Содержание

Эксплуатация пожарно-технического вооружения и оборудования

Стр 1 из 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по эксплуатации, испытанию и хранению пожарно-технического вооружения

и оборудования в подразделениях Государственной противопожарной службы

в ____________

(регион)

Петрозаводск 2014

1. Введение. 1

2. Общие положения. 1

3. Эксплуатация пожарно-технического вооружения и оборудования. 1

4. Требования к помещениям, порядку хранения ПТВ. 2

5. Папка «Документы ПТВ». 2

6. Требования к содержанию ПТВ на пожарных автомобилях. 3

7. Маркировка пожарно-технического вооружения и оборудования. 3

8. Организация технического обслуживания ПТВ. 4

9. Списание ПТВ. 4

10. Виды испытаний ПТВ. 4

11. Порядок и сроки проведения испытаний ПТВ. 5

Раздел 1…………………………………………………………….. «ПТВ для тушения пожаров». 5

1.1. Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009) 5

1.2. Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92) 6

1.3. Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*) 6

1.4. Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009) 6

1.5. Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92) 7

1.6. Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009) 7

1.7. Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97) 8

1.8. Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009) 9

1.9. Сетки всасывающие (ГОСТ Р 53253-2009) 9

Раздел 2………. «Оборудование для проведения спасательных работ на высотах». 10

2.1. Верёвки пожарные спасательные (ГОСТ Р 53266-2009) 10

2.2. Пояса пожарные спасательные (ГОСТ Р 53268-2009) 10

2.3. Карабин пожарный (ГОСТ Р 53267-2009) 11

2.4. Лестницы ручные пожарные (ГОСТ Р 53275-2009) 12

2.5. Рукавная задержка, крюк пожарный (КП) 12

Раздел 3……………………………………………………….. «Осветительное оборудование». 13

Раздел 4. «Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71) 13

Раздел 5………………………………………………… «Средства индивидуальной защиты». 14

5.1. Электрозащитные средства. 14

5.2. Защитные костюмы.. 15

Раздел 6……………………………………………….. «Пожарный инструмент и инвентарь». 15

12. Нормативная литература. 16

Введение

Настоящие «Методические рекомендации по эксплуатации, испытанию и хранению пожарно-технического вооружения и оборудования в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Карелия» (далее – Рекомендации) определяют организацию и порядок эксплуатации пожарно-технического вооружения и оборудования (далее – ПТВ) включая правила испытания, хранения, технического обслуживания и списания ПТВ в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Карелия.

Общие положения

ПТВ предназначено для поиска, спасения, эвакуации людей, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ (далее – АСР) и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС). ПТВ должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделений пожарной охраны, сохранять жизнь и здоровье спасаемых, отвечать требованиям правил охраны труда.

ПТВ по назначению подразделяется на следующие группы:

1. вооружение и оборудование для тушения пожаров;

2. оборудование для проведения спасательных работ на высотах;

3. осветительное оборудование;

4. ручной механизированный аварийно-спасательный инструмент;

5. ручной немеханизированный аварийно-спасательный инструмент;

6. средства индивидуальной защиты;

7. пожарный инструмент и инвентарь.

Эксплуатация пожарно-технического вооружения и оборудования

Под эксплуатацией ПТВ понимается его использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, испытание, учет и хранение.

Ответственность за эксплуатацию, сохранность, техническое обслуживание (далее – ТО) ПТВ, ведение документации возлагается на руководителя подразделения и должностное лицо, на которое возложено данное направление.

В дни проведения ТО пожарных автомобилей ответственность за техническое обслуживание ПТВ возглавляется на командира отделения или лицо, исполняющее его обязанности.

Исправность ПТВ проверяется во время приема-сдачи дежурства личным составом заступающего караула, а так же при проведении ТО пожарной автотехники, испытаниях и периодических освидетельствованиях, установленных инструкциями разработчиков (заводов-изготовителей).

Исправность средств спасания с высот проверяется внешним осмотром командиром отделения при приеме дежурства. Выдвижные лестницы – путем выдвижения, лестница-палка – путем раскладывания.

Контроль за организацией работы с ПТВ возлагается на начальника (руководителя) подразделения.

Получение ПТВ подразделениями со складов, или его передача из одного подразделения в другое, должны осуществляться только при наличии технической документации на каждый вид ПТВ (технические паспорта, формуляры и т.д.). В технической документации обязательно должна быть печать завода изготовителя, а при передаче ПТВ из одного подразделения в другое — дополнительно заверяются печатью и подписью руководителя подразделения итоговые сведения о работе и техническом обслуживании.

На каждую единицу оборудования для проведения спасательных работ на высотах (спасательные веревки, канатно-спусковые и прыжковые спасательные устройства, спасательные рукава, ручные пожарные лестницы) ведется техническая документация по форме, определенной заводом-изготовителем.

На весь ручной механизированный аварийно-спасательный инструмент заводится и ведется документация согласно технической документации завода-изготовителя.

Для обеспечения проведения испытаний ПТВ в подразделениях ГПС оборудуются стенды и приспособления для проведения испытаний.

Методика испытания пожарно-технического вооружения (ПТВ): поясов пожарных, спасательных веревок, пожарных лестниц, рукавных задержек, пожарных рукавов. Учет и порядок списания пожарных рукавов.

Испытание снаряжения пожарного

Периодичность: Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность ОДИН РАЗ В ГОД.

Параметры: Нагрузка Р = 350 кг, время испытаний = 5 мин.

Карабин испытывается совместно с поясом. Нагрузка создается без рывков. Испытания проводятся с применением груза или при помощи универсального модернизированного станка УСМ – 2А.

Схемы испытаний приведены на рисунках 1 и 2.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки на поясе не должно быть:

  • разрывов;
  • повреждений поясной ленты;
  • повреждений пряжки;
  • смятия заклепок и др.

Карабин не должен иметь изменений формы и целостности материала. Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться.

Испытания спасательных веревок устройств

Периодичность: Спасательные веревки испытываются на прочность ОДИН РАЗ В 6 МЕСЯЦЕВ, остальные спасательные устройства испытываются ОДИН РАЗ В ГОД в соответствии с ТУ или паспортами.

Параметры:

  1. Статические испытания.

Нагрузка: Р = 350 кг, время испытаний = 5 мин

  1. Динамические испытания.

Нагрузка: Р = 150 кг, высота Н = 9 м ( 3 – и этаж), пробуксовка не более 30 см

Испытания веревки проводятся на всю длину, путем подвешивания, либо в горизонтальном положении через блок.

Схемы статических испытаний спасательных веревок приведены на рисунках 3 и 4.

Схемы статических испытаний спасательной веревки и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунках 5 и 6.

Схема динамических испытаний спасательных веревок и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунке 7.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины.

Ручные пожарные лестницы

Испытания лестницы палки

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75°.

Нагрузка прикладывается на обе тетивы между 4 -5 ступенями Р = 120 кг. Время – 2 мин.

Схемы испытаний приведены на рисунках 8 и 9.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки лестница не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Испытание штурмовой лестницы

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

Параметры: Нагрузка на две тетивы на уровне 2-ой ступени снизу Р = 160 кг. время испытаний = 2 мин.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки не должно быть трещин и остаточной деформации крюка.

Штурмовая лестница подвешивается свободно за последний зуб крюка. Схемы испытаний приведены на рисунках 10 и 11.

Испытание выдвижной лестницы

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75° ( 2.8 м от стены до башмаков лестницы )

Нагрузка на каждое колено Р = 100 кг Время испытаний = 2 мин.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Лестница выдвигается на полную высоту. Схемы испытаний приведены на рисунках 12 и 13.

Испытания рукавных задержек

Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД.

Параметры: Нагрузка Р = 200 кг. Время = 5 мин.

Требования после испытаний: После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации.

Для испытаний задержка подвешивается крюком на ПЛОСКУЮ поверхность балки (подоконника). Груз подвешивается за петлю. Схемы испытаний приведены на рисунках 14 и 15.

Испытание пожарных рукавов

Периодичность: Испытания проводятся:

новых рукавов:

– при постановке в боевой расчет.

рукавов находящихся в эксплуатации:

– при ТО-1;

– при обнаружении изменений в качестве рукавов;

– после ремонта.

Параметры: Для рукавов I и II групп:

Испытания на разряжение: Рраз = 0,08 ± 0.01 МПа

Падение разряжения не должно превышать DР = 0,013 МПа за время t = 3 мин

Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 1- ой группы (всасывающих) приведена на рис.16.

Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 2 – ой группы (напорно-всасывающих) приведена на рис.17

Испытание на давление.

Диаметр рукава, мм

Испытательное давление, МПа для рукава

I группа

II группа

До 7575 и выше

0.3 + 0.03

0.2 + 0.02

1.0 + 0.1

0.75 + 0.08

Время испытаний t = 10 ми

Схема испытания рукавов 1-ой группы (всасывающих) на давление приведена на рисунке 18.

Схема испытаний всасывающих рукавов 2-ой группы (напорно-всасывающих) на давление приведена на рисунке 19

После испытаний: рукав не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаиваний.

Возможны случаи, когда при исправной вакуумной системе, герметичном пожарном насосе, вода в насос с открытого водоисточника не забирается. Причиной в этом случае как правило, является отслоение внутреннего слоя резины всасывающего рукава. Обнаружить которую возможно при использовании специальной заглушки и вставки с лампочкой подсветки (см. рис. 20)

Напорные рукава.

Периодичность: Испытания проводятся:

новых рукавов:

– при постановке в боевой расчет

рукавов находящихся в эксплуатации:

– один раз в 6 месяцев (при сезонном обслуживании);

– после ремонта

Параметры: Испытания на давление Р = 1,0 МПа (10 кгс/см2)

Время испытаний t £ 3 мин

Примечание:

1. Рукава непрореэиненные перед испытанием замачивают под давлением 2-4 атм в течении 5 мин.

2. Рукава высокого давления испытывают под давлением 30 атм.

Допускается на рукаве:

1 сорта – прорезиненного – отсутствие свищей;

– непрорезиненного < 3 свищей;

2 сорта – прорезиненного < 3 свищей;

– непрорезиненного < 5 свищей.

Высота пылевидного свища не должна превышать 150 мм.

Методика: рукава присоединяются к напорным патрубкам, на конце рукавов закрепляется ствол либо разветвление. С помощью насоса создается давление.

Учет и порядок списания пожарных рукавов

Документами для учета рукавов, их состояния и списания являются:

1. Паспорт рукава

2. Ведомость состояния рукавного хозяйства. Заполняется 2 раза в год после испытания рукавов и направляется в УГПС

3. Акт на списание рукава.

В акте указывается дата пожара (учения…), адрес, обстоятельства повреждения или неудовлетворительный результат испытания.

4. Книга службы.

Вышедшие рукава на пожаре (учении…) регистрируются и не позднее 10 дней направляются на ремонт.

5. Суточная ведомость движения рукавов. При централизованном обслуживании.

6. Контрольный лист движения рукавов.

Рукава подлежат списанию, если:

1. неремонтнопригодны;

2. не прошли гидравлическое испытание после последовательного 3-х кратного ремонта (ремонт – испытание – ремонт…) Непригодные рукава к боевой работе могут быть переведены в категорию “Учебный” или “Хозяйственный” по решению комиссии УГПС.

Работа пожарных на большой высоте – частая реальность. Поэтому в их арсенал входят приспособления самосохранения. Сюда относятся пояса, веревки, страховки и карабины. Последний выполняет страховочные функции, его прикрепляют к поясу и пропускают сквозь страховочную веревку. От качественного технического состояния карабина, пояса и других приспособлений зависит, насколько они могут выполнять свои функции. Поэтому их периодически подвергают испытаниям. Главные характеристики тестирования – нагрузка и время испытания пожарного карабина, пояса и страховок.

Испытания пожарно-технического вооружения

Правила испытания карабина и пояса

Испытания пожарных поясов и карабинов производят вместе один раз в год. То есть по отдельности эти приспособления не проверяют. Для этого используют груз весом 350 кг, которым нагружают карабин. Время нагрузки – 5 минут. При этом последний прикреплен к страховочному поясу.

Для проведения испытаний пользуются двумя способами. Первый проводиться в следующей последовательности:

  1. К электрическому тельферу грузоподъемностью 1 тонна подвешивают трубу, на которую надевают пожарный пояс.
  2. На последний цепляют карабин.
  3. К нему подвешивают груз весом 350 кг, который весит в таком положении 5 минут.
  4. Затем груз снимают и проводят проверку двух пожарных приспособлений на предмет их целостности и отсутствия (наличия) дефектов.

Во-первых, пояс не должен после испытания растягиваться, а также в его конструкции не должно образоваться трещин и разрывов. Клепки и пряжки не должны деформироваться. Во-вторых, карабин не должен потерять своей грушевидной формы. Обязательно после испытания проверяют корректное закрытие и открытие карабина. Для этого ему ничего не должно мешать. Особое внимание плотности закрытия.

Испытание пожарного пояса и карабина с помощью подвешенного груза

Второй способ тестирования – использование специального станка. Тест проводится в горизонтальной плоскости, когда оба приспособления подвергаются нагрузке через систему блоков. Здесь также применяется груз, который давит вертикально, но через блоки нагрузка принимает горизонтальное направление.

Существует станки, с помощью которых можно испытывать только сами пожарные пояса. Чисто конструктивно это все тот же станок с системой блоков. Но модификаций испытательного оборудования на сегодняшний день большое количество. Хотя принцип нагружаемости у них одинаковый.

Более современные модификации станков – это электрические натяжители. Есть оборудование на основе гидравлики. Весь процесс контролируется компьютером, что говорит о более точных параметрах нагрузки.

Станок для испытания пожарных поясов

Существуют определенные правила проверок самих карабинов, которые касаются их технического состояния. Это страховочное устройство (пожарное) изготавливают из углеродистой стали, которую покрывают цинковым слоем. Последний является защитой от негативного воздействия влаги и воды, которые приводят к коррозии металла.

У альпинистов используют алюминиевые карабины или изготовленные из титана, которые по надежности уступают стальным, но в несколько раз легче. В пожарном деле предпочтение отдают прочности и надежности. Поэтому вес пожарного устройства – 450 грамм.

Необходимо отметить, что диаметр используемой для изготовления карабина проволоки может быть разной. Данный параметр варьируется в диапазоне 5-14 мм. Чем толще проволока, тем надежнее изготовленное из нее страховочное приспособление. Его длина может варьироваться в пределах от 40 до 200 мм. А ширина защелки (ее затвора) в пределах от 5 до 38 мм.

Чисто конструктивно пожарный карабин состоит из крюка (на него и ложится вся нагрузка) и затвора, которые соединяются муфтой. Есть в конструкции шарнир, обеспечивающий подвижность затвора.

Пожарный карабин

Соединительная муфта представлена двумя типами: неавтоматическая и автоматическая.

  1. Это классический вариант, который открывают или закрывают вручную. Время показало, что механизм этого типа очень надежен. Он может открываться лишь при высоких вибрационных нагрузках.
  2. Открытие происходит в два этапа. А вот закрывается он, как только от него убирается рука.

Есть еще один вид автоматических пожарных карабинов, в котором в состав муфты входит фиксатор. Высокое качество и надежность соединения таким устройством обеспечена, но стоит прибор недешево. У автоматических разновидностей есть один серьезный недостаток – они быстро загрязняются, что снижает качество фиксации.

Отдельно испытывают карабин при нагрузке 350 кг, время ее действия – 3 минуты. Здесь важное требование – чтобы соединительная муфта не раскрылась. Уделяют немалое внимание легкости открытия затвора. Для этого производят трехкратное открытие с измерением прилагаемого усилия. Среднеарифметическое значение является окончательным результатом.

При приемке карабинов в эксплуатацию из партии выбирается три штуки, которые взвешиваются. Обязательно проверяются размерные параметры устройств.

Периодичность испытания пожарного пояса и карабина не зависит от интенсивности их эксплуатации. Но необходимо понимать, что со временем оба приспособления начинают устаревать. Поэтому необходимо периодически их осматривать на предмет появления дефектов и изъянов. Если таковые обнаружены, то пожарные устройства передаются в лабораторию.

Проверка спасательных веревок

К испытанию пожарной веревки (спасательной) необходимо относится так же, как к проверке пояса и карабина. Но проводят ее тестирование один раз в полгода. Для этого страховочный элемент подвергают двум видам нагрузок: статической и динамической.

Первая – это веревку нагружают весом 350 кг, время действия в течение 5 минут. При этом груз просто весит на веревке. Вторая – это когда с помощью веревки производится транспортировка груза весом в 150 кг по вертикали на высоту 9 м. Можно проверку проводить и по горизонтали, тогда веревку нагружают через систему блоков.

Схемы испытаний страховочных веревок

Испытания других элементов пожарно-технического оборудования

Порядок и сроки испытания пожарно-технического оборудования по каждому виду определяются паспортами изделий. Кроме вышеописанных страховочных элементов в оборудование входят пожарные всасывающие рука, напорные рукава, рукавные задержки, лафетные стволы, а также ручные и штурмовые лестницы. Обычно испытания ПТВ проводят в пожарной части и все результаты записываются в специальный журнал.

Испытания лестниц

Проводят один раз в год или после проведенного ремонта. Ручные ставят к стене под углом 75°. Их нагружают сразу на две тетивы через каждые 4-5 ступенек. Вес груза – 120 кг, время нагрузки – 2 минуты.

Штурмовые подвешивают к опоре так, чтобы конструкция располагалась вертикально. При этом упор делается на последний зуб опорного крюка. На вторую снизу ступеньку вешают груз весом 160 кг. Время испытания – 2 минут.

Проверка рукавов

При проведении испытаний ПТВ в пожарной охране рукавам отводится особое место. Всасывающие модификации проверяют сразу, как только ни ставятся на учет. Но есть еще три позиции, при которых проводят тестирование. Это:

  • первый технический осмотр, срок которого указывается в паспорте;
  • если обнаружены видимые изменения, снижающие качество;
  • после проведенного ремонта.

Тестируют рукава водой, которую нагнетают под определенным давлением. Для рукавов I группы давление равно 2-3 МПа, для второй группы 0,75-1 МПа.

Напорные рукава испытывают при постановлении в эксплуатации, а также через каждые 6 месяцев. И обязательно после ремонта. Проверку проводят давлением в 1 МПа, время – 3 минут. Непрорезиненные изделия предварительно замачивают в воде, находящейся под давлением 2-4 атм. Время проведения процедуры – в течение 5 минут. А само тестирование проводят под нагрузкой давлением 30 атм. При этом допускается появление свищей, но их размер не должен превышать 15 см.

Давление воды формируется с помощью насоса.

Испытание пожарных рукавов

Проверка рукавных задержек

Тестирование проводят 1 раз в 1 год. Для этого крюк задержки устанавливают на горизонтальную плоскость, а само приспособления свешивают вниз по вертикали. На нижний конец подвешивают груз массой 200 кг. Время операции – 5 мин.

Проверка задержек рукавов

Заключение по теме

К срокам испытания ПТВ в пожарной охране всегда подходят с большой ответственностью. Важно понимать, что от каждого элемента в независимости от его назначения, зависит выполнение пожарными расчетами их прямых служебных обязанностей. А на практике, когда реальная угроза ставить серьезные трудновыполнимые задачи, надеяться приходиться только на выучку, умение, знания и пожарно-техническое вооружение. И если оно подведет, то высока вероятность, что бороться с пожаром будет намного сложнее.

>Порядок и сроки проведения испытаний птв. Порядок и сроки испытания пожарно-технического вооружения, оборудования, аппаратов и приборов Испытание спас веревки

Сроки испытания ПТВ в пожарной охране – Пожарная безопасность

Пожарные рукава, имеющиеся на вооружении специальных подразделений, обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях возникновения аварийных ситуаций. Они соответствуют положениям технических условий и ГОСТов.

Запрещается эксплуатировать не отвечающие условиям техники безопасности экземпляры. Чтобы выявить и устранить появляющиеся во время работы отказы и неисправности, проводятся периодическое испытания пожарных рукавов.

Кстати, они относятся к оборудованию, от которого зависит эффективность тушения пожара. Исправность их определяется осмотром снаружи. Процедура осуществляется ежедневно при сдаче смены, после работы с ними ответственными специалистами.

Каждому из рукавов присваивается инвентарный номер. Оборудование испытывают при вводе в эксплуатацию и через определенные периоды в процессе работы. Дату и результат манипуляций записывают в специальный журнал в обязательном порядке.

Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов

Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования.

На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр.

Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления.

Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов.

После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.

Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно.

Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины.

Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи.

Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.

Ремонтные работы по всасывающим рукавам

Рукава ремонтируют, если нарушена целостность. Поломку выявляет испытание пожарных рукавов, сроки которого строго соблюдаются. На оборудовании просматриваются сколы, трещины, глубокие царапины, смятие.

Если наблюдается послабление стягивающих хомутов к всасывающим головкам, то их укрепляют гаечным ключом и контргайкой.

Ремонт производится двумя способами: наложением кусков в виде заплат снаружи рукава при помощи клеевого состава или применением метода вулканизации.

Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов

Напорные рукава надлежит перевозить в кузове автомобиля с соблюдением инструкции. Маркировочная разметка наносится не далее чем на 15 см от наружного конца скатанного шланга.

Она содержит данные об изготовителе, внутреннем рабочем диаметре, длине скатанного участка, сроке выпуска, стандарте и типе. На другом свободном конце наносится информация о производителе.

Периодичность испытания напорных пожарных рукавов начинает отсчет со дня изготовления на заводе. Об этом свидетельствует сопровождающий паспорт. В нем описываются:

  • дата выпуска;
  • наименование и буквенное определение технических условий;
  • номерные показатели партии;
  • число мест в ней;
  • внутренний диаметр оборудования;
  • общая длина переданных напорных шлангов;
  • штамп ОТК с заключением о годности.

Для транспортировки скатки рукава закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами.

При прокладке для срочной подачи воды на горящий объект их не перегибают, стараются обойти горящие места и поверхности, залитые расплавленными смолами и химикатами.

В лестничных пролетах их пропускают между маршами. Для перекидывания через острые перегородки применяют специальные подкладки в виде седла.

Если испытание напорных пожарных рукавов не выявило никаких дефектов, но во время тушения огня произошло нарушение герметичности, то это исправляют накладыванием ленточных или корсетных зажимов.

Их снимают после окончания спасательной операции, а место появления течи отмечают химическим карандашом. В зимнее время не разрешается скатывать напорный шланг без стравливания воды.

Если из-за халатности происходит промерзание по всей длине, то его транспортируют без перегибов на прицепах или санях.

Ремонт напорных шлангов

Если гидравлические испытания пожарных рукавов выявляют несоответствие стандартным требованиям, то шланги ремонтируют.

В процессе эксплуатации на горящем объекте они часто получают повреждения в виде прогоревших участков, проколов, трещин, разрывов. Все дефекты подлежат ремонту вулканизацией сырой резиной.

На них также накладывают заплаты с применением клея. Кроме того, целостность восстанавливается путем применения хлоритовой ткани.

Технология хранения всасывающих и напорных шлангов

На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава. При этом обращают внимание на следующие факторы:

  • Не хранят пожарные шланги вблизи от оборудования, выделяющего озон.
  • Нельзя располагать их вблизи излучателей ультрафиолета.
  • Уложенные рукава для хранения защищают от воздействия прямых лучей солнца.
  • Не разрешается попадание на оборудование масел, бензина, керосина. Запрещено соприкосновение с паром.
  • Всасывающий тип шлангов хранят на стеллажах параллельными связками высотой до 1 м. При этом соблюдается температура: от 25 до 30 ºС.
  • Напорные шланги, смотанные в скатки, хранятся в вертикальном положении. Под них выполняются специальные поддоны, чтобы избежать трения с острыми краями. Иногда после неправильного хранения некоторые элементы не выдерживают испытания пожарных рукавов.
  • Не разрешается на стеллажах со шлангами хранить другие предметы.

Испытание пожарных рукавов. Периодичность

Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода.

Проверяемое задание №2 Составления графика испытания пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

Цель занятия:получение практических навыков составления графика испытания пожарно-технического вооружения на год.

Задачи:

-изучить периодичность испытания пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования;

-изучить порядок составления графика испытания пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о:

-периодичности испытания разных видов пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования;

-составлении графика испытания пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования

знать:

-какое пожарно-технического вооружения и аварийно-спаательного оборудования подлежит испытанию;

-периодичность испытания для всех видов пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования;

уметь:

-составлять график испытания пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для одной автоцистерны;

владеть навыками

-выбора необходимого количества пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, подлежащего испытанию;

-определения сроков испытания всех видов ПТВ

Методические рекомендации по изучению темы:

При освоении темы необходимо:

-изучить теоретический материал;

-выполнить задание

Теоретический материал:

Пожарно-техническое вооружение

Пожарная техника, оборудование и снаряжение, состоящие на вооружении пожарных подразделений, должны обеспечивать безопасную работу и отвечать требованиям соответствующих ГОСТов и технических условий. Эксплуатация неисправной или не отвечающей условиям безопасности пожарной техники, оборудования или снаряжения запрещается.

Испытание пожарного оборудования является радикальным средством, позволяющим предупредить или выявить возникающие в процессе эксплуатации неисправности и отказы. Особенно это относится к оборудованию, от работоспособности которого зависит выполнение боевой задачи.

Исправность пожарной техники и снаряжения определяется наружным осмотром и испытаниями. Наружный осмотр производится ежедневно при заступлении на дежурство и после каждой работы с пожарной техникой лицами, за которыми она закреплена по табелю. Все предметы пожарного оборудования, подлежащие испытанию, должны иметь инвентарный номер. Пожарное оборудование и снаряжение испытывают перед вводом их в боевой расчет (в эксплуатацию) и периодически в процессе эксплуатации. Порядок и сроки испытаний изложены в технических условиях и инструкциях по эксплуатации на соответствующее оборудование и снаряжение. Результаты испытаний должны регистрироваться в «Журнале испытания пожарно-технического вооружения».

Таблица 3

Организация испытания пожарно-технического вооружения

№ п/п Вид обрудования Периодичность испытания
Гидравлическое оборудование
1. Колонки пожарные один раз в год
2. Сетки всасывающие один раз в год
3. Разветвления рукавные один раз в год
4. Восборники рукавные один раз в год
5. Гидроэлеватор пожарный Г-600А один раз в год
6. Стволы РСК один раз в год
7. Стволы РС-А, Б; один раз в год
8. Рукавная задержка один раз в год
9. Соединительные переходные головки один раз в год
10. Лафетные стволы один раз в год
11. Стволы воздушно-пенные и пеногенераторы один раз в год
12. Пеносмесители один раз в год
Ручные пожарные лестницы
13. Лестница-палка (ЛП) один раз в год и после каждого ремонта
14. Лестница-штурмовка металлическая один раз в год и после каждого ремонта
15. Лестница трехколенная металлическая один раз в год и после каждого ремонта
16. Лестница трехколенная деревянная один раз в год и после каждого ремонта
Снаряжение
17. Пояс пожарный один раз в год
18. Карабин один раз в год
19. Топор пожарный один раз в год
Спасательные средства
20. Веревка пожарная спасательная Один раз в шесть месяцев (Также перед каждым использованием на пожаре и на занятиях и после применения (с занесением результатов в журнал осмотра пожарно-спасательных веревок))

Не механизированный инструмент:

С целью повышения достоверности результатов испытаний устанавливают ряд общих требований и правил, направленных на обеспечение идентичности испытаний, необходимой точности измерений, сопоставимости результатов.

Для получения сравнимых стабильных результатов испытаний пожарного оборудования должны соблюдаться следующие общие правила проведения испытаний:

— параметры испытываемого оборудования должны соответствовать параметрам испытательного стенда;

— при необходимости должны быть вычислены постоянные расчетные коэффициенты и предельные погрешности результатов испытаний;

— перед испытаниями должна быть проведена проверка испытательного оборудования на работоспособность;

— стенда для испытаний гидравлического оборудования перед проведением испытаний должны быть проверены на герметичность;

— снятие показаний приборов во время одного замера должно производиться при установившемся режиме;

— последовательность записи показаний приборов при испытаниях и при всех замерах должна быть одна и та же.

Средства и методы испытаний. Для испытания пожарного оборудования, спасательных устройств и снаряжения используют специальные стенды, гидрокамеры и приспособления, обеспечивающие создание нагрузок на испытуемые объекты в целях определения их технического состояния. Создание испытательных нагрузок осуществляют воспроизведением реальных эксплуатационных воздействий (механических, электрических, гидравлических и др.) или их имитацией.

В зависимости от назначения пожарного оборудования, его конструктивных особенностей и эксплуатационных свойств, а также технико-экономических характеристик испытаний выбирается метод испытаний. Выбранный метод должен обеспечивать проведение испытаний в условиях, отвечающих требованиям Правил техники безопасности в пожарной охране и требованиям действующей нормативно-технической документации по промышленной санитарии.

Порядок и сроки испытания пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования. Методика испытания центробежных пожарных насосов ПН-40УВ, ПН-40УВ.02, НЦПН-40/100, НЦПН -60/100 и пеносмесителей ПС-5, ПС-7, ПС-8 на производительность после проведения технического обслуживания пожарного автомобиля

Порядок и сроки испытания пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования

Пожарный инструмент (инвентарь):

Пожарный инструмент и инвентарь (ломы,багры, крюки, лопаты, топоры, пилы) должны иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требованиям, и отвечать требованиям технических условий и мерам безопасности, определенным НПБ.

Долговечность инструмента (инвентаря) и безопасность работы с ним обеспечивается содержанием в исправном состоянии и своевременным техническим обслуживанием. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытанием. С целью предотвращения несчастных случаев при работе с инструментом (инвентарем) при его осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах.

Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартных и технических условиях на инструменты конкретного вида.

Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов. Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря.

Спасательные веревки:

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 – 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесения инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов – перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 – 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Пневмо-гидроинструмент:

Надежность инструмента и безопасность работы с ним обеспечивается исправным содержанием, повседневным контролем за его состоянием и своевременным техническим обслуживанием.Исправность инструмента определяется наружным осмотром и испытанием.

Работа с пневмо-гидроинструментом должна проводиться в спецодежде (комбинезоне), защитных перчатках (крагах, рукавицах), каске с защитным стеклом.

Пневмо-гидроинструмент должен соответствовать требованиям ТУ на каждый имеющийся в комплекте агрегат, иметь значения параметров вибрации, не превышающие установленных ГОСТ, а также параметры шума, не превышающие октавные уровни звуковой мощности, установленные в стандартах и технических условиях на машины конкретного вида.

Для обслуживания пневмо-гидроинструмента, его регулировки и настройки допускается личный состав подразделений ГПС, прошедший специальное обучение и назначенный приказом руководителя подразделения ГПС.

При работе с токоведущими конструкциями и механизмами следует: провести их обесточивание; следить за рабочей магистралью инструмента, не допускать ее изломов, перегибов и других повреждений, способных повлечь остановку или порчу механизма; следить за обстановкой в рабочей зоне, знать и соблюдать безопасные приемы работы с инструментом в зависимости от вида материала и особенности конструкции устройств, находящихся в непосредственном контакте с инструментом.

Механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки конструкций:

Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, которым укомплектованы пожарные автомобили, производится при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Меры безопасности при работе с механизированным инструментом должны соответствовать требованиям ГОСТ: иметь автоматическое отключение вращающихся режущих органов при прекращении воздействия на органы управления и защитный кожух, закрывающий режущую часть абразивного круга не менее чем на 170 град.; обеспечивать выхлоп отработанных газов, направленных в сторону от органов дыхания оператора и не загрязняющих зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных соответствующим ГОСТ.

К работе с механизированным инструментом приказом руководителя подразделения ГПС допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, получившие удостоверение установленного образца.

При работе с механизированным инструментом необходимо соблюдать следующие требования: перед запуском двигателя проверить надежность крепления рамы, приставок, шины, отрезного круга, натяжения пильной цепи; при запуске двигателя пильная цепь и отрезной круг не должны касаться каких-либо предметов, при этом запрещается наматывать трос стартера на руку; на холостом ходу, во избежание разноса, двигатель должен работать при отпущенном рычаге управления газом; дополнительная заправка топливом инструмента допускается только при остановленном двигателе; начало резания и конец его (вывод рабочей части инструмента из пропила) должны выполняться плавно, без рывков; переносить инструмент с работающим двигателем допускается только при холостых оборотах двигателя; при разрыве или сбеге пильной цепи, ослаблении крепления приставок, шины, отрезного круга, защитного кожуха и других неисправностях, обнаруженных в процессе выполнения работы, следует немедленно сбросить газ и остановить двигатель.

При работе с бензомоторными пилами, отбойными молотками, дымососом личному составу подразделений ГПС запрещается: работать неисправным инструментом и запускать двигатель без приставки; включать сцепление на холостом режиме работы двигателя; выводить двигатель без нагрузки на рабочие обороты; производить регулировочные работы на приставках и устранять неисправности при работающем двигателе; останавливать двигатель путем снятия колпака провода высокого напряжения в свече; работать с отбойным молотком и при резании абразивным кругом без защитных очков или защитных стекол пожарных касок.

Рукава спасательные:

К эксплуатации спасательного рукава допускаются лица, назначенные приказом руководителя подразделения ГПС, изучившие устройство и принцип работы (в соответствии с паспортом изделия) и прошедшие проверку знаний.

Ответственный за эксплуатацию спасательного рукава записывается в соответствующий раздел паспорта.

При проверке работоспособности спасательного рукава, тренировках и обучении спускающихся страховку осуществлять с помощью спасательной веревки, прикрепленной к спускающемуся.

При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.

При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.

С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры: обработать спасательный рукав антистатическими средствами; периодически производить увлажнение нижней части спасательного рукава (при температуре окружающего воздуха не ниже 0 град. С) при проведении спусков людей; осуществлять страховку спускающихся в перчатках, не отрывая рук от спасательного рукава.

Запрещается эксплуатация спасательного рукава: выработавшего свой ресурс; не прошедшего очередного технического освидетельствования; имеющего сквозные повреждения, не подлежащие ремонту; не по назначению.

Пневматические прыжковые спасательные устройства:

Пневматическое прыжковое спасательное устройство – предназначено для гашения энергии падающих с высоты людей при пожарах и других безвыходных аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях, когда использование других средств и способов спасания людей не представляется возможным.

Эксплуатация, хранение и ремонт ППСУ осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

При использовании ППСУ запрещается: применение ППСУ не по прямому назначению; производить на ППСУ тренировочные прыжки личного состава; эксплуатировать ППСУ с выработанным ресурсом или истекшим сроком службы; эксплуатировать ППСУ, имеющее видимые повреждения; сбрасывать ППСУ на грунт; оставлять соединительный шланг присоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения.

Методика испытания центробежных пожарных насосов ПН-40УВ,ПН-40УВ.02, НЦПН-60/100, НЦПН-40/100 и пеносмесителей ПС-5, ПС-7, ПС-8 на производительность после проведения ТО.

Проверка насоса на сухой вакуум

— закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной кран, задвижки и вентили;

— включить газоструйный вакуум-аппарат;

— ручку вакуумного затвора перевести в положение на себя;

— прибавить газ;

— дождаться, когда стрелка ваккуумметра достигнет наибольших показаний;

— закрыть вакуумный затвор;

— сбросить газ и выключить вакуум-аппарат;

— проверить показания вакуумметра. Разряжение должно быть не менее 550 мм рт. ст. Падение вакуума не должно превышать 100 мм рт. ст. за 2,5 мин.

Дополнения и пояснения

  1. При проверке насоса на сухой вакуум надо обращать внимание на время, необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20 сек.
  2. Применяемые на пожарных машинах вакуумметры не имеют таких делений, как 550 мм рт. ст. и 100 мм рт. ст., а в настоящее время выпускается только с десятичной шкалой. Деление «1» соответствует 760 мм рт. ст., или 10 м водного столба.

Учитывая это, разряжение доводится до 3/4 шкалы влево от нуля.

Это будет соответствовать 550 мм рт. ст., или 7,5 м вод.ст., а при падении вакуума движение стрелки не должно быть заметно невооруженным глазом.

Хорошие показатели при проверке насоса на вакуум еще не гарантируют безотказной работы. Для полной гарантии проверка насоса на вакуум должна проводиться 2 раза: сначала проверить один насос, а потом с двумя всасывающими рукавами. Заглушка ставится на конец всасывающей линии вместо сетки. Время, необходимое для создания вакуума, будет значительно больше. Остальные требования те же, что и при проверке одного насоса.

Проверка пожарного насоса ПН-40УВ, ПН-40УВ.02, НЦПН-60/100, НЦПН-40/100 производится при проведении технического обслуживания пожарного автомобиля с целью определения по фактическим значениям параметров технических характеристик пожарного насоса и осуществляется посредством определения полного напора развиваемого пожарным насосом.

Для проверки необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью двух всасывающих рукавов диметром 125мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5–3,5м. Подача воды осуществляется по двум напорным рукавам диаметром 66мм (по одному от каждой напорной задвижки насоса)через два ручных ствола с диаметром насадка 24мм.

Забрать воду в насо си подать ее при полностью открытых напорных задвижках и номинальным значением частоты вращения вала насоса (2700мин–1).

После забора и подачи воды необходимо определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных (установленных на насосе) приборов: манометра и мановакууметра (приборы должны быть исправны и поверены, иначе проверка теряет всякий смысл).

Показания приборов,приведенные к метрам водного столба,складываются.

Фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала насоса сравнивается с нормативным значением –100м.вод.ст. Допускается уменьшение на пора по сравнению нормативным значением не более чем на15%,т.е.минимальный напор развиваемый насосом должен составлять 85м.вод.ст.

Пожарный насос при вышеуказанных технических условиях забора и подачи воды может не развивать требуемый напор из-за следующих причин:

-не плотности в соединениях узлов и деталей пожарного насоса и всасывающей линии;

-засорения всасывающей сетки;

-расслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов;

-поломки лопастей или разрушения рабочего колеса пожарного насоса;

-засорения каналов рабочего колеса ивнутренней полости пожарного насоса;

-износа выше допустимых значений уплотнительных металлических колец пожарного насоса.

Проверка работоспособности пеносмесителя ПС-5, ПС-7, ПС-8 установленного на пожарном насосе ПН-40УВ, ПН-40УВ.02, НЦПН-60/100, НЦПН-40/100 осуществляется так же при проведении ТО-1,посредством определения количества эжектируемой (подсасываемой) в пеносмеситель жидкости.

Для проверки работоспособности пеносмесителяПС-5, ПС-7, ПС-8 необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме.

Забор воды производится изо открытого водоисточника с помощью всасывающего рукава диаметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 метра. Забор пенообразователя производится из заполненной водой мерной емкости через специальный шланг, присоединенный к трубопроводу подачи пенообразователя в пеносмеситель. Подача воды к стволу ГПС-600 осуществляется понапорному рукаву диаметром 66 мм. Забрать в насос воду и подать ее при полностью открытой напорной задвижке к стволу ГПС-600,создав перепад напора по манометру имановакууметру 50м.вод. ст. Установить дозирующий кран в положение 1-го ствола ГПС-600, открыть пробковый кран (коректируемый кран) пеносмесителя и включить секундомер.

С помощью мерной емкости определить расход подсасываемой в пеносмеситель воды и сравнить это значение с нормативным (24 литра в минуту).

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) впеносмеситель воды может быть менее нормативного значения по следующим наиболее характерным причинам:

-закоксовывание калиброванных отверстий вовтулке дозирующего крана пеносмесителя;

-засорения сопла пеносмесителя.

В ходе проверки технического состояния пеносмесителяПС-5, ПС-7, ПС-8 проверяется работоспособность его обратного клапана вследующей последовательности:

  • заполнить пожарный насос водой(например из ёмкости цистерны пожарного автомобиля;после чего закрыть задвижку»из цистерны»);
  • открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;
  • установить дозатор пеносмесителя в положение»5″, «7», «8»;
  • включить пожарный насос и увеличив обороты насоса, довести давление в насосе до 0,6МПа (6кгс/см2);
  • с помощью листа бумаги проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости(лист бумаги должен притягиваться к отверстию);
  • резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить пожарный насос.

При этом обратный клапан должен перекрыть линию подсоса пенообразователя.Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.

Проверка пожарного насоса на сухой вакуум

закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной кран, задвижки и вентили;

— включить газоструйный вакуум-аппарат;

— ручку вакуумного затвора перевести в положение на себя;

— прибавить газ;

— дождаться, когда стрелка ваккуумметра достигнет наибольших показаний;

— закрыть вакуумный затвор;

— сбросить газ и выключить вакуум-аппарат;

— проверить показания вакуумметра. Разряжение должно быть не менее 550 мм рт. ст. Падение вакуума не должно превышать 100 мм рт. ст. за 2,5 мин.

Дополнения и пояснения

  1. При проверке насоса на сухой вакуум надо обращать внимание на время, необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20 сек.
  2. Применяемые на пожарных машинах вакуумметры не имеют таких делений, как 550 мм рт. ст. и 100 мм рт. ст., а в настоящее время выпускается только с десятичной шкалой. Деление «1» соответствует 760 мм рт. ст., или 10 м водного столба.

Учитывая это, разряжение доводится до 3/4 шкалы влево от нуля.

Это будет соответствовать 550 мм рт. ст., или 7,5 м вод.ст., а при падении вакуума движение стрелки не должно быть заметно невооруженным глазом.

Хорошие показатели при проверке насоса на вакуум еще не гарантируют безотказной работы. Для полной гарантии проверка насоса на вакуум должна проводиться 2 раза: сначала проверить один насос, а потом с двумя всасывающими рукавами. Заглушка ставится на конец всасывающей линии вместо сетки. Время, необходимое для создания вакуума, будет значительно больше. Остальные требования те же, что и при проверке одного насоса.

Проверка пожарного насоса ПН-40УВ, ПН-40УВ.02, НЦПН-60/100, НЦПН-40/100

Проверка пожарного насоса ПН-40УВ, ПН-40УВ.02, НЦПН-60/100, НЦПН-40/100 производится при проведении технического обслуживания пожарного автомобиля с целью определения по фактическим значениям параметров технических характеристик пожарного насоса и осуществляется посредством определения полногонапораразвиваемогопожарным насосом.

Для проверки необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью двух всасывающих рукавов диметром 125мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5–3,5м. Подача воды осуществляется по двум напорным рукавам диаметром 66 мм(по одному от каждой напорной задвижки насоса)через два ручных ствола с диаметром насадка 24мм.

Забрать воду в насос и подать ее приполностью открытых напорных задвижках и номинальным значением частоты вращения вала насоса (2700мин–1).

После забора и подачи воды необходимо определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных (установленных на насосе) приборов: манометра и мановакууметра (приборы должны быть исправны и поверены, иначе проверка теряет всякий смысл).Показания приборов, приведенные к метрам водного столба,складываются.

Фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала насоса сравнивается с нормативным значением – 100м.вод.ст. Допускается уменьшение напора по сравнению с нормативным значением не более чем на15%,т.е.минимальный напор развиваемый насосом должен составлять85м.вод.ст.

Пожарный насос при выше указанных технических условиях забора и подачи воды можетне развивать требуемый напор из-за следующих причин:

  • неплотности в соединениях узлов и деталей пожарного насоса и всасывающей линии;
  • засорения всасывающей сетки;
  • расслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов;
  • поломки лопастей или разрушения рабочего колеса пожарного насоса;
  • засорения каналов рабочего колеса и внутренней полости пожарного насоса;
  • износа выше допустимых значений уплотнительных металлических колец пожарного насоса.

Проверка работоспособности пеносмесителя ПС-5, ПС-7, ПС-8

Для проверки работоспособности пеносмесителя ПС-5, ПС-7, ПС-8 необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью всасывающего рукава диаметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 метра. Забор пенообразователя производится из заполненной водой мерной емкости через специальный шланг, присоединенный к трубопроводу подачи пенообразователя в пеносмеситель. Подача воды к стволу ГПС-600 осуществляется по напорному рукаву диаметром 66 мм. Забрать в насос воду и подать ее при полностью открытой напорной задвижке к стволу ГПС-600, создав перепад напора по манометру и мановакууметру 50м.вод. ст. Установить дозирующий кран в положение 1-го ствола ГПС-600, открыть пробковый кран (коректируемый кран) пеносмесителя и включить секундомер.

С помощью мерной емкости определить расход подсасываемой в пеносмеситель воды и сравнить это значение с нормативным (24 литра в минуту).

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного значения по следующим наиболее характерным причинам:

  • закоксовывание калиброванных отверстий во втулке дозирующего крана пеносмесителя;
  • засорения сопла пеносмесителя.

В ходе проверки технического состояния пеносмесителя ПС-5, ПС-7, ПС-8 проверяется работоспособность его обратного клапана в следующей последовательности:

  • -заполнить пожарный насос водой(например из ёмкости цистерны пожарного автомобиля; после чего закрыть задвижку»изцистерны»);
  • -открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;
  • -установить дозатор пеносмесителя в положение»5″, «7», «8»;
  • включить пожарный насос и,увеличив обороты насоса,довести давление в насосе до 0,6МПа(6кгс/см2);
  • -с помощью листа бумаги проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости(лист бумаги должен притягиваться к отверстию);
  • резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить пожарный насос. При этом обратный клапан должен перекрыть линию подсоса пенообразователя.Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.

Испытание пожарного насоса на производительность

Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает

Разрежение создается до нормы, но медленно

Разрежение есть, но ниже нормы

Вакуумметр не показывает разрежение

Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе. Опрессовать насос водой от водопровода или другого насоса. Осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь. Проверить исправность заслонки вакуумаппарата.

При исправных заслонках во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслонки должен четко

прослушиваться.

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат. В случае падения стрелки вакуумметра, опресовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения трубопровода к вакуумнуму затвору или неполного открытия нижнего клапана вследствие износа кулачка и штока.

Необходимо опресовать насос водой и устранить течи. Если при опресовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана с помощью устройства.

Испытание пожарного насоса проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Правилах по организации технической службы (приказ МЧС Республики Беларусь от 26.09.2001 г. № 130).

Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, приведенной на рис. 2 а, б, в. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 – 2700 об/мин.). Определить напор воды в насосе по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м. вод. ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м вод. ст.). изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%.

Если результаты испытаний за несколько лет сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя.

Резкие снижения показателей помогают обнаружить засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя.

При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.

Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.

Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при проявлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.

Проверка технического состояния пожарного насоса

В процессе длительной эксплуатации происходит постепенный износ узлов пожарного насоса: подшипников, посадки, вал-рабочее колесо, ослабление затяжки гайки рабочего колеса, крепления пожарного насоса к раме автомобиля и др. С целью проверки возможного наличия радиального люфта вала в подшипниках снимается заглушка со всасывающего патрубка. Рукой через всасывающий патрубок покачиванием за рабочее колесо проверяется возможное наличие радиального люфта вала в подшипниках. Резким изменением направления вращения вала проверяется плотность посадки вал-рабочее колесо, определяется наличие шплинтовки гайки, плотность ее затяжки Более точная проверка технического состояния указанных узлов выполняется с помощью разработанных приспособлений.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *