Порядок обслуживания иностранных публичных должностных лиц в банках Российской Федерации

Согласно закону №115-ФЗ, все организации, работающие с денежными средствами и имуществом граждан, обязаны выявлять среди своих новых и действующих клиентов следующих должностных лиц: иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), служащих международных организаций, лиц, которые занимают ключевые государственные посты в России, являются членами Совета директоров ЦБ РФ, назначаются на должности федеральной госслужбы президентом РФ.

Кроме того, закон №115-ФЗ обязывает работников банков:

  • открывать счета и обслуживать ИПДЛ исключительно на основании письменного распоряжения руководителя банковской организации или его заместителя;
  • предпринимать действия по установлению источников поступления денежных средств или имущества иностранных публичных должностных лиц;
  • периодически проверять сведения о финансовых и имущественных операциях, совершаемых ИПДЛ;
  • уделять особое внимание действиям, которые выполняет ИПДЛ и члены его семьи, которые также обслуживаются в банковской организации.

Определение иностранного публичного должностного лица содержится в Конвенции ООН против коррупции.

Согласно этому документу, ИПДЛ – это любое назначаемое или избираемое лицо, работающее в одной из определенных структур иностранных государств.

В частности:

  • в законодательных органах власти;
  • в исполнительных структурах власти;
  • в административном органе власти;
  • в иностранных судебных инстанциях.

Кто относится к категории ИПДЛ

Кроме перечисленных служащих, к иностранным публичным должностным лицам относятся лица, которые выполняют определенные публичные функции для зарубежных стран (публичных ведомств или госпредприятий).

Исходя из этого, к ИДПЛ принадлежат:

  • главы зарубежных стран и их правительств (это, в том числе, касается королевских династий);
  • министры иностранных ведомств, их заместители и помощники;
  • чиновники, занимающие высших посты в правительствах иностранных государств;
  • работники судебных органов вышей инстанции (верховного и конституционного судов), решения которых не подлежат оспариванию;
  • государственные прокуроры и их заместители;
  • чиновники, занимающие высшие должности в военной отрасли;
  • послы;
  • главы госкорпораций;
  • руководители нацбанков и лица, входящие в Советы директоров;
  • члены парламента или другого законодательного органа зарубежного государства.

Кроме перечисленных лиц, к ИПДЛ относятся руководители крупных международных структур, имеющие доверие мирового сообщества:.

Это:

  • главы международных объединений, таких как ООН, ОПЕК, Всемирный банк, ОЭСР, и их заместители;
  • члены Европейского парламента;
  • руководители и члены международных судебных структур, таких как Гаагский трибунал, ЕСПЧ и других.

Особенности осуществления контроля

Все данные о счетах, открываемых иностранными должностными лицами в российских банках, должны передаваться сотрудниками банковских организаций в Росфинмониторинг.

Выявление счетов публичных лиц и осуществление контроля их использования нацелено на противодействие экстремизму в масштабах всего мира. Кроме того, целью этих действий является борьба с проявлениями коррупции.

Для установления среди клиентов банковской организации служащих зарубежных стран чаще всего применяются анкетирование и устные опросы (иностранным лицам предлагается заполнить анкету, в которой они должны указать, относятся ли они к ИПДЛ либо нет); а также проведение проверки по информационным ресурсам, находящимся в свободном доступе, и коммерческим базам данных, размещенных в интернете.

Таким образом, банки должны идентифицировать должностных лиц иностранных государств при помощи документов и сведений, полученных непосредственно от этих лиц, а также с помощью открытых списков и информации из интернета.

При этом проблема заключается в том, что если клиент сам не сообщает о своей принадлежности к ИПДЛ, установить этот факт порой бывает достаточно сложно.

Клиенты, принадлежность которых к ИПДЛ определена, находятся под особым контролем банковской организации. Как мы уже отмечали, все операции иностранных должностных лиц подлежат периодической проверке.

Если банком выявляются какие-либо подозрения относительно легальности таких операций (то есть если банк подозревает, что иностранным лицом совершаются операции для легализации доходов, полученных незаконным путем, или для спонсирования терроризма), информация о подобных операциях обязана предоставляться в Росфинмониторинг в течение трех дней.

Публичное должностное лицо

Смотреть что такое «Публичное должностное лицо» в других словарях:

  • Иностранное публичное должностное лицо — ИПДЛ иностранное публичное должностное лицо, т.е. любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или лицо, выполняющее какую … Официальная терминология

  • Иностранное публичное должностное лицо — (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.… … Банковская энциклопедия

  • Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

  • Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

  • ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — (лат. jus publicum) та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного … Энциклопедия юриста

  • Частное и публичное право — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

  • Частное и Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

  • Адамс, Луиза — Луиза Адамс Louisa Adams … Википедия

  • Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

  • Частное право в эпоху Нового времени — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

>Добро пожаловать на сайт Мособлбанка!

Памятка клиенту в целях выявления публичных должностных лиц

Уважаемый клиент!

ПАО МОСОБЛБАНК (далее – Банк) в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание:

— иностранных публичных должностных лиц;
— должностных лиц публичных международных организаций;
— лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В этой связи Банк просит представить достоверную и максимально полную информацию* о принадлежности к указанным ниже категориям лиц или к лицам, связанным с публичными должностными лицами.

1. Иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность (а также в течение 1 года после отставки) в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, или любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия.

К ИПДЛ относятся следующие лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций:
— главы государств (в том числе члены правящих королевских семей) или правительств;
— министры, их заместители и помощники;
— высшие правительственные чиновники;
— должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
— государственный прокурор и его заместители;
— высшие военные чиновники;
— руководители и члены Советов директоров Национальных банков;
— послы;
— руководители государственных корпораций;
— члены парламента или иного законодательного органа;
— главы или влиятельные представители религиозных организаций (если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями);
— руководители политических партий.

2. Должностные лица публичных международных организаций (ДЛПМО) – категория физических лиц, которым доверены или были доверены важные управленческие (руководящие) функции международной организацией.

К ДЛПМО относятся руководители, заместители руководителей, члены высших органов управления, коллегиальных исполнительных органов (в том числе правления, советов), единоличный исполнительный орган (в том числе директор, президент), а также лица эквивалентных функций, уполномоченные такими организациями действовать от их имени.

Международные публичные организации:
— Организация объединенных наций (ООН);
— Главные органы ООН (Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический совет, Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, секретариат ООН);
— Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
— Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
— Международный олимпийский комитет (МОК);
— Европейская комиссия;
— Всемирный Банк;
— Международный валютный фонд (МВФ);
— Европейский Центральный банк;
— Международный банк реконструкции и развития;
— Международная федерация обществ красного креста и полумесяца (МФОККиКП);
— Европарламент;
— Международная морская организация;
— Европейское космическое агентство;
— Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
— Международные судебные организации, такие, как Европейский суд по правам человека, Суд европейских обществ, Международный трибунал по бывшей Югославии, Гаагский трибунал;
— Международные военные организации, такие, как Страны Североантлантического договора (НАТО);
— Международные экономические организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
— Международные региональные организации, такие, как Европейский совет (ЕС), Лига арабских государств, Содружество независимых государств (СНГ).

3. Публичные должностные лица Российской Федерации (РПДЛ) – категория физических лиц, к которой относятся лица, замещающие (занимающие) одну из следующих должностей:

Государственные должности Российской Федерации:
— Президент Российской Федерации;
— Председатель Правительства Российской Федерации;
— Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
— Министр Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;
— Министр Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
— Федеральный министр;
— Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);
— Торговый представитель Российской Федерации;
— Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);
— Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
— Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
— Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;
— Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
— Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания;
— Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
— Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;
— Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
— Судья Конституционного Суда Российской Федерации;
— Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
— Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
— Судья Верховного Суда Российской Федерации;
— Генеральный прокурор Российской Федерации;
— Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
— Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
— Уполномоченный по правам человека;
— Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
— Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— Председатель Счетной палаты;
— Заместитель Председателя Счетной палаты;
— Аудитор Счетной палаты;
— Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
— Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе);
— Председатель федерального суда;
— Заместитель Председателя федерального суда;
— Судья федерального суда;
— Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации:
— Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
— Первый заместитель Председателя Банка России;
— Заместитель Председателя Банка России;
— Директор Юридического департамента Банка России;
— Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России;
— Советник Председателя Банка России;
— Начальник Главного управления Банка России по Центральному Федеральному органу.

Должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в том числе:
— Руководитель Администрации Президента Российской Федерации;
— Первый заместитель, заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
— Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации – пресс-секретарь Президента Российской Федерации;
— Помощник Президента Российской Федерации;
— Советник Президента Российской Федерации;
— Руководитель протокола Президента Российской Федерации;
— Начальник Референтуры Президента Российской Федерации;
— Заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
— Представитель Российской Федерации в Совете Федераций;
— Полномочный представитель Президента Российской Федерации;
— Дипломатический представитель Российской Федерации в иностранном государстве или международной организации;
— Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации;
— Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор;
— Прокурор субъекта Российской Федерации;
— Прокурор города;
— Прокурор района;
— Первый заместитель, заместитель федерального министра;
— Руководитель федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации;
— Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации;
— Руководитель федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства;
— Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства;
— Руководитель органа или организации при Правительстве Российской Федерации;
— Руководитель (директор) федеральной службы;
— Первый заместитель, заместитель руководителя (директора) федеральной службы;
— Руководитель (директор) федерального агентства;
— Первый заместитель, заместитель руководителя (директора) федерального агентства;
— Руководитель государственного фонда (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, в том числе:
— Руководитель (Генеральный директор) государственной корпорации;
— Руководитель (Генеральный директор) государственной компании;
— Руководитель (Генеральный директор) публично-правовой компании.

4. Лица, связанные с публичными должностными лицами (ИПДЛ, ДЛПМО или РПДЛ):
— супруг или супруга;
— близкие родственники: родственники по прямой восходящей или нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные);
— представитель – лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом от имени клиента Банка – физического лица, относящегося к одной из указанных категорий.

Информация представляется путем заполнения соответствующих форм документов Банка.

Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами (далее — Методические рекомендации) подготовлены Росфинмониторингом в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга(1) по организации надлежащей системы внутреннего контроля субъекта.

Задача Методических рекомендаций — повышение эффективности процедур, проводимых субъектом первичного финансового мониторинга в рамках реализации программ идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, национальных публичных должностных лиц, а также лиц, близких к таким публичным должностным лицам.

Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, действующем на момент их опубликования.

В случае изменении требований указанного законодательства Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

Справка (1). Субъекты первичного финансового мониторинга — организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Банк России). Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями*(1), перечисленными в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ*(2) (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, надзор за которыми в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляет Центральный банк Российской Федерации) в целях эффективного выявления среди своих клиентов — физических лиц, находящихся на обслуживании, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц.

Данные Методические рекомендации также могут использоваться адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, перечисленными в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

I. Вводные положения

В соответствии с требованиями статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальные предприниматели*(3), в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны, в том числе:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

II. Категории публичных должностных лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению

1. Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) — это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а именно:

— Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

— Министры, их заместители и помощники;

— Высшие правительственные чиновники;

— Руководители и заместители руководителей судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

— Государственный прокурор и его заместители;

— Высшие военные чиновники (начальники генеральных штабов, верховные главнокомандующие и т.д.);

— Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

— Послы;

— Руководители государственных корпораций;

— Члены Парламента или иного законодательного органа и т.д.*(4)

Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.

Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

2. Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) — лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории)*(5), в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:

— Организация Объединенных Наций (ООН),

— Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)

— Экономический и Социальный Совет ООН

— Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК)

— Международный олимпийский комитет (МОК)

— Всемирный банк (ВБ)

— Международный валютный фонд (МВФ)

— Европейская комиссия

— Европейский центральный банк (ЕЦБ)

— Европарламент;

— и др.

2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:

— Международный суд ООН

— Европейский суд по правам человека

— Суд Европейского союза

— и др.

Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru).

Субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

4. Лицо, связанное с ПДЛ — супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

III. Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ

Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания*(6).

Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).

Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:

1. Анкетирование и устный опрос

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения*(7).

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.

2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

IV. Особенности принятия ПДЛ на обслуживание

В настоящее время пп. 2 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее — уполномоченное должностное лицо).

При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля*(8).

В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.

V. Представление сведениях об операциях ПДЛ

В случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъект первичного финансового мониторинга не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Указанные сведения подлежат представлению в порядке, установленном Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2016 № 110, в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

*(1) Лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске играх, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (субъекты первичного финансового мониторинга).

*(2) Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

*(3) Субъекты, перечисленные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

*(4) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003) Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

*(5) Общий словарь к Рекомендациям Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

*(6) Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и субъектом первичного финансового мониторинга, в которых последний обязан совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.д.

*(7) Анкета, а также способы ее формирования разрабатываются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно в зависимости от характера осуществляемой деятельности, интенсивности работы с клиентами, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, а также Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма*(7), и утверждаются Правилами внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга.

*(8) Правила внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга разрабатываются в соответствии с Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Иностранное публичное должностное лицо

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.

Отслеживать счета иностранных публичных должностных лиц банки обязаны на основании федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который, в свою очередь, принят в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

К публичным должностным лицам относятся:

— лица, на которых возложено в настоящем времени или не более года назад исполнение важных государственных функций, т.е. главы государств, в т.ч. правящие королевские династии, члены правительства, министры, их заместители и помощники, высшие чиновники, руководители судебных органов, таких как Верховный и Конституционный суд, на решения которых не подается апелляция;

— государственный прокурор и его заместители, высшие военные чиновники, руководители и члены советов директоров национальных банков, послы, руководители государственных корпораций, члены парламента, главы религиозных организаций, если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями;

— лица, облеченные общественным доверием, например руководители, заместители руководителей международных организаций, таких как ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т. д., члены Европарламента, руководители и члены международных судебных организаций – Суда по правам человека, Гаагского трибунала и др.;

— члены семей этих лиц, их ближайшие родственники – родители, дети, внуки;

— лица, связанные с публичными должностными лицами: партнеры по бизнесу, соучредители, консультанты и т. п.

Как правило, в случае если у банка есть основания предполагать, что клиент может быть отнесен к категории публичных должностных лиц, решение об открытии счета или продолжении сотрудничества в рамках уже подписанных соглашений принимает непосредственный руководитель кредитной организации.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены не только на противодействие экстремизму в мировом масштабе, но также и на борьбу с коррупцией. На сегодняшний день в России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам. Но уже сейчас многие банки начинают применять аналогичные процедуры по отношению к российским должностным лицам.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *