ПОНЯТИЕ О РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГИ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

ОТВЕТЫ

Однозначного определения термина «реконструкция автомобильных дорог» нет, и под ним понимают широкий перечень мероприятий и работ, связанных с улучшением и совершенствованием дорог. В переводе с латинского языка слово «реконструкция» означает коренное переустройство, перестройку по новым принципам, переоборудование, усовершенствование, упорядочение или восстановление чего-либо по сохранившимся данным и описаниям.

За рубежом (по классификации Всемирного банка) мероприятия и работы по совершенствованию автомобильных дорог разделяются на:

§ капитальный ремонт – выборочное, на отдельных участках восстановление поперечного профиля дорожного покрытия, земляного полотна, улучшение системы водоотвода, усиление искусственных сооружений;

§ реконструкция – обновление дорожной одежды с использованием существующего земляного полотна без изменения трассы, восстановление искусственных сооружений;

§ восстановление – сочетание элементов капитального ремонта и реконструкции больших объемов;

§ перестройка – уширение дороги, улучшение ее прохождения на местности в плане и продольном профиле, сопровождающееся постройкой новых участков дорожной одежды, искусственных сооружений.

В соответствии с действующей «Классификацией работ по ремонту и содержанию» автомобильных дорог общего пользования, утвержденной приказом Федерального дорожного департамента № ИС-5-р от 03.01.2002 , в России:реконструкция автомобильных дорог – это комплекс работ, связанных с повышением технических параметров эксплуатируемых дорог и дорожных сооружений (в том числе изменение их геометрических параметров и грузоподъемности), благодаря которым увеличивается пропускная способность и повышается безопасность движения.

Реконструкция дороги, как правило, обеспечивает возможность перевода ее в более высокую техническую категорию, однако, может существенно повысить технические параметры и эксплуатационные показатели и без изменения категории дороги.

Для более четкого представления, что же такое реконструкция, необходимо оценить ее место в системе дорожных работ. Здесь дорожная терминология различает следующие основные понятия:

§ ремонт;

§ реконструкция;

§ новое строительство.

Ремонт автомобильных дорог – это комплекс работ по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и повышению сцепных качеств, усилению дорожной одежды и земляного полона, восстановлению изношенных конструкций дорожных сооружений или их замене на более прочные, а также работ по организации и безопасности движения, в результате которых восстанавливаются эксплуатационные показатели ремонтируемых дорог, сооружений на них и обеспечиваются требуемые условия движения.

Решение задачи повышенияэксплуатационных показателей «возлагается» на реконструкцию дороги. Работы, выполняемые при реконструкции, имеют более сложный и объемный характер, чем при ремонте.

Однако, по объемам и перечню работ границы между понятиями «ремонт» и «реконструкция» часто бывают весьма условными, так как повышение эксплуатационных характеристик дороги происходит и при капитальном ремонте. Нормативное законодательство в зарубежных странах также в настоящее время не дает однозначного понятия о реконструкции автомобильной дороги. Поэтому, для избежания путаницы в понимании ремонтных работ и реконструкции необходимо рассмотреть некоторые уточнения.

Весь вопрос в терминологии и сущности противоречия в противопоставлении ремонта и реконструкции заключается в том, что за время эксплуатации дороги складывается ситуация, когда изменяется сам технический уровень проекта, по которому была построена рассматриваемая дорога, удовлетворявший в то время требованиям (постоянные параметры и транспортно-эксплуатационные показатели) к автомобильной дороге той же категории. Как минимум за 20 – 25 лет после строительства технический проект соответствующей категории дороги изменяется очень значительно, устаревает морально, поэтому этот момент должен учитываться в классификации видов реконструкции.

Таким образом, реконструкция автомобильной дороги – это перестройка всех или отдельных элементов дороги: дорожной одежды, земляного полотна, искусственных сооружений, систем водоотвода, инженерного оборудования, обустройства, зданий и сооружений с улучшением ее показателей до технического и морального состояния, учитывающего современные требования потребителя и прогноз состояния на средний срок службы для дорог этой категории.

Реконструкция дорог, как правило, не дает прироста протяженности дороги. Наоборот при полной реконструкции протяженность ее обычно несколько сокращается.

Целесообразно выделить частичную и полную реконструкцию.

Частичная реконструкция – перестройка отдельных элементов автомобильной дороги на отдельных участках без изменения трассы и без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении.

Частичная реконструкция чаще всего применяется в случаях, когда:

§ интенсивность движения равна или несущественно выше расчетной, но на отдельных участках скорость движения, безопасность или допустимая нагрузка не отвечают возросшим требованиям;

§ отсутствуют финансовые возможности для коренного переустройства дороги или экономически нецелесообразно осуществлять полную реконструкцию.

Полная реконструкция – перестройка всех элементов автомобильной дороги на всем протяжении с возведением новых конструкций при изменении прохождения оси трассы на отдельных участках.

Полная реконструкция применяется, в основном, при увеличении интенсивности движения более, чем в 1,5 раза по сравнению с расчетной и ожидается ее дальнейший рост.

Реконструкция I рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры современного нормативного документа соответствующего данной категории дороги.

Реконструкция II рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры более высокой категории дороги.

Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

  1. к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
  2. к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
  3. к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
  4. к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
  5. к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
  6. к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из выше указанного следует, что ответственными за содержание автомобильных дорог являются их собственники (см. табл.1 и табл. 2).
В сфере дорожной деятельности Правительство РФ и Минтранс РФ осуществляют в основном нормативно-правовое регулирование вопросов использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Росавтодор, подведомственное Минтрансу РФ, осуществляет функции по реализации такого нормативно-правового регулирования, выступая органом, непосредственно организующим использование автомобильных дорог и осуществляющим дорожную деятельность в пределах своих полномочий.

Вид дороги

Орган, ответственный за его содержание

Дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации

Органы государственной власти Российской Федерации

Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Дороги, находящиеся в собственности поселения, городского округа и муниципального района

Органы местного самоуправления

Рассмотрим, какой конкретный орган является ответственным за содержание дорог.

Вид дороги

Орган, ответственный за его содержание

Федеральные дороги

Росавтодор

Дороги местного назначения

Префектуры административных округов и Управы районов г. Москвы

Городские дороги

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы

Внутридворовые дороги

ТСЖ, управляющая компания

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Так, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме выше указанных органов также можно обратиться к следующим органам:

  • ГИБДД МВД РФ, которые в соответствии со ст. 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», осуществляют контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог.
  • Прокуратура, которая в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ.
  • В суд, в случае если выше указанные органы не предпринимают каких-либо действий для устранения обоснованных недостатков дорог, указанных в Вашем заявлении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *