Содержание

МВД создаст спецподразделения для борьбы с нарушениями в работе сотрудников наркоконтроля

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30544

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1- приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Приложение

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 — 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Новеллы Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд Текст научной статьи по специальности «Право»

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

2. Головко, Л. В. Казахстан: десоветизация уголовного процесса. Статья 3. В стиле новых тенденций / Л. В. Головко // Уголов. судопроизводство. — 2012. — № 2. — С. 19-20.

3. Калиновский, К. Б. Onus proferendi возлагается на суд / К. Б. Калиновский // Уголов. процесс. — 2013. — № 8. — С. 9.

4. Калиновский, К. Б. Обоснованность уголовно-процессуальных решений в свете учения о бремени доказывания / К. Б. Калиновский // Доказывание и принятие решений в соврем. уголов. судопроизводстве. Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д-ра юрид. наук, проф. Полины Абрамовны Лупинской : сб. науч. тр. — М. : Элит, 2011. — С. 59-65.

5. По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 УПК РФ в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б. Т Гадаева и запросом Курганского областного суда : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 2 июля 2013 г. № 16-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.

6. Проект федерального закона о внесении изменений в часть 1 статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации . — Режим доступа: http://regulation.gov.ru/project/6357 (дата обращения: 12.10.2013).

УДК 343.1 НОВЕЛЛЫ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ В СУД Instruction Novelties in Presentation Procedure of Operational Research Activities Results towards Agency of Inquiry, Investigator or Court I.

И. П. Пилюшин — доцент кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

А. В. Павлов — старший преподаватель кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье анализируются положения новой Инструкции от 27 сентября 2013 г., регламентирующей порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Ключевые слова: порядок представления, результаты оперативно-розыскной деятельности, орган дознания, следователь, прокурор, суд.

Presentation procedure, the results of the operational-search activity, inquiry body, investigator, prosecutor, court.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельно-

сти органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную дея-

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 1 (22)

тельность (далее — ОРД), в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11) .

Во исполнение требований данного Федерального закона приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. утверждена новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (далее — Инструкция 2013 г.) .

Данная инструкция является третьей по счету. Первая инструкция вступила в силу 13 мая 1998 г. , следующая «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» (далее — Инструкция 2007 г.) утверждена приказами МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г.

Структура и содержание Инструкции 2013 г. существенных изменений не претерпели. Традиционно предусмотрены направления использования результатов ОРД. Так, согласно п. 4 Инструкции 2013 г. результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ); использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативнорозыскной деятельности. Процедура представления результатов ОРД, как и прежде, включает в себя рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих госу-

дарственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Следует обратить внимание на то, что, в отличие от прежней Инструкции 2007 г., постановление о рассекречивании выносится в двух экземплярах. В соответствии с п. 14 Инструкции 2013 г. при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия — к материалам номенклатурного или литерного дела.

В зависимости от волеизъявления субъекта, определяющего необходимость представления результатов ОРД, можно выделить две ситуации: 1) результаты представляются по инициативе органов, осуществляющих ОРД; 2) результаты представляются по инициативе органов, ведущих судопроизводство (орган дознания, следователь, суд (судья): на основании поручения следователя, органа дознания, исполнения требования суда (судьи).

Следует обратить внимание на то, что наличие поручения или требования является самодостаточным способом получения и приобщения результатов ОРД к уголовному делу. На первый взгляд представление в данном случае выступает лишь технологическим способом передачи истребуемых сведений. Однако с учетом специфики получения результатов ОРД и их использования в уголовном процессе данное представление придает правовую сущность результатам ОРД, которая позволяет на их основе сформировать доказательства. К примеру, передача одной лишь видеокассеты без соответствующего сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (в котором указывается время, место и иные обстоятельства получения записи) ставит под сомнение правомерность получения такого вида доказательства как вещественное доказательство. Это обусловлено тем, что известность и возможность проверки происхождения информации выступает одним из условий допустимо-

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

сти полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности фактических сведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе принципиальных новелл в Инструкции 2013 г. следует отметить изменения перечня должностных лиц (органов), которым представляются результаты оперативно-розыскной деятельности. В отличие от ранее действовавшей Инструкции 2007 г. к субъектам, которым оперативные подразделения вправе представлять результаты оперативно-розыскной деятельности, не отнесен прокурор. С большой долей вероятности можно утверждать, что исключение прокурора из данного перечня объясняется изменениями в УПК РФ. Так, Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» введена в действие новая редакция ст. 37 УПК РФ, которая определяет основные права прокурора в уголовном процессе . В действующем до этого п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурору предоставлялось право лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия. В новой редакции данное право отсутствует. Указанное обстоятельство вполне может привести правоприменителя к мнению, что в настоящее время прокурор лишен права собирать доказательства, а значит, и получать результаты оперативнорозыскной деятельности от оперативных подразделений .

Несомненно, сокращение объема властных полномочий прокурора повлияло на изменение его роли в уголовном преследовании на досудебном производстве. Вместе с тем прокурор в ходе судебного производства по уголовному делу поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Активная роль прокурора по поддержанию обвинения предполагает необходимость использования в ряде случаев возможностей не органов дознания (в традиционном их понимании), а оперативных подразделений в целях получения содействия, оперативного участия (сопровождения) уголовного преследования, осуществляемого стороной обвинения в ходе судебного следствия .

В свою очередь, с учетом роли и места суда в состязательном процессе ставится под сомнение правомерность представления материалов ОРД по требованию суда (судьи) по уголовным делам, находящимся в его производстве. С дру-

гой стороны, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в решении от 2 июля 2013 г. № 16-П, активность суда не связывается с нарушением принципа состязательности, обусловлена правом на самостоятельный и независимый выбор судом подлежащих применению норм уголовного закона . Не исключая потенциальную возможность инициативного представления оперативными подразделениями результатов ОРД в суд, мы ставим под сомнение правомерность инициативы в этом вопросе суда.

В Инструкции 2013 г. расширен перечень случаев представления результатов ОРД. Дополнительно предусмотрено представление оперативными подразделениями результатов ОРД:

— в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

— по судебным искам, указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Следует обратить внимание, что правом рассмотрения жалоб наделяется и прокурор, однако он, как ранее было отмечено, не является субъектом, которому могут быть представлены результаты ОРД. Возникает вопрос, как быть прокурору, если к нему обратились с подобной жалобой. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативнослужебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 1 (22)

учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативнорозыскных мероприятий. Однако следует учитывать, что доступ к оперативно-розыскным сведениям имеют не все прокуроры. Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», по надзору за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» назначаются уполномоченные прокуроры, которые и несут персональную ответственность за организацию надзора . На наш взгляд, включение прокурора в перечень субъектов, которым могли быть представлены результаты ОРД, позволило бы рассматривать жалобы более широкому кругу должностных лиц органа прокуратуры.

Введение второй новеллы связано с тем, что в случае если сделка, в результате совершения которой установлен контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, совершена без учета требований Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» , она признает-

ся ничтожной. В соответствии с п. 6 ст. 13 в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. Результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в ст. 15 настоящего Федерального закона судебным искам, если они представлены в соответствии с Инструкцией 2013 г.

В заключение следует отметить, что новая Инструкция позволит эффективно организовать передачу оперативно-розыскных сведений уполномоченным должностным лицам (органам) с созданием необходимых условий для их последующей трансформации в процессуальную форму. Расширение сферы использования результатов ОРД как дополнительного источника сведений позитивно скажется на справедливом разрешении правовых споров.

Библиографический список

1. Бажанов, С. В. Оперативно-розыскное сопровождение уголовного преследования в стадии судебного разбирательства / С. В. Бажанов, В. Н. Сбитнева // Рос. следователь. — 2007. — № 23.

2. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» : федер. закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Рос. газ. — 2007. — 8 июня.

3. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : федер. закон от 29 апр. 2008 г. № 57-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 18. — Ст. 1940.

4. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : приказ Генер. прокуратуры Рос. Федерации от 15 февр. 2011 г. № 33 // Законность. — 2011. — № 5.

6. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 776, М-ва обороны Рос. Федерации № 703, Федер. службы безопасности Рос. Федерации № 509, Федер. службы охраны Рос. Федерации № 507, Федер. тамож. службы Рос. Федерации № 1820, Службы внеш. разведки Рос. Федерации № 42, Федер. службы исполнения наказаний Рос. Федерации № 535, Федер. службы Рос. Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 398, Следств. комитета Рос. Федерации № 68 от 27 сент. 2013 г. // Рос. газ. — 2013. — 13 дек.

7. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ Федер. службы налог, полиции Рос. Федерации № 175, Федер. службы безопасности Рос. Федерации № 226, М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 336, Федер. службы охраны Рос. Федерации № 201, Федер. погранич. службы Рос. Федерации № 286, Гос. тамож. комитета Рос. Федерации № 410, Службы внеш. разведки Рос. Федерации № 56 от 13 мая 1998 г. // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. — 1998. — № 23.

8. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 368, Федер. службы

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

безопасности Рос. Федерации № 185, Федер. службы охраны Рос. Федерации № 164, Федер. тамож. службы Рос. Федерации № 481, Службы внеш. разведки Рос. Федерации № 32, Федеральной службы исполнения наказаний Рос. Федерации № 184, Федер. службы Рос. Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 97, М-ва обороны Рос. Федерации № 147 от 17 июля 2007 г. // Рос. газ. — 2007. — 16 мая.

9. По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б. Т. Г адаева и запросом Курганского областного суда : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 2 июля 2013 г. № 16-П // Рос. газ. — 2013. — 12 июля.

10. Рыжаков, А. П. Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд / А. П. Рыжаков // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: локальный.

УДК 343.14 ПРЕДЕЛЫ ДОКАЗЫВАНИЯ

ПО СЛОЖНОМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ Limits of Proof in Complicated Criminal Case * I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. С. Смирнова — доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Омской юридической академии, кандидат юридических наук

Аннотация. В отличие от уголовно-процессуальной деятельности по простому (однопредметному) уголовному делу расследование сложного дела (вне зависимости от его вида) и доказывание обстоятельств, подлежащих установлению, имеют как качественное, так и количественное увеличение объема применительно к каждому лицу и (или) каждому преступлению.

Ключевые слова: пределы доказывания, сложное уголовное дело.

Proof limits, complicated criminal case.

Стремление органов уголовного преследования к всеобъемлющему исследованию обстоятельств любого уголовного дела можно признать в определенной степени оправданным, несмотря на то что в действующем Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) напрямую не содержится упо-

минание о полноте и всесторонности раскрытия преступления. Такой вывод вытекает из понимания полноты исследования обстоятельств дела как достоверного установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также всех юридических признаков, которыми уголовный закон характеризует каждое кон-

>МВД создаст спецподразделения для борьбы с нарушениями в работе сотрудников наркоконтроля

Оценка адвокатом-защитником результатов оперативно-розыскной деятельности

  • Основное
  • Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Анализ правоприменительной практики позволяет выявить типичные нарушения, допускаемые сотрудникам оперативных подразделений и следователями при предоставлении результатов ОРД и использовании их в качестве доказательств по уголовному делу, а также разработать тактические приемы, с помощью которых адвокат или защитник может противодействовать указанным нарушениям законодательства.

  • при проведении ОРМ не соблюдаются положения закона о том, в каких случаях могут быть проведены ОРМ
  • ОРМ проведены до возбуждения уголовного дела, а их результаты вводятся в процесс в качестве доказательств
  • ОРМ проведены не управомоченным на то государственным органом или не управомоченным подразделением государственного органа
  • отсутствие предусмотренных ФЗ Об ОРД оснований для проведения ОРМ
  • в материалах дела отсутствует постановление о проведении ОРМ
  • отсутствие понятых при проведении ОРМ (в случае, когда их участие при проведении ОРМ является обязательным)
  • привлечение к участию в ОРМ лиц, именуемых понятыми, когда их участие не является обязательным
  • проведенные ОРМ не предусмотрены ФЗ Об ОРД
  • смешение процедур уголовного судопроизводства и административной деятельности
  • незаконном досмотре лица и изъятии каких-либо предметов
  • при проведении ОРМ имеет место провокация преступления
  • при проведении ОРМ не соблюдается установленный ФЗ Об ОРД особый порядок проведения некоторых ОРМ
  • при проведении ОРМ не соблюдаются требования закона о неприкосновенности лиц, в отношении которых проводятся ОРМ
  • при проведении ОРМ отсутствует вынесение постановления о представлении результатов ОРД
  • утверждение постановления о представлении результатов ОРД ненадлежащим лицом
  • предоставление результатов ОРД отсутствует постановление о рассекречивании документов, содержащих государственную тайну
  • при предоставление результатов ОРД отсутствуют сопроводительные документы
  • при проведении ОРМ отсутствует оформление изъятых предметов

В ходе рассмотрения вопроса об участии профессионального защитника на стадии предварительного расследования уголовного дела необходимо остановиться и на одной из наиболее дискуссионных проблем, касающейся доказывания и допустимости доказательств, — использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам.

Важная особенность оперативно-розыскных мероприятий, в отличие от уголовно-процессуальных, заключается в том, что они не обладают свойствами уголовно-процессуальных актов и поэтому не облекаются в процессуальные формы. В связи с этим фактические данные, полученные в результате применения средств ОРД, не являются доказательствами по уголовным делам, поскольку они получены не в том порядке, который установлен уголовно-процессуальным законом. В соответствии со ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ, что предполагает использование этих результатов в доказывании по уголовным делам, но лишь в том случае, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ, т.е. требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Очевидно, что наряду с относимостью, определить наличие или отсутствие которой для конкретного уголовного дела достаточно просто, к результатам ОРД предъявляются требования достоверности и допустимости. Представляется, что о выполнении этих требований применительно к результатам ОРД можно вести речь лишь при установлении отсутствия нарушений законности при проведении ОРМ, оформлении их результатов и передаче их лицу, осуществляющему предварительное расследование.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” данный процесс представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав а свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Развернутое определение результата ОРД — это “различные сведения (данные, информация) об обстоятельствах совершения преступления и лицах, причастных к нему, полученные оперативно-розыскным путем в рамках конкретного дела оперативного учета и зафиксированные в оперативно-служебных материалах: в справках (рапортах) оперативного сотрудника, проводившего оперативно-розыскные мероприятия; в сообщениях конфиденциальных источников; в заключениях различных предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц; в материалах фото-, киносъемки, звуко-, видеозаписях, произведенных в процессе оперативно-розыскных мероприятий; в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, и т.п.

В соответствии со ст. 11 ФЗ Об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, и подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

В соответствии со ст. 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Исходя из п.4 Определения КС РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-0 “результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так как это предписывается статьями 49 (ч.1) и 50 (ч.2) Конституции Российской Федерации” (Определение КС РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-0 “По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности// Вестник Конституционного суда Российской Федерации. -1999. № 3).

В ч.2 ст. 50 Конституции РФ указано, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Отметим, что с принятием Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму” в ст. 5 и ст. 8 ФЗ Об ОРД внесены изменения, которые вводят запрет органам и должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, “подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокаций), а также фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности”.

Предоставление результатов ОРД осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. (далее — Инструкция). в начало

Согласно п.4 Инструкции дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

– служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

– быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

– использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

На основании п.7 Инструкции результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Согласно п.16-17 Инструкции, К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами8.

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

В п.20 Инструкции особо отмечается, что результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Согласно п.8 Инструкции процедура представления результатов ОРД в виде сообщения осуществляется в соответствии с правилами, установленными п.8-14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

— рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания составляющих государственную тайну сведений, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

— оформление необходимых документов;

— фактическую передачу результатов ОРД.

В п.9 Инструкции указано, что представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, а второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Отметим, что данное положение, как нам представляется, противоречит ч.3 ст. 8 ФЗ Об ОРД, согласно которой проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Применительно к данному вопросу, по нашему мнению, практическому применению подлежат положения ФЗ Об ОРД, а не нормы Инструкции, поскольку ФЗ Об ОРД в силу вида нормативного документа, к которому он относится, обладает более высокой юридической силой.

Копии указанных в п.9 постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам специального номенклатурного дела.

Если в результате проведения проверочной закупки не удалось в достаточной степени задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то согласно п. 11 Инструкции ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки, содержащим признаки преступления, которые представляются следователю или прокурору в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Согласно п.12 Инструкции в случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

В соответствии ст.14 Инструкции при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

На основании п.15 Инструкции способ фактической передачи результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурор) или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

На основании п.18 Инструкции Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Пленум ВС РФ в п.16 Постановления “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” разъяснил, что “доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами (БВСРФ.-1996. -№2.-С. 1).

В соответствии с ч.1 ст. 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Результаты ОРД, полученные до возбуждения уголовного дела, не могут относиться к доказательствам, перечисленным в ч.2 ст. 74 УПК РФ, в том числе и к иным документам (п.6 ч.2 ст. 74 УПК РФ), поскольку в соответствии с ч.1 ст. 74 и ч.1 ст. 86 УПК РФ субъектами собирания доказательств являются лишь суд, следователь, дознаватель, а не сотрудники, осуществляющие ОРД, которые не являются участниками уголовного судопроизводства и производят ОРМ вне рамок возбужденного уголовного дела, а следовательно, вне рамок уголовного судопроизводства вообще.

Из положения ч.1 ст. 75 УПК РФ следует, что доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, т.е. для доказывания события преступления, виновности лица в совершении преступления и других обстоятельств.

Представленные до возбуждения уголовного дела результаты ОРД нельзя признавать как доказательство в виде иных документов (п.6 ч.2 ст. 74 УПК РФ), т.к. допустимость этих доказательств определяется ст. 84 УПК РФ, из которой следует, что иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, а в этой статье указывается, что установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, осуществляется только при производстве по уголовному делу, т.е. после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, на основе анализа уголовно-процессуального законодательства представляется, что результаты ОРМ, проведенных по невозбужденному уголовному делу, не могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, возбужденному на основании результатов этих ОРМ. Они могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и основой для формирования доказательств. Так, например, сведения о том, что лицо сбыло наркотические средства, содержащиеся в постановлении о проведении ОРМ (т.е. документа, составленного в ходе ОРМ), ложатся в основу возбуждения уголовного дела и допроса этого лица, с составлением соответствующего протокола допроса, который, при соблюдении требований предъявляемых к доказательствам, будет иметь доказательственное значение.

Результаты ОРД по невозбужденному уголовному делу могут быть также использованы для обоснования необходимости проведения следственных действий, например контроля и записи переговоров. Результаты этих следственных действий, в отличие от результатов такого ОРМ как “прослушивание телефонных переговоров”, могут быть использованы в качестве доказательств.

Анализ правоприменительной практики позволяет выявить типичные нарушения, допускаемые сотрудникам оперативных подразделений и следователями при предоставлении результатов ОРД и использовании их в качестве доказательств по уголовному делу, а также разработать тактические приемы, с помощью которых адвокат или защитник может противодействовать указанным нарушениям законодательства.

1. Первое нарушение состоит в том, что при проведении ОРМ не соблюдаются положения закона о том, в каких случаях могут быть проведены ОРМ. в начало

Сущность данного нарушения заключается в том, что в ст. 2 ФЗ Об ОРД определены задачи оперативно-розыскной деятельности:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

На основании ч.2 ст. 5 ФЗ Об ОРД не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ Об ОРД.

2. Второе нарушение состоит в том, что ОРМ проведены до возбуждения уголовного дела, а их результаты вводятся в процесс в качестве доказательств. в начало

Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Речь идет об отсутствии постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем)

Данное нарушение признается таковым, поскольку подобные действия противоречат ст. 73, ст. 74, ч.1 ст. 86, ст. 89 УПК РФ; Определению КС РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-0; Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд; ППВС РФ “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”.

При выявлении подобного нарушения адвокату следует заявлять ходатайство о признании доказательств недопустимыми со ссылками на указанные положения российского законодательства.

>Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 сентября 2013 года N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»-
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349; 2013, N 26, ст.3207.
приказываем:
Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.Колокольцев
Министр обороны
Российской Федерации
С.Шойгу
Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
А.Бортников
Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
А.Муров
Руководитель
Федеральной таможенной службы
А.Бельянинов
Директор
Службы внешней разведки
Российской Федерации
М.Фрадков
Директор
Федеральной службы
исполнения наказаний
Г.Корниенко
Директор
Федеральной службы
Российской Федерации
по контролю
за оборотом наркотиков
В.Иванов
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.Бастрыкин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 декабря 2013 года,
регистрационный N 30544

ПОРЯДОК
представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд

1. Общие положения

2. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю,прокурору или в суд

3. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд

4. Защита сведений об органах, осуществляющих ОРД, и обеспечение безопасности ее участников

Приложение 1. Перечень документов, предметов и доказательств, которые используются в оформлении результатов ОРМ

Приложение 2. Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору, в суд

Приложение 3. Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору, в суд

Приложение 4. Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

1. Общие положения

1. Под результатами оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» порядке (далее — Закон КР «Об ОРД»), о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Кыргызской Республики.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.) и систематизируются. К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), согласно перечню (приложение 1).

2. Оперативно-технические мероприятия (далее — ОТМ) — разновидность ОРМ, осуществляемых с использованием оперативно-технических средств. Инициатором проведения ОТМ, а равно и его субъектом, является работник оперативного подразделения. Результаты ОТМ, осуществляемых в рамках ОРД, могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

3. Материалы, послужившие основанием для принятия решения о проведении ОРМ, хранятся только в органах, осуществляющих ОРД. Порядок и условия хранения оперативных материалов, оперативно-служебных документов и дел оперативного учета органами, осуществляющими ОРД, устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд

4. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно, сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны подтверждать наличие события и противоправность деяния.

5. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать тактику их производства, выработать методику расследования по конкретному уголовному делу.

6. Результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

7. При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ составляют государственную тайну в соответствии со статьей 15 Закона КР «Об ОРД».

Решение о рассекречивании и предании гласности результатов ОРМ принимается только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики.

3. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд

8. Органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД, которые могут быть использованы в соответствии с Законом КР «Об ОРД».

9. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

10. Представление результатов включает в себя:

— вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

— вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну, в случаях, без которых невозможно использовать результаты ОРМ для достижения целей и решения задач, предусмотренных Законом КР «Об ОРД»;

— оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

11. Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа или структурного подразделения, осуществляющего ОРД, а также основание вынесения данного постановления.

В описательной части постановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики.

В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД, и подробно перечисляются подлежащие направлению документы.

12. Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

13. Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенной справки или подлинника оперативно-служебных документов.

14. Представляемые материалы должны содержать информацию о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получении видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Степень секретности представляемых материалов, приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ. Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

15. При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые меры в целях обеспечения сохранности и целостности представляемых материалов при их пересылке (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

16. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого и особо тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Кыргызской Республики, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики.

17. Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или решения суда о производстве ОРМ по находящимся в их производстве уголовным делам.

При отсутствии возможности проведения ОРМ по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или решению суда в течение трех дней с момента получения поручения им направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, который исполняет данное поручение.

4. Защита сведений об органах, осуществляющих ОРД, и обеспечение безопасности ее участников

18. Защита сведений об органах, осуществляющих ОРД, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

19. В целях обеспечения безопасности участников ОРД и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Законом Кыргызской Республики «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства».

20. Предание гласности сведений о лицах, оказывающих или оказывавших содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия, в письменной форме и в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики.

21. В случае возникновения реальной угрозы рассекречивания проводимых ОРМ и его участников, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и обеспечению безопасности непосредственных участников ОРМ.

22. Результаты ОРД не представляются:

— если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД, в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

— если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Законом КР «Об ОРД»).

23. В случае отказа исполнителей соответствующих ОРМ в представлении результатов ОРД по основаниям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Порядка, указанные органы направляют мотивированное письмо за подписью руководителя органа или структурного подразделения о причинах непредставления указанных сведений, копия письма приобщается к материалам дела оперативного учета.

Приложение 1
к Порядку представления
результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю, прокурору или в суд

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, предметов и доказательств, которые используются в оформлении результатов ОРМ

1. Документы, которыми могут оформляться результаты ОРМ

— агентурное сообщение или агентурная записка (информация, представленная негласными сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, или лицами, оказывающими содействие в проведении ОРД на конфиденциальной основе);

— объяснение граждан-участников ОРМ или заявление граждан;

— акт или иной документ ведомства;

— доверенность и прочие нотариально заверенные документы;

— приходно-расходные документы;

— рапорт сотрудника;

— справка (справка-меморандум);

— отчет.

2. Приложения к документам о результатах ОРМ

— документы (накладные, счета-фактуры, договоры, контракты, учредительные документы, устав и т.п.), предметы (печати, штампы, ключи, фотографии и т.п.), орудия преступления;

— аудио-, видео и прочие технические носители.

3. Доказательства

Виды доказательств, которые могут быть сформированы на основании представленных материалов:

— протокол допроса;

— заключение эксперта;

— вещественные доказательства (документы, аудио-, видео записи, магнитные носители средств вычислительной техники, похищенные предметы, орудия преступления);

— иные документы и материалы.

Приложение 2
к Порядку представления
результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю, прокурору или в суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору, в суд

_____________________________ «___» _____________ 201__ г.

(место составления)

Наименование органа, осуществляющего Должность лица, в адрес которого ОРД _________________________________ направляются результаты ОРД ____ Действительное штатное наименование _ ________________________________ _____________________________________ Его фамилия и инициалы _________ Индекс, почтовый и телеграфный адрес, ________________________________ № телефона, факса, электронной почты ________________________________ _____________________________________

__________ № ________________________

На № ________________________________

Руководствуясь статьей 14 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» направляем в Ваш адрес результаты оперативно-розыскной деятельности для ______________________________________ _______________________________________________________________________

(указывается, для какой цели направляются материалы: для решения

_______________________________________________________________________

вопроса о возбуждении уголовного дела, подготовки и осуществления

_______________________________________________________________________

следственных и судебных действий, для использования в доказывании

_______________________________________________________________________

по уголовным делам)

_______________________________________________________________________

(указывается, когда, где, в результате какого ОРМ и какие именно

_______________________________________________________________________

получены результаты, когда и кем санкционировано ОРМ, наличие

_______________________________________________________________________

судебного решения о его проведении)

_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

К настоящему сообщению прилагаются

(приводится информация о прилагаемых к сообщению предметах, веществах, материальных (физических) носителях) _________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

информация с описанием их индивидуальных признаков, времени, места и обстоятельств их изъятия (получения) ________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

(должность, специальное (воинское) звание,

фамилия, инициалы руководителя органа,

осуществляющего ОРД)

__________________________________________ ___________________

(подпись)

Приложение 3
к Порядку представления
результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю, прокурору или в суд

___________________________ «___» _______________ 201__ г.

(место составления)

__________________________________________________________________

(должность, специальное (воинское) звание, фамилия, инициалы

_______________________________________________________________________ руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) _______________________________________________________________________

УСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________

(когда, где, в результате какого оперативно-розыскного

_______________________________________________________________________

мероприятия и какие именно получены результаты, для каких целей

_______________________________________________________________________

они представляются (использование в качестве повода и основания

_______________________________________________________________________

для возбуждения уголовного дела, подготовки следственных или судебных

_______________________________________________________________________

действий, использования в доказывании по уголовным делам и т.п.),

_______________________________________________________________________

когда и кем санкционировано конкретное оперативно-розыскное

_______________________________________________________________________

мероприятие, по уголовным делам и т.п.)

_______________________________________________________________________

(когда и кем санкционировано конкретное оперативно-розыскное

_______________________________________________________________________

мероприятие, наличие судебного решения о его проведении)

_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь частью 4 статьи 14 и статьи 15 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности», пунктом 11 Порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд

ПОСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________

(решение руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную _______________________________________________________________________ деятельность, о направлении оперативно-служебных документов, отражающих _______________________________________________________________________

результаты оперативно-розыскной деятельности, перечень документов,

_______________________________________________________________________

подлежащих направлению)

_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

(должность, специальное (воинское) звание,

фамилия, инициалы руководителя органа,

осуществляющего ОРД)

__________________________________________ _____________________

(подпись)

Приложение 4
к Порядку представления
результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю, прокурору или в суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

______________________________ «___» _____________ 201__ г.

(место составления)

__________________________________________________________________

(должность, специальное (воинское) звание, фамилия, инициалы

_______________________________________________________________________ руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) _______________________________________________________________________

УСТАНОВИЛ:

__________________________________________________________________

(когда, где, в результате какого оперативно-розыскного мероприятия _______________________________________________________________________

и какие именно получены результаты, для каких целей проводилось

_______________________________________________________________________

оперативно-розыскное мероприятие, когда и кем оно санкционировано,

_______________________________________________________________________ наличие судебного решения на его проведение, основание рассекречивания

_______________________________________________________________________

сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей)

_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 15 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности»

ПОСТАНОВИЛ:

Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, Следственного комитета РФ N 68 от 27.09.2013

Зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2013 г. N 30544

style=»text-align: center»> МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 776 style=»text-align: center»>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 509 style=»text-align: center»>СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 42 style=»text-align: center»>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
N 398

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ В СУД

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <1> приказываем:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Министр обороны
Российской Федерации
С.ШОЙГУ

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
А.БОРТНИКОВ

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
А.МУРОВ

Руководитель
Федеральной таможенной службы
А.БЕЛЬЯНИНОВ

Директор
Службы внешней разведки
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Директор
Федеральной службы
исполнения наказаний
Г.КОРНИЕНКО

Директор
Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков
В.ИВАНОВ

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
А.БАСТРЫКИН

Приложение
к приказу МВД России,
Минобороны России,
ФСБ России, ФСО России,
ФТС России, СВР России,
ФСИН России, ФСКН России,
Следственного комитета
Российской Федерации
от 27.09.2013 N 776/703/
509/507/1820/42/535/398/68

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности, который составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в установленном порядке.

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения включает в себя:

а) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;
б) оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения куголовному делу осуществляется наосновании соответствующего постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Способ фактической передачи результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (пересылка по почте, передача с нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

К передаваемым документам могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *