Содержание

Интерпол

У этого термина существуют и другие значения, см. Интерпол (значения).

Interpol

Интерпол


Эмблема Интерпола

Штаб-квартира Интерпола в Лионе

Карта стран-участниц

Членство

194 страны

штаб-квартира

Франция, Лион, набережная Шарля де Голля, 200

Тип организации

международная межправительственная организация и правоохранительные органы

Официальные языки

английский, французский, испанский, арабский

Руководители

Президент

Ким Чон Ян (англ.)русск.

Вице президент

Александр Прокопчук

Генеральный секретарь

Юрген Шток (англ.)русск.

Основание

Создана

Число сотрудников

  • 819 чел. (2014)

interpol.int

Медиафайлы на Викискладе

Интерпо́л, Interpol — сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе, Франция.

Устав Интерпола строго запрещает заниматься вмешательством или деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).

История

В 1914 году при активном участии князя Монако Альбера I в княжестве состоялся 1-й Международный конгресс уголовной полиции, в котором приняли участие полицейские из 14 стран (включая Российскую империю). На конгрессе была одобрена инициатива о создании международной комиссии уголовной полиции, однако Первая мировая война помешала исполнению планов.

В 1923 году в Вене, на 2-м Международном конгрессе уголовной полиции была создана Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью. Формально Комиссия продолжала свою деятельность и в годы Второй мировой войны. Однако по Уставу председателем Комиссии являлся глава полиции страны нахождения, которой изначально являлась Австрия; с 1938 года нацистская Германия (с момента аншлюса — присоединения Австрии к нацистской Германии), штаб-квартира Интерпола была перенесена в Берлин, а президентами этой организации были генералы СС Рейнхард Гейдрих (1940—1942), Артур Небе (1942—1943) и Эрнст Кальтенбруннер (1943—1945). В результате разрастающейся Второй мировой войны, большинство стран постепенно прекратили там своё участие и фактически Интерпол перестал существовать как единая международная организация.

Воссоздание Интерпола произошло лишь в 1946 году с переносом штаб-квартиры в Париж. Действующий устав был принят в 1956 году. Он же утвердил новое название организации — «Международная организация уголовной полиции — Интерпол».

Позднее, в 1989 году штаб-квартира Интерпола была перенесена в Лион одновременно со строительством в этом городе суперсовременного комплекса Генерального секретариата.

На настоящий момент Интерпол объединяет 194 государства. Интерпол — вторая в мире международная межправительственная организация по количеству стран-членов после ООН. 77-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола состоялась в России в Санкт-Петербурге 7-10 октября 2008 года.

Структура

Высшим органом является Генеральная ассамблея (собирается ежегодно), председательствует на которой избираемый президент Интерпола:

  • с 2008 по 2012 года представитель Сингапура — Цю Вэньхуэй;
  • с 2012 по 2016 год представитель Франции — Мирей Балестрази (фр. Mireille Balestrazzi), первая в истории Интерпола женщина-президент.
  • с ноября 2016 года — заместитель министра общественной безопасности Китая Мэн Хунвэй. Вице-президентом Интерпола впервые избран россиянин, начальник Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола МВД России, генерал-майор полиции Александр Васильевич Прокопчук.
  • с ноября 2018 года представитель Южной Кореи — Ким Чон Ян.

Текущая работа возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь (с 2014 года — Юрген Сток, Германия, избранный на 83-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола).

Трижды в год собирается совещательный орган Интерпола — Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек. Основные функции Исполкома — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи.

С 1946 года официальный печатный орган — журнал «International Criminal Police Review».

Местонахождение постоянно действующих центральных органов Интерпола — Лион, Франция.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре государственных правоохранительных органов созданы Государственные центральные бюро (ГЦБ), являющиеся органами по взаимодействию государственных правоохранительных органов с ГЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

Задачи

Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг и детской порнографией.

В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Интерпол в России

Основная статья: Национальное центральное бюро Интерпола МВД России

СССР был принят в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии Генеральной ассамблеи в Оттаве. В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное центральное бюро Интерпола — орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

После распада СССР правопреемником стало российское бюро Интерпола — Национальное центральное бюро Интерпола МВД России.

Начальник Национального центрального бюро Интерпола МВД России, с ноября 2014 года член исполнительного комитета Интерпола, а с ноября 2016 года вице-президент Интерпола — генерал-майор полиции Александр Васильевич Прокопчук.

Государства-члены

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Алжир
  • Ангола
  • Андорра
  • Антигуа и Барбуда
  • Аргентина
  • Армения
  • Аруба
  • Афганистан
  • Багамские Острова
  • Бангладеш
  • Барбадос
  • Бахрейн
  • Белоруссия
  • Белиз
  • Бельгия
  • Бенин
  • Болгария
  • Боливия
  • Босния и Герцеговина
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Бруней
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Бутан
  • Вануату
  • Ватикан
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Восточный Тимор
  • Вьетнам
  • Габон
  • Гаити
  • Гайана
  • Гамбия
  • Гана
  • Гватемала
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Германия
  • Гондурас
  • Гренада
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Джибути
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иордания
  • Ирак
  • Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Йемен
  • Кабо-Верде
  • Казахстан
  • Камбоджа
  • Камерун
  • Канада
  • Катар
  • Кения
  • Кипр
  • Кирибати
  • Киргизия
  • Китай
  • Колумбия
  • Коморы
  • Республика Конго
  • ДР Конго
  • Республика Корея
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Кюрасао
  • Лаос
  • Латвия
  • Лесото
  • Ливан
  • Ливия
  • Либерия
  • Литва
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Маврикий
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Малайзия
  • Мали
  • Мальдивы
  • Мальта
  • Марокко
  • Маршалловы Острова
  • Мексика
  • Молдавия
  • Монако
  • Монголия
  • Мозамбик
  • Мьянма
  • Намибия
  • Науру
  • Непал
  • Нигер
  • Нигерия
  • Нидерланды
  • Никарагуа
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Оман
  • Пакистан
  • Панама
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Палестина
  • Парагвай
  • Перу
  • Польша
  • Португалия
  • Россия
  • Руанда
  • Румыния
  • Сальвадор
  • Соломоновы Острова
  • Самоа
  • Сан-Марино
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Саудовская Аравия
  • Свазиленд
  • Северная Македония
  • Сейшельские Острова
  • Сенегал
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Сент-Китс и Невис
  • Сент-Люсия
  • Сербия
  • Сингапур
  • Синт-Мартен
  • Сирия
  • Словакия
  • Словения
  • Сомали
  • Судан
  • Суринам
  • США
  • Сьерра-Леоне
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Танзания
  • Того
  • Тонга
  • Тринидад и Тобаго
  • Тунис
  • Туркмения
  • Турция
  • Уганда
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Фиджи
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • ЦАР
  • Чад
  • Черногория
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Эквадор
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эстония
  • Эфиопия
  • ЮАР
  • Южный Судан
  • Ямайка
  • Япония

> См. также

  • Америпол
  • Европол

Примечания

  1. ICPO-INTERPOL Constitution and General Regulations
  2. www.interpol.int
  3. www.interpol.int
  4. Вице-президентом Интерпола впервые избран россиянин, Газета.Ru. Дата обращения 10 ноября 2016.
  5. N2018-139 / 2018 / News / News and media / Internet / Home — INTERPOL (англ.) (недоступная ссылка). www.interpol.int. Дата обращения 21 ноября 2018. Архивировано 21 ноября 2018 года.
  6. Korrespondent.net. Избран новый президент Интерпола (рус.). Дата обращения 21 ноября 2018.
  7. Jürgen Stock / Structure and governance / About INTERPOL / Internet / Home — INTERPOL (англ.) (недоступная ссылка). www.interpol.int. Дата обращения 22 ноября 2017. Архивировано 6 октября 2018 года.
  8. 1 2 3 Бюро Интерпола в России // РИА Новости, 27.09.2015
  9. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»
  10. Представитель МВД России Александр Прокопчук избран в исполком Интерпола
  11. Вице-президентом Интерпола впервые стал гражданин России. Дата обращения 10 ноября 2016.
  12. Member countries. Interpol. Дата обращения 10 октября 2019.

Литература

  • Бельсон Я. М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью / Отв. ред. И. И. Карпец; АН СССР. — М.: Наука, 1989. — 240 с. — (Наука и технический прогресс). — 50 000 экз. — ISBN 5-02-012886-4. (обл.)
  • Дьяков Н.В. Национальное центральное бюро Интерпола и его вможности в борьбе с преступностью. 2016

Ссылки

  • Официальный сайт Интерпола
  • Национальное центральное бюро Интерпола России
  • Нормативные документы, регламентирующие участие РФ в Интерполе.
  • Швейцарию беспокоит финансовая независимость Интерпола, NashaGazeta.ch, 02.09.2015
  • Interpol Foundation for a Safer World
  • Deflem, Mathieu. 2016. «Interpol.» In The Encyclopedia of Crime and Punishment, edited by Wesley G. Jennings. Malden, MA: Wiley-Blackwell.
  • Deflem, Mathieu. 2007. «International Police Cooperation Against Terrorism: Interpol and Europol in Comparison.» pp. 17–25 in Understanding and Responding to Terrorism, edited by H. Durmaz, B. Sevinc, A.S. Yayla, and S. Ekici. Amsterdam: IOS Press.

Приложение N 1. СПИСОК СТРАН — ЧЛЕНОВ ИНТЕРПОЛА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 НОЯБРЯ 2008 Г.

  • Приказ
  • ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
    • I. Общие положения
    • II. Порядок направления запросов, сообщений, следственных поручений и ответов по линии Интерпола, организация их обработки и исполнения
    • III. Информационное обеспечение сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и терроризмом
      • Информационное обеспечение борьбы с организованной преступностью
      • Информационное обеспечение борьбы с международной террористической деятельностью
    • IV. Информационное обеспечение борьбы с преступлениями в сфере экономики и фальшивомонетничеством
      • Информационное обеспечение борьбы с преступлениями в сфере экономики
      • Информационное обеспечение борьбы с фальшивомонетничеством
    • V. Информационное обеспечение борьбы с преступлениями, связанными с автомототранспортными средствами
    • VI. Информационное обеспечение борьбы с посягательствами на предметы, имеющие культурную ценность
    • VII. Информационное обеспечение борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ
    • VIII. Информационное обеспечение борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ
    • IX. Информационное обеспечение борьбы с преступлениями в области высоких технологий
    • X. Информационное обеспечение борьбы с преступлениями, связанными с подделкой документов
    • XI. Идентификация и проверка лиц по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств, банку данных НЦБ Интерпола
    • XII. Информационное обеспечение международного розыска лиц. Общие положения
    • XIII. Информационное обеспечение международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, по запросам российских правоохранительных органов
      • Условия и основания объявления в международный розыск обвиняемых и осужденных
      • Условия объявления международного розыска лиц, пропавших без вести
      • Действия, которые предпринимаются до передачи в НЦБ Интерпола (в филиал) запроса об объявлении в международный розыск обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести
      • Требования к направляемым в НЦБ Интерпола запросам об объявлении в международный розыск обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести
      • Меры, предпринимаемые НЦБ Интерпола при получении запроса об объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск
      • Взаимодействие между НЦБ Интерпола и инициатором запроса об объявлении лица в международный розыск после обращения к НЦБ Интерпола иностранных государств с запросом о розыске лица
      • Прекращение международного розыска лиц
      • Порядок взаимодействия с НЦБ Интерпола в случае обнаружения или задержания на территории иностранного государства обвиняемого, осужденного, разыскиваемого с целью ареста и выдачи
      • Порядок взаимодействия с НЦБ Интерпола в случае обнаружения на территории иностранного государства обвиняемого, осужденного, разыскиваемого с целью установления местонахождения
      • Порядок взаимодействия с НЦБ Интерпола в случае обнаружения на территории иностранного государства лица, пропавшего без вести
    • XIV. Информационное обеспечение розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, на территории Российской Федерации по запросам правоохранительных органов иностранных государств
      • Розыск обвиняемых и осужденных
      • Розыск лиц, пропавших без вести
    • XV. Информационное обеспечение деятельности по установлению личности граждан по неопознанным трупам, а также личности больных и детей, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения
      • Установление личности гражданина по неопознанному трупу либо личности неизвестного лица по запросам российских правоохранительных органов
      • Установление личности гражданина по неопознанному трупу либо личности неизвестного лица по запросам правоохранительных органов иностранных государств
    • XVI. Особенности информационного взаимодействия по линии Интерпола с правоохранительными органами иностранных государств при производстве уголовно-процессуальных действий по раскрытию и расследованию преступлений, аресте и выдаче разыскиваемых обвиняемых, осужденных
    • XVII. Формирование и защита банка данных НЦБ Интерпола
    • XVIII. Организация информационной работы в филиалах
  • Приложения
    • Приложение N 1. СПИСОК СТРАН — ЧЛЕНОВ ИНТЕРПОЛА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 НОЯБРЯ 2008 Г.
    • Приложение N 2. СЛУЖЕБНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БЮРО ИНТЕРПОЛА
    • Приложение N 3. КОДИФИКАТОР КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ ДОКУМЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В НЦБ ИНТЕРПОЛА
    • Приложение N 4. СООБЩЕНИЕ О ВКЛЮЧЕНИИ В БАЗУ ДАННЫХ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА ЛИЦ, ПРИЧАСТНЫХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСТУПНЫХ СООБЩЕСТВ
    • Приложение N 5. СООБЩЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ УВЕДОМЛЕНИЯ ИНТЕРПОЛА С СИНИМ УГЛОМ (BLUE NOTICE)
    • Приложение N 6. СООБЩЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ УВЕДОМЛЕНИЯ ИНТЕРПОЛА С ЗЕЛЕНЫМ УГЛОМ (GREEN NOTICE)
    • Приложение N 7. ЗАПРОС О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ПО ПРЕСТУПЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ИМЕЮЩЕМУ МЕЖДУНАРОДНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ
    • Приложение N 8. ЗАПРОС О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ПО ПРЕСТУПЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ИМЕЮЩЕМУ МЕЖДУНАРОДНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ
    • Приложение N 9. ЗАПРОС О ПРОВЕРКЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО ЗА РУБЕЖОМ
    • Приложение N 10. ЗАПРОС/СООБЩЕНИЕ О ФАКТЕ ОБНАРУЖЕНИЯ/ИЗЪЯТИЯ ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ
    • Приложение N 11. УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА 88-1/F ФАКТА ИЗЪЯТИЯ ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ
    • Приложение N 12. УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА 88-2/F ФАКТА ОБНАРУЖЕНИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТИПОГРАФИИ, ПЕЧАТНЫХ И ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ
    • Приложение N 13. УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОБНАРУЖЕНИИ АМТС, РАЗЫСКИВАЕМОГО ПО КАНАЛАМ ИНТЕРПОЛА
    • Приложение N 14. СООБЩЕНИЕ О ХИЩЕНИИ/ОБНАРУЖЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    • Приложение N 15. ЗАПРОС/СООБЩЕНИЕ О ФАКТЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ («ST-СООБЩЕНИЕ»)
    • Приложение N 16. ЗАПРОС/СООБЩЕНИЕ О ФАКТЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ («ST-ФОРМА»)
    • Приложение N 17. ЗАПРОС/СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ/ПОСТАНОВКЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ИЛИ БОЕПРИПАСОВ В СИСТЕМУ IWETS
    • Приложение N 18. ЗАПРОС/СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ/ПОСТАНОВКЕ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ ИЛИ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМУ IWETS
    • Приложение N 19. ЗАПРОС О ПРЕСТУПЛЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • Приложение N 20. ЗАПРОС ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ
    • Приложение N 21. ЗАПРОС О ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ПО УЧЕТАМ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА И ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ УЧЕТАМ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
    • Приложение N 22. ЗАПРОС О ПРОВЕРКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ПО БАНКУ ДАННЫХ НЦБ ИНТЕРПОЛА И ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА
    • Приложение N 23. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЯЕМОГО (ОСУЖДЕННОГО) В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК
    • Приложение N 24. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЛИЦА, ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ, В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК
    • Приложение N 25. ЗАПРОС ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ОБВИНЯЕМОГО (ОСУЖДЕННОГО)
    • Приложение N 26. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ОБВИНЯЕМОГО (ОСУЖДЕННОГО)
    • Приложение N 27. ЗАПРОС ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ЛИЦА, ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ
    • Приложение N 28. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ЛИЦА, ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ
    • Приложение N 29. ИЗВЕЩЕНИЕ НЦБ ИНТЕРПОЛА ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЯЕМОГО (ОСУЖДЕННОГО) В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК
    • Приложение N 30. ИЗВЕЩЕНИЕ НЦБ ИНТЕРПОЛА ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЛИЦА, ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ, В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК
    • Приложение N 31. ЕЖЕГОДНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА
    • Приложение N 32. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТОВ ДЛЯ ВЕДУЩИХСЯ ФИЛИАЛАМИ УЧЕТОВ ЛИЦ, ОБЪЯВЛЕННЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК
    • Приложение N 33. ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА ЛИЦА, ПРОПАВШЕГО БЕЗ ВЕСТИ
    • Приложение N 34. ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА ОБВИНЯЕМОГО, ОСУЖДЕННОГО
    • Приложение N 35. ЗАПРОС ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА ПО НЕОПОЗНАННОМУ ТРУПУ
    • Приложение N 36. ЗАПРОС ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ НЕИЗВЕСТНОГО ЛИЦА (НЕИЗВЕСТНОГО БОЛЬНОГО, РЕБЕНКА)
    • Приложение N 37. КОДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЛАССИФИКАТОРУ СИСТЕМЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ
    • Приложение N 38. ЗАПРОС О ПРОВЕРКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ПО БАНКАМ ДАННЫХ ИНТЕРПОЛА
    • Приложение N 39. ЗАПРОС О ПРОВЕРКЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПО БАНКУ ДАННЫХ НЦБ ИНТЕРПОЛА
    • Приложение N 40. СВОДКА О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТОВ НА УЧЕТ В БАНК ДАННЫХ НЦБ ИНТЕРПОЛА

Интерпол: история создания, состав и задачи организации

В 1923 году на втором международном конгрессе криминальной полиции эта идея была реализована и создана Международная комиссия уголовной полиции (International Criminal Police Commission, ICPC) с центром в Вене (Австрия).

В 1938 году организация практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией и последовавшего в 1942 году переезда штаб-квартиры ICPC в Берлин.

Организация была воссоздана по инициативе бельгийского правительства в 1946 году. Новая штаб-квартира расположилась в Париже (Франция). Тогда же впервые появилось сокращение INTERPOL (international police), которое было выбрано для обозначения телеграфного адреса организации.

В 1956 году организация стала полностью автономной, получила свое нынешнее название и устав. В 1989 году штаб-квартира организации (Генеральный секретариат) переехала в Лион.

В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила межправительственный статус Интерпола как наблюдателя. В 2004 году было открыто региональное отделение Интерпола при штаб квартире ООН в Нью Йорке (США).

В 2009 году региональное отделение организации было открыто при штаб квартире Евросоюза в Брюсселе (Бельгия).

СССР стал членом Интерпола 27 сентября 1990 года на 59 й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в Оттаве (Канада). С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). После распада СССР НЦБ Интерпола России стало правопреемником союзного Бюро.

Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах России.

Интерпол обеспечивает широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции, ведущееся в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, даже в тех случаях, когда между отдельными странами отсутствуют дипломатические отношения.

Высший руководящий орган — Генеральная Ассамблея. В период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями является Исполнительный комитет во главе с президентом. С ноября 2012 года президентом Интерпола является Мирей Баллестрази (Mireille Ballestrazzi), которая до этого в течение двух лет занимала должность вице президента организации.

Постоянно действующий рабочий орган — Генеральный секретариат.
В составе секретариата действуют четыре отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. В структуре полицейского отдела действуют подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием и международным терроризмом, подотдел обработки информации о различных фактах фальшивомонетничества. Специальный подотдел занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. Он включает службу руководителя со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящуюся в Бангкоке (Таиланд), группу по проведению операций и группу разведки.

Особое положение в системе органов управления Интерполом занимают Национальные центральные бюро (National Central Bureau, НЦБ), идея создания которых была предложена на Генеральной Ассамблее в Берлине в 1926 году.

Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств поступают непосредственно к руководителю НЦБ данной страны. Так достигается высокая оперативность деятельности.

Информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надежно защищенными. Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I 24/7.

Специалисты Интерпола регистрируют сведения о международных преступлениях, отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. Также ведутся картотеки, содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и других ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных телах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира.

Интерпол ведет розыск лиц, подозреваемых в совершении международных преступлений, включая оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В случае успеха преступника задерживают и водворяют под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

Международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и были собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства инициатора розыска.

Также организация ведет розыск похищенных ценностей (транспортных средств, произведений искусства, археологических ценностей, оружия).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

У этого термина существуют и другие значения, см. Интерпол (значения).

Интерпол


Эмблема Интерпола

Членство:

190 стран

Основание

Создана http://www.interpol.int

Интерпо́л (Interpol — сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).

Высшим органом является Генеральная ассамблея (собирается ежегодно), председательствует на которой избираемый президент Интерпола (с 2008 по 2012 года — представитель Сингапура Бун Хуэй Хюи (Khoo Boon Hui)), с 2012 по 2016 года — представительница Франции Мирей Балестрази (фр. Mireille Balestrazzi) — первая в истории Интерпола женщина-президент).

Текущая работа возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь (с 2000 года — Рональд Ноубл,Ronald K. Noble США; в 2010 году переизбран на третий срок с 2010 по 2015 гг.).

Трижды в год собирается совещательный орган Интерпола — Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек. Основные функции Исполкома — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи.

С 1946 года официальный печатный орган — журнал «International Criminal Police Review».

Штаб-квартира Интерпола в Лионe Координаты:45°46′55.88″ с. ш. 4°50′54.17″ в. д. / 45.782189° с. ш. 4.848381° в. д. (G) (O)

Местонахождение постоянно действующих центральных органов Интерпола — Лион, Франция.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

> Государства-члены

  • Америпол
  • Официальный сайт Интерпола
  • Нормативные документы, регламентирующие участие РФ в Интерполе.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Международное право
Общие положения

История • Субъекты • Источники (Договор • Обычай • Прецедент • Общие принципы права • Доктрина) • Принципы • Нормы • Jus cogens • Erga omnes • Кодификация • Имплементация

Правосубъектность
Территория
правовой режим

государственная • международная • со смешанным режимом • Анклав • Эксклав • Антарктика • Делимитация • Демаркация

приобретение

Открытие • Аннексия • Оккупация • Уступка • Плебисцит • Адъюдикация • Uti possidetis • Колония • Terra nullius

Население
гражданство

Филиация • Натурализация • Оптация • Трансферт • Реинтеграция • Репатриация • Экспатриация

правовой статус
Отрасли

Международных организаций • Прав человека • Дипломатическое • Консульское • Международных договоров • Морское • Воздушное • Космическое • Охраны окружающей среды • Экономическое • Мирное разрешение международных споров • Международной безопасности • Гуманитарное • Международной ответственности • Уголовное

Международное уголовное право

Источники

Гаагские конвенции • Женевские конвенции • Устав Нюрнбергского трибунала (англ.) • Нюрнбергские принципы • Устав ООН • Конвенция о геноциде • Конвенция против пыток • Римский статут

Преступления

Против человечности • Против мира • Военные • Геноцид • Апартеид • Работорговля • Пиратство • Транснациональные

Уголовные суды

Нюрнбергский военный трибунал • Токийский военный трибунал • МТБЮ • Международный трибунал по Руанде • Специальный суд по Сьерра-Леоне • Особые палаты в судах Камбоджи • Особые коллегии Окружного суда Дили • Специальный трибунал по Ливану • Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов • Международный уголовный суд

Борьба с преступностью

Интерпол • Европол • Экстрадиция

История создания, состав и задачи Интерпола

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 ноября 2018 года в Дубае (ОАЭ) в ходе 87-й генеральной ассамблеи Интерпола пройдут выборы нового президента организации.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории и деятельности Интерпола, полномочиях и процедуре избрания его руководителя, а также о кандидатах на этот пост.

История и членство

Датой основания Интерпола считается 7 сентября 1923 года. Тогда на втором международном конгрессе уголовной полиции в Вене была учреждена Международная комиссия уголовной полиции (МКУП; там же была размещена ее штаб-квартира). МКУП занималась сбором фактов о международной преступности; разработкой систем международного поиска преступников; выявлением поддельных банкнот и документов. В 1938 году ее деятельность была нарушена в связи с присоединением Австрии к фашистской Германии.

Организация была восстановлена в 1946 году, а уже в 1947 году за ней закрепилось неофициальное название «Интерпол» (Interpol, от international police), использовавшееся для обозначения телеграфного адреса МКУП. В том же году постоянной резиденцией Интерпола стал Париж.

В 1956 году был принят новый устав, в первой статье которого закреплено название — «Международная организация уголовной полиции — Интерпол» (International Criminal Police Organization — INTERPOL). В 1966 году штаб-квартира Интерпола была переведена из Парижа в его пригород Сен-Клу, а с 1989 года она находится в Лионе. В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила межправительственный статус Интерпола.

В 2004 году было открыто бюро Интерпола при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (США), в 2009 году — при штаб-квартире Евросоюза в Брюсселе (Бельгия).

В настоящее время членами Интерпола являются 194 государства. В каждом из них в структуре правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), которые курируют взаимодействие с другими странами — членами и секретариатом Интерпола.

Советский Союз присоединился к организации в сентябре 1990 года, с 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать НЦБ, а после распада СССР его правопреемником стало НЦБ России.

Деятельность

Сфера деятельности Интерпола связана исключительно с расследованием уголовных дел, устав запрещает организации заниматься делами политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 устава). Основные направления — сбор и анализ информации о преступниках и преступлениях, носящих международный характер, розыск преступников и лиц, пропавших без вести, а также похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т. д.).

В структуре организации действуют отделения, которые занимаются противодействием незаконной торговле оружием, международному терроризму, пиратству, киберпреступности, торговле людьми, контрабанде наркотиков и др.

Рабочими языками являются английский, французский, испанский, арабский.

Структура

Высший орган организации — генеральная ассамблея, которая проводится ежегодно в разных странах. На ассамблее принимаются основополагающие решения по работе организации, избирается руководство. Постоянным рабочим органом является генеральный секретариат, возглавляемый генеральным секретарем (избирается на пять лет с возможностью переизбрания). С 2014 года эту должность занимает представитель Германии Юрген Шток.

Контроль за исполнением решений ассамблеи осуществляет исполнительный комитет, собирающийся три раза в год и состоящий из президента Интерпола, четырех вице-президентов и восьми делегатов (все — представители разных стран).

В обязанности президента входит председательство на генеральных ассамблеях и руководство прениями, контроль за соответствием деятельности организации решениям ассамблеи, а также поддержание постоянного контакта с генеральным секретарем. Президент избирается генеральной ассамблеей на четыре года.

В ноябре 2016 года этот пост занял представитель Китая Мэн Хунвэй, он должен был оставаться на нем до 2020 года. Однако в конце сентября 2018 года Мэн Хунвэй, также занимавший должность заместителя министра общественной безопасности КНР, был задержан в Китае по подозрению в коррупции. 7 октября он направил в генеральный секретариат Интерпола заявление о своей отставке, которое вступило в силу немедленно. Исполняющим обязанности главы организации стал старший вице-президент Ким Чон Ян (Южная Корея).

Предстоящие выборы

Срок полномочий президента, который будет избран 21 ноября, ограничен двумя годами (до 2020 года).

На пост претендуют два кандидата. Один из них — Ким Чон Ян. Он родился 30 октября 1961 года в городе Чханвон, административном центре провинции Кёнсан-Намдо. Окончил престижный частный Университет Корё в Сеуле (деловое администрирование), а также Высшую школу госуправления Сеульского национального университета и Высшую школу полиции университета Тонгук (Сеул). В 2014-2015 годах возглавлял отделение Национального агентства полиции в провинции Кёнгидо, а в 2015 году стал старшим вице-президентом Интерпола.

По оценке СМИ, наибольшие шансы на избрание имеет россиянин Александр Прокопчук, являющийся с 2016 года вице-президентом организации (первый представитель РФ, избранный на столь высокий пост в Интерполе). Он родился 18 ноября 1961 года на Украине. Окончил Киевский государственный университет и Всероссийскую государственную налоговую академию. Кандидат экономических наук. В 1986 году переехал в Москву. В 1990-е годы занимал руководящие должности в Государственном комитете РФ по высшему образованию и в Министерстве общего и профессионального образования РФ. В 1996 году перешел на работу в налоговые органы, в частности, был начальником управления информации и общественных связей Федеральной службы налоговой полиции РФ. С 2003 года — в системе МВД, имеет звание генерал-майора. Был руководителем аппарата заместителя министра — начальника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, начальником управления правового регулирования и организации международного взаимодействия департамента экономической безопасности МВД РФ. С 2011 года — начальник Национального центрального бюро Интерпола МВД России.

Международная организация уголовной полиции существует с 1919 года. В 1956 году принят новый Устав, используемый и на сегодняшний день. Он знаменовал переименование данной структуры в Interpol. Штаб-квартира данной организации находится во Франции. В 1990 году в состав Интерпола вошел Советский Союз, после распада которого его место заняла Россия.

Устав

В соответствии с указом Президента РФ, подписанным в 1996 году, Россия является полноправным членом международной структуры и должна действовать в соответствии с ее правилами. Все регулирующие нормы включены в устав Национального бюро. Руководствуясь его предписаниями, Международная организация уголовной полиции Интерпол обязана:

  1. Создать условия, в которых все правоохранительные органы смогут совместно взаимодействовать в соответствии с законодательными нормами.

Пример 1

Например, обязательно должна учитываться Всеобщая декларация прав человека.

  1. Организовывать структуры и учреждения, деятельность которых будет направлена на активную борьбу с уголовной преступностью.

При этом Интерпол не имеет права вмешиваться в политические, военные, религиозные или расовые события, которые происходят на территории какого-либо государства.

Членом Национального бюро может стать любая официальная полицейская организация, которая получит соответствующие полномочия от руководства своей страны. Предварительно Генеральному секретарю должна поступить заявка от государственного представителя, в которой будет указана просьба о членстве. После этого решение по данному вопросу рассматривается в Генеральной ассамблее, где проводится голосование. Чтобы получить статус члена, 2/3 представителей Национального бюро должны отдать свои голоса «за».

Интерпол состоит из:

  • Генеральной ассамблеи и секретариата;
  • Исполнительного комитета;
  • Национального центрального бюро;
  • Советников.

Определение 1

Генеральная ассамблея – высший орган, состоящий из делегатов, которых могут назначить только члены.

Каждая страна имеет право выдвинуть одного или нескольких делегатов. Но делегация от конкретной страны может представить только одного руководителя. Решение о том, кто получит эту должность, принимается компетентным правительственным органом другого государства.

Деятельность в России

В последний раз сессия Генеральной ассамблеи проводилась на территории России в 2008 году в Санкт-Петербурге. Центральной темой данного мероприятия стало «Совместное укрепление потенциала полиций стран – членов Интерпола. На обсуждение был поднят вопрос о борьбе с преступностью, в рамках которого рассматривались 6 направлений, связанных с:

  • торговлей людьми;
  • использованием всех возможностей Интерпола для борьбы с наркоторговлей и организованной преступностью по типу ликвидации опасной международной группировки «Розовая пантера»;
  • использованием несовершеннолетних в сексуальном плане;
  • повышением эффективности системы розыска и обнаружения преступников посредством своевременного оповещения членов Национального бюро о побеге лиц, содержащихся под стражей или отбывающих заключение в колонии;
  • выявлением преступлений в финансовой и технологической сфере, которые нарушают авторские права или незаконно используют названия, придуманные другими людьми;
  • повышением общественной безопасности путем усиления действий, направленных на нейтрализацию терроризма и коррупции.

По завершению 77-й сессии было принято решение создать структуры, которые могли бы обеспечить решение по вынесенным на обсуждение вопросам. Ими стали всемирные и региональные антикриминальные центры.

Функции

Интерпол обязан:

  • вести деятельность, предусмотренную официальным Уставом;
  • принимать решения и давать рекомендации членам организации;
  • рассматривать план действий на будущий год, который составил Генеральный секретариат Интерпола;
  • устанавливать регламентирующие положения, необходимые для определенных работ;
  • избирать должностные лица, на которых будет лежать ответственность за выполнение поставленных задач;
  • определять финансовую политику;
  • разрабатывать принципы и меры, при помощи которых можно выполнить поставленные задачи;
  • рассматривать и принимать решения о сотрудничестве с другими структурами.

Сессии Генеральной ассамблеи проводятся каждый год по заранее составленному и утвержденному графику. Однако при возникновении чрезвычайной ситуации может быть созвано экстренное собрание. Такими полномочиями обладает Исполнительный комитет, но решение о незапланированной сессии может быть принято и без него, если за это проголосует большинство членов Интерпола.

Исполнительный комитет и его деятельность

Исполнительный комитет включает:

  • президента Организации;
  • трех вице-президентов;
  • девять делегатов.

Все перечисленные члены обязательно должны быть выбраны от разных стран, а не от одной, руководствуясь принципом справедливого географического представительства. Президент и вице-президенты избираются путем голосования Генеральной ассамблеей исключительно из делегатов. Один из членов Интерпола сможет получить президентскую должность, если за него проголосует 2/3 всех участников организации. В противном случае проводятся перевыборы. Если даже после них необходимый результат отсутствует, Президент избирается путем сбора обычного большинства голосов на четырехлетний срок. При этом вице-президенты должны выбираться среди представителей разных континентов, но только на 3 года. Перевыборы на второй срок для людей, занимающих указанные должности, невозможны. Кроме того, они уже не могут числиться делегатами в Исполнительном комитете.

Президент Интерпола должен хотя бы раз в год созывать Исполнительный комитет путем созыва. Его члены не имеют права действовать в качестве представителей государств, от которых их выбрали. Они должны выполнять функции исключительно Национального бюро.

Исполнительный комитет обязан:

  • контролировать процесс реализации распоряжений Генеральной ассамблеи;
  • планировать повестку для предстоящих сессий;
  • контролировать все действия Генерального секретаря;
  • представлять предложения, которые могут повысить эффективность поставленных задач;
  • заниматься выполнением поручений, возложенных руководством Интерпола.

Определение 2

Генеральный секретариат – группа постоянно действующих служб Организации.

В полномочия данной структуры входят:

  • поддержание контактных связей с национальными и международными органами;
  • эффективное и результативное руководство действиями Национального бюро;
  • подготовка материалов, которые могут помочь в повышении результативности деятельности организации.

Замечание 1

Генеральный секретариат является международным центром по борьбе с преступностью. Его функции несут в основном информационный характер, а розыском лиц, нарушивших закон, занимается Национальное центральное бюро.

Генеральный секретариат состоит из:

  • административного персонала;
  • Генерального секретаря;
  • сотрудников технической сферы.

Именно последние отвечают за реализацию функций Интерпола и обеспечивают его фактическую деятельность.

Человек, который будет занимать должность Генерального секретаря, может быть предложен исключительно Исполнительным комитетом. Его кандидатура рассматривается Генассамблеей, после чего проводятся выборы. Длительность срока, в течение которого он обязан выполнять возложенные на него функции, составляет 5 лет.

В полномочия Генерального секретаря входят:

  • решение финансовых вопросов;
  • подбор персонала и контроль его работы;
  • организация и направление деятельности постоянных служб на основе распоряжений, принятых Генассамблеей или Исполнительным комитетом.

Функции НЦБ

Определение 3

НЦБ – Национальное центральное бюро, поддерживающее взаимодействие с Интерполом и правоохранительными органами в разных государствах.

В 1996 году Президент РФ подписал распоряжение «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола». В 1999 году в России вступил в силу указ МВД, на основе которого филиалы данной организации были созданы по всей стране. По законодательству РФ НЦБ является структурным подразделением Министерства внутренних дел и обеспечивает взаимодействие полиции и других государственных органов с Интерполом, Генеральным секретариатом и правоохранительными структурами других стран.

Национальное бюро полиции обязано:

  • оказывать помощь в реализации запросов международных правоохранительных структур в соответствии с соглашениями, подписанными правительством России;
  • обеспечивать результативное информационное сотрудничество между государствами в раскрытии уголовных дел;
  • проверять, насколько эффективно выполняются договоры, составленные для борьбы с преступностью, которые приняла РФ.

Власти России утвердили постановление о деятельности НЦБ в стране еще в 1996 году. В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, Национальное бюро Интерпола является структурой органов МВД и выступает в качестве отдельного подразделения криминальной милиции. Оно имеет статус Главного управления и вправе сотрудничать с любыми правоохранительными и государственными структурами в стране. Руководителя НЦБ имеет право назначать и увольнять с должности Министр внутренних дел РФ. При необходимости его полномочия позволяют создавать территориальные филиалы организации.

К прямым функциям НЦБ относятся:

  1. Прием, обработка и направление в Генеральный секретариат или подразделения Национального бюро в других государствах запросов, следственных поручений, оповещений от правоохранительных органов. На основе данных действий может проводиться розыск, задержание и экстрадиция граждан, совершивших серьезные преступления. Кроме того, посредством межгосударственного сотрудничества НЦБ ведется расследование уголовных дел, связанных с похищением предметов, документов, крупных финансовых сумм и их транспортировкой за границу.
  2. Принятие мер, способствующих своевременной обработке запросов, поступающих из филиалов Интерпола в других государствах, а также принятию решений по ним.
  3. Рассмотрение вопросов о том, могут ли быть исполнены на территории РФ просьбы, составленные в соответствии с Уставом и решением Генассамблеи, которые поступили из правоохранительных или государственных органов других стран.
  4. Сбор информации о лицах, организациях, инцидентах, предметах, и документах, относящихся тем или иным образом к противоправным действиям международного уровня.
  5. Изучение зарубежного опыта по борьбе с преступностью, а также изобретение решений, которые помогли бы правоохранительным органам его применить на территории России.
  6. Отправка сведений в Генеральный секретариат Интерпола об уровне преступности и лицах, которые имеют к ней отношение. Национальное бюро собирает информацию о проблемах международного уровня. К ним относятся: терроризм, посягательство на исторические и культурные ценности, распространение психотропных веществ, наркоторговля, производство и внедрение в оборот поддельных купюр. Однако если сведения могут нанести вред России, их передача не допускается.

В 2006 году вступила в силу Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Данный документ включает комплекс мер, которые способствуют эффективному поиску лиц на международном уровне посредством передачи информации о них. Его принятие стало одним из основных условий, обеспечивающих выполнение общих задач Интерпола.

Интерпол и Российская Федерация: вопросы и проблемы (стр. 1 из 2)

Введение

1. История создания и становления Интерпола

2. Состав, структура и направления деятельности Интерпола

3. Интерпол и РФ: вопросы и проблемы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Самая значительная мировая проблема XXI века — «международный терроризм». Он затрагивает практически все крупные государства. Россия же играет в данной проблеме не мало важную роль, т.к. является крупным поставщиком разного рода боевого оружия.

Также последние годы в России наблюдается значительный рост преступности, в том числе транснациональной. Преступность дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на политику и общественную жизнь, подрывает устои государства и становится угрозой для его безопасности. Организованная международная преступность использует мировой интеллект, науку, технический прогресс. «Организованная преступность расширила межрегиональные и международные связи. Организованная преступность не просто наладила международные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердые позиции, стала элементом международной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику». Недавние внутренние проблемы России, связанные с Чечней, межнациональные столкновения Абхазии и Грузии, незатухающие военные конфликты на границе с Таджикистаном, территориальные споры между бывшими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические, демографические связи, а с большинством и общие границы, спад экономики -все это обостряет криминогенную ситуацию. Преступность в России в последние годы характеризуют резкие качественные изменения. Корыстная мотивация стала преобладающей. На фоне реформ в РФ разрастается теневая экономика. Создаются условия для криминализации банковско-финансовой и производственной сфер. Рыночная экономика и внешнеэкономическая деятельность также не свободны от влияния преступных организаций. В эти процессы втягиваются другие государства.

1. История создания и становления Интерпола

Международная организация уголовной полиции — Интерпол — ведет свою официальную историю с 1923 года. Главной целью ее создания стала необходимость консолидации усилий правоохранительных органов различных стран в борьбе с наиболее опасными преступлениями, имеющими международный характер. Штаб-квартира Интерпола находится во французском городе Лионе.

Новому этапу в борьбе с международной преступностью положило начало создание ООН. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В деятельности ООН в данной области значительная роль отведена Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.

Становление интерпола.

— 1889г. – состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права.

— 1905г. – предпринята очередная попытка объединить усилия в борьбе против международной преступности.

— 1910г. – предложение учредить всемирный союз полиции.

— 1923г. – Международный полицейский конгресс в Вене.

— 1924г. – принята резолюция по вопросам:

— создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности;

— разработка систем доказательств и международный розыск преступников;

— организация отделений по идентификации людей на расстоянии;

— издание газеты международной полиции;

— создание совместной программы по предотвращению и выявлению поддельных банкнот и документов;

— 1940г.- главой МГУП стал Артур Кебе.

— 1956г. – принятие устава Интерпола.

— В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее.

— В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.

В настоящее время Интерпол — это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов.

2. Состав, структура и направления деятельности Интерпола

Состав интерпола:

— Президент организации;

— Три вице-президента;

— Девять делегатов.

Структура Интерпола.

1. Генеральная Ассамблея – это пленарный совещательный орган, являющийся высшим органом организации:

— принимает решения по основополагающим вопросам

— определяет принципы и устанавливает общие меры, отвечающие достижению целей организации

— изучает и утверждает общую программу деятельности

— принимает резолюции и дает рекомендации по вопросам находящимся в компетенции Организации

— Определяет финансовую стратегию организации

— Генеральная Ассамблея состоит из делегатов государств-членов. Сессии проходят каждый год. Ее работу организует исполнительный комитет.

— Генеральная Ассамблея может принимать решения только на пленарной сессии. Решения принимаются на основе резолюций или занесения в протокол.

2. Исполнительный комитет – это избираемый организацией совещательный орган.

Роль Исполнительного комитета:

— Контролирует решение Генеральной Ассамблеи;

— Готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи;

— Контролирует администрацию и работу Генерального секретаря;

— Представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи все программы или проекты, которые считает полезными;

— Предлагает кандидата на пост Генерального секретаря.

Основные направления деятельности Интерпола следующие:

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.

2. Международный розыск.

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

3. Интерпол и РФ: вопросы и проблемы

СССР был принят в члены Интерпола 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генассамблеи в Монреале,

Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»

На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ). 14 октября 1996 г. вынесено Постановление Правительства РФ N 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола», Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы.

НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.

Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом) является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

Задачи Интерпола у нас довольно многочисленны, в их число входят:

· оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РК;

· наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

Объявление в международный розыск преступника не может осуществляться без согласия Генеральной прокуратуры РФ и другими правоохранительными органами имеющим отношение к тому или иному уголовному делу. Так например в 2003 году с использованием возможностей Интерпола за рубежом было установлено местонахождение 92 человек, разыскивавшихся правоохранительными органами России. 39 из них были задержаны.

После терактов в Нью-Йорке (США) в 2001 году в Генеральном секретариате Интерпола была создана так называемая группа «11 сентября», в задачи которой вошла координация действий правоохранительных органов разных стран в борьбе с международным терроризмом. На основе этой группы постоянно действует Оперативно-координационный центр. Интерпол признал терроризм одной из основных угроз правопорядку во всем мире. Отправной точкой в этой работе стал список из двух десятков организаций, которые ООН признала террористическими. Получаемые НЦБ Интерпола в России из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающего характера об угрозе имеющих международную значимость преступлений террористического характера на территории Российской Федерации передаются в ФСБ.

Россия выполняет в первую очередь обязательства о выдаче преступников, объявленных в международный розыск, а также об обмене соответствующей информацией с другими членами Интерпола, придерживающихся аналогичных «правил игры». Последнее обстоятельство весьма существенно – поскольку ныне российское НЦБ поддерживает взаимодействие по указанным вопросам не со всеми членами Интерпола. Но и это взаимодействие год от года приносит все более весомые плоды.

Как работает Интерпол? И почему многие страны так боялись, что главой этой структуры станет россиянин?

Штаб-квартира Интерпола в Лионе (Франция) Jean-Philippe Ksiazek / AFP / Scanpix / LETA

21 ноября генерал-майор МВД России Александр Прокопчук проиграл выборы президента Интерпола корейцу Ким Чен Яну. До голосования во многих странах говорили, что этот пост ни в коем случае не должен достаться человеку из России. Американские сенаторы написали, что возможное избрание Прокопчука «сродни идее поставить лису во главе курятника». Члены парламента Великобритании заявили, что российский генерал на посту президента Интерпола — это «убийца во главе расследований про попытки убийств». Министерства внутренних дел Украины и Литвы пригрозили, что их страны в случае избрания россиянина выйдут из Интерпола. «Медуза» объясняет, чем занимается Интерпол, и почему вокруг выборов президента этой структуры столько споров и обсуждений.

Интерпол — это полиция, которая занимаются расследованием международных преступлений, да?

Официальное полное название — Международная организация криминальной полиции. Но это не совсем полиция. Эта структура не занимается расследованиями, и там нет своих агентов, которые могли бы применить к кому-то силу (а тем более — оружие). У Интерпола есть «группы реагирования», но это не спецназ, а инструкторы, которые при необходимости помогают полицейским из разных стран — например, если там все очень плохо с преступностью или готовится масштабное мероприятие и надо обеспечить его безопасность.

По сути, главная функция Интерпола — составление и поддержка разных баз данных, которыми могут пользоваться правоохранительные органы по всему миру. У Интерпола есть базы преступников, украденных и фальшивых документов, отпечатков пальцев, ДНК, угнанных автомобилей, похищенных предметов искусства и оружия.

Интерпол — международная организация, в которую входят 192 страны, то есть почти все государства мира. Проще перечислить остальные — это Северная Корея, Туркменистан, Таджикистан, Бутан, Кирибати, Микронезия, Палау, Самоа, Сан Марино, Соломоновы острова, Тувалу, Вануату и Ватикан.

В каждой стране свое отделение Интерпола?

Да. Но нужно понимать, что национальные бюро Интерпола подчиняются законам своей страны и работают в связке с местными правоохранительными органами. Часто бывает, что отделение Интерпола — это просто отдел полиции по международным связям.

А что значит, когда Интерпол объявляет кого-то в розыск?

Допустим, какой-то человек совершил опасное преступление и сбежал за границу. Тогда национальное бюро Интерпола может выпустить «красный» циркуляр (его часто называют международным ордером на арест). Данные о подозреваемом появятся в соответствующей базе, и это означает, что власти стран-членов Интерпола обязуются арестовать этого человека, если задержат его на своей территории.

Есть циркуляры и других «цветов» — например, они могут означать, что человек представляет опасность, но поводов для его немедленного ареста нет. Есть отдельный циркуляр для поиска пропавших.

Задержанных по циркуляру Интерпола сдают в какой-то международный суд?

Нет. После того, как человека задерживают в какой-нибудь стране, местный суд решает вопрос о его выдаче тому государству, которое выпустило циркуляр. Генерал Александр Прокопчук, возглавлявший в 2016 году Национальное бюро Интерпола, сообщал тогда, что за пять лет России выдали 900 подозреваемых. Среди них были фигуранты нескольких громких дел. Так, ОАЭ в 2015 году выдали России главу «уралмашевской» преступной группировки Александра Куковякина, а Израиль в 2016 году — обвиняемого в педофилии священника Глеба Грозовского.

Вокруг выборов президента Интерпола много шума. У него широкие полномочия?

Нет, президент Интерпола — скорее представительская должность. По конституции организации (да, есть и такая) президент председательствует в исполнительном комитете. Кроме него в комитете заседают два вице-президента и девять членов (все из разных стран; их избирает Генеральная ассамблея организации). Комитет собирается раз в год, чтобы обсудить стратегию работы Интерпола.

В ежедневном режиме организацией руководит генеральный секретарь (сейчас этот пост занимает немец Юрген Сток). Секретариат публикует все исполнительные документы Интерпола, проверяет (и, если нужно, отменяет) циркуляры, формирует все базы данных и непосредственно взаимодействует с национальными бюро.

Генеральный секретарь Интерпола Юрген Сток в штаб-квартире организации. Лион, 8 ноября 2018 года Jeff Pachoud / AFP / Scanpix / LETA

Что случилось с прежним президентом Интерпола?

  • Глава Интерпола уехал в Китай и не вернулся. Скорее всего, его тайно арестовали

Тогда почему о выборах президента столько писали? Все из-за кандидата из России?

Во-первых, об этом много писали из-за того, каким образом закончилась карьера прежнего президента Интерпола. Гражданин Китая Мэн Хунвей 25 сентября приехал на родину с официальными визитом и пропал. Через пару недель он прислал в штаб-квартиру организации в Лионе письмо с просьбой отправить его в отставку. Мэн Хунвея, который одновременно занимал пост замминистра общественной безопасности Китая, обвинили в коррупции. Интерпол заявил, что не вправе расследовать исчезновение Мэн Хунвея.

Во-вторых, да — дело в кандидате из России. На Западе у России сложилась репутация государства, способного манипулировать международной полицейской системой. Правозащитники и журналисты называли Россию в числе стран, которые с помощью циркуляров Интерпола пытаются преследовать диссидентов и иностранных «противников режима». Это признал и сам Интерпол — несколько раз он отвергал «красный» циркуляр, в котором Россия требовала арестовать главу Hermitage Capital Management Уильяма Браудера. По мнению чиновников организации, циркуляр нарушал конституцию Интерпола — она прямо запрещает аресты и прочее преследование по политическим основаниям.

В мае этого года Браудер был задержан в Испании безо всякого циркуляра. Как выяснилось, Россия воспользовалась лазейкой в процедурах Интерпола, самостоятельно выпустив так называемую «рассылку» (diffusion). «Рассылка» попадает напрямую и без предварительной проверки в базу обмена данными между национальными бюро. В отличие от циркуляров, «рассылки» не попадают в публичную базу разыскиваемых. Интерпол утверждает, что организация проверяет все такие рассылки постфактум. Однако, учитывая их количество (22 тысячи ежегодно), в этом есть сомнения, и случай с Браудером подтвердил, что лазейка существует. Испанский суд отказался выдать финансиста России, а «рассылка», как уверяет Интерпол, была удалена из базы.

Случай Браудера — не единственный. Испанская полиция по «рассылке» из России арестовала Петра Силаева, активиста, протестовавшего против вырубки Химкинского леса; суд и в этом случае отказал в экстрадиции.

И что, только Россия пользуется такими лазейками?

Нет, не только. К примеру, Турцию подозревают в десятках случаев политического преследования людей с помощью Интерпола. В 2017 году канцлер Германии Ангела Меркель обвиняла турецкие власти в «злоупотреблениями» механизмами Интерпола из-за ареста на территории Испании писателя Догана Аханли, гражданина Германии турецкого происхождения. В политическом преследовании обвиняли и саму Испанию, которая требовала выдать ей бывшего главу Каталонии Карлеса Пучдемона.

Я попал в базу Интерпола. Что делать?

Как пишет международная организация «За справедливый суд», если у человека есть подозрение, что он мог оказаться в международном розыске, ему следует проверить публичную базу Интерпола. Но следует помнить, что туда попадают только «красные» циркуляры, да и то не все; о том, не выпущена ли на человека «рассылка», по базе узнать не получится. Можно попробовать узнать все подробности обвинений непосредственно в Интерполе. Для этого надо написать запрос в комиссию по контролю за документами организации.

Если есть вероятность, что «красный» циркуляр или «рассылка» попали в базы Интерпола, разыскиваемому следует воздержаться от пересечения государственных границ — в большинстве стран-членов пограничники проверяют документы прибывших по базам Интерпола. В некоторых странах о подозреваемом могут сообщить сотрудники гостиниц, которых обязывают проверять клиентов по публичной базе разыскиваемых.

Есть шанс добиться удаления дела из баз Интерпола. Самый простой случай — если есть возможность доказать, что дело политически мотивировано. При этом наличие в деле криминальной статьи не обязательно приведет к отказу: достаточно будет уверить Интерпол в том, что доля политической составляющей дела больше, чем криминальной.

Второй способ добиться удаления дела из баз — доказать Интерполу, что в стране, требующей выдачи, нарушаются базовые права человека. Например, сослаться на документы комитета ООН против пыток.

Дмитрий Кузнец

  • Напишите нам


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *