Содержание
> Содержание, формы и методы аттестации дошкольных образовательных учреждений
Аттестация как механизм государственного контроля за качеством образования
Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями; обеспечивают стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования; способствуют возможности выбора родителями образовательных услуг на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечивают защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.
Аттестация — комплексная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения, проводимая в процессе его аттестации, является основой для принятая решения о его государственной аккредитации.
Для проведения аттестации ДОУ представляет следующие документы:
· заявление;
· копию устава ДОУ;
· копию лицензии ДОУ на образовательную деятельность;
· материалы самообследования (самоанализа) ДОУ;
· гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.
Аттестация дошкольного образовательного учреждения осуществляется в два этапа:
1 этап — самообследование (самоанализ);
2 этап — работа аттестационной комиссии.
Самообследование (самоанализ) проводится в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08. — 96. № 446 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».
Таким образом, первоначальный анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе аттестации осуществляют администрация, работники и родители воспитанников. Задачи самоанализа — выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного образовательного учреждения и ее возможные улучшения.
При проведении самоанализа используются следующие процедуры:
· наблюдение в группах;
· анкетирование родителей;
· анализ документации.
На основании полученных результатов администрация и работники проводят в своей работе необходимые улучшения и составляют сводные данные по самоанализу, которые представляются в аттестационную комиссию.
Самоанализ дошкольного образовательного учреждения проводится на основании систем критериев, посредством которых оцениваются следующие аспекты его деятельности:
· содержание и методы воспитания и обучений, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (образовательные программы и педагогические технологии, характер взаимодействия персонала с детьми); кадровое обеспечение педагогического процесса в дошкольном
· образовательном учреждения (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации работников);
· организация деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и управление);
· материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья).
Аттестационная комиссия анализирует представленные ДОУ документы и осуществляет свои наблюдения по указанным аспектам деятельности дошкольного образовательного учреждения, используя систему критериев, утвержденную приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 г. № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (приложение 1).
Присутствие членов аттестационной комиссии в образовательном учреждении не должно менять ни режима работы ДОУ, ни расписания занятий. Членам аттестационной комиссии рекомендуется заранее изучить расписание занятий и других мероприятий, которые планируются на время их пребывания в ДОУ.
Работа членов аттестационной комиссии должна быть нацелена на то, чтобы как можно полнее познакомиться с деятельностью учреждения, используя для этого разнообразный спектр наблюдений: посещение занятий в разных группах, наблюдение за прогулкой и другими режимными моментами, общение с детьми, беседы с родителями и персоналом, знакомство с устройством и оформлением помещений и участка, с оборудованием, игровым и дидактическим материалом, продуктами детского творчества, изучение документации ДОУ, анализ медицинских карт детей. При этом члены аттестационной комиссии должны осуществлять анализ, направленный на сопоставление собственных наблюдений и результатов самоанализа, т.е. выборочную проверку результатов самоанализа на основании одних и тех же критериев.
Аттестация ДОУ федерального подчинения проводится Министерством образования России Федерации. Делегирование права проводить их аттестацию государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации производится в установленном законом порядке.
Аттестация ДОУ всех других организационно-правовых форм и подчиненности проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиям законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы управления образованием проводят аттестацию, обеспечивают дошкольные образовательные учреждения, проходящие аттестацию, необходимыми материалами, методическими разработками; составляют график проведения аттестация дошкольных образовательных учреждений с учетом поданных заявлений.
На каждое ДОУ, проходящее аттестацию, формируется аттестационное дело, состоящее из документов, представляемых ДОУ на аттестацию; заключения аттестационной комиссии; приказа органа управления образованием о признании ДОУ аттестованным или неаттестованным и других документов, связанных с аттестацией. Аттестационное дело хранится в органе управление образованием, проводившем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации ДОУ.
Аттестационная комиссия создается органом управления образованием, проводящим аттестацию. В состав комиссии входят: специалист в области дошкольной педагогики, психолог, медик, представитель органа местного самоуправления, общественности. При наличии соответствующих специалистов в состав комиссии включаются: преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования различного профиля, работники учреждений послевузовского и дополнительного образования, а также работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений органов здравоохранения, специалисты методических служб.
В состав комиссии не могут входить работники дошкольного образовательного учреждения, проходящего аттестацию.
При аттестации ведомственных дошкольных образовательных учреждений в состав аттестационных комиссий включаются представители органов управления образованием соответствующих ведомств.
Состав аттестационной комиссии и ее председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа управления образованием.
При этом органам управления образованием, проводящим аттестацию, рекомендуется обеспечивать предварительную профессиональную подготовку членов аттестационной комиссии.
Порядок работы комиссии, периодичность заседаний, процедура принятия решения определяются самой комиссией и оформляются специальным протоколом.
Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным образовательным учреждением требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а же соответствие дошкольного образовательного учреждения типу, виду и категории. Если дошкольное образовательное учреждение, по мнению аттестационной комиссии, заслуживает присвоения повышенной категории (второй или первой) в заключении даются рекомендации в адрес учредителя об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования.
Если ДОУ реализует, помимо программы дошкольного образования, программу начального образования, они оцениваются на основе требований соответствующего государственного образовательного стандарта, а именно: программа дошкольного образования — в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программа начального общего образования — в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Заключение подписывается всеми членами аттестационной комиссии; член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
Заключение доводится до сведения работников ДОУ и представляется в орган управления образованием, проводящий аттестацию.
Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в двухнедельный срок с момента оформления заключения органом, проводящим аттестацию, приказа о признании ДОУ аттестованным или неаттестованным. Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в трехдневный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) дошкольному образовательному учреждению.
Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для получения дошкольным образовательным учреждением государственной аккредитации. По результатам аттестации дошкольное образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторная аттестация может проводиться по требованию ДОУ не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
Аттестация ДОУ проводится по его заявлению один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
Первая аттестация вновь созданного дошкольного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению не ранее чем через три года после получения лицензии.
Затраты на проведение аттестации оплачиваются ДОУ.
Тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Людмила Тихонова
Тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
а) Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
б) Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
в) Устав ДОУ;
г) Приказ МО и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.
Ответ: б).
2. На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?
а) Конвенции ООН о правах ребенка;
б) Закона об образовании РФ;
в)Типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
г) Конституции РФ.
Ответ: а, б, г).
3. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены…
а) требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему;
б) требования к условиям реализации программы;
в) требования к результатам освоения программы;
г) все, перечисленное выше.
Ответ: г).
4. Назовите основные направления развития ребёнка?
а) Познавательное развитие; Речевое развитие
б) Художественно-эстетическое
в) Физическое
г) Социально-коммуникативное
Ответ: все верны
5. Укажите части образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа):
а) аннотация программы
б) пояснительная записка
в) обязательная часть
г) часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ответ: в, г)
6. Образовательная программа ДОО разрабатывается и утверждается…
а) Министерством образования России;
б) региональными органами образования;
в) коллективами авторов в научных институтах;
г) дошкольной образовательной организацией.
Ответ: г)
7. Объём обязательной части Программы составляет:
а) не менее 60%
б) не менее 80%
в) 60%
г) не менее 40%
Ответ: а)
8. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены:
а) парциальные образовательные программы
б) санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия
в) методики
г) формы организации образовательной работы
Ответ: а)
9. Обязательная часть Программы включает в себя:
а) целевой раздел
б) раздел самостоятельной деятельности
в) раздел содержательный
г) раздел совместной деятельности педагога и детей
Ответ: а)
10. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна содержать следующие разделы:
а) Планируемые результаты
б) Раздел целевой
в) Пояснительная записка
г) Содержательный раздел
Ответ: б, г)
11. Назовите основные образовательные области:
а) Физическое развитие
б) Художественно-эстетическое развитие
в) Социально-коммуникативное развитие
г) Познавательное развитие. Речевое развитие
Ответ: все верны.
12. Какие качества ребенка исследуются в процессе мониторинга
а) Интеллектуальные качества
б) Физические качества
в) Интегративные качества
г) Личностные качества
Ответ: в)
13. Определите фразы, являющиеся наблюдением
а) Знает названия цветов
б) На занятиях сидит, заткнув уши пальцами рук
в) Не умеет оценивать свою работу
г) Работает увлеченно, доводит начатое дело до конца
Ответ: б, г)
14. Целевые ориентиры – это:
а) основа объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
б) социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО;
в) показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО.
г) личностное отношение педагога к ребенку.
Ответ: б)
15. Развитие детей в ДОО реализуется в таких видах деятельности, как…
а) общение;
б) игра;
в) познавательно-исследовательская деятельность;
г) все ответы верны.
Ответ: г)
16. В образовательной организации также могут быть…
а) группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы, обеспечивающие присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
б) группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
в) семейные группы в составе детского сада, имеющие общеразвивающую направленность или осуществляющие присмотр и уход без реализации образовательной программы;
г) все, перечисленное выше.
Ответ: г).
17. Освоение основной образовательной программы:
а) не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников;
б) подлежит непосредственной оценке с последующим вручением диплома выпускника установленного образца;
в) гарантирует развитие приоритетного направления деятельности Организации;
г) гарантирует преемственность дошкольного образования.
Ответ: г).
18. На достижение каких целей направлен ФГОС ДО:
а) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
б) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
в) обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
г) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Ответ: г).
19. «Что изменится с введением стандарта в дошкольных образовательных организациях?»
а) Введение стандарта дошкольного образования позволит предъявить единые требования к системе дошкольного образования и обеспечить преемственность его с начальным общим образованием;
б) Представит гарантии качественного дошкольного образования каждому ребенку;
в) Предоставит право выбора родителям (законным представителям) формы получения предшкольной подготовки;
г) все, перечисленное выше.
Ответ: г).
Общее количество вопросов: 19
Количество верных ответов: ___/___%/
Уровни выполнения тестового задания:
низкий — до 35% правильных ответов (слабое знание содержания материала);
средний – 36 – 70% правильных ответов (частичное владение содержанием материала);
высокий – 71 – 100% правильных ответов (уверенное владение содержанием материала).
Что такое категория детского сада и как о ней узнать?
Что такое категория детского сада и как о ней узнать?
Категория детского сада — это определение его соответствия уровню реализации образовательной программы дошкольного образования. Другими словами, это определенная характеристика работы детского дошкольного учреждения (ДДУ).
Узнать о категории ДДУ Вы можете, позвонив в Департамент образования либо непосредственно обратившись к руководству конкретного учреждения.
Всего выделяют три категории ДДУ:
I категория. К данной категории относятся Центры развития ребенка, которые реализуют образовательную программу согласно требований, превышающих государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.
II категория. К данной категории относятся детские дошкольные учреждения, которые реализуют образовательную программу согласно требований, превышающих государственный образовательный стандарт по одному или нескольким направлениям его деятельности.
III категория. К данной категории относятся детские дошкольные учреждения, которые реализуют образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Большинство ДДУ относятся ко второй категории:
– общеразвивающего вида;
– компенсирующего вида: для детей с нарушениями зрения, речи, слуха, интеллектуального развития, с ДЦП;
– присмотра и оздоровления. Профиль: для детей с ослабленным здоровьем;
– комбинированного вида. Детский сад совмещает группы общеразвивающего вида, компенсирующего вида и оздоровительные группы.
Размер родительской платы за содержание ребенка в ДДУ зависит от категории учебного учреждения. Соответственно, плата за ДДУ 1 категории будет выше, чем плата за ДДУ 3 категории.
Основная функция любого учреждения, связанного с воспитанием и заботой о детях – обучение, забота, присмотр и оздоровление ребенка. Каждый из пунктов в обязательном порядке должен реализовываться в подобном учреждении, ведь к ребенку с самого раннего возраста необходимо проявлять заботу. Кроме того, родители, отдавая своего ребенка, должны быть абсолютно уверены в его безопасности.
Основная функция любого учреждения, связанного с воспитанием и заботой о детях – обучение, забота, присмотр и оздоровление ребенка. Каждый из пунктов в обязательном порядке должен реализовываться в подобном учреждении, ведь к ребенку с самого раннего возраста необходимо проявлять заботу. Кроме того, родители, отдавая своего ребенка, должны быть абсолютно уверены в его безопасности.
Учреждения для детей дошкольного возраста широко распространены в городе Пенза. Это детские сады, каждый из которых, частый, муниципальный, домашний или ведомственный, полностью соответствует всем требованиям и нормам и обладает специальными программами и методами получения новых навыков. Сегодня актуальными становятся сады, где не только занимаются стандартным и общим развитием способностей детей, но и специализированные, где делается уклон на приобретение ребенком знаний из определенной сферы, порой достаточно узкой и сложной.
Существует несколько категорий подобных учреждений. Классический детский сад наиболее распространен среди всех остальных. Он выполняет главные функции и руководствуется стандартной образовательной программой, разработанной государством.
Общеразвивающий детский сад – комплекс, который включает в себя несколько разных направлений образования и воспитания. Акцент делается на научную, творческую или спортивную сферу.
Компенсирующий детский сад предназначен для малышей с отклонениями от норм развития или здоровья. Сотрудники таких учреждений не просто воспитатели, но профессиональные врачи. Каждому ребенку предоставляются комфортные условия, способствующие развитию.
Комбинированный тип. Данные детские сады – это сочетание двух вышеперечисленных категорий. Образование и воспитание проходит как по стандартным, так и по индивидуальным программам.
Центры развития ребенка – это современный комплекс, где ребенку предоставляются все условия для развития его способностей. Центры немного отличаются от стандартных садов, однако именно они обустроены всеми новинками из мира технологии, зачастую имеют спортивные комплексы и студии.
Отдельно выделяют учреждения, в которых акцент идет на подготовку ребенка к школе. Проходит обучение по специальным программам, которые способны помочь ребенку не только преуспевать в школе, но и быстро адаптироваться к смене режима и появлению большой учебной нагрузки.
Сады в обязательном порядке предоставляют родителям образовательную и воспитательную программу, особенно, когда речь касается парциального или комплексного учреждения. Также, важную роль играет место расположения дошкольного заведения, ведь наибольшим спросом пользуются те, что находятся ближе к месту проживания.
ИА «Тема Пенза». При использовании материала гиперссылка обязательна.
Рано или поздно приходит время отдавать малыша в детский сад. Подойдите к его выбору очень ответственно, ведь это место, где ребенок будет проводить большую часть дня, завязывать первые социальные связи и получать первые знания. На сегодняшний день существуют различные виды и категории детских садов. Зная специфику каждой из них, сделайте правильный выбор.
На сегодняшний день активно действуют такие виды детских садов:
- Общеразвивающий. В нем осуществляется приоритетное развитие одного или нескольких направлений (интеллектуального, художественного, физического и т. п.).
- Компенсирующий. В детском саду осуществляется коррекция отклонений воспитанников (физических или психических).
- Оздоровительный. Главный акцент садика на здоровье детей. В программу входят санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия и процедуры.
- Комбинированный. Включает в свой состав общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы.
- Центр развития ребенка — это особый вид детского сада, который осуществляет общее развитие, коррекцию и оздоровление всех детей в равной мере.
Вид садика демонстрирует его приоритетные направления, а категории детских садов указывают на уровень реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть свидетельствуют о ее качестве, разносторонности и результативности.
Три категории детских садов
I категория считается самой высокой и престижной. ДОУ (детское образовательное учреждение) превышает требования государственного образовательного стандарта, называемого обязательным минимумом, по всем направлениям деятельности. I категорию имеют Центры развития ребенка.
Ко II категории относятся ДОУ, которые превышают обязательный минимум только по некоторым направлениям. Кстати, именно эти садики являются наиболее распространенными.
ДОУ III категории четко придерживаются образовательного стандарта, предоставляя минимальный набор знаний.
Безусловно, оплата за содержание ребенка находится в прямой зависимости от категории детских садов.
Беседа с заведующим: о чем спрашивать?
Во время первой беседы с заведующим многие родители теряются и не знают, о чем его спрашивать. Узнав официальные характеристики детского сада (вид и категорию), вы можете попросить познакомить вас с квалификационными категориями воспитателей и узких специалистов (логопеда, психолога, инструктора по физкультуре и других), с программой, которой отдает предпочтение ДОУ. Последние могут быть ориентированы на эстетическое, интеллектуальное, музыкальное или физическое развитие детей. Каждой из программ присущ персональный набор методик.
Придя домой, обязательно прочтите отзывы на интернет-форумах, прислушайтесь к рекомендациям знакомых и сделайте свой выбор. И помните, что ребенку не важны престижные категории детских садов, главное для него — уют, теплая атмосфера и хорошие воспитатели.
Методики: Виды, категории и программы детских садов
Перед многими из родителей стоит вопрос: в какой детский сад лучше отдать ребенка? В настоящее время родителям сориентироваться довольно сложно: различные образовательные программы, новые направления работы, даже названия дошкольных учреждений стали отличаться друг от друга. Раньше было все намного проще — везде одинаковая оплата, стандартная программа. Критерий был один — удаленность от дома. Сегодня же многие родители интересуются у инспекторов, заведующих, старших воспитателей, по какой (или каким) программам работает тот или иной садик, и, получив ответ, хотят знать, чем одна программа отличается от другой, какая подойдет им и их малышам.
Начнем с названия учреждения. Каждое дошкольнoe образовательное учреждение (ДОУ) имеет тип, вид и категорию.
Виды ДОУ
— Детский сад;
— Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интелектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
— Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
— Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
— Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Категории ДОУ
Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.
I категория — это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.
II категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности
III категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Самая большая группа детских садов — это ДОУ II категории:
— общеразвивающего вида;
— компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
— присмотра и оздоровления ( для детей с ослабленным здоровьем);
— комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)
В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата. За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.
Таким образом, узнав у инспектора или у заведующей определенного (устраившего Вас территориально) ДОУ, какой категории и вида этот сад — Вы узнали официальные характеристики данного детского сада. Теперь Вы должны узнать у Ваших соседей, друзей, чьи дете посещают или посещали данный конкретный садик, что за люди там работают. Кстати, заведующая тоже может просветить Вас на этот счет, она познакомит с квалификационными категориями воспитателей и узких специалистов (психолога, музыкальных работников, инструктора по физической культуре, логопедов). Но Ваши знакомые расскажут, какой специалист «хороший и добрый», а какой — «плохой и злой», какие результаты в школе выдают их дети после окончания детского сада. Неплохо бы поговорить с воспитателями лично, составить свое родительское мнение.
Программы ДОУ
Программы подразделяются на комплексные (включают все основные направления развития ребенка) и парциальные (включает одно или несколько направлений развития), целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитатние в соответсвии с возрастными особеностями, подготовка к школе. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.
2. Программа «Развитие» (одобрена Министерством образования РФ) пользуется большой популярностью в практике. Разработана научным коллективомт под руководством Л.А. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы — развитие умственных способностей детей. Отличием от других программ являются критерии продвижения детей — освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.
3. «Радуга» Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, т. Гризик, Е.Соловьева и др. (Институт общих проблем образования Минобразования России). Эта программа, как и традиционная (под ред. М.А.Васильевой), выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. Своеобразие программы сосотоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами — введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной. Особо следует отметить, что авторы «Радуги» не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе в детском саду специалистов-предметников
4. Программа «Детство» (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). Осовные цели: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям , ведущим сферам бытия — миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. «Детство» — программа с выраженной гуманистической направленностью. Содержание знаний освобождено от идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время «Хранитель» природного мира). Дано также новое для дошкольных программ содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.
5. Программа «Золотой ключик» (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Основная цель программы — достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье — через разновозрастную организацию групп (3 — 10 лет). Содержание образования организовано по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии (способности анализировать свои действия).
6. Программа «Дом радости» (авторы -Н.М. Крылова, В.Т. Иванова, г. Пермь) по сути представляет собой методически-сценарное приложение к «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду». авторы дают подробнейшее описание жизни воспитателя и детей в детском саду на каждый день. В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. Кроме того, предлагается использовать сюжетное обрамление для всех моментов жизни детей (не только для усиления мотивации на занятиях, как в программе «Радуга»). В результате вся жизнь детского сада предстает как жестко регламентированный процесс; сценарий не оставляет свободного обраховательного пространства ни для детей, ни для воспитателей.
7. «Семицветик». Авторы: Ашиков В.И., Ашикова С.Г., педагоги дополнительного образования Центра детского творчества г. Троицка Московской области. Комплексная программа культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. Цель: обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и грганизации детской деятельности. Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций.
8. «В пространстве игры» Иваницкая И.М., доцент кафедры режиссуры Краснодарской академии культуры. Комплексная программа непрерывного театрально-зстетического образования. Цель: развитие у детей базовых, культурно-эстетических и этических качеств. Строится на основе широкого использования приемов театральной педагогики и специализированных методик художественного воспитания.
9. «Маленький Эмо и Большой Настройщик». Ражников В.Г., доктор психологических наук, поэт, музыкант. Цель: приобщить ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре; помочь ребенку взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научить сочинять и исполнять простейшие, но полноценные художественные произведения.
10. «Наш дом — природа». Рыжова Н. А., зав. лабораторией экологии Тамбовского института повышения квалификации работников образования, кандидат биологических наук. Программа экологического образования и воспитания старших дошкольников. Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.
11. «Паутинка». Васякина Ж. Л., методист по дошкольному воспитанию Детского экологического центра Управления образования Северо-Западного округа г. Москвы. Программа экологического воспитания и обучения дошкольников. Цель: формирование у дошкольников «планетарного мышления», образа совершенных экосреды и экоотношений. Программма строится на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и конкретных игровых действий.
12. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человука РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО). Цель: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
13. «Малыш» В. Петрова, музыкальный руководитель-консультант дошкольного образовательного учреждения № 817 г. Москвы. Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры и высоких духовных ценностей.
14. «Кроха» Авторский коллектив: Г. Григорьева, Д. Сергеева, Н. Кочетова, И.Чиркова (Нижегородский институт развития образования). Программа для работы с детьми раннего возраста. Цель: комплексное развитие, воспитатние и обучение детей в возрасте до трех лет. Разработана в духе гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Предусматривает разноуровненвый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. Своеобразие программы — в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (в том числе включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до адаптации детей к поступлению в дошкольное образоватедбное учреждение.