нефти в водные пути и их загрязнению осуществляли все судовладельцы в целом, и количество сброшенной нефти в отношении каждого судовладельца невозможно установить.
4. В п. 4 комментируемой статьи установлен принцип ответственности судовладельцев при причинении вреда, аналогичный принципу ответственности владельцев транспортных средств, — обязательное страхование гражданской ответственности. В отношении судовладельцев также установлено требование о страховании их гражданской ответственности или о наличии банковских гарантий обеспечения их гражданской ответственности.
Страхование, исходя из положений страхового законодательства (Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), это защита имущественных интересов при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Банковская гарантия согласно ст. 368 ГК РФ и применительно к данному случаю это письменное обязательство банка уплатить лицу, которому (имуществу которого) был причинен вред денежную сумму в зависимости от степени причиненного вреда.
Установление требования о банковской гарантии является так называемой альтернативой страхования гражданской ответственности.
Соответственно, объектом такого страхования или финансового обеспечения являются имущественные интересы судовладельца, предполагающие исполнение им обязанности возместить вред.
5. В п. 5 комментируемой статьи 121 КВВТ РФ определен перечень рисков, которые подлежат страхованию или финансовому обеспечению (банковская гарантия), и которые одновременно являются и страховыми случаями:
1) столкновение судна с другими судами (согласно ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 268) — это сближение речных объектов до физического контакта между ними, сопровождающееся причинением ущерба этим объектам, их техническим средствам, грузу, экипажу и пассажирам;
2) утрата (гибель) или повреждение любого имущества. Утрата имущества — это его безвозвратное уничтожение, а повреждение — это сохранение имущества в целом, но с изменением его качественного или количественного состояния, а также утратой одной или нескольких его функций;
3) загрязнение с судна нефтью, химическими и другими веществами;
4) подъем, удаление и утилизация затонувшего судна (см. комментарий к п. 2).
6. В п. 6 комментируемой статьи установлены минимальные страховые суммы или минимальные суммы финансового обеспечения в случае страхования ответственности судовладельца (или банковской гарантии). Установление таких сумм означает, что эти суммы (вернее их предельные размеры) являются обязательными суммами, в пределах которых судовладелец обязан внести денежные средства страховщику в счет страхования своей гражданской ответственности в случае причинения вреда либо кредитному учреждению или страховой организации (гаранту) в счет обеспечения банковской гарантии. Поскольку эти суммы являются минимальными, то это означает, что денежные средства могут быть внесены и в размерах, больших, чем установлено п. 6 комментируемой статьи.
7. В п. 7 комментируемой статьи установлена диспозитивная норма, заключающаяся в том, что в договоре страхования могут быть предусмотрены и иные страховые риски, помимо тех, которые указаны в п. 5 комментируемой статьи, но с учетом того, что данные риски являются обязательными при страховании.
Также по договору страхования может быть внесена и минимальная страховая сумма в размере, превышающем соответствующий размер, установленный п. 6 комментируемой статьи, но опять же с учетом того, что соблюдение размера, указанного в пункте 6 комментируемой статьи 121 КВВТ, является обязательным.
8. Поскольку исходя из п. 6 комментируемой статьи, минимальная страховая сумма или минимальная сумма финансового обеспечения устанавливается в зависимости от вместимости судна, то до заключения договора страхования должна быть определена вместимость судна. Вместимость судна — это то минимальное (предельное) количество человек, которое может поместиться на конкретном судне. Определяется такая вместимость на основании мерительного свидетельства. Полагаем, что в целом установление минимальных страховых сумм или финансовых гарантий, исходя из вместимости судна, является обоснованным, поскольку именно вместимость судна определяет масштабность возможного причинения вреда, так как масштаб использования нефти, химических и иных веществ, а также функционирования оборудования на судах зависит именно от вместимости судна.
9. Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает так называемую всеобщность страхования гражданской ответственности судовладельца, поскольку из п. 9 комментируемой статьи следует, что для судовладельца одним из основных требований, предъявляемых к его деятельности, является требование о страховании гражданской ответственности. Именно поэтому пункт 9 комментируемой статьи содержит норму о признании факта соблюдения требований комментируемой статьи о страховании гражданской ответственности судовладельца даже если гражданская ответственность застрахована в соответствии с международными договорами РФ, или в соответствии с иными договорами страхования.
Главным условием признания соблюдения данного требования является соблюдение требований о минимальном перечне рисков (страховых случаев), которые необходимо застраховать судовладельцу, а также осуществление страхования или финансового обеспечения в соответствии с теми минимальными суммами, которые установлены в пункте 6 комментируемой статьи.
Учитывая такую диспозитивность вопросов страхования гражданской ответственности судовладельцев, можно сказать, что судовладельцы в таком случае могут подтверждать факт осуществления страхования или финансового обеспечения своей гражданской ответственности, в том числе теми способами, которые определены в п. 10 комментируемой статьи.
10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает виды документов, которыми подтверждается факт заключения договора страхования гражданской ответственности судовладельца или ее финансового обеспечения. Этими документами являются:
1) страховой полис (страховой сертификат) — документ, выдаваемый судовладельцу страховщиком и подтверждающий факт заключения договора страхования гражданской ответственности судовладельца, а также право любого лица, которому может быть причинен вред (либо имуществу которого может быть причинен вред) в результате осуществления судовладельцем деятельности на судне, и содержащий указание на наименование судна или на его номер, идентификационный номер (номер, присвоенный судну при его государственной регистрации), указание на место регистрации порта, судовладельца и место его основной деятельности;
2) документ, который подтверждает финансовое обеспечение — документ, содержащий сведения, аналогичные сведениям, которые содержатся в страховом полисе, и который подтверждает наличие банковской гарантии обеспечения гражданской ответственности судовладельца.
Учитывая, что в ст. ст. 26 и 68 Конституции РФ установлено право на выбор языка общения, а также на возможность использования иных языков, помимо русского, в п. 10 комментируемой статьи установлено правило о том, что вышеуказанные документы могут быть оформлены на любом языке, а не только на русском (также и на английском, как международном языке). Но в случае если документы оформлены на иных языках, кроме русского и английского, то они должны при этом содержать перевод на русский или английский языки.
Требование о переводе на русский язык объясняется тем, что согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком в РФ является именно русский. Требование, в том числе о переводе на английский язык, объясняется тем, что этот язык является международным.
Относительно страхового полиса в пункте 10 комментируемой ст. 121 КВВТ РФ содержится требование о его хранении на судне. При этом такой страховой полис должен предъявляться должностным лицам при осуществлении ими государственного портового контроля. Считаем, что аналогичное требование должно распространяться и на документ, подтверждающий наличие финансового обеспечения.
11. Пункт 11 комментируемой статьи определяет порядок действий потерпевшего, которому судовладельцем был причинен вред в результате деятельности на судне. Этот порядок заключается в том, что потерпевшему лицу следует обратиться к страховщику или к организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении с требованием о возмещении вреда или о возмещении понесенных расходов.
Данное требование должно быть предъявлено в письменной форме путем подачи страховщику или организации, выдавшей документ о финансовом обеспечении, соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих факт причинения вреда. Такими документами могут быть, например, экспертное заключение, подтверждающее факт причинения вреда, документы, подтверждающие, в частности, возникновение на судне аварии, повлекшей причинение вреда.
12. Пункты 12 и 13 комментируемой статьи 121 регулируют вопросы проведения экспертизы в отношении судна, в том числе в целях подтверждения соответствия судна требованиям, которые к нему предъявляются КВВТ РФ. При этом на судовладельца возлагается обязанность по содействию в проведении такой экспертизы путем обеспечения доступа экспертов, а также сотрудников экспертных организаций на судно и путем предъявления им документации, касающейся деятельности судна. В то же время полагаем, что предъявление такой документации должно быть определено в комментируемой статье не способом содействия в проведении экспертизы судна, а обязанностью судовладельца при проведении в отношении его судна экспертизы.
?????°?????? 121. КВВТ РФОтветственность судовладельцаза вред, причиненный имуществуфизических лиц или юридических лиц, в том числезагрязнением с судна нефтью и другими веществами,а также за вред, причиненныйинфраструктурам речного порта, морского порта (в случаеплавания судна в акватории морского порта),инфраструктуре внутренних водных путей
1. Судовладелец несет ответственность за вред, причиненныйимуществу физических лиц или юридических лиц, в том числезагрязнениемс судна нефтью и другими веществами, атакже за вред,причиненныйинфраструктурам речного порта, морского порта (в случаеплавания судна в акватории морского порта), инфраструктуревнутреннихводных путей.
2. Вред, который причинен имуществу физических лиц илиюридическихлиц, а также инфраструктурамречного порта, морскогопорта (в случае плавания судна в акватории морского порта),инфраструктуревнутренних водных путей и в результате котороготакое имущество утрачено или повреждено, включая расходы наремонтные либо восстановительные работы для возобновлениянормального функционирования поврежденного имущества, расходы наподъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков,оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов,подлежитвозмещению.
Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с суднанефтии других веществ и повлекший за собой причинение вредаимуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себявозмещениерасходов на принятие разумных восстановительных мер, атакжемер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.
3. В случае, если вред имуществу физических лиц илиюридическихлиц загрязнением с судна нефтью и другими веществами, втомчисле вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти идругих веществ, причинен более чем однимсудном, владельцы этихсудовнесут ответственность за причиненный вред пропорциональностепени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право наосвобождениеот ответственности в соответствии с законодательствомРоссийскойФедерации.
Если ответственность между виновными судовладельцаминевозможноразделить, они несут ее солидарно.
4. Эксплуатация владельцем (в том числе в целях транзита)судов, за исключением маломерных судов, прогулочных судов,спортивных парусных судов и несамоходных судов для перевозоксухогрузов, допускается, если застрахована его гражданскаяответственностьили имеется банковская гарантия обеспечения егогражданской ответственности (далее — финансовое обеспечение) завред, причиненный имуществу физических лиц илиюридических лиц, втомчисле загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а такжезавред, причиненный инфраструктурамречного порта, морского порта
(в случае плавания судна в акватории морского порта),инфраструктуре внутренних водных путей. Объектом указанногострахования или финансового обеспечения являются имущественныеинтересысудовладельца, связанные с его обязанностью возместитьвред, причиненный имуществу физических лиц илиюридических лиц, втомчисле загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а такжевред, причиненный инфраструктурам речного порта,морского порта (вслучаеплавания судна в акватории морского порта), инфраструктуревнутреннихводных путей.
5. В соответствии с настоящей статьейподлежат страхованию илифинансовомуобеспечению следующие страховые риски:
1) возникновение ответственности владельца судна за вред,причиненныйпри столкновении его с другими судами;
2) возникновение ответственности судовладельца за вред,причиненный его судном имуществу третьих лиц врезультате утраты
(гибели)или повреждения любого имущества (включая плавучее), в томчисле инфраструктурам речного порта, морского порта (в случаеплавания судна в акватории морского порта), инфраструктуревнутреннихводных путей;
3) возникновение ответственности судовладельца за вред,причиненныйзагрязнением с судна нефтью и другими веществами;
4) возникновение ответственности за убытки, причиненные всвязи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, вчасти обязанности судовладельца, предусмотренной настоящимКодексом.
6. Минимальная страховая сумма или минимальная суммафинансового обеспечения устанавливается в отношении каждого суднавладельцав соответствии с валовой вместимостью судна в следующемпорядке:
1) для судов вместимостью до 200 включительно минимальнаястраховаясумма составляет два миллиона рублей;
2) для судов вместимостью более чем 200 до2 000 включительноминимальная страховая сумма составляет два миллиона рублей плюсдесятьтысяч рублей за каждую единицу вместимости свыше 200;
3) для судов вместимостью более чем 2 000 минимальнаястраховаясумма составляет двадцать миллионов рублей плюс восемьтысячрублей за каждую единицу вместимости свыше 2 000.
7. Наряду с указанными в пунктах 5 и 6 настоящей статьистраховымирисками и страховыми суммами договором страхования могутбыть предусмотрены иные страховые риски и страховые суммы вразмере, превышающем страховые риски и страховые суммы,установленныепунктами 5 и 6 настоящей статьи.
8. Для целей настоящей статьи вместимость судна определяетсянаосновании мерительного свидетельства, предусмотренного статьей14настоящего Кодекса.
9. В случае, если ответственностьсудовладельца, установленнаяпунктом 1 настоящей статьи, застрахована в соответствии сусловиями, предусмотренными международными договорами РоссийскойФедерации,или в соответствии с иными договорами страхования, в томчисле договорами страхования, заключенными как на территорииРоссийскойФедерации, так и за ее пределами, постраховым рискам инастраховые суммы в размерах не менее чем размеры страховых сумм,указанных в пункте 6 настоящей статьи, считается, что требованияпункта4 настоящей статьи судовладельцем исполнены полностью идополнительного страхования или финансового обеспечения,предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, не требуется приусловиисоблюдения требований пункта 10 настоящей статьи.
10. Страховщик подтверждает заключение договора страхованияпутем выдачи судовладельцу страхового полиса, страховогосертификата(далее — страховой полис). Страховойполис выдается вотношениикаждого судна владельца независимо от флага, под которымоноплавает, или регистрации судна суказанием также наименованиясуднаили его номера, идентификационного номера, присвоенного суднуприего государственной регистрации, порта (места) регистрации,судовладельца и места его основной деятельности (наименование иместонахождения — для юридического лица, фамилия, имя, отчество
(приналичии) и место жительства — для физического лица).
Копия страхового полиса, заверенная страховщиком, выдавшимстраховой полис, находится на судне ипредъявляется должностномулицу органа государственного надзора и должностному лицуадминистрации бассейна внутренних водных путей, в том числе приосуществлениигосударственного портового контроля.
Если текст страхового полиса оформлен на любом языке, заисключениемрусского языка или английского языка, такой текстдолженсодержать перевод на один из указанных языков.
При наличии финансового обеспечениявместо страхового полисавыдается документ, который подтверждает финансовоеобеспечение идолженсодержать информацию, указанную в настоящем пункте. Еслитекст документа оформлен на любом языке, заисключением русскогоязыкаили английского языка, такой текстдолжен содержать переводнаодин из указанных языков.
11. При наступлении страхового случаяпотерпевшее лицо, в томчисле администрация бассейна внутренних водных путей, вправепредъявить непосредственно к страховщику или к организации,выдавшейдокумент о финансовом обеспечении, требование о возмещениивреда, причиненного имуществу, и (или) о возмещении расходов наподъем, удаление, утилизацию затонувшего судна или иногозатонувшего имущества. Соответствующее заявление направляетсястраховщику или организации, выдавшей документ о финансовомобеспечении, вместе с документами, подтверждающими причинениетакоговреда и его размер.
12. При заключении договора страхования и в период егодействиястраховщик может проводить за свой счет самостоятельно илиспривлечением экспертных организаций экспертизу судна, в том числеэкспертизуна предмет соответствия судна требованиям, предъявляемымкнему настоящим Кодексом.
13. Судовладелец содействует в проведении назначеннойстраховщикомэкспертизы судна, в том числе обеспечивает доступэкспертных организаций на судно и предоставляет им имеющуюся насуднетехническую и иную документацию.
(Статья 121 в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N131-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N31,ст. 4320)
Судебная практика и законодательство — Кодекс внутреннего водного транспорта
Приказ Минтранса России от 15.02.2017 N 52 Об утверждении Порядка присвоения названий судам внутреннего водного транспорта
2. Настоящий Порядок применяется к самоходным и несамоходным судам внутреннего водного транспорта, зарегистрированным или подлежащим регистрации в реестрах судов (далее — суда) в соответствии с КВВТ.
3. Судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре или Российском международном реестре судов (далее — реестры судов), должно иметь название.
<Письмо> МЧС России от 27.03.2017 N 43-1762-29 <О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340>
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ), Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) и Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, установлено, что орган, осуществивший государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
«Обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России» (утв. МЧС России)
Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ) в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.
«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»
Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт «б» пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы одно положение Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и одно положение Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (приложение N 10).
Приказ Росстата от 03.02.2017 N 75 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством морского и речного транспорта федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере морского и внутреннего водного транспорта»
Распределение пассажиров и судов по маршрутам и видам маршрутов производится в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденными приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140 (зарегистрирован Минюстом России 27.09.2012 N 25557).
<Письмо> ФНС России от 19.12.2016 N СД-4-3/24320@ «О направлении письма Федерального агентства по рыболовству от 11.11.2016 N 6689-ПС/У08» (вместе с <Письмом> Росрыболовства от 11.11.2016 N 6689-ПС/У08 «О представлении разъяснений»)
В соответствии с Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее — Закон) в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации внесены соответствующие изменения, относящиеся к процедурам государственной регистрации судов и прав на них, включая маломерные суда, а также к классификации и освидетельствованию судов. Законом исчерпывающим образом устанавливаются как механизмы государственной регистрации судов и прав на них, так и регистрирующие органы.
Приказ ФНС России от 21.09.2016 N ММВ-7-15/499@ Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами
3) Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300);
4) Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2016, N 27, ст. 4186);
Решение Верховного Суда РФ от 03.12.2015 N АКПИ15-1186
действующие документы об освидетельствовании и классификации, а также регистрации судна, выданные уполномоченными Правительством Российской Федерации на то органами или российскими организациями, а также иностранными классификационными обществами, действующими в соответствии с международными соглашениями, в отношении судов, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.2015 N АПЛ15-218
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность (пункт 1 статьи 1).
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.03.2015 N АПЛ15-69
В апелляционной жалобе заявитель просит данное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленное требование. Указывает, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации не выделяют такой вид услуги, как перевозка грузов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как требующей отдельного законодательного регулирования, в связи с чем, по мнению заявителя, регулирование осуществления такой деятельности, в частности установление провозной платы, должно осуществляться исключительно на основании статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, 66 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, т.е. перевозчиками или по согласованию с ними.