Финансирование функциональных расходов бюджетов

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функ­циональные виды расходов:

— обеспечение деятельности Президента РФ, федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расхо­ды на общегосударственное управление по перечню, определяемому при ут­верждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год;

— функционирование федеральной судебной системы;

— осуществление международной деятельности в общефедеральных инте­ресах межгосударственных соглашений и соглашений с международными фи­нансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

— национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

— государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта

— государственная поддержка атомной энергетики;

— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

— исследование и использование космического пространства;

— содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

— формирование федеральной собственности;

— обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

— компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

— пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

— проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

— федеральная инвестиционная программа;

— обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

— финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

— официальный статистический учет;

— прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

— обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

— проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

— обеспечение реализации региональных целевых программ;

— формирование государственной собственности субъектов Российской Фе­дерации;

— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъ­ектов Российской Федерации;

— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, нахо­дящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бю­джетных доходов местных бюджетов;

— прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функ­циональные виды расходов:

— содержание органов местного самоуправления;

— формирование муниципальной собственности и управление ею;

— организация, содержание и развитие учреждений образования, здраво­охранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой ин­формации;

— других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

— содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

— организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

— муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

— благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

— организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключе­нием радиоактивных);

— содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

— организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов мест­ного самоуправления;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

— реализация целевых программ, принимаемых органами местного само­управления;

— обслуживание и погашение муниципального долга;

— целевое дотирование населения;

— содержание муниципальных архивов;

— проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

— финансирование реализации иных решений органов местного самоуп­равления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, опре­деляемые представительными органами местного самоуправления в соответ­ствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджетное законодательство предусматривает определенные функцио­нальные виды расходов, которые совместно финансируются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муници­пальных образований. В соответствии со ст. 85 БК РФ совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные ви­ды расходов:

— государственная поддержка отраслей промышленности (за исключени­ем атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяй­ства, метрополитенов;

— обеспечение правоохранительной деятельности;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

— обеспечение социальной защиты населения;

— обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспро­изводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической дея­тельности;

-обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

— развитие рыночной инфраструктуры;

— обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

— обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Россий­ской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— обеспечение деятельности средств массовой информации;

— финансовая помощь другим бюджетам;

— прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджет­ной системы Российской Федерации расходов, указанных в ст. 85, произво­дится по согласованию соответственно органов государственной власти Рос­сийской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждается соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федера­ции и органов местного самоуправления, расположенных на территории дан­ного субъекта Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместно­го ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации опре­деляется Правительством Российской Федерации.

Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Узнать

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно—техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно—техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.

До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на:

  • 1) государственное управление и местное самоуправление;
  • 2) судебную власть;
  • 3) международную деятельность;
  • 4) национальную оборону;
  • 5) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • 6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • 7) промышленность, энергетику и строительство;
  • 8) сельское хозяйство и рыболовство;
  • 9) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
  • 10) транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
  • 11) развитие рыночной инфраструктуры;
  • 12) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • 13) образование;
  • 14) культуру, искусство и кинематографию;
  • 15) средства массовой информации;
  • 16) здравоохранение и физическую культуру;
  • 17) социальную политику;
  • 18) обслуживание государственного и муниципального долга;
  • 19) пополнение государственных запасов и резервов;
  • 20) финансовую помощь бюджетам других уровней;
  • 21) утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;
  • 22) мобилизационную подготовку экономики;
  • 23) исследование и использование космического пространства;
  • 24) военную реформу;
  • 25) дорожное хозяйство;
  • 26) прочие расходы;
  • 27) целевые бюджетные фонды.

О соотношении различных видов расходов по направлениям функциональной классификации свидетельствуют данные табл. 2.

Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо 27 разделов с 2005 по 2010 гг. функциональная классификация включала 11 разделов. Соотношение различных видов расходов федерального бюджета в этот период представлено в табл. 3.

Структура расходов федерального бюджета в 1998—2004 гг., %

Таблица 2

п/п

Расходы

1998 г.

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Госуправление и местное самоуправление

2,4

3,0

2,9

2,8

2,9

Судебная власть

0,9

1,0

1,0

1,1

1,2

Международная деятельность

2,9

6,6

2,2

1,9

1,7

Национальная оборона

16,4

16,5

14,6

14,7

15,4

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

8,3

9,3

8,9

10,4

11,6

Фундаментальные исследования и содействие НТП

2,2

1,9

1,5

1,7

1,7

Промышленность, энергетика и строительство

5,5

2,3

3,0

2,7

2,5

Сельское хозяйство и рыболовство

2,4

1,3

1,4

1,3

1,1

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

0,6

0,4

0,5

0,4

0,4

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

0,3

0,2

0,4

0,3

0,2

Развитие рыночной инфраструктуры

0, 02

0,001

0,001

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

1,8

1,1

0,4

0,9

0,9

Образование

3,4

3,8

4,1

4,2

4,4

Культура, искусство, кинематография

0,7

0,5

0,5

0,5

0,6

Средства массовой информации

0,4

0,7

0,5

0,5

0,5

Здравоохранение и физкультура

1,9

1,9

1,6

1,7

1,8

Социальная политика

7,0

7,4

22,0

24,1

6,2

Обслуживание госдолга

24,8

25,7

14,6

11,8

10,8

Пополнение госзапасов и резервов

1,3

0,02

0,03

0,9

0,8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

10,4

8,07

13,6

12,7

30,6

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

0,4

0,2

0,5

0,5

0,5

Мобилизационная подготовка экономики

0,2

0,01

0,02

0,02

0,1

п/п

Расходы

1998 г.

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Исследование и использование космического пространства

0,7

0,4

0,5

0,3

0,5

Военная реформа

0,9

0,7

0,3

Прочие расходы

-1,3

0,6

3,0

-0,2

-0,2

Целевые бюджетные фонды

6,4

7,1

0,7

0,6

0,5

Дорожное хозяйство

0,1

3,5

3,3

3,0

Итого расходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Таблица 3

Распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета РФ на 2005—2010 гг., %’

Наименование

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Общегосударственные

вопросы

16,0

15,2

17,1

14,4

13,7

13,6

Национальная оборона

17,3

15,6

12,8

8,8

8,7

8,4

Национальная безопасность и правоохранительная

деятельность

13,2

12,7

10,3

9,0

9,7

9,8

Национальная экономика

7,7

7,9

11,2

12,1

12,1

7,5

Жилищно-коммунальное

хозяйство

0,25

0,7

0,8

0,9

0,9

0,7

Охрана окружающей среды

0,15

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

Образование

5,1

4,8

5,6

5,3

4,8

4,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

1,2

1,2

1,5

1,9

1,1

1,0

Здравоохранение и спорт

2,7

3,4

4,2

3,7

3,8

4,2

Социальная политика

5,6

4,9

6,7

4,7

5,2

5,6

Межбюджетные

трансферты

30,8

33,5

29,7

39,5

37,0

38,5

Условно утвержденные расходы

2,8

5,7

Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 гг.

В 2010 г. в функциональную классификацию были внесены изменения. Федеральный бюджет РФ на 2011 г. и на плановую перспективу до 2012 и 2013 гг. был составлен уже в соответствии с новой функциональной классификацией расходов, куда вошли 14 разделов:

  • 01 — Общегосударственные вопросы.
  • 02 — Национальная оборона.
  • 03 — Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
  • 04 — Национальная экономика.
  • 05 — Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • 06 — Охрана окружающей среды.
  • 07 — Образование.
  • 08 — Культура и кинематография.
  • 09 — Здравоохранение.
  • 10 — Социальная политика.
  • 11 — Физическая культура и спорт.
  • 12 — Средства массовой информации.
  • 13 — Обслуживание государственного и муниципального долга.
  • 14 — Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований общего характера.

По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства — Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку

экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.

Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополии, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора.

В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей — топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).

Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т.п.).

По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха.

Здесь отражаются также расходы на проведение мероприятий по проведению экологического контроля и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих функции в сфере экологического контроля.

Раздел «Образование» включает направления расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

По разделу «Культура и кинематография» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организации, занимающихся культурной деятельностью.

По данному разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.

Расходы на «Здравоохранение и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функционированием учреждений и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

В данном разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.

По разделу «Физическая культура и спорт» отражаются расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Здесь отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом.

По разделу «Средства массовой информации» отражаются расходы на государственную поддержку радио- и телевизионного вещания, электронных средств массовой информации, а также на поддержку издательств и периодических средств массовой информации, в том числе периодических изданий, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления. Здесь отражаются также расходы на обеспечение деятельности органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство, управление в сфере средств массовой информации, а также разработку общей политики, планов и бюджетов в этой сфере.

Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» включает расходы, связанные с выплатой процентных платежей по государственным и муниципальным долговым обязательствам, выплатой дисконта при погашении (выкупе) государственных и муниципальных долговых обязательств, за исключением расходов, связанных с выплатой вознаграждения (комиссии) агентам за оказание агентских услуг в сфере обслуживания, размещения, выкупа, обмена и погашения государственных и муниципальных обязательств. Кроме того, по данному разделу подлежат отражению расходы, связанные с погашением просроченных процентов в рамках обмена долговых обязательств Российской Федерации на условиях, сопоставимых с условиями обмена задолженности перед кредиторами Лондонского клуба.

По разделу «Межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.

Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.

Так, из табл. 3 видно, что значительная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы в 2010 г. составили 31,8% расходов федерального бюджета.

Самая большая статья расходов федерального бюджета — межбюджетные трансферты. В 2010 г. в абсолютном выражении они составили 2 трлн 721 млрд руб., или 38,5% расходов федерального бюджета. Во многом это связано с тем, что в России реализуется кооперативная модель бюджетного федерализма, которая предполагает сосредоточение значительной части бюджетных средств в федеральном бюджете с последующим их распределением между другими уровнями бюджетной системы.

Расходы на общегосударственные нужды в 2010 г. занимали второе место — около 964 млрд руб., или 13,6% от общих расходов федерального бюджета. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что на протяжении 2005—2010 гг. в состав расходов на общегосударственные нужды входили расходы на обслуживание государственного долга. Эти расходы составляли примерно У3 от общих расходов по этому разделу.

Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета (табл. 2). Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2001 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2002 г. они составляли 14,6%. В 2005 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. В 2011 г. расходы на обслуживание государственного долга составили 3,6% расходов федерального бюджета. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еше остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.

Существенная доля расходов федерального бюджета приходится на национальную оборону. В 2010 г. эти расходы составили около 597 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако, если сравнивать эту статью с другими — образование, здравоохранение и др., то она существенно превосходит их.

Стабильными, но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. В 2010 г. эти расходы составили 529 млрд руб.

Расходы на образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более 4—5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже — не более 2—3%.

Невелика также доля расходов на фундаментальные исследования — всего 1,5% расходов федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так, если в 1991 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли 1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 1993 г. уже — 0,69% ВВП. В 2001 г. доля расходов на науку в ВВП составляла всего 0,2%, что во много раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.

Правда, следует отметить, что в 2002 г. существенно возросли расходы по статье «Социальная политика». Если в 2001 г. расходы по этой статье составляли всего 9% расходов федерального бюджета, то в 2002 г. — 22% (см. табл. 1). В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются расходы государственных социальных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т.п.

Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:

  • 1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
  • 2) обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
  • 3) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
  • 4) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
  • 5) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
  • 6) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
  • 7) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;
  • 8) обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
  • 9) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
  • 10) усиление контроля за использованием бюджетных средств.

14. Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной деятельности;

  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

  • государственная поддержка атомной энергетики;

  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

  • исследование и использование космического пространства;

  • формирование федеральной собственности;

  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

  • федеральная инвестиционная программа;

  • официальный статистический учет.

15. . Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;

транспортного налога — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 80 процентов;налога на доходы физических лиц — по нормативу 70 процентов;налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, — по нормативу 100 процентов;акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 100 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100 процентов;

акцизов на пиво — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 100 процентов;

минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 100 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:40 процентов указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;60 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;

доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;

части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;

платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 процентов;

платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, — по нормативу 100 процентов;

доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 20 процентов;

доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, — по нормативу 20 процентов;

доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не более 50 процентов;

доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не более 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ)

платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

16, Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти — это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

· обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· формирование государственной собственности субъектов РФ;

· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

· прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

4.3.3. Расходы федерального бюджета

Расходы бюджетов в зависимости от экономического со­держания подразделяются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов включают статьи рас­ходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расши­ренным воспроизводством.

В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают функциони­рование органов государственной власти (местного самоуп­равления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.

На основании российского законодательства федераль­ные расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые исключительно из федераль­ного бюджета;

2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов мест­ного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансиру­ются следующие виды расходов:

• обеспечение деятельности государственных органов влас­ти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;

• обеспечение национальной обороны, безопасности го­сударства, осуществление мероприятий по конверсии отрас­лей промышленности;

• осуществление международной деятельности;

• фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, исследование космического про­странства;

• государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского видов транспорта;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• формирование инфраструктуры федеральной собствен­ности и содержания учреждений, находящихся в федераль­ной собственности;

• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;

• пополнение государственных запасов драгоценных ме­таллов, драгоценных камней и материальных резервов;

• проведение выборов и референдумов и т. д.

Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов

территориальных образований финансируются мероприятия:

• поддержание отраслей промышленности, строитель­ства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и реч­ного транспорта, дорожного хозяйства и связи;

• обеспечение социальной защиты населения, правоох­ранительная деятельность, противопожарная безопасность;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно- технический прогресс;

• обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;

• обеспечение деятельности средств массовой информа­ции, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д.

а) Финансирование мероприятий из федерального бюджета

1. Обеспечение деятельности государственных органов управления (аппарата управления Президента РФ, Федераль­ного Собрания, Счетной палаты, Центральной избиратель­ной комиссии, других органов власти)

(2.53)

где і = 1… Р1 — число звеньев (органов), составляющих ап­парат управления государства;

Эр2 — сумма расходов, необходимая на содержание од­ного звена (органа) управления государства.

2. Обеспечение аппарата управления судебной системы РФ

(2.54)

і-і

где 1 = 1..-,Р2 — количество звеньев, входящих в федераль­ную судебную систему, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

Зр2 — сумма расходов на одно звено федеральной судеб­ной системы.

і=і

3. Обеспечение международной деятельности в общефе­деральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с междуна­родными финансовыми организациями, международного куль­турного, научного и информационного сотрудничества фе­деральных органов исполнительной власти, взносы РФ в меж­дународные организации и иные расходы в области между­народного сотрудничества)

(2.55)

где 1 = 1…Р3 — количество операций, проводимых государ­ством в соответствии с планом международного сотрудниче­ства в финансовом году;

8р3 — сумма расходов, необходимая на проведение од­ной операции в сфере международного сотрудничества.

4. Обеспечение национальной обороны и безопасности го­сударства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности

(2.56)

где і = 1… Р4 — количество органов безопасности государ­ства, финансируемых из федерального бюджета, или статей
расходов на оборону, безопасность, мероприятия по конвер­сии;

5р4 — сумма расходов по 1-й статье расхода.

5. Обеспечение фундаментальных исследований и мероп­риятий по содействию научно-техническому прогрессу и ис­пользованию космического пространства

^ХЛ?’ (2.57)

где 1 = 1…. Р5 — количество плановых фундаментальных ис­следований, в том числе исследований в области космичес­кого пространства;

Б 5 — сумма, необходимая для проведения одного фун­даментального исследования, исследования в сфере освое­ния космоса.

6. Обеспечения поддержки железнодорожного, воздуш­ного и морского видов транспорта и атомной энергетики

^ = (2.58)

где 1 = 1… — количество видов транспорта или организа­ций, которым государство оказывает поддержку за счет средств федерального бюджета;

— сумма средств, выделяемая государством на обес­печение одного звена системы (одной организации).

7. Обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерально­го масштаба

Н!

где 1 = 1…Р7 — планируемое количество стихийных ситуа­ций (на основе опыта предыдущих лет), которые могут воз­никнуть в финансовом году;

— средняя сумма расхода на ликвидацию одного сти­хийного бедствия (по опыту предыдущих лет).

8. Обеспечение учреждений, находящихся в федераль­ной собственности или в ведении органов государственной власти РФ,

р*

(2.60)

где 1 = 1…Р8 — общее количество учреждений, находящих­ся в федеральной собственности и финансируемых непосред­ственно из федерального бюджета;

8 8 — сумма расходов, необходимая на содержание 1-го учреждения в течение финансового года.

9. Обеспечение мероприятий по формированию федераль­ной собственности (инфраструктуры)

= (2.61)

где 1 = 1..р — общее число объектов инфраструктуры или число мероприятий, которые необходимо реализовать в дан­ном финансовом году или выделить на них определенную часть средств на данный финансовый год;

8 £ — плановая сумма, выделяемая из бюджета на фи­нансирование 1-го мероприятия.

10. Обеспечение обслуживания и погашения государствен­ного долга РФ (внутреннего и внешнего) в течение финансо­вого года

+ (2.62)

Ы 1=1

где 1 = 1…Р10, 1 = 1___ ‘ — количество внешних заимствова­ний и внутренних долговых обязательств, которые по сро­кам необходимо выплатить в данном финансовом году соот­ветственно;

®рвэ ~~ сумма внутреннего долга (заимствования);

Зрвд — сумма внешнего долга.

11. Выплаты по компенсации государственным внебюд­жетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий и иных
социальных услуг, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета,

(2.63)

где 1 = 1…Р12 — количество видов внебюджетных фондов, по которым надлежит государству внести компенсационные выплаты в соответствующий фонд;

Бр12 — сумма расхода, необходимая на компенсацию од­ного вида фонда.

12. Обеспечение мероприятий по пополнению государ­ственных запасов драгоценных металлов, камней и матери­ального резерва

йа

(2.64)

где 1 = 1..-Р13 — количество мероприятий, проведенных го­сударством в интересах пополнения запасов драгоценных из­делий и резервов или обслуживших плановое количество объектов данной группы;

Бр13 — сумма расходов, используемых на реализацию одного мероприятия или финансирование одного объекта.

13. Обслуживание выборов и референдумов, проводимых органами власти РФ за счет средств федерального бюджета,

S14=£SP

Чм- (2.65)

где i = l…P14 — количество выборов, референдумов, пере­писей населения, предусмотренных планом на финансовый год или реально проведенных в данном отчетном периоде;

Spl4 — сумма расходов, необходимая на выполнение од­ного мероприятия согласно плану.

ы

14. Обеспечение федеральной инвестиционной программы

pi- (2.66)

где 1 = 1-..Р15 — количество плановых и внеплановых объек­тов, в которые государство вкладывает инвестиции из феде­рального бюджета;

Б 15 — сумма средств, представляемых государством на инвестирование одного объекта.

15. Обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уров­ней бюджетной системы,

5.6= 5(2.67)

где 1 = 1…Р16 — количество мероприятий, проведенных в масштабе государства, по исправлению неправильно приня­тых решений органами власти, повлекших за собой измене­ния в бюджетах территориальных образований;

Б 16 — сумма расходов, необходимая на компенсацию одного мероприятия по реализации решений органов влас­ти, приведших к перерасходу бюджетных средств по стать­ям расхода.

16. Обеспечение мероприятий по финансовой поддержке субъектов РФ

м

■Рп> (2.68)

м

где 1 = 1…Р17 — количество субъектов РФ, которым предус­матривается планом финансовая поддержка или реально ока­зываемая им;

Б 17 — сумма расходов по оказанию финансовой поддер­жки конкретному 1-му субъекту РФ.

17. Обеспечение выделения финансовых средств, пред­ставляемых юридическим и физическим лицам в виде транс­фертов, субсидий, субвенций и кредитов,

5т=£П51Ь1 (2.69)

где 1 = 1…К — вид платежа, предусматриваемый бюджетом к выплате;

п — количество предполагаемых однородных элементов (видов) получателей платежей;

— суммы платежей, предусматриваемых для обеспе­чения 1-го однородного элемента платежа.

18. Обеспечение выделения финансовых средств, пред­ставляемых иностранным организациям в виде международ­ных трансфертов и кредитов,

(2.70)

где 1 = 1…М — количество международных организаций (го­сударств), которым прогнозируется выдача кредитов и транс­фертов;

Б1М — прогнозируемая сумма трансферта и кредита.

19. Обеспечение финансовыми средствами юридических и физических лиц, выполняющих работы и услуги по госу­дарственным контрактам,

— Х(т8и +П8|2). (2.71)

где 1 = 1…К — количество заключенных контрактов;

т, п — количество юридических и физических лиц, с которыми заключены контракты;

5П, 8;2 — суммы 1-х контрактов, по которым организова­ны сделки.

20. Обеспечение мероприятий, не предусмотренных ста­тьями расхода, которые финансируются за счет резервных средств бюджета,

(2.72) 1=1

где 1 = 1—.Р18 — количество прогнозируемых мероприятий с учетом предыдущих лет, по которым рассчитывается общая сумма резерва;

®ріа — прогнозируемая сумма расходов на выполнение одного і-го мероприятия.

Суммируя все мероприятия по расходной части феде­рального бюджета, общую часть расходов, финансируемую исключительно за счет федерального бюджета, можно опи­сать следующей математической зависимостью:

(2.73)

М

где (5 = 1,..Э1 — количество общих статей расходов (элемен­тов, предусмотренного бюджетной классификацией), финан­сируемых только за счет средств федерального бюджета;

Эр! — сумма расхода денежных средств, необходимая для финансирования конкретной статьи расхода (предусмот­ренных в п. «а»).

б) Финансирование расходов за счет бюджетов всех

уровней

По согласованию с органами власти субъектов РФ и орга­нами власти местного самоуправления за счет средств феде­рального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов фи­нансируются следующие виды расходов:

1. Государственная поддержка отраслей промышленнос­ти, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, объектов связи, дорожного хозяйства и метрополитенов

^ = (2.74)

где 1 = 1…Р19 — количество статей расхода или видов расхо­дов, финансируемых по данному пункту из бюджетов раз­ных уровней;

— общая сумма расходов, необходимая для финан­сирования одного мероприятия (статьи);

Кф1Э — коэффициент, учитывающий покрытие расход­ной части за счет федерального бюджета.

2. Обеспечение правоохранительной деятельности и про­тивопожарной безопасности

(2.75)

где i = 1…Р20 — количество мероприятий (общих статей рас­хода), финансируемых из общих бюджетов;

S 20 — общая сумма расходов, необходимая для финан­сирования одного мероприятия за счет средств совместных бюджетов;

Кф20 — коэффициент, учитывающий покрытие расхода часть общей суммы за счет федерального бюджета.

3. Обеспечение научно-исследовательских, опытно-кон­структорских и проектно-изыскательских работ, обеспечи­вающих научно-технический прогресс,

(2.76)

где i = Ь.^ — общее количество мероприятий, финанси­руемых средствами из общих бюджетов;

Sp21 — общая сумма расходов, необходимая для реали­зации одного общего мероприятия;

Кф21 — коэффициент, учитывающий покрытие расхода общей суммы расходов за счет федерального бюджета.

4. Обеспечение мероприятий социальной защиты насе­ления

(2.77)

где i = 1…Р22 — количество мероприятий, финансируемых за счет средств всех бюджетов;

S 22 — общая сумма расходов, необходимая для реализа­ции одного мероприятия;

Кф22 — коэффициент, учитывающий покрытие расхода общей суммы расходов за счет федерального бюджета.

5. Обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, предупреж­дение и ликвидация последствий стихийных бедствий и гид­рометеорологической деятельности

= (2.78)

где i = 1…Р2з — количество мероприятий составляющих дан­ную группу расходов;

Sp23 — сумма необходимых расходов на реализацию од­ного мероприятия;

Кф23 — коэффициент, учитывающий покрытие расходов общей суммы расходов, необходимых для реализации одного мероприятия за счет средств федерального бюджета.

6. Обеспечение мероприятий развития рыночной инфра- стуктуры, развития федеральных и территориальных СМИ

= (2.79)

где i = 1…Р24 — количество мероприятий, реализуемых со­вместно по развитию территорий;

Б 24 — сумма расходов, необходимая на реализацию од­ного мероприятия в сфере развития территорий;

Кф24 — коэффициент, учитывающий покрытие расхо­дов за счет средств федерального бюджета.

7. Обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ

=Ё3р:?КФ25′ (2.80)

где i = 1…Р25 — количество избирательных комиссий, обра­зованных на территории субъекта РФ;

Б 25 — сумма расходов, необходимых для обеспечения одного звена избирательной комиссии;

Кф25 — коэффициент, учитывающий покрытие расходов за счет средств федерального бюджета.

8. Оказание помощи другим бюджетам, в том числе по другим расходам, находящимся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,

і=)

(2.81)

где 1 = 1-..Р2б — количество мероприятий, реализуемых со­вместно по данным статьям расходов;

8р26 — сумма расходов, необходимая на реализацию од­ного мероприятия;

Кф26 — коэффициент, учитывающий покрытие расходов за счет средств федерального бюджета.

Расходы федерального бюджета при реализации мероп­риятий за счет совместного выделения средств из бюджетов различных уровней можно записать выражением

(2.82)

где Р = 1…Э2 — общее количество групп мероприятий (ста­тей расхода), финансируемых совместно всеми звеньями бюджетной системы;

5р2 — общая сумма расходов из федерального бюджета, выделяемая на реализацию (3-й группы мероприятий.

Общую сумму расходов из федерального бюджета на реализацию всех мероприятий, предусмотренных бюджет­ной классификацией, можно записать в виде уравнения

(2.83)

Общую сумму расходов из федерального бюджета за не­сколько последних лет можно характеризовать данными табл. 2.4.

Из табл. 2.4 видно, что в современных условиях наиболь­шая доля расходов приходится на содержание органов наци­ональной обороны, правоохранительной системы, развитие промышленности и обслуживание государственного долга.

Наименование расходов % к общей сумме
п/п 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2002 г. 2004 г.
1 Государственное управление 2,3 2,4 2,2 2,5 2,6
2 Международная деятельность 0,6 2,9 8,7 8,4 8,3
3 Национальная оборона 18,6 16,4 17,5 18,8 18,9
4 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 10,4 8,6 8,3 8,9 9,2
5 Промышленность, энергетика, строительство 6,9 5,5 2,5 2,6 2,4
6 Сельское хозяйство, рыболовство 2,2 2,4 1,4 1,5 1,6
7 Федеральные научные исследования 2,5 2,2 1,7 1,6 1,5
8 Охрана окружающей среды и природных ресурсов 0,6 0,6 0,4 0,3 0,2
9 Транспорт, дорожное хозяйство, связь 0,9 0,3 0,1 0,1 0,1
10 Предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 1,5 1,7 1,1 1,2 1,2
11 Образование 3,8 3,4 3,2 3,5 3,2
12 Культура и искусство 0,7 0,7 0,4 0,3 0,3
13 Здравоохранение 2,2 1,9 1,5 1,6 1,6
14 Социальная политика 7,1 7,0 7,3 7,1 7,2
15 Обслуживание государственного долга 9,5 10,1 24,9 23,6 23,8
16 Прочие расходы, в том числе финансовая помощь другим уровням бюджетной системы 23,3 14,9 19,5 1.0,3 10,5 9,3 9,8 9,4 9,7 9,3
17 Расходы целевых бюджетных фондов 6,9 6,4 8,3 8,2 8,2
Итого расходов: 100 100 100 100 100

Незначительные ассигнования из федерального бюджета выделяются на образование, сельское хозяйство, научные исследования, здравоохранение и другие сферы социально­го направления.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *