Содержание

>Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить?

Правила составления учетной политики

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

  1. Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

  2. Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

  3. Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию… В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в статье.

2.2 Порядок внесения изменений и дополнений в учетную политику

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении ( в отношение отчетного и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства РК или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

— существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.; Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года, Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке. При подготовке финансовых отчетов часто используются оценки. Так, бухгалтеры не могут с уверенностью предсказать величину ликвидационной стоимости актива, его срок службы, а также другие параметры, на которые существенное влияние оказывают факторы внешней среды. Соответственно получение новой информации приводит к необходимости пересматривать ранее сделанные оценки. Оценка предполагает профессиональное суждение, основанное на самой свежей из доступной информации. Например, оценка может потребоваться для определения величины безнадежных долгов, степени обесценения, справедливой стоимости, срока полезного использования и размера обязательств по гарантийному обслуживанию.

Учетная оценка — это приближенное значения, которые могут нуждаться в пересмотре по мере поступления дополнительной информации.

Согласно МСФО ( IAS 8) «Учетная политика, изменение в бухгалтерских оценках и ошибки» результат изменения в бухгалтерской оценке должен включаться в расчет чистой прибыли или убытка в периоде:

— когда произошло изменение, если оно влияет только на данный период;

— когда произошло изменение и в будущих периодах, если оно влияет и на эти периоды. Увеличение срока полезного использования приведет к изменению амортизационных расходов в текущем и будущих отчетных периодах. После необходимых расчетов необходимо дать разъяснения в примечаниях к финансовой отчетности. Пересмотр оценки не связан с предыдущими периодами и не является исправлением ошибки. Изменение базы оценки рассматривается как изменение учетной политики, а не изменение самой оценки. Инвестиционная собственность учитывалась по себестоимости. Теперь вы ее переоцениваете, то есть оцениваете по справедливой стоимости. Это изменение базы оценки, а значит, изменение учетной политики, но не изменение оценки. Предприятие должно вносить изменения в учетную политику, только если такое изменение: a)требуется каким — либо МСФО; или

б)приведет к тому, что финансовая отчетность будет предоставлять надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовое результаты или движение денежных средств предприятия.

Например, МСФО требует утверждать пенсионные планы для сотрудников предприятия ( с установленными взносами или с установленными выплатами соответственно). Предприятие имеет право учредить обязательные страховые взносы для своих сотрудников на их пенсию, создать для этого особый фонд и выплачивать на эти нужды часть своей прибыли. Законодательством это не запрещено. При этом оно обязано прописать это в своей учетной политике. МСФО 8 требует ретроспективного применения. Предприятие должно скорректировать начальное сальдо каждого затронутого данным изменением компонента капитала за самый ранний из представленных периодов и другие сравнительное данные, раскрытие за каждый из представленных предыдущих периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда. Ретроспективное применение нужно для того, чтобы обеспечить принцип достоверности и полноты учетной политики предприятия. То есть если предприятие допускает для себя использования одного метода оценки запасов ( например, метода ФИФО), потом оно вносит изменения в учетную политику и считает нужным для себя применить метод средневзвешенной стоимости, оно обязано сделать пересчет за предыдущих года реально. Потому что исковая давность распространяется на три года по гражданскому законодательству РК.

Изменения в учетную политику могут вноситься в соответствии с законодательством или по требованию органов, устанавливающих стандарты учета, или тогда, когда это изменение приведет к более достоверному отражению событий или операций в финансовой отчетности организации. Добровольные изменения в учетной политике применяются в соответствии с ретроспективным подходом, который заключается в применении новой учетной политики к событиям и операциям таким образом, как если бы эта новая учетная политика использовалась всегда. Подобная учетная политика применяется к событиям и операциям с момента возникновения таких статей.

Изменения в учетной политике применяются ретроспективно, если невозможно определить влияние учетной политики на сравнительную информацию за определенный период или совокупный эффект изменения учетной политики. Когда невозможно определить влияние учетной политики на сравнительную информацию за один и более предшествующие периоды, организация будет применять новую учетную политику к балансовой стоимости активов и обязательств как и в начале самого последнего периода, в течение которого возможно ретроспективное применение, корректируя начальное сальдо каждого задействованного компонента акционерного капитала за тот период. Когда невозможно в начале текущего периода определить суммарный эффект применения новой учетной политики ко всем предшествующим периодам, организация вносит изменения в сравнительную информацию так, как будто новая учетная политика применялась всегда или была исправлена ошибка перспективно с самой ранней возможной даты. При принятии нового МСФО или внесении изменений в действующий МСФО в учетную политику вносятся изменения в соответствии со специальными переходными положениями, если они имеются в соответствующем стандарте. Если организация еще не приняла новый МСФО, опубликованный Комитетом по Международным стандартам бухгалтерского учета, но ещё не вступивший в силу, необходимо раскрыть характер будущих изменений в учетной политике и расчетное значение воздействия этого изменения на её чистую прибыль или убыток и финансовое положение. При внесении изменений в учетную политику необходимо более подробное раскрытие информации о количестве регулирований, возникающих вследствие изменения учетной политики или исправления ошибок предшествующего периода.

При внесении изменений в учетную политику организация использует следующий порядок учета:

1) изменения в учетной политике должны применяться ретроспективно за исключением тех случаев, когда величина соответствующей корректировки, относящейся к предшествующим периодам, не поддается обоснованному определению;

2) любая полученная корректировка должна представляться в отчетности как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода;

3) сравнительная информация должна пересчитываться, если только это практически осуществимо, в целях отражения новой учетной политики;

4) если изменения в учетной политике оказывают существенное воздействие на текущий или любой из предшествующих отчетных периодов или может оказать существенное воздействие на последующие периоды, организация должна раскрывать причины изменения, сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов, сумму корректировки, относящейся к периодам, предшествующим тем, которые были включены в сравнительную информацию, и тот факт, что сравнительная информация была пересчитана, или что сделать это было практически невозможно.

Ретроспективное применение новой учетной политики организации требует различать информацию, которая:

1) доказывает обстоятельства, существовавшие на момент совершения сделки, другого случая или условия;

2) была доступна на тот момент, когда были утверждены к выпуску финансовой отчетности для предшествующего периода.

Изменениями в учетной политике не являются:

1) применение учетной политики для сделок, других событий или условий, которые существенно отличаются от ранее имевших место;

2) применение новой учетной политики для сделок, других событий или условий, которые ранее не имели место или были несущественными.

С внесенными изменениями и дополнениями Учетная политика организации переутверждается комиссией из числа специалистов бухгалтерского, финансового, технического подразделений, юристов и других компетентных специалистов, исходя из особенностей деятельности организации, и утверждается соответствующими внутренними нормативными документами (приказ, распоряжение и т.д.) Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РК или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Информация о существенных изменениях учетной политики раскрывается обособленно и включает:

— причину изменения учетной политики;

— оценку последствий изменений в денежном выражении, как за отчетный, так и за предыдущие периоды, включенные в отчетность за текущий год;

Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Итоги

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

В законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ перечислен закрытый перечень условий, при наличии которых в действующую учетную политику могут вноситься изменения (п. 6 ст. 8):

  • появление новых требований в бухгалтерском законодательстве;
  • введение хозяйствующим субъектом в свой учетный процесс измененных учетных алгоритмов;
  • коренные преобразования в деятельности компаний, существенно корректирующие условия их работы.

П. 7 ст. 8 указанного закона определены дополнительные важные аспекты:

  • календарная граница внедрения корректировок в учетный процесс — с начала отчетного года;
  • цель установления данной временной границы — обеспечение сопоставимости бухотчетности;
  • исключение из установленного правила — внедрение в учетный процесс нововведений производится с другой даты, если это обусловлено причиной изменения.

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) растолковывает алгоритмы внесения изменений в учетную политику в расширенном формате — в положении имеется для этого отдельная глава, устанавливающая:

  • причины введения изменений (п. 10) — они полностью соответствуют перечисленным в ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование обоснованности вносимых изменений (п. 11);
  • требования к оформлению — изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя;
  • требование к дате внесения изменений (п. 12) — оно совпадает с указанным в п. 7 ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование денежной оценки последствий изменений (п. 13) — оно относится к изменениям, способным существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • необходимость отражения в бухучете последствий изменений учетной политики (пп. 14, 15) одним из указанных способов: перспективно или ретроспективно;
  • схему описания в отчетности последствий применения изменений — обособленному раскрытию подлежат изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые показатели деятельности организации.

Помимо указанных требований, гл. III ПБУ 1/2008 содержит важные уточнения:

  • о том, какие учетные нововведения изменениями не считаются — утверждение учетных способов фактов хозяйственной деятельности, появившихся в деятельности организации впервые или отличающихся по существу от имевших место ранее (абз. 5 п. 10);
  • о том, когда все изменения можно отражать в отчетности перспективно — если организация организует бухучет с применением упрощенных способов (п. 15.1).

О том, кому разрешено применение упрощенного учета, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Рассмотренные требования описывают алгоритмы изменения бухгалтерской учетной политики. Однако их требуется еще и должным образом оформить. Делается это путем составления приказа, дополняющего или изменяющего учетную политику.

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Необходимость внесения изменений может возникнуть не только в отношении бухгалтерской, но и в части налоговой учетной политики. Условия, при которых в налоговую учетную политику вносятся изменения, указаны в абз. 6 ст. 313 НК РФ, они идентичны вышеописанным бухгалтерским нормам.

О том, как организуется налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского, читайте .

Оформление изменений в учетной политике организации рассмотрим на примере.

Пример

Фирма «Мир» применяет учетную политику, утвержденную приказом от 28.12.2018 № 412/У. Согласно п. 5.8 учетной политики применяемый налоговый способ начисления амортизации основных средств — линейный. По решению руководства, принятому в октябре 2019 года, метод начисления амортизации планируется заменить на нелинейный.

При оформлении изменений были учтены следующие организационно-методические аспекты:

  • в учетную политику изменения вводятся с 01.01.2020 — такое правило установлено в ст. 313 НК РФ для изменений, вносимых налогоплательщиком не в связи с изменением законодательства, а по причине принятия решения самим налогоплательщиком;
  • введение нового «амортизационного» способа производится путем издания приказа, подписанного генеральным директором ООО «Мир»;
  • в качестве предварительных мероприятий по подготовке к переходу на новый учетный способ произведены расчеты суммарных балансов по каждой амортизационной группе, разработаны регистры учета начисленной амортизации, а также определен срок применения указанного способа с учетом установленных НК РФ ограничений.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику вы можете увидеть на нашем сайте.

О том, в какие еще виды учетной политики может потребоваться внесение изменений, читайте в статьях:

  • «Учетная политика для целей управленческого учета»;
  • «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».

Итоги

Текущие изменения в учетную политику 2019-2020 годов могут быть внесены при поправках в законодательство, вступивших в силу в течение года, а также при появлении у организации новых или отличающихся по существу от имевших место ранее видов деятельности. Такие изменения утверждаются приказом (распоряжением) руководителя, дополняющим учетную политику.

Кроме того, с 2020 года в учетную политику необходимо будет внести изменения, если применявшиеся ранее учетные алгоритмы откорректированы законодательством с начала года или организация самостоятельно решила изменить применявшиеся правила учета.

Как внести изменения в учетную политику бюджетной организации

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Когда компания вправе изменить учетную политику

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Оцените возможность такого пересчета и период. Если перерасчет сделать достоверно невозможно, то примените новый способ учета перспективно.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику, сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

Учетная политика 2020: вносим изменения и готовимся к предельной открытости

Учетная политика организации — неотъемлемая часть ее жизни, в ней прописаны все правила игры, по которым компания ведет учет. Учетная политика регламентирована государством, которое вносит все новые и новые изменения в налоговые и бухгалтерские процедуры. Налицо стремление государства сделать отчетность компаний предельно полной и открытой. По некоторым смелым прогнозам, ситуация может прийти к тому, что налоговый учет полностью уйдет под крыло фискальных органов, то есть ФНС будет не только контролировать и собирать налоги, но и вести расчет налоговой базы предприятия. Что такое учетная политика организации и какие грядут ключевые изменения в учетную политику на 2020 год? Подробности в нашей статье.

Учетная политика (УП) – это своего рода перечень правил, по которым ведется учет на предприятии. Согласно определению, данному в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ, учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

У каждого предприятия своя учетная политика, включающая набор выбранных способов и инструментов ведения учета. Учетная политика утверждается при создании компании, развивается вместе с компанией и прекращает существовать только в случае ее ликвидации.

Для чего нужна учетная политика

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета (БУ).
  2. Данная учетная политика представляет собой отражение способов ведения бухгалтерского учета, основных инструментов отчетности, сроков и т.п. Учетную политику БУ прописывают все организации, кроме индивидуальных предпринимателей (ИП), освобожденных от обязанности ведения бухучета, а также ряда организаций, попадающих в исключения, в частности, иностранные компании, ведущие учет по иным, чем принятым в РФ, правилам.

  3. Учетная политика для целей налогового учета (НУ).
  4. Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского учета, является обязательным для всех налогоплательщиков — как юридических лиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Учетную политику для целей налогового учета регламентирует статья 313 НК РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. В УП для целей налогообложения организация самостоятельного устанавливает порядок ведения налогового учета.

  5. Учетная политика для целей управленческого учета.
  6. Управленческий учет — собственная «вотчина» каждой компании. Он не подлежит никакой обязательной формализации, регламентируется внутренними нормами и правилами. Собственники и управленцы каждой организации разрабатывают свою политику ведения управленческого учета, диктуемую целями и задачами предприятия. В каждом случае, когда компания действительно заинтересована в глубинном понимании процессов, ее управленческая учетная политика – это творческий продукт, разработанный с учетом бизнес-процессов конкретной компании. Под управленческим учетом в организации понимают систему сбора, обработки, накопления и предоставления учетной информации, используемой управленческим персоналом для планирования, контроля и принятия решений по дальнейшему развитию компании.

УП БУ: учет бухгалтерии строго регламентирован

Учетная политика бухгалтерского учета организации регламентирована положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования. Первое положение было утверждено в 1998 году, актуальным на текущий момент является положение, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. №106н.

Компании самостоятельно составляют учетную политику. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем компании. Руководитель несет ответственность за организацию бухучета. За содержание же отчетности несет ответственность главный бухгалтер. Однако 2019 год привнес в этот вопрос изменения. А именно: с 9 июня 2019 года главбух, как должностное лицо, может избежать административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности, если эти искажения допущены другими сотрудниками. Но безапелляционно переложить ответственность на другого сотрудника нельзя, закон предусматривает, что факт ошибки нужно доказать.

Как главбух может снять с себя ответственность за чужую ошибку?

26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения требований, если требования предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить как раз письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений. Нововведение прописано в новой редакции статьи 15.15.6 КоАП РФ, установленной Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.

Данное нововведение потребует внесения вышеуказанного дополнения в учетную политику организации. Исходя из содержания внесенных изменений, необходимо в учетной политике отразить форму письменного требования главного бухгалтера к сотруднику, а также прописать ситуации и порядок предъявления письменного требования, условия, сроки и т.п. их выполнения. На момент написания статьи (ноябрь 2019 года), утвержденные формы данных документов отсутствуют.

Документальный состав учетной политики бухучета

Содержание учетной политики (УП) организации регламентирует пункт 4 ПБУ 1/2008. В нем обозначен перечень документов, которые должны быть описаны в УП.

Какие документы должны быть отражены в учетной политике:

  • рабочий план счетов,
  • формы первичных бланков, регистров БУ, документов внутренней бухгалтерской отчетности,
  • график документооборота,
  • порядок учета имущества,
  • порядок проведения аудита,
  • способы определения доходов и расходов организации,
  • способы оценки имущества, а также других активов организации,
  • способ контроля хозяйственных операций,
  • другие документы, используемые организацией для ведения бухгалтерского учета.

Как часто корректировать учетную политику?

Если компания хочет что-то поменять в своем учете, она должна позаботиться об этом заранее и прежде внести описание изменений в документ Учетная политика. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Вносить поправки посередине календарного года возможно только при условии серьезных изменений в учете или деятельности фирмы, а также при корректировке государством законодательной базы, касающейся вопросов учета.

3 причины внеплановой корректировки УП:

  • изменение законодательства РФ в вопросе учета,
  • изменение способа ведения учета организацией,
  • существенное изменение условий работы организации.

УП госсектора: изменения в бюджетной сфере

Корректировка учетной политики в последнее время активно коснулась организаций бюджетной сферы. Для бюджетников 2019 год принес нововведения: автономные, бюджетные и казенные учреждения прописывали учетную политику согласно введенного федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора.

Также с начала 2019 года бюджетные организации должны были «раскрыть» свою учетную политику, сделать ее публичной и общедоступной – у них появилась обязанность размещать учетную политику на сайте организации.

2020 год привнесет в отчетность бюджетников новые изменения. Остановимся подробнее на нескольких из них. С 1 января 2020 года будут введены новые объекты учета, которые потребуют отражения в отчетности данных о них. Это новые для госсектора объекты учета.

Объекты учета, которые нужно отразить в учетной политике на 2020 год бюджетным учреждениям:

  • стандарт «Непроизведенные активы», (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 28.02.2018 № 34н). К непроизводственным активам отнесены земельные участки, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы (животные, растения, лес и т.п.) и прочие непроизводственные активы.
  • стандарт «Резервы» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.05.2018 № 124н). Подразумевает раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по убыточным обязательствам, по реструктуризации и т.п.
  • стандарт «Связанные стороны» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.12.2017 № 277н). Согласно стандарту с полным названием «Информация о связанных сторонах», организации потребуется указывать перечень юрлиц и физлиц, которые могут оказать влияние на ее деятельность. Это могут быть аффилированные лица, заинтересованные лица, лица, импеющие право влиять на решения организации и т.п. Кроме сведений о связанных сторонах необходимо указать и данные об операциях со связанными сторонами.

Новое в УП для бизнеса на 2020 год

Что касается изменений в учетную политику для коммерческих организаций, то их «спускается» государством великое множество. Они появляются ежегодно. 2019 год был богат на нововведения в учетную политику налогового учета: здесь и многочисленные изменения по имущественным налогам, и продление ограничения срока на возможность изменить метод расчета амортизации ОС, увеличение ставки НДС и многое другое. Что касается бухотчетности, важно учесть, что с 2020 года вводятся изменения в порядок сдачи отчетности.

С 2020 года отчетность организаций будет находиться на едином открытом ресурсе ГИР БО — Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности. За него будет отвечать ФНС. В ГИРе будет отчетность всех организаций, кроме предприятий госсектора, религиозных организаций, организаций с гостайной, Центробанка и отчитывающихся напрямую Центробанку, а также организаций, попавших в исключительные на основе решения Правительства РФ. В ресурс уже будет включена отчетность за 2019 год.

Какая информация станет общедоступной:

  • бухгалтерская отчетность,
  • пояснения к бухгалтерской отчетности,
  • аудиторские заключения,
  • отчетность кредитных и финансовых организаций, контролируемых ЦБ РФ.

Ожидается, что с мая 2020 года ресурс станет общедоступным и любой желающий сможет без всякой платы получить информацию о бухотчетности любой компании. А за деньги можно будет получить доступ ко всему массиву данных, поступающему в налоговую службу.

Отчетность станет «как на ладони», а значит самое время навести порядок в своей учетной политике и спокойно отчитываться, не боясь оказаться «под лупой» общественного внимания. Как привести в порядок учетную политику 2020?

Сделать это проще с помощью электронных сервисов. СБИС Бухгалтерия и учет – это универсальный инструмент приведения в порядок всех профильных процессов в компании. Это не только ведение бухучета, этот и расчет зарплаты и кадровые документы, контроль за финансовыми потоками и многое другое, так как сервис СБИС — это своего рода платформа, в нем сразу несколько электронных помощников. СБИС Электронная отчетность и Электронный документооборот — надежные помощники по сдаче отчетности и взаимодействиям с контрагентами и госорганами.

Обо всех возможностях СБИС Бухгалтерия и учет вам готовы рассказать наши специалисты. Наведите порядок в учете одним решением!

>Внесение изменений в учетную политику

Что такое учетная политика

Учетная политика — документ, устанавливающий методы и способы ведения налогового и бухучета фирмы. Отходить от утвержденного варианта можно только в случае своевременного внесения изменений.

Формируют политику самостоятельно все субъекты, ведущие учет. То есть все юрлица пишут учетную политику по налогам и по бухучету. У индивидуальных предпринимателей задача проще: если они не ведут бухучет, то и бухгалтерская политика им не нужна, а налоговую формировать все равно придется.

Кто разрабатывает и утверждает учетную политику

Разрабатывает УП главбух или руководитель, который затем ее утверждает. Важно, чтобы документ не противоречил следующим нормативно-правовым актам:

  • ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • ПБУ, из которых основное ПБУ 1/2008.

Директор утверждает политику в течение 90 дней со дня регистрации фирмы.

Можно ли работать без учетной политики

УП сдавать в налоговую не нужно. Поэтому до определенного момента никто и не узнает, что у вас ее нет. Однако ФНС может запросить документ в ходе проверки. И за непредставление наложит на организацию штраф.

Без политики будет сложно доказать свою правоту в случае спора с налоговой. Если у вас не прописаны правила ведения учета, ничто не мешает инспекторам трактовать отсутствие учетной политики в свою пользу и доначислять налоги.

Когда можно внести изменения

По утвержденной политике компания работает из года в год. Законодатель не разрешает вносить изменения по своему желанию. Редактировать документ разрешено п.10 ПБУ 1/2008 только в следующих случаях.

  1. Изменение законодательства. Тут все просто — УП не может противоречить закону. Поэтому, если в области бухучета произошли изменения, например, вступил в силу новый акт, то своевременно измените политику компании.
  2. Фирма разработала новый способ ведения учета. Важный момент — изменения, внесенные в политику, должны повышать качество информации о деятельности компании.
  3. Изменились условия работы. Это может быть изменение основного вида деятельности, слияние, поглощение, разделение компании и так далее.

Внесение правок в политику происходит на основании приказа, подписанного руководителем организации. Пишется распоряжение в свободной форме.

С какого периода начинают действовать изменения

Изменения действуют с начала отчетного года. Если редактирование вызвано изменением бухгалтерского законодательства, изменения начинают действовать с даты вступления в силу соответствующего закона.

Если правки оказали существенное влияние на финансы компании, отразите их в учете ретроспективно. Придется оценить, какой результат был бы, если бы компания применяла новую учетную политику с начала своей деятельности. На практике ретроспективное отражение — это корректировка нераспределенной прибыли и других статей баланса на самую раннюю дату в отчетности, если это можно сделать с достаточной надежностью. Если надежность обеспечить нельзя, применяйте новые положения учетной политики с момента введения правок.

Можно ли изменить учетную политику в середине года

Такой вариант тоже возможен. Об этом говорит письмо Минфина РФ №003-03-06/1/45756 от 03.07.2018 г. Законодатель выделяет две причины внесения правок в середине года: осуществление нового вида деятельности и изменение законодательства.

Как отразить изменение учетной политики в бухотчетности

Все существенные изменения отражайте в бухгалтерской отчетности. Для этого составьте пояснительную записку. П.21 ПБУ 1/2008 содержит перечень информации, которую нужно отразить:

  • причина изменения;
  • характер изменений;
  • как отражаются изменений в отчетности;
  • сумма корректировок в результате изменения УП.

Если политику переработали из-за требований законодательства, то раскрывать последствия нужно так, как это указано в соответствующем законе.

Чем отличаются дополнение и изменение

При внесении изменений вы меняете порядок учета тех фактов жизни, которые уже были раньше. Это влечет за собой изменение финансовых результатов, доходов, расходов и, следовательно, необходимость пересчета в ретроспективе.

Дополнения возникают только в отношении тех операций, которые вы раньше не совершали. Например, появление нового вида деятельности вдобавок к старому. В таком случае просто прописывайте новые положения. Пересчитывать статьи баланса и определять влияние корректировок на прошлые даты не нужно.

При ведении бухгалтерского и налогового учета придерживайтесь разработанной учетной политики. Это поможет отстоять свою позицию при споре с ФНС. Чтобы не отходить от своей политики, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Программа умеет работать с разными способами ведения бухгалтерского и налогового учета. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *