Содержание

Ручные пожарные лестницы их назначение, применение и испытание

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах. Ручные лестницы приводят в действие пожарными вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц:

  • лестница-палка;
  • штурмовая лестница;
  • выдвижная трехколенная лестница.

Изготавливают их из дерева и алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара или чрезвычайной ситуации.

ТТХ лестниц пожарных

Лестница-палка

Лестница-палка (ЛП)

Лестница-палка (ЛП) – предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования, как таран, при открывании дверей.

Лестница-палка вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде – как приставную. Она может также использоваться как носилки при выносе пострадавших.

Лестница состоит из двух тетив и восьми ступеней. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней, что позволяет ее сдвигать.

На каждом конце тетивы расположено углубление, за которое убирается конец другой тетивы при составлении ступеней. Ступени лестницы прячутся в пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, является железной втулкой, плотно вставленной в конец ступени.

В сложенном состоянии лестница является палкой с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

Характеристики ЛП

Длина лестницы, мм:
– в сложенном состоянии 3400
– в разложенном состоянии 3116
Сечение составленной лестницы, мм 105 × 68
Расстояние между тетивами, мм 250
Шаг между ступенями, мм 340
Масса, кг, не более 10,5

Испытание ЛП

Один раз в год и после каждого ремонта лестница-палка испытываться. Перед использованием ее на соревнованиях предоставляется акт проверки. Запрещается использовать лестницу, имеющею неисправности, повреждения основных частей или такую, которая не прошла испытаний.

При испытании на прочность лестница-палка раскладывается и устанавливается на твердую почву к стене под углом 750 к горизонтали. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка:

  • (1,2±0,05) кН ((120 ± 5) кгс) – для деревянных лестниц-палок;
  • (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс) – для металлических лестниц-палок.

Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается. После проверки лестница-палка легко разлагаться, свободно и плотно складываться не иметь никакой деформации.

Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Штурмовая лестница (лестница-штурмовка)

Штурмовая лестница

Штурмовая лестница (ЛШ) – предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Состоит из двух тетив, которые соединены 13-ю ступенями и стального крюка. Для повышения прочности тетивы под 1-м, 7-м и 12-м ступеням стянуты металлическими стяжками, нижние концы тетив заостренные.

Применение штурмовой лестницы

По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные страховочные тросы, которые охватывают верхнюю ступень вместе со стяжкой, для укрепления лестницы по периметру. Стальной крюк имеет хвостовую и консольную часть. Форма крюка обеспечивает равномерную прочность по всей его длине. Крюк закрепляется к лестнице с помощью специальных металлических коробов на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка есть зубы для надежного сцепления с подоконником. Вдоль крюка двух сторон имеются ребра жесткости.

Характеристика ЛШ

Длина лестницы, мм: 4100
Ширина, мм

300

Вынес крюка, мм

650

Расстояние между тетивами, мм

250

Шаг между ступенями, мм

340

Масса, кг, не более 10

Испытание ЛШ

Один раз в год и после каждого ремонта ЛШ должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Порядок испытания лестницы штурмовой

Внешним осмотром у лестницы-штурмовой проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовой состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовой подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовой подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовая не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Выдвижная трехколенная лестница

Трехколенная лестница

Выдвижная трехколенная лестница Л-60 – предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасения людей, или подъема пожарно-технического оборудования.

Состоит из комплекта трех металлических колен однотипного профиля (нижнего, среднего и верхнего), механизма выдвижения, смещение и фиксации. Колени должны состоят из двух тетив специального сечения, которые соединены между собой рифленые трубами. Все колена имеют по двенадцать ступеней, которые закреплены в отверстиях тетив развальцовкой.

При выдвижении и составлении каждое колено скользит между тетивами предыдущего. Нижние концы тетив первого колена и верхние концы имеют по две стеновые опоры.

Выдвижение лестницы производится перемещением веревки через поперечный и подвижной блоки. Для прекращения выдвижения – прекращают перемещения веревки, и механизм остановки фиксирует лестницу в выдвинутом состоянии.

Для составления лестницы необходимо сначала переместить веревку и медленно уменьшать усилия на веревке. Обеспечить плавное опускание колен.

Характеристика Л-60

Длина лестницы, мм:
– в сложенном состоянии 4380
– в разложенном состоянии 10700
Высота пакета колен, мм 202
Длина колен, мм
– нижнего 4240
– среднего 4010
– верхнего 4010
Расстояние между тетивами, мм 250
Шаг между ступенями, мм 350
Масса, кг, не более 48

Испытание Л-60

Один раз в год и после каждого ремонта выдвижная лестница должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Испытание трехколенной лестницы

Во время проведения внешнего осмотра проверяется состояние тетив и ступеней. На поверхности выдвижной лестницы не должно быть трещин, выбоин, вмятин и следов коррозии, также проверяется состояние крепления арматуры, троса и веревки механизма выдвижения и фиксации колен.

Испытания выдвижной пожарной лестницы состоит из двух частей: проверка выдвижения и фиксации колен и испытания на прочность.

Проверка выдвижения и фиксации колен выдвижной пожарной лестницы должна проходить плавно, равномерно, без рывков и заеданий. Сдвиг колен лестниц должен проходить под действием собственной массы.

Фиксирующее устройство должен стопорить колени лестницы на любой высоте, что кратная шага ступеней. Оба крюка фиксирующего устройства должны входить в зацепление с ступенями колена, расположенного выше.

При испытании на прочность выдвижная пожарная лестница устанавливается на твердую почву, выдвигается на всю длину и приставляется к стене под углом (75±5) 0 к горизонтали (на расстоянии 2-3,5 м от стены).

К лестнице последовательно прикладывается такую ​​нагрузку:

  • (1,0±0,05) кН ((100±5) кгс) – одновременно на каждое колено посреди его длины, в середине ступени;
  • (2,0±0,05) кН ((200±10) кгс) – на второе колено посреди его длины, в середине ступени.

Лестница содержится при каждой указанной нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

Веревка лестницы должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации и повреждений.

После испытаний лестница не должна иметь остаточной деформации и повреждений деталей определяется визуально, колени выдвижной лестницы должны свободно выдвигаться и сдвигаться. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Испытание ручных пожарных лестниц

Ручные пожарные лестницы – обязательное оборудование, состоящее на вооружении пожарно-технического расчета, выезжающего на вызов в населенном пункте. Их назначение – подъем спасателей на верхние этажи и вывод пострадавших из огня. Успех проводимой операции во многом зависит от исправности инвентаря, поэтому с целью проверки устройства был разработан ГОСТ Р 53275-2009, в котором прописаны методы и периодичность его испытаний. Для каждого спасателя инструкция по испытанию ручных пожарных лестниц становится рабочим конспектом.

Виды оборудования

Правила эксплуатации и испытания пожарных ручных лестниц зависят от их вида. На вооружении МЧС стоит три типа лестниц:

  • палка;
  • штурмовая;
  • выдвижная.

Палка

Конструктивно – это две параллельных тетивы, соединенные между собой восьмю опорными ступеньками. Ступени крепятся на шарниры, благодаря чему конструкция трансформируется в тонкую палку. Назначений у этого оборудования несколько:

  • подъем не выше первого этажа;
  • преодоление заборов;
  • носилки для пострадавшего;
  • в сложенном виде – биток для перегородок и дверей.

Стандарт для этого оборудования:

  • длина в сложенном виде – 3400 мм;
  • длина в разложенном виде – 3116 мм;
  • ширина – 250 мм;
  • шаг – 340 мм;
  • вес – 10.5 кг.

Штурмовая

Конструкция – две тетивы с жестким соединением ступенями. Вверху – крюк для крепления на опору. Ее применение – вторые этажи жилых зданий и покатые крыши. Может использоваться самостоятельно или в сочетании с выдвижным оборудованием. Такие лестницы делают из дерева или металла.

Размеры ШЛ:

  • длина – 4100 мм;
  • ширина – 250 мм;
  • вылет крюка – 600 мм;
  • шаг – 340 мм;
  • вес – 10 кг.

Выдвижная

На вооружении МЧС РФ стоит трехколенная лестница Л60. Колена связаны параллельно. Дополнительное оборудование – механическое устройство для перемещения звеньев относительно друг друга в осевом направлении, что позволяет регулировать длину в зависимости от сложности ситуации. В каждом колене – 12 ступеней. Внизу на тетивах – стальные упоры. Края верхнего колена дополнены стенными упорами.

Назначение ВЛ:

  • подъем спасателей на высоту второго-третьего этажа здания с его внешней стороны;
  • работа в зданиях с высокими потолками;
  • подъем противопожарного оборудования и инвентаря на крышу двухэтажного строения или в окно третьего этажа жилого дома.

Характеристики:

  • длина в сложенном виде – 4400 мм;
  • длина в разложенном виде – 10700 мм;
  • ширина – 480 мм;
  • шаг – 350 мм;
  • вес – 45 кг.

Сроки и порядок испытания ручных пожарных лестниц

Все подъемные устройства, которыми пользуются спасатели, первое тестирование проходят перед сдачей в работу. В процессе эксплуатации сроки испытаний ручных пожарных лестниц устанавливаются индивидуально на каждом предприятии, учитывая рекомендованную минимальную периодичность раз в год.

Разработана также общая инструкция:

  1. Осмотр оборудования на целостность несущих деталей и мест соединения согласно документации от производителя.
  2. Замеры в соответствии с технической документацией.
  3. Проверка прочности каркаса.
  4. Статическое взвешивание.
  5. Проверка вертикальных стоек методом кручения.
  6. Контроль изгибов и срезов ступеней.
  7. Прочность соединения колен ВЛ.
  8. Измерение усилий при раскладке.
  9. Проверка прочности крюка.

Эти пункты обязательны при испытании оборудования раз в год. Такой параметр, как стабильность работы и потенциал выдвижной подъемной установки, проверяется раз в три года.

Испытание лестницы-палки

Контроль состояния оборудования проводят ежегодно или после каждого капремонта. Прочность проверяют при разложенной конструкции. Лестницу приставляют к стене под углом 75° относительно горизонтали. Обязательное условие – ровная площадка под опорами. На среднюю ступень крепят нагрузку:

  • для деревянных – (1.2±0,05)кН((120±5)кгс);
  • для металлических – (2.0±0,1)кН((200±10)кгс).

Нагрузку устанавливают на 130±10 секунд. После испытания на поверхности деталей не должно остаться повреждений, остаточного прогиба, а части не должны быть подвергнуты деформации. Вместо груза можно использовать динамометр.

Стандартные сроки испытания штурмовок – раз в 12 месяцев. Сначала визуально оценивают состояние крюка, страховочного троса и тетив.

Порядок испытания ручных пожарных штурмовых лестниц предполагает два этапа:

  1. Тетивы проверяют посредством подвешивания на 2-3 близлежащих с тетивами зубах крюка. На среднюю ступень крепится нагрузка (2.0±0,1)кН((200±10)кгс). Ее оставляют на 2 минуты, после чего снимают и проверяют дефекты и остаточные изменения в состоянии.
  2. Чтобы проверить крюк, лестницу подвешивают за большой зуб. В нижней части на высоте второй ступени у обеих тетив крепят груз (1.6±0,05)кН((160±5)кгс). Выдерживают 130 секунд и проверяют остаточную деформацию и возможные трещины на крюке.

Испытание выдвижной лестницы

По инструкции ВЛ проверяют раз в 12 месяцев. Обязательно оценивают состояние тетив, отсутствие трещин и выбоин на ступенях, следов коррозии на металле. В результате испытаний подтверждают состояние креплений арматуры, троса и веревки, механизма фиксации колен.

Проверка предполагает две стадии:

  1. При проверке выдвижения лестницу ставят на твердую ровную поверхность и приставляют к стене под 75° относительно горизонтали. Расстояние от стены при этом должно быть 2.5-3 м. Далее прикладывают нагрузку. Сначала (1.0±0,05)кН((100±5)кгс) сразу на три колена посередине центральной ступени. Затем – (2.0±0,05)кН((200±10)кгс) на среднюю ступень второго колена. Каждый раз нагрузку оставляют на 130 секунд.
  2. При испытании фиксирующего устройства проверяют прочность стопора каждой части на любой высоте, кратной шагу ступеней.

Результат, который позволит использовать оборудование в дальнейшей работе – отсутствие остаточной деформации и соответствие показателей нормам, прописанным в технической документации от производителя.

Результаты испытаний обязательно заносят в журнал проверки пожарно-технического оборудования.

Возможные неисправности

При выявлении малейших поломок пользоваться оборудованием запрещено. Тем не менее, в работе нередко возникают трудности:

  1. Установка не складывается или не раскладывается. Причина поломки – заедание каната на стыке блоков. Чтобы решить проблему, необходимо достать канат и правильно уложить его в обойму, а также настроить расстояние между обоймой и блоком.
  2. Перекос и сопротивление при складывании и раскладывании ВЛ. Возникает из-за несоблюдения расстояния между упорами передних стоек или задними упорами и стойкой. В этом случае необходимо отрегулировать зазоры.
  3. Не работает фиксатор. Причина – поломка стопора. В этом случае меняют крюки и пружины.

Испытания пожарно – технического вооружения

Ручные пожарные лестницы должны испытываться 1 раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

ВЫДВИЖНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твёрдом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75град. к горизонтали (2.8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. верёвка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

ШТУРМОВАЯ ЛЕСТНИЦА

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

ЛЕСТНИЦА-ПАЛКА

При испытании лестница-палка устанавливается на твёрдом грунте, прислоняется под углом 75град. к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Лестница штурмовка: испытание, характеристики

Штурмовая лестница — специальное устройство, являющееся частью пожарно-технического оборудования. Лестницу-штурмовку используют пожарные и спасатели. Подъём по штурмовой лестнице дает возможность пожарному попасть на верхний этаж здания, а также перемещаться по крыше.

В данное время она используется достаточно редко. По большей части ее применяют на состязаниях по пожарно-прикладному спорту. Лестница-штурмовка не предназначена для того, чтобы спасать человека из горящего помещения, исключение составляют сложные экстренные случаи.

Лестница-штурмовка представляет собой 2 тетивы, которые соединены между собой с помощью опорных ступенек. В ее составе также имеется крюк, предназначенный для подвешивания всей конструкции за опорную поверхность. Для удобства подъема по штурмовой лестнице крепежи ступеней дополнительно усиленны металлическими стяжками. Такая конструкция должна быть очень прочной.

Лестница-штурмовка может быть изготовлена из металла либо дерева. На деревянных конструкциях ступеньки дополнительно закрепляются стальными стяжками, а внутри них прокладываются специальные тросики, углублённые в пазы. Внизу на вертикальных элементах установлены нескользящие башмаки, а сверху они завершаются наконечниками. Вес лестницы-штурмовки обычно не превышает 10 кг. Металлические конструкции изготавливают из сплавов алюминия.

Каждое изделие с внешней стороны снабжено специальной маркировкой, в которой имеется указание товарного знака производителя, обозначения лестничной конструкции, номера по системе изготовителя, а также даты производства. Эту маркировку необходимо сохранять на штурмовой лестнице на протяжении всего периода ее использования. Данные должны быть изложены на русском языке.

Требования

Чтобы подъём по штурмовой лестнице был удобным и безопасным, к данным конструкциям применяются некоторые требования:

  • При горизонтальном расположении штурмовой лестницы под воздействием на неё нагрузки, равной 160кгс, норма на остаточную деформацию тетивы составляет не более 1 % от общей длины конструкции.
  • При расположении лестницы на ребре под нагрузкой, равный 60кгс, в середине нижней тетивы норма на остаточную деформацию составляет не более 1%.
  • Эта же норма распространяется на остаточную деформацию свободного конца тетивы при горизонтальном расположении штурмовой лестницы и условии, что на середину неопорной тетивы оказывается статическая нагрузка, равная 30кгс.
  • Норма остаточной деформации для середины ступени изделия под нагрузкой, равной 360кг, составляет не больше 2% от ширины конструкции.
  • Одна ступень изделия должна быть способной выдержать воздействие 360кг, не деформируясь.
  • Каждая из проступей лестницы-штурмовки, по нормативу, выдерживает воздействие циклического крутящего момента не меньше 50Нм.
  • В положении подвешивания за крюк изделие должно быть способно выдержать не меньше 160кгс.

Охрана труда

При использовании такой лестницы важно соблюдать несколько правил:

  • Подвешивание ее осуществляется на полный крюк.
  • Подвешивая лестницу-штурмовку на верхнем этаже, садиться на подоконник необходимо так, чтобы крюк лестницы был в поле зрения.
  • Перемещаясь с лестницы-штурмовки в проем окна, нельзя ставить ноги на подоконник, а также не следует опускать конструкцию вниз способом соскальзывания тетив по рукам. Нарушение этого пункта может повлечь за собой получение травм или падение лестницы-штурмовки.
  • Подъём по лестнице-штурмовке более чем одному человеку запрещён.
  • Перед установкой штурмовой лестницы на металлическую кровлю необходимо убедиться в невозможности соприкосновения с кровлей электрического провода.
  • Если на штурмовой лестнице необходимо находиться с дополнительным оборудованием и инструментами, человек обязательно должен быть закреплен за перекладины карабином.
  • Осуществляя подъём по штурмовой лестнице с дополнительным оборудованием, необходимо принять меры, предотвращающие его падение.

Испытание штурмовой лестницы производят ежегодно, а кроме того каждый раз после выполнения ремонтных работ. Нельзя эксплуатировать изделие, имеющее повреждение или неисправность.

В первую очередь проводится внешний осмотр лестницы-штурмовки на предмет отсутствия повреждений конструкции.

Следующий этап испытания лестницы-штурмовки предполагает проверку надежности каждой тетивы. Изделие подвешивают на ближайших к тетиве зубцах крюка. На центр проступи оказывается нагрузка, равная примерно 200кгс. В таком состоянии конструкцию оставляют на 130 секунд.

Проверяя крюк изделия на прочность, лестницу вешают за большой зубец. На вертикальные элементы на уровне второй перекладины внизу прикладывают нагрузку, равную 160кг. В таком состоянии конструкцию оставляют на 130 секунд.

Далее штурмовая лестница вешается в свободном состоянии за конец крючка и нагружается внизу весом около 80 кг со стороны каждой тетивы на уровне второй перекладины. В таком состоянии конструкция остаётся в течение 2 мин. После испытания конструкция не должна иметь повреждения или быть деформированной.

Только соблюдение всех данных правил может гарантировать безопасный подъём по штурмовой лестнице.

Пожарные лестницы. Лестница палка. Штурмовая лестница. Трехколенная лестница. ТТХ, габариты, масса, длинна. Применение. Испытание.

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий, проведения спасательных работ, а также для переноски ПТВ и пострадавших.

В сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.

Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.

На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.

Лестница-палка 1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка; 7-наконечник; 8-металлическая накладка

Техническая характеристика

Длина лестницы, мм:

сложенной

3400

развернутой

3116

Сечение сложенной лестницы, мм

105х68

Расстояние между тетивами, мм

250

Шаг между ступенями, мм

340

Масса, кг, не более

10,5

Порядок испытания лестницы палки

а) внешний осмотр:

Лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

б) проверка на прочность тетив и ступенек;

Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагрузить посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин.

Для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин. При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба. Проверку усилия необходимого для раскладывания лестницы, проводят в следующем порядке: закрепляют лестницу за одну из тетив так, чтобы ступеньки были в горизонтальной плоскости; к незакрепленной тетиве в ее середине плавно без рывков прилагают усилие, перпендикулярно к тетиве в плоскости ступенек.

Лестница пожарная трехколенная выдвижная

Лестница пожарная трехколенная выдвижная предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, а также для спасательных работ и учебно-тренировочный занятий.

Лестница состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, из однотипных профилей и деталей.

Принцип выдвигания колен – ручной с помощью канатов и блоков. У лестницы имеется подвижной блок 1, установленный на втором колене 2. Первое колено 3 подвешено на стальном канате 4 диаметром 4,8 мм, второе — выдвигается с помощью пенькового каната 5 диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплен на верхней ступени 6 третьего колена 7, который проходит через подвижной блок 1 второго колена и далее – на неподвижный блок 8 третьего колена, связанный тягой 9, с вилкой 10 останова, закрепленном на третьем колене. Далее канат идет к нижней ступени 11 третьего колена, на ней и закрепляется его второй конец. Конец пеньковой веревки должен быть заплетен и надежно закреплен на длине не менее 50 мм.

1-подвижной блок, 2-второе колено; 3-первое колено; 4-стальной канат; 5-пеньковый канат; 6-верхняя ступень; 7-третье колено; 8-неподвижный блок; 9-тяга; 10-вилка останова; 11-нижняя ступень; 12-стенной упор; 13-стальной кронштейн; 14-блок; 15-ролик; 16-кронштейн; 17-башмак; 18-стальная труба; 19-крюк; 20-пружина

Колено первое. Состоит из двух балок (тетив) таврового сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Тавровая балка в средней части имеет полое прямоугольное утолщение для заделки ступеней.

На верхних концах тетив установлены стенные упоры 12, которые состоят из вилки, оси и ролика.

На нижних концах тетив с внешней стороны на нижней полке установлены упоры, которые удерживают колено от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину и придают направление колену, скользя по выемке тетив второго колена.

К нижней ступени прикреплен стальной кронштейн 13 для крепления стального троса выдвигания колена. Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Ступени укреплены в тетивах методом завальцовки и образуют неразъемное соединение.

Колено второе. Конструкция аналогична первому колену по всем основным элементам (тетивы, ступени).

К верхней ступени колена прикреплен кронштейн с блоком 14, через который проходит стальной трос выдвигания первого колена, на нижней ступени установлен кронштейн с блоком 1 для пенькового каната.

Над верхней и третьей ступенями с внутренней стороны, на верхней полке тетив установлены на заклепках упоры, придающие направление первому колену при выдвигании и сдвигании, а также удерживающие его от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину, при этом нижние упоры первого колена упираются в верхние упоры второго колена.

На некоторых ступенях установлены по два ролика 15, по которым скользят при выдвигании и сдвигании опорные плоскости тетив вышележащего колена.

Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Крепление ступеней такое же как и в первом колене. На нижних концах тетив установлены упоры, имеющие то же назначение, что и нижние упоры первого колена.

Колено третье. конструктивно мало чем отличается от первого и второго колена. К верхней ступени прикреплен кронштейн 16, к которому крепятся концы стального и пенькового канатов.

Над верхней и второй ступенями, как и во втором колене, распложены упоры, удерживающие и направляющие второе колено. На трех ступенях колена установлены по два ролика 15, по которым скользит второе колено при выдвигании и сдвигании лестницы. На нижние концы тетив крепятся башмаки 17. Колено имеет 11 ступеней с шагом 350 мм и с креплением, аналогичным первому и второму коленам. Между верхней и второй ступенями крепится останов, предназначенный для удержания колена и всей лестницы в выдвинутом положении.

Останов выполнен из стальной трубы 18, к которой приварены два крюка 19, а в средней части трубы приварена вилка для соединения с тягой неподвижного блока системы выдвигания лестницы.

Техническая характеристика 3к лестницы

Длина лестницы, сложенной

4380

полностью раздвинутой

10706

Габаритная ширина лестницы, мм

Высота комплекта колен в сложенном виде, мм

202

Расстояние между ступенями, мм

350

Усилие каната при выдвигании лестницы, кгс, не более

40

Масса, кг, не более

48

Перед заступлением на боевое дежурство под личным руководством командира отделения выдвижные пожарные лестницы снимаются с пожарного автомобиля, устанавливаются и выдвигаются на полную длину для проверки механизма фиксации.

Порядок испытания трехколенной лестницы

а) внешний осмотр;

– состояние тетивы и ступеней;

– прочность заделки ступеней в тетивы;

– наличие стенных упоров;

– затяжку гаек болтовых соединений;

– состояние блоков и осей;

– состояние канатов и заделку их концов;

– отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;

– исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.

б) проверка на прочность тетив и ступенек;

Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° к горизонтали 2,8 м от стены до башмаков лестницы. Каждое колено нагрузить посредине на обе тетивы грузом 100 кг на 2 мин. Все ступени лестницы подвергаются механическому испытанию крутящим моментом 1,6 кгс. Время испытания 10 секунд. Проворачивание ступеней не допускается.

Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации. После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Техническое обслуживание

После каждого применения на пожаре или учении лестница должна быть очищена от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазаны. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания, а в случае неисправности ремонт лестницы.

При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверять:

– состояние тетив и ступеней;

– прочность заделки ступеней в тетивы;

– наличие стенных упоров;

– затяжку гаек болтовых соединений;

– состояние блоков и осей;

– состояние канатов и заделку их концов;

– отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;

– исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.

Лестница штурмовая

Предназначена для подъема на верхние этажи здания, для работы в сочетании с трехколенной лестницей, а также для спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

Лестница состоит из двух металлических тетив, соединенных тринадцатью ступенями, и стального крюка с зубьями. Ступеньки закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки.

Лестница штурмовая

Стальной крюк укреплен на трех верхних ступенях. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности. Для облегчения веса крюк имеет шесть просверленных отверстий, а для жесткости – ребра, приваренные перпендикулярно к плоскости крюка.

Нижние концы тетив имеют башмаки для предотвращения скольжения по опорной поверхности.

Техническая характеристика лестницы штурмовой

Габариты лестницы, мм: длина

4100

ширина

300

вылет крюка

590

Расстояние между тетивами

250

Шаг между ступенями

340

Количество ступеней

13

Масса, кг

9,3

Порядок испытания штурмовой лестницы

а) внешний осмотр:

Проверяется состояние тетив и ступеней, прочность заделки ступеней в тетивы, прочность крепления крюка к ступеням лестницы.

б) проверка на прочность тетив и ступенек;

Лестницу свободно подвешивают на большой концевой зуб крюка и к обеим тетивам на высоте второй ступеньки прикладывают статическую нагрузку грузом по 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин.

Для испытания ступеней, штурмовую лестницу, подвешивают за 2—3 зуба, расположенных ближе к тетиве, и к одной из ступенек, не имеющей металлического крепления, прикладывают статическую нагрузку 200 кг на 2 мин, приложенной к середине ступени.

Порядок и сроки испытания ручных пожарных лестниц. Требования Правил по охране труда

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 33

при работе с ручными пожарными лестницами.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75 град. к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75 град. к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

При установке выдвижной пожарной лестницы необходимо:

— устанавливать выдвижную лестницу в 1,5 — 2 метрах от стены,

— угол наклона лестницы 80 — 83 град.;

— выдвигать колена выдвижной лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руки;

— удерживать выдвижную лестницу при выдвижении за тетивы первого колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;

— поддерживать равновесие выдвижной лестницы во время ее выдвижения;

— проверять механизм фиксации в выдвинутом положении.

Подъем или спуск по выдвижной лестнице допускается после того, как:

— кулачки валика-останова оперлись о ступеньку колена выдвижной лестницы;

— выдвижная лестница прислонена к зданию (сооружению)и поддерживается за тетивы первого колена пожарным;

— выдвижная лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником и т.п. выступали не менее двух ступеней верхнего колена.

При работе с выдвижной лестницей необходимо:

— устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона или падения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такая возможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ;

установку выдвижной лестницы к металлической кровле объекта разрешается производить только после обесточивания предприятия.

— При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступени пальцами. При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.

-Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных, для страховки на этаж виды работ выполняются в боевой одежде и в касках.

Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или пожаре необходимо:

— не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую лестницу и лестницу-палку;

— удерживать выдвижную лестницу во время подъема или спуска по ней людей. При работе на лестнице со стволом или инструментом работающий со стволом или инструментом должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;

— при подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение.

В период прохождения личным составом подразделений ГПС специального первоначального обучения его работа по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы без применения

страхующего устройства не допускается.

Ручные пожарные лестницы
Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц

Лестница ручная пожарная — это переносная конструкция, входящая в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля, которая может использоваться для проведения боевых действий при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещения, а также для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

В пожарной охране России применяются три вида ручных пожарных лестниц:

  • лестница штурмовка;
  • лестница-палка;
  • выдвижная лестница.

Также в 2007 году совместно с ГУ МЧС г. Москвы разработана новая трансформируемая лестница спасательная универсальная пожарная (ЛСУ) с двойным крюком (так называемая, лестница (штурмовка) Чернышова), предназначенная для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения спасательных работ.

Общие требования при эксплуатации ручных пожарных лестниц:

  • Ручные пожарные лестницы используются только по их прямому назначению.
  • Ручные пожарные лестницы на пожарном автомобиле плотно укладываются и надежно закрепляются.
  • Работа с ручными пожарными лестницами производится с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.
  • При проведении тренировок личного состава подразделений ФПС по работе с ручными пожарными лестницами на площадках этажей учебной башни для страховки выставляется личный состав подразделений ФПС.
  • Тренировки по подъему на этажи учебной башни с помощью ручных пожарных лестниц проводятся после проверки состояния предохранительной подушки учебной башни руководителем тренировок и инструктажа личного состава, выделенного для страховки на этажах. Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде и в касках.
  • После работы (тренировки) ручные пожарные лестницы очищаются от грязи и влаги.
  • При снятии ручных пожарных лестниц с пожарной автоцистерны запрещается ударять их о землю.
  • Установка ручных пожарных лестниц к металлической кровле объекта производится при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.
  • Запрещается использование ручных пожарных лестниц, имеющих повреждения и своевременно не прошедших испытания.

ЛЕСТНИЦА ШТУРМОВАЯ (ЛШ)

Штурмовые лестницы (ЛШ) используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы, а также для обеспечения безопасности работы на крутых скатах крыш. ЛШ может применяться пожарными для перелезания через забор и продвижения по льду при спасении людей провалившихся под лед.

Лестница-штурмовка — ручная пожарная лестница, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и снабженная крюком для подвешивания на опорной поверхности (Рис. 1.).

Рис. 1. Лестница-штурмовка
1 и 4 — тетивы; 2 и 5 — ступени; 3 и 6 — металлические стяжки; 7 — крюк

Тетивы 1 и 4 лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу. Лестницы могут быть изготовлены из дерева или металла.

На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних — наконечники.Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т.

ТТХ штурмовой лестницы
Вес (кг) 9,8
Ширина (мм) 400
Длина (м) 4,1
Количество ступеней 13
Шаг между ступенями (мм) 340

Работа со штурмовой лестницей

При снятии штурмовой лестницы с автомобиля пожарный становится правой ногой на нижнюю заднюю подножку, одновременно правой рукой берется за поручень, левой открепляет стопорный запор и плавно выдвигает ее на себя, опускается на землю, правой рукой берется за 9-ю ступеньку (считая от башмаков), снимает ЛШ с автомобиля. Поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступеньками и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 10-ю ступеньку и переносит лестницу (рис. 1.1)

Рис. 1.1 Рис. 1.2

За 10–15 м от здания начинается подготовка лестницы к подвеске в окно 2-го этажа.Пожарный, удерживая ЛШ за верхнюю тетиву правой рукой около 8-й ступеньки, башмаками вперед, крюком от себя, за 9–12 м до здания рывком правой руки вперед-вверх, переводит ЛШ над головой крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне 8-й ступеньки, а правой рукой перехва- тывается за правую тетиву на том же уровне. Приближаясь к зданию, пожарный держит ЛШ так, чтобы ее башмаки находились в 25–30 см от уровня земли. При касании башмаками лестницы поверхности земли, лестница продолжает движение крюком к зданию, пожарный опускает руки на уровень 5-й ступеньки, поднимает лестницу, посылая ее вперед, а затем вверх, энергичным толчком производя подвеску ЛШ в правую половину окна 2-го этажа (рис. 1.2)

Подъем по ЛШ может осуществляться как по каждой ступеньке, так и через одну. Колени не должны выходить за тетивы, а двигаться параллельно им. При марше по лестнице нога должна вставать на ступеньку на стопу. Стопа как бы создает дополнительное амортизирующее (пружинящее) действие, поэтому марш получается более равномерным, плавным и мягким.

После подвески ЛШ пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за 5-ю ступеньку, с правой — за 7-ю. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки — через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до 7-й ступеньки.

В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу, с 6-й ступеньки ставит на 9-ю, а левой рукой захватывает 13-ю ступеньку сверху (рис. 1.3) Отталкиваясь правой ногой от 9-й ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него (сед).

Посадка на подоконник (рис. 1.4), осуществляется маховым движением левой ноги, переносом ее в окно и поворотом корпуса вправо.

Рис. 1.3. Рис. 1.4.

После того как маховая левая нога поднимается над подоконником, пожарный спускает ее вниз за подоконник с одновременным разворотом стопы носком внутрь. Руки пожарного подтягивают корпус к башне и помогают развернуть его в сторону толчковой ноги. Резким отталкиванием от 9-й ступеньки правой ногой и коротким резким рывком левой рукой за 13-ю ступеньку происходит посадка на подоконник. Положение пожарного после посадки: левая нога согнута в колене, находится как можно ближе к крюку и прижата к подоконнику; правая нога немного согнута в колене, прижата к зданию и вытянута вниз, параллельно штурмовой лестнице: стопа ноги развернута внутренней частью к зданию и опирается, создавая дополнительную точку опоры при выбросе. Корпус на 2/3 выступает за уровень учебной башни.

Левая рука опускается с 13-й ступеньки на подоконник, правая, рывком за 11-ую ступеньку осуществляется выброс вверх с одновременным разворотом крюка над головой (рис. 1.5); левая на уровне 8-й ступеньки подхватывает лестницу, придавая ей дополнительное ускорение и непрерывность движения. Далее пожарный делает подвеску.

Лестницы в окно следующего этажа в правую половину подоконника с одновременной поставкой правой ноги на первую ступеньку.

Для правильного выхода на лестницу большое значение имеет постановка и толчок стопой левой ноги с подоконника (Рис. 1.6). Пожарный ставит правую ногу на первую ступеньку, подтягивается на руках и, опираясь левой ногой на подоконник, захватывает правой рукой 7-ю ступеньку отталкивается правой ногой от ступеньки, а левой — от подоконника, выпрыгивает правой ногой на 4-ю ступеньку, и левой рукой берется за 9-ю. Дальнейший подъем по штурмовой лестнице аналогичен ранее описанному подъему во 2-й этаж.

Рис. 1.5. Рис. 1.6.

Переход в здание пожарный начинает с толчка правой ногой от 9-й ступеньки и, с одновременным разворотом корпуса вправо, заносит левую ногу в раму окна. Руки, находящиеся на 11-й и 13-й ступеньках делают мощный рывок вверх и вперед. Правая нога отрывается от 9-й ступеньки и, завершая разворот корпуса на 180°, ставится на пол здания одновременно с левой ногой.

Требования безопасности при экслуатации штурмовой лестницы

Штурмовая лестница подвешивается на полный крюк.

При подвеске штурмовой лестницы на верхний этаж садиться на подоконник следует таким образом, чтобы был виден крюк штурмовой лестницы.

При переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно запрещается становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетивы по рукам во избежание травмирования личного состава подразделений ФПС и падения штурмовой лестницы.

Запрещаются подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека.

Установка штурмовой лестницы к металлической кровле объекта производится только при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.

При работе на штурмовой лестнице со стволом или инструментом личный состав подразделения ФПС закрепляется за ступени лестницы с помощью карабина.

При подъеме по штурмовой лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента.

ЛЕСТНИЦА — ПАЛКА (ЛП)

Рис. 2. Лестница-палка
1 и 2 — тетивы; 3 — ступени; 4 — шарнир; 5 — наделка; 6 — стяжка; 7 — наконечник; 8 — металлическая пластина

Лестница палка — предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений. Также ЛП может использоваться в качестве тарана, носилок для переноски пострадавших и ПТВ, и для страховки продвижения по льду при спасении людей провалившихся под лед (Рис. 2.).

Лестница-палка — ручная пожарная лестница складываемая сдвиганием тетив за счет поворота.

Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой.

Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикреплены к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45° и защищены металлическими пластинами 8. В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованным концами.

ТТХ лестницы-палки
Вес (кг) 10,5
Ширина (мм) 346
Длина в сложенном состоянии (м) 3,4
Длина в разложенном состоянии (м) 3,1
Количество ступеней 8
Шаг между ступенями (мм) 340

Рис. 2.1

Работа с лестницей-палкой
Пожарный по задним подножкам поднимается на крышу кузова автомобиля, освобождает лестницу от крепления, опускает один конец ее на землю, другой — приставляет к автомобилю, спускается по подножкам на землю и кладет лестницу на правое предплечье, придерживая ее кистью правой руки; переносит так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. На большие расстояния лестницу-палку переносят на плече; в помещениях и узких проходах — в наклонном, вертикальном положении или над головой. За 4–5 шагов до места установки поднимает ее вверх-вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние концы находились примерно в одном шаге от стены.

Пожарный левую ногу ставит на первую ступеньку, правой рукой берется за пятую ступеньку, поднимается до верхнего конца лестницы (рис. 2.1)

Для уборки лестницы пожарный отводит верхние ее концы от стены до вертикального положения, соединяет тетивы, приподнимает лестницу, поворачивается кругом и, продвигаясь вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо, переносит, поднимает передний конец и прислоняет к автомобилю. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, поднимает лестницу-палку, укладывает, закрепляет и опускается на землю.

Требования безопасности при эксплуатации лестницы-палки

Прежде чем производить подъем, личный состав подразделений ФПС обязан убедиться в правильности установки и устойчивости лестницы-палки.

Запрещается:

  • подъем (спуск) и работа на неустойчиво установленной лестнице-палке и лестнице комбинированной;
  • подъем (спуск) по лестнице-палке и лестнице комбинированной более одного человека.

ВЫДВИЖНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА (ВПЛ)

Выдвижная пожарная лестница (3-х коленная, ВПЛ) предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, для проведения спасательных работ и учебно-тренировочных занятий. Также 3-х коленная лестница может быть использовани при спасении людей провалившихся под лед.

Рис. 3. Выдвижная пожарная
лестница 1 — стальные скобы; 2 — цепь; 3 — поперечные стяжки; 4 — стенной упор; 5 — блоки; 6, 7 и 8 — колена; 9 — башмак.

Выдвижная пожарная лестница (ВПЛ) — ручная пожарная лестница, состоящая из нескольких телескопических перемещающихся под действием канатной тяги колен (Рис. 3.).

Лестница состоит из трех телескопических соединенных колен 6, 7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стянута внизу, посередине и наверху стяжками 3.

Колена соединены между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2.

Механизм выдвигания работает следующим образом. Среднее колено 7 соединяется с нижним коленом 8 цепью 2, огибающей ролик 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке будет выдвигаться вверх колено 7. Верхнее колено 6 тросом 11 через блок среднего колена 7 соединено с центром верхнего блока нижнего колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.

Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он установлен на тетиве второго колена на нижней его части и состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.

Для закрепления колен лестницы, выдвинутой на заданную высоту, надо отрывисто подтянуть цепь в обратном направлении, т. е. снизу вверх.

ТТХ 3-х коленной лестницы
Вес (кг) 48
Ширина (мм) 485
Длина в сложенном состоянии (м) 4,4
Длина в разложенном состоянии (м) 10,7
Количество ступеней 35(12,12,11)
Шаг между ступенями (мм) 350

Работа с 3-х коленной лестницей (снятие, переноска, установка)

Снятие с автомобиля, переноска и установка выдвижной лестницы и подъем по ней выполняется двумя пожарными и включает: снятие лестницы с машины, переноску ее, установку и выдвижение, подъем по ней 1-го номера и выход его в окно этажа.

Первый пожарный открывает стопор и быстро открепляет лестницу. Наиболее эффективным считается прием лестницы 1-м номером — левой или обеими руками за левый пакет тетив как можно в более высокой точке над головой на уровне 8-й ступеньки с последующим ускорением лестницы руками по направлению движения. Открепление лестницы 1-м номером и хват за 1-ю ступеньку 2-м пожарным осуществляется одновременно.

Второй номер ставит правую ногу на поручень автомобиля, а левой ногой, согнутой в колене, упирается в автомобиль над правыми тетивами лестницы. Как только левое плечо 2-го номера проходит поручень автомобиля, он быстрым движением левой руки берется за 1-ю ступеньку 1-го колена и энергичным отталкиванием левой ногой сообщает лестнице поступательное движение в сторону объекта; заканчивает снятие ее сопровождением правой рукой. Спрыгивая на дорожку, пожарный принимает лестницу на руки с последующим хватом кистью правой руки за нижний пакет тетив, сохраняя прямолинейность движения.

После снятия лестницы пожарные перемещаются в ногу с максимальной скоростью. На расстоянии 6–7 метров до здания 2-й пожарный левой рукой берется за 3-ю ступеньку 3-го колена ближе к левой тетиве хватом сверху и, удерживая лестницу левой рукой на уровне груди, берется правой за веревку без зрительного контроля. Место хвата правой рукой зависит от размаха рук пожарного. При подходе к зданию пожарные разворачивают лестницу, направляя ее башмаками на место установки, 2-й пожарный отпускает лестницу левой рукой с уровня пояса, веревка остается в правой руке. В момент касания башмаков лестницы о поверхность покрытия 2-й пожарный переходит за лестницу, разворачивается спиной к башне и начинает тянуть веревку вдоль лестницы правой рукой.

Рис. 3.1

При подходе к зданию 1-й пожарный обеими руками выводит лестницу над головой, толкая ее вперед и вверх. 2-й пожарный в момент постановки башмаков начинает выдвижение лестницы. Перехватывая веревку обеими руками, разгоняет колено лестницы вверх. На 3–4 перехвате мягко отрывает ноги от поверхности земли и заканчивает выдвижение в свободной посадке на землю, резко освобождая веревку от натяжения, когда первая ступенька второго колена поднимается выше уровня 1-й ступеньки 3 колена. Зафиксировав ВПЛ, 2-й пожарный, удерживая руками тетивы 3-го ко- лена с внешней стороны, приставляет ее к зданию, 1-й пожарный начинает движение с правой ноги со 2-й ступени. Два шага по лестнице руки пожарного работают по тетивам; на 3-м шаге правая рука переносится на ступеньку, и подъем продолжается через одну ступеньку с синхронной работой рук и ног. Перенос центра тяжести через подоконник выполняется за счет толчка правой ногой о 3-ю ступеньку сверху и активной работой рук о лестницу и раму окна. Пересекая проекцию подоконника, пожарный быстро опускает ногу, заканчивая движение.

При спуске вниз первый номер становится на подоконник, левой рукой берется за верхнюю ступеньку, а левую ногу ставит на 4-ю ступеньку и спускается вниз. Спустившись вниз, берет лестницу за тетивы у 5-й ступеньки и вместе со 2-м пожарным отводит ее от подоконника. 2-й номер тянет веревку сначала вниз, освобождая валик останова, затем медленно опускает лестницу до полного сдвижения колен. Удерживая лестницу за веревку, 2-й пожарный номер становится носками на башмаки лестницы, а 1-й пожарный, поддерживая лестницу за тетивы, отходит назад, поворачивается налево, кладет лестницу на правое предплечье, взявшись левой рукой за 9-ю ступеньку сверху. 2-й пожарный заходит слева от лестницы, берет ее правой рукой за тетиву снизу а левой — за 3-ю ступеньку. После этого оба пожарных кладут лестницу на плечи и переносят к автомобилю.

Подъем пожарных по выдвижной пожарной лестнице.

Подъем пожарного на крышу двухэтажного и на балкон трехэтажного зданий производится по ВПЛ, установленной на 4–5-ю ступень выше карниза крыши (пола балкона).

Пожарный № 1 поднимается по ВПЛ так же, как и при подъеме на третий этаж. Пожарный № 2 страхует ВПЛ на земле.

До перехода с ВПЛ на крышу ноги пожарного № 1 находятся на ступени ВПЛ на уровне карниза крыши, руками держится за ступень на уровне груди; ставит правую ногу на крышу за желоб, правой рукой обхватывает ступень ВПЛ со стороны здания ближе к правой тетиве. Затем приставляет левую ногу к правой, левую руку опускает вниз и становится лицом к ВПЛ.

Пожарный берется руками за верхнюю ступень ВПЛ, ставит левую ногу на середину ступени на уровне карниза крыши с наружной стороны ВПЛ, правую ногу ставит на ступень к левой и спускается вниз аналогично подъему по ВПЛ.

Подъем пожарного на балкон третьего этажа.

Пожарный № 1 поднимается по ВПЛ, как и при подъеме на этаж, а пожарный № 2 удерживает ВПЛ на земле.

Пожарный № 1 поднимается на уровень балкона, веревкой рукавной задержки закрепляет ступень и тетиву ВПЛ за перила и стойку балкона. Пожарный берется руками за ступень на уровне груди, затем правой рукой берется за ступень ВПЛ над перилами со стороны балкона, правой ногой садится на перила балкона, левой рукой берется за перила, прижимается правой ногой к перилам, удерживаясь руками с поворотом налево вокруг левой руки, левую ногу, согнутую в колене, заводит назад за перила и становится на пол двумя ногами.

Пожарный правой рукой берется на уровне груди за ступень снизу со стороны балкона, левой за перила балкона, левой ногой садится на перила балкона, пра- вой прижимается к ограждению балкона, левой рукой берется за ступень ВПЛ хватом сверху-снаружи, правой хватом сверху за перила балкона, становится согнутой левой ногой на ступень лестницы выше пола балкона, правой рукой берется за ступень лестницы снаружи, выводя корпус тела на лестницу и, выпрямляя левую ногу, подтягивается на руках и ставит правую ногу на лестницу. Отвязывает веревку задержки и спускается вниз.

Закрепление пожарного поясным карабином.

Пожарный поднимается по ВПЛ на необходимую высоту. Ноги ставит на одну ступень ВПЛ, правой рукой берется за ступень на уровне груди, левой открепляет ремешок карабина и берет его большим пальцем за спинку, а четырьмя остальными — под затвор, отводит замыкатель и прижимает его с затвором пальцами к спине карабина, поднимает его вверх над ступенью на уровне пожарного пояса и закрепляет карабин за ступень вниз, отпуская затвор карабина. Опускается на одну ступень и отводит корпус назад с поворотом направо, руки опускает вниз.

Пожарный поворачивается лицом к ВПЛ, руками берется за ступень на уровне груди, поднимается на одну ступень, левой рукой берет за карабин, отводит замыкатель и прижимает снизу пальцами затвор карабина, открепляет его и спускается вниз. Карабин пристегивает ремешком.

Требования безопасности к эксплуатации ВПЛ

При снятии выдвижной лестницы с пожарной автоцистерны необходимо принимать ее на вытянутые руки, класть на плечо с осторожностью, не допуская ударов о землю. Во время переноски выдвижная лестница поддерживается за тетивы с соблюдением мер осторожности при передвижении на поворотах, особенно на скользкой дороге, во избежание падения.

При установке выдвижной лестницы необходимо:

  • устанавливать лестницу на ровную площадку таким образом, чтобы ее масса распределялась на оба башмака равномерно, не допуская перекосов и падения;
  • устанавливать лестницу на расстоянии не менее чем 1,5 — 2 м от стены с соблюдением угла наклона полностью выдвинутой лестницы 80 — 83 градуса;
  • выдвигать колена лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руку;
  • при выдвижении лестницы удерживать ее за тетивы первого колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
  • поддерживать равновесие во время выдвижения лестницы;
  • проверять механизм фиксации лестницы в выдвинутом положении.

Подъем или спуск по выдвижной лестнице производится после того, как:

  • блок останова надежно зафиксировал колена выдвижной лестницы;
  • лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена вторым пожарным, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
  • лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником выступали не менее двух ступеней верхнего колена.

При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице необходимо смотреть перед собой, не поднимая головы вверх, обхватывая ступени пальцами (большой палец снизу ступени) и не допуская раскачивания лестницы.

Запрещается подниматься и спускаться по выдвижной лестнице более чем одному человеку на одно колено и оставлять лестницу без надзора в выдвинутом состоянии.

При работе на выдвижной лестнице со стволом или инструментом личный состав подразделения ФПС закрепляется за ступени выдвижной лестницы с помощью поясного карабина пожарного.

При подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принимаются меры, исключающие падение инструмента.

Запрещается менять место расположения выдвинутой лестницы без предупреждения об этом личного состава подразделений ФПС, работающего на высоте.

Выдвижная лестница устанавливается в местах, где исключается ее соприкосновение с линиями электропередач в случае наклона или падения. При отсутствии такой возможности для ее сборки и установки выделяются три человека, один из которых остается для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ.

Установка выдвижной лестницы к металлической кровле здания производится при отсутствии угрозы падения (соприкосновения) на кровлю электрических проводов.

ЛЕСТНИЦА СПАСАТЕЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ (ЛСУ)

Лестница спасательная универсальная (ЛСУ) предназначена для обеспечения действий при тушении пожаров, и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. ЛСУ может использоваться для подъема пожарных, спасателей и пожарно-технического вооружения по наружным стенам зданий и сооружений, оконным проемам, балконам, перилам и т. п., для эвакуации людей из зоны пожара и других чрезвычайных ситуаций, а также в качестве стремянки (Рис. 4-5.).

Рис. 4.

Аналогов указанного изделия в подразделениях ГПС МЧС России не имеется. Попытки создания складывающейся лестницы осуществлялись в 19 и 20-х веках, но до 2007 года пожарными и спасателями используется цельная металлическая штурмовая лестница с одним крюком (ЛШ).

Основной задачей при разработке ЛСУ предусматривалось создание простой по конструкции, прочной и универсальной лестницы для пожарных и спасателей. ЛСУ представляет собой легко трансформируемую конструкцию, основными конфигурациями которой являются: транспортное; рабочее; стремянка; обычная лестница (лестница-палка).

В транспортном положении ЛСУ складывается вдвое, а опорные части крюка прилегают к одной из частей полотна лестницы. В рабочем положении полотна ЛСУ раскладываются и фиксируются при помощи шарниров. Опорный крюк разворачивается в боевое положение. В положении стремянки полотна ЛСУ частично раскладываются и фиксируются. Опорный крюк прилегает к полотну лестницы. В положении обычной лестницы (лестницы-палки) полотна ЛСУ раскладываются и фиксируются. Опорный крюк находится в транспортном положении.

Рис. 5.

Длина ЛСУ в транспортном положении составляет 2100 мм, ширина — 425 мм, высота – 155 мм. В рабочем положении длина ЛСУ — 4100 мм, ширина лестницы в свету — 350 мм, вылет крюка – 620 мм. Расчетная масса ЛСУ составляет 18 кг.

Отличительными особенностями ЛСУ от существующей на вооружении в подразделениях ГПС штурмовой лестницы являются: универсальность ЛСУ, обеспечивающая ее применение в вариантах указанных выше.

ЛСУ имеет шарнирно связанные между собой верхнее и нижнее полотна, с возможностью их фиксации относительно друг друга, каждое из которых выполнено с тетивами и перекладинами (ступенями) между ними, а также опорный крюк, шарнирно связанный с верхним полотном в его верхней части, с возможностью удержания зафиксированного опорного крюка в отклоненном положении на 90 градусов относительно верхнего полотна лестницы; двойной крюк, выполнен в виде треугольника и позволяет осуществлять более надежное крепление и устойчивость лестницы на высотах и конструкциях.

Конструкция опорного крюка позволяет эффективно работать всем зубьям на рабочей поверхности, а в случае нарушения целостности конструкции оконечность крюка позволяет обеспечивать дополнительное страхование работающих пожарных и спасателей, при этом система запирания крюка скрыта в осевой трубе ступеньки и обеспечивает ее надежную работ при эксплуатации; ширина лестницы в свету, по просьбе московских пожарных и спасателей, увеличена на 10 мм по сравнению с ЛШ для удобства проводимых работ по спасанию людей (пожилые люди при спуске могут вставать на ступеньку ЛСУ двумя ногами, что невозможно на ЛШ) и тушению пожаров.

ЛСУ прошла необходимые приемочные испытания, имеет сертификат пожарной безопасности, приказом МЧС России от 18.11.2008 № 704 ЛСУ принята на снабжение в системе МЧС России.

ТТХ ЛСУ
Вес (кг) 18
Ширина (мм) 425
Длина в сложенном состоянии (м) 2,1
Длина в разложенном состоянии (м) 4,1
Количество ступеней 12
Шаг между ступенями (мм) 350

ИСПЫТАНИЯ РУЧНЫХ ПОЖАРНЫХ ЛЕСТНИЦ

Ручные пожарные лестницы испытывают после ремонта и один раз в год.

Выдвижную терхколенную лестницу устанавливают на твердом покрытии, выдвигают на полную высоту (крепят устройство остановки за седьмую сту- пеньку) и под углом 75° (2,8 м от стены до башмаков лестницы) ставят к стене. В таком положении каждое колено нагружается посередине на обе тетивы грузом в 100 кг на 2 минуты. Цепь (веревка) должна держать натяжение в 200 кг без деформации.

Штурмовую лестницу подвешивают свободно за конец крюка и каждую тетиву на уровне второй ступени снизу нагружают грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты.

Лестницу-палку устанавливают на твердом грунте, под углом 75°, ставят к стене и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 минуты.

Ручные пожарные лестницы после испытаний не должны иметь повреждений, трещин, остаточных деформаций, должны выдвигаться и опускаться без заеданий. Использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения или не выдержавшие испытаний запрещается.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *