Содержание

Налог на земли общего пользования в снт 2018

Дачная амнистия с 2018 года: какие участки и дома можно приватизировать

Приватизация — передача муниципалитетом или государством прав собственности на участок на бесплатной основе. Попутно можно заметить, что часто употребляемое выражение «бесплатная приватизация» звучит как «масло масляное».

Другим способом получения в собственность земельных участков, которые много времени назад были предоставлены муниципалитетами и государством в пользование — в аренду, для бессрочного пользования или в пожизненно наследуемое владение, — является выкуп земель.

Дачников ждет разорение: СНТ заставят потратить сотни миллионов на благоустройство

Увы, если Хартия действительно превратится в закон, садовым и дачным товариществам настанет конец.

Садовое или дачное товарищество – это несколько сотен людей, которые волей случая оказались собственниками соседних участков земли.

Они знать друг друга не знают и видятся главным образом на общих собраниях, которые обычно выливаются в гвалт, истерику и взаимные оскорбления. Из-за гвалта, а также из-за собственного пофигизма на собрания ходят максимум четверть членов СНТ.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 марта 2018 г

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

Рекомендуем прочесть: Жалобы на авиакомпанию

На основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г.

Земли общего пользования

Дачные участки, полученные в свое время на безвозмездной основе, попали под действие закона о дачной амнистии. Земли общего пользования оформляются в соответствии с положениями нового Земельного Кодекса, введенного в действие ФЗ № 137 от 25.10.2001 г.

Правильно сориентироваться в законодательных актах, получить право по закону и избежать административной ответственности за его умышленное нарушение или пренебрежение помогут профессиональные юристы.

Чужие сотки

Никакой возможности платить такие деньги в бюджет у садоводческих товариществ нет. В Псковской области работает около 250 садоводческих товариществ, в которых состоят десятки тысяч людей, и решение о кадастровой переоценке стоимости земельных участков коснулось каждого участника.

По непонятной причине все средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков садоводческих товариществ были отнесены к шестой, самой дорогой, группе во всех городах и районах области без исключения.

Новый налог на землю: как бороться с завышенной оценкой в кадастре

— Владислав Сергеевич, многие владельцы недвижимости в Подмосковье считают, что их земельные участки оценены неправильно — слишком дорого.

Не могли бы вы объяснить, как подсчитывалась стоимость земельных участков — по какой методике? — Кадастровая оценка проводится для всех земельных участков одновременно.

Для каждой местности рассчитана базовая величина — кадастровая стоимость одного квадратного метра.

Всё для дачи

На днях Государственная дума обсудила и приняла в первом чтении проект нового закона о дачниках и садоводах. В России их насчитывается миллионы человек.

Насколько закон о садоводстве изменит традиционный уклад жизни дачников?

Вот что нам удалось узнать о проекте.

Особых проблем дачникам он не принесёт. Согласно новому положению отменяются старые названия объединений типа «партнёрство» или «кооператив». Решено оставить только некоммерческие товарищества двух видов: садовое и огородническое.

Если товарищество садовое, то его участники могут размещать на своих участках не только летние садовые домики, но и капитальные дома, где можно проживать постоянно, получив прописку.

Члены огороднического товарищества лишены этого права и капитально строится им на их наделах позволен не будет.

При этом ныне существующие дачные и садоводческие товарищества не могут быть переведены в статус огороднических.

Проект закона планирует перевести на официальную оплату работу председателя дачного или огороднического объединения, членов его правления и ревизионной комиссии.

Новый закон о дачниках и садоводах 2018 закрепляет положение о том, что размер членских взносов для садоводов и огородников будет взиматься в зависимости от площади земли, которой они владеют.

Земельный налог должны уплачивать не только юридические лица, владеющие земельным участком на праве собственности, но и те, кому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок в СНТ – имущество общего пользования, и оформлен он, как правило, в собственность или пользование товарищества как юридического лица или в коллективно-совместную собственность членов СНТ.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов зависит от видов разрешенного использования (участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки; участки для размещения домов индивидуальной жилой застройки; участки для размещения гаражей и автостоянок и т. д.). Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков на основе анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации и должен быть обоснован. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель СНТ, ДНП и т. д. определяется с использованием Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307.

Кадастровая стоимость земельного участка

Как рассчитывается Понятие кадастровой стоимости введено в соответствии с ЗК (ст. 65). Эта стоимость определяется государственными органами управления и заносится в реестр недвижимости. КС может быть близка к рыночной стоимости земли, но может и значительно от нее отличаться.
Эти различия зависят от порядка расчета и правильности учета дополнительных характеристик земли. При этом если для участка оценивается его рыночная стоимость, то тогда его КС принимается равной рыночной (ст. 66 ЗК). Довольно часто собственник участка или арендатор не согласны с кадастровой стоимостью земли, особенно когда эта стоимость значительно завышена по сравнению с рыночной стоимостью.

Такое положение грозит завышенными налогами на землю и повышенной арендной платой. В таких случаях собственник участка может подать заявление об использовании для данного участка рыночной стоимости.
При плохой сходимости результатов расчетов на модели, предлагается собирать дополнительную информацию о рыночных ценах на земельные участки в данном районе, пункте. В соответствии с регламентом Росреестра расчет КС земельных участков производится не реже раза в 5 лет и не чаще, чем через 3 года. Необходимость довольно частого пересмотра КС земли связана с тем, что за указанное время при обработке земли могут произойти такие изменения, которые сильно повлияют на ее качество и цену.

Возможны также изменения в инфраструктурах расположенных поблизости земель, что также может повлиять на стоимость участка. Иногда производится изменение целевого назначения земли, а это тоже влияет на ее стоимость. Методики и формулы расчета Несмотря на наличие некоторых документов, относящихся к методам расчета КС, окончательной единой методики этих расчетов все еще не существует.

Как определяется кадастровая стоимость земельного участка снт

  • уточнения суммы компенсаций, подлежащих выплате лицам, у которых землевладение изымается для нужд муниципалитета;
  • максимально объективного определения наиболее перспективных направлений ведения застройки и иного освоения неиспользуемых территорий.

Садового надела и дачи Для получения объективного результата учитываются следующие особенности:

  • расположение землевладения (дачный участок, находящийся в отдаленном районе, будет оценен дешевле аналогичного, но находящегося вблизи города или важных объектов транспортной инфраструктуры);
  • площадь угодья;
  • наличие коммуникаций;
  • к какой категории отнесена земля на участке;
  • оснащен ли земельный надел коммуникациями (электричество, водопровод, газ и т.д.);
  • экологическое состояние местности.

Если известна рыночная стоимость угодья, то КС устанавливается в ее размере.
Желание оспорить кадастровую стоимость земельного участка чаще всего продиктовано экономическими причинами, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельного участка означает снижение налоговой нагрузки на собственника. Он может инициировать изменение (как правило, это снижение) кадастровой стоимости земельного участка, если результаты ее определения затрагивают его права и обязанности. В отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, результаты кадастровой оценки могут быть оспорены органами государственной власти или местного самоуправления.

Возможно два варианта действий – обращение в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений

Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений не представляют собой самостоятельную категорию земель по целевому назначению, однако для их кадастровой оценки применяется Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 № П/307.

Под земельным участком садоводческого объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Земельный участок огороднического объединения предоставляется гражданину или приобретается им для выращивания ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного мри зонировании территории). Под земельным участком дачного объединения понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур).

Определение кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется в следующем порядке:

  • — кластеризация объединений (отдельно для садоводческих и огороднических объединений и для дачных объединений);
  • — определение УПКС для каждого объединения,
  • — определение кадастровой стоимости земельных участков объединений.

Кластеризация включает изложенные ниже действия:

  • 1) составление перечня всех объединений субъекта РФ с их разделением на:
    • — садоводческие и огороднические объединения,
    • — дачные объединения;
  • 2) определение типового перечня факторов кластеризации для каждой из групп объединений на уровне Российской Федерации. В Типовой перечень включаются следующие факторы:
    • — расстояние до районного центра,
    • — расстояние до ближайшего населенного пункта,
    • — расстояние до ближайшей остановки,
    • — число рейсов в день,
    • — расстояние до водоема,
    • — расстояние до леса,
    • — уровень преступности на 10000 человек в административном районе,
    • — наличие электричества,
    • — наличие водопровода,
    • — наличие магистрального газоснабжения,
    • — качественное состояние почв (балл бонитета),
    • — удаленность от источника загрязнения химическими веществами,
    • — продолжительность вегетационного периода,
    • — возможность летних заморозков,
    • — возможность наступления ранних осенних заморозков,
    • — вид покрытия подъездной дороги (асфальт, грунт и т.п.);
  • 3) определение перечня факторов кластеризации для каждой из групп объединений на уровне субъекта РФ. Для определения перечня факторов на уровне субъекта РФ формируется группа экспертов, в которую входят специалисты профильных комитетов местных администраций, занимающиеся вопросами кадастровой оценки земель, и территориального органа Росимущества, оценщики и риелторы. Эксперты определяют перечень факторов кластеризации для каждого из двух видов объединений (садоводческих, огороднических и дачных) на уровне субъекта РФ на основе типового перечня факторов кластеризации.

При определении перечня факторов кластеризации для каждого из видов объединений эксперты могут дополнить типовой перечень факторами, оказывающими влияние на стоимость земель указанных объединений в данном субъекте РФ, либо исключить из типового перечня несущественные, но их мнению, факторы. В каждом определенном ими перечне факторов кластеризации эксперты выбирают один фактор, оказывающий наибольшее влияние на стоимость земель объединений этих видов (например, для дачных объединений — расстояние от столицы субъекта РФ). Перечни факторов кластеризации для каждого из видов объединений, а также факторы, оказывающие наибольшее влияние, утверждаются на уровне субъекта РФ;

  • 4) определение эталонного земельного участка для каждого объединения. Эталонным является земельный участок, обладающий в разрезе факторов кластеризации наиболее вероятными характеристиками по отношению к земельным участкам, входящим в состав объединения. Эталонный земельный участок может быть как реально существующим в объединении, так и гипотетическим;
  • 5) объединение эталонных земельных участков в кластеры на основе схожести их характеристик, определенных в разрезе факторов кластеризации. Кластеризация эталонных участков представляет собой их группировку по общности признаков на основе кластерного анализа. Кластеризация проводится отдельно для двух видов объединений (садоводческих и огороднических объединений;- дачных объединений). До проведения кластеризации проводится группировка эталонных земельных участков каждого из видов объединений по фактору, оказывающему наибольшее влияние на стоимость земель этого вида объединений. Диапазон изменения фактора в пределах каждой группы устанавливается группой экспертов, которая формировала перечень факторов. В рамках сформированных групп проводится кластеризация эталонных земельных участков объединений по остальным факторам (фактор, оказывающий наибольшее влияние на стоимость, в кластеризации не участвует).

Количество кластеров определяется группой экспертов, исходя из особенностей территории и сложившейся системы ценообразования в субъекте РФ. Результатом кластеризации эталонных земельных участков объединений является перечень объединений по кластерам;

6) сбор достаточной информации о рыночных ценах на земельные участки по каждому из полученных кластеров. Информация считается достаточной, если количество земельных участков, по которым известна рыночная цена, превышает количество факторов кластеризации. Рекомендуется, чтобы такое превышение было более чем в три раза.

При недостаточности или отсутствии информации о рыночной цене на земельные участки осуществляется сбор достаточной информации об арендной плате за земельные участки. Если и такой информации недостаточно, то дополнительно собирается информация о рыночных ценах или арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя аналогичные оцениваемым земельные участки;

7) расчет рыночной стоимости земельных участков в составе объединений. Расчет рыночной стоимости земельных участков в каждом кластере

б зависимости от вида исходной рыночной информации осуществляется либо методом капитализации земельной ренты (используется информация об арендной плате за земельные участки), либо методом выделения или распределения (используется информация о рыночных ценах единых объектов недвижимости, включающих аналогичные оцениваемым участки), либо методом остатка (используется информация по арендной плате за единые объекты недвижимости);

  • 8) проведение статистического анализа связи между рыночной ценой или рыночной стоимостью земельных участков и факторами кластеризации и установление уравнения данной связи;
  • 9) проверка достаточности связи между рыночной ценой и (или) рыночной стоимостью земельных участков и факторами кластеризации. При недостаточности связи в одном и нескольких кластерах перечень факторов кластеризации уточняется и проводится новая кластеризация. Такие действия осуществляются до тех пор, пока связь между выбранными факторами кластеризации и рыночной ценой и (или) рыночной стоимостью земельных участков не будет достаточной во всех кластерах.

Определение УПКС объединений осуществляется в зависимости от достаточности рыночной информации.

Для объединений, входящих в кластер с достаточной информацией о рыночных ценах и (или) рыночной стоимости земельных участков:

  • — определяется кадастровая стоимость эталонного земельного участка в составе объединения путем решения уравнения связи между рыночной стоимостью земельных участков и факторами кластеризации;
  • — рассчитывается УПКС путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка на его площадь.

Определение УПКС объединений, входящих в кластер с недостаточной информацией о рыночных цепах и (или) рыночных стоимостях земельных участков, предполагает одну последовательность действий для садоводческих и огороднических объединений и другую — для дачных объединений.

Для садоводческих и огороднических объединений:

  • — определяется минимальное значение УПКС таких объединений в кластерах с достаточной информацией о рыночных ценах и (или) рыночных стоимостях земельных участков — УПКС™?,,;
  • — определяется среднее значение УПКС сельскохозяйственных угодий по тем административным районам, где расположены садоводческие и огороднические объединения с минимальными значениями УПКС — УПКС?Д„;
  • — рассчитывается соотношение между указанными выше показателями:

— рассчитывается УПКС земель садоводческого (огороднического) объединения путем умножения средних значений УПКС сельскохозяйственных угодий по тем административным районам, где расположены оцениваемые объединения, на величину рассчитанного выше соотношения (k).

Расчет УИКС для дачных объединений при недостаточной рыночной информации проводится аналогично расчету УИКС садоводческих и огороднических объединений, но при этом вместо УИКС сельскохозяйственных угодий используются УИКС земель под индивидуальной жилой застройкой в поселениях, наиболее близких по местоположению к дачным объединениям.

Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения УИКС эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений на площадь оцениваемых земельных участков. В случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений их кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной.

Как рассчитать налог на землю общего пользования в СНТ?

Согласно пункту 3 статьи 398 НК РФ товарищество обязано представить налоговую декларацию по итогам налогового периода по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также льготы и порядок их применении.

Согласно пункту 1 статьи 388 налогоплательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований на территории которого введен налог.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющего налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основе вышесказанного, алгоритм расчета земельного налога следующий:

— Определяем кадастровую стоимость земельного участка и его категорию. Как правило категория земель общего пользования земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование — для садоводства. Узнать кадастровую стоимость можно из выписки ЕГРН на земельный участок или при помощи сервиса Росреестра – Публичная кадастровая карта. Наиболее верный способ – сделать запрос в Росреестр о кадастровой стоимости интересующего земельного участка на определенную дату (1 января расчетного года). Категорию, если кто-то не знает, какая категория у земельного участка, можно определить таким же образом. — Выясняем, какая ставка земельного налога установлена, представительными органами муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. Иными словами, нам нужно постановление депутатов об установлении ставок земельного налога. Можно поискать на сайте администрации или на сайте налоговой (nalog.ru, далее Электронные сервисы, далее Налоговый калькулятор — Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц). — Определяем период владения (для тех случаев, когда товарищество приобретало или продало земельные участки в течении расчетного года, к примеру, куплен участок у садовода под детскую площадку).

Пример: Кадастровая стоимость 1 млн. руб. Ставка земельного налога – 0,3%. Период владения 11 месяцев. Рассчитываем налог: 1 млн. руб. умножаем на 0,3%, делим на 12(месяцев) и умножаем на период владения 11(месяцев). Получаем 2750 руб.

Если участок не продавался и не покупался, то нужно кадастровую стоимость умножить на ставку налога, то других манипуляций не нужно.

Согласно статье 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Как рассчитать земельный налог в садоводческом некоммерческом товариществе

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Размер земельного налога и льготы по нему устанавливается решениями муниципальных органов, так как в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.

Земельный налог оплачивают не только садоводы и дачники, как физические лица за свои личные земельные участки, но и садоводческие и дачные объединения за земли общего пользования.

Земельный налог, который подлежит уплате садоводческим некоммерческим товариществом, включается в состав членских взносов. В связи с тем, что членские взносы состоят из текущих платежей, которые могут быть направлены на разнообразные нужды товарищества, размер земельного налога многие садоводы просто не знают.

Как узнать размер земельного налога на земли общего пользования?

Самое простое – это обратиться к председателю, ведь именно председатель СНТ или бухгалтер товарищества, ежегодно собирают с садоводов деньги на уплату земельного налога и перечисляют эти денежные средства по назначению.

Для получения необходимой информации от председателя садоводческого некоммерческого товарищества, надо обратиться к нему с заявлением. Но можно рассчитать земельный налог и самостоятельно.

Для расчета земельного налога нужно выяснить его кадастровую стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на официальном сайте Росреестра в публичной кадастровой карте или запросив выписку из ЕГРН.

Решение об установлении ставки земельного налога найти на сайте местной администрации.

Кроме этого, справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам имеется на сайте Федеральной налоговой службы, где можно узнать реквизиты решения об установлении земельного налога, срок уплаты налога, размер налога, а также установленные льготы по налогу.

Земельный налог рассчитывается следующим образом: кадастровую стоимость земельного участка надо умножить на ставку налога, утвержденную органом местного самоуправления, и разделить на 100.

0,2 % — ставка земельного налога, утвержденная органом местного муниципального образования (по вашему земельному участку, уточняйте ставку, она может отличаться от указанной в примере, но должна быть не более 0,3%).

Таким образом, узнать на каком основании взимается земельный налог, в каком размере, и рассчитать сумму, подлежащую уплате, можно не выходя из дома.

В Письме Минфина России указано, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Таким образом, если участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность СНТ как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти земельные участки выдано СНТ как юридическому лицу и согласно сведениям, представляемым в налоговые органы органами Росреестра, правообладателем таких земельных участков является СНТ как юридическое лицо, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования, предоставленных в коллективно-совместную собственность СНТ, должно признаваться СНТ как юридическое лицо.

Что касается положения п. 2 ст. 392 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях, то данное положение применяется в отношении нескольких лиц, которые указаны в свидетельстве о праве общей совместной собственности как субъекты этого права.

Я собственник земельного участка (531 м кв) и налог на землю оплачиваю согласно получаемой налоговой квитанции через банк. Также ежегодно оплачиваю стоимость сотки земли повторно. Председатель объясняет, что этот платёж — Налог на землю общего пользования- в снт рассчитывают опять же из расчёта налоговой стоимости м кв. моего участка Правомерно ли поступает председатель снт

Ответы юристов (1)

Правомерно ли поступает председатель снт

Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков общего пользования, приобретенных или созданных СНТ за счет целевых взносов либо за счет средств специального фонда.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога за земли общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
На основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон N 66-ФЗ) имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Таким образом,учитывая вышеуказанные положения, в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного СНТ за счет целевых взносов, налогоплательщиками по земельному налогу являются члены СНТ, а в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного за счет средств специального фонда, налогоплательщиком по земельному налогу является СНТ как юридическое лицо.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставлялись в собственность садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу.
В связи с этим полагаем, что если земельные участки общего пользования ранее были предоставлены в собственность СНТ как юридическому лицу, то налогоплательщиком в отношении этих земельных участков является СНТ.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
02.03.2017

Земля общего пользования: налоги, межевание, самовольный захват

Для граждан вопрос использования ЗОП сопряжен:

  • с межеванием земельного участка;
  • необходимостью оплачивать налоги;
  • проблемой незаконно захваченных ЗОП.

Земли общего пользования в СНТ

Земли общего пользования СНТ (садоводческих некоммерческих товариществ) представляют из себя ЗУ, на которых расположены дороги, спортивные площадки, объекты инженерной инфраструктуры, газо- и водопроводы, электросети и т. д.

Новая редакция ФЗ № 66 «О садоводческих некоммерческих товариществах», введенная в 2016 г., в поправке к ст. 1 расширила целевое назначение взносов членов СНТ: теперь они идут также на содержание общего имущества СНТ.

Межевание земель общего пользования

На межевом плане территории СНТ должны быть обозначены границы ЗОП. Если участки ещё не образованы:

  • проводятся геодезические работы;
  • устанавливаются межевые знаки;
  • вычерчивается схема расположения ЗУ;
  • ЗУ регистрируется в кадастре.

Межевание земель общего пользования необходимо:

  • для образования участков;
  • определение контуров ЗУ и их площади;
  • отделения смежных частных земельных участков от ЗОП;
  • оформление права собственности;
  • предотвращения самовольного захвата общих земель СНТ.

Налог на земли общего пользования СНТ

ФНС разъяснила особенности уплаты налога на ЗОП. Платить за ЗОП обязаны лица со следующими правами на землю:

  • собственности;
  • ПНВ (пожизненного наследуемого владения);
  • бессрочного пользования (ст. 388 НК РФ).

Важно! Земельный налог (ЗН) по типу является местным налогом. Налогообложению подлежат ЗУ, расположенные в границах муниципалитетов, а также таких городов фед. значения, как Москва, С-Петербург и Севастополь, где ЗН введен. Процентная ставка устанавливается в соответствии с Земельным Кодексом, либо на основании решений ОМСУ и органов власти г. Москвы, С-Петербурга, Севастополя, уполномоченных осуществлять действия в области землепользования.

Не могут облагаться налогом земли, доступ к которым ограничен:

  • лесного фонда;
  • выведенные из оборота или ограниченные в нем;
  • земли, на которых расположены объекты, имеющие большое культурное историческое значение;
  • прилегающие к водным объектам, являющимся государственной собственностью (ст. 389 НК РФ).

Если земельный участок входит в ПИФ (паевой инвестиционный фонд), то налог за него платит управляющая организация за счёт средств данного фонда.

Кто не освобожден от налога

Освобождены от уплаты налога физические и юридические лица:

  • владеющие земельными участками по праву безвозмездного пользования;
  • арендующие землю.

Так, например, если СНТ арендует государственную или муниципальную территорию под ведение садоводства, то оплачивается не налог, а аренда земель. Товарищество включает арендную плату в членские взносы участников СНТ.

Порядок уплаты налога на ЗОП членами СНТ

ЗОП в СНТ представляет собой общую совместную собственность (ОСС) или общую долевую собств-сть (ОДС).

Налог на землю общего пользования СНТ уплачивается из членских взносов СНТ, если ЗОП приобретена товариществом за счет них.

Особенности налогообложения определены в ст. 392 НК РФ.

  • Доли каждого участника в общей совместной собственности признаются равными. Это значит, что налог для каждого члена СНТ за пользование землей, находящейся в ОСС, будет одинаков.
  • Если ЗОП находятся в общей долевой собственности (ОДС), налог исчисляется из налоговой базы, определяемой соразмерно доле каждого члена СНТ в праве ОДС.
  • При приобретении участником товарищества (либо несколькими участниками) недвижимых объектов, расположенных на совместных землях, налоговая база зависит от размера доли участника (участников) в праве общей собственности.

Внимание! Уплата налога за ЗОП отдельно каждым членом СНТ производится лишь в том случае, если в товариществе произведен раздел совместной собственности и в ЕГРН зарегистрированы права каждого участника ОСС. Если такого разделения не произошло, и земли общего пользования в СНТ оформлены на саму некоммерческую организацию, то оплачивать налоги как юридическое лицо обязано СНТ.

Также СНТ платит налог за ЗОП, приобретенные не за счет членских взносов, а при помощи средств спецфондов товарищества.

Расчет налога

В качестве налоговой базы берется кадастровая стоимость земли, которая пересчитывается оценщиками раз в 5 лет.

Размер кадастровой стоимости (КС), в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ ФЗ № 358 (от 7 июня 2016 г.), не должен быть выше рыночной.

  • Рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ как произведение средней рыночной цены 1 кв. м. земельного участка на его площадь.
  • Ставка по налогу на земельные участки в СНТ не должна превышать 0.3%.
  • Налог равен произведению налоговой ставки на кадастровую стоимость участка.

Пример

Доля собственности члена СНТ во владении ЗУ ЗОП составляет 1/20. Кадастровая стоимость ЗУ — 2 млн руб. Налоговая ставка, установленная местным ОМСУ — 0.3%. Налогоплательщик должен заплатить земельный налог на участок ЗОП в размере 2 000 000/20×0.3% = 300 руб.

Что влияет на величину кадастровой стоимости

На величину КС может оказывать влияние:

  • регион, в котором расположен ЗУ;
  • близость к населенным пунктам;
  • наличие объектов инфраструктуры и коммуникаций;
  • категория земли и ВРИ ЗУ;
  • застроенность участка зданиями и сооружениями, в том числе и недостроенными.

Налогоплательщикам часто приходят платежные уведомления из ИФНС с завышенной кадастровой стоимостью и соответственно высоким земельным налогом. Если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец ЗУ имеют право оспорить её величину в судебном порядке. В подавляющем большинстве случаев иски землевладельцев о приведении КС в соответствие с рыночной стоимостью выигрываются в суде.

Как узнать кадастровую стоимость ЗУ

Кадастровая стоимость земли общего пользования — это информация находящаяся в открытом доступе в государственном кадастре. Узнать ее можно:

  • заказав выписку из ЕГРН;
  • через МФЦ;
  • сайт Госуслуги;
  • на сайте Росреестра;
  • на кадастровой карте.

Можно ли оформить земли общего пользования СНТ в собственность

С первого января законом ФЗ № 217 разрешено предоставлять ЗОП, принадлежащие государству и МО, в ОДС владельцам садовых земельных участков в СНТ.

  • Отдельная регистрация долей членов СНТ в ОДС не проводится.
  • Продать право в доле общей собственности нельзя без продажи принадлежащего собственнику земельного участка.
  • Преимущественное право покупки этой доли у остальных членов СНТ
  • Продажа земли общего пользования возможна только после ликвидации СНТ, либо после его реорганизации в сообщество другого типа. При этом у членов товарищества возникает право на получение своей доли в ЗОП.

Даже если члены товарищества улучшают за свой счёт общее имущество СНТ, они не могут распоряжаться им как своей индивидуальной собственностью.

Пример

Несколько членов СНТ отремонтировали дорогу за свой счёт. После этого они решили оформить ее в общую долевую собственность, зарегистрировав каждую долю в росреестре. Однако в этом им было отказано на том основании, что улучшение дороги отдельными участниками не выводит ее из-под юрисдикции земли общего пользования принадлежащий всему СНТ.

Захват земель общего пользования

Большинство садоводов получили свои участки уже давно. Межевание ЗОП и частных участков во многих СНТ не проводилось. Распространённые проблемы СНТ:

  • самовольные захваты ЗОП;
  • пересечение границ частных ЗУ и находящихся в общей собственности;
  • соседские конфликты;
  • судебные тяжбы между руководством и СНТ его членами.

СНТ имеет право оспорить в суде захваченный участок общего пользования и потребовать у владельца, нарушившего границы восстановить прежнее состояние ЗУ путем сноса за свой счёт возведенных на нём построек и сооружений (ст. 60, 62, 76 ЗК РФ).

Статус земли общего пользования в СНТ не означает, что каждый садовод может распоряжаться ею как ему вздумается, несмотря на причитающуюся ему долю в общей собственности.

Что такое СНТ, как создается?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) – этот такая форма хозяйствования, при котором организация создается для реализации планов и задач определенной группы людей, не стремящихся к получению экономической выгоды в виде прибыли. Иными словами, товарищество создается для того, чтобы защищать интересы физических лиц, которые на определенной территории имеют садоводческие участки. При этом СНТ создается только на добровольных началах, то есть принуждение к вступлению в указанную организацию является нарушением прав и свобод человека.

Также необходимо отметить, поскольку СНТ – некоммерческая организация, ее целью не является извлечение экономической выгоды в виде прибыли.

В соответствии с такой постановкой вопроса следует выделить основные цели, для достижения которых формируется СНТ, а именно:

  • решение общих социально-экономических вопросов, которые возникают перед собственниками садоводческих участков;
  • защита интересов членов СНТ перед государственными органами или коммерческими организациями;
  • организация расчетов с предприятиями, оказывающими услуги садоводческому товариществу.

Указанные цели достигаются только в том случае, если все члены садоводческого некоммерческого товарищества участвуют в финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом для более точного, полного и своевременного принятия решений и осуществления необходимых мероприятий избирается правление и его председатель, а также организуется общее собрание членов СНТ.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сущность налогообложения СНТ

Любое садоводческое некоммерческое товарищество подлежит обязательной регистрации в государственных органах, и может осуществлять свою деятельность только после прохождения указанной процедуры. В обязательном порядке СНТ регистрируется в налоговых органах, и соответственно, его деятельность подлежит налогообложению. Но если СНТ – это некоммерческая организация, то есть не имеющая экономической выгоды в виде прибыли, что может быть объектом налогообложения СНТ?

Необходимо отметить, что в качестве имущества СНТ выступают различные объекты недвижимости, в том числе общие участки или подъездные пути, а также объекты, необходимые для осуществления правлением СНТ своей деятельности. Кроме того, любые коммуникационные системы, установленные на территории СНТ, также являются ее собственностью, в том числе канализационные, отопительные или поливные системы. Читайте также статью: → “Прямые и косвенные налоги: отличия, таблица сравнений»

Поскольку в СНТ имеется имущество, оно как раз и подвергается налогообложению, только налоги подразделяются на несколько видов в зависимости от того, какой именно объект выступает в роли объекта налогообложения.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Классификация налогов и взносов

В соответствии с тем, что объектов налогообложения в СНТ существует несколько видов, необходимо классифицировать налоги по этому признаку. Так, следует выделить такие типы налогов, как:

Налог Описание
Земельный налог Территория изначально передается товариществу в безвозмездное срочное пользование, при котором налог не уплачивается. После того как СНТ официально зарегистрировано, территория переходит в его собственность и распределяется между участниками товарищества. С этого момента они являются собственниками, а потому обязаны уплачивать земельный налог в бюджет государства.

Налогооблагаемой базой признается кадастровая стоимость участка на 1 января года, за который производится расчет. Для некоторых категорий граждан применяется система льготных вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Процентная ставка при этом составляет не более 0,3%, а налог рассчитывается как произведение процентной ставки на кадастровую стоимость участка.

Налог на имущество юридических лиц Объектами налогообложения признаются какие-либо объекты недвижимости (кроме земельных участков и объектов природопользования), которые находятся на балансе СНТ.

Налог рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта налогообложения. Читайте также статью: → “Налог на имущество организаций. Формула расчета, ставка, основные аспекты».

Налоговая ставка устанавливается в регионах индивидуально, но не может превышать 2,2%. При этом налог на имущество СНТ рассчитывается как произведение процентной ставки на остаточную стоимость объекта.

Налог на имущество физических лиц Если на территории садового участка имеется строение (дом, садовый домик, гараж) площадью до 50 кв.м., оно не облагается налогом на имущество. При наличии строения свыше указанного размера собственник-физическое лицо обязано уплатить налог на имущество в бюджет государства.

Платежи осуществляются двумя равными долями – до 15 сентября и 15 ноября текущего года. В том случае, когда собственник желает уплатить весь налог сразу же в полном объеме, он вполне может осуществить данную операцию не позднее 15 сентября.

Расчет налога производится на основе инвентаризационной стоимости объекта, а ставки налога устанавливаются индивидуально для каждого региона.

НДС Хотя СНТ и не осуществляет предпринимательскую деятельность, оно является плательщиком НДС. Связан этот момент может быть с приобретением имущества на средства целевого финансирования, по которому выделен НДС, или продажа ненужных объектов основных средств, которые ранее использовались в уставной деятельности СНТ.

Налог уплачивается не позднее 20-го числа того месяца, который является последующим за отчетным налоговым периодом.

Взносы в фонды с оплаты труда председателя СНТ Если председатель правления СНТ имеет установленный размер оплаты труда, с него должны производиться отчисления во все государственные фонды, в том числе ПФР – 22%, ОМС – 5,1%, ФСС – 2,9%.

Если налогоплательщик, как юридическое, так и физическое лицо, не уплачивает в срок необходимые платежи и взносы, к нему могут быть применены административные штрафные санкции. При этом в каждом отдельном случае, то есть по каждому виду налога размер штрафа устанавливается индивидуально.

Бухгалтерский учет в СНТ

Все начисленные налоги должны в обязательном порядке отражаться в бухгалтерском учета садоводческого некоммерческого товарищества. Однако бывают ситуации, при которых членом товарищества не является профессиональный бухгалтер, а потому ведение бухгалтерского учета становится для СНТ проблематичным. Согласно налоговому законодательству СНТ имеют право использовать упрощенную систему налогообложения, при которой разрешается не вести бухгалтерский учет в полном смысле этого понятия, а лишь составлять Книгу учета доходов и расходов.

Если используется общая система налогообложения, в налоговые органы должны представляться налоговые декларации, по которым сотрудники контролирующих служб могут проверить правильность расчет авансовых платежей.

Практический пример расчета налогов и взносов

Садоводческое некоммерческое товарищество “Искра” осуществляет свою деятельность с 1 января 2008 г. Коммерческую деятельность в 2016 г. вести не предполагается. На балансе СНТ имеется компьютер стоимостью 20 000 руб., здание стоимостью 100 000 руб. и дорога стоимостью 80 000 руб. Оплата труда председателя правления СНТ составляет 10 000 руб. в месяц.

СНТ находится на общем режиме налогообложения. Рассчитаем налоговые суммы, которые подлежат уплате в бюджет со стороны СНТ как юридического лица.

Налог на имущество = (20 000 + 100 000 + 80 000) * 2,2% = 4 400 руб.

Взносы в фонды с оплаты труда:

  • ПФР = 10 000 * 22% = 2 200 руб.;
  • ОМС = 10 000 * 5,1% = 510 руб.;
  • ФСС = 10 000 * 2,9% = 290 руб.

5 ответов на часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Если собственник садового участка уплачивает налог на имущество, является ли это достаточным платежом или же существуют и иные выплаты?

Поскольку участок находится на территории СНТ, собственник может вступить в СНТ с той целью, чтобы оплачивать различные услуги сторонних организаций. К примеру, это может быть вывоз мусора и уборка территории, предоставление электроэнергии, воды, отопления. Такие услуги, как правило, оплачивает СНТ самостоятельно за каждого собственника садового участка, но вот деньги на осуществление подобного мероприятия поступают в бюджет СНТ как членские взносы участников СНТ. Именно эти взносы будут для вас обязательными после вступления в СНТ, поскольку товариществу необходимо оплачивать услуги сторонних организаций.

Вопрос №2. Если меня не устраивают условия садоводческого некоммерческого товарищества, могу ли я выйти из него?

Безусловно, каждый член СНТ имеет возможность покинуть товарищество и индивидуально заниматься своим садоводческим участком. При этом необходимо четко понимать, что за различные услуги сторонних организаций собственник должен самостоятельно платить денежные средства, а также оплачивать товариществу за использование в своих целях объектов, которые принадлежат товариществу, к примеру, подъездные пути или внутренние дороги. Для этого должен быть составлен специальный договор, в котором будут отражены все существенные пункты данного соглашения.

Вопрос №3. Может ли собственник садоводческого участка выдвигать себя в члены правления СНТ, если он не является членом этого СНТ?

Нет, такого права он не имеет. В члены правления СНТ могут выдвигаться только те физические лица, которые являются собственниками садоводческого участка и членами СНТ.

Вопрос №4. Нужно ли собственнику садового участка платить водный налог в государственный бюджет, если на территории имеется скважина для добычи воды в сельскохозяйственных целях?

Данная обязанность существовала ранее – до принятия и официального опубликования гл. 25.2 “Водный налог” НК РФ. До этого момента все собственники обязаны были уплачивать водный налог в бюджет государства, а в настоящее время такая обязанность отменена – еще с 1 января 2005 года. Таким образом, каждый собственник может использовать скважину и при этом не переживать, что за данное мероприятие налоговые органы потребуют вносить плату или установят штрафные санкции.

Вопрос №5. Могу ли я прописаться на своем садоводческом участке в СНТ, если являюсь собственником?

Да, вы можете прописаться на садовом участке. Ранее такая процедура была запрещена, но на данный момент любой собственник имеет право оформить регистрацию на своем садоводческом участке. Однако необходимо помнить, что для этого должно быть соблюдено обязательное условие: здание на участке должно быть признано жилым объектом, приемлемым для проживания в нем людей. Иными словами, строение должно обладать прочной конструкцией, оснащенной всеми коммуникациями, и в нем можно проживать в течение не менее одного года, то есть на протяжении всех годовых сезонов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *