Содержание разъяснений по применению бухгалтерских счетов, введенных приказом № 94н

В первую очередь следует остановиться на положениях инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных приказом № 94н, поскольку ее содержание касается подавляющего большинства компаний, работающих на отечественном рынке.

При этом жестко регламентируется только перечень синтетических счетов, на основе которого компания должна сформировать свой перечень, применяемый ею в работе. Аналитическую составляющую счетов фирма может взять из инструкции или применить самостоятельно созданные обозначения, соответствующие целям ее деятельности и задачам, стоящим перед бухгалтерией. Такое же правило актуально и для обозначения наименования субсчетов.

Подобный подход полностью соответствует тем задачам, которые ставились при введении инструкции к плану счетов. Основная цель документа — это внедрение в практику единообразного механизма двойной записи между синтетическими счетами. Иными словами, методология учета, построенная на утвержденном списке счетов, должна позволять бухгалтеру без особых затруднений увязывать направление использования и источник образования имущества посредством записи в дебет одного и кредит другого счета.

Допускается отступление от типовых проводок и создание собственных схем отражения на счетах; при этом общие методики, указанные в инструкции по применению плана счетов, должны соблюдаться.

Порядок применения инструкции к единому плану счетов из приказа № 157н

В качестве документа, утвердившего план счетов для учреждений, финансируемых из бюджета, выступил приказ № 157н. По его номеру принято называть являющуюся приложением к нему инструкцию к единому плану счетов № 157н

План счетов и инструкцию к нему по приказу № 157 применяют субъекты, которые осуществляют свою деятельность на основе бюджетных поступлений: автономные, казенные, бюджетные учреждения, государственные органы, внебюджетные фонды.

Для того чтобы подробнее описать некоторые положения, а также облегчить понимание плана счетов к приказу № 157н и соответствующей инструкции, в качестве вспомогательных актов были приняты:

  • в части учета бюджетных организаций — приказ от 16.12.2010 № 174н;
  • для различных автономных учреждений — приказ от 23.12.2010 № 183н;
  • для казенных структур — приказ от 06.12.2010 № 162н.

Необходимость ведения бухгалтерского учета строго предписана исключительно бюджетным и автономным учреждениям. Казенные же учреждения должны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

В перечисленных документах содержатся перечни кодов счетов и регламенты их применения каждым из названных типов субъектов. Кроме того, эти нормативные акты являются фундаментом для построения рабочих планов счетов и разработки конкретных процедур учета в перечисленных учреждениях. В результате складывается ситуация, что финансируемые за счет бюджетных средств структуры должны подчиняться не только положениям приказа № 157н, но и одновременно учитывать требования соответствующего вспомогательного акта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При сравнении положений инструкции для коммерческого и бюджетного сектора можно увидеть в них большое количество сходных подходов к учету. В частности, допускаются самостоятельная разработка и применение перечня аналитических счетов. В то же время приказ № 157н не включает списка типовых проводок, однако они приведены в частных приказах № 162н, № 174н, № 183н.

Главное же отличие в том, что «бюджетный» вариант инструкции прямо предписывает учреждениям использовать метод двойной записи при ведении учета. Коммерческий же регламент напротив, указывает, что двойная запись является причиной, обуславливающей задействование инструкции, а не следствием.

Основные отличия перечней бухгалтерских счетов в коммерческой и бюджетной организациях

При изучении основных моментов, перечисленных в приказе № 157н, можно увидеть, что в нем есть четкое разделение на бухгалтерский и бюджетный учет. Каковы же принципиальные различия данных подходов?

Обратившись к Бюджетному кодексу, можно установить, что бюджетный отчет представляет собой порядок подготовки, фиксации, группировки данных об имуществе и источниках его формирования для государственных организаций, правительственных органов и территориальных образований.

А в законе № 402-ФЗ можно найти такое определение: бухгалтерский учет — это обобщение данных о фактах хозяйственной деятельности, имуществе, кредитах, источниках финансового обеспечения компании.

Одновременно с этим нужно учитывать, что деятельность компании, с которой начисляется и уплачивается налог и которая освобождена в силу закона от фискальных платежей, должна учитываться отдельно. На это прямо указано в ст. 149 НК РФ. К льготным операциям относится, в частности, бюджетное финансирование.

Для решения задачи по разграничению видов деятельности, освобожденной или подпадающей под налоги, госучреждения могут быть отнесены к тем, которые большей частью занимаются коммерческой деятельностью или, напротив, к тем, которые не занимаются получением доходов в коммерческих целях. В первую категорию попадают бюджетные и автономные учреждения, во вторую — казенные.

Получается что компаниям, деятельность которых так или иначе связана с получением доходов, предписывается ведение бухгалтерского учета. В учреждениях же, где предпринимательская деятельность не осуществляется, нужно вести бюджетный учет.

Обновленные положения инструкции по приказу № 157н

Последние новшества появились в приказе № 157н в 2015 году. Они внесли довольно ощутимые изменения в общий порядок учета бюджетных структур.

Большинство изменений, которым подверглась инструкция к плану счетов из приказа № 157н, сводятся к преобразованию их структуры. Наиболее значимым в этом отношении актом стал приказ Минфина от 06.08.2015 № 124н.

Некоторые изменения коснулись и названий счетов. Так, для счета 201 06 оно было заменено на «Денежные средства учреждения на специальных счетах».

Кроме того, счет 502 01 длительный период носил название «Принятые (принимаемые) обязательства». В связи с введенными изменениями его наименование было сокращено до «Принятые обязательства». Отметим, что в деловом обороте указанный счет чаще всего соответствовал именно принятым обязательствам.

Наряду с этим была введена возможность применения забалансовых счетов 17 и 18 в отношении счета 0 210 03 000.

***

Таким образом, для каждого специфического направления учета (коммерческого, бюджетного, страхового и банковского секторов) существуют свои инструкции. Хотя в целом их суть во многом схожа, особенности, связанные с организационно-правовой формой, источниками финансирования и сферой деятельности, всё же имеются.

Кроме того, следует иметь в виду, что во всех инструкциях строго регламентирован только порядок применения синтетических счетов, аналитическая же составляющая может формироваться организациями по их усмотрению.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *