По организации учета сведений о преступлениях (происшествиях) и грубых дисциплинарных проступках в Вооруженных Силах Российской Федерации
123456
1. Настоящая Инструкция определяет порядок учета, сбора и обработки сведений о преступлениях (происшествиях) и грубых дисциплинарных проступках в Вооруженных Силах.
2. Учет сведений о преступлениях (происшествиях) – это своевременное и объективное отражение должностными лицами органов военного управления, соединений, воинских частей (организаций Вооруженных Сил) в учетных документах, определенных нормативными правовыми актами Министерства обороны, сведений о преступлениях (происшествиях), совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил.
3. Учету в качестве происшествий подлежат все случаи (если они произошли по вине самого пострадавшего и в его действиях отсутствуют признаки какого-либо преступления, либо по вине гражданских лиц, либо вследствие несчастного случая или стихийного бедствия):
— гибели или причинения тяжкого вреда здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») либо на территории воинской части (организации Вооруженных Сил);
— самоубийства военнослужащих независимо от места и времени совершения;
— причинения материального ущерба воинской части (организации Вооруженных Сил) в особо крупном размере.
Факты гибели военнослужащих в результате боевых потерь*, случаи смерти в результате заболевания не учитываются.
4. Учет сведений о преступлениях (происшествиях) в войсках (силах) ведется на основании их квалификации. Количество подлежащих учету преступлений (происшествий) в воинской части (организации Вооруженных Сил) определяется военным прокурором.
5. Учет сведений о преступлениях (происшествиях) за Вооруженные Силы ведется в УСВиБВС.
6. Учет сведений о преступлениях (происшествиях) за подчиненные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (организации Вооруженных Сил) и подразделения ведется в главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов, центральных органах военного управления, штабах родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений и воинских частей.
7. В главных штабах видов Вооруженных Сил, центральных органах военного управления, штабе Воздушно-десантных войск обобщенные сведения о преступлениях (происшествиях), причинах гибели и травматизма (приложение № 1 к настоящей Инструкции)составляются ежемесячно на основе сведений, поступивших из войск (сил) и сверенных с соответствующей военной прокуратурой гарнизона, и к 10 числу каждого месяца представляются в УСВиБВС.
8. Штабы военных округов обязаны производить сверку учетных сведений о преступлениях (происшествиях), совершенных в подчиненных войсках (силах), с военными прокурорами военных округов (флотов) и к 10 числу каждого месяца представлять обобщенные сведения о преступлениях (происшествиях), причинах гибели и травматизма (приложение № 1 к настоящей Инструкции) в УСВиБВС за подписями начальника штаба военного округа и военного прокурора военного округа.
9. Штабы Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и Космических войск (КВ) обязаны производить сверку учетных сведений о преступлениях (происшествиях), совершенных в подчиненных войсках, с военным прокурором РВСН и к 10 числу каждого месяца представлять обобщенные сведения о преступлениях (происшествиях), причинах гибели и травматизма (приложение № 1 к настоящей Инструкции)в УСВиБВС за подписями начальников штабов РВСН, КВ и военного прокурора РВСН.
10. В главных штабах видов Вооруженных Сил, центральных органах военного управления, штабах родов войск Вооруженных Сил, в объединениях, соединениях, воинских частях (организациях Вооруженных Сил) сведения о преступлениях (происшествиях) считаются учтенными, когда они сверены с военным прокурором и занесены в журнал учета преступлений и происшествий (приложение № 2 к настоящей Инструкции), учтены в соответствующем штабе и включены в обобщенные сведения о преступлениях (происшествиях), причинах гибели и травматизма за вид Вооруженных Сил, военный округ, род войск Вооруженных Сил, центральный орган военного управления для представления в УСВиБВС.
Преступления (происшествия), которые были совершены в прошлом, но выявлены в отчетном периоде, указываются в сведениях за отчетный период.
В общее количество происшествий и преступлений включаются сведения на основании докладов и донесений от подчиненных командиров (начальников), учтенные соответствующими штабами в отчетном периоде и сверенные в надзирающих военных прокуратурах.
В ходе повседневной деятельности штабами могут корректироваться учетные данные о преступлениях (происшествиях) в пределах отчетного года по согласованию с военной прокуратурой.
Основаниями для этого являются:
— раскрытие преступлений прошлых лет;
— преступления, выявленные в ходе предварительного следствия или дознания.
Начальник штаба несет личную ответственность за полноту и объективность учета сведений о преступлениях (происшествиях).
11. В случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) за отсутствием состава преступления или за отсутствием в деянии события преступления ранее учтенное преступление после согласования с военным прокурором снимается с учета, о чем указывается в примечании к обобщенным сведениям о преступлениях (происшествиях), причинах гибели и травматизма за отчетный период.
12. Преступления (происшествия), совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, учитываются только в случаях их совершения при выполнении должностных (трудовых) обязанностей либо на территории воинской части (организации Вооруженных Сил).
13. Преступления (происшествия), совершенные военнослужа-щими, находящимися в служебных командировках, отпусках, на лечении, учитываются за воинскими частями, в которых они проходят военную службу на штатной воинской должности.
Преступления и происшествия, совершенные военнослужа-щими, прибывшими для поступления на учебу в военно-учебные заведения, – за соответствующими военно-учебными заведениями; совершенные военнослужащими, находящимися в распоряжении командиров воинских частей, начальников военно-учебных заведений, организаций Вооруженных Сил, – по фактическому пребыванию правонарушителей.
Преступления (происшествия), совершенные военнослужащими при следовании к новому месту военной службы в сопровождении представителя воинской части (в составе команды), учитываются за воинской частью, от которой назначен старший команды, а при следовании самостоятельно – за воинской частью по прежнему месту военной службы.
Преступления (происшествия), совершенные гражданами, призванными на военные сборы, учитываются за воинской частью, в которой проводятся военные сборы.
В случае передислокации воинской части из одного военного округа в другой преступления и происшествия, числящиеся за ней, исключаются из учета военного округа по прежнему месту дислокации и включаются в учет военного округа по новому месту дислокации с последующим докладом в УСВиБВС.
14. Преступления (происшествия), совершенные в воинских частях (подразделениях), выполняющих задачи в интересах другого вида (рода войск) Вооруженных Сил или объединения, соединения, воинской части (организации Вооруженных Сил), а также в районах действия чрезвычайного положения или в условиях вооруженного конфликта, учитываются по штатной принадлежности воинской части (подразделения).
15. В случае переподчинения соединения, воинской части (организации Вооруженных Сил) одного вида Вооруженных Сил, военного округа, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления другому сведения о преступлениях (происшествиях), учтенных в предыдущем и отчетном году, учитываются в порядке новой подчиненности с последующим докладом в УСВиБВС.
16. При расформировании соединения, воинской части (организации Вооруженных Сил) сведения о преступлениях (происшествиях), учтенных в предыдущем и отчетном году, учитываются за вышестоящим органом военного управления в порядке подчиненности.
17. О преступлениях (происшествиях), совершенных в войсках (силах) и включенных в Перечень преступлений (происшествий), которые докладываются Министру обороны Российской Федерации (приложение № 3 к настоящей Инструкции) (далее именуется – Перечень), представляется устный доклад на Центральный командный пункт Генерального штаба (далее именуется – ЦКП) по линии оперативных дежурных.
Оперативные дежурные (дежурные) видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления представляют доклады на ЦКП о совершенных или выявленных преступлениях (происшествиях) в день их совершения (установления признаков преступления военными следственными органами).
Доклад по линии оперативных дежурных (дежурных) производится одновременно дежурному генералу ЦКП и дежурному офицеру УСВиБВС на ЦКП.
В докладе указываются: дата и время совершения (выявления) преступления (происшествия), наименование воинской части (организации Вооруженных Сил), ее дислокация, подчиненность, обстоятельства совершения преступления (происшествия), принятые меры, кто проводит расследование.
В случае несвоевременного представления доклада или сокрытия указываются виновное в этом должностное лицо и принятые меры.
18. Оперативные дежурные (дежурные) объединений, соединений, воинских частей (организаций Вооруженных Сил) представляют доклады вышестоящим оперативным дежурным в порядке подчиненности обо всех совершенных (выявленных) преступлениях (происшествиях) устно в день их совершения (выявления).
В докладе указываются: дата и время совершения (выявления) преступления (происшествия), наименование воинской части (организации Вооруженных Сил), обстоятельства совершения преступления (происшествия), принятые меры, кто проводит расследование.
19. Командиры подразделений (батальонов, рот) представляют доклады командирам воинских частей (батальонов) и дежурным по воинским частям обо всех совершенных (выявленных) преступлениях (происшествиях) немедленно с момента их совершения или выявления (указываются время, место, подчиненность, обстоятельства, принятые меры).
Командиры соединений (воинских частей) в кратчайшие сроки (не позднее одного часа) с момента совершения (выявления) происшествий (преступлений), кризисных ситуаций, чрезвычайных происшествий и иных событий в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих общественную значимость, докладывают об их совершении (выявлении) в первую очередь дежурному генералу Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, во — вторую – командующему войсками военного округа, в третью – командующему объединением (дополнено в соответствии с требованиями приказа МО РФ от 10 мая 2011 года №669 «О внесении изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 2010 года №1800-дсп»).
20. О преступлениях (происшествиях), не вошедших в Перечень, докладывается по подчиненности устно в день их совершения (выявления) и письменно (не позднее 3 суток) главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления.
21. Военные коменданты гарнизонов немедленно докладывают начальнику гарнизона о происшествиях (преступлениях), совершенных на территории гарнизона военнослужащими Вооруженных Сил.
22. Письменные доклады о фактах совершения преступлений (происшествий), включенных в Перечень, от главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления представляются начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации (через УСВиБВС), копии – в Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил, а по преступлениям (происшествиям), совершенным с участием высших офицеров, – в Инспекцию Министерства обороны по личному составу в 3-дневный срок со дня совершения (выявления) правонарушения.
23. Письменные доклады об окончательных итогах разбирательств причин и обстоятельств совершения преступлений (происшествий), включенных в Перечень, от главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления представляются начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации (через УСВиБВС), копии – в Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил по завершении разбирательств, но не позднее 30 суток со дня совершения (выявления) правонарушения.
В письменном докладе указываются окончательно установленные обстоятельства преступлений (происшествий), причины, выводы, принятые меры (в том числе дисциплинарного воздействия в отношении виновных должностных лиц). Доклады представляются за подписью главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления.
24. Письменные доклады от главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления об окончательных итогах разбирательств по преступлениям (происшествиям), совершенным с участием высших офицеров, направляются в Инспекцию Министерства обороны по личному составу по завершении разбирательств, но не позднее 30 суток со дня их совершения или выявления.
25. Сокрытыми от органов военного управления считаются сведения о преступлениях (происшествиях), о которых не было доложено соответствующими командирами (начальниками) по подчиненности в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Министерства обороны. О фактах сокрытия преступлений (происшествий), включенных в Перечень, докладывается:
устно – оперативному дежурному УСВиБВС на ЦКП по линии оперативных дежурных в день выявления факта сокрытия независимо от давности совершения преступления (происшествия);
письменно – начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации (через УСВиБВС) не позднее 10 суток со дня выявления факта сокрытия с указанием кем оно было выявлено, обстоятельств, лиц, виновных в сокрытии и принятых к ним мер.
26. Включение в обобщенные сведения о преступлениях (происшествиях), причинах гибели и травматизма информации о преступлениях (происшествиях), указанных в Перечне, осуществляется в соответствии с представленными устным докладом на ЦКП и письменным донесением начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации. Изменение или исключение этой информации производится на основании письменного донесения, содержащего обоснование.
27. Согласование и уточнение сведений о преступлениях (происшествиях) осуществляются в установленном порядке должностными лицами органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей (организаций Вооруженных Сил):
а) с военными прокурорами гарнизонов (военных округов, РВСН) – о происшествиях и преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, – ежемесячно;
б) с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации – о правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также о мерах, принятых к гражданским лицам, совершившим противоправные действия в отношении военнослужащих, – ежемесячно;
в) с органами Военной автомобильной инспекции и подразделений Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации – о нарушениях Правил дорожного движения Российской Федерации, совершенных водителями-военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, в том числе и на личном транспорте, – ежемесячно;
г) с военными комендантами гарнизонов – о военнослужащих, совершивших правонарушения и задержанных на территории гарнизонов, – ежемесячно;
д) с военно-медицинскими учреждениями – о фактах получения травм военнослужащими, в том числе связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений, – ежемесячно;
е) с военными судами – об осуждении военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, других решениях суда – ежемесячно.
28. Учетные данные в штабах должны соответствовать:
устным докладам по линии оперативных дежурных о преступлениях (происшествиях);
письменным донесениям о преступлениях (происшествиях), совершенных в воинских частях (организациях Вооруженных Сил);
докладам о состоянии правопорядка и воинской дисциплины из подчиненных воинских частей (организаций Вооруженных Сил) и подразделений;
приказам соответствующих главнокомандующих, командую-щих, командиров (начальников);
анализу состояния правопорядка и воинской дисциплины, службы войск, безопасности военной службы, боевой подготовки, травматизма;
отчетным документам комплексных комиссий, рабочих групп и должностных лиц в объединениях, соединениях, воинских частях (организациях Вооруженных Сил) по вопросам правопорядка и воинской дисциплины, в том числе при расследовании происшествий и преступлений, а также актам внутрипроверочных комиссий.
29. В целях повышения объективности и оперативности получения информации о состоянии правопорядка в войсках (силах), эффективности взаимодействия с органами военной прокуратуры и военными следственными органами:
военный комендант гарнизона (дежурный по гарнизону) ежедневно (с 6.00 до 7.00 мск) сверяет с оперативным дежурным военной прокуратуры гарнизона и дежурным по военному следственному органу гарнизона сведения о преступлениях (происшествиях), совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в гарнизоне за прошедшие сутки, и докладывает оперативному дежурному военного округа обо всех известных ему преступлениях (происшествиях);
оперативный дежурный вида Вооруженных Сил, военного округа, ВДВ ежедневно (с 6.00 до 7.00 мск) сверяет с оперативным дежурным военной прокуратуры военного округа (флота) сведения о преступлениях (происшествиях), совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил за прошедшие сутки, и докладывает дежурному офицеру УСВиБВС на ЦКП обо всех известных ему преступлениях (происшествиях), включенных в Перечень;
оперативные дежурные РВСН и КВ ежедневно (с 6.00 до 7.00 мск) сверяют с оперативным дежурным военной прокуратуры РВСН сведения о преступлениях (происшествиях), совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в РВСН и КВ, и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил за прошедшие сутки, и докладывают дежурному офицеру УСВиБВС на ЦКП обо всех известных им преступлениях (происшествиях), включенных в Перечень;
дежурный офицер УСВиБВС на ЦКП ежедневно (с 7.30 до 8.00 мск), приняв доклады оперативных дежурных видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, о преступлениях (происшествиях), совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил за прошедшие сутки, проводит сверку имеющихся у него сведений с оперативным дежурным по Главной военной прокуратуре и обменивается с ним справками о состоянии правопорядка в Вооруженных Силах за прошедшие сутки.
30. Должностные лица органов военного управления, штабов объединений и соединений обязаны вести учет оперативной информации о преступлениях (происшествиях), поступившей по докладам оперативных дежурных от подчиненных объединений, соединений, воинских частей (организаций Вооруженных Сил), и до пятого числа месяца, следующего за отчетным, сверять его с соответствующими военными прокурорами.
31. Еженедельная сверка оперативной информации о преступлениях (происшествиях) главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, центральными органами военного управления, штабами родов войск Вооруженных Сил проводится с дежурным офицером УСВиБВС на ЦКП (в воскресенье с 10.00 до 14.00 мск).
32. О самовольном оставлении воинских частей (организаций Вооруженных Сил) военнослужащими с оружием и в случаях нарушений порядка и правил применения оружия личным составом караула, повлекших гибель людей или причинение тяжкого вреда их здоровью, представлять предварительный доклад на ЦКП (через дежурного офицера УСВиБВС на ЦКП) не позднее чем через 30 минут после выявления перечисленных фактов. Письменное донесение с указанием обстоятельств, причин, результатов расследования и принятых мер представлять в УСВиБВС не позднее 10 суток.
33. О фактах самовольного оставления воинской части (организации Вооруженных Сил) военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, докладывать устно по линии оперативных дежурных на ЦКП (оперативному дежурному УСВиБВС) через 2 суток с момента отсутствия военнослужащего в воинской части (месте военной службы), об отсутствии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части (месте военной службы) – через 10 суток.
В докладе указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, наименование воинской части, дата и обстоятельства самовольного оставления воинской части, дата призыва на военную службу (дата заключения контракта и на какой срок), каким военным комиссариатом призван на военную службу.
Информация о самовольном оставлении воинской части (организации Вооруженных Сил) военнослужащими заносится в журнал учета военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть (место военной службы), по образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.
В случае несвоевременного представления доклада (свыше 2 или 10 суток – в зависимости от категории военнослужащего) указываются причины задержки и меры, принятые к виновным в этом должностным лицам.
Письменные донесения о розыске военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (место службы), от главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления представлять в УСВиБВС ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным.
В докладе указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, наименование воинской части, дата самовольного оставления воинской части, дата призыва на военную службу (дата заключения контракта и на какой срок), каким военным комиссариатом призван на военную службу, дата и место задержания, местонахождение военнослужащего на период принятия по нему решения (приложение № 5 к настоящей Инструкции).
34. Представление сведений о происшествиях в Вооруженных Силах в средства массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями директивы Министра обороны Российской Федерации 2010 года № Д-1дсп «О порядке сбора и представления органам информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации сведений о кризисных ситуациях, чрезвычайных происшествиях и иных событиях в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих общественную значимость, в интересах информирования граждан, организаций, представителей массовой информации, российской и зарубежной общественности».
Информация о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, представляется в средства массовой информации после согласования с военной прокуратурой с соблюдением требований статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
35. Письменные доклады о морально-психологическом состоянии личного состава, состоянии правопорядка и воинской дисциплины от главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления представляются статс-секретарю – заместителю Министра обороны Российской Федерации (через Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил) ежеквартально.
36. Командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил доклады о морально-психологическом состоянии личного состава, состоянии правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных им соединениях, воинских частях (организациях Вооруженных Сил) представляют заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления, которым они подчинены (через соответствующие управления (отделы) по работе с личным составом) ежеквартально.
37. Командиры (начальники), заместители по работе с личным составом, начиная от роты (батареи) и им равных, о грубом дисциплинарном проступке, совершенном военнослужащим, докладывают по подчиненности (до соединения включительно) в день их совершения устно, а в последующем – письменно по результатам проведения разбирательств и по количеству протоколов о грубых дисциплинарных проступках.
38. Учет грубых дисциплинарных проступков ведется по соответствующим образцу и форме (приложения № 6 и 7 к настоящей Инструкции).
Единый учет преступлений и документы первичного учета
них дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной службы налоговой полиции следующие документы первичного учета (статистические карточки) (см. приложение в конце главы):
— на выявленное преступление (форма № 1);
— о результатах расследования преступления (форма № 1.1);
— на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2);
— на лицо, совершившее преступление (форма № 2);
— о движении уголовного дела (форма № 3);
— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);
— о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).
В связи с введением перечисленных статистических карточек утратили силу ранее действовавшие (на основании совместного приказа Прокуратуры РФ и МВД России от 14 декабря 1994 г.) аналогичные документы первичного учета преступлений и лиц, их совершивших.
Реквизиты документов первичного учета (за исключением карточки формы № 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров субъектов Российской Федерации.
Известно, что в новом УК РФ значительное число составов преступлений дёкриминализировано, в целом ряде статей изменены диспозиции. При отсутствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ понимание признаков состава большинства норм Особенной части нового УК не является однозначным. Поэтому в целях обеспечения сопоставимости данных уголовно-правовой статистики 1997 г. с данными предшествующих лет ГИЦ МВД России разработал рекомендации для определения соответствия составов преступлений, содержащихся в УК РСФСР, составам преступлений нового УК РФ. Они разосланы в учетно-регистраци-онные подразделения органов внутренних дел на местах.
В этой связи выводы о сопоставимости отдельных норм УК РСФСР и УК РФ потребуют в дальнейшем корректировки с учетом практики применения статей нового Уголовного кодекса.
В документах первичного учета содержится обширная информация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголовно-процессуальным, криминологическим, социально-демографическим и др.), характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъ186 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
§ 4, Единый учет преступлений и документы первичного учета
ект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны преступления, их криминологически значимые свойства, с другой — процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию преступлений, а также предупредительно-профилактическую работу органов уголовной юстиции.
Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела).
В целях обеспечения единообразия в процессе заполнения соответствующих реквизитов в документах первичного учета преступлений и лиц, их совершивших (ф. 1, 1.1, 2, 4), ГИЦ МВД России разработал 13 справочников, используемых для составления форм статистической отчетности: № 1 — классификатор отраслей; № 2 — место совершения преступления; № 3 — предмет преступного посягательства или незаконного оборота; № 4 — оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы и т.д.
Регистрация преступлений — это фиксация основных сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, об уголовных делах, внесенных прокурором, следователем или работником дознания в документы первичного учета или на заменяющие их магнитные носители, в едином журнале учета преступлений, ведущемся в учет-но-регистрационных подразделениях правоохранительных органов по установленной форме (это один из документов первичного учета по списочной форме), а также выдача регистрационного номера уголовного дела и передача карточек на централизованный учет. Централизованным учетом преступлений признается обработка учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами) органов внутренних дел всех поступающих к ним статистических карточек с целью первичного формирования статистической отчетности по преступности.
Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда они внесены в соответствующие статистические карточки первичного учета (либо перенесены на магнитные носители), зарегистрированы в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.
Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая, как уже отмечалось, с 1961 г., основывается на следующих принципах.
— первичном учете и регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела по ^реабилитирующим основаниям, направления в суд материалов с протоколами, санкционированными в порядке ст. 415 УПК РСФСР;
— первичном учете лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения либо санкционирования направления протокола и материалов в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР.
Корректировка этих сведений в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом, на основании статистической карточки о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).
Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления (форма № 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица.
Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст. 415 УПК РСФСР.
Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. В частности, в случаях:
— принятия к производству уголовного дела, возбужденного судом, а также поступившего из органов контрразведки и военной прокуратуры;
— освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения уголовного дела;
— возобновления производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;
— приобщения к расследуемому делу материалов о другом, ранее не зарегистрированном преступлении, либо дополнительно к выявленному в процессе расследования и ранее не зарегистрированному преступлению;
— выделения уголовного дела о преступлении из другого дела.
188 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
Заполненная и подписанная следователем (работником органа дознания) карточка направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.
Инструкцией о едином учете преступлений урегулированы особенности учета некоторых составов преступлений (бандитизма, взяточничества, преступлений, связанных с наркотиками, вымогательства), множественности преступлений: реальной и идеальной совокупности, длящихся и продолжаемых преступлений, преступлений, совершенных в виде промысла или неоднократно, а также другие вопросы (основания снятия с учета преступлений и случаи, в которых они остаются на учете).
Что касается учета лиц, совершивших преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение либо санкционировано направление протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано:
— в связи с истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);
— вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК);
— в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК); .— в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК);
— по основаниям, предусмотренным в ст. 7, 8 и 9 УПК. Лицо, производившее расследование (либо досудебную подготовку в порядке ст. 415 УПК РСФСР), одновременное направлением дела (либо материалов досудебной подготовки) прокурору заполняет карточку на лицо, совершившее преступление (форма № 2), подписывает ее и только после этого передает в соответствующий орган внутренних дел для внесения сведений, касающихся этого лица, в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и последующего направления в учетно-ре-гистрационное подразделение органа внутренних дел.
Учет уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление (форма № 1) и карточки о движении уголовного дела (форма № 3), заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих процессуальных решений:
— возбуждения уголовного дела;
— соединения уголовного дела;
§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета
— утверждения прокурором обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения мер медицинского характера;
— передачи дела по подследственности;
— прекращения дела;
— приостановления дела;
— возобновления производством ранее прекращенного или приостановленного дела по п. 2 ст. 195 УПК РСФСР;
— изъятия прокурором дела и передачи его для расследования другому органу;
— возвращения дела на дополнительное расследование прокурором или судом;
— продления срока расследования;
— предъявления для ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику;
— выделения в отдельное производство дела в отношении одного или нескольких обвиняемых.
Карточки формы № 4 (на возмещение материального ущерба и изъятие предметов преступной деятельности) также сдаются в горрайорганы внутренних дел и соответствующие органы внутренних дел на транспорте для внесения необходимых сведений в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и последующего направления в учетно-реги-страционное подразделение органа внутренних дел.
В указанных подразделениях документы первичного учета преступлений хранятся в течение одного года после составления на их основе статистической отчетности о преступности и о лицах, совершивших преступления, при условии, что по делам, направлявшимся с обвинительным заключением в суд, поступили справки по форме № 6.
Правила единого учета преступлений, лиц, их совершивших, а также уголовных дел распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.
Указанные принципы единого учета преступлений распространяются и на преступления, по которым следствие и дознание производятся органами ФСБ и военной прокуратуры.
Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются судами. Однако в тех случаях, ког190 Глава IV. Статистическое наблюдение — основной метод сбора первичной информации
§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета
да прокурором или судом признано необходимым возбудить уголовное дело и провести дознание или предварительное следствие, преступления учитываются органом, производившим дознание или
расследование.
Проблема надлежащего учета преступлений всегда привлекала внимание как практиков, так и ученых. Хотя введение единого учета преступлений для органов МВДи прокуратуры, как отмечалось, было важной мерой совершенствования уголовно-правовой статистики, однако и в существующей организации уголовно-правовой статистики есть ряд нерешенных вопросов. Так, действующая система учета не охватывает всех этапов реализации государственных мер социального контроля над преступностью и ограничивается лишь отражением тех стадий уголовного процесса, которые осуществляют органы дознания и прокуратуры. На наш взгляд, назрела необходимость с учетом исторического опыта возобновить практику дореволюционной уголовно-правовой статистики и поднять обязательность надлежащего заполнения и представления документов первичного учета установленных форм до уровня процессуальных документов. В разрабатываемом новом уголовно-процессуальном кодексе этот вопрос должен быть урегулирован надлежащим образом. Ждет своего разрешения и ряд других вопросов организации единого учета преступлений и лиц, их совершивших.
Документы первичного учета в судах и органах юстиции
В районных судах документы первичного учета карточной формы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на исполнительные производства (см. приложение). Очень важным документом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-ста-тистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один — для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных
материалов об административных правонарушениях. Регистрационные журналы, как и карточки, являются документами первичного учета. Учет административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов МВД,ведется как в журналах, так и в карточках1.
В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документами первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.
Сведения для заполнения документов первичного учета берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производившим дознание, районным судьей, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учета являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчетности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.
В связи со все большим внедрением механизации и компьютеризации в статистическую практику правоохранительных органов многие из документов первичного учета сконструированы с таким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизированной обработке на ЭВМ.
В систему органов юстиции, понимаемую в широком смысле, входят такие правоприменительные организации, как нотариат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния и адвокатура. Эти организации также периодически представляют статистическую отчетность о своей деятельности на основе соответствующих документов первичного статистического учета.
Так, в нотариальных конторах (в том числе и частными нотариусами) статистическое наблюдение осуществляется по списочной форме, т.е. в одном реестре (списке) регистрируются сведения о всех нотариальных действиях (удостоверение сделок, до-
i См.: Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде, утвержденная приказом министра юстиции РФ от 16 июня 1994 г.
Укажите, на основе, каких материалов заполняются документы единого учета преступлений
Обвинительных заключений по уголовным делам.
Заявлений граждан о совершенном в отношении их преступлении.
Документов оперативного учета.
Статистических карточек первичного учета.
Укажите, на основе, каких документов (носителей информации) осуществляется формирование статистической отчетности о преступности.
Средние величины.
Относительные величины.
Абсолютные величины.
Вероятностные.
Укажите, на какие категории подразделяются обобщающие показатели.
Средние величины.
Относительные величины.
Абсолютные величины.
Вероятностные.
Укажите, на какие категории подразделяются обобщающие показатели.
В течение двух лет.
В течение одного года.
Постоянно.
Укажите, какой срок хранятся в учетно-регистрационных подразделениях органов внутренних дел документы первичного учета после составления на их основе статистической отчетности.
Органы прокуратуры.
Органы внутренних дел.
Районные суды.
Укажите, какой орган в соответствии с нормативным актом о едином учете преступлений осуществляет регистрацию, лиц, совершивших преступления, уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности.
Вариационные.
Типологические.
Аналитические.
Комбинационные.
Укажите, какие группировки имеют своей целью выявление структуры совокупности.
Вариационные.
Типологические.
Аналитические.
Комбинационные.
Укажите, какие группировки имеют своей целью выделить однородные в качественном отношении группы.
Обобщающие показатели.
Абсолютные величины.
Относительные величины.
Нормальные величины.
Укажите, как называются суммарные величины, взятые из статистических таблиц без всякого преобразования.
Тенденция динамического ряда.
Уровень динамического ряда.
Длина динамического ряда.
Тренд.
Укажите, как называются показатели, из которых состоят динамические ряды.
Статистические
Динамические.
Стохастические.
Корреляционные.
Укажите, как называются закономерности, которые обнаруживаются лишь при суммировании большого числа единичных фактов.
Ряды средних величин.
Моментные ряды.
Интервальные ряды.
Базисные ряды.
Укажите, как называются динамические ряды, характеризующие изменения какого-либо явления путем сравнения его величины по состоянию на определенную дату.
Комбинационные.
Аналитические.
Вариационные.
Типологические.
Укажите, как называются группировки, имеющие своей целью (задачей) установление взаимосвязи между изучаемыми явлениями.
Средние величины.
Коэффициенты.