Содержание

ГОСТ Р 54767-2011

ГОСТ Р 54767-2011
(ИСО 4310:2009)
Группа Г86

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Правила и методы испытаний

Cranes. Test code and procedures

ОКС 53.020.20
ОКП 31 5000

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией «Межгосударственный фонд сертификации подъемно-транспортного оборудования и услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин» («ПТОУ — Фонд») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 957-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 4310:2009 «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний» (ISO 4310:2009 «Cranes — Test code and procedures») путем изменения отдельных фраз (слов, ссылок), которые выделены в тексте курсивом
________________
Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;
В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе «Предисловие» и отмеченные по тексту знаком «*», приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. — Примечания изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на грузоподъемные краны по ГОСТ 27555 (далее — краны) и устанавливает общие требования к проведению испытаний (контролю) в части подтверждения соответствия основных параметров, технических характеристик и требований, регламентированных изготовителем в технической документации на кран, а также испытаний под нагрузкой .
Стандарт предназначен для испытаний вновь изготовленных кранов или кранов, в конструкцию которых внесены изменения или проведен ремонт несущей конструкции или отдельных несущих узлов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 54768-2011* (ИСО 14518:2005) Краны грузоподъемные. Требования к испытательной нагрузке (ИСО 14518:2005, MOD)
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 27555-87* (ИСО 4306:1985) Краны грузоподъемные. Термины и определения (ИСО 4306-1:1985 «Подъемные краны — Словарь терминов — Часть 1: Общие положения», MOD)
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

* Наименование раздела 3 в оригинале выделено курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем стандарте использованы термины с соответствующими определениями по ГОСТ 16504 и ГОСТ 27555.

4 Общие требования

* Наименование раздела 4 в оригинале выделено курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.

4.1 Постановку кранов на производство осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201.

4.2 Для проверки качества изготовления кранов, их узлов, механизмов, приборов безопасности, соответствия их конструкторской документации, национальным стандартам, и другим нормативным документам изготовитель должен проводить предварительные, приемочные, квалификационные, периодические, приемо-сдаточные и типовые испытания.
Предварительным, приемочным или квалификационным испытаниям следует подвергать каждый опытный образец крана.

4.3 Все виды испытаний должны проводиться изготовителем по программам и методикам, утвержденным и согласованным в установленном порядке .

4.4 Каждый вновь изготовленный кран серийного производства перед поставкой заказчику/покупателю подвергается изготовителем приемо-сдаточным испытаниям.
Краны, монтаж или сборку которых проводят по месту эксплуатации, должны быть подвергнуты испытаниям до ввода их в эксплуатацию.
Примечание — Любые договорные документы между изготовителем/продавцом и заказчиком/покупателем должны включать в себя положения по контролю и испытаниям. При этом объем выборки для проведения испытаний (контроля) серийно изготовленных кранов должен быть определен в договоре на поставку.
_______________
Согласно юридической терминологии изготовитель/продавец и заказчик/покупатель — стороны, заключившие договор. При этом изготовитель/продавец представляет сторону, обеспечивающую поставку крана, а заказчик/покупатель — сторону, принимающую кран согласно условиям договора.

5 Виды испытаний и контроля

* Слово «Виды» в наименовании раздела 5 в оригинале выделено курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем стандарте рассматриваются следующие виды испытаний и контроля кранов:

a) испытания и контроль в части подтверждения соответствия основных параметров, технических характеристик крана, регламентированных изготовителем в эксплуатационной документации (см. 6.1);

b) визуальный контроль (см. 6.2);

c) испытания под нагрузкой (см. 6.3).

6 Методы испытаний и контроля

6.1 Испытания и контроль соответствия

При проведении испытаний и контроля кранов в части подтверждения соответствия их основных параметров и технических характеристик, регламентированных изготовителем в технической документации согласно национальным стандартам, и другим нормативным документам, контрольные мероприятия проводят, исходя из нагрузочных характеристик крана.
Проверяют, как минимум, следующие параметры крана:
— массу;
— расстояние от оси вращения до оси опрокидывания;
— высоту подъема груза;
— подход;
— скорость подъема/опускания груза;
— скорость посадки при опускании груза;
— скорость движения крана;
— скорость движения крановой тележки;
— скорость поворота стрелы;
— время изменения угла наклона стрелы/вылета стрелы;
— время телескопирования стрелы;
— продолжительность цикла (при необходимости);
— функционирование ограничительных механизмов, устройств индикации и защитных устройств;
— эксплуатационные показатели питающей цепи, например токовую нагрузку в электроприводе при подъеме испытательного груза.
Измерение массы крана и его узлов проводят в соответствии с , а измерение различных показателей скорости и времени — согласно .

6.2 Визуальный контроль

В процессе визуального контроля обязательно проводят проверку крана на предмет соответствия технических характеристик и/или требований, предъявляемых ко всем критическим узлам и системам, влияющим на безопасность, включая следующие:
— механическая часть, электрическое и гидравлическое оборудование, защитные устройства, тормозные механизмы, средства управления, осветительное оборудование и сигнальные устройства;
— металлоконструкции крана, их соединительные узлы, лестницы, средства доступа, кабины, платформы;
— все ограждения;
— крюки или другие приспособления для крепления груза и их соединительные узлы;
— канаты и их крепежный элемент;
— канатные блоки, их опорные шарниры и крепежный элемент, соединительный элемент стрелы крана.
Визуальный контроль не предусматривает необходимость демонтажа каких-либо составных частей крана. Тем не менее визуальный контроль включает в себя в целях проверки открывание крышек (например, крышек конечных выключателей), которые открывают и закрывают в процессе эксплуатации в нормальном режиме.
Визуальный контроль предусматривает также проведение экспертизы технической документации, которая должна подтверждать, что кран соответствует требованиям технического задания на проектирование образца и/или техническим условиям, национальным стандартам, и другим нормативным документам и технической документации.

6.3 Испытания под нагрузкой

6.3.1 Общие положения
Испытания под нагрузкой включают в себя следующие испытания:
— статические;
— динамические;
— на устойчивость (при необходимости).
Состав, порядок измерения и применения испытательной нагрузки определяются в соответствии с ГОСТ Р 54768.

6.3.2 Статические испытания

6.3.2.1 Статические испытания проводят в целях подтверждения:
— способности крана поднимать расчетные грузы;
— прочности и надежности элементов конструкции крана (узлов, механизмов и т.д.).
Результаты испытаний считают успешными, если в процессе и после проведения статических испытаний при визуальном осмотре составных частей не обнаружено трещин, остаточной деформации, отслаивания лакокрасочного покрытия или механических повреждений, которые могут влиять на эксплуатационные характеристики и показатели безопасности крана, а также ослабленных или поврежденных соединений.

6.3.2.2 Статические испытания проводят отдельно для каждого подъемного механизма и оборудования, работающего одновременно с данным механизмом, если это предусмотрено эксплуатационной документацией на кран, в таком положении и конфигурации, при которых возникают максимальная нагрузка от канатов, максимальный изгибающий момент и/или максимальное осевое усилие (в зависимости от вида оборудования и условий), воздействующие на основные элементы конструкции крана. Испытательный груз поднимают на высоту от 100 до 200 мм от поверхности и удерживают в неподвижном положении на весу в течение времени, предусмотренного условиями проведения испытаний, но не менее 10 мин, если положениями договора на поставку не предусмотрена большая продолжительность.
Если не представляется возможным обеспечить воздействие максимального изгибающего момента и/или осевой нагрузки на все основные компоненты крана в процессе одного цикла статических испытаний, необходимо провести дополнительные статические испытания, при которых создаются необходимые нагрузки на проверяемые узлы.

6.3.2.3 Статические испытания крана проводят испытательной нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность, если положениями договора на поставку не определено большее значение, при этом :

a) для самоходных кранов — номинальная грузоподъемность (масса поднимаемого груза, включая полезный груз и массу крюковой подвески с крепежной оснасткой в сборе);

b) для всех остальных типов кранов — максимальная грузоподъемность, заявленная изготовителем.

6.3.3 Динамические испытания

6.3.3.1 Динамические испытания проводят прежде всего в целях проверки функционирования подъемных и тормозных механизмов крана.

6.3.3.2 Динамические испытания крана проводят испытательной нагрузкой, на 10% превышающей его паспортную грузоподъемность.
При этом динамические испытания проводят в таком положении и конфигурации, которые обеспечивают воздействия максимальной нагрузки на механизм(ы) крана.
При динамических испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) проводят многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверку действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
В процессе испытаний не должно возникать неуправляемого перемещения испытательного груза.

6.3.3.3 Динамические испытания считают успешными при условии нормального функционирования всех задействованных узлов, и если по результатам визуального контроля, проведенного после испытаний, не обнаружено повреждений механизмов или элементов конструкции, а также ослабленных или поврежденных соединений.

6.3.3.4 Управление краном в процессе динамических испытаний осуществляют согласно руководству по эксплуатации, при этом необходимо выдерживать ускорение, замедление и скорость, соответствующие нормальным эксплуатационным параметрам и режимам крана.

6.3.4 Испытания на устойчивость

6.3.4.1 Цель испытаний на устойчивость заключается в проверке способности крана выдерживать воздействие опрокидывающего момента.
Испытание считается успешным, если кран остается в устойчивом положении при воздействии статической нагрузки на подъемный крюк.

6.3.4.2 Для проведения испытаний выбирают такое положение в пределах заданной рабочей зоны и такую конфигурацию кранового оборудования, при которых устойчивость крана является минимальной.
Если для различных положений или рабочих зон предусмотрены различные нагрузки, необходимо провести несколько циклов испытаний соответственно каждому варианту условий.

6.3.4.3 Испытательный груз поднимают на высоту от 100 до 200 мм от поверхности и удерживают на весу в течение времени, предусмотренного условиями проведения испытаний, но не менее 5 мин, если положениями договора на поставку не предусмотрена большая продолжительность.

6.3.4.4 Испытательная нагрузка должна составлять 1,25 для всех кранов, за исключением самоходных кранов, если положениями договора на поставку не определено большее значение, при этом значение устанавливается изготовителем крана.

6.3.4.5 Испытания на устойчивость самоходных кранов проводят в соответствии с приложением А.

7 Условия проведения испытаний

7.1 Для проведения испытаний кран должен быть оснащен рабочим оборудованием в соответствии с требованиями к эксплуатации, предусмотренными техническими условиями на кран.

7.2 Краны, перемещающиеся по рельсовому пути, для проведения испытаний устанавливают на колее из рельсов, изготовленных и уложенных в соответствии с техническими условиями на кран.

7.3 Все остальные краны, кроме рельсовых, устанавливают в соответствии с требованиями национальных стандартов и других нормативных документов или условиями, оговоренными в договоре на поставку.

7.4 Скорость ветра при проведении испытаний не должна превышать 8,3 м/с (30 км/ч). Это условие тем не менее не подразумевает обязательного требования установить кран в положение наиболее неблагоприятной ветровой нагрузки, если иное не предусмотрено в договоре на поставку.

8 Отчет о результатах испытаний

После проведения испытаний согласно 6.1 составляют отчет, который должен включать в себя все результаты и заключения по результатам испытаний.
В отчете по результатам испытаний должен быть однозначно идентифицирован испытанный кран, а также указаны дата и место проведения испытаний и фамилия лица, ответственного за проведение испытаний. Отчет должен включать в себя конкретную информацию, включая нагрузки, положения, варианты конфигурации, процедуры и заключения по каждому испытанию и/или проверке.
Если проводят только визуальный контроль крана, допускается составление отчета по сокращенной форме. Сокращенный отчет должен включать в себя идентификационные данные крана, а также информацию о времени и месте проведения испытаний с указанием фамилии ответственного лица и заключение по результатам испытаний (проверок).
Результаты испытаний должны быть занесены в паспорт крана согласно .

Приложение А (обязательное). Испытания на устойчивость и условия проведения испытаний для самоходных кранов

Приложение А
(обязательное)

А.1 Испытания на устойчивость

А.1.1 Испытательная нагрузка
Нагрузки для испытаний на устойчивость определяют следующим образом для самоходных кранов:

a) на выносных опорах/гусеницах:

b) на колесах(шинах) неподвижной установки:

c) на гусеницах/колесах(шинах) установки с максимальной допустимой скоростью движения до 0,4 м/с:

d) на гусеницах/колесах(шинах) установки с максимальной допустимой скоростью движения, превышающей 0,4 м/с:

,

где — номинальная грузоподъемность (вес поднимаемого груза, включая полезный груз и крюковую подвеску с крепежной оснасткой в сборе);
— ( или ) — вес стрелы крана массой или вес гуська стрелы крана массой , приведенный к оголовку стрелы или гуська стрелы крана.
Если масса очень большая либо если гусек стрелы рассчитан для относительно небольшой нагрузки (то есть нагрузка, предусмотренная для испытаний на устойчивость, превышает предел прочности гуська стрелы), не допускается проведение испытаний с расчетной нагрузкой, предусмотренной для таких испытаний. В таком случае устойчивость самоходного крана вместо этого проверяется расчетом со следующими значениями сил:

,

где — масса стрелы крана;
— масса гуська стрелы;
— горизонтальная проекция стрелы крана;
— горизонтальная проекция гуська стрелы;
— горизонтальное расстояние от точки крепления до центра тяжести стрелы крана;
— горизонтальное расстояние от точки крепления до центра тяжести гуська стрелы.
Если кран оборудован только стрелой, без гуська, то

и

________________
Формула соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
Если кран оборудован стрелой с гуськом:
— если груз поднимается на оголовке стрелы крана:

и

— если груз поднимается на оголовке гуська стрелы крана:

В технической документации на кран изготовитель должен указать значения и для минимального, промежуточного и максимального вылетов стрелы крана. Если предусмотрена эксплуатация крана в различных положениях или рабочих зонах, необходимо провести несколько циклов испытаний соответственно каждому варианту условий.
На рисунке А.1 показан вид сбоку стрелы самоходного крана и приведены параметры для расчета устойчивости.

— горизонтальная проекция стрелы крана; — горизонтальная проекция гуська стрелы; — длина стрелы крана; — длина гуська стрелы крана; — горизонтальное расстояние от точки крепления до центра тяжести стрелы крана; — горизонтальное расстояние от точки крепления до центра тяжести гуська стрелы; , — координаты центра тяжести стрелы крана; , — координаты центра тяжести гуська стрелы крана

_______________
Для телескопической стрелы крана величина соответствует фактической длине стрелы.
Примечание — Неприведенные обозначения см. в А.1.1.

Рисунок А.1 — Параметры для расчета устойчивости самоходного крана

А.1.2 Критерии испытаний на устойчивость
Устойчивость крана считается приемлемой, если он способен удерживать груз согласно описанию в А.1.1 на высоте от 100 до 200 мм над поверхностью в течение не менее 5 мин.
Незначительный отрыв или смещение опорных стоек не являются показателями потери устойчивости. При подъеме балок опорных стоек с ненагруженной стороны крана, как правило, достигается точка равновесия машины.

А.2 Условия проведения испытаний

А.2.1 При проведении испытаний крана на колесном или гусеничном ходу он должен быть размещен на ровной твердой поверхности с уклоном не более ±0,5%.
Опорные условия для шин или гусениц крана должны соответствовать техническим условиям изготовителя.
При проведении испытаний оборудования, установленного на шасси с пневматическими шинами, допуск перепада давления накачки шин не должен превышать ±3% номинального значения, указанного изготовителем, при этом все колеса должны быть выставлены ровно, параллельно направлению движения крана.

А.2.2 Для проведения испытаний крана с выносными опорами с установкой на эти опоры кран необходимо выровнять на них таким образом, чтобы уклон крана в горизонтальной плоскости не превышал ±0,5%.

А.2.3 Если в процессе испытания крана на шасси с пневматическими шинами используют выносные опоры, кран должен быть поднят на опорах на такую высоту, чтобы образовался просвет между опорной поверхностью и всеми колесами, либо до полной разгрузки всех колес крана, если иное не указано изготовителем. Опорные условия и положение выносных опор платформы должны соответствовать техническим условиям изготовителя.

А.2.4 Если выносные опоры используют в процессе испытаний гусеничных кранов, кран необходимо установить таким образом, чтобы обеспечить устойчивое положение выносных опор на опорной поверхности.

А.2.5 При этом топливный бак крана должен быть заполнен топливом до уровня между 1/3 и 2/3 полного бака. Объем заправки охлаждающей жидкостью, смазочными маслами и рабочими жидкостями гидравлических систем должен соответствовать уровням, установленным изготовителем/продавцом.

Библиография

ПБ 10-382-00

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

ИСО 11629:2004

Подъемные краны — Измерение массы подъемного крана и его узлов

ИСО 13202:2003

Подъемные краны — Измерение параметров скорости и времени

ИСО 7363:1986

Подъемные краны и подъемные устройства — Технические характеристики и приемо-сдаточная документация

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2012

Форум о полимерах ПластЭксперт

  • Общие вопросы
  • ↳ Обсуждение новостей пластмасс и не только
  • ↳ Выставки, симпозиумы, конференции и семинары
  • ↳ Административный/Admin forum
  • Сырье и основные методы производства пластиковых изделий/Plastics and main ways of production of plastic products
  • ↳ Полимеры/Plastics and polymers
  • ↳ Композиты/Сomposites materials
  • ↳ Пигменты и Аддитивы (добавки к полимерам)/Pigments and Additives
  • ↳ Термоэластопласты и РТИ, а также и в том числе каучуки, ТПЭ, TPE, резина и пр. эластомеры/Rubber, TPE, TPV, TPU and other elastomers
  • ↳ Литье под давлением/Injection molding
  • ↳ Экструзия/Extrusion
  • ↳ Выдувное формование/Blow molding
  • ↳ Выдув ПЭТ преформ
  • ↳ Выдув канистр
  • ↳ Выдув флаконов
  • ↳ Выдувное формование Прочие вопросы
  • ↳ Термоформование, каландрование, сварка и остальные методы переработки пластмасс/Thermoforming, calendering, welding and other technologies
  • ↳ Вспомогательное оборудование для переработки пластмасс/Auxiliary equipment for plastics production
  • ↳ Оборудование для охлаждения и термостатирования
  • ↳ Оборудование для дробления и измельчения
  • ↳ Оборудование для сушки
  • ↳ Оборудование для хранения, дозирования и подачи сырья
  • ↳ Роботы и автоматизация
  • ↳ Устройства измеряющие и контролирующие
  • ↳ Устройства резки, намотки, маркировки и печати
  • ↳ Грануляторы, агломераторы и смесители
  • ↳ Прочее вспомогательное оборудование
  • ↳ Другие вопросы/Other questions
  • Вопросы организации производства/Questions about production organizing
  • ↳ Обсуждение поставщиков оборудования и самого оборудования, продаваемого поставщиками/Discussion of producers and resellers of equipment
  • ↳ Производители и поставщики полимерного сырья
  • ↳ Хозяйке на заметку/This could be useful
  • ↳ Переработчикам о Переработчиках/To producers about producers
  • ↳ Организация, управление и экономика производства/Organizing and managing of production
  • ↳ Конструирование и проектирование изделий из пластиков/Designing of the plastic products
  • ↳ Техоснастка/Molds and dies
  • ↳ Оснастка для литья под давлением
  • ↳ Горячеканальные системы и контроллеры
  • ↳ Техоснастка для экструзии
  • ↳ Техоснастка для выдувного формования и пневмовакуумформовки
  • ↳ Вопросы качества/About quality controls
  • ↳ Ресайклинг — вторичная переработка пластмасс, экология и охрана среды/Recycling — the second life of plastic. Ecology and environmental protection
  • Работа и учеба/Work and education
  • ↳ Вопросы трудоустройства/Employment questions
  • ↳ Охрана труда/Labor protection
  • ↳ Повышаем квалификацию/Additional education, trainings
  • Коммерческие разделы (приглашаются заинтересованные организации)/Commercial forums (contact adv@e-plastic.ru)
  • ↳ Japan Steel Works (JSW)
  • ↳ Styrolution / Стиролюшн
  • ↳ ПОРТМОЛД/PORTMOLD
  • ↳ Тимити молдс энд плэстикс Ко ЛТД
  • ↳ ФПМ/FPM
  • ↳ Tahara
  • ↳ YUDO
  • О вопросах эксплуатации, ремонте, техническом обслуживании оборудования/About service, reparing and maitenance of equipment
  • ↳ Запасные части для вашего оборудования/Spare parts for your equipment
  • ↳ Термопластавтоматы не могут без ремонта/Injection molding machines need in repair
  • ↳ Наши дорогие экструдеры/Dear extruders
  • ↳ Прочее оборудование для переработки пластмасс/Service of other equipment for plastics
  • ↳ Периферия тоже оборудование/Service of auxiliaries
  • Разное/Other
  • ↳ Вопросы к специалистам от начинающих/Questions from beginners
  • ↳ Купи-продай/Buy and sell
  • ↳ Ищу производителя/Manufacturer wanted
  • ↳ Оффтопик/Offtopic
  • ↳ Кунсткамера
  • Архив/Archive
  • ↳ Группа ПОЛИПЛАСТИК
  • ↳ Новая Орбита
  • ↳ ILMA Technology
  • ↳ Руспласт
  • ↳ Jonwai

Техническое освидетельствование грузоподъемного оборудования

Техническое освидетельствование грузоподъёмного оборудования проводится с целью регистрации в Ростехнадзоре, определения его технического состояния и необходимости выполнения ремонтных работ, а также в целях продления срока дальнейшей эксплуатации по истечении нормативного срока службы.

До ввода в эксплуатацию и регистрации в Ростехнадзоре краны обязаны проходить первичное техническое освидетельствование согласно руководству по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно ФНП.

В течение нормативного срока службы кран-балки, краны мостовые, консольные и козловые подвергаются периодическому техническому освидетельствованию. Существует два вида периодического технического освидетельствования:

  1. Частичное (ЧТО) — проводится не реже 1 раза в год. При ЧТО осуществляется проверка документациии на кран и крановые пути, электрооборудования крана, состояния электрического кабеля, тормозной системы, приборов безопасности, состояния металлоконструкции крана, состояния крановых путей, их заземления, состояния грузовых канатов, крюков, обводных блоков, сварных и болтовых соединений, состояния площадок для обслуживания, ограждений, лестниц и т.п. При частичном освидетельствовании контрольные испытания оборудования не проводятся.
  2. Полное техническое освидетельствование (ПТО) проводится не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов — не реже одного раза в 5 лет (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования). Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора. При полном техническом освидетельствовании выполняются все работы по ЧТО, добавляется проведение статических (без перемещения груза) и динамических (с перемещением груза) испытаний с использованием контрольных грузов, превышающих номинальную грузоподъемность крана соответственно на 25% (1,25) и 10% (1,1).
  3. Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы, если иное не прописано в договоре.

    Внеочередное полное техническое освидетельствование крана проводится после:

  • монтажа, вызванного установкой крана на новом месте;
  • реконструкции крана;
  • ремонта расчётных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки;
  • капитального ремонта крана.

Результаты всех испытаний заносятся в паспорт крана или пути. Указывается дата проведения следующего освидетельствования.

Проведение технического освидетельствования может осуществляться специализированной организацией или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

Компания «ПрестижСервис» готова провести частичное и полное освидетельствование Вашего грузоподъемного оборудования, а также предоставить контрольные груза для статических и динамических испытаний.

Дополнительные услуги

Нужна консультация специалиста?

Звоните +7 (499) 400-08-78
Или оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 5 минут!

Елена
менеджер по продажам,
эксперт

Попробуйте пройти эти тесты:

  • Мировые столицы

    HTML-код Travel Business School Количество прохождений: 212 873 275 331 просмотров — 17 июля 2018 Пройти тест

  • Сколько вы знаете по шкале от 1 до 10?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 219 330 311 017 просмотров — 25 декабря 2018 Пройти тест

  • Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 500 232 720 140 просмотров — 06 марта 2019 Пройти тест

  • Какое имя подходит вам по знаку зодиака

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 262 121 328 981 просмотров — 14 августа 2019 Пройти тест

  • Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 239 642 337 561 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест

  • Тест: Попробуем угадать когда вы выйдете замуж?

    HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 223 701 286 670 просмотров — 12 января 2017 Пройти тест

  • Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 257 814 391 174 просмотров — 24 декабря 2018 Пройти тест

  • Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 315 077 473 777 просмотров — 12 июня 2018 Пройти тест

  • А насколько вы умны?

    HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 743 132 1 126 878 просмотров — 20 февраля 2017 Пройти тест

  • Этот тест определит 5 главных черт Вашего Характера

    HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 219 218 304 948 просмотров — 03 января 2017 Пройти тест

  • Узнаете ли вы самых красивых актрис СССР?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 216 521 386 776 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест

  • Насколько вы эрудированны?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 215 452 285 102 просмотров — 23 января 2019 Пройти тест

  • Тест: К какому Социальному Классу вы относитесь, основываясь на вашем словарном запасе

    HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 223 104 291 137 просмотров — 25 декабря 2016 Пройти тест

  • В чём ваш мозг крут

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 359 017 650 682 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест

  • Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 278 510 416 558 просмотров — 10 марта 2019 Пройти тест

  • Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 243 278 354 158 просмотров — 23 ноября 2018 Пройти тест

  • Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 256 516 421 850 просмотров — 21 марта 2019 Пройти тест

  • Тест на знание популярных пород собак

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 215 169 485 269 просмотров — 21 декабря 2018 Пройти тест

  • Тест на общие знания, который по зубам не каждому

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 398 161 583 889 просмотров — 22 февраля 2019 Пройти тест

  • Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?

    HTML-код Андрей Количество прохождений: 470 301 913 924 просмотров — 28 февраля 2019 Пройти тест

Ручная таль – правильное и неправильное использование, проверка состояния

Ручная таль распространенное и востребованное подъемное приспособление. Устройство ручной тали, как и особенности ее использования, интуитивно понятно, но существует ряд моментов, информацию о которых крайне полезно обновлять в памяти.

Правильное применение ручной тали (передвижные и стационарные)

  • Проверить соответствие допустимой грузоподъемности ручной цепной тали и груза, который планируется переместить;
  • Поднимать и перемещать груз, когда непосредственно под оборудованием или вблизи него находятся люди, запрещено;
  • Даже в том случае, если цепная таль находится в подвешенном состоянии и на крюке зафиксирован груз, проходить под узлом нельзя;
  • Маневрирование допускается только в том случае, если оператор рабочего процесса убедился в надежности зафиксированного на крюке груза;
  • Стационарная таль, как и передвижная конструкция, должна использоваться при температурном диапазоне от -10 до +50 градусов. Работая с подъемным оборудованием в условиях ниже 0, следует быть готовым к некоторому торможению, которое провоцирует минусовая температура;
  • Перед использованием все механизмы следует внимательно осматривать на предмет исправности и работоспособности. В случае обнаружения какого-либо несоответствия использовать ручную стационарную или передвижную таль запрещено!

Неправильное использование ручных цепных талей

  • Нельзя надеяться на запас прочности механизма, превышая показатели его грузоподъемности;
  • Устройство ручной тали любой модификации (стационарная, передвижная) не рассчитано на транспортировку людей;
  • Нельзя на собственное усмотрение модифицировать любые тали – ручные шестеренные, червячные, цепные и все другие типы (удлинение цепи, рукояти и т.д.);
  • Используя цепную таль, нельзя применять цепь для обмотки и фиксации груза;
  • Если цепь тали стала непригодна для дальнейшего использования, этот элемент нужно заменить, а не пытаться устранить неполадку посредством болтов.

Ручная таль цепная должна проверяться перед каждым использованием.

Проверке подлежат:

  • Цепь – проверка грузоподъемности цепи. Подбирая размер цепи, рекомендуется опираться на Положения ISO. Передвижная таль использует класс 80, DIN 6684 класс 8 или равноценный. Цепь нужно регулярно чистить от загрязнений и смазывать.
  • Проверка конечной цепи – элемент должен располагаться на последней петле;
  • Проверка крюков нижнего/верхнего – убедиться, что крюки не имеют никаких следов повреждений, трещин, коррозии и т.д.;
  • Проверка звеньев цепи – тали передвижные ручные шестеренные и другие модификации должны храниться так, чтобы не провоцировать изгибов и перекручивания цепи и ее звеньев.

Выполняя приведенные выше пункты, появляется реальная возможность своевременно заметить неисправность тали и предотвратить ее неправильное и небезопасное применение.

4.2. Лебедки

4.2.1.* Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР.

Место установки необходимо выбирать, исходя из следующих требований:

лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению грузов;

место установки лебедки должно обеспечивать обслуживающему персоналу хорошее наблюдение за поднимаемым грузом;

должны быть обеспечены простота крепления и правильное направление каната;

канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей. В случаях, когда такое пересечение неизбежно, в местах прохода или проезда следует устанавливать ограждение с предупреждающими знаками безопасности “Осторожно! Опасная зона” и выставлять наблюдающих.

При установке в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия или за кирпичную стену стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей его должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление производится за раму лебедки. Приваривать раму запрещается.

На обвязывающем канате крепление его конца осуществляется с помощью зажимов, число которых определяется при проектировании, но не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.

При установке лебедок на земле их следует крепить за якорь или с упором и противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.

4.2.2. Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам обслуживания оборудования, а также крепить их к трубопроводам и их подвескам запрещается.

4.2.3. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.

Не допускаются к дальнейшей эксплуатации и подлежат замене детали лебедок:

чугунные барабаны, имеющие трещины или отбитые края реборд. В стальных барабанах допускается заварка трещин и вставка отбитых частей реборд с соответствующей разделкой кромок трещин и места вставки;

шестерни при отсутствии части зубьев или наличии трещин в любом месте (заварка трещин не допускается);

шестерни лебедок с ручным приводом при износе зубьев более 20 % их первоначальной толщины и шестерни лебедок с электрическим приводом при износе зубьев больше допустимого (приложение 6 “Допустимая толщина зубьев шестерен электрических лебедок при износе”). Наварка и заварка зубьев запрещается;

деформированные корпуса ручных рычажных лебедок, неисправные предохранительные детали, изношенные трущиеся детали тяговых механизмов (сжимы — желобчатые пазы и цапфы), а также фигурные вырезы серег и деформированные крюки;

подшипники, имеющие трещины или отбитые края, и их втулки, имеющие зазор более 0,6 мм — для лебедок с электрическим приводом и износ более 2 % первоначального диаметра — для лебедок с ручным приводом;

поломанные детали тормоза и детали тормоза лебедок с электрическим приводом, у которых разработка отверстий увеличивает “мертвый” ход более чем на 10 %. Размер “мертвого” хода должен проверяться при зажатых колодках;

валы и оси лебедок с электрическим приводом, имеющие разработанные шпоночные канавки, раковины, наплывы, расслоения, трещины, а также зазор более 0,6 мм (после удаления задиров на шейках);

валы лебедок с ручным приводом при износе шеек более 4 % первоначального диаметра, криволинейности свыше 3 мм на 1 м длины;

храповики при отсутствии зубьев или наличии трещин;

собачки при наличии выщербленных мест на их упорной части;

эластичные муфты, имеющие сломанные пальцы, износ тормозного шкива и задиры на тормозной поверхности;

тормозные колодки, имеющие износ обкладок более чем на 0,5 их первоначальной толщины.

4.2.4.* Перед пуском в работу (после капитального ремонта и периодически, но не реже 1 раза в год) должно измеряться сопротивление изоляции электрооборудования лебедок мегаомметром на напряжение 500 В, а также должна производиться проверка надежности заземления корпусов. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

Не допускается к дальнейшей эксплуатации и подлежит сушке электрооборудование лебедок, имеющих, изоляцию с сопротивлением менее 0,5 МОм.

4.2.5. При отсутствии специального стенда испытания лебедок допускается производить на ровной специально оборудованной площадке, позволяющей провернуть под нагрузкой барабан лебедки не менее чем на два полных оборота.

4.2.6. При статических испытаниях лебедок с электрическим и ручным приводом канат должен находиться на последнем слое навивки. Для получения диаметра барабана, соответствующего последнему слою навивки, допускается обкладывать его деревянными брусками.

Увеличенный диаметр барабана должен быть равен D + 100 мм для лебедок с тремя слоями навивки и D + 200 мм для лебедок с пятью слоями.

Для испытания лебедки на барабане оставляется не менее пяти витков закрепленного на нем каната, остальной канат разматывается и пропускается через отводные блоки испытательной схемы (рис. 4.1). Свободный конец каната прикрепляется к испытательному грузу. Затем груз поднимается на высоту 100 мм и выдерживается в таком положении 10 мин.

Статическое испытание лебедок можно проводить также с помощью проверенного исправного динамометра, поддерживая в течение 10 мин соответствующую постоянную нагрузку.

При испытании лебедки с ручным рычажным приводом можно подвешивать ее к треноге или какой-либо другой конструкции, выдерживающей двойную нагрузку лебедки. При самопроизвольном опускании испытательного груза, составленного на весу, лебедка считается не выдержавшей испытания.

Испытательные нагрузки при испытаниях лебедок должны соответствовать указанным в п.п. 4.1.14 и 4.1.16 настоящих Правил.

Рис. 4.1. Схема испытания лебедок

а – с помощью груза; б – с помощью динамометра;

1 – лебедка; 2 – якорь; 3 – отводной блок; 4 – груз; 5 – динамометр.

4.2.7. Статическое испытание лебедок для подъема людей должно производиться нагрузкой, превышающей в 1,5 раза их грузоподъемность.

4.2.8. Динамические испытания лебедок заключаются в повторных (не менее 6 раз) подъемах и опусканиях на высоту не менее 1 м испытательного груза. Подъем груза осуществляется в первом положении контроллера.

Поднятый груз останавливается и при этом проверяется отсутствие самопроизвольного его опускания. Продолжение подъема груза производится с положения, в котором он был остановлен, без опускания его на землю.

Тормозная система лебедки проверяется остановкой груза на спуске. У лебедок с электрическим приводом груз опускается как с помощью электродвигателя, так и путем растормаживания барабана при отключенном электродвигателе. При этом проверяются надежность работы тормозов, отсутствие нагрева тормозных колодок выше 60 °С и всех подшипников выше 70 °С, отсутствие ненормального шума в работе зубчатых передач, подтеков и выбрасывания масла из подшипников и других дефектов.

4.2.9. Тяговые с ручным и электрическим приводом лебедки динамическому испытанию не подвергаются.

4.2.10. При обнаружении дефектов во время испытаний лебедок испытания должны быть проведены вновь после устранения дефектов.

Если при испытаниях не будет обнаружено неисправностей, лебедка считается выдержавшей испытания.

4.2.11. Запрещается работа лебедок в следующих случаях:

при ненадежном закреплении их на рабочем месте;

неисправности тормозов;

неисправности электропривода;

отсутствии ограждения привода;

ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке (петли, слабина).

Запрещается также ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтягивание ослабленных соединений во время работы лебедок.

4.2.12.* Металлические части лебедок с электрическим приводом должны быть заземлены всегда, а лебедок с ручным приводом — в случае их применения при производстве работ на воздушных линиях электропередачи, находящихся под напряжением. Заземление должно быть выполнено под болт. Приваривать заземление к раме лебедки запрещается.

4.2.13. Канат лебедки при правильной навивке должен ложиться на барабан ровными плотными рядами. Расстояние между верхним слоем навитого каната и наружным диаметром реборды должно быть не менее двух диаметров каната. При низшем положении грузозахватного органа лебедки на барабане должно оставаться не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

В целях уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебедку, канат должен подходить к барабану снизу (рис. 4.2). Кроме того, положение набегающей на барабан ветви каната должно быть по возможности близко к горизонтальному и не более чем на 2° отклоняться от плоскости, перпендикулярной оси барабана. Для этого в необходимых случаях на подходах к лебедке канат должен пропускаться через один или несколько отводных блоков. Расстояние от оси барабана до оси отводного блока, ближайшего к лебедке, должно быть не менее 20 длин барабана.

Рис. 4.2. Намотка каната на барабан

4.2.14. При подъеме грузов одновременно двумя лебедками конструкции их должны подбираться так, чтобы скорости навивания канатов на барабаны были одинаковыми. Подъем грузов должен выполняться под наблюдением работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов, и при наличии ППР.

4.2.15. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается. Люльки, с которых работа не производится, должны быть опущены на землю.

4.2.16. Для подъема груза лебедками с ручным приводом последние должны быть снабжены безопасными рукоятками, находящимися в зацеплении с приводным валом только при вращении их в сторону подъема, или автоматически действующим грузоупорным тормозом, исключающим возможность произвольного опускания груза.

Лебедки, не оборудованные автоматически действующим тормозом или безопасной рукояткой, могут применяться только в качестве тяговых, о чем делается специальное указание в паспорте лебедки.

Рукоятки лебедок с ручным приводом должны быть снабжены свободно проворачивающимися втулками.

4.2.17. При работах с лебедками с ручным приводом число рабочих, обслуживающих лебедку, следует выбирать, руководствуясь конкретными условиями работы и расчетным усилием, которое рабочий должен прилагать к рукоятке. Усилие, прилагаемое к рукоятке одним человеком, должно быть не более 120 Н (12 кгс), при кратковременной работе допускается увеличение усилия до 200 Н (20 кгс).

4.2.18. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом запрещается:

находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;

применять рычаг, имеющий длину более предусмотренной техническими данными лебедки;

переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.

При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат все время должны находиться на одной прямой.

4.2.19. Эксплуатация рычажных лебедок при проскальзывании каната в случае изменения направления движения рукоятки прямого хода, недостаточном протягивании каната за один ход, а также при свободном проходе его в сжимах тягового механизма, срезке предохранительных штифтов или фиксаторов запрещается.

4.2.20. При подъеме груза лебедками с электрическим приводом менять ход лебедки с прямого на обратный следует с остановкой лебедки, а при подходе груза к крайним положениям — с замедлением хода.

При обнаружении дефектов в электроприводе (сильный нагрев электродвигателя, катушек электромагнита, резисторов, подшипников; сильное искрение щеток электродвигателя или появление дыма, запаха гари; ощущение действия тока при соприкосновении с деталями лебедки) следует немедленно прекратить работу.

4.2.21.* Лебедки для подъема люлек должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими автоматически и независимо один от другого при отключении электродвигателя лебедки.

Один из тормозов должен быть колодочным с коэффициентом запаса торможения не менее 2. Коэффициент запаса торможения второго тормоза должен быть не менее 1,25.

4.2.22. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связи вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, запрещается.

4.2.23. Во время эксплуатации лебедок должны своевременно смазываться все трущиеся части во избежание преждевременного износа деталей.

4.2.24.* Перед допуском к работе с применением лебедки необходимо проверить:

наличие непросроченной даты технического освидетельствования лебедки;

соответствие места установки, способа крепления лебедки и расположения блоков проекту производства работ;

надежность закрепления каната к барабану лебедки, отсутствие косого натяжения и состояние каната, правильность расположения каната на блоках;

исправность тормозов и электропривода;

наличие ограждения привода.

В процессе работы необходимо следить за исправностью лебедки, правильной навивкой каната лебедки на барабан, не допуская его соскальзывания на вал лебедки.

> Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями — Требования к лебедкам

Страница 10 из 26

Раздел 4, Подраздел 2

Требования к лебедкам и к выполнению работ с их применением

6.2.1. Место установки лебедок, способ закрепления их, а также
размещение блоков должны указываться в ППР и удовлетворять
требованиям ДНАОП 0.00-1.03-93 «Правила устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов».
Место установки лебедок необходимо выбирать с соблюдением
следующих требований:
— лебедка должна находиться вне зоны выполнения работ по подъему
и перемещению грузов;
— место установки лебедки должно обеспечивать обслуживающим её
работникам хорошее наблюдение за поднимаемым грузом;
— должны обеспечиваться необходимое закрепление каната и
правильное его направление. Канат, идущий к лебедке, не должен
пересекать дороги и проходы для людей. В случае, когда такое
пересечение неизбежно, в местах прохода или проезда необходимо
установить ограждения с предупреждающими знаками безопасности
«Обережно! Небезпечна зона!» (» Осторожно! Опасная зона») и выставить
наблюдающего.
При установке лебедки в помещении ее раму необходимо закрепить
стальным канатом: или за колонну здания, или за железобетонный или
металлический ригель перекрытия здания, или за кирпичную стену.
Диаметр и количество ветвей каната должны рассчитываться, исходя из
грузоподьемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6.
Конец обвязывающего каната необходимо закреплять с помощью зажимов
количество которых определяется при проектировании, но их должно
быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца
каната от последнего зажима должны составлять не менее шести
диаметров каната.
При установке лебедок на земле они должны закрепляться: или за
якорь, или с упором и противовесом.
Устойчивость лебедки необходимо проверять расчетом.
Запрещается приваривать раму лебедки.
6.2.2. Лебедки, применяемые для подъёма и опускания передвижных
лесов и люлек, должны соответствовать требованиям ДНАОП 0.00-1.03-93
«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Они должны укрепляться на фундаменте или на раме лебедки должен быть
крепко закрепленный к ней балласт — для обеспечения устойчивости
лебедки при двойной рабочей нагрузке.
6.2.3. Запрещается, независимо от места установки лебедки — в
здании или вне его, приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам
обслуживания оборудования, а также закреплять их к трубопроводам и их
подвескам.
6.2.4. Не допускается выполнять работы лебедками, при осмотре
которых обнаружены дефекты.
Должны изыматься из дальнейшей эксплуатации и заменяться
исправными следующие детали лебедок:
— чугунные барабаны — при наличии трещин или отбитых краев
реборд. В стальных барабанах допускается заваривать трещины и
вставлять отбитые части реборд с соответствующей обработкой кромок
трещин и места вставки этих частей;
— шестерни — при отсутствии части зубьев (одного и более) или
при наличии трещин в любом месте (заваривание трещин не допускается);
— шестерни лебедок с ручным приводом — при износе зубьев более
20 % их первоначальной толщины и шестерни лебедок с электрическим
приводом — при износе зубьев более допустимого. Запрещается
наваривать и заваривать зубья;
— деформированные корпуса ручных рычажных лебедок, неисправные
предохранительные детали, изношенные трущиеся детали тяговых
механизмов (сжимы — желобчатые пазы и цапфы), а также деформированные
фигурные вырезы серег и крюки;
— подшипники — при наличии трещин или отбитых краёв, а также
втулки подшипников — при наличии в них зазора более 0,6 мм — для
лебедок с электрическим приводом, а также при износе более 2 %
первоначального диаметра — для лебедок с ручным приводом;
— поломанные детали тормоза и детали тормоза лебедок с
электрическим приводом — при наличии в них разработанных отверстий,
которые увеличивают «мертвый» ход более чем на 10 %. Размер
«мертвого» хода должен проверяться при зажатых колодках;
— валы и оси лебедок с электрическим приводом — при наличии в них
„уработанных шпоночных канавок, раковин, наплывов, расслоений, трещин
а также при наличии зазора более 0,6 мм (после устранения задиров на
шейках);
— валы лебедок с ручным приводом — при износе шеек более 4 %
первоначального диаметра, криволинейности — более 3 мм на 1 м длины;
— храповики — при отсутствии зубьев или при наличии трещин;
— собачки — при наличии выщербленных мест на их упорной части;
— эластичные муфты — при наличии у них сломанных пальцев,
изношенного тормозного шкива и задиров на тормозной поверхности;
— тормозные колодки — при наличии у них обкладок, изношенных
более чем на 0,5 их первоначальной толщины.
6.2.5. Перед вводом в эксплуатацию, после капитального ремонта и
периодически, через каждые 12 мес., лебедки должны проходить
техническое освидетельствование в соответствии с требованиями ДНАОП
0.00-1.03-93 «Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов».
При проведении технического освидетельствования необходимо
измерять сопротивление изоляции электрооборудования мегомметром на
напряжение 1000 В, которое должно быть не менее 0,5 МОм, а также
необходимо проверять надежность заземления корпусов.
Не допускается к дальнейшей эксплуатации и подлежит высушиванию
электрооборудование лебедок, сопротивление изоляции которых менее
0,5 МОм.
6.2.6. При техническом освидетельствовании испытание лебедок
должно проводиться на специальном испытательном стенде, а при его
отсутствии — на ровной специально оборудованной площадке, позволяющей
провернуть под нагрузкой барабан лебедки не менее чем на два
оборота.
При этом испытательная нагрузка лебедок должна соответствовать
нагрузке, указанной в пункте 6.1.7 настоящих Правил.
6.2.7. Не подлежат динамическому испытанию, тяговые лебедки с
ручным и электрическим приводами.
6.2.8. При проведении статического испытания лебедок с
электрическим и ручным приводом канат должен быть на последнем слое
навивки. Для получения диаметра барабана, соответствующего последнему
слою навивки, допускается обкладывать его деревянными брусками.
Увеличенный диаметретр барабана должен быть: О + 100 мм — для
лебедок с тремя слоями навивки и О + 200 мм — для лебедок с пятью
слоями.
Для испытания лебедки на барабане должны быть оставлены не менее
пяти витков закрепленного на нем каната; оставшийся канат необходимо
размотать и пропустить через отводные блоки испытательной схемы.
Свободный конец каната следует закрепить к испытательному грузу.
После этого груз необходимо поднять на высоту 100 мм и выдержать
в таком положении в течение 10 мин.
Статическое испытание лебедок можно проводить также с помощью
проверенного исправного динамометра, поддерживав в течение 10 мин
соответствующую постоянную нагрузку.
При испытании лебедки с ручным рычажным приводом её можно
подвешивать к треноге или к какой-либо другой конструкции,
выдерживающей двойную нагрузку лебедки.
Лебедка считается выдержавшей испытание, если оставленный
подвешенным испытательный груз самопроизвольно не опускается.

6.2.9. Статическое испытание лебедок, предназначенных для подъёма
людей, должно проводиться нагрузкой, в 1,5 раза превышающей их
грузоподъемность.
6.2.10. Динамическое испытание лебедок заключается в повторных
подъёмах и опусканиях испытательного груза на высоту не менее 1 м.
Такое испытание необходимо проводить не менее 6 раз. Подъём груза
необходимо осуществлять в первом положении контроллера.
При проведении испытаний поднимаемый груз останавливают и
проверяют отсутствие самопроизвольного его опускания. Затем груз
поднимают из того положения, в котором он был остановлен (не опуская
его на землю).
Тормозную систему лебедки проверяют остановкой груза на спуске. У
лебедок с электрическим приводом груз опускают как с помощью
электродвигателя, так и растормаживанием барабана при отключенном
электродвигателе, проверяя при проведении этой операции надежность
работы тормозов, отсутствие нагрева тормозных колодок выше 60 °С и
всех подшипников выше 70 °С, отсутствие ненормального шума в работе
зубчатых передач, подтёков и выбрасывания масла из подшипников, а
также других дефектов.
6.2.11. При обнаружении дефектов при проведении испытаний лебедок
испытание необходимо провести вновь после .устранения этих дефектов.
Если при проведении испытаний не обнаружено неисправностей,
лебедка считается выдержавшей испытания.
6.2.12. Работа с применением лебедок должна выполняться при
условии:
— надежного закрепления лебедок на рабочем месте;
— исправности тормозов;
— исправности электропривода;
— наличия ограждения привода;
— надежного закрепления, каната на барабане, и правильной его
навивке (без появления петель, послабления каната и т. п.).
Управлять лебедкой вручную необходимо с применением рукавиц.
Ремонтировать или подтягивать ослабленные соединения разрешается
только после вывода лебедки из работы.
6.2.13. Металлические части лебедок необходимо заземлять «под
болт» — для лебедок с электрическим приводом; для лебедок с ручным
ПРИВОДОМ такое заземление всех металлических частей необходимо
выполнять в случае проведения работ на воздушных линиях
электропередачи, находящихся под напряжением.
Запрещается приваривать заземление к раме лебедки.
6.2.14. Канат лебедки при правильной навивке должен ложиться на
барабан ровными плотными рядами; расстояние между верхним слоем
навитого каната и наружным диаметром реборды должно быть не менее
двух диаметров каната. В нижнем положении грузозахватного органа
лебедки на барабане должно оставаться не менее 1,5 витка каната, не
считая витков, находящихся под зажимным устройством.
Для уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебёдку,
канат должен подходить к барабану снизу. Кроме того, положение
набегающей на барабан ветви каната должно быть, по возможности,
близко к горизонтальному положению и не более чем на 2° отклоняться
от плос-. кости, перпендикулярной к оси барабана. Для этого, в случае
необходимости, на подходах к лебедке канат должен пропускаться через
один или несколько отводных блоков. Расстояние от оси барабана до оси
ближайшего к лебедке отводного блока должно составлять не менее 20
длин барабана.
6.2.15. При подъёме грузов одновременно двумя лебедками
конструкции лебедок необходимо подбирать так, чтобы скорости
наматывания канатов на барабаны были одинаковыми. Поднимать груз
необходимо под наблюдением работника, ответственного за безопасное
выполнение работ по перемещению грузов, и при наличии ППР.
6.2.16. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану
лебедки необходимо прочно закрепить. Движение канатов при подъеме и
опускании люлек должно быть свободным.
Не допускается трение канатов о выступающие конструкции. Люльки с
которых работу не выполняют, необходимо опустить на землю.
6.2.17. Лебедки с ручным приводом должны быть оборудованы: или
безопасными рукоятками, находящимися в зацеплении с приводным валом
только при условии вращения их в сторону подъёма, или автоматически
действующим грузоупорным тормозом, исключающим возможность
самопроизвольного опускания груза.
Лебедки, не оборудованные автоматически действующим тормозом или
безопасной рукояткой, разрешается применять только в качестве
тяговых, что должно указываться в паспорте лебедки.
Рукоятки лебедок с ручным приводом должны быть оборудованы
свободно проворачивающимися втулками.
6.2.18. При выполнении работ с применением лебедок с ручным
приводом количество обслуживающих лебедку работников необходимо
определять, руководствуясь конкретными условиями работы и расчетным
усилием, которое работник, выполняющий работу с применением лебедки,
должен прикладывать к рукоятке.
Усилие, прикладываемое к рукоятке одним работником, не должно
превышать 120 Н (12 кгс); при кратковременной работе разрешается
увеличивать усилие до 200 Н (20 кгс).
6.2.19. Не разрешается при выполнении работ с применением лебедок
с ручным рычажным приводом:
— находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;
— применять рычаг, имеющий большую длину, чем предусмотрено
техническими данными лебедки;
— переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.
При выполнении работ перемещаемый груз должен надежно закрепляться к
крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без
рывков и заеданий; тяговый механизм и канат все время должны
находиться на одной прямой.
6.2.20. Не разрешается выполнять работу с применением рычажных
лебедок при проскальзывании каната в случае изменения направления
движения рукоятки прямого хода, при свободном прохождении его в
сжимах тягового механизма, а также при срезке предохранительных
штифтов или фиксаторов.
6.2.21. Изменять ход с прямого на обратный при поднимании груза
лебедками с электрическим приводом необходимо только после остановки
лебедки, а при подходе груза к крайним положениям — после замедления
хода.
При обнаружении дефектов в электроприводе (сильный нагрев
электродвигателя, катушек электромагнита, резисторов, подшипников;
сильное искрение щеток электродвигателя или появление дыма, запаха
гари; ощущение действия тока при соприкосновении с деталями лебедки и
т. п.) необходимо немедленно прекратить работу и отключить
электродвигатели лебедки от сети питания.
6.2.22. Лебедки, предназначенные для подъёма людей, должны иметь
конструкцию и схему управления в соответствии с требованиями ДНАОП
0.00-1.03-93 «Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов».
6.2.23. При эксплуатации лебедок необходимо своевременно
смазывать все трущиеся части, — чтобы предотвратить преждевременный
износ деталей лебедки.
6.2.24. Перед допуском к работе с применением лебедки необходимо
проверить:
— наличие непросроченной даты технического освидетельствования
лебедки;
— соответствие указанным в ППР: места установки, способа
закрепления лебедки и размещения блоков;
— надежность закрепления каната к барабану лебедки, отсутствие
косого натяжения и состояние каната, правильность расположения каната
на блоках;
— исправность тормозов и электропривода;
— наличие ограждения привода.
Во время выполнения работы необходимо следить за исправностью
лебедки, за правильным наматыванием каната лебедки на барабан, не
допуская его соскальзывания на вал лебедки.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *