Содержание

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2008 г. N 601

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного рыбохозяйственного реестра.

2. В целях формирования государственного рыбохозяйственного реестра осуществить до 31 августа 2008 г. передачу на безвозмездной основе Федеральному агентству по рыболовству документированной информации по состоянию на 1 января 2008 г. следующими органами исполнительной власти:

а) Федеральное агентство водных ресурсов — информацию о водных объектах, расположенных в границах рыбохозяйственных бассейнов, на которых осуществляется рыболовство, в том числе об их физико-географических характеристиках, содержащуюся в государственном водном реестре (по запросу);

б) Федеральная налоговая служба:

информацию о юридических лицах, осуществляющих рыболовство, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц;

информацию об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих рыболовство, содержащуюся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

в) Федеральное агентство морского и речного транспорта — информацию о зарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них;

г) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — информацию о зарегистрированных самоходных судах внутреннего плавания, используемых для добычи (вылова) водных биологических ресурсов, их переработки, транспортировки и хранения, и правах на них;

д) Федеральная служба безопасности Российской Федерации — информацию о привлечении к административной и уголовной ответственности лиц, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами;

е) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — информацию о решениях этих органов или заключаемых ими договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о расторжении таких договоров.

3. Федеральному агентству по рыболовству для создания и ведения государственного рыбохозяйственного реестра утвердить в месячный срок форму государственного рыбохозяйственного реестра и инструкцию по внесению в него информации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 августа 2008 г. N 601

ПРАВИЛА

ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕЕСТРА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения государственного рыбохозяйственного реестра (далее — реестр).

2. Реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биологических ресурсах, об их использовании и сохранении и находится в федеральной собственности.

Под документированной информацией в настоящих Правилах понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Реестр ведется в целях информационного обеспечения состояния, целевого использования и сохранения водных биологических ресурсов.

4. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с законодательством Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также об информации, информационных технологиях и о защите информации.

5. В реестр вносится документированная информация:

а) о количественных, качественных и об экономических характеристиках водных биологических ресурсов, включая:

название на русском и латинском языках видов и (или) группы видов водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства;

биологическую характеристику каждого из видов и (или) группы видов водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства;

характеристику численности видов и (или) группы видов водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства;

размер ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами, являющимися объектами рыболовства;

информацию об установленных нормах выхода продукции из водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства;

информацию об объемах товарной продукции, производимой из водных биологических ресурсов;

б) о рыбохозяйственных бассейнах и водных объектах рыбохозяйственного значения, включая:

название рыбохозяйственного бассейна;

перечень водных объектов, расположенных в границах рыбохозяйственных бассейнов, на которых осуществляется рыболовство;

информацию о водных объектах, расположенных в границах рыбохозяйственных бассейнов, на которых осуществляется рыболовство, в том числе об их физико-географических характеристиках;

в) о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих рыболовство, а также об используемых ими судах и орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов, включая:

для юридических лиц:

полное наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, организационно-правовую форму;

идентификационный номер налогоплательщика и дату постановки на учет в налоговом органе;

государственный регистрационный номер записи и дату внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц;

наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица;

дату, основания и способ прекращения деятельности юридического лица;

сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

сведения о введении процедуры банкротства;

для индивидуальных предпринимателей:

фамилию, имя и отчество;

идентификационный номер налогоплательщика и дату постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

дату государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

данные документа, подтверждающего внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

дату и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

информацию о праве собственности на суда рыбопромыслового флота, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, и об иных правах на них;

информацию об оснащении судна (судов), плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации);

информацию о технических характеристиках судна (судов) рыбопромыслового флота, в том числе его класс, тип (мощность) и назначение (добыча (вылов) водных биологических ресурсов, транспортировка, хранение и (или) переработка уловов водных биологических ресурсов, снабжение топливом и другими материалами);

информацию об используемых орудиях и способах добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

сведения о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

г) о решениях органов исполнительной власти Российской Федерации и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, включая:

решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование;

договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

договор пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства;

договор о предоставлении рыбопромыслового участка;

соглашение о предоставлении права на добычу (вылов) анадромных видов рыб;

договор, на основании которого осуществляется переход права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от одного лица к другому лицу;

д) об уловах водных биологических ресурсов, включая информацию:

о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

об уловах водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации;

об уловах водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, осуществляющими рыболовство на собственных или арендованных судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации, в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в открытых районах Мирового океана;

е) о мероприятиях по рыбоводству, искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, включая информацию о договорах об искусственном воспроизводстве и об объемах выпущенной молоди и личинок водных биологических ресурсов.

6. Документы, информация из которых внесена в реестр (далее — документы), содержатся в реестровом деле, которое является частью реестра.

7. Форма реестра и инструкция по внесению в него информации утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

8. Федеральным агентством по рыболовству вносится в реестр документированная информация:

а) получаемая самостоятельно;

б) предоставляемая добровольно на безвозмездной основе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) предоставляемая в обязательном порядке на безвозмездной основе:

Федеральным агентством водных ресурсов — о водных объектах, расположенных в границах рыбохозяйственных бассейнов, на которых осуществляется рыболовство, в том числе об их физико-географических характеристиках;

Федеральной налоговой службой — о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих рыболовство;

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — о зарегистрированных самоходных судах внутреннего плавания, используемых для добычи (вылова) водных биологических ресурсов, их переработки, транспортировки и хранения, и правах на них;

капитанами морских портов — о зарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них;

Федеральной службой безопасности Российской Федерации — о привлечении к административной и уголовной ответственности лиц, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — о решениях этих органов и заключенных ими договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о расторжении таких договоров.

9. Внесение информации в реестр осуществляется в 15-дневный срок с даты ее поступления.

10. Порядок представления и состав информации, указанной в подпункте «в» пункта 8 настоящих Правил, определяются:

а) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти — в случаях, когда информация представляется федеральными органами исполнительной власти и капитанами морских портов;

б) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации — в случае, когда информация представляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеет информация, содержащаяся на бумажных носителях.

12. Реестр на электронных носителях должен быть совместим с иными федеральными информационными системами.

13. Органы исполнительной власти и капитаны морских портов, указанные в пункте 8 настоящих Правил, несут ответственность за полноту и достоверность представления ими документированной информации для внесения в реестр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Информация, содержащаяся в реестре, является федеральным информационным ресурсом и относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

18. Категории водоемов. Виды нормативов качества окружающей среды, применительно к оценке состояния воды (пдк, оду, лпв, узв, укизв).

В соответствии с законодательством, для водных объектов (или их участков установлено две категории:

1-я – водоемы хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения;

2-я – водоемы рыбохозяйственного назначения.

Хозяйственно-питьевое водопользование предусматривает использование водных объектов в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и предприятий пищевой промышленности..

Под культурно-бытовым водопользованием понимается использование водных объектов для купания, отдыха и занятий спортом. Требования к качеству воды для этого типа водопользования распространяются на все водные объекты, находящихся в черте населенных пунктов.

Рыбохозяйственное водопользование подразумевает использование водных объектов для разведения и миграции промысловых рыб и других водных организмов. Согласно законодательству РБ, рыбохозяйственные водоемы могут относиться к 3 категориям:

• к высшей категории относятся места нерестилищ, массового нагула и зимовья ценных видов рыб, а также охранные зоны хозяйств, занимающихся разведением и выращиванием рыб и других водных животных;

• к первой категории относятся водоемы и водотоки, которые используются для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, имеющих высокую чувствительность к концентрации кислорода в воде;

• ко второй категории относятся водоемы, используемые для иных рыбохозяйственных нужд.

Для каждой категории водоемов установлена соответствующая ПДК:

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКхоз-быт) – это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) химического вещества в воде водных объектов хозяйственно — питьевого и культурно — бытового водопользования – гигиенический норматив, утверждаемый постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь, включающий перечень из 1343 наименований потенциально опасных веществ.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКрыб-хоз) – это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов содержатся в приложении 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2007г. № 43/42. Список включает 788 наименований.

Величина ПДКрыб-хоз для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКхоз-быт. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.

Для веществ, внедрение которых находится на стадии производственных испытаний, может быть установлен временный гигиенический норматив:

ОДУ — ориентировочный допустимый уровень воздействия химического вещества в воде — временный гигиенический норматив, разрабатываемый на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности и применяемый только на стадии предупредительного санитарного надзора за проектируемыми или строящимися предприятиями, реконструируемыми очистными сооружениями.

Лимитирующий показатель вредности (ЛПВ) — показатель, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией в воде; иными словами, это показатель, который определяет собой наиболее ранний и вероятный характер неблагоприятного влияния в случае появления в воде химического вещества в концентрации, превышающей ПДК.

Для водоемов первого типа используют три ЛПВ:

— санитарно-токсикологический – характеризует вредное воздействие на организм человека;

— общесанитарный – определяет влияние вещества на процессы естественного самоочищения вод за счет биохимических и химических реакций с участием естественной микрофлоры;

— органолептический показатель вредности характеризует способность вещества изменять органолептические свойства воды – цвет, запах, прозрачность, вкус и т. д.

ПДК устанавливается на основании определения ЛПВ — по наименьшему из трёх. Например, медь токсична для человека — при 10 мг/л, нарушает процессы самоочищения гидроэкосистемы — при 5 мг/л, придает воде привкус — при 1 мг/л. Последнее значение — наименьшее из трех, поэтому здесь ЛПВ — органолептический, и хозяйственно-питьевое ПДК — 1 мг/л.

Для водоемов второго типа – используют пять ЛПВ. В дополнении к перечисленным применяют:

— токсикологический – показывает токсичность вещества для живых

организмов, населяющих водный объект;

— рыбохозяйственный – определяет порчу качеств промысловых рыб.

Для водотоков первой категории соответствие нормам проверяется в контрольном створе16, расположенном на 1 км выше водозабора, а для непроточных – в радиусе 1 км.

Для рыбохозяйственных водоемов вода должна соответствовать нормам в месте выпуска сточных вод при рассеивающем выпуске (наличие течения), а при отсутствии течений – не далее чем в 500 м от места выпуска.

Контрольный створ — поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.

Индекс загрязнения воды (ИЗВ) – условный комплексный показатель качества воды, учитывающий наиболее распространенные загрязняющие вещества. ИЗВ рассчитывают по формуле:

где Сi — концентрация i-го вещества, мг/л;

ПДКi — установленная величина для соответствующего типа водного объекта и i-го вещества, мг/л;

N — число показателей, используемых для расчета индекса.

Уровень загрязнения воды в зависимости от значений ИЗВ, представлен в таблице 7.

В настоящее время для определения степени загрязненности воды используется также Удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ) – относительный комплексный показатель степени загрязненности поверхностных вод. Условно оценивает в виде безразмерного числа долю загрязняющего эффекта, вносимого в общую степень загрязненности воды, обусловленную одновременным присутствием ряда загрязняющих веществ, в среднем одним из учтенных при расчете комбинаторного индекса ингредиентов и показателей качества воды. Позволяет приводить сравнение степени загрязненности воды в различных створах и пунктах при условии различия программа наблюдений.

Значения УКИЗВ может варьироваться от в водах различной степени загрязненности от 1 до 16. Большему значению индекса соответствует худшее качество воды в различных створах, пунктах и т.д.

Классификация качества воды, проведенная на основе значений УКИЗВ, позволяет разделять поверхностные воды на 5 классов в зависимости от степени их загрязненности:

1-й класс – условно чистая,

2-й класс – слабо загрязненная,

3-й класс — загрязненная,

4-й класс – грязная,

5-й класс – экстремально грязная.

>Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения

Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2019 года N 206

Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 февраля 2019 года N 206

Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок и критерии отнесения водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения, а также порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

2. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются для всего водного объекта по всей его площади или длине, а также для отдельных частей водного объекта (проливов, заливов, в том числе бухт и лиманов).

3. Отнесение водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется при наличии одного из следующих критериев:

а) водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей);

б) водный объект или часть водного объекта используется для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

в) водный объект или часть водного объекта используется для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.

4. Пруды или обводненные карьеры, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица и юридического лица, могут быть отнесены к водным объектам рыбохозяйственного значения по заявлению собственника такого водного объекта, указанному в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, при их соответствии критериям, указанным в пункте 3 настоящего Положения.

5. Водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.

6. Высшая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

7. Первая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

8. Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, за исключением промышленного и прибрежного рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.

9. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются:

а) в отношении водных объектов или частей водных объектов, расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, — Федеральным агентством по рыболовству;

б) в отношении внутренних водных объектов или частей внутренних водных объектов — территориальными органами Федерального агентства по рыболовству, осуществляющими полномочия в пределах установленной компетенции на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.

10. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются органами, указанными в пункте 9 настоящего Положения (далее — уполномоченный орган), по собственной инициативе или на основании заявления (в письменной форме) юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую прямое или косвенное негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (далее соответственно — заявление, заявитель), поданного лично или направленного почтовым отправлением.

11. Заявление содержит:

а) наименование рыбохозяйственного бассейна, водного объекта или части водного объекта и (или) его границы, описываемые в географических координатах (с указанием системы координат), а также площадь или длину водного объекта или части водного объекта;

б) данные о видах водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется рыболовство, а также данные о местах обитания, размножения, зимовки, нагула, путях миграций водных биологических ресурсов с информацией об источнике таких данных и дате их получения (при наличии у заявителя);

в) данные об использовании или возможности использования водного объекта или части водного объекта для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов (при наличии у заявителя).

12. Отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории водного объекта рыбохозяйственного значения осуществляются уполномоченным органом в виде решения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категории водного объекта рыбохозяйственного значения (далее — решение).

13. Решение принимается уполномоченным органом на основании обосновывающих материалов, которые формируются на основании данных государственного мониторинга водных биологических ресурсов, данных, указанных в подпункте «б» пункта 11 настоящего Положения, а также данных ресурсных исследований водных биологических ресурсов, проводимых научно-исследовательскими организациями и бассейновыми управлениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящимися в ведении Федерального агентства по рыболовству (далее — обосновывающие материалы).

14. Содержание и состав обосновывающих материалов, а также методика подготовки и оценки обосновывающих материалов устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству.

15. При поступлении заявления уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 30 рабочих дней и подготовить решение. Указанный срок может быть продлен однократно, не более чем на 30 рабочих дней, в случае, если для определения категории водного объекта рыбохозяйственного значения требуется дополнительный сбор данных, указанных в подпункте «б» пункта 11 настоящего Положения.

16. Решение содержит:

а) данные об использовании или возможности использования водного объекта или части водного объекта для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

б) наименование рыбохозяйственного бассейна, водного объекта или части водного объекта и (или) его границы, описываемые в географических координатах (с указанием системы координат), а также площадь или длину водного объекта или части водного объекта;

в) данные об использовании или возможности использования водного объекта или части водного объекта для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;

г) обосновывающие материалы, в том числе обосновывающие материалы, на основании которых присваивается конкретная категория водному объекту рыбохозяйственного значения;

д) наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) образования (образований) и населенных пунктов, на территории (территориях) которых находится или к территориям которых прилегает водный объект или часть водного объекта, в отношении которого принимается решение;

е) данные об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и присвоении ему соответствующей категории.

17. Решение подписывается руководителем (либо уполномоченным заместителем руководителя) уполномоченного органа.

18. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после принятия решения уведомляет (в письменной форме почтовым отправлением) заявителя о рассмотрении его заявления.

19. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после принятия решения вносит в установленном порядке сведения, указанные в решении, в государственный рыбохозяйственный реестр.

20. Основанием для пересмотра решения является возникновение хотя бы одного из условий:

а) изменение видового состава водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте рыбохозяйственного значения;

б) появление или утрата мест размножения, зимовки, нагула, путей миграции водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте рыбохозяйственного значения.

21. При наличии гидрологической связи водного объекта рыбохозяйственного значения с водным объектом высшей или первой категории установление категории или понижение пересматриваемой категории одного водного объекта рыбохозяйственного значения не должно наносить ущерб гидрохимическим и гидробиологическим характеристикам другого водного объекта рыбохозяйственного значения.

22. Уполномоченный орган ежегодно осуществляет анализ обосновывающих материалов и других сведений за предшествующий календарный год и при наличии оснований, указанных в пункте 20 настоящего Положения, в течение 30 рабочих дней осуществляет внесение изменений в решение.

Внесение изменений в решение на основании заявлений осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11, 15, 16 и 18 настоящего Положения.

23. Основанием для приостановления пересмотра решения является наличие информации о незавершенных мероприятиях по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством об охране окружающей среды.

24. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений в решение вносит в установленном порядке сведения, указанные в решении, в государственный рыбохозяйственный реестр.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

Рыбохозяйственные нормативы качества воды. Нормы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения

Зачем нужны рыбохозяйственные нормативы качества воды. Нормы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Классификация, назначение и особенности водоёмов рыбохозяйственного назначения. Нормативы качества водной среды для подобных водных объектов. ПДК некоторых опасных веществ. Принципы вычисления нормативов воды объектов рыбохозяйственного водопользования. Рыбохозяйственные нормативы качества воды помогают поддерживать надлежащее состояние водоёмов, предназначенных для выращивания рыб. Нормы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения оговариваются в приказах федерального агентства по рыболовству.

Классификация водоёмов рыбохозяйственного значения

Согласно регламентирующему документу «Правила охраны поверхностных вод» все объекты поверхностных вод условно делятся на такие категории:

  • объекты хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения;
  • объекты рыбохозяйственного назначения.

Требования к последнему типу водных объектов мы и рассмотрим в нашей статье. Водоёмы рыбохозяйственного водопользования делятся на определённые подвиды:

  • Водоёмы первой категории – это объекты, которые предназначены для разведения и сохранности ценных разновидностей рыб. Такие водоёмы используются для представителей водной фауны, которые очень требовательны к концентрации кислорода в водной среде.
  • Водоёмы второй категории – это объекты рыбохозяйственного назначения, которые используются для остальных целей.

Если в такие водные объекты сбрасываются сточные воды, то обязательно оцениваются показатели качества водной среды в водоёме в месте, находящемся ниже точки входа сточных вод. Эти показатели должны соответствовать требованиям санитарных нормативов согласно каждому виду водопользования.

Рыбохозяйственные нормативы качества воды

В нормативы качества водной среды для объектов рыбохозяйственного назначения входят такие показатели:

  1. Общие характеристики составляющих и качеств водной среды. Для каждого вида объекта водопользования действуют свои нормативы.
  2. Список предельно-допустимых концентраций веществ, присутствующих в водной среде. ПДК по каждым веществам могут отличаться у каждого объекта водопользования.

Несмотря на то, что требования по концентрации тех или иных веществ отличаются у каждого объекта водопользования, есть и общие нормативы, описывающие состав и качества водной среды. К ним относятся: концентрация примесей, процент взвешенных веществ, цветность, вкусовые качества, запах, кислотность, степень минерализации, концентрация кислорода, токсичность.

Предельно-допустимые концентрации тех или иных веществ описывают разрешённое содержание этого вещества в водной среде, при котором вода будет абсолютно безопасна для обитателей. При этом нормой может считаться как полное отсутствие вещества, так и его концентрация ниже или равная оговоренной норме.

Регламентировать концентрации токсичных веществ очень важно, поскольку некоторые из них способны замедлять природные процессы самоочищения водоёма, а именно биохимического окисления органики. Всё это может приводить к плохому состоянию водной среды: нехватке кислорода, процессам гниения, повышению концентрации сероводорода. Именно поэтому предельно-допустимые концентрации веществ нормируются по обще санитарному признаку вредности.

Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения нормируют концентрацию опасных веществ:

  • Нефтепродукты. При их концентрации в водоёме в пределах 0,1-0,2 мг/л рыба приобретает специфический запах и привкус нефтепродуктов.
  • Концентрация опасных для здоровья веществ нормируется по токсикологическому признаку.
  • Концентрация ионов Cu в 10 мг/л способна оказывать токсичное воздействие на организм. Это же вещество в объёме 5 мг/л способно нарушать процессы самоочищения водоёма, а содержание этого вещества в объёме 1 мг/л ухудшает вкусовые качества жидкости. В итоге для водоёмов рыбохозяйственного назначения данный показатель нормируется по токсикологическому признаку и допускается равным не более 10 мг/л.
  • Также в нормативных документах используется такой показатель, как ЛПВ – лимитирующий признак вредности. Он указывает на наименьшую предельно-допустимую концентрацию вещества.
  • Концентрация мышьяка в водоёмах рыбохозяйственного назначения равна 0,05 мг/л. А если верить европейским стандартам, то концентрация этого вещества может быть в пределах 0,2 мг/л.

Принципы вычисления нормативов воды объектов рыбохозяйственного водопользования

  1. Принцип «нулевой стратегии» гласит, что малейшее изменение природной водной среды необходимо считать недопустимым.
  2. Любые нормы обязаны устанавливаться согласно технологическим возможностям, направленным на понижение степени загрязнённости водоёма, а также согласно контролю их концентрации в водной среде.
  3. Предельно-допустимую концентрацию загрязняющих веществ нужно нормировать так, чтобы расходы на поддержание их нормальной концентрации не превышали затраты при возникновении неконтролируемого загрязнения водоёма.

Если вам необходимо выполнить анализ водной среды водоёма для оценки концентрации различных веществ, вы можете заказать такую проверку в нашей лаборатории. Для этого вам достаточно позвонить по указанным телефонам.

Установление охранных зон для водных объектов особого значения

В соответствии с действующим российским законодательством зонирование территорий, прилегающих к урезу воды различных водных объектов общего пользования, направлено на обеспечение свободного доступа граждан (береговая полоса) и предотвращение негативного воздействия на экологическую обстановку водоемов и водотоков (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, рыбоохранная зона).

При экологическом проектировании ряд вопросов может вызвать установление размеров зон особого режима природопользования вблизи береговой линии некоторых водных объектов и ограничений деятельности в их границах.

СЛОВАРЬ Водоохранные зоны — территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; в ред. от 28.12.2013; далее — ВК РФ).

Можно сказать, что водоохранная зона является неким аналогом санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для предприятий с той лишь разницей, что СЗЗ устанавливается для минимизации негативного воздействия промышленных загрязнений на прилегающие территории (в первую очередь, селитебные), а водоохранная зона предназначена для защиты водного объекта от возможных негативных воздействий хозяйственной и промышленной деятельности на побережье.

В отличие от СЗЗ, размеры которых могут значительно варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от класса опасности предприятия и результатов оценки зоны его воздействия (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), размеры водоохранных зон четко определены Водным кодексом в зависимости от вида и размера водного объекта (пп. 4–10 ст. 65 ВК РФ) и без учета ландшафтных характеристик прибрежной зоны, степени эвтрофированности водоема и его способности к самовосстановлению, а также интенсивности предполагаемой деятельности, оказывающей негативное воздействие на водный объект.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Размеры прибрежных защитных полос, определяющиеся в общем случае чч. 11, 12 ст. 65 ВК РФ, не превосходят размеров водоохранных зон, что следует из ч. 2 ст. 65 ВК РФ. В то же время ч. 13 ст. 65 ВК РФ устанавливает ширину прибрежной защитной полосы водного объекта (реки, озера, водохранилища), имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), в 200 м независимо от уклона прилегающих земель. Таким образом, для озер, водохранилищ и рек протяженностью менее 50 км прибрежная защитная полоса выходит за границы водоохранной зоны, что противоречит ч. 2 ст. 65 ВК РФ.

Размеры прибрежных защитных полос, установленные Водным кодексом для различных водных объектов, практически совпадают с размерами рыбоохранных зон, устанавливаемых в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 № 743.

СЛОВАРЬ Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности (чч. 1, 2 ст. 48 Федерального закона № 166-ФЗ).

Отметим, что в Федеральном законе № 166-ФЗ не прописано, какие именно ограничения и особые режимы предусматриваются для рыбоохранных зон.

Порядком установления на местности границ рыбоохранных зон, утвержденным Приказом Росрыболовства от 15.12.2008 № 410, определяется процедура установления на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков. Основанием для размещения специальных знаков являются приказы Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон.

К СВЕДЕНИЮ Судя по опубликованным приказам Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон (например, приказы от 26.10.2011 № 1040 «Об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Алтай, Алтайского края и Астраханской области» и от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей»), особые условия использования этих зон данными приказами также не регламентируются.

В связи с жестким регламентированием нормами Водного кодекса размеров водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы остается не вполне ясной ситуация при осуществлении проектирования вблизи водных объектов особого значения.

Рассмотрим в качестве примера Онежское озеро. Оно занимает первое место среди объектов рыбохозяйственного фонда Республики Карелия по объему вылова рыбы, который достигает 70 % от всей промысловой продукции пресноводных водоемов данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, озеро является местом обитания редких и нуждающихся в охране видов и экологических форм рыб, которые занесены в Красную книгу Карелии. Все это косвенно указывает на особо ценное рыбохозяйственное значение озера. Кроме того, в материалах ранее прошедшего экспертизу проекта в части согласования Северо-Западным территориальным управлением Росрыболовства (СЗТУ Росрыболовства) подтверждено, что Онежское озеро является водоемом, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение

При проектировании некоторых объектов в прибрежной зоне Онежского озера проектировщиками по согласованию с СЗТУ Росрыболовства предусматривается водоохранная зона в размере 200 м. В то же время согласно опубликованному в открытом доступе Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2008 № 33-Г08-5 абз. 3 подп. 1.3.2 п. 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 31.08.2007 № 341-р «О разработке лесного плана Ленинградской области» (далее — Распоряжение № 341-р) со дня вступления его в силу — 24 сентября 2007 г. — признан недействующим:

Извлечение
из Распоряжение № 341-р
1. Комитету по природным, ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области при разработке лесного плана Ленинградской области:

1.3. Осуществлять определение границ и площадей отдельных категорий защитных лесов с учетом следующего:

1.3.2. В лесах, расположенных в водоохранных зонах:

совместить водоохранные зоны вокруг Ладожского озера и Онежского озера с прибрежными защитными полосами и установить их ширину в размере 200 метров от среднемноголетнего уровня воды в этих озерах;

В представлении указано, что введенный порядок установления ширины водоохранных зон и прибрежных защитных полос Ладожского и Онежского озер противоречит ст. 65 ВК РФ. Противоречие это представляется допущенным также в нарушение ч. 2 ст. 8 ВК РФ, которой предусмотрено, что субъекту Российской Федерации предоставлено право владения, пользования и распоряжения прудами и обводненными карьерами, расположенными в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации. Ладожское и Онежское озера к таким водным объектам не относятся и находятся в федеральной собственности.

Многие эксперты отмечают, что в действующем Водном кодексе (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) в сравнении с утратившим силу Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, снижена максимальная ширина водоохранных зон для внутренних водоемов и водотоков с 500 до 200 м. Кроме того, из определения водоохранных зон исключено слово «минимальная», что делает невозможным увеличение ширины водоохранных зон, например в целях сохранения памятников природы.

Утратившее силу Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах

(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404)

Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ)

3. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:

до 10 км — 50 м

от 10 до 50 км — 100 м

от 50 до 100 км — 200 м

от 100 до 200 км — 300 м

от 200 до 500 км — 400 м

от 500 км и более — 500 м

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Например, Решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 31.08.1987 № 383 «Об установлении водоохранных зон Ладожского озера и других водных объектов в его бассейне на территории Ленинградской области» (с изм. от 26.01.1999), ныне не действующее, предусматривало временную водоохранную зону Онежского озера на территории Ленинградской области не менее 2 км.

За разъяснением неоднозначного толкования размеров водоохранной зоны Онежского озера автор статьи в письменной форме обратилась в два уполномоченных государственных органа — СЗТУ Росрыболовства и НЛБВУ.

В ответе представителей СЗТУ Росрыболовства было указано, что сведения о водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах водных объектов, в т.ч. об их размерах, указаны в ст. 65 ВК РФ, а за разъяснением положений данного документа можно обратиться в НЛВБУ.

Ответ НЛВБУ содержал более развернутое толкование Водного кодекса. Суть ответа заключалась в том, что ширина водоохранной зоны водного объекта не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы, поэтому для Онежского озера как для озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается водоохранная зона 200 м и прибрежная защитная полоса 200 м. При этом за информацией о том, имеет ли Онежское озеро особо ценное рыбохозяйственное значение, было рекомендовано обратиться в СЗТУ Росрыболовства.

Рассмотренный пример показывает расхождения в трактовке Водного кодекса судебными органами и профильными государственными органами, а также «негибкость» самого Водного кодекса относительно установления особых водоохранных зон для водных объектов повышенной ценности или уязвимости. Так, например, для озер, площадь которых менее 0,5 км2, водоохранная зона согласно Водному кодексу вообще не устанавливается.

О нормировании и практике установления СЗЗ в Российской Федерации см.:

– Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03// Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;

– Молдаван С.А. Размер нормативной санитарно-защитной зоны полигона ТБО: 500 или 1000 м? // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 28–35;

– Черемохина Е. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для строящегося предприятия // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 54–55.

Каждый рыбак может самостоятельно проверить и найти на карте, если на его участке реки, где он собирается спокойно отдохнуть с удочкой, охраняемая зона – водоохранная зона (далее ВОЗ).

Для чего необходимо проверять – есть ли в данном участке реки водоохранная зона или нет?

А для того, чтобы быть уверенным, что можно спокойно провести время на рыбалке не пугаясь, что вот-вот подойдёт дядька в погонах – инспектор Рыбоохраны и испортит всю рыбалку.

Самое остро обсуждаемое на сегодня – это машина на берегу реки и расстояние до воды – сколько метров. А ещё и запретные места, где категорически строго запрещено рыбачить круглогодично или в нерестовый запрет – зимовальные ямы, нерестилище, заповедники.

Вот поэтому и следует перед тем, как отправится на рыбалку, не полениться и посмотреть на публичной кадастровой карте, где есть водоохранная зона вашей реки.

Как найти на карте водоохранную зону вашей реки?

Это очень легко сделать самому.

  1. Открываем публичную карту по ссылке: pkk5.rosreestr.ru (скопируйте и вставьте в поисковую строку или сразу же забейте «Публичная кадастровая карта»).
  2. Слева находим несколько окошечек для управления картой. Выбираем значок «Слои» — кликаем по нему.
  3. Откроется табличка. В ней убираем все галочки, находим и ставим галку напротив «Зоны с особыми условиями использования территории» (сокращённо «ЗОУИТ»). Мигом вся карта салатовым (зелёным) обозначит охраняемые участки.
  4. И находим интересующий вас участок реки – есть ли на ней водоохранная зона или нет.
  5. Можно вновь открыть «Слои» и проставить ещё «до кучи» галочку «Единицы кадастрового деления». Таким образом вы можете наблюдать – есть ли на заданном участке реки кадастровый номер или нет.

А это в свою очередь говорит, что если по закону на определённом (выбранном) участке нет кадастрового номера, то и как полагается никаких особых зон здесь не может быть.

Получается можно ставить машину, не касаясь основных законов (к примеру статья 65 ВК РФ – 50-200 метров от реки) и тогда можно рыбачить, не думая о штрафах.

Но копнув дальше, я всё же нашёл, что не всё так просто как кажется на первый взгляд!

Оказывается, Водный кодекс ещё в 2007 году обозначил всюду ВОЗ (водоохранные зоны), юридически внеся их в НПА (нормативно-правовые акты). Только вот с того времени не на всех успели проставить кадастровый номер на публичной карте, ну и в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) тоже не успели. Вот тут почитайте: Водоохранной зоны нет в кадастре — можно подъезжать к водоему и оставлять машину или нет.

Это, конечно вводит простых рыбаков в заблуждение. И как же тогда точно узнать, как найти на карте водоохранную зону вашей реки?

А для этого необходимо связаться с местным отделением Росрыболовства и уточнить. Больше никак.

Узнаём самостоятельно на карте границы водоохраной зоны

Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)!

Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!

Возможность изменения рыбохозяйственной категории водного объекта

Перед тем как принимать решение об изменении категории или исключении водного объекта из рыбохозяйственного реестра, важно проанализировать следующие вопросы:

  • будут ли иметь место изложенные ранее риски в случае понижения категории;
  • возможно ли решить проблему с изменением категории единожды и впоследствии избежать повышения категории;
  • каковы различия в последствиях для предприятия при первой и второй категории объекта;
  • имеют ли место основания для полного исключения объекта из рыбохозяйственного реестра;
  • проводился ли государственный мониторинг при установлении категории?

После анализа можно подготовить и направить заявление в уполномоченный орган об изменении категории водного объекта (либо о его исключении из государственного рыбохозяйственного реестра) по причине отсутствия надлежащего государственного мониторинга водных объектов.

При положительном решении вносятся изменения в рыбохозяйственный реестр.

При отказе необходимо подготовиться к длительному судебному разбирательству с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа, что выразилось в отказе изменить категорию водного объекта (либо исключить объект из рыбохозяйственного реестра).

В рамках рассмотрения заявления можно ходатайствовать перед судом о проведении экспертиз, чтобы установить следующие обстоятельства:

  • является ли водный объект местами размножения, зимовки, массового нагула, путей миграций, искусственного воспроизводства особо ценных и ценных видов водных биоресурсов;
  • возможна ли утрата мест размножения, зимовки, нагула, путей миграции водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте;
  • имеется ли изменение их видового состава;
  • наносит ли ущерб хозяйственная деятельность гидрохимическим и гидробиологическим характеристикам водного объекта, имеющего гидравлическую связь со спорными водными объектами.

Для установления названных обстоятельств в рамках подготовки к судебному процессу целесообразно заручиться дополнительными доказательствами (исследованиями, заключениями), по возможности привлечь специалистов для оценки перспектив такого дела.

При отсутствии государственного мониторинга в деле (по разным причинам) возможно проведение так называемого внегосударственного (самостоятельного) мониторинга. Для этого следует руководствоваться постановлением № 2061, в соответствии с которым можно пересмотреть категорию водного объекта рыбохозяйственного значения при условии изменения видового состава водных биологических ресурсов, а также появления или утраты мест их размножения, зимовки, нагула, путей миграции.

По результатам проведения мониторинга с привлечением ведущих научно-исследовательских институтов можно получить заключение об отсутствии определенного видового состава водных биологических ресурсов в водном объекте. Это позволит получить обоснованное решение суда о признании оспариваемого бездействия незаконным и о возложении на государственный орган обязанности изменить рыбохозяйственную категорию водного объекта (к примеру, с высшей на первую — в зависимости от результатов мониторинга) либо исключить водный объект из государственного рыбохозяйственного реестра.

Стоит обратить внимание, что судебная практика по данному вопросу до введения в действие постановления № 2062 сформировалась не в пользу природопользователей.

Учалинский ГОК, например, дважды неудачно пытался оспорить решение Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о включении водного объекта в рыбохозяйственный реестр (дело № А55−25 031/2016 и дело А40−118 618/2016).

С учетом постановления № 2062 судебных решений еще нет, поэтому исключение рисков представляется возможным через экспертную и правовую оценку конкретной ситуации, в том числе оценки негативных последствий для предприятия, вызванных присвоением категории.

Предположительно, вся процедура займет не менее года и потребует привлечения разного рода специалистов.

Выводы

Для водопользователей последствия изменения рыбохозяйственной категории используемого водного объекта в сторону повышения могут быть весьма чувствительными — как с точки зрения финансовых затрат, так и с точки зрения возможных санкций.

Вступившее в силу в марте этого года постановление № 2061 открывает новые возможности для обращения в уполномоченные органы в целях понижения категории водного объекта либо его исключения из рыбохозяйственного реестра.

Документы

  1. Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения».
  2. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 601 «О государственном рыбохозяйственном реестре» (вместе с Правилами ведения государственного рыбохозяйственного реестра).
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
  6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

9 октября 2009 г. Минюстом России был зарегистрирован за № 14990 Приказ Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства».

Документ официально опубликован в «Российской газете» от 14 октября 2009 № 5018 и вступает в силу 25 октября 2009 г.

Согласно Приказу водные объекты рыбохозяйственного значения (далее — водные объекты) относятся к одной из трех категорий: высшей, первой или второй.

Высшая категория устанавливается для водных объектов, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, или являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, путями миграций, искусственного воспроизводства.

Первая категория устанавливается для водных объектов, которые используются для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам, и являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, искусственного воспроизводства, путями миграций.

Вторая категория устанавливается для водных объектов, которые могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам.

Высшая и первая категории устанавливаются на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов. Информация о категории водного объекта вносится в государственный рыбохозяйственный реестр.

Особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в водных объектах рыбохозяйственного значения высшей, первой или второй категории устанавливаются правилами рыболовства для соответствующих рыбохозяйственных бассейнов.

Такие правила утверждаются Росрыболовством (ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов»).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *