Права и обязанности участников боевых действий

3. Права и обязанности участников боевых действий

Жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права на территории, контролируемой войсками, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

Как в ходе боевых действий, так и после выполнения поставленной задачи командир обязан принять меры по розыску и сбору раненых и больных, независимо от их принадлежности, оградить их от мародерства и обеспечить им необходимый уход и защиту. Всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, предоставляется в максимально возможной форме и в кратчайшие сроки медицинская помощь и уход, который требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Статус военнопленного и право на соответствующее обращение вступают в силу с момента взятия в плен и действуют до их окончательного освобождения и репатриации.

С военнопленными необходимо обращаться гуманно, защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих. Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались до захвата в плен. К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену.

Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них, без применения пыток и других мер принуждения. Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер или, за неимением таковых, другую равноценную информацию.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее 7 дней после прибытия в сборный пункт военнопленных, в том числе и временный, а также в случае заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт военнопленных предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Трудоспособные военнопленные из числа рядового состава могут привлекаться к выполнению работ невоенного характера, не связанных с риском для их жизни или здоровья, с учетом их возраста, пола, а также физических способностей. Привлечение к опасным видам работ (в том числе разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве лиц руководящих или контролирующих работу военнопленных из числа рядового состава.

Гражданское население и отдельные гражданские лица находятся под защитой, которая в дополнение к другим нормам международного гуманитарного права запрещает превращать их в объекты нападений, использовать гражданское население и отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов, районов или военных объектов от нападения.

В максимально возможной степени:

гражданское население, отдельные гражданские лица и гражданские объекты, находящиеся под контролем командования, удаляются из районов, расположенных вблизи от военных объектов;

избегается размещение военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них;

принимаются другие необходимые меры предосторожности для защиты гражданского населения, отдельных гражданских лиц и гражданских объектов от опасностей, возникающих в результате боевых действий.

Кроме того, при ведении боевых действий запрещается совершать нападения неизбирательного характера.

К нападениям неизбирательного характера относятся:

нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;

нападения, когда применяются способы или средства ведения боевых действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты, а также не обеспечивающие необходимые ограничения последствий их применения и соблюдение принципа различия;

нападения путем огневого поражения, при котором в качестве единого военного объекта назначаются ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе или другом населенном пункте, где сосредоточено гражданское население;

нападение, в результате которого будет не соблюден принцип соразмерности.

Женщины и дети пользуются особым уважением, им обеспечивается защита от изнасилования, принуждения к проституции и любых других непристойных посягательств.

Запрещается нападение, уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения (запасов продуктов питания, производящих продукты питания сельскохозяйственных районов, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и ее запасов, ирригационных сооружений), если они не используются для поддержания существования исключительно личного состава воинских частей (подразделений) противника или прямой поддержки их боевых действии. Уничтожение, вывоз или приведение в негодность таких объектов не должно приводить к голоду гражданского населения или принуждать его в интересах обороны своей национальной территории от вторжения противника на такой контролируемой территории, где этого требует военная необходимость.

Медицинский и духовный персонал противника пользуется уважением и покровительством и не может быть объектом нападения, если этот персонал при проверке не совершал действий, выходящих за рамки его профессиональных (медицинских или духовных) обязанностей и воздерживается от участия в боевых действиях; если указанные лица соблюдают установленные правила опознавания. Представление защиты может быть прекращено только после предупреждения с установлением в соответственных случаях разумного срока и после того, как такое предупреждение не было принято во внимание.

Захваченный временный медицинский персонал противника (личный состав вооруженных сил, специально обученный для использования его в качестве санитаров, санитарок или носильщиков для розыска, подбирания, перевозки или для лечения раненых и больных) получает статус военнопленных и, при необходимости, может использоваться для выполнения своих медицинских функций в соответствии с уровнем своей специальной подготовки.

Захваченный духовный персонал противника должен иметь возможность свободно выполнять свои обязанности до тех пор, пока удерживающая сторона сама не будет в состоянии обеспечивать духовную помощь. Положения, относящиеся к захваченному медицинскому персоналу противника, распространяются по аналогии на захваченный духовный персонал.

Запрещается привлечение задержанного медицинского и духовного персонала к выполнению работ, не связанных с его медицинскими или духовными обязанностями. Все военнослужащие обязаны соблюдать правила действий войск на оккупированной территории.

Под оккупацией понимается занятие вооруженными силами (оккупационными войсками) территории противника и принятие на себя управление ею. Действия оккупационных войск при этом должны соответствовать нормам международного гуманитарного права.

Запрещается захватывать население оккупированной территории в качестве заложников, принуждать его служить в вооруженных (вспомогательных) силах оккупационных войск и сообщать сведения об армии противоборствующей стороны или о её средствах ведения боевых действий. Жизнь, семья, собственность, обычаи гражданского населения должны уважаться. Вместе с тем население оккупированной территории может привлекаться к принудительному труду в пределах оккупированной территории в интересах жизнеобеспечения оккупационных войск или самого гражданского населения, поддержания общественного порядка, кроме привлечения к работе на военных объектах и оборонительных сооружениях.

Запрещается депортация гражданского населения с оккупированной территории на территорию другого государства. В целях обеспечения безопасности гражданского населения или ввиду военной необходимости допускается его временная эвакуация в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это невозможно. Запрещается уничтожение имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью, которое не является необходимым для ведения боевых действий. На оккупированной территории в целях обеспечения безопасности допускается разоружение персонала местной гражданской обороны. Вместе с тем запрещается ограничение его деятельности, затрудняющей выполнение функциональных задач и способной отрицательно отразиться на интересах гражданского населения. Временно и только в случае крайней необходимости допускается реквизиция гражданских больниц для ухода за ранеными и больными военнослужащими при условии, что будет обеспечено лечение и надлежащий уход за больными, находящимися в этих больницах, и обеспечиваться нужды гражданского населения в медицинской помощи.

Заключение

Знание и соблюдение норм международного гуманитарного права при ведении боевых действий является неотъемлемой частью правовой культуры военнослужащего. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ обязывает военнослужащих «знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения боевых действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными».

Литература

1. Права человека и вооруженные конфликты. – М. 2007

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 года. – М. 2005.

3. Всеобщая декларация прав человека (резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года). – М., 2006.

4. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. М., 2004

5. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. М., 2006.

Информация о работе «Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 22963
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

24198 0 0

… от ограбления и дурного обращения, способствовать смягчению страданий, порождаемых войной. Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны. Согласно положениям международного гуманитарного права воюющие стороны ограничены в выборе средств нанесения вреда неприятелю. Нельзя применять оружие, которое действует …

26590 0 0

… по сравнению с местными гражданами. Следует, однако, учитывать, что возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства имеет существенное значение. Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них оп­ределенных гуманитарных норм. …

39777 0 0

… ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти …

17417 0 0

… органы, ответственные за их поведение; 5) каждая из сторон должна иметь контролируемую ею часть территории государства. 2. Пределы применимости международного гуманитарного права: военные действия, защита жертв войны, охрана культурных ценностей Начало военных действий и его правовые последствия. В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г. военные …

Кодекс поведения участника боевых действий

Запрещенные действия в отношении жертв войны

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания);

б) коллективные наказания;

в) посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение;

г) проведение медицинских или научных экспериментов;

д) применение наказания без предварительного судебного решения;

е) превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

ж) совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

з) совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных
людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам.

1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов.

2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий.

3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи.

4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь.

5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам.

6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародерство и грабеж запрещены.

7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру.

Нарушение этих правил не только бесчестит Отечество, но и в установленных законом случаях влечет уголовную ответственность.

Выводы:

На всех этапах своего развития международное право, представляющее общечеловеческую ценность, выступало и выступает как фактор гуманизации человечества.

В современном международном праве объективно существует одна из его отраслей – международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов), призванное, насколько это возможно, ограничить бедствия войны и защитить ее жертвы.

Знание и соблюдение законов войны должно стать нормой для каждого командира и военнослужащего. Несоблюдение этого не только бесчестит Отечество, но и влечет уголовную ответственность.

>Мемуары о будущем

Кодекс этики и служебного поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Опубликовано: 22 марта 2011 года
Рубрика: Документы, Общество

На сайте Министерства обороны Российской Федерации появился проект Кодекса этики и служебного поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации.

В документе сообщается, что гражданин Российской Федерации, поступающий на военную службу в Вооруженные Силы или на федеральную государственную гражданскую службу в Министерство обороны, обязан ознакомиться с положениями Кодекса этики и служебного поведения и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

Целью Кодекса этики и служебного поведения является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к Вооруженным Силам и Министерству обороны и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

Кодекс этики и служебного поведения призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

II.Основные принципы и правила служебного поведения государственного служащего

9.Основные принципы служебного поведения государственного служащего являются основой поведения гражданина Российской Федерации в связи с нахождением его на государственной службе.

10.Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения надлежащего выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами, или эффективной работы Министерства обороны;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и законных интересов граждан определяют основной смысл и содержание деятельности, как Вооруженных Сил или Министерства обороны, так и государственного служащего;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Вооруженных Сил или Министерства обороны, установленных законодательством Российской Федерации;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Вооруженных Сил либо Министерства обороны;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Вооруженных Сил или Министерства обороны, их руководства, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
  • соблюдать установленные в Вооруженных Силах или Министерстве обороны правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о деятельности Вооруженных Сил или работе Министерства обороны, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
  • постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

11.Государственный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12.Государственный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13.Государственный служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.Государственный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15.Государственный служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16.Государственный служащий обязан уведомлять Министра обороны Российской Федерации (представителя нанимателя), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

17.Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за использование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются государственным служащим по акту в Министерство обороны (по месту службы), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18.Государственный служащий при обработке и передаче служебной информации обязан соблюдать действующие в Вооруженных Силах или Министерстве обороны нормы и требования, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19.Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

20.Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, обязан:

  • быть образцом профессионализма, безупречной репутации;
  • способствовать формированию благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции (в том числе к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения);
  • не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений;
  • личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

21.Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III.Этические правила служебного поведения государственного служащего рекомендательного характера

22.В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

23.В служебном поведении государственный служащий воздерживается от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

24.Государственный служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственный служащий должен быть вежливым, доброжелательным, корректным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

25.Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости
от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Вооруженным Силам и Министерству обороны, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV.Ответственность за нарушение положений Кодекса этики и служебного поведения

26.Нарушение государственным служащим положений Кодекса этики и служебного поведения подлежит моральному осуждению на заседании комиссии Министерства обороны по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2010г. №1130, на Центральной аттестационной комиссии Министерства обороны и аттестационных комиссиях органов военного управления, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса этики и служебного поведения влечет применение к государственному служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственным служащим положений Кодекса этики и служебного поведения учитывается при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящую должность, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Полностью с документом можно ознакомиться .

КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
МВД РОССИИ

Утверждён Приказом МВД России от 23.08.2011 N 969

I. Общие положения

1. Кодекс профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России разработан в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться военнослужащим внутренних войск МВД России независимо от замещаемой воинской должности.

3. Гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту во внутренние войска, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый военнослужащий внутренних войск должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от военнослужащего внутренних войск поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения военнослужащих внутренних войск для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета военнослужащих внутренних войск, доверия граждан к внутренним войскам и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения военнослужащих внутренних войск.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения военнослужащими внутренних войск обязанностей военной службы.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере военной службы во внутренних войсках, уважительного отношения к внутренним войскам в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности военнослужащих внутренних войск, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение военнослужащим внутренних войск положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться военнослужащим внутренних войск

9. Основные принципы служебного поведения военнослужащих внутренних войск являются основой поведения граждан Российской Федерации (иностранных граждан) в связи с нахождением их на военной службе во внутренних войсках.

10. Военнослужащие внутренних войск, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • исполнять обязанности военной службы добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективного выполнения внутренними войсками служебно-боевых задач;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности военнослужащих внутренних войск;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий внутренних войск;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей военной службы;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением военной службы во внутренних войсках;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении военнослужащими внутренних войск должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету внутренних войск;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, Министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности военнослужащего внутренних войск;
  • соблюдать установленные во внутренних войсках правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о служебно-боевой деятельности внутренних войск, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

11. Военнослужащие внутренних войск обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Военнослужащие внутренних войск в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Военнослужащие внутренних войск обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

14. Военнослужащие внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При поступлении на военную службу по контракту во внутренние войска и исполнении обязанностей военной службы гражданин (иностранный гражданин) обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им обязанностей военной службы.

15. Военнослужащие внутренних войск обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Военнослужащие внутренних войск обязаны уведомлять командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью военнослужащего внутренних войск.

17. Военнослужащему внутренних войск запрещается получать в связи с исполнением обязанностей военной службы от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные военнослужащим внутренних войск в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении во внутренних войсках, и безвозмездно передаются военнослужащим в орган военного управления внутренних войск, в котором он проходит военную службу, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Военнослужащий внутренних войск может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Военнослужащие внутренних войск обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением обязанностей военной службы.

20. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию во внутренних войсках (воинской части (подразделении)) благоприятного для служебно-боевой деятельности морально-психологического климата.

21. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • не допускать случаев принуждения военнослужащих внутренних войск к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему военнослужащие внутренних войск не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных военнослужащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения военнослужащих внутренних войск

24. В служебном поведении военнослужащему внутренних войск необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении военнослужащий внутренних войск воздерживается от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

26. Военнослужащие внутренних войск признаны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Военнослужащие внутренних войск должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид военнослужащих внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к внутренним войскам.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

28. Нарушение военнослужащим внутренних войск положений Кодекса может быть рассмотрено на заседаниях аттестационной комиссии и общественных организаций воинской части (иного органа военного управления) и подвергнуто моральному осуждению.

Соблюдение военнослужащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на высшие воинские должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

См. также:

  • Кодекс чести офицера Российской империи

Нравственная культура и этика поведения военнослужащих

Известно, что культурным человек не рождается — он им становится. Для этого важно не только освоить всю совокупность знаний о культуре поведения, но и выработать навыки и умения нравственного поведения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Понятие нравственной культуры в контексте истории

Нравственная культура является важной составной частью обшей культуры личности и наиболее ярко проявляется в межличностном общении, в реальном поведении и образе жизни. Структура, содержание и особенности нравственной культуры личности (отдельного человека) органично связаны с нравственной культурой общества и несут в себе серодовые черты.

Нравственная культура общества — это определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил этикета и их практическое воплощение во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности.

Нравственная культура личности — это уровень индивидуального нравственного сознания и этических знаний, чувств и эмоций, воли и жизненного опыта, которые проявляются в конкретных видах деятельности и реальных поступках.

В отличие от других видов культуры (политической, правовой, эстетической) нравственная культура личности имеет свои содержание и особенности (см. схему).

Во-первых, она носит «всепроникающий характер», пронизывая своим содержанием все сферы жизнедеятельности человека. Причем практически ни в одной сфере деятельности нет людей, «свободных» от ее воздействия и проявления. Даже оставаясь наедине с собой, человек мыслит и действует в соответствии с уровнем его нравственной культуры.

Во-вторых, нравственная культура человека органически связана с его свободой. Человек наделен сознанием, чувствами, волей и поэтому он способен самостоятельно принимать решения, учитывая существующую систему права (Конституции РФ, требований присяги и воинских уставов, приказов командиров и сложившейся в обществе и коллективах системы ценностей) и свой личный опыт высоконравственного поведения. Свобода есть не что иное, как осознанная необходимость и способность принимать ответственные решения с учетом объективных условий и конкретной ситуации. В этом состоит глубокий нравственный смысл деятельности военнослужащих, когда они, преодолевая себя, выходят за рамки обреченности и фатализма.

В-третьих, нравственная культура человека во многом зависит от уровня его мировоззрения, от воспитания чувства личной ответственности. Данную связь и зависимость ярко и убедительно показал французский писатель и философ Антуан де Сент Экзюпери. «Величие человека, — писал он, — в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за дело, доверенное ему, за товарищей, которые надеются на него. Их горе или радость у него в руках. Он в ответе за все новое, что создается у живых, он должен участвовать в созидании. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда. Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она и существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

В-четвертых, что касается личности военнослужащего, то здесь нравственная культура имеет внематериальные источники самооценки и удовлетворения результатами собственного участия воинской деятельности. Будучи общественно-полезной и необходимой, эта деятельность предполагает не только социально-политическую ответственность за защиту Отечества, но и нуждается в достаточно высоком уровне самооценки в сознании субъектов деятельности, то есть солдат и сержантов Вооруженных Сил РФ.

При этом необходимо отметить непосредственные источники нравственного самоудовлетворения, когда воин проникается глубокой верой в необходимость, справедливость и гуманность зашиты своей Родины. Данная группа источников занимает особое место, поскольку связана непосредственно с мировоззренческими компонентами личности и оказывает влияние на всю систему межличностных отношений в воинских коллективах. Это обусловлено тем, что воинская деятельность не реализуется в традиционных предметных формах производительного труда, а носит духовную, нравственную окраску. Это та сила, которая побуждала воинов идти на смертельный риск, со связкой гранат бросаться под вражеский танк и таранить самолет противника, грудью закрывать вражеский дот, тем самым обеспечивая победу.

В органической (тесной) связи с первой группой находится вторая группа источников нравственного самоудовлетворения, проявляющаяся в конечных результатах воинского труда — гарантированном обеспечении национальной безопасности страны, создании необходимых условий для мирной и счастливой жизни своего народа. А это обязывает каждого человека бережно относиться к тому, что было создано трудом прошлых поколений, сохранить, защищать и передать это наследие в надежные руки новых поколений. Уместно в этой связи вспомнить слова В. М. Шукшина «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни. Будь человеком».

В самом общем плане в нравственной культуре личности воина можно выделить три компонента нравственно-этические знания; чувства, эмоции; поведение и поступки. В диалектическом соотношении и взаимодействии данных компонентов находит свое выражение сущность нравственной культуры человека. Обладая реальной социальной свободой и активностью, человек обязан нести личную ответственность за свою профессиональную деятельность, поскольку целеполагание, принятие решения, планирование личного поведения и сам поступок -это основные звенья нравственной деятельности, которые зависят конкретно от каждого человека. Превращение общественно выработанного сознания в личное убеждение, в осознанный мотив и привычную норму поведения и есть суть нравственной культуры каждого человека. Даже внешний облик в конечном счете связан с внутренним миром личности, обусловлен им. Не случайно В.Г. Белинский отмечал, что «красота есть родная сестра истины и нравственности». Нравственное и эстетическое в поведении людей находятся в тесном единстве. Однако их нельзя отождествлять. Нравственное начало играет в жизни утилитарную роль, поскольку без соблюдения установленных моральных норм» сложившихся принципов морали, общество не могло бы существовать. В современной философско-этической литературе принято выделять следующие критерии и нормы нравственной культуры человека бескорыстие, доброжелательность, справедливость, совестливость, честность, вежливость, скромность, тактичность, дисциплинированность и сдержанность. Более подробно рассмотрим их во втором вопросе.

Основные направления формирования культуры поведения военнослужащих

Человек живет в определенной социальной среде. Он является членом семьи, представителем той или иной социальной группы и нации, членом определенного коллектива. Он имеет свое мировоззрение и может быть представителем одной из религиозных конфессий. Вся его жизнь проходит в тесном общении с другими людьми, в конкретном коллективе, в обществе. Поэтому отношение каждого человека к обществу, к коллективу, к другим людям, к своей деятельности, то есть к боевой учебе, службе, воинскому порядку и дисциплине можно выразить одним понятием — поведение.
Поведение человека — это форма его самовыражения, которая непосредственно зависит от уровня его интеллекта, сознания и эмоционально-волевых качеств.

Культура поведения человека — это соответствие его действий и поступков установившимся в данном обществе моральным принципам, нормам и правилам. Вместе с тем культура поведения представляет собой систему поступков, расширяющих рамки человеческого понимания, сочувствия, доверия, создающих в процессе межличностного и коллективного общения эмоциональный фон и вызывающих удовлетворение или неприятие определенных ценностей и действий.

В современной этике, как науке о закономерностях происхождения морали, ее функционирования и развития, принято различать культуру поведения людей в узком и широком смысле.

Культура поведения в широком смысле охватывает всю совокупность нравственных требований, которые стали для человека внутренними убеждениями и составной частью привычек и навыков. В узком смысле слова это практическое выполнение правил так называемой внешней культуры. При этом следует заметить, что такое деление носит относительный характер, так как внешняя культура поведения человека органично связана с его сознанием, чувствами, убеждениями и общим нравственным обликом.

Каждый человек в той или иной мере имеет представление о культуре, морали и нравственности, как сложных социальных образованиях. Однако, уровень нравственных знаний многих людей не выходит за рамки здравого смысла, формирующегося повседневным житейским опытом. Это в результате позволяет противостоять типичным заблуждениям и предрассудкам и способствует принятию правильного решения в стандартных ситуациях. Вместе с тем здравый смысл не позволяет личности правильно поступать в сложных ситуациях. Для разрешения этого противоречия необходимы знания мировоззренческих наук, особенно этики и эстетики, как науки о прекрасном.

Можно определить несколько направлений, по которым идет формирование нравственной культуры поведения военнослужащих.

1. Одним из них является активное овладение военнослужащими системой нравственно-этических знаний. Усвоение общих основ этики помогает осознанию того, как необходимо вести себя в нетипичных нравственных ситуациях, а также повышает обыденное сознание до уровня теоретического осмысления происходящего в реальной жизни и вооружает каждого человека принципами и алгоритмами моральной деятельности. Моральное сознание помогает глубже проникнуть в сущность социального бытия, четче определить свое место в сложных и подчас противоречивых процессах межличностного общения, оценить свои возможности, а также степень личной ответственности, подняться до нравственной мудрости.

Именно нравственная мудрость представляет собой готовность военнослужащих к нравственной деятельности и материализацию ее в различных сферах человеческого бытия, ибо воины и во время службы в Вооруженных Силах остаются гражданами Российской Федерации и несут всю полноту ответственности согласно Конституции РФ. Иными словами, нравственная мудрость как высшее выражение морального сознания и культуры поведения должна включать в себя способность и готовность воинов к переходу в определенных обстоятельствах от намерений к действиям, к конкретным поступкам в интересах воинского коллектива и общества в целом.

2. Еще одним направлением формирования нравственной культуры личности военнослужащего является воспитание нравственных чувств. Именно оно непосредственно характеризует степень и глубину нравственной воспитанности человека. Жизнь со всей очевидностью показывает, что от воспитанности чувств во многом зависит способность человека к сопереживанию, к сочувствию другим людям, то есть те качества, которые так необходимы для создания благоприятной нравственной атмосферы, здорового морального климата и культурных взаимоотношений между людьми.

Без подлинной культуры чувств нельзя рассчитывать на утверждение духа товарищества, взаимопомощи в воинских коллективах. К глубокому сожалению, приходится констатировать, что нам еще долго предстоит вести борьбу с такими проявлениями низкой культуры отдельных военнослужащих, как грубость и черствость, лицемерие и зазнайство, эгоизм и отсутствие сострадания. Одной из коренных причин существования этих качеств является неразвитость высоких нравственных чувств. Именно «нравственная глухота» является причиной конфликтов, а иногда и жизненных трагедий, ибо человек с грубыми нравственными чувствами создает вокруг себя грозовую атмосферу непонимания и несовместимости. В результате доброта и искренность одних воинов будет наталкиваться на эгоизм и замкнутость других.

Воспитать высокие нравственные чувства в одночасье невозможно. Этим необходимо заниматься всю жизнь. Не случайно известный педагог В. А. Сухомлинский постоянно указывал на необходимость развивать внутренние силы личности, учить сопереживать. «Настоящий человек, -писал он, — немыслим без добрых чувств. Воспитание, по существу, начинается с формирования душевной чуткости — умения откликаться сердцем, мыслями, чувствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душевная чуткость — это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое качество — ум, трудолюбие, талант — приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание».

3. Третьим важным направлением формирования нравственной культуры личности является воспитание в человеке навыков и умений нравственного поведения. Вся жизнь человека представляет собой непрерывный процесс накопления социального опыта, основу которого составляет культура нравственного поведения, ибо об уровне сознания человека и богатстве его нравственных чувств можно судить только на основании реальных поступков и отношения к другим людям.

Культура моральных чувств проявляется в общении с другими как эмоциональная открытость, доброжелательность и участие, а культура морального сознания — как способность субъектов социальной практики к взаимопониманию и взаимоуважению. Анализ межличностных отношений военнослужащих показывает, что уважительное отношение выступает как внутренняя самодисциплина, позволяющая преодолеть негативные явления во взаимоотношениях и предотвратить возникновение конфликтной ситуации в коллективе.

Навыки моральной самооценки и самодисциплины, как правило, выступают в качестве сдерживающего фактора и способны уберечь от необдуманных и опрометчивых поступков, которые могут оказаться разрушительными для взаимопонимания и установления эффективного общения военнослужащих.

Воинская служба в Вооруженных Силах РФ, вопреки досужим измышлениям большинства средств массовой информации, была, есть и всегда останется школой, активно формирующей гражданственность и патриотизм, возвышенные нравственные качества. Повседневные трудности выполнения задач боевой выучки в ходе полевых учений, морских походов, полетов и ракетных стрельб закаляют психику воинов, воспитывают коллективизм, чувство локтя, готовность прийти на помощь в сложной жизненной ситуации.

Культура поведения личности включает определенную гармонию нравственного и эстетического. Воспринимается и глубоко западает в душу то, что совершенно, красиво, искусно выполнено. Поэтому в формировании нравственной культуры личности чрезвычайно велика роль искусства.

В художественном слове, в переливах красок, в выразительности камня, в гармонии звуков замечательные творцы произведений различных видов и жанров искусства выражают свои чувства и раздумья о нашем времени, о людях, событиях, настоящего и прошлого. Искусство в своем многообразии представляет именно ту часть духовной жизни и культуры общества, посредством которой осуществляется передача и распространение нравственного опыта, не только ныне живущих, но и давно ушедших из жизни поколений людей. Неоценимый вклад в развитие духовности и нравственности военнослужащих вносит работа по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, связанных с именами великих людей и историческими событиями. Искусство облегчает восприятие действительности не только с точки зрения категорий этики (добра, долга, чести, совести, достоинства и др.), но и в свете категорий эстетики (прекрасного, возвышенного, героического и т. д.).

Говоря иными словами, в поведении военнослужащего его внутреннее содержание (духовное и нравственное) должно находить воплощение во внешней форме — в красоте и этике поведения. Культура поведения в обществе начинается с внимания человека к своему внешнему виду. Небрежно или неряшливо одетый человек демонстрирует тем самым свое пренебрежение к окружающим.

Воспитанный человек перед посещением общественных мест всегда должен уделить необходимое внимание своей внешности. Это требование общей культуры особенно важно для военнослужащего. Чистая и отутюженная форма одежды, начищенная обувь должны являться внешним показателем духовной культуры военнослужащего. Он должен быть хорошо подстрижен, чисто выбрит и причесан. Приводить себя в порядок необходимо только в соответствующем помещении, но ни в коем случае не в фойе, зрительном зале или за столом.

Находясь в общественном месте, все обнаруженные недостатки в своем внешнем виде надо устранить как можно быстрее и незаметнее для окружающих. Не следует громко делать замечания другим, это всегда будет воспринято как бестактность и невоспитанность.

Наконец, необходимо четко понимать и помнить о том, что составляет основу воинского этикета доброжелательность, вежливость, тактичность, скромность, искренность, целесообразность, систематичность, комплексность и гармоничность. Своеобразный алгоритм понимания гармоничности развития личности дал классик русской литературы А. П. Чехов «В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли — боже мой! В прекрасной оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

Гармония внутренней и внешней нравственной культуры личности, внутреннего и внешнего облика воина наиболее полно проявляется в личностных качествах военнослужащих, необходимых для решения сложных и ответственных задач Вооруженных Сил РФ по обеспечению мирного и созидательного труда россиян и сохранения национальной безопасности своего Отечества.

Таким образом, подлинная нравственная культура людей, воинов Вооруженных Сил РФ базируется на прочном фундаменте этических знаний, достигается путем усвоения всей человеческой культуры и проявляется в способности видеть в другом человеке его достоинства и быть милосердным к себе подобным.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятия целесообразно подчерк-путь, что нравственная культура носит конкретно-исторический характер. Ее отдельные компоненты возникают вместе с оформлением человеческого общества и являются его постоянным спутником. Трансформируясь и развиваясь, они закрепляются в виде определенных правил и требований у различных народов, наций, религиозных конфессий и государственных систем. Нравственная культура общества по отношению к отдельному воину выступает объективным фактором, то есть он застает ее при рождении в готовом виде. Этот фактор необходимо не только знать, но и учитывать во всех сферах жизнедеятельности.

При раскрытии содержания первого вопроса необходимо более пристальное внимание обратить на особенности и специфику нравственной культуры общества и воинского коллектива. Аргументированно показать, что нравственная культура военнослужащего есть частное проявление (выражение) общего, то есть культуры и нравственных отношений общества.

При рассмотрении второго вопроса важно полнее раскрыть основные направления формирования культуры поведения военнослужащих, показать особенности этой работы в данном воинском коллективе, при этом отметить успехи и недостатки.

В заключение следует сделать выводы, подвести итоги, дать рекомендации по подготовке к контрольному занятию и использованию литературы.

Рекомендуемая литература

1. Буранов С, Стрельников В. Солдаты России культура поведения, честь и достоинство Ориентир. — 2004. — № 8, с. 57-61.

2. Гайгеров М. Умеете ли вы общаться Ориентир. — 1995. — № 3, с. 51-54.

3. Мишанов С. Нормы воинского этикета и культура общения военнослужащих Ориентир. — 1996. — № 9, с. 51-53.

4. Понкратов В. Этикет и его роль в создании доверительных отношений Маленькие секреты большого успеха. М2004.

5. Фирсенков В. Нравственная культура военнослужащих Ориентир. — 2002. -№ 2, с. 46-49.

доктор философских наук, профессор,Полковник
Анатолий Брычков

«Ориентир» 2005.07

Теги: огп

Профессиональная этика военного и организационная культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 174:355

М.Р. Варшавский Курган

профессиональная этика военного и организационная культура

Аннотация. В формировании профессиональной корпоративной военной этики огромное значение играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. Первоочередной задачей становится восстановление прерванной связи времен, возрождение лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной профессиональной культуры военных. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, т.е. этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра — офицерского корпуса.

Ключевые слова: организационная культура, профессиональная этика, корпоративная этика, профессионализм, духовно-нравственные ценности, связь времен, военные традиции.

M.R.Varshavsky Kurgan

professional ethics and corporate culture of military men

Для России, которая осуществляет сложный переход к демократическому государству, задача духовно-нравственного возрождения является одной из наибо-

лее приоритетных, и если ее не решить, то мир будет находиться не только в нестерпимом экономическом и политическом положении, но, прежде всего, в нестерпимом духовном положении. Российская армия — опора нынешнего Российского государства.

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает деятельность пограничных органов России, которая имеет свои особенности. Новая концепция охраны государственной границы РФ и усложнившиеся задачи оперативно-служебной деятельности пограничных органов, ближайшая и отдалённая перспективы их развития предъявляют исключительно высокие требования к профессиональной деятельности офицера-пограничника. Они должны иметь основательные теоретические знания и прочные практические навыки, обладать диалектическим, творческим мышлением, уметь в самой сложной обстановке принять оптимальное решение. Нравственные принципы, нормы, ценности являются важными регуляторами социальных отношений, поведения и деятельности людей в различных сферах деятельности, в том числе в военном деле, пограничной службе. Пограничная служба объективно основывается на понятиях добра, долга, чести, закономерно требует последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых норм и принципов морали.

В современных условиях существенно возрастает значение духовно-нравственных качеств, определяющих профессиональную этику офицерского корпуса России. В русской армии всегда признавалось, что офицерский корпус — это особое воинское братство, сплоченное особым корпоративным духом, традициями и единым мировоззрением — свойственной только данному образованию организационной культурой.

Этику интересуют нравственные аспекты организационной (корпоративной) культуры, возможности и способы воздействия на представления о достойном, допустимом и недопустимом, нравственно предосудительном поведении. Организационной культурой называют совокупность норм и ценностей, систему представлений если не всех, то большинства членов организации, общее мнение о том, что ценится в организации, какое поведение считается дозволенным и уместным.

Культура выполняет в организации несколько функций. Во-первых, она играет роль разграничителя, указывая на отличие данной организации от других. Во-вторых, она создает у служащих ощущение «особенности», уникальности организации, ее непохожести на другие организации — идентичности. В-третьих, культура формирует преданность членов организации и заставляет их стремиться к чему-то большему, чем достижение личных целей. В-четвертых, она повышает стабильность социальной системы. Следовательно, культура является тем связующим материалом, который скрепляет организацию: задает ее членам определенные стандарты, на которые они должны ориентироваться в своих словах и поступках; служит механизмом, формирующим представления и поведение людей.

Наиболее важным элементом организационной культуры и эффективным инструментом воздействия на поведение членов организации является корпоративный кодекс. Центральное место в системе моральных представлений офицерства всегда занимал кодекс офицерской чести: «Обладать честью, во все времена, было признано необходимостью для офицерского кадра. При всех остальных хороших служебных качествах офицер не может быть терпим, если он неразборчив в добывании средств к жизни и марает мундир. Кто не

Вестник КГУ, 2016. № 1

может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть лучше откажется от звания офицера, необходимейшему и первому требованию которого он не удовлетворяет» . Кодекс офицерской чести призывал «ведать законы государственные и уставы воинские», быть «благородным гражданином и патриотом», сохранять верность Присяге и Знамени, «ни при каких обстоятельствах не допускать измены и предательства» и всецело следовать принципу «честь дороже жизни» . Верность присяге имела первостепенное значение в офицерской среде.

Огромное значение в формировании профессиональной корпоративной военной этики играют исторические и боевые традиции, воинские ритуалы. История нашей армии, особенно история российских армейских и гвардейских полков, составлявших основу русской армии, удивительно богата ими. Многие из них теперь незаслуженно забыты. Сегодня в армии существуют ритуалы военных парадов, принятия воинской присяги, общеполковых вечерних проверок, строевых смотров, разводов на занятия (караулы, боевое дежурство), ритуалы выпуска из военных учебных заведений и пр.

Первоочередной задачей является, прежде всего, восстановление прерванной связи времен, возрождение лучших традиций отечественного офицерства, идентификация российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры. Военное образование выступает средством культуры и частью организационной культуры военных. В отношении офицерской чести оно закладывает тот фундамент знаний, убеждений, умений нравственного поведения, на котором базируется вся система нравственных и профессиональных ценностей личности офицера и всего офицерского корпуса.

Военное образование (военная школа) русской армии было и остается фактором формирования представлений об офицерской чести. Полководец А. В. Суворов в письме к сыну Александру советовал: «По званию военного человека вникай прилежно в сочинения Вобана, Кугорна, Кюрасса, Гюнберга; учись отчасти богословию, физике и нравственности» . Последователи великого полководца к средствам духовно-нравственного воспитания относили «домашний порядок», «воспитание сердца», преподавание наук, особенно закона Божия, христианского нравоучения и истории, нравственный пример наставника и пр. . Усилиями лучших представителей российской военной мысли была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Чувство достоинства воспитывалось в будущем офицере с раннего детства, в семье, затем в кадетских корпусах, военных училищах и академиях. Высокое звание офицера, его положение в обществе обязывало (и обязывает) его носителя быть образцом высоких духовно-нравственных качеств. «Чувство чести требует, -писал Э. Свидзинский, — чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и отечество» .

По мнению А.Б. Кердана, «главным в высшей военной школе является переориентировка конечной цели учебно-воспитательного процесса на подготовку офицера-интеллигента, носителя высокой культуры, обладателя ярких личных качеств и достоинств» . Формирование личности воина современной рос-

сийской армии необходимо начинать с общей культуры, являющейся прочным фундаментом, на котором происходит накопление и качественное преобразование личностных качеств, воспитание социокультурной идентичности личности, понимание того великого исторического ранга России в области культуры и государственности, защита которого является великим, справедливым и самоотверженным делом. Все это дает возможность офицеру повысить гражданскую и политическую культуру, а также и профессиональную специализацию, без которой, по нашему мнению, не может быть сформирована профессиональная этика. Офицеру необходимо быть профессионалом военного дела, по-суворовски сражаться не силой, а умом, проявлять личное мужество. Долг чести не допускает небрежного исполнения служебных обязанностей и в армейских буднях, требует от офицера ревностного отношения к символу воинской чести — форме одежды.

Следовательно, моральное поведение офицера -это совокупность поступков профессионала, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Можно различать сферы морального поведения: служебная, общественная (гражданская), семейная. Моральное поведение офицера обусловливается его деятельностью и содержит три компонента: мотив, результат и оценку. Именно в этих составляющих проявляется специфика морального поведения офицера. Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса офицера должен предусматривать, прежде всего, получение этических знаний.

Профессиональная этика вырабатывается самой корпоративной системой, ее организационной культурой, но не возникает сама собой. Она может и должна быть следствием целенаправленного воспитания, направленности и качества воинской службы, а также той кадровой политики, которую обязано проводить государство в армии. Основу этики армии должен составлять ее профессионализм, а это значит, что этика армии практически совпадает с этикой ее профессионального ядра — офицерского корпуса.

Список литературы

1 Галкин А. Новый путь современного офицера. М., 1996.

2 Михайлов О. Суворов. М., 1978.

3 Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М, 1990.

4 Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Кердан А. Б. Воспитание чести офицера вооруженных сил России //Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности : сборник науч. ст. по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008.

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

Справка

По заключению Минюста РФ от 18 мая 2011 г. N 01/31782-АФ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Во исполнение решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации.

2. Департаменту государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации организовать работу по включению в служебные контракты федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации положений о соблюдении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
А. Сердюков

Кодекс этики и служебного поведения
федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется — Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151; № 16, ст. 1828; № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186; № 30 (ч. II), ст. 3616; № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, 3624; № 48, ст. 5719; № 51, ст. 6150, 6159; 2010, № 5, ст. 459; № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228), Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21) и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются — гражданские служащие).

3. Гражданину Российской Федерации, поступающему на федеральную государственную гражданскую службу (далее именуется — гражданская служба) в Министерство обороны Российской Федерации, рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности, а каждому гражданскому служащему принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.

4. Целью Кодекса является обобщение этических норм и установление правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения гражданских служащих.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в сфере гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации (далее именуется — Министерство обороны), основанных на нормах морали, уважительном отношении к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.

7. Знание и соблюдение гражданскими служащими Кодекса являются одними из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих

8. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе в Министерстве обороны.

9. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Министерства обороны;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и гражданских служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства обороны;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Министерства обороны;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Министерства обороны, его руководителей, если это не входит в их должностные обязанности;

о) соблюдать установленные в Министерстве обороны правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Министерства обороны, а также в установленном порядке оказывать содействие в получении достоверной информации;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере их ответственности.

10. Гражданским служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, рекомендуется быть для них образцами профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Министерстве обороны благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

11. Гражданские служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

12. Гражданским служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, следует принимать меры к тому, чтобы подчиненные им государственные служащие не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих

13. В служебном поведении гражданским служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

14. В служебном поведении гражданские служащие воздерживаются от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения вне отведенных для этого местах в Министерстве обороны.

15. Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

16. Внешний вид гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

17. Нарушение гражданскими служащими настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению, а также рассмотрению на заседании комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 1130 «О комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 сентября 2010 г., регистрационный № 18540).

Соблюдение гражданскими служащими Кодекса предлагается учитывать при проведении аттестаций в Министерстве обороны, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Приказ Минобороны РФ от 22 апреля 2011 г. N 555 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации»

По заключению Минюста РФ от 18 мая 2011 г. N 01/31782-АФ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Текст приказа опубликован в газете «Красная звезда» от 24 мая 2011 г. N 89


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *