Условия эксплуатации автомобилей

Поскольку автомобиль является частью системы «автомобиль- водитель-дорога-среда», то его свойства проявляются только во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е. от условий эксплуатации. Условия эксплуатации автомобилей в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими.

Дорожные условия характеризуются элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения.

Транспорт ные условия характеризуются видом груза и его свойствами, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и вьпрузки, режимами работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Природно-климатические условия характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра, количеством атмосферных осадков, влажностью и запыленностью воздуха, продолжительностью холодного периода и т. п. и делятся в зависимости от зон на зоны умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата.

На эксплуатационные свойства автомобилей в наибольшей степени оказывают влияние дорожные условия. В силу значительного разнообразия они могут быть классифицированы по различным признакам.

Все дороги общего пользования в России в зависимости от возможной пропускной способности, расчетной скорости движения, типа покрытия, числа и ширины полос движения, наибольшего продольного уклона, наименьших радиусов поворота и т. п. в соответствии со СНиГ1 2.05.02-85 делятся на пять категорий.

К дорогам 1-4-й категорий относятся дороги с покрытиями, к дорогам 5-й категории — грунтовые.

В зависимости от прочности покрытий на дорогах общего пользования допускают нагрузку на одну ось до 100 кН (дороги 1—4-й категорий) и до 60 кН (дороги 5-й категории), на сдвоенную тележку — до 180 кН (дороги l^t-й категорий) и до 110 кН (дороги 5-й категории).

Дорожные условия подразделяются, кроме того, на магистральные (магистрально-холмистые), горные (горно-холмистые) и городские (пригородные). В этом случае классификационными признаками являются статистические характеристики продольного профиля дороги и режимы движения автомобиля.

К факторам, влияющим на среднюю скорость движения — один из основных параметров автомобиля, определяющих его производительность — следует отнести интенсивность движения, ограничения скорости движения, число пересечений с другими дорогами и число полос движения.

Однако каждый конкретный маршрут в значительной степени индивидуален и может состоять из участков, характеризующихся разными дорожными условиями, на которых режимы движения могут существенно различаться. Существенно отличаются и весьма специфичны условия эксплуатации автомобилей-самосвалов, работающих с заездом в карьер, автомобилей, работающих в крупных городах с интенсивным движением и частыми остановками, автомобилей, перевозящих грузы, требующих пониженных скоростей движения, и т. п.

Транспортные условия определяются, в основном, специализацией автомобиля, его конструктивными параметрами и эксплуатационными свойствами. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъемность, а его объемная масса — объем грузовой платформы автомобиля. То есть транспортные условия эксплуатации определяют тип и модификацию применяемого подвижного состава, а также такие показатели эффективности использования автомобилей, как коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, себестоимость перевозок и др.

Природно-климатические условия в нашей стране подразделяются на несколько климатических зон — умеренного климата, холодного климата, жаркого и высокогорного климата. Основной характеристикой климатической зоны, существенно влияющей на эксплуатационные свойства автомобилей, является температура окружающего воздуха. Изменение атмосферных условий оказывает влияние на работу двигателя, трансмиссии, шин, что приводит к изменению эксплуатационных свойств автомобиля. Нормативные значения оценочных параметров, приводимые в справочной литературе, даны для новых автомобилей и стандартных условий эксплуатации (температура окружающего воздуха +25 °С, атмосферное давление 750 мм рт. ст., дорога — прямолинейная, горизонтальная с цементобетонным или асфальтобетонным ровным покрытием).

Существенное отклонение температуры окружающего воздуха от стандартного значения (+25 °С) как в сторону понижения, так и в сторону повышения вызывает нарушение нормального теплового режима двигателя (95… 100 °С) и, как следствие, — ухудшение показателей тягово-скоростных свойств и увеличение расхода топлива.

Понижение температуры воздуха в сильной степени влияет на увеличение сопротивления шин и уменьшение КПД трансмиссии, что приводит к увеличению расхода топлива.

При работе автомобилей в высокогорных условиях происходит снижение мощности двигателя вследствие уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. В результате средняя скорость движения грузовых автомобилей в горных условиях примерно на

40…50 % ниже, а расход топлива на 10… 15 % выше, чем на равнинной местности.

В общем случае автомобили используются в разных климатических зонах, значительно отличающихся значениями климатических факторов. Например, средняя годовая температура воздуха в нашей стране имеет весьма широкий диапазон значений от +16,8 °С (жаркий сухой район) до -16,6 °С (холодный район), средняя влажность воздуха изменяется от 20 % (жаркий сухой район) до 80 % и более (умеренно влажный район). Даже внутри одного и того же климатического района значения климатических факторов в течение года изменяются в широких пределах. Так, в умеренно климатическом районе (Москва) средняя суточная температура в течение года колеблется от +30 °С до -30 °С, а в очень холодном (Якутск) — от +30 °С до -60 °С.

Вес перечисленное свидетельствует о важности и необходимости учета влияния условий эксплуатации на эксплуатационные свойства автомобилей с целью наиболее правильного выбора типа и марки автомобиля при перевозке грузов и пассажиров.

Характеристика категории условий эксплуатации

Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией, которая включает пять категорий условий эксплуатации.

Категория условий эксплуатации машин характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиям движения. Корректирование проводится с помощью коэффициента К.

Классификация условий эксплуатации представлена в таблице 1.3.

Таблица 1.3 — Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

За пределами пригородной зоны, более 50 км от города

В малых городах, до 100 тыс. жителей, и в пригородной зоне

В больших городах, более 100 тыс. жителей

Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4,Р5

Д5 — Р1, Р2, Р3,Р4,Р5

Д2 — Р5 Д3 — Р4, Р5 Д4 — Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3,Р4,Р5

Дорожные покрытия:

Д1 — усовершенствованные капитальные — цементобетонные, монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;

Д2 — усовершенствованные облегчённые — из щебня, гравия и песка обработанных вяжущими; из холодного асфальтобетона;

Д3 — переходные — щебенчатые и гравийные;

Д4 — переходные — из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими, мостовые из булыжника; зимники;

Д5 — низшие — грунт; грунт, укреплённый или улучшенный добавками; лежневое и бревенчатое покрытия;

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 — равнинный, до 200 м;

Р2 — слабохолмистый, свыше 200 до 300 м;

Р3 — холмистый, свыше 300 до 1000 м;

Р4 — гористый, свыше 1000 до 2000 м;

Р5 — горный, свыше 2000 м.

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации — К1 представлен в таблице 2.2.

Таблица 1.4 — Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации — К1

Категория условий эксплуатации

Периодичность технического обслуживания

Удельная трудоёмкость текущего ремонта

Пробег до капитального ремонта

Расход запасных частей

0,7

1,4

0,7

1,40

Характеристика природно-климатических условий

Природно-климатические условия эксплуатации автомобилей характеризуются температурным режимом окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью ветра, количеством атмосферных осадков, продолжительностью зимнего периода и некоторыми другими факторами. К таким основным климатическим факторам относятся температура воздуха, относительная влажность воздуха и скорость ветра.

Ряд исследователей отмечают, что основной из характеристик природно-климатических условий эксплуатации, влияющих на эксплуатационные свойства автомобилей, является температура окружающего воздуха. Такие факторы, как ветер, влажность, осадки, лишь усугубляют негативное влияние температуры воздуха на автомобиль.

Основные критерии климатического района приведены в таблице 1.5.

Для каждого климатического района выделен представительный и экстремальный пункты, указаны в таблице 1.6

Статистическая характеристика распределения относительной влажности воздуха приведены в таблице 1.7.

Интенсивность, продолжительность, повторяемость различных видов атмосферных осадков, их количество за год и стандартное этого количества приведены в таблице 1.8.

Таблица 1.5 — Основные критерии климатического района

Микро климатический район

Климатический район

Критерий района

Наименование

Обозначение

Средняя месячная температура воздуха, єC

Средняя месячная относительная влажность в июле в 13ч, %

Число дней в году с минимально температурой воздуха ниже минус 45 єC, сут

январь

июль

Холодный

Очень холодный

От -50

От 2 до 18

От 10 до 100

Таблица 1.6 — Представительный и экстремальный пункты климатического района

Микроклиматический район

Климатический район

Пункт

Наименование

Обозначение

представительный

экстремальный

Холодный

Очень холодный

Якутск

Оймякон

Таблица 1.7 — Статистическая характеристика распределения относительной влажности воздуха

Климатический район

Пункт

Статистическая характеристика распределения относительной влажности воздуха

Средняя годовая относительная влажность, %

Стандартное отклонение, %

Коэффициент асимметрии

Коэффициент эксцесса

Очень холодный

Якутск

18,0

0,1

0,11

Оймякон

16,5

0,86

0,42

Специфика природно-климатических условий зоны очень холодного климата (низкие температуры окружающего воздуха, большая продолжительность зимнего периода со снеговым покровом, с заснеженными дорогами) обусловливает целый ряд особенностей эксплуатации автомобилей.

К ним, во-первых, следует отнести затрудненный пуск двигателей, особенно дизельных, при низких температурах окружающего воздуха.

Таблица 1.8 — Интенсивность, продолжительность, повторяемость различных видов атмосферных осадков, их количество за год и стандартное этого количества

Климатический район

Пункт

Атмосферные осадки

Максимальная интенсивность, мм в мин

Продолжительность, ч

Среднее годовое кол-во, мм

Стандартное отклонение за год, мм

Повторяемость, %, атмосферных осадков

5 мин

30 мин

12 ч

средняя

максимальная

твердые

жидкие

смешанные

Очень холодный

Якутск

1,6

0,6

0,05

Пуск холодного двигателя сопровождается повышенным изнашиванием основных его рабочих деталей.

При низких температурах значительно активизируется коррозия деталей цилиндропоршневой группы двигателя. При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур возникают серьезные затруднения с поддержанием нормального теплового режима двигателя, особенно при работе с частыми остановками для погрузки-разгрузки и по другим причинам. Возможное замерзание жидкости в системах охлаждения двигателя, отопления кабины, кузова, электролита в аккумуляторной батарее может приводить к размораживанию блока двигателя, разрыву бачков и трубок радиатора, баков батареи. Намного выше вероятность отказов топливной системы дизелей. Снижается также надежность гидравлического тормозного привода из-за возможного застывания некоторых тормозных жидкостей. При температурах ниже -45°С теряют свою эластичность, становятся хрупкими и разрушаются шины, детали из резины (сальники, резиновые шланги гидропривода тормозов и т.д.), пластмассовые детали трескаются, твердеют, теряют свои качества консистентные смазочные материалы. При особо низких температурах (-60…-70°С) изменяются физические и механические свойства металлов, что вызывает частые поломки деталей. По подсчетам специалистов, количество поломок и аварий, изнашивание деталей стандартной техники на Севере в 3…5, а иногда в 8…10 раз больше, чем в условиях умеренного климата.

При эксплуатации автомобилей в зоне очень холодного климата имеет место ухудшение их топливной экономичности. Основные причины возрастания расхода топлива: увеличение времени пуска и прогрева двигателя; работа двигателя при пониженной температуре жидкости в системе охлаждения; повышенная вязкость масла в агрегатах трансмиссии, что ведет к значительным потерям мощности на ее прокручивание; повышенное сопротивление движению по заснеженным дорогам.

Для эффективной и безопасной эксплуатации автомобилей в районах Севера технически и экономически целесообразны модификации этих автомобилей в северном исполнении. Автомобили должны надежно работать при безгаражном хранении в диапазоне температур окружающего воздуха от +40°С до — 60°С и относительной его влажности до 98 % при +25°С и более низких температурах. Особое внимание должно уделяться обеспечению надежного легкого пуска двигателя при низких температурах, определяющего в общем случае готовность к движению. В условиях низких температур это приобретает чрезвычайно важное значение, характеризуя безопасность эксплуатации автомобиля.

Автомобиль МАЗ-53371 можем эксплуатировать для различных перевозок грузов, не превышающих его грузоподъемность. Территория с очень холодными природно-климатическими условиями занимает Север России, а в частности Якутия. По IV категории условий эксплуатации с равнинным рельефом до 200м и населением больше 100 тыс. чел выберем город Якутск — столицу Республики Саха.

Нормативно-корректировочная база

Вся нормативная информация и коэффициенты корректирования приведены в таблицах 1.9-1.15.

Таблица 1.9 ? Нормативы периодичности технического обслуживания и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств

Марки, модели ТС

Периодичность ТО, тыс. км

Трудоемкость ТО, чел-ч

Удельная трудоемкость ТР, чел-ч/1000 км

ТО-1

ТО-2

ЕО

ТО-1

ТО-2

МАЗ-53371

8,0

24,0

0,35

4,6

11,4

5,2

Таблица 1.10 ? Пробег до капитального ремонта, ресурс транспортных средств

Классификация ТС

Марки, модели ТС

Пробег (ресурс), тыс. км

Общего назначения категория N3

МАЗ-53371

Таблица 1.11 ? Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации — К1

Категория условий эксплуатации

Нормативы

периодичность ТО

удельная трудоемкость ТР

пробег до КР, ресурс ТС (двигателя)

0,7

1,4

0,7(0,6)

Таблица 1.12 ? Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации ТС и организации его работы — К2

Модификация ТС и организация его работы

Нормативы

трудоемкость ТО и ТР

пробег до КР(ресурс)

Базовый автомобиль

1,0

1,0

Таблица 1.13 ? Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий

Характеристика района

Нормативы

периодичность ТО

удельная трудоемкость ТР

пробег до КР (ресурс)

Коэффициент К31

Очень холодный

0,8

1,3

0,7

Таблица 1.14 ? Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых ТС в организации и количества групп технологически совместимых ТС — К5

Количество ТС, обслуживаемых и ремонтируемых в организации

Количество групп технологически совместимых ТС

Менее 3

1,0

Таблица 1.15 ? Коэффициент корректирования нормативов ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации (К6)

Период эксплуатации

ЕО

ТО-1, ТО-2

ТР

Весенне-летний (с 1 апреля по 31 октября)

1,0

1,0

1,0

Осенне-зимний (с 1 ноября по 31 марта)

1,3

1,25

1,33

трудоемкость ремонт затраты автомобиль

Классификация условий эксплуатации.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Категории условий эксплуатации Условия движения
за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне в больших городах (более 100 тыс. жителей)
I Д-1 – P1,P2,P3
II Д – 1 Р4 Д2 – Р1, Р2,Р3,Р4 Д3 – Р1, Р2, Р3 Д-1 – P1,P2,P3,Р4 Д2 – Р1
III Д1 – Р5 Д2 – Р5 Д3 – Р4, Р5 Д4- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1 – Р5 Д2 – Р2 Р3,Р4,Р5 Д3- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 — P1,P2,P3,Р4 Д3 — P1,P2,P3 Д4 – Р1
IV Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 – Р5 Д3 – Р4, Р5 Д4 — Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
V Д6 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

Дорожные покрытия:

Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработ. битумом);

Д3 – щебень, (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 – булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 – естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности(определяется высотой над уровнем моря):

Р1 – равнинный (до 200 м);

Р2 – слабохолмистый (свыше 200-300 м);

Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м);


Р5 – горный (свыше 2000 м).

Таблица 2.6

Модификация подвижного состава и организация его работы Коэффициент корректирования, К2
Трудоемкости Периодичности ТО и КР
ЕО,ТО-1,ТО-2,ТР
Автомобили и автобусы повышенной проходимости Автомобили – фургоны (пикапы) Автомобили-рефрижераторы Автомобили-цистерны Автомобили-топливозаправщики Автомобили-самосвалы Седельные тягачи Автомобили специальные Автомобили санитарные Автомобили, работающие с прицепами Прицепы и полуприцепы специальные (рефрижераторы, цистерны и др.) 1,25 1,2 1,3 1,2 1,4 1,15 1,1 1,4 1,1 1,15 1,6 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,85 0,95 0,9 1,0 0,9 1,0

Таблица 2.7

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических

условий – К3 – Кi3 – КII3

Характеристика района Нормативы
Периодичность ТО Удельная трудоемкость ТР Пробег до КР Расход запасных частей
Умеренный 1,0 1,0 1,0 1,0
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, влажный 1,0 0,9 1,1 0,9
Жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9 1,1 0,9 1,1
Умеренно холодный 0,9 1,1 0,9 1,1
Холодный 0,9 1,1 0,8 1,25
Очень холодный 0,8 1,2 0,7 1,4

Таблица 2.8

Коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости ТР (К4) и продолжительности простоя.

в ТО и Р (К14) в зависимости от пробега с начала эксплуатации

Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до УР Автомобили
легковые автобусы Грузовые
К4 К14 К4 К14 К4 К14
До 0,25 0,4 0,7 0,5 0,7 0,4 0,7
Свыше 0,25 до 0,50 0,7 0,7 0,8 0,7 0,7 0,7
Свыше 0,50 до 0,75 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Свыше 0,75 до 1,00 1,4 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2
Свыше 1,00 до 1,25 1,5 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3
Свыше 1,25 до 1,50 1,6 1,4 1,5 1,4 1,4 1,3
Свыше 1,50 до 1,75 2,0 1,4 1,8 1,4 1,6 1,3
Свыше 1,75 до 2,00 2,2 1,4 2,1 1,4 1,9 1,3
Свыше 2,00 до 3,00 2,5 1,4 2,5 1,4 2,1 1,3
Свыше 3,00 до 4,00 2,7 1,5 2,7 1,5 2,3 1,4
Свыше 4,00 до 5,00 2,9 1,5 2,9 1,5 2,5 1,4

Таблица 2.9

Коэффициент корректирования нормативов ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К5.

Количество обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП Количество технологически совместимых групп подвижного состава
легковые автобусы грузовые
До 100 1,15 1,20 1,30
Свыше 10 до 200 1,05 1,10 1,20
Свыше 200 до 300 0,95 1,00 1,10
Свыше 300 до 600 0,85 0,90 1,05
Свыше 600 0,80 0,85 0,95

Таблица 2.10

Тип подвижного состава Продолжительность простоя, не более
В ТО и ТР, дней на 1000 км пробега В КР, дней
Автомобили легковые
Особо малого класса Малого класса Среднего класса 0,1 0,18 0,22 — — —
Автобусы
Особо малого класса Малого класса Среднего класса Большого класса Особо большого класса 0,2 0,25 0,3 0,35 0,45
Автомобили грузовые общего назначения
Особо малой грузоподъемности Малой грузоподъемности Средней грузоподъемности Большой грузоподъемности Свыше 5,0 до 6,0 тонн Свыше 6,0 до 8,0 тонн Особо большой грузоподъемности Свыше 8,0 до 10,0 тонн Свыше 10,0 до 16,0 тонн 0,25 0,30 0,35 0,38 0,43 0,48 0,53 — — — — — — —
Автомобили – самосвалы карьерные
30,0 тонн 42,0 тонны 0,65 0,75 — —

Примечания: 1. Продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену в процессе эксплуатации агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.

2. Коэффициент технической готовности для прицепов и полуприцепов следует принимать равным коэффициенту технической готовности автомобилей-тягачей, с которыми они работают.

Примечания.

1. Для нормативов, проведенных дробью, в числителе указана ширина проезда при условии выезда задним ходом, в знаменателе — при выезде передним ходом.

2. Дополнительный маневр подвижного состава предусматривает применение одного заднего хода при въезде на машино-место хранения и ожидания и выезде с них.

3. Увеличение габаритов приближения подвижного состава, приведенных в табл. 2, на каждый 0,1 м (но не более 0,4 м) уменьшает ширину внутреннего проезда для автомобилей I категории на 0,15 м, для автомобилей II и III категории — на 0,2 м.

Примечания. 1. Размещение технологического оборудования, кроме норм, приведенных в таблице, должно учитывать устройство транспортных проездов для доставки к рабочим местам агрегатов, узлов, деталей и материалов. Ширина проездов должна быть не менее:

2200 мм — при грузоподъемности транспортного средства до 0,5 т и размера груза, тары до 880 мм,

2700 мм — то же до 1,0 т и 1200 мм соответственно,

3600 мм — то же до 3,2 т и 1600 мм соответственно.

2. Размещение складского оборудования должно учитывать способ хранения на площадках, в стеллажах, штабелях, поддонах, таре и т.п.. средства механизации подъемно-транспортных работ (краны, штабеллеры, ручные и механизированные тележки, авто- и электропогрузчики и т.п.), габаритные размеры хранимых и транспортируемых агрегатов, узлов, деталей и материалов.

Минимальная ширина прохода между стеллажами составляет 1.0 м.

Ширина проезда между стеллажным оборудованием должна назначаться в зависимости от технической характеристики применяемых средств механизации, их габаритных размеров, радиуса поворота, а также с учетом габаритов транспортируемых изделий.

Примечания:

1. Данные приведены без учета площади, занимаемой по­стами.

2. Для АТО с числом автомобилей до 200 отдельные помещения для мойки агрегатов и деталей, кислотной, зарядной и аппаратной могут не предусматри­ваться.

3. Для АТО с числом автомобилей 250…400 площадь помещений для мойки агрегатов и деталей принимается равной 72… 108 м2, кислотной — 18…36 м2, зарядной — 12 … 24 м2 и аппаратной — 15… 18 м2.

Продолжение таблицы 16

Примечания: I. Распределение объема работ ЕО приведено применительно к выполнению моечных работ механизированным методом.

2. В разделе «Участковые работы» для легковых автомобилей в числителе указаны объемы работ для автомобилей общего назначения, в знаменателе — для автомобилей-такси.

3. Дополнительные объемы работ по ЕО для газобаллонных автомобилей следует распределять: контроль на КПП — 50%

на посту выпуска (слива) газа — 50%

по ТР газовой системы питания:

постовые работы — 75%

в том числе снятие и установка баллонов — 25%

участковые работы — 25%

4. Для специализированного подвижного состава, оснащенного дополнительным оборудованием, распределение объемов работ ТО и ТР следует производить с учетом специфики выполняемых работ.

Транспортные условия эксплуатации

Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта

Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния.

При эксплуатации автомобилей все множество факторов действующих на него принято подразделять на:

1) дорожные условия;

2) условия движения;

3) природно-климатические и сезонные условия;

4) транспортные условия (или условия перевозок).

Дорожные условия в первую очередь предопределяют режимы работы агрегатов автомобиля (диапазон нагрузок и скоростей; передаваемый крутящий момент, частота вращения коленчатого вала, динамические нагрузки от неровностей дорог, передаточные числа коробки передач). Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).

От этих режимов зависит износ и работоспособность отдельных элементов автомобиля. Так, расчеты показывают, что наибольший износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя наблюдается при движении автомобиля на I передаче, а наименьший — на прямой и повышенных передачах. Каждой передаче соответствует и определенная скорость, при которой износ двигателя будет минимальным.

Однако далеко не всегда удается реализовать оптимальный режим движения обеспечивающий минимальный износ деталей. Так, например, при движении автомобилей по неровным дорогам возникают непрерывные колебания подрессоренных и неподрессоренных масс, амплитуды и ускорения которых достигают значительных величин. В случаях переезда отдельных неровностей на большой скорости вертикальные ускорения достигают 20-30м/с2. Все это не дает возможности выдерживать оптимальные режимы на дорогах с плохим покрытием.

Существующими нормативными документами дороги в зависимости от вида и качества дорожного покрытия подразделяются на шесть категорий:

Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 – булыжник, колотый камень, грунт и мало прочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 – естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

При движении по дорогам с различным покрытием значительно изменяется коэффициент сопротивления качения.

Так, при движении по дороге первой категории коэффициент сопротивления качению f»0,014, а на естественном грунте (VI категория) f»0,08, т.е. возрастает в 5-6 раз. Реализуемая скорость падает в 3 раза. Среднее количество оборотов коленчатого вала двигателя на 1 км пути возрастает с » 2200 до 4822. Число торможений на 1 км возрастает с 0,24 до 0,9, а число переключений передач с 0,52 до 3,2. Это все приводит к значительному увеличению интенсивности изнашивания деталей и агрегатов автомобиля.

Тип рельефа местности определяется высотой над уровнем моря и подразделяется на пять категорий:

Р1 – равнинный (свыше 200 м);

Р2– слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р5 – горный (свыше 2000 м).

Условия движения характеризуются влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы работы автомобиля и его агрегатов. Так, режим работы грузовых автомобилей при интенсивном городском движении отличается от режимов работы на загородных дорогах (при одинаковом покрытии) следующим образом: скорость в первом случае на 50-52% меньше, средняя частота вращения коленчатого вала больше на 130-136%, число переключений передач больше в 3-3,5 раза, удельная работа трения тормозных механизмов в 8-8,5 раз больше, пробег при криволинейной траектории движения больше в 3-3,6 раза.

Нормативными документами выделяется три группы условий движения:

У1 – за пределами пригородной зоны;

У2 – в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. чел.;

У3 – в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

Категории автомобильных дорог классифицируются по скорости и интенсивность движения, а также параметрам элементов дорог.

Совокупное влияние в реальной эксплуатации возможных сочетаний дорожных условий, условий движения и рельефа местности отражается в категории условий эксплуатации. Классификация категорий условий эксплуатации приведена в таблице 4.1.

Понятие категории эксплуатации имеет важнейшее значение в технической эксплуатации т.к. все ее нормативы так или иначе привязаны к ней, и она является основой для ресурсного корректирования нормативов. Так нормативы технического обслуживания и ремонта, приведенные в “Положении…” рассчитаны на полное или частичное сочетание следующих условий: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; на автотранспортном предприятии выполняется техническое обслуживание и ремонт 200—300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы; пробег с начала эксплуатации составляет 50—75% от пробега до капитального ремонта; подвижной состав работает в умеренном климатическом районе; оснащение АТП средствами механизации — согласно Табелю технологического оборудования.

Таблица 4.1 – Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации Условия движения
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне В больших городах (более 100тыс. жителей)
I Д1 — Р1, Р2, Р3
II Д1 — Р4 Д2 — Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 — Р1, Р2, Р3 Д1 — Р1, Р2, Р3, Р4 Д2 — Р1
III Д1 – Р5 Д2 – Р5 Д3 – Р4, Р5 Д4 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1– Р5 Д2 — Р2, Р3, Р4, Р5 Д3 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д1- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 — Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 — Р1, Р2, Р3 Д4 — Р1
IV Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 – Р5 Д3 – Р4, Р5 Д4 — Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5
V Д6 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

При работе подвижного состава в условиях, отличающихся от указанных, производится корректирование нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации.

Транспортные условия эксплуатации автомобилей характеризуются условиями маршрутов, которые определяются рядом коэффициентов и показателей:

— l – длина груженой ездки, км;

— β – коэффициент использования пробега;

— γ – коэффициент использования грузоподъемности;

— i – средняя величина уклона на дороге, %;

— Кпр – коэффициент использования прицепов;

— П – коэффициент помехонасыщенности маршрута (отношение скорости автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном участке дороги I категории;

— родом перевозимого груза.

Условия эксплуатации подвижного состава

Эффективность автомобилей зависит не только от совершенства их конструкции, но и от эксплуатационных условий. В каждом сочетании эксплуатационных условий наиболее рентабельным оказался бы автомобиль, специально спроектированный для этих условий. Однако из-за разнообразия условий эксплуатации такое решение вопроса нерационально, поэтому выдерживается соответствие конструкции автомобиля определенному, ограниченному диапазону этих условий.

Примерный комплекс эксплуатационных качеств для подвижного состава установлен, однако конкретные требуемые значения могут предъявляться только в связи с задаваемыми условиями работы.

Условия эксплуатации подвижного состава можно разбить на группы.

Транспортные условия:

• род груза, срочность, дальность и объем перевозок, равномерность грузооборота и партионность отправок, условия погрузки и разгрузки.

Дорожные условия:

  • • тип и ровность дорожного покрытия, проезжее состояние дороги и рельеф местности, по которой проходит дорога (равнинный, холмистый, горный, высокогорный);
  • • прочность дороги, мостов и других сооружений; элементы плана и профиля дороги (уклон, шаг переломов, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых и т. п.);
  • • напряженность (интенсивность) движения на дороге; организация движения.

Климатические условия:

• зоны холодного (180—300 дней в году с температурой ниже 0 °С), умеренного и жаркого климата.

Организационно-технические условия:

• режим эксплуатации (среднегодовой и среднесуточный пробеги), регулярность перевозок на маршрутах, условия хранения (гаражные и безгаражные), система технического обслуживания и ремонта, организация и режим работы водителей.

Весь подвижной состав независимо от условий эксплуатации должен обладать определенными качествами, которые характеризуют уровень технического прогресса автомобилестроения и автомобильного транспорта. Такими общими качествами, по которым оцениваются все автомобили, являются:

  • • топливная экономичность;
  • • скоростные качества;
  • • надежность, легкость управления, готовность к действию;
  • • безопасность и т. п.

Каждое из указанных выше условий эксплуатации определяет необходимость тех или иных качеств подвижного состава. Так, по роду груза его физическим свойствам (плотность, тип и форма тары) должны определяться тип кузова (платформа, цистерна, фургон) и его вместимость. От объема и партионности перевозок зависит выбор автомобилей или автопоездов требуемой грузоподъемности и степени специализации. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузоподъемности, а при большом и постоянном объеме перевозок — специализированные автомобили. Срочность и дальность перевозок обусловливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запасом хода и повышенными надежностью и безопасностью. По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (автомобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ширина двери), его грузоподъемность и прочность (экскаваторная и бункерная погрузка), а также необходимость специальных устройств и приспособлений.

Дорожные условия оказывают существенное влияние на выбор подвижного состава с такими качествами, как проходимость, плавность хода, динамичность, маневренность, скоростные качества, возможность использования его грузоподъемности. На труднопроходимых дорогах важным качеством подвижного состава является проходимость, на дорогах с твердым, но неровным покрытием — плавность хода, на горных дорогах, имеющих значительные уклоны, — динамичность и тормозные свойства. На усовершенствованных дорогах ограничиваются полная масса подвижного состава и нагрузка на одну ось по условиям грузоподъемности искусственных сооружений и прочности дорожной одежды, а также имеются ограничения для ширины, длины и высоты подвижного состава.

Большое влияние на выбор эксплуатационных качеств подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных воздействий (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспечения быстрой готовности автомобилей к действию, отопление кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях.

В РФ кроме автомобилей общего назначения выпускаются автомобили северного (с) и тропического (т) исполнений.

Для обеспечения перевозок в наиболее тяжелых климатических и дорожных условиях и вне дорог, в которых даже полноприводные автомобили не могут быть использованы вследствие недостаточной их проходимости, применяются специальные транспортные средства высокой проходимости, причисляемые обычно к подвижному составу автотранспорта. К ним относятся мотонарты (грузоподъемностью 200—500 кг), аэросани (2—5 т), снегоболотоходы (1—2 т).

Все эти транспортные средства используют в различных условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *