Содержание

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслыЭта статья — о народных художественных промыслах. О других промыслах см. Промысел; о «промысле Божием» см. Промысл Божий.

Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.

Описание

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. Стоит упомянуть, что в разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных и иногда даже политических убеждений.

История

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и часто не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий.

В СССР отдельные мастера художественных промыслов были объединены в артели и кооперативы, что постепенно ухудшало качество изделий в угоду выполнению плана.

Русские народные промыслы

Основная статья: Русские народные промыслы

В России известны: Федоскинская миниатюра, Тагильская и Жостовская роспись, Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Ростовская финифть, мастерские в Талашкино, Палехская миниатюра, Крестецкая строчка, Дымковская игрушка, Вятское кружево, Абашевская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка, Гжель, Тульское оружейное дело, Кубачинская обработка металла и другие.

См. также

  • Декоративно-прикладное искусство
  • Музей кустарных изделий
  • Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
  • Музей подносного промысла
  • Ремесло
  • Промысел

Примечания

  • Народные художественные промыслы России: история, география и культура / Аманжолова Д. А. и др. — М., 2012. — 291 с.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4073883-8 · NDL: 00572358

Для улучшения этой статьи по искусству желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

>Народные промыслы России

Народные промыслы России

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:

  • Кружевоплетение;
  • Гончарное дело;
  • Кузнечное мастерство;
  • Глиняная и деревянная игрушки.

Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.

Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

Хохлома

Художник: Мила Лосенко

Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:

  1. На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
  2. Ее покрывают лаком.
  3. Три-четыре раза обрабатывают в печи.

Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.

Гжель

Художник: Мила Лосенко

Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор. Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:

  • Азарова,
  • Денисов,
  • Неплюев,
  • Федоровская,
  • Олейников,
  • Царегородцев,
  • Подгорная,
  • Гаранин,
  • Симонов.

Их работы известны во всем мире.

Обвинская роспись

Художник: Мила Лосенко

Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века.

Гуслицкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную.

Гжельская майолика

Художник: Мила Лосенко

В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Поставить его на поток удалось лишь в середине XVIII века.

Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики.

Ракульская роспись

Художник: Мила Лосенко

Ракульская роспись зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез.

Онежская роспись

Художник: Мила Лосенко

Онежская или Олонецкая роспись зародилась у нижнего течении реки Онеги. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII веке.

Липецкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

Пижемская роспись

Художник: Мила Лосенко

О Пижемской росписи известно с XVII века. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.

Петербургская роспись

Художник: Мила Лосенко

Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

17.1 Классификация изделий народных художественных промыслов

  • •Учебник
  • •4. Керамические товары
  • •9. Канцелярские и школьно-письменные товары
  • •10. Бытовая электронная аудиоаппаратура
  • •11. Музыкальные инструменты
  • •18. Офисная оргтехника
  • •2. Товары бытовой химии
  • •2.3 Клеи
  • •2.4 Разные товары бытовой химии
  • •3.2 Классификация и ассортимент стеклянных бытовых товаров
  • •3.3 Требования к качеству стеклянных бытовых товаров
  • •4.2 Классификация и ассортимент керамических изделий
  • •4.3 Требования к качеству керамических товаров
  • •5. Металлохозяйственные товары
  • •5.1 Общие сведения о металлах и изделиях из них
  • •5.2 Классификация и ассортимент металлохозяйственных товаров
  • •5.2.1 Металлическая посуда
  • •5.2.4 Прочие металлохозяйственные товары
  • •5.3 Требования к качеству металлохозяйственных товаров
  • •6. Мебельные товары
  • •6.1 Общие сведения о мебели
  • •6.2 Классификация и ассортимент мебели
  • •6.3 Требования к качеству мебели
  • •7. Строительные товары
  • •7.1 Классификация и ассортимент строительных товаров
  • •7.1.1 Минеральные вяжущие вещества
  • •7.1.2 Природные каменные материалы
  • •7.1.3 Материалы на основе минеральных вяжущих веществ
  • •7.1.4 Товары на основе керамики
  • •7.1.5 Материалы и изделия из стекла
  • •7.1.6 Материалы и изделия из древесины
  • •7.1.7 Материалы на основе металлов
  • •7.1.8 Материалы и изделия на основе волокнистых веществ, бумаги и полимеров
  • •7.2 Потребительские свойства и показатели качества строительных товаров
  • •8. Электробытовые товары
  • •8.1 Классификация и ассортимент электробытовых товаров
  • •8.1.1 Электронагревательные приборы
  • •8.1.2 Стиральные машины
  • •8.1.3 Холодильники и морозильники
  • •8.1.4 Пылесосы
  • •8.2 Потребительские свойства электробытовых товаров
  • •8.2.1 Потребительские свойства стиральных машин
  • •8.2.2 Особенности потребительских свойств холодильников
  • •8.2.3 Потребительские свойства пылесосов
  • •8.3 Требования к качеству электробытовых товаров
  • •8.3.1 Требования к качеству холодильников
  • •8.3.2 Требования к качеству стиральных машин
  • •8.3.3. Требования к качеству пылесосов
  • •9. Канцелярские и школьно-письменные товары
  • •9.1 Товары школьного назначения
  • •9.1.1 Изделия из бумаги и картона
  • •9.1.2 Принадлежности для письма
  • •9.1.3 Принадлежности для черчения
  • •9.1.4 Товары художественного назначения
  • •9.1.5 Школьные принадлежности
  • •9.1.6 Микрокалькуляторы
  • •9.2 Товары офисного назначения
  • •9.2.1 Настольные принадлежности
  • •9.2.2 Товары для делопроизводства
  • •9.2.3 Бумажная продукция
  • •9.2.4 Мелкоофисное оборудование
  • •9.2.5 Аксессуары делового человека
  • •9.3 Требования к качеству канцелярских товаров
  • •10. Бытовая электронная аудиоаппаратура
  • •10.1 Элементы электронной аппаратуры
  • •10.1.1 Радиодетали
  • •10.1.2 Полупроводниковые приборы
  • •10.1.3 Химические источники тока
  • •10.2 Основные сведения из акустики
  • •10.3 Комплектующие изделия электронной аппаратуры
  • •10.3.1 Микрофоны
  • •10.3.2 Звукоизлучатели
  • •10.3.3 Усилители сигналов звуковой частоты
  • •10.3.4 Эквалайзеры
  • •10.4 Бытовая аудиотехника
  • •10.4.1 Проигрыватели виниловых дисков
  • •10.4.2 Аппаратура для магнитной записи и воспроизведения звука
  • •10.4.3 Аппаратура для оптической записи и воспроизведения звука
  • •10.4.4 Аппаратура для магнитооптической записи и воспроизведения звука
  • •10.4.5 Звуковоспроизводящая аппаратура с электронными накопителями
  • •10.4.6 Радиоприемная аппаратура
  • •10.4.7 Комбинированная аудиоаппаратура
  • •10.4.8 Автомобильная аудиотехника
  • •10.5 Контроль качества, маркировка и хранение бытовой аудиотехники
  • •11. Музыкальные инструменты
  • •11.1 Потребительские свойства музыкальных инструментов
  • •11.2 Классификация и ассортимент музыкальных инструментов
  • •11.2.1 Струнные музыкальные инструменты
  • •11.2.2 Язычковые музыкальные инструменты
  • •11.2.3 Духовые музыкальные инструменты
  • •11.2.4 Ударные инструменты
  • •11.2.5 Электрические музыкальные инструменты
  • •11.3 Требования к качеству музыкальных инструментов
  • •12. Фототовары
  • •12.1 Устройство и принцип работы фотоаппарата
  • •12.2 Классификация и характеристика ассортимента фотоаппаратов
  • •12.3 Потребительские свойства фотоаппаратов
  • •12.4 Светочувствительные материалы
  • •12.5 Фотографические принадлежности
  • •12.6 Качество, упаковка, маркировка и хранение фототоваров
  • •13. Бытовая видеоаппаратура
  • •13.1 Телевизоры
  • •13.1.1 Понятие о телевидении
  • •13.1.2 Устройство и принцип работы телевизора
  • •13.1.3 Потребительские свойства телевизоров
  • •13.1.4 Классификация и характеристика ассортимента телевизоров
  • •13.2 Видеомагнитофоны и видеопроигрыватели
  • •13.3 Дисковые видеопроигрыватели
  • •13.4 Видеокамеры
  • •14. Игрушки
  • •14.1 Классификация игрушек
  • •14.2 Требования к качеству игрушек
  • •15. Спортивные, рыболовные и охотничьи товары
  • •15.1 Инвентарь для гимнастики
  • •15.2 Инвентарь для атлетики
  • •15.3 Инвентарь для спортивных поединков
  • •15.4 Инвентарь для катания и скольжения
  • •15.4.1 Лыжи
  • •15.4.2 Доски
  • •15.4.3 Серфы
  • •15.4.4 Коньки
  • •15.4.5 Ролики
  • •15.5 Инвентарь для спортивных и клубных игр
  • •15.6 Товары для туризма и альпинизма
  • •15.7 Охотничьи товары
  • •15.8 Рыболовные товары
  • •15.8.1 Удилищные крючковые снасти
  • •15.8.2 Безудилищные крючковые снасти
  • •15.9 Требования к качеству, маркировка и хранение спортивных товаров
  • •16. Ювелирные товары и часы
  • •16.1 Ювелирные товары
  • •16.1.1 Понятие о ювелирных товарах
  • •16.1.2 Классификация и ассортимент ювелирных изделий
  • •16.1.3 Клеймение ювелирных изделий
  • •16.1.4 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ювелирных изделий
  • •16.1.5 Контроль качества ювелирных изделий
  • •16.2 Часы
  • •16.2.1 Потребительские свойства часов
  • •16.2.2 Классификация и ассортимент часов
  • •16.2.3 Маркировка часов
  • •16.2.4 Контроль качества часов
  • •17. Изделия народных художественных промыслов
  • •17.1 Классификация изделий народных художественных промыслов
  • •17.2 Изделия, полученные художественной обработкой дерева
  • •17.3 Изделия народных художественных промыслов из керамики
  • •17.4 Изделия художественных промыслов из кости
  • •17.5 Изделия художественных промыслов из камня
  • •17.6 Изделия, полученные художественной обработкой металла
  • •17.7 Изделия лаковой живописи
  • •17.8 Изделия художественной вышивки
  • •17.9 Изделия кружевоплетения
  • •17.10 Художественные ковровые и тканые изделия
  • •17.11 Изделия мастеров Крайнего Севера и Дальнего Востока
  • •17.12 Качество, маркировка, упаковка и хранение изделий народных художественных промыслов
  • •18. Офисная оргтехника
  • •18.1 Персональные компьютеры
  • •18.1.1 Системный блок
  • •18.1.2 Мониторы
  • •18.1.4 Мыши и джойстики
  • •18.1.5 Периферийные устройства пк
  • •18.1.6 Потребительские свойства пк
  • •18.1.7 Классификация и ассортимент пк
  • •18.2 Технические средства для подготовки документов
  • •18.2.1 Пишущие машины
  • •18.2.2 Диктофоны
  • •18.2.3 Копировальная техника
  • •18.2.4 Технические средства для обработки документов
  • •18.3 Техника связи
  • •18.3.1 Линейная связь
  • •18.3.2 Радиосвязь
  • •19. Текстильные товары
  • •19.1 Классификация, ассортимент и свойства волокон
  • •19.1.1 Ассортимент и свойства натуральных волокон и нитей
  • •19.1.2 Ассортимент и свойства химических волокон и нитей
  • •19.2 Классификация, ассортимент и свойства пряжи и нитей
  • •19.3 Ткацкие переплетения
  • •19.4 Отделка тканей
  • •19.5 Классификация и характеристика ассортимента тканей
  • •19.6 Требования к качеству текстильных товаров
  • •20. Трикотажные товары
  • •20.1 Классификация, свойства и внешние отличительные признаки трикотажа
  • •20.2 Классификация и характеристика ассортимента трикотажных товаров
  • •20.3 Требования к качеству трикотажных товаров
  • •21. Швейные изделия
  • •21.1 Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий
  • •21.2 Требования к качеству швейных изделий
  • •22. Галантерейные товары
  • •22.1 Текстильная галантерея
  • •22.2 Швейная галантерея
  • •22.3 Гардинно-тюлевые и кружевные изделия
  • •22.4 Галантерейные изделия из пластмасс и поделочных материалов
  • •22.5 Металлическая галантерея
  • •22.6 Кожаная галантерея
  • •22.7 Требования к качеству галантерейных товаров
  • •23. Нетканые материалы
  • •23.1 Классификация и ассортимент нетканых материалов
  • •23.2 Требования к качеству нетканых материалов
  • •24. Парфюмерно-косметические товары
  • •24.1 Производство парфюмерно-косметических товаров
  • •24.2 Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров
  • •24.3 Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров
  • •24.4 Требования к качеству парфюмерных товаров
  • •25. Кожевенно-обувные товары
  • •25.1 Производство натуральной кожи
  • •25.2 Классификация и ассортимент натуральных кож для обуви
  • •25.3 Производство и ассортимент искусственных и синтетических обувных материалов
  • •25.4 Текстильные материалы для обуви
  • •25.5 Классификация и характеристика ассортимента обуви
  • •25.6 Требования к качеству кожаной обуви
  • •26. Резиновая обувь
  • •27. Валяная обувь
  • •28. Пушно-меховые товары
  • •28.1 Пушно-меховое сырье
  • •28.2 Пушно-меховые полуфабрикаты
  • •28.3 Пушно-меховые изделия
  • •28.4 Овчинно-шубные товары
  • •28.5 Требования к качеству пушно-меховых и овчинно-шубных изделий

Классификация изделий народных художественных промыслов

  • Изделия народных художественных промыслов

    Общие сведения о товарах народных художественных промыслов Изделия народных художественных промыслов объединяют художественные изделия утилитарного и декоративного назначения, изготовленные в процессе коллективного творческого ручного и механизированного труда мастеров народного художественного…
    (Товароведение, экспертиза и стандартизация)

  • Изделия народных художественных промыслов из керамики

    Художественную керамику изготовляют из керамических масс всех видов — от гончарных до фарфоровых. Одним из знаменитых центров художественной керамики является Гжельский район Подмосковья. Для художественных изделий Гжели характерна подглазурная роспись кобальтом (рисунок синего цвета) на полуфаянсе,…
    (Товароведение, экспертиза и стандартизация)

  • Качество, маркировка, упаковка и хранение изделий народных художественных промыслов

    Изделия народных художественных промыслов должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов, техническим условиям, техническим описаниям и типовым образцам, утвержденным в установленном порядке с учетом возможного творческого варьирования их композиционного, цветового, орнаментального, пластического…
    (Товароведение, экспертиза и стандартизация)

  • Общие сведения о товарах народных художественных промыслов

    Изделия народных художественных промыслов объединяют художественные изделия утилитарного и декоративного назначения, изготовленные в процессе коллективного творческого ручного и механизированного труда мастеров народного художественного промысла. Они создаются на основе преемственного развития самобытных,…
    (Товароведение, экспертиза и стандартизация)

  • Изучение ассортимента товаров народных художественных промыслов (ТНХП)

    Цель работы: исследование ассортимента, особенностей изготовления и формирования эстетических свойств ТНХП. Материальное обеспечение Объекты: образцы изделий, альбомы, проспекты, линейка, лупа. Литература: 3, 4, 14, 26, 32. Вопросы и задания для проверки знаний 1. Какие…
    (Товары для строительства, отделки и оборудования помещений)

  • Народные художественные промыслы как бренды и объекты маршрутного туризма

    УДК 008.379.85 DOI: 10.12737/14531 Саранча Михаил Александрович1, Якимова Светлана Леонидовна2 1 Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, Российская Федерация); д-р геогр. наук, доцент; e-mail: sma77@rambler.ru; 2 Удмуртский государственный…
    (Современные проблемы сервиса и туризма, 2015, Том 9. №4)

  • ЦЕНТРЫ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ МАРШРУТНОЙ СЕТИ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    На примере города Москвы и Московской области проводится апробирование разработки брошюры туристских и экскурсионных маршрутов по местам традиционного бытования народных художественных промыслов. Для этого в исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы: геоинформационный,…
    (Современные проблемы сервиса и туризма, 2015, Том 9. №4)

  • «НИЖЕГОРОДСКОЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ» — НОВЫЙ ОБРАЗ РЕГИОНА И ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

    Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» (ней- минг © В.В. Катамашвили, 2014) — социально-культурный проект, направленный на формирование целостного представления о нижегородских народных художественных промыслах и позиционирование их в качестве туристической…
    (Современные проблемы сервиса и туризма, 2015, Том 9. №4)

  • НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ОСОБЫЙ БРЕНД КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

    Культурный туризм является наиболее динамично развивающимся направлением в теории и практике мирового туризма. Теоретико-методологическое осмысление этого вида туристской деятельности вызывает много дискуссионных моментов как с позиций спроса, так и потребления культурных услуг. В связи с этим оценка…
    (Современные проблемы сервиса и туризма, 2015, Том 9. №4)

В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов. Даже заимствованные у «соседей» ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Народные промыслы России — это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.

Художественные народные промыслы

Художественные народные промыслы нуждаются в отдельном описании. Видов ремесел неисчислимое множество, но далеко не все производимые изделия являются высокохудожественными. Но здесь граница очень размыта, если она вообще существует. Давайте разберемся.

Отсутствие четкого определения художественных промыслов и художественных изделий говорит лишь о том, что занимается этим вопросом все меньше и меньше людей. Художественные народные промыслы — творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. Соответственно художественные изделия — результат творческой работы ремесленника.

Почему во главе всего я ставлю творчество? Я считаю, что как только изделия начинают штамповаться, копироваться — так они автоматически перестают быть художественными. Как мне неприятно видеть в магазине картин копии одного и того же сюжета! Это штамповка! Художник всегда в поиске, у него не может быть одинаковой картины. Так и у любого ремесленника каждое изделие уникально. Ремесленник в состоянии определить свою работу среди всего многообразия вроде бы одинаковых предметов.

Так, ко мне обратился с вопросом мастер, который увидел фотоизображение изделия в галерее на сайте. Эту фотографию я сделал в детском саду своего родного поселка. Мастер опознал свою работу и мы вместе выяснили каким образом данный предмет мог оказаться у меня на сайте.

Подытожим. Среди любого ремесла можно выделить отдельные художественные направления, любой художественный промысел может быть утерян вместе с творческой жилкой. Я совсем не говорю, что конвеер — это плохо. Ему тоже есть место, но нельзя потерять тягу к созданию чего-то нового, уникального.

Классификация видов ремесел

Вам уже знакомы некоторые виды ремесел. Конечно, вы слыхали про изделия из бересты, дерева, металла. Так вот, виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий. Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.

Еще одна градация видов народных промыслов уже более узкая, чем предыдущая — деление по способу обработки того или иного материала.В этой статье мы рассмотрим несколько основных видов ремесла. В дальнейшем эта статья будет дополнятся более подробными сведениями, а пока лишь будет кратким ознакомительным материалом.

Четкого деления, думаю, не существует, и можно лишь относительно сформулировать некоторые ремесла. К тому же сейчас виды народных промыслов в России дополнились новыми направлениями. Не знаю можно ли уже называть прижившиеся в наше время рукоделия традиционным ремеслом. Но вернемся к тому, что мне известно. Построю список видов ремесла именно так, как хотел: основные разделы по названию материала, а подкатегории — по способу обработки. Все перечисленные виды могут быть художественными народными промыслами.

1. Дерево

На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Доступна она и не только потому, что покрывает большую часть территории, но и по способам обработки. Согласитесь, для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.

  • Резьба по дереву. Существует несколько видов резьбы по дереву:
    • Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);
    • Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);
    • Сквозная резьба (прорезная и пропильная);
    • Скульптурная резьба (объемная);
    • Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);
  • Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;
  • Берестоплетение;
  • Резьба по бересте;
  • Тиснение по бересте;
  • Изготовление туесов;
  • Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);
  • Плетение из лозы;

2. Металл

Когда был открыт металл и его свойства — произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, отнюдь — позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников преумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит и на данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла:

  • Ковка;
  • Гравировка;
  • Чеканка;
  • Чернение;
  • Литье;
  • Филигрань (напайная, ажурная, объемная);
  • Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе.

3. Глина

Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры. Но пластичность и простота обработки материала, наряду с доступностью, позволяют небольшому количеству видов изделий придать самые невероятные формы.

  • Лепка;
  • Гончарное искусство;

4. Камень.

Очень сложен в обработке. Из-за редкости некоторых материалов, сложностей в обработке — такая высокая стоимость изделий. Взять хоть скульптуру. Произведения искусства средневековья бесценны, хоть и сделаны из мрамора или гипса. Количество мастеров гораздо меньше, чем количество, скажем, резчиков по дереву. Да и не каждый камень пригоден для обработки. Тем не менее изделия из камня, будь то драгоценный камень или огромный гранит, воистину впечатляют и восхищают.

  • Скульптура;
  • Резьба;
  • Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

5. Кость

Костяные резные шкатулки — удивительны. Замысловатые узоры и сюжеты можно рассматривать бесконечно. Но распространение этого вида народных промыслов сильно зависит от территории. Далеко не каждая кость пригодна для обработки, далеко не все животные обладают необходимыми ценными частями тела и все это усугубляется тем, что многие виды животных являются редкими и подлежат охране.

  • Резьба;

6. Нить

Немногие виды народных промыслов можно назвать исключительно женскими. Работу с нитью можно причислить к одному из них. Изготовление изделий из нити связано с невероятной усидчивостью и сосредоточением. При создании сложнейших узоров и предметов не обойтись без арифметики и навыков закройки, так как петли любят счет, а большинство изделий — одежда, к которой применимы отдельные немаловажные требования моды, удобства, практичности и красоты.

  • Вязание;
  • Ткачество;
  • Кружево;
  • Вышивание;

7. Кожа

Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.

  • Изготовление одежды и обуви;
  • Тиснение;
  • Резьба;

Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки, резной камень заключен в металлическую оправу, а глиняные изделия дополнялись различными материалами для создания причудливых композиций.

Это далеко не полный список видов ремесел. Очень много подвидов, особенности которых получили свои корни и относительно национальности народов, и географического положения, и даже видов животных и растений, распространенных близ селений мастеров.

Многие из перечисленных народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы. А тебя, мой уважаемый читатель, я прошу об услуге: если есть возможность внести свой вклад в развитие традиционного ремесла и художественных промыслов — обязательно расскажи об этом другим. Сделать это можно и на данном ресурсе. Сайт о народных промыслах ищет таланты.

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Федоскинская миниатюра

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Хохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Городецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Елецкое кружево

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.

Елецкое кружево

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Елецкое кружево

Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево

Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.

Мценское кружево

Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.

Мценское кружево

Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Вятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

Вятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

Оренбургский пуховый платок

Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

Павловопосадские платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

Павловопосадские платки

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

Павловопосадские платки

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Каслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.

Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Абрамцево-кудринская резьба

С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Абрамцево-кудринская резьба

Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Малахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Подойдет ли патент для изготовления и продажи изделий художественного промысла?

Хотела бы немного дополнить свой предыдущий ответ.

В соответствии с п.7 закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно указанному перечню к изделиям народных художественных промыслов относятся среди прочих:

Художественная обработка дерева и других растительных материалов — столярные, токарные, бондарные, резные, долбленые, гнутосшивные и гнутоклееные изделия из различных пород дерева с резьбой, росписью, инкрустацией, насечкой металлом, канфарением, окраской, морением, обжиганием и копчением, выжиганием, с отделкой лакированием, полированием, вощением, а также в сочетании с различными материалами.
Изделия из ценной текстурной древесины (капокорень, сувель, самшит, орех, бук, дуб, груша, ильм, можжевельник, кизил, боярышник, карельская береза): столярные, токарные, бондарные, резные, изделия из шпона, а также в сочетании с различными материалами.
Изделия из бересты, лозы ивы, корня хвойных деревьев, рогоза (чакана), соломки злаковых растений, листьев кукурузы, лыка и других видов растительного сырья, изготовленные в технике плетения, сшивания, оклеивания, в комбинированной технике в сочетании со столярной работой, декорированные окраской, тонированием, резьбой, росписью, просечкой, тиснением, гравировкой, процарапыванием с отделкой отбеливанием, лакированием в сочетании с другими материалами.

Производство художественной керамики — гончарные, майоликовые, фарфоровые, фаянсовые, тонкокаменные, шамотные изделия с ручной росписью, лепниной, гравировкой, иными способами ручного декорирования, а также изделия, выполненные способом лепки.

Художественная обработка металлов — декоративные изделия из цветных и черных металлов, выполненные способами чеканки, гнутья, ковки, просечки, литья по восковым моделям, а также посредством штамповки и литья с последующей ручной декоративной обработкой (гравировкой, эмалями, чернью, инкрустацией, оксидировкой, травлением).

Производство ювелирных изделий народных художественных промыслов — изделия из серебра, цветных металлов и сплавов (в том числе в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями, жемчугом, янтарем, перламутром, кораллами), выполненные в технике ювелирной монтировки, филиграни, зерни, финифти, а также посредством литья с последующей чеканкой, гравировкой, насечкой, чернью, травлением, оксидировкой, с применением эмалей, цветных паст, инкрустаций и других способов ручной декоративной обработки металлов.

Миниатюрная лаковая живопись — изделия из папье-маше, металла, кости, перламутра и дерева ценных пород, древесно-опилочных материалов с миниатюрной лаковой живописью и декоративной росписью масляными и темперными красками и в сочетании с металлом, перламутром, твореным и сусальным золотом и серебром, поталями, различными материалами, с отделкой лакированием, полированием.

Художественная обработка камня — изделия из твердых и мягких пород поделочного камня, янтаря и перламутра с резьбой, инкрустацией, мозаикой, токарной обработкой и ювелирной монтировкой камня, а также в сочетании с металлом.

В отношении возможности реализации продукции собственного производства Вам лучше обратиться за разъяснением в налоговый орган, так как официальных разъяснений по данному вопросу финансовым ведомством в настоящий момент не представлено.

Русские народные промыслы

В. А. Тропинин. Кружевница. 1823

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Росписи

Подробнее по этой теме см. Русская художественная роспись.

  • Борецкая роспись по дереву северодвинского типа в Архангельской области.
  • Вятская роспись по дереву и бересте — роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки. С 1972 года под руководством НИИХП (художник Бабаева А. В., искусствовед Барадулин В. А.) восстановлена традиционная вятская роспись с растительным орнаментом.
  • Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изготовленными «под Гжель».
  • Городецкая роспись существует с середины XIX века в районе города Городца. Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.
  • Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. Расписные металлические подносы появились в середине XVIII века на Урале, на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верх-Нейвинске, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать из металла в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и других. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для использования в качестве украшения.
  • Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: черный и красный.
  • Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи.

Палехская роспись табакерки художником И. И. Голиковым, 1924 год

  • Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
  • Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни.
  • Ракульская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный.
  • Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле. Основоположник жостовской росписи. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (Жостове и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному), причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.
  • Урало-сибирская роспись — одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространённая на Урале и в Западной Сибири.
  • Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Особенно ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
  • Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы, кубышки и т. д. Художники холуйской миниатюры реализуют самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе — натюрморт и пейзаж. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой.
  • Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также (изредка) зелёным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Изделия из ткани

В. А. Тропинин. Золотошвейка (1826)

  • Вологодское кружево — русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI–XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
  • Древнерусское лицевое шитьё — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси. Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
  • Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
  • Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде (ныне Крестецкий район Новгородской области). Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
  • Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.
  • Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
  • Павловопосадские набивные платки — набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объёмным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад.
  • Торжокские золотошвеи — древнейший вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками.

Игрушки

Подробнее по этой теме см. Русские игрушки.

  • Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
  • Бабенская игрушка из дерева родом из Подмосковья.
  • Богородская игрушка из мягких пород дерева берёт истоки в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.
  • Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
  • Жбанниковская игрушка возникла в начале XX века в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области.
  • Каргопольская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
  • Кожлянская игрушка (Курская игрушка) — глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления села Кожля, Курчатовского района, Курской области.
  • Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время темы росписи сувенирных матрешек не ограничены, встречаются как куклы, расписанные под сказочных персонажей, так и в виде карикатур на известных политиков. Хотя матрешку принято считать оригинальной русской игрушкой, появилась она сравнительно недавно, в 1891 году в Абрамцеве, как оригинальная версия менее известной японской деревянной игрушки. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров, привозимых из России.
  • Новгородские свистульки — поливные свистульки Новгородской области.
  • Плешковская игрушка из керамики родом из деревни Плешково Орловской области.
  • Романовская игрушка — русская глиняная игрушка-свистулька родом из села Романово на территории Липецкой области.
  • Старооскольская глиняная игрушка — художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.
  • Скопинская игрушка из города Скопин Рязанской области.
  • Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов, филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным — около тысячи лет.
  • Ярославская игрушка (Ярославская майолика) — свистульки в виде коней и птиц в Ярославской области.

Изделия из металла

  • Златоустовская гравюра на стали зародилась на оружейном заводе Златоуста в начале XIX века.
  • Ка́слинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производимые на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.
  • Мороз по жести по исполнению напоминает морозный рисунок на окнах. Ремесло зародилось в XVIII веке на русском Севере в Вологодской области.
  • Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX–X веках. Московская скань достигла расцвета в XV–XVI веках (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII–XIX веках было налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Резьба

  • Абрамцево-кудринская резьба по дереву сформировалась в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
  • Богородская резьба
  • Капокорешковый промысел — изготовление различных предметов из капового нароста (капокорня). Традиционное ремесло Вятской земли (Кировской области). Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще на берёзе и хорошо поддается обработке, сохраняет форму. Предположительно, этот промысел появился в XVIII веке благодаря слободскому мастеру столярных дел Григорию Макарову. Первые карманные часы с футляром и корпусом из капокорня изготовил Семён Бронников, чьё дело продолжили сыновья и преуспели в мастерстве, представляя изделия на Всемирной выставке 1837 года и российских выставках в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. К XX веку число и мастерство умельцев выросло настолько, что изделия из капокорня начали поставлять на европейские рынки. Для массового расширения производства в Вятке в 1924 году основаны артели каповщиков, что снизило уникальность продукции. Поэтому в 1930-х годах возникло направление резьбы и художественной инкрустации, выведшее изделия из капокорня на выставки в Париже и Нью-Йорке. В 1943 году при артели «Идеал» открыта также и учебная мастерская, выпустившая ряд прославленных мастеров, которые своим творчеством завоевали гран-при на Всемирной выставке в 1958 году. Капокорешковый промысел продолжает развиваться и сегодня.
  • Холмогорская резная кость происходит из сёл Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Мыши хоронят кота. Богородская резьба Ф. Д. Ерошкина (1879—1936) рубежа XIX—XX веков. Русский музей > См. также

  • Народные художественные промыслы
  • Ремёсла в Древней Руси
  • Музей кустарных изделий
  1. В. А. Барадулин. Уральская народная живопись. — Средне-Уральское книжное изд-во, 1982. — 152 с.
  2. Нижнетоемская роспись. Культурное наследие Архангельского края. www.cultnord.ru. Дата обращения 21 июня 2019.
  3. Н. В. Черкасова, Научно-исследовательский институт художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР. Народные художественные промыслы РСФСР. — Научно-иссл. ин-т худож. промышл., 1991. — С. 39, 45. — 184 с.
  4. Россия на выставках ЭКСПО (недоступная ссылка). Дата обращения 5 мая 2012. Архивировано 24 ноября 2010 года.
  5. Б. В. Иванов, Государственный музей этнографии народов СССР. Религиоведческие исследования в этнографических музеях: сборник научных трудов. — Гос. музей этнографии народов СССР, 1990. — С. 147. — 164 с.
  6. Златоустовская гравюра на стали. Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения 23 ноября 2019.
  7. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII—XX вв.. — М., 1960.
  8. Капо корень и поделки из него. Вятские промыслы. www.kipov.ru. Дата обращения 26 января 2019.
  9. Капокорешковый промысел. Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области. Правительство Кировской области. Дата обращения 26 января 2019.

Ссылки

  • Народные промыслы Вологодской области
  • Народные промыслы Вятки (Кирова)
  • Народные промыслы


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *