Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств

Система налогообложения сельского хозяйства развитых стран складывалась в основном в послевоенный период. В этот момент она принимала во внимание ряд очень важных характеристик отрасли послевоенного периода: довольно высокий удельный вес сектора в ВВП и в структуре занятости страны, необходимость поддержания и выравнивания доходов в сельском хозяйстве с другими отраслями экономики, обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, преобладание мелких производственных единиц. Начиная с 80-х годов во всех развитых странах прошли налоговые реформы, призванные адаптировать налоговое законодательство к современному уровню экономического развития этих стран. Они затронули и аграрный сектор .

В Республике Казахстан налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств регулирует Налоговый кодекс РК (глава 62). Закон Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет: крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно — трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции. Субъектами крестьянского (фермерского) хозяйства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица .

По ст.439 Налогового кодекса Республики Казахстан специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке сельскохозяйственной продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства и её реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров. Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности и (или) на праве землепользования (включая право вторичного землепользования).

К особенностям применения специального налогового режима можно отнести положение о том, что плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей:

  1. индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; (Данный подпункт пункта 1 статьи 442 НКРК был введен в действие с 1 января 2011 года).
  2. налога на добавленную стоимость – по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
  3. земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками – по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
  4. налога на транспортные средства – по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1),2) пункта 3 ст. 365 НКРК. Здесь дается большой перечень транспортных средств, которые могут быть необходимы в процессе непосредственного осуществления предпринимательской деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
  5. Налога на имущество – по объектам налогообложения, указанным в пп.1) п.4 ст. 394 НКРК, где определяется следующее: плательщиками единого земельного налога по объектам налогообложения, имеющимся на праве собственности, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции не являются плательщиками налога на имущество. Это положение так же вступило в силу с 1 января 2010 года.

Плательщики единого земельного налога, не являющиеся в соответствии с Налоговым кодексом плательщиками налога на добавленную стоимость, вправе добровольно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по данному налогу.

Земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и подлежит обложению земельным налогом. Во всем мире ставка налога на землю сельскохозяйственного назначения намного ниже ставки налога на землю несельскохозяйственного назначения. Этот подход к налогообложению земли в аграрном секторе представляет собой основной принцип льготного налогообложения сельского хозяйства. Объектом налогообложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.

Исчисление единого земельного налога производится путем применения ставки 0,1 процента к оценочной стоимости земельного участка в два срока:

  1. Текущий платеж уплачивается в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода;
  2. Окончательный расчет по единому земельному налогу производится (с учетом декларации по налогу) в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным.

Крестьянские (фермерские) хозяйства исчисляют и уплачивают единый земельный налог за фактический период владения земельным участком на праве землепользования (с учетом изменений объекта налогообложения).

Плательщики единого земельного налога ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20% от месячного расчетного показателя за каждого работника, а также главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю .

Обратимся к международному опыту регулирования налогообложения в сельском хозяйстве. Во всех странах налогооблагаемой базой для уплаты подоходного налога является чистый доход (доход, полученный от производственной деятельности за минусом расходов, связанных с этой производственной деятельностью) полученный субъектом налогообложения за определенный период независимо от того, кем является налогоплательщик: фермером, лицом свободной профессии, ремесленником, предпринимателем.

Ставки подоходного налога в сельском хозяйстве не сильно отличаются от средних по миру. Так, во Франции государство активно использует его для проведения социальной политики (стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим и пр.). В сельском хозяйстве действуют три режима налогообложения в зависимости от уровня дохода сельхозпроизводителей. Эти режимы обеспечивают предоставление налоговых льгот мелким производителям с низким уровнем дохода.

Сельскохозяйственные предприятия в Германии делятся на различные категории в зависимости от уровня дохода, так, например, фермеры с низким доходом имеют льготы по ведению документации и по расчету коллективного налога .

В Италии ныне действующий подоходный налог заменил ряд ранее действовавших налогов, в частности, налог на доход от владения землей, аграрный налог, налог на постройки, налог на движимое имущество. Основу исчисления подоходного налога составляет кадастровая оценка земли и дохода, которая различает два вида кадастровых доходов:

  1. Аграрный доход, т.е. доход, получаемый от работы на земле (предпринимательский доход);
  2. Земельный доход, т.е. доход, получаемый от реализации права собственности на землю, как на редкое благо (рентный доход).

В Великобритании подоходный налог в сельском хозяйстве исчисляется по тем же ставкам, что и вне сельского хозяйства. Фермеры не имеют льгот по уплате подоходного налога, отличных от льгот для малого бизнеса, в виде льготной ставки.

В США, в отличие от других стран, подоходный налог относится не только к федеральным налогам, подобный налог взимается на уровне штатов и на местном уровне. При этом, если ставки федерального налога едины для всех, то ставки подоходного налога штатов и местные различаются и устанавливаются в соответствии с состоянием бюджетов и направлениями налоговой политики на местном уровне.

Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, они уплачивают аналогичную с другими налогоплательщиками ставку. Льготный характер налогообложения состоит в том, что основная часть фермеров имеет низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях, а следовательно уплачивают подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков.

Сельскохозяйственные производители, кроме бюджетных налогов, вместе с другими экономическими субъектами платят социальные выплаты. Соотношение между налогами и социальными выплатами различается по странам. Самая высокая доля социальных выплат в общей сумме налоговых платежей сельского хозяйства характерна для Франции (примерно 50% от общего размера выплат) .

В Китайской Народной Республике для фермеров существует возможность оплаты подоходного налога в натуральной форме, т.е. налогоплательщик оплачивает подоходный налог путем передачи государству определенной части собственной продукции. Считаем необходимым внести подобную норму в законодательство Республики Казахстан. Национальным законодательством предусмотрена натуральная форма взимания налогов только для недропользователей. К каким положительным результатам это приведет:

  1. Стимулирование как всего аграрного производства, так и отдельных его отраслей;
  2. Облегчит налоговое бремя для производителей;
  3. Тем самым, повысит качество продукции и продуктивность производителей.

Изучение опыта налогообложения сельского хозяйства в развитых странах позволяет выделить тенденции и положения, которые могут в определенной мере учитываться при разработке концептуальных и методологических подходов к построению налоговой системы в сельском хозяйстве в Республике Казахстан:

  1. Использование налоговой политики для стимулирования как всего аграрного производства, так и отдельных его отраслей;
  2. Кадастровый подход к расчету как земельного, так и единого сельскохозяйственного налогов, способствующий вовлечению земли в сельскохозяйственный оборот на основе повышения эффективности ее использования;
  3. Отнесение земельного налога к местному уровню налогообложения в целях укрепления доходной части местных бюджетов и повышения контроля за использованием земель;
  4. Налоговые стимулы для инвестиций в сельское хозяйство путем исключения из налогообложения части дохода, направляемого на расширение производства;
  5. Упрощение бухгалтерского учета путем сокращения числа действующих налогов;
  6. Расчет ставок налогообложения на основе усреднения данных хозяйственной деятельности за ряд лет в целях нивелирования влияния природно-климатических и рыночных факторов;
  7. Однократное взимание налогов в конце сельскохозяйственного года .

Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
  2. Налоговый кодекс Республики Казахстан (2009г).
  3. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан: учебник для вузов/ – Астана: «Сарыарка», 2007. — 400 с.
  4. Нурушев Б. «Налогообложение в сельском хозяйстве развитых стран»: Научно-практический журнал «Транзитная экономика»/- Алматы, 2005 г. №3(48) – с.54-58.
  5. Бабаханов А. «Система налогооблажения в сельском хозяйстве»: Научно-практический журнал «Транзитная экономика»/- Алматы, 2005 г. №3(48) – с. 93-96.

Владельцы земельных наделов должны ежегодно оплачивать земельные, имущественные и другие налоги на свои наделы.

Размеры налогов и правила их расчётов регулируется Налоговым кодексом РФ и зависят от категории владений и способов их использования, а также от наличия построек на участках.

Особенности налогообложения КФХ

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) создаются на землях сельскохозяйственного назначения в целях производства продукции натурального хозяйства и её реализации.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Они существуют как в форме общественной организации, так и под руководством индивидуального предпринимателя – владельца КФХ.

Существует три варианта исчисления налогов с крестьянских хозяйств:

  • Обычная (общая) налоговая система;
  • Упрощённая система;
  • Система единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Для каждой из данных налоговых систем существует налоговая база и налоговая ставка. Под налоговой базой понимается сумма в рублях, с которой полагается уплатить налог, а под налоговой ставкой – процент от налоговой базы, произведение этих величин является конечной суммой налога, подлежащего оплате.

Общая налоговая система

При исчислении налога по общей системе владельцу фермерского хозяйства будет необходимо оплатить:

  • Земельный налог;
  • Имущественный налог (на капитальные строения);
  • Налог на прибыль от продаж;
  • Прочие налоги и сборы (транспортный, НДС и т.д.).

Налоговой базой при вычислении размера земельного налога будет считаться кадастровая стоимость надела земли, подлежащего налогообложению. Ставка по земельному налогу для крестьянского хозяйства, согласно ч. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ (НК РФ), равна 0,3 процента.

Для расчёта имущественного налога на хозяйственные постройки и жилые здания в границах территории КФХ за налоговую базу принимается кадастровая стоимость таких строений.

Налоговая ставка для строений крестьянских хозяйств равна 0,5 процента, в соответствии с п. 2 ст. 406 НК РФ.

Помимо земельного и имущественного налога, владелец крестьянского хозяйства должен уплачивать налог на прибыль, база которого определяется как разность доходов и расходов крестьянского хозяйства за один отчётный период (календарный год).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

При общей системе налогообложения ставка по такому налогу равна 13-ти процентам.

Важно помнить, что если крестьянским хозяйством владеет индивидуальный предприниматель, то размер налога для него будет рассчитан налоговой службой, а если владелец КФХ зарегистрировал юридическое лицо, то он должен самостоятельно рассчитывать величину всех налогов, подлежащих оплате, согласно пунктам 2,3 ст. 396 НК РФ.

Упрощённая система

Если крестьянское хозяйство облагается налогом по упрощённой системе, то, согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ, руководитель КФХ освобождается от уплаты следующих сборов:

  • Налога на личный итоговый доход;
  • Налога НДС;
  • Налога на имущество (в том числе недвижимое), используемое в процессе сельскохозяйственного производства и хранения готовой продукции.

Жилые здания (дом фермера и/или работников), расположенные на территории КФХ, облагаются имущественным налогом по стандартной схеме.

Следует помнить, что при вычислении налоговой базы на жилые здания из неё необходимо вычитать кадастровую стоимость 50 квадратных метров жилья, то есть жилые постройки площадью до 50 кв. м. налогом не облагаются.

Земельный налог рассчитывается как при общей системе начисления налога

Важно понимать, что под подоходным налогом при упрощённой системе понимается только личный итоговый доход владельца КФХ, а не совокупный доход данного фермерского хозяйства, часть которого направляется на зарплату наёмным работникам и на увеличение оборотов КФХ.

Владелец фермерского хозяйства, согласно п. 1,2 ст. 346.18 НК РФ, при использовании упрощённой системы вправе выбрать налоговую базу двумя способами:

  • Как величину всех доходов КФХ;
  • Как разность между доходами и расходами КФХ.

В первом случае налоговая ставка будет равна 6 процентам, во втором – 15 процентам. Региональные власти вправе уменьшать налоговую ставку до 1 % в первом случае, и до 5% (во втором случае), в зависимости от особенностей региона или для льготных категорий владельцев КФХ, согласно п. 1,2 ст. 346.20 НК РФ.

Следует знать, что согласно пп. 14 ст. 217 НК РФ, крестьянские хозяйства освобождаются от уплаты налога с прибыли от продаж в течение 5-ти лет с момента регистрации КФХ как при общем, так и при упрощённом способе налогообложения.

Система единого налога

Единый сельскохозяйственный налог (СХ-налог) был введён специально для предприятий, производящей сельскохозяйственную продукцию в целях поддержки и развития таких предприятий.

Согласно п. 2 ст. 346.1 НК РФ, фермерские хозяйства, перешедшие на единый налог, освобождаются от уплаты следующих сборов:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Подоходный налог (для ИП);
  • Земельный налог;
  • Налог на прибыль (для юридических лиц);
  • Налог на имущество (в т. ч. недвижимое);
  • Транспортный налог;
  • Экологический налог (на вред окружающей среде).

Не облагаются транспортным налогом только те средства транспорта, которые используются для производства СХ-продукции, личный транспорт владельца КФХ и работников облагается налогом в обычном режиме.

Освобождение от вышеперечисленных налоговых сборов применимо только к крестьянским хозяйствам, не занимающимся ввозом товаров из-за рубежа.

Налоговой базой при едином СХ-налоге считается разница между суммой доходов и суммой расходов крестьянского хозяйства за календарный год, согласно п. 1 ст. 346.6 НК РФ.

Налоговая ставка установлена в размере 6%, но для КФХ, расположенных на полуострове Крым до 2021 года действует ставка 4%, согласно п. 1,2 ст. 346.8 НК РФ.

Для того, чтобы перевести фермерское хозяйство на систему единого налога, владелец КФХ должен поставить в известность о таком переводе налоговую службу до конца декабря, согласно п. 1 ст. 346.3 НК РФ. Тогда с 1 января следующего года для КФХ будет действовать единый налог.

Важно помнить, что перейти на единый налог могут только производители сельскохозяйственной продукции, а фермерские хозяйства могут считаться таковыми при условии, что доля прибыли от продажи СХ-продукции и предоставлении СХ-услуг в данном КФХ составляет не менее 70 процентов от суммарной прибыли, полученной КФХ, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ, сельскохозяйственными услугами считаются следующие виды деятельности:

  • Подготовка полей;
  • Посев, выращивание и уход за растительными культурами;
  • Обрезка плодовых деревьев;
  • Пересаживание овощей;
  • Перегон и выпас скота;
  • Уход за СХ-птицей;
  • Содержание скота и уход за ним.

Следует знать, что при нарушении правил единого налога владелец крестьянского хозяйства утрачивает право на данный способ исчисления налога с начала периода, в котором были зафиксированы нарушения.

Чаще всего под нарушением подразумевается переход от производства сельскохозяйственных товаров к иной деятельности без уведомления налоговой службы.

Руководитель КФХ, лишившийся права на единый налог, должен в течение месяца произвести налоговый перерасчёт по общей системе, согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ, иначе за каждый день, начиная с 31-го, будет начисляться пеня в размере 1/300 от ставки рефинансирования на всю сумму налога.

Оплата единого налога происходит в два этапа:

  • Авансовый расчёт – за первое полугодие;
  • Основной расчёт – за второе полугодие.

Авансовый налоговый платёж необходимо внести в течение 25 дней с момента завершения налогового полугодия, согласно п. 2 ст. 346.9 НК РФ, а основной платёж подлежит оплате до конца марта года, следующего за прошедшим отчётным годом.

При смене режима налогообложения (переходе на единую, упрощённую или обычную систему) владелец крестьянского хозяйства должен уведомить налоговую службу о таком переходе в течение 15 дней с начала налогового периода, согласно п. 5 ст. 346.3 НК РФ.

Особенности налогообложения подсобных хозяйств

Личные подсобные хозяйства граждан (ЛПХ) предназначены для обеспечения сельскохозяйственной продукцией владельца хозяйства – физического лица, а также членов его семьи, проживающих совместно с ним на территории ЛПХ.

Владельцу подсобного хозяйства необходимо уплачивать два вида налогов:

  • Земельный налог;
  • Имущественный налог.

Доходы от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве, не подлежат налогообложению, согласно п. 13 ст. 217 НК РФ, при следующих обстоятельствах:

Площадь земельного надела для ЛПХ не превышает 50 соток;

  • Владелец ЛПХ не использует труд наёмных работников;
  • Владелец ЛПХ имеет документ о регистрации подсобного хозяйства.

Документ необходим для предъявления проверяющим органам при реализации продукции подсобного хозяйства на торговых рынках.

Следует знать, что региональные органы власти могут увеличить максимальный размер надела для ЛПХ до 250 соток, в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона №112 «О личном подсобном хозяйстве».

При расчёте земельного налога подсобного хозяйства налоговой базой считается кадастровая стоимость надела ЛПХ, а налоговая ставка не может превышать 0,3 процента, согласно ч. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. Ставка может быть понижена региональными властями для отдельных категорий населения.

Налоговой базой капитальных строений в границах территории подсобного хозяйства считается кадастровая стоимость таких строений.

Налоговая ставка на хозяйственные нежилые постройки в ЛПХ установлена в размере 0,5 процента, если площадь таких построек превышает 50 квадратных метров, согласно ч. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ. Если суммарная площадь хозяйственных построек меньше 50 кв. м., то налог за них не уплачивается, согласно п. 1,2 ст. 407 НК РФ.

Налоговая ставка в отношении жилых помещений подсобных хозяйств установлена в размере 0,1 процента, согласно п. 2 ст. 406 НК РФ, а при площади жилья меньше 50 кв.м. налог не начисляется.

Важно помнить, что под жилые строения, не относящиеся к жилым домам по техническим характеристикам, но используемые фактически в качестве таковых, облагаются налогом как обычные жилые здания, в соответствии с п. 2 ст. 401 НК РФ.

Налоговая декларация для подсобных хозяйств подаётся за календарный год до конца марта года, следующего за отчётным.

Налогообложение земель для ИЖС

Земельные наделы для индивидуального жилищного строительства облагаются имущественным и земельным налогом.

Налоговой базой для наделов под индивидуальное строительство может считаться:

  • Кадастровая стоимость земли;
  • Нормативная стоимость земли.

Нормативная стоимость определяется органами местной исполнительной власти при отсутствии кадастровой стоимости. И не может превышать ¾ средней рыночной стоимости земельных наделов данной площади в регионе.

Ставка по земельному налогу для наделов под ИЖС равна 1,5 процента, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.

При расчёте налога на жилые строения в границах земли ИЖС налоговая база рассчитывается как разность между кадастровой стоимостью жилого здания и кадастровой стоимости 50 кв. м. данного здания.

Часто на участках для ИЖС жилой дом вместе с гаражом, электрощитовой будкой или флигелем оформляют как единый комплекс недвижимости, за который уплачивается один налог.

Если жилое здание на участке для ИЖС оформлено в единый комплекс недвижимости вместе с дополнительными пристройками или гаражом, то налоговая база для такого комплекса будет рассчитываться как разность между кадастровой стоимостью недвижимого комплекса и одного миллиона рублей.

Налоговая ставка для строений в границах наделов под ИЖС, согласно ст. 406 НК РФ, установлена в размере:

  • 0,1 процента – для жилых построек, имеющих площадь более 50 кв. м.;
  • 0,5 процента – для хозяйственных построек;
  • 2 процента – для объектов, кадастровая стоимость каждого из которых превышает триста миллионов рублей.

Важно знать, что региональным законодательством ставка по налогу на строения земель ИЖС может быть увеличена в три раза или уменьшена до нуля в зависимости от ситуации в регионе.

Налоговую декларацию по имущественному и земельному налогам для наделов под ИЖС необходимо заполнить и представить в налоговую службу до первого ноября года, следующего за отчётным годом.

Наследование права аренды земельного участка регулируется 1112 статей ГК РФ.

Как устанавливается плата за сервитут на земельный участок? Мы рассказали об этом .

Образец заявления на предварительное согласование предоставления земельного участка можно скачать .

Уплата налога, если земля в собственности

Земельный налог необходимо оплачивать на равных условиях, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, следующим категориям землепользователей:

  • Собственникам земли;
  • Обладателям права постоянного бессрочного использования;
  • Обладателям права пожизненного наследуемого владения.

Если землепользователь использует участок на правах аренды у местных или федеральных органов власти, то уплата налога заменяется арендной платой.

Итак, для расчёта земельного и других налогов необходимо исходить из вида использования надела земли и наличия налоговых льгот, а при выборе системы налогообложения важно предварительно рассчитать общий размер подлежащих уплате налогов для каждого варианта.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3395

Добавлено в закладки: 0

Фермерские хозяйства имеют ряд существенных отличий от любых других субъектов предпринимательства. Помимо ряда организационных особенностей КФХ выделяют правила расчета и уплаты налога на землю. О том, как начисляется налог на землю для КФХ, знают не все начинающие фермеры, поэтому важно предварительно обратиться к соответствующим нормативным актам.

КФХ и система налогообложения

Крестьянско-фермерские хозяйства – субъекты предпринимательства, принципиально отличные от обычных компаний – физических или юридических лиц. Род их деятельности строго ограничен законодательством: фермерское хозяйство должно заниматься изготовлением, переработкой и продажей продукции сельскохозяйственного направления, в том числе частично предоставлять сопутствующие услуги. Такое хозяйство часто представлено коллективом, состоящим из главы учреждения и нескольких его членов. Нередко КФХ представляет собой семейное предприятие, участниками и основными сотрудниками которого являются члены одной семьи. Если фермерское хозяйство имеет минимальный размер и не нуждается в широком штате, заниматься его деятельностью может и один человек, зарегистрированный как его глава, либо с помощью нескольких наемных работников.

На видео: Как открыть КФХ юридическое лицо с нуля

При этом для того чтобы иметь возможность быть официально оформленным как КФХ, предприятие должно отвечать определенным правилам – к примеру, не меньше 70 процентов прибыли оно должно получать от реализации сельскохозяйственной продукции. Существует и ряд других отличительных качеств, в том числе фермерские хозяйства могут работать по более щадящей налоговой системе с применением специальных режимов налогообложения. Помимо применяемого исключительно для фермерских хозяйств налогового режима ЕСНХ, отличным будет и процесс уплаты налога на землю для предприятий такого типа.

Формат крестьянско-фермерских хозяйств относительно новый, а потому с позиции законодательства многие вопросы пока не продуманы. Из наиболее актуальных вопросов – проблема вычисления рентабельности того или иного вида деятельности и определение прочих статистических показателей.

На видео: Особенности единого сельскохозяйственного налога

Основных систем налогообложения, доступных для фермеров, три: ОСН, или основная, УСН (упрощенная система) и ЕСХН. Если первые два вида по своему действию и условиям применения не отличаются от традиционных субъектов предпринимательства – ИП и ООО, то третья разновидность предназначена исключительно для сельскохозяйственных предприятий. Полное название таких выплат – единый сельскохозяйственный налог, говорит о том, что эта система разработана специально для предприятий аграрного сектора с целью развития соответствующего сегмента рынка и привлечения новых его участников.

В последние годы правительство предусмотрело ряд льгот и программ лояльности для фермеров, в особенности начинающих предпринимателей. Прежде всего это касается упрощенной отчетности, которую главы фермерских хозяйств могут подавать значительно реже в сравнении с другими предпринимателями и сниженной налоговой ставкой.

На видео: Как получить землю от государства

Земельный налог: особенности для фермерских хозяйств

Одним из обязательных условий организации любого предприятия, занимающегося сельским хозяйством, независимо от того, является ли его специализацией разведение животных или выращивание растительных культур, будет эксплуатация надела земли. Вне зависимости от его площади и способа использования такой надел подлежит уплате специального налога на землю, который актуален для любого предпринимателя или организации, использующих для ведения бизнеса земельные участки.

Уплата налога на землю – обязательный пункт в налоговой отчетности большинства предприятий независимо от того, имеют ли они статус юридического или физического лица. В самом начале деятельности следует изучить этот вопрос, обратившись к действующему Налоговому кодексу. Вопрос налогообложения в связи с использованием земельных участков рассматривается в главе 31 этого нормативного акта(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/3e9f1c202800e8bc7adecd0fc2ac88ad3207771c/). В том числе в отдельной статье документа (http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_28165/fd2ac88b2311a6053a128cfa43aa07672e826213/) уделяется внимание вопросу налоговых ставок, действующих для различных субъектов предпринимательства с отсылкой к соответствующим нормативным актам.

В соответствии с Налоговым кодексом, размер земельного налога будут определять несколько факторов, в числе которых наиболее важное значение имеет кадастровая стоимость конкретного надела. Определяется данный показатель в соответствии с данными Росреестра, занимающегося регистрацией земли. Расчет земельного налога производится за весь год и независимо от территориального расположения участка оплата производится по окончании налогового периода.

В статье 395 этого же нормативного акта перечислены категории субъектов предпринимательства, в отношении которых действуют налоговые льготы. Под них при наличии определенных условий могут подпадать и КФХ.

Важно знать, что масштаб деятельности компании, количество его полноценных членов и работников не будут влиять на размер и процесс уплаты налога на землю – этот показатель зависит только от размера и предназначения надела и от наличия тех или иных льгот, предоставляемых государством.

На видео: Что такое личное подсобное хозяйство ЛПХ? Крестьянское фермерское хозяйство КФХ.

Особенности уплаты земельного налога КФХ

Одним из основных пунктов затрат для фермерских хозяйств будет регулярная налоговая отчетность в отношении земельного участка. Всего выделяют два основных вида земельного налога для крестьянско-фермерских хозяйств: налог, уплачиваемый после покупки участка, и налог для КФХ.

Первый тип налога предусматривает предоставление определенных льгот при покупке земли учредителем фермерского хозяйства. Такая льгота составляет 13 % в сравнении с условиями приобретения участка для частного использования или строительства. Налог на приобретение земли фермер уплачивает единожды – непосредственно при ее покупке, но внесен может быть не сразу, а в течение первого года использования надела. При продаже земли на протяжении этого периода уплата налога на приобретение не потребуется.

Еще одна возможность, предоставляемая учредителям фермерских хозяйств государством и дающая им определенное преимущество – льготный коридор. Так называют период времени длительностью 5 лет, в течение которых в отношении уплаты налога на землю действует минимальная налоговая ставка. Фермер может использовать эту возможность максимально эффективно, обратившись к ней не сразу при открытии хозяйства, а чуть позже, когда предприятие войдет в фазу активной работы и даже после того как первая партия продукции будет произведена. Чтобы добиться такого результата, учредитель бизнеса может зарегистрировать предприятие как фермерское хозяйство только тогда, когда продукция будет готова к выпуску.

Льготный налог на землю для КФХ, в том числе порядок его уплаты и размер ставки, контролируется муниципальными и федеральными органами. При этом законодательство предусматривает единые нормы в отношении уплаты такого налога. К примеру, существует несколько ограничений в отношении размера налоговой ставки. По действующему законодательству, стандартный размер ставки для КФХ – 15 процентов от кадастровой стоимости участка. В некоторых случаях налоговая ставка для фермерского хозяйства не может быть выше, чем 0,3 процента его кадастровой стоимости. К этой категории в первую очередь относятся участки, причисленные землям сельхозназначения, перечни которых есть в региональных администрациях. Это же правило касается и земель, которые находятся в зоне, используемой для выпуска сельхозпродукции, а также наделы непосредственно в населенных пунктах, имеющих такое же предназначение.

Одна из важных норм, устанавливаемая законом, касается тех случаев, когда земельный налог может не уплачиваться частными лицами или организациями. Поскольку налогообложению подлежат те наделы, которые используются фермерами для получения прибыли, участки, эксплуатируемые на безвозмездной основе, могут не облагаться данным видом налога. Поэтому учредителям и главам КФХ следует знать, что осуществлять эти выплаты они могут только с того момента, когда предприятие начнет реализацию произведенной продукции.

На видео: Как уменьшить налог на землю законными методами

Порядок уплаты налога на землю

Подобно любым другим выплатам налог на землю уплачивается при непосредственном визите ответственного лица (обычно это сам глава КФХ или его официальный представитель) в отделение ФНС в конце отчетного периода. Там необходимо заполнить декларацию в соответствии со своим родом деятельности, указав все предложенные параметры. Эту процедуру можно выполнить и онлайн, воспользовавшись услугами специализированного сайта Федеральной налоговой службы и заполнив декларацию в электронном виде (https://service.nalog.ru/payment/tax-fl.html). Все, что нужно сделать в этом случае – заполнить реквизиты плательщика и провести оплату требуемой суммы.

Расчетом налога на землю должно заниматься квалифицированное лицо, поэтому в том случае если сам глава КФХ не имеет соответствующего образования, желательно иметь в штате квалифицированного бухгалтера. Расчет суммы будет определяться сразу несколькими факторами: общей площадью земельного надела, установленной ставкой по коэффициенту, а также кадастровой стоимостью каждого квадратного метра земли. Что касается последнего показателя, стоимость земли по кадастру обновляется ежегодно и зависит от многочисленных факторов, включая рыночную стоимость наделов в данном регионе, месторасположения участка, его назначения, качества самой земли и уровня коммуникаций и социального развития конкретного региона. Стоимость по кадастру фактически отображает ценность земли в общем и его перспективы для деятельности того или иного рода. Как известно, в прошлом году произошел скачок этого показателя, что проявляется как подорожание земли в целом, а значит – и увеличение налоговых выплат.

Всем руководителям крестьянско-фермерских хозяйств необходимо помнить, что несвоевременная уплата налога на землю или уплата не в положенном объеме чреваты теми же санкциями, что и для других плательщиков. Им будет начисляться пеня за каждый просроченный день, исчисляемая в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка. По нормам, действующим для года, выплаты должны быть осуществлены до 1 декабря отчетного периода.

Таким образом, налог на землю для крестьянско-фермерских хозяйств представляет собой одну из обязательных налоговых выплат, которая для предприятий сельскохозяйственного значения имеет некоторые существенные отличия и льготные условия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *