Содержание

Внесены изменения в закон о безопасности гидротехнических сооружений

4 июля 2016 года официально опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 255-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ № 117 от 21.07.1997 и внедрил так называемый риск-ориентированный подход в вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. ГТС, по аналогии с ОПО, разделены на 4 класса опасности.
Федеральный закон № 255 вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования (03.10.2016), за исключением отдельных положений, о которых мы скажем ниже.

Статья 3. Основные понятия

В новой редакции ФЗ №117 дополнено понятие критериев безопасности гидротехнического сооружения.
Теперь это «предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения».

Статья 4. Полномочия Правительства РФ в области безопасности ГТС

В новой редакции изложен абзац 6 статьи 4. Теперь Правительство РФ «устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений».

Статья 7. Российский регистр гидротехнических сооружений

Обновлена редакция статьи 7 ФЗ №117.
Так, теперь сведения о гидротехническом сооружении (ранее – просто «Гидротехнические сооружения») вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и/или обновляются в Регистре после утверждения надзорными органами декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Также установлено, что при внесении в Регистр сведений о ГТС ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством РФ:

  • I класс — гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс — гидротехническое сооружение высокой опасности;
  • III класс — гидротехническое сооружение средней опасности;
  • IV класс — гидротехническое сооружение низкой опасности.

Таким образом, с 03 октября 2016 года мы получаем подразделение ГТС на четыре класса опасности и риск-ориентированный (по аналогии с ОПО) подход к обеспечению их безопасности.

Статья 9. Обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации

В новой редакции ФЗ №117 скорректированы обязанности владельцев ГТС. Так, теперь они обязаны (приводятся только измененные пункты):

  • организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
  • создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
  • обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении (новое требование).

Статья 10. Декларация безопасности ГТС

Скорректированы требования к декларации безопасности ГТС, в частности, к порядку ее разработки в связи с введение классов опасности гидротехнических сооружений.
Так, теперь собственник ГТС и/или эксплуатирующая его организация составляют и представляют в надзорные органы декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации ГТС I, II или III класса опасности, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса.
При проектировании ГТС I-IV класса декларация безопасности разрабатывается в составе проектной документации.
При этом в новой редакции статьи 10 уточняется, что внесение в Регистр сведений о ГТС, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Указанные выше изменения вступают в силу с 03 октября 2016 года (статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ).
А с 1 января 2017 года будет скорректирован порядок госнадзора за безопасностью ГТС (изменения в статью 13 ФЗ №117). В частности, будет установлена новая периодичность плановых проверок ГТС в зависимости от присвоенных им классов опасности.
Так, плановые надзорные мероприятия будут проводиться (опять же – по аналогии с ОПО):

  • в отношении гидротехнических сооружений I или II класса – не чаще чем один раз в течение одного года;
  • в отношении гидротехнических сооружений III класса – не чаще чем один раз в течение трех лет.

В отношении ГТС IV класса плановые проверки проводиться не будут.
В практике применения новой редакции ФЗ №117 предусмотрен переходный период, который очень напоминает ситуации с введением классификации опасных производственных объектов.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ сведения о ГТС, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и/или не обновленные в нем до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением ГТС соответствующего класса до 1 января 2019 года.
В случае, если сведения о ГТС не внесены в регистр и/или не обновлены в нем, плановые проверки в отношении такого гидротехнического сооружения проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года.
Утвержденные надзорными органами до дня вступления в силу указанного Федерального закона декларации безопасности ГТС сохраняют свое действие и предоставляют владельцу ГТС право осуществлять эксплуатацию гидротехнического сооружения до окончания срока действия таких деклараций.
При отсутствии декларации безопасности ГТС на день вступления в силу указанного Федерального закона такая декларация составляется и представляется на утверждение в надзорные органы в течение 5 лет со дня вступления в силу ФЗ от 03.07.2016 № 255. В данном случае за отправную дату, с которой начинается отсчет пятилетнего срока, следует принимать 03 октября 2016 года.

Декларация безопасности гидротехнических сооружений

Декларирование безопасности ГТС законодательно закреплено в Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» и постановлениях Правительства РФ. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения – основной документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Корнев Александр Иванович, инспектор отдела понадзору в электроэнергетике Управления Ростехнадзора по УР

Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, при капитальном ремонте, восстановлении или консервации.
Согласно Положению, Министерство природных ресурсов Российской Федерации организует проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Положение определяет, что орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает:
• дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления в зависимости от назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности гидротехнического сооружения;
• форму деклараций безопасности;
• перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию.
Для установления полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, проводится их государственная экспертиза, осуществляемая экспертными центрами, определяемыми органом надзора.
Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений — юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.
Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется — орган надзора).
При составлении декларации безопасности должны учитываться следующие требования:
а) полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности;
б) всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев возможных аварий и повреждений;

в) обоснованность применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
г) полнота учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности;
д) эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, соответствие содержания декларации безопасности законодательным и другим нормативным правовым актам, правилам и нормам.
Составлению декларации безопасности эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если после проведения обследования возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и условий эксплуатации гидротехнических сооружений от установленных критериев безопасности, обследование гидротехнических сооружений должно быть проведено повторно.
Декларация безопасности подписывается декларантом и представляется им в орган надзора не реже одного раза в 5 лет.
По решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также представляется:
• при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий — в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности;
• при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если гидротехнические сооружения не соответствуют требованиям указанных актов, правил и норм, — в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм;
• после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений — до приемки соответствующих строительно-монтажных работ.
Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений представляется в орган надзора в период проведения государственной экспертизы проекта.
Декларация безопасности строящихся гидротехнических сооружений представляется в орган надзора не позднее 4 месяцев до установленного срока сдачи сооружений как во временную, так и в постоянную эксплуатацию.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, «Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.03.1999 г. № 39 обязательному декларированию безопасности подлежат все гидротехнические сооружения I, II и III классов капитальности.
Для гидротехнических сооружений IV класса капитальности декларация безопасности разрабатывается при напоре на сооружениях более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб. м, накопителя — более 0,1 млн. куб. м. Детальность проработки вопросов в декларации безопасности сооружений IV класса может быть понижена (п. 3 «Дополнительных требований»).
Для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и 0,1 млн. куб. м декларация безопасности не разрабатывается.
По решению органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местными органами власти, могут быть подвергнуты декларированию безопасности гидротехнические сооружения и других параметров, если авария этих сооружений может причинить значительный ущерб или после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации.
Решение о декларировании бесхозных гидротехнических сооружений принимается после завершения процедуры определения собственника.
Декларирование безопасности ГТС, несомненно, имеет следующие положительные стороны:
— определение собственников ГТС и ликвидация бесхозяйных гидроузлов;
— заблаговременное выявление слабых сторон во время разработки деклараций, принятие соответствующих мер и тем самым предупреждение аварийных ситуаций;
— установление ежегодной отчетности о ремонтно-восстановительных работах, израсходованных на них средствах и планируемых затратах на следующий год.
Проблема ГТС — неэффективные собственники

Каляпин Вячеслав Михайлович, начальник отдела по надзору в электроэнергетике Управления Ростехнадзора по УР

Состояние гидротехнических сооружений (ГТС), к которым относятся гидроузлы, водосбросы, грунтовые плотины, водозаборные сооружения, каналы, защитные дамбы и др., вызывает серьезные опасения за их надежность и работоспособность. Следует отметить, что гидротехнические сооружения – сооружения с большим сроком службы, который начинается с момента заполнения водохранилища и постановки «под напор» и продолжается в течение многих лет. Достаточно большое количество ГТС построено до 1917 года, часть из них реконструирована, но имеются и такие, которые не изменялись конструктивно за 200-250 лет и продолжают выполнять свои функции.
Моральное старение и неудовлетворительное состояние существенно повышают вероятность аварий и катастроф, негативно влияющих как на окружающую среду, так и на жизнедеятельность человека. Часто отсутствие финансирования не позволяет поддерживать ГТС в технически исправном состоянии. На ряде ГТС собственниками не поддерживается на соответствующем уровне квалификация обслуживающего персонала. Ряд ГТС имеет неисправное механическое оборудование и высокую степень износа металлических конструкций. Опасение вызывает состояние гидротехнических затворов и механизмов для управления ими. Активизация застройки нижних бьефов гидроузлов в зонах возможного затопления и без того усугубляет чрезвычайные ситуации, и особенно в паводковый период.

>Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) (с изменениями на 19 декабря 2014 года)

Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКА3

от 2 июля 2012 года N 377

Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)

(с изменениями на 19 декабря 2014 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2014 года N 582 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.02.2015, N 0001201502260017).
____________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5698; 2009, N 2, ст.258; 2012, N 22, ст.2865), и подпунктом 5.2.2.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750, N 50, ст.7385),
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования.

Руководитель
Н.Кутьин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 июля 2012 года,
регистрационный N 24978

Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)

(В редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2014 года N 582.

УТВЕРЖДАЮ:

Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений

(подпись)

(фамилия, инициалы руководителя (заместителя руководителя)

«

«

г.

(дата)

ДЕКЛАРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

(наименование гидротехнического сооружения (комплекса гидротехнических сооружений)

(регистрационный код гидротехнического сооружения в Российском регистре гидротехнических сооружений)

(регистрационный номер декларации безопасности)

(полное и сокращенное наименование организации-декларанта, подпись, фамилия, инициалы руководителя организации или подпись, фамилия, инициалы декларанта)

Срок действия декларации безопасности

(место, год, месяц и число составления декларации)

Аннотация

Краткое изложение основных разделов и приложений декларации безопасности

гидротехнического сооружения:

Документы, на основании которых составлена декларация безопасности гидротехнического сооружения, комплекса гидротехнических сооружений (далее именуется —

ГТС):

Список разработчиков декларации безопасности ГТС

1. Наименование организаций — разработчиков декларации безопасности ГТС, их юридические и почтовые адреса, телефон, факс, банковские реквизиты.

2. Ф.И.О. исполнителей, должность, ученая степень, ученое звание, подписи.

Наименование раздела

Стр.

I. Общая информация, включающая данные о ГТС и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации ГТС и предписаниями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии ГТС, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации.

II. Анализ и оценка безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности.

III. Сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций.

IV. Порядок информирования населения, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на ГТС аварийных ситуациях.

V. Заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса ГТС объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности.

VI. Список источников информации.

VII. Приложения.

(указывается полное и сокращенное наименование ГТС)

2. Дата ввода ГТС в эксплуатацию:

(планируемая или фактическая)

3. Сведения об эксплуатирующей организации ГТС:

(полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты)

(фамилия, инициалы руководителя эксплуатирующей организации)

(численность и квалификация работников организации, эксплуатирующих ГТС)

4. Сведения о собственнике ГТС:

(форма собственности: государственная, муниципальная, частная)

(собственник ГТС: Российская Федерация/наименование субъекта Российской Федерации/наименование муниципального образования/полное и сокращенное наименование организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты — для юридического лица/Ф.И.О., паспортные данные — для физического лица)

(наименование организации, на балансе которой находится ГТС)

5. Сведения о разработчике проекта ГТС:

(полное и сокращенное наименование проектной организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты)

6. Сведения о строительных организациях, выполнивших строительство ГТС и монтаж

оборудования, генеральных подрядчиках, субподрядных организациях:

(полное и сокращенное наименование организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты)

7. Сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может

быть причинен в результате аварии ГТС:

(источник возмещения вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС; сведения о наличии и реквизиты договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС и страхового полиса; результаты оценки максимально возможного вреда в результате аварий ГТС)

8. Основные характеристики района расположения ГТС:

(наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, бассейнового округа, на территории которого расположено ГТС)

(наименование водного объекта, на котором расположено ГТС, местоположение створа ГТС — расстояние от устья или истока водотока)

(сведения о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для размещения ГТС (реквизиты документа, устанавливающего право пользования или собственности)

(расчетный максимальный расход (уровень) воды (обеспеченность), включая основной, поверочный расчетные случаи)

(суммарный сбросной расход воды через все водопропускные сооружения гидроузла (с учетом аккумулирования части стока реки в водохранилище), включая основной, поверочный расчетные случаи)

(сведения о прошедших паводках в створе ГТС, превышающих обеспеченность расчетного сбросного расхода)

(наличие и общая характеристика существующих ГТС и/или прочих сооружений каскада водохранилищ на водном объекте)

(информация о ГТС, входящих в комплекс обследуемого ГТС)

(общая характеристика природных условий района расположения ГТС:
природно-климатические условия, гидрологические, топографические сведения, инженерно-геологические и геокриологические условия в зоне расположения ГТС;
сведения о сейсмических условиях района расположения ГТС)

9. Основные характеристики ГТС:

(назначение, класс и вид ГТС, срок эксплуатации ГТС)

(общая длина сооружений напорного фронта ГТС)

(тип грунтов основания ГТС, сведения о материалах и параметрах основных элементов ГТС, длина, ширина ГТС по гребню, максимальная строительная высота, тип дренажа и откосов ГТС, максимальная водопропускная способность ГТС)

(сведения о водохранилище, расположенном в верхнем бьефе ГТС: название, назначение, объем, площадь, длина, глубина, режим регулирования, температурный режим водохранилища; сведения о площади водосбора водного объекта; сведения о накопителе жидких отходов промышленности: тип, количество секций, включая законсервированные, общая площадь и площадь секций, проектный объем, фактическое наполнение по данным последнего обследования, проектные сроки складирования)

(сведения об имевших место реконструкциях и капитальных ремонтах ГТС)

II. Анализ и оценка безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности

10. Основные сведения, характеризующие безопасность ГТС:

(общие меры по обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности ГТС, в том числе наличие на объекте подразделения охраны и технических систем обнаружения несанкционированного проникновения на территорию, систем физической защиты)

(критерии безопасности ГТС: предельные значения количественных и качественных показателей состояния ГТС и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии ГТС)

(информация об организации контроля (мониторинга) безопасности ГТС; наличие и соответствие проекту, а также описание работоспособности и состояния технических средств контроля, схемы размещения контрольно-измерительной аппаратуры, регулярность контрольных наблюдений и комиссионных обследований состояния ГТС)

(сведения о наличии и составе материально-технических средств и оборудования для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС)

(краткая характеристика всех аварий (повреждений) и чрезвычайных ситуаций на ГТС, сведения о мероприятиях, предписанных (органом надзора) к выполнению за безопасностью ГТС, в том числе по результатам обследования ГТС, предшествующего составлению декларации безопасности ГТС и фактически выполненных мероприятиях)

(сведения по результатам обследования ГТС, предшествующего составлению декларации безопасности ГТС)

(сведения об изменениях условий эксплуатации ГТС и природных условий за этот период)

(соответствие об укомплектованности штатов и квалификации персонала эксплуатирующей ГТС организации действующим нормам и правилам)

(сведения о наличии необходимой проектной, эксплуатационной и нормативно-
методической документации, согласованных правил эксплуатации ГТС)

(сведения о соответствии ГТС критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам в области безопасности ГТС)

11. Определение значения риска аварии ГТС:

(возможные источники опасности для ГТС)

(сценарии возможных аварий и повреждений ГТС в результате воздействия каждого источника опасности в отдельности и одновременно нескольких источников опасности)

(значение степени опасности (вероятности) для сценария наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии и повреждения)

(максимальное значение вероятности аварии ГТС, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации)

(сведения о наличии расчета параметров волны прорыва при гидродинамической аварии, площадь затопления, перечень объектов, попадающих в зону возможного затопления)

(величина размера вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, полученного при его расчете в соответствии с законодательством Российской Федерации)

(выводы о соответствии значения риска (вероятности) аварии ГТС допустимому уровню)

III. Сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций

12. Сведения о принимаемых на ГТС мерах по обеспечению эксплуатационной надежности, а также по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций:

(сведения о соответствии системы организации контроля состояния ГТС требованиям безопасности ГТС, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

(сведения о проводимых тренировках работников эксплуатирующей организации по действиям в экстремальных и предаварийных ситуациях и их оценка)

(сведения о наличии и состоянии на объекте технических и иных средств для аварийного открытия (закрытия) водосливных и водосбросных устройств ГТС при возникновении угрозы аварийной ситуации)

(сведения о наличии автономных установок, обеспечивающих работу оборудования ГТС при прекращении подачи энергии)

(сведения о наличии аварийных средств связи, в том числе с обслуживающим персоналом, а также локальной системы оповещения)

13. Оценка готовности эксплуатирующей организации к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций на ГТС:

(сведения о наличии плана действий работников эксплуатирующей по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций по возможным сценариям аварий на ГТС)

(сведения о наличии на территории объекта в достаточном объеме необходимых резервов строительных материалов для оперативной локализации повреждений и аварийных ситуаций на ГТС)

(сведения о наличии на территории объекта необходимого количества специальной техники, средств и материалов для оперативной локализации повреждений и аварийных ситуаций на ГТС)

(сведения о наличии и состоянии дорог, мостов, аварийных выходов на территории ГТС и прилегающей к нему территории)

(сведения о наличии и укомплектованности аварийно-ремонтных и аварийно-спасательных бригад)

(сведения о проводимых учениях, тренировках и занятиях работников эксплуатирующей организации по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций по возможным сценариям их развития на ГТС. Оценка результатов проведенных учений, тренировок и занятий)

(реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности принимаемых мер по защите населения и территорий)

(порядок информирования населения, органов надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на ГТС аварийных ситуациях)

V. Заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса ГТС объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности

(итоговая оценка уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса ГТС объекта)

(перечень мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС)

VI. Список источников информации

(приводится список нормативных правовых актов в области безопасности ГТС, проектной и строительной документации, документации, составляемой эксплуатирующей организацией, документов инспектирующих и контролирующих организаций, ссылки на которые даны в тексте декларации безопасности ГТС)

VII. Приложения

18. Обязательные документы, прилагаемые к декларации безопасности ГТС:
18.1. Сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС.
18.2. Акт преддекларационного обследования ГТС, составленный участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
18.3. Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
19. Документы, прилагаемые к декларации безопасности ГТС по усмотрению эксплуатирующей организации или собственника ГТС, в целях обоснования безопасности ГТС:
19.1. Заключение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.
19.2. Ситуационный план с нанесенными границами территории ГТС, опасной и охранной зонами в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования и дающих представление о сооружениях.
19.3. Характерные продольные и поперечные разрезы ГТС и их оснований в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования и дающих представление о сооружениях.
19.4. Общая схема размещения контрольно-измерительной аппаратуры и пунктов наблюдения на ГТС.
19.5. План территории ГТС с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта, в масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования.
19.6. Планы профессиональной и противоаварийной подготовки персонала, перечень необходимых мероприятий и требований по обеспечению безопасности ГТС.
19.7. Паспорт безопасности опасного объекта (ГТС).
19.8. Копия договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС и страхового полиса.

19.9. Информационный лист, представляемый по запросам граждан и общественных организаций отдельно от декларации безопасности ГТС:

(сведения о наименовании организации, деятельность которой связана с повышенной опасностью производства; о лицах, ответственных за информирование и взаимодействие с общественностью; краткое описание производственной деятельности организации; перечень и основные характеристики опасных веществ; краткая информация о возможных авариях, чрезвычайных ситуациях и их последствиях; способы оповещения населения при авариях и необходимые действия населения при возникновении чрезвычайной ситуации; сведения об источниках получения дополнительной информации)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Процедура и порядок декларирования безопасности гидротехнических сооружений

Наиболее распространенная сложность при декларировании безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) заключается в нарушения порядка и последовательности, которые регламентированы достаточно большой номенклатурой нормативно-правовых актов. Для организаций, эксплуатирующих ГТС и организаций, разрабатывающих декларации безопасности ГТС экспертами ООО «ГИПЭксперт» подготовлен материал, описывающий процедуру и последовательность декларирования.

1. Обследование ГТС, сбор исходных данных и анализ проектной документации.

2. Разработка и согласование Расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

«Расчетом вероятного вреда» определяется: необходимость декларирования ГТС; характер возможной чрезвычайной ситуации; размер необходимого страхования. В составе «Расчета вероятного вреда» в обязательном порядке должны присутствовать расчеты гидродинамических аварий по наиболее опасному и наиболее вероятному сценариям. В каждом субъекте РФ определены определенные собственные органы исполнительной власти, участвующие в согласовании.

3. Страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС и создание запаса собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 23.06.1997 №117-ФЗ финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника ГТС или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

4. Организация и проведение преддекларационного обследования ГТС с составлением акта.

Для проведения преддекларационного обследования ГТС создается комиссия под председательством руководителя организации — собственника или эксплуатирующей организации, в которую включаются: представители Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы Деклараций.

5. Разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС.

6. Разработка (уточнение), согласование и утверждение:

— паспорта безопасности опасного объекта;
— плана действий работников эксплуатирующей организации по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций и плана ликвидации аварий;
— плана-графика проведения профессиональной и противоаварийной подготовки персонала.

Согласно п. 12 Приказа МЧС России от 04.11.2004 №506 расчетно-пояснительная записка (РПЗ) не требуется при наличии декларации безопасности (комментарий ГИПЭксперт: при отсутствии декларации безопасности в качестве РПЗ можно обоснованно использовать согласованный «Расчет вероятного вреда»). «План ликвидации аварий» и «План действий по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС» это разные документы. Последний разрабатывается на основании ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ и ПП РФ от 30.12.2003 №794.

7. Организация получения заключения МЧС России о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.

Выдаче заключения предшествует проведение тактико-специального учения (ТСУ), которое возможно провести в день проведения преддекларационного обследования.

8. Разработка (составление) Декларации безопасности ГТС, включая:

— подготовку сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений;
— графических материалов.

В состав разработчиков включается собственник и (или) эксплуатирующая организация (п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 №1303).

9. Организация проведение экспертизы декларации безопасности ГТС.

Перечень экспертных центров для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС представлен на официальном сайте Ростехнадзора.

10. Утверждение декларации безопасности ГТС в соответствующем подразделении Ростехнадзора.

Декларации безопасности ГТС I и II классов направляются для утверждения в центральный аппарат Ростехнадзора, а III и IV — в территориальные органы Ростехнадзора.

11. Получение (переоформление) разрешения на эксплуатацию ГТС.

Заявление на получение (переоформление) разрешения на эксплуатацию ГТС I и II классов направляются в центральный аппарат Ростехнадзора, а III и IV — в территориальные органы Ростехнадзора.

Специалисты компании «РосБезопасность» помогут разработать, провести экспертизу и согласовать Декларацию безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) любой категории сложности. Заказать разработку Декларации безопасности гидротехнического сооружения Вы можете у нас на сайте.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Стоимость разработки Декларации безопасности ГТС. Согласование и сроки

Стоимость разработки и согласования Декларации безопасности ГТС рассчитывается индивидуально. Цену узнавайте у наших менеджеров.

Срок разработки — 25 дней с момента предоставления исходных данных. Срок согласования – 30 дней.

Данный документ представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Окончательная стоимость услуги определяется при получение исходных данных.

Порядок оформления Декларации ГТС

Обращение в компанию РосБезопасность:

  • определение стоимости разработки и согласования
  • определение сроков разработки и согласования
  • подготовка и отправка комплекта документов для Заказчика (коммерческое предложение, презентация, проект договора)

Сотрудничество с компанией РосБезопасность:

  • подготовка договора на оказание услуг
  • определение даты и времени выезда специалиста для подписания договора и сбора исходных данных
  • разработка Декларации безопасности ГТС
  • утверждение разработанного проекта Заказчиком
  • согласование

Срок действия документов. Периодичность разработки Декларации ГТС

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.

Цель разработки

Основная цель разработки Декларации безопасности гидротехнического сооружения – провести детальный анализ объекта, определить показатели риска возникновения ЧС и произвести выработку комплекса мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие документа

Согласно ст. 9.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На какие объекты разрабатывается

Разработка декларации гидротехнического сооружения необходима для всех гидротехнических сооружений — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Руководящие документы

Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость наличия, структуру, содержание и образец формы Декларации безопасности ГТС:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • Приказ Ростехнадзора от 2 июля 2012 г. N 377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *