Организационная структура гражданской обороны объектов МВД России.

Гражданская оборона организуется в центральном аппарате МВД России, аппаратах округов, МВД республик, УВД краев, областей, горрайорганах внутренних дел, научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях, медицинских учреждениях, базах и складах, предприятиях и учреждениях МВД России.

Все перечисленные организации, предприятия и учреждения относятся к объектам гражданской обороны МВД России.

Организационная структура гражданской обороны объектов МВД России состоит из руководителя объекта, его заместителей, штаба ГО объекта, эвакуационной комиссии, оперативной группы, пункта управления – городского и загородного (основного и запасного), одной или нескольких команд гражданской обороны.

При наличии материально-технической базы могут создаваться объектовые службы гражданской обороны. Один из заместителей руководителя ГО объекта, как правило, является начальником штаба гражданской обороны объекта.

Состав штаба гражданской обороны объекта определяется руководителем ГО данного объекта в зависимости от численности и характера задач ГО и формируется из сотрудников объекта без освобождения их от основной должности.

В зависимости от объема решаемых задач в органах внутренних дел создаются отделы (отделения, группы, направления) гражданской обороны, вводятся должности сотрудников по гражданской обороне — инспекторов по гражданской обороне, начальников служб, старших инспекторов и инспекторов радиационной и химической защиты.

В органах внутренних дел со штатной численностью до 200 единиц решение задач по гражданской обороне может выполняться одним из сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала.

Основными силами гражданской обороны являются служба гражданской обороны охраны общественного порядка ОВД и аварийно-спасательные формирования, которые являются нештатными и создаются для защиты в условиях ЧС сотрудников милиции и гражданского персонала, в том числе и спецконтингента.

В органах внутренних дел создаются спасательные команды, группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, разведывательные группы (дозоры), расчетно-аналитические группы и посты радиационного, химического и биологического наблюдения.

Спасательные команды предназначены для проведения аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних дел.

Разведывательные группы (дозоры) предназначены для выполнения задач разведки в интересах органов внутренних дел.

Расчетно-аналитические группы предназначены для сбора, обработки и выдачи информации о применении оружия массового поражения и возникновении аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

Посты радиационного, химического и биологического наблюдения предназначены для ведения радиационного, химического и биологического наблюдения, установления факта применения противником оружия массового поражения, обнаружения радиоактивного и химического заражения, подачи в установленном порядке сигналов оповещения (приложение 18), взятия и направления проб на экспертизу.

Оповещение органов управления, сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях милиции, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, через территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения населения.

Такие системы создаются на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, городах, районах и иных муниципальных образованиях в рамках, а на объектах органов внутренних дел, и дежурными частями (дежурными) через системы оповещения (громкоговорящей связи) органов внутренних дел.

Для своевременного обеспечения органов внутренних дел информацией о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах в МВД России создается система выявления и оценки последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах (далее — СВОП).

Таким образом, структура гражданской обороны в МВД России, построенная применительно к структуре органов внутренних дел мирного времени, обеспечивает возможность оперативно управлять силами и средствами гражданской обороны и успешно решать перед органами внутренних дел задачи.

Задачи ОВД в системе ГО и РСЧС.

В соответствии с предназначением на гражданскую оборону МВД России возлагается ряд важных мероприятий и задач (приложение 19):

— основные задачи по организации и ведению гражданской обороны в органах внутренних дел;

— основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в органах внутренних дел.

Задачи гражданкой обороны МВД России решаются в тесном взаимодействии с различного уровня органами по делам ГО и РСЧС, органами военного управления, другими министерствами и ведомствами и службами гражданской обороны.

Гражданская оборона органов внутренних дел. Способы и средства защиты сотрудников органов внутренних дел в мирное и военное время.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .

В системе МВД России силами гражданской обороны являются аварийно-спасательные формирования и силы охраны общественного порядка.

К силам охраны общественного порядка относятся структурные подразделения центрального аппарата МВД России и территориальных органов МВД России, выполняющие задачи по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка при чрезвычайных ситуациях; обеспечению безопасности дорожного движения; государственной охране объектов, а также охране имущества граждан и организаций.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на :

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Одной из функциональных подсистем РСЧС является функциональная подсистема охраны общественного порядка МВД России (ФП ООП).

Порядок организации и деятельности функциональной подсистемы охраны общественного порядка (ФП ООП), входящей в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определен Приказом МВД России № 633 от 13 июля 2007 года.

Основными задачами ФП ООП являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также охрана материальных и культурных ценностей в зонах ЧС.

Общее руководство ФП ООП осуществляет Министр, непосредственное — первый заместитель Министра.

ФП ООП действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях.

На каждом уровне ФП ООП создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами ФП ООП на каждом уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Создание комиссий возлагается на оперативные штабы органа внутренних дел.

Постоянно действующим органом управления и органом повседневного управления ФП ООП на федеральном уровне является Центр оперативного реагирования Оперативного управления МВД России, а на остальных уровнях — дежурные части соответствующих органов внутренних дел.

Порядок планирования и подготовки сил и средств ОВД к действиям при ЧС определен Приказом МВД России № 88 дсп от 06 февраля 2012 г. «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

7.2. Режимы радиационной защиты.

В условиях радиоактивного заражения местности, которое может возникнуть в результате аварии на радиационно опасном объекте или при ядерном взрыве, население может получить радиационные поражения.

В целях исключения радиационных поражений и переоблучения людей сверх установленных доз в условиях радиоактивного заражения применяются режимы радиационной защиты.

Под режимом радиационной защиты понимается порядок, действия людей, применения ими средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью уменьшения доз облучения.

Режимы работы объекта рассчитываются заблаговременно для конкретных условий (защитных свойств жилых и производственных зданий и используемых защитных сооружений) и различных возможных уровней радиации на территории объекта.

В настоящее время разработано и рекомендуется 8 типовых режимов защиты для различных категорий населения:

1-3 й режимы — неработающего населения;

4-7 — й для рабочих и служащих объектов экономики;

8-й — для личного состава формирований ГО.

При авариях на радиационно опасных объектах типовые режимы защиты определяются исходя из реальной обстановки. Население из зоны заражения эвакуируются.

Режим определяет последовательность и продолжительность использования:

  • защитных сооружений;

  • защитных свойств жилых и производственных зданий;

  • ограничение пребывания людей на открытой местности.

Продолжительность соблюдения режима зависит от:

  • уровней радиации на местности;

  • коэффициентов ослабления защитных сооружений и зданий;

  • установленных (допустимых) доз облучения.

Допустимые дозы облучения:

50р — в течении первых четырех суток (однократная);

100р — доза, полученная в течение 10-30 суток (многократная);

200р — доза, полученная в течение трех месяцев.

Это предельно допустимые дозы, т.е. дозы не приводящие к лучевым поражениям установленные на военное время.

В мирное время действуют НРБ-99 (нормы радиационной безопасности).

Режим радиационной защиты личного состава формирований ГО

определяет время ввода формирований в очаги поражения и потребное количество смен на первые сутки при уровнях радиации от 25 до 3000 р/час и установленных доз облучения на одни сутки: 15, 25, 50 и 100р.

Продолжительность работы первой смены принята равной 2 часам.

При необходимости, в зависимости от обстановки, продолжительность I смены может быть больше или меньше 2-х часов.

Режим защиты населения вводится в действие решением населенного пункта.

Режим защиты рабочих и служащих принимается начальником ГО объекта.

Режимы определяются по конкретным уровням радиации, заметным на местности.

При выборе режима уровни радиации необходимо перевести на I час после ядерного взрыва.

7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.

Химическая обстановка – это совокупность последствий химического заражения местности АХОВ или ОВ оказывающих влияние на деятельность объектов экономики, сил ГО и РСЧС, а также населения.

Химическая обстановка создается в результате аварии с выбросом (выливом) АХОВ, или применения противником химического оружия с образованием зон химического заражения и очагов химического заражения.

С целью организации защиты людей, оказавшихся в зоне химического заражения, а также при принятии решения на ликвидацию химического заражения органа управления ГОЧС организуют и осуществляют оценку химической обстановки.

Под оценкой химической обстановки понимают:

  • определение масштабов и характера химического поражения;

  • анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и РСЧС, населения;

  • выбор наиболее целесообразных действий, при которых исключается или максимально ослабляется поражение людей.

Оценка химической обстановки производится методом прогнозирования и по данным разведки.

Прогнозирование химической обстановки осуществляют органы управления ГОЧС городов с химически опасными объектами и населенных пунктов, по территориям которых проходят железнодорожные и автомобильные магистрали, а также объектов экономики имеющих в производстве или на хранении аварийно химически опасные вещества.

Оценка химической обстановки на случай аварии с выбросом АХОВ предусматривает решение следующих задач:

  • определение размеров зон химического заражения (глубины, угловых размеров, площади зоны возможного и фактического заражения);

  • определение времени поражающего действия;

  • определение времени подхода зараженного воздуха к определенному рубежу (например вашему объекту);

  • определение людских потерь в очагах химического поражения.

Такое прогнозирование проводится при помощи «Методики прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»» утвержденной НГО СССР и председателем Госкомгидромета СССР 23 марта 1990 года.

Данная методика позволяет прогнозировать обстановку заблаговременно и в аварийной ситуации.

При заблаговременном прогнозировании в качестве исходных данных за величину выброса АХОВ принимают его содержание в максимальный по объему емкости, а для сейсмоопасных районов – общий запас АХОВ, и самые благоприятные для распространения зараженного воздуха метеоусловия – инверсия, скорость ветра – 1м/сек.

Расчет масштабов заражения ведется при помощи табличных данных, принимая во внимание, что емкости содержащие АХОВ при аварии разрушаются полностью.

При прогнозировании масштабов заражения по факту, непосредственно после аварии, в качестве исходных данных используют фактическое количество выброшенного АХОВ и реальные метеоусловия, которые периодически (не реже чем через 4 часа) уточняются гидрометеостанцией. Уточненные данные по масштабам заражения определяются разведкой.

Для уточнения масштабов заражения АХОВ на промышленных и других объектах, где имеются АХОВ, химическую обстановку выявляют подразделения газоспасательной службы, объектовые лаборатории.

На основании полученных данных по этой «Методике»… определяются возможные последствия, анализируются условия работы предприятия, устанавливается возможность герметизации помещений цехов и других зданий, где работают люди, а также возможность эвакуации, определяются объемы работ по обеззараживанию и способы обеззараживания территории.

На территориях городов и районов выявление обстановки организуют:

  • территориальные органы управления ГОЧС;

  • центр санитарно- эпидемиологического надзора;

  • комитет по экологии.

Объекты экономики, не имеющие АХОВ, в целях организации защиты персонала в случае ЧС с выбросом АХОВ на соседнем объекте или в городе могут заблаговременно, используя данные прогноза таких ЧС, рассчитать (определить) время подхода зараженного воздуха к объекту.

Время подхода зараженного облака Т к объекту расположенному на пути его движения, определяется по формуле:

T = х ; где х – расстояние от источника до объекта (км);

V v – скорость переноса переднего фронта облака

зараженного воздуха (км/ч).

Значение скорости переноса переднего фронта облака зараженного воздуха в зависимости от скорости ветра и состояния ВУВ в таблице

Скорость

ветра м/с

Скорость переноса км/ч

инверсия

изотерма

конвекция

Определив время подхода облака к объекту, можно заблаговременно выбрать мероприятия по защите персонала: эвакуация или герметизация помещений с использованием СИЗ.

Оценка химической обстановки при применении химического оружия предусматривает определение размеров зон химического заражения и очагов химического поражения, глубины распространения зараженного воздуха и времени его подхода к определенному рубежу, стойкость ОВ на местности и технике, время пребывания людей в средствах защиты кожи и возможные потери в очагах химического поражения.

Исходными данными являются:

  • тип ОВ;

  • район и время применения ОВ;

  • метеоусловия и топографические условия местности;

  • степень защищенности людей.

Ориентировочные границы очагов поражения определяются разведкой.

Ориентировочные размеры зон заражения определяются по таблицам.

Тип и концентрация ОВ определяются при помощи приборов ВПХР или других приборов химической разведки.

Информация об обнаружении ОВ или АХОВ наносится на схему (план, карту). Указывается тип ОВ (АХОВ), время и место его обнаружения.

Синим цветом для ОВ и черным для АХОВ точки соединяют плавной линией и определяют границы зон заражения, стрелкой указывают направление ветра.

Определяются глубины распространения зараженного воздуха, стойкость воздуха, стойкость ОВ и время пребывания людей в средствах защиты кожи по таблицам.

Определение возможных потерь рабочих, служащих и населения, а также личного состава формирований ГО производится с помощью пособия по оценке химической обстановки для ГО, определяется также количество зараженной техники, оборудования и имущества, требующих специальной обработки.

После проведения необходимых расчетов и анализа химической обстановки определяется возможность функционирования объекта, устанавливается степень готовности личного состава формирований ГО, уточняются мероприятия по защите персонала (населения), а также личного состава формирований ГО от поражения ОВ или АХОВ и ликвидации (локализации) последствий заражения.

Режимы радиационной защиты

Под режимами радиационной защиты понимается порядок действия людей, а также применение средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения с целью максимального уменьшения доз облучения людей.

Режимы определяют целый ряд факторов, которые надо соблюдать:

— последовательность и продолжительность использования защитных сооружений (убежищ, ПРУ),

-время пребывания в жилых и производственных зданиях,

-на открытой местности,

-порядок применения средств индивидуальной защиты, противорадиационных препаратов.

Сами режимы зависят от времени выпадения радиоактивных веществ, мощности дозы на местности, защитных свойств убежищ, ПРУ, производственных и жилых зданий.

Режимы преследуют одну единственную цель — исключить радиационные поражения и переоблучение людей при нахождении на радиоактивно загрязненной местности.

Известно, что коэффициент ослабления радиации зданиями и сооружениями зависит от строительного материала, конструкции и этажности. Например, деревянные дома ослабляют радиацию в 2-3 раза, а их подвалы — в 7 — 10; одноэтажные каменные — в 10, а их подвалы — в 40 — 50; многоэтажные каменные дома — в 400 — 500, а их подвалы (убежища) — в 1000 раз.

Режимы радиационной защиты учитывают особенности застройки в населенных пунктах (деревянные дома, преобладание каменных одноэтажных или многоэтажных), а также коэффициенты ослабления убежищами, ПРУ и подвалами.

В исключительных случаях когда очень высоки мощности доз излучения, ПРУ и подвалы имеют низкий коэффициент ослабления, осуществляется эвакуация.

Надо помнить: эти режимы радиационной защиты не пригодны для использования при радиоактивном загрязнении местности в случае аварии на АЭС и других ядерных установках. Кроме того на мирное и военное время установлены совершенно разные пределы дозовых нагрузок для населения, так как характер радиоактивного загрязнения неодинаков.

Итак: во время войны, в условиях обширного радиоактивного загрязнения местности, защита населения организуется по месту жительства. В мирное время при авариях на АЭС первоначально укрытие, йодная профилактика и затем отселение из опасных зон.

Действия людей в зонах загрязнения

Жизнь и здоровье человека, оказавшегося в зоне радиационного заражения, будут зависеть от того насколько грамотно, быстро и своевременно станет выполнять все указания, как только стало известно об опасности радиоактивного загрязнения, надо немедленно надеть противогаз на себя, на детей, а маленьких (до 1,5 лет) поместить в КЗД (камеру защитную детскую), можно надеть респиратор, противопыльную тканевую маску или ватно-марлевую повязку и следовать в защитное сооружение (убежище, ПРУ, подвал).

Если защитное сооружение где-то слишком далеко и у вас нет средств защиты органов дыхания, оставайтесь дома. Включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции и слушать сообщения и распоряжения штаба по делам ГО и ЧС или местных органов власти. Тем временем закройть окна, двери, зашторить их плотной тканью или одеялом. Закрыть вентиляционные люки, отдушины, заклеить щели в оконных рамах. Убрать продукты в холодильник или другие надежные для защиты места. Создать запас воды. Проинформировать соседей о услышанном вами сообщении.

Не забывать: главная опасность на загрязненной местности — это попадание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды.

Применение противорадиационных препаратов.

Чтобы снизить тяжесть последствий ионизирующих излучений на организм человека, применяются специальные химические вещества (радиопротекторы). Они повышают защитные свойства организма, делают его более устойчивым к ионизирующим излучениям. А в тех случаях, когда произошло переоблучение, снижаются тяжесть лучевой болезни, облегчают условия для выздоравливания. Радиопротекторы ослабляют симптомы, вызывающие тошноту и рвоту.

Эти вещества распространены под названиями: цистеин, цистомин, цистофос и др. Все они в своем составе имеют сульфгидрильные группы, которые и обладают противорадиационными свойствами.

В гражданской обороне России применяется цистомин, который входит в состав аптечки индивидуальной (АИ-2). Если открыть ее, то в гнезде № 4 увидите два пенала розового цвета, в каждом из них по 6 таблеток этого вещества. Принимать их надо обязательно до начала радиоактивного заражения. Тогда эффективность облучения будет снижена примерно в 1,5 раза. Если принять препарат после облучения — защитного действия не произойдет.

Средства индивидуальной защиты.

Применение противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок в значительной степени снизит (исключит) попадание радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания.

Для взрослых можно рекомендовать противогазы ГП-5, ГП-7, для детей дошкольного возраста— ПДФ-Д, ПДФ-2Д, школьникам — ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш, до полутора лет — КЗД-4, КЗД-6. Из респираторов лучше всего использовать «Лепесток”, Р-2, Р-2Д, «Кама”, можно РПГ-67.

Противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка обладают несколько меньшими защитными свойствами, но все же в значительной мере защищают человека.

Чтобы избежать поражения кожных покровов, надо использовать плащи с капюшонами, накидки, комбинезоны, резиновую обувь, перчатки.

Правила безопасности и личной гигиены.

Главное — максимально ослабить воздействие радиации на человека, а еще лучше — не допустить. Для этого надо соблюдать ряд мер и предосторожностей. Например, стараться как можно меньше находиться на открытой местности, а если уж вышли, то обязательно с надетыми средствами индивидуальной защиты (респиратор, плащ, сапоги, перчатки).

Если вы оказались на улице, во дворе, не садитесь на землю, скамейки, не курите, не раздевайтесь.

Ветер поднимает пыль возле вашего дома. Обязательно полейте (чтобы увлажнить) территорию. Это во многом обезопасит вас.

При возвращении с улицы домой обмыть или обтереть мокрой тряпкой обувь. Верхнюю одежду вытряхнуть и почистить влажной щеткой, веником.

Лицо, руки, шею тщательно обмыть, рот прополоскать 0,5%-м раствором питьевой соды.

Во всех помещениях, где находятся люди, ежедневно проводить влажную уборку, желательно с применением моющих средств.

Пищу принимать только в закрытых помещениях. Не лишнем будет еще раз помыть руки с мылом и прополоскать рот.

Воду употреблять только из проверенных источников. Наиболее безопасна она из водопровода или из артезианских источников, закрытых родников. К открытым колодцам надо подходить с особой осторожностью.

Продукты питания употреблять только те, которые хранились в холодильниках, закрытых ящиках, ларях, в подвалах, погребах или были куплены в торговой сети. Однако во всех случаях не помешает проверка на загрязненность своими силами с помощью бытовых дозиметров.

Продукцию из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, зелень, овощи и фрукты, можно употреблять в пищу только с разрешения органов здравоохранения, ее лабораторий и СЭС.

Исключить купание в открытых водоемах, особенно озерах, прудах, водохранилищах до проверки степени их радиоактивного загрязнения.

Если местность загрязнена радиоактивными веществами не в результате применения атомных бомб, а вследствие аварии на АЭС, необходимо провести йодную профилактику. Дело в том, что при авариях на ядерных энергетических установках в облаке радиоактивных продуктов содержится значительное количество радиоактивного йода-131 с периодом полураспада 8 суток. Попадая в организм человека через органы дыхания и пищеварения (с молоком), он сорбируется (собирается, впитывается) щитовидной железой и поражает ее.

Чтобы защитить железу, необходимо принять препарат стабильного йода (йодная профилактика).

Лучший вариант для достижения максимального эффекта — это когда профилактика проводится заблаговременно или в самом начале вдыхания (поступления) радиоактивного йода.

Небольшая доза стабильного йода (100 мг) при однократном приеме обеспечит защиту в течение 24 ч. В условиях длительного пребывания человека на зараженной местности и продолжающегося поступления радиоактивного йода профилактику необходимо повторять ежесуточно, но не более 10 раз.

Правила приема пищи.

Сложной проблемой при действиях в зонах радиоактивного загрязнения является организация питания. Готовить и принимать пищу надо в закрытых помещениях при хорошо продезактивированной прилегающей территории, а еще лучше на незараженной местности.

Только в самых исключительных случаях можно готовить еду на открытой местности при уровнях (мощности дозы) радиации не более 1 Р/ч. При уровнях до 5 Р/ч допускается готовить в палатках, но опять при самых крайних обстоятельствах.

Продукты и вода доставляются только в герметичной укупорке и посуде.

Вывод по главе II

Радиационный контроль — контроль за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также получение информации об уровнях облучения людей, радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде.

Различают дозиметрический и радиометрический контроль.

Радиационный и дозиметрический контроль предназначен для решения следующих задач:

1. Установление факта и степени радиоактивного заражения (загрязнения) любых элементов и объектов окружающей среды (местности, воздуха, воды, одежды, продовольствия, техники, зданий, сооружений и т.п.)

2. Выявления зон радиоактивного заражения (загрязнения) местности и видов ИИ.

3. Определение качества дезактивации зараженных объектов.

4. Определение доз облучения, получаемых людьми при нахождении в зонах радиоактивного заражения (загрязнения).

В зависимости от уровня загрязнения территории организуются режимы радиационной защиты.

Режимы радиационной защиты — порядок действия людей, а также применение средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения с целью максимального уменьшения доз облучения людей.

Режимы определяют целый ряд факторов, которые надо соблюдать. Это

— последовательность и продолжительность использования защитных сооружений (убежищ, ПРУ), время пребывания в жилых и производственных зданиях, на открытой местности, порядок применения средств индивидуальной защиты, противорадиационных препаратов.

Сами режимы зависят от времени выпадения радиоактивных веществ, мощности дозы на местности, защитных свойств убежищ, ПРУ, производственных и жилых зданий.

Что касается жизни и здоровья человека, оказавшегося в зоне радиационного заражения, то они будут зависеть от того, насколько грамотно, быстро и своевременно онс станет выполнять все указания, объявленные по радио или телевизору.

Не забывать: главная опасность на загрязненной местности — это попадание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды. Нами были приведены основные факторы от которых и будет зависеть жизнь человека в зоне заражения:

Применение противорадиационных препаратов.

Средства индивидуальной защиты

Правила безопасности и личной гигиены

Правила приема пищи

Гражданская оборона МВД России.

Организация и порядок перевода ГО ОВД на условия военного времени и выполнения возложенных на ОВД при ведении ГО определяются в соответствующих планах и планирующих документах, которые в порядке установленном Президентом РФ вводятся в действие руководителем ГО ОВД.

В целях поддержания готовности ГО ОВД к переводу на условия военного времени устанавливаются степени готовности ГО.

Количество и наименование степеней готовности, перечни мероприятий ГО, проводимых по ним, определяются МВД России. Приведение ГО в высшие степени готовности и выполнение соответствующих мероприятий ГО осуществляется в общей системе перевода органов внутренних дел на военное время.

Гражданская оборона в системе МВД России включает комплекс мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, в целях защиты рядового и начальствующего состава, рабочих и служащих ОВД, подразделений, учреждений, предприятий, организаций, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, членов семей сотрудников, а также спецконтингент от оружия массового поражения, повышение устойчивости работы объектов, восстановление их боеспособности и создание условий для функционирования органов и учреждений внутренних дел в военное время.

Из этого определения гражданской обороны в системе МВД России вытекают задачи, которые органы внутренних дел должны решать в области гражданской обороны. Они делятся на основные и особые.

Под основными задачами следует понимать те задачи, которые будут решать все подразделения, учреждения, организации системы МВД.

К особыми задачами следует понимать те задачи, которые придется решать отдельным подразделениям системы МВД, например, охрана общественного порядка, которую осуществляет полиция общественной безопасности, и т.п.

Основные задачи гражданской обороны МВД России:

1. Обучение сотрудников ОВД и личного состава ВВ способам защиты от ОМП и действиям по ликвидации последствий его применения;

2. Создание, подготовка и поддержание в постоянной боевой готовности сил ГО в ОВД;

3. Обеспечение непрерывного и устойчивого управления ОВД с введением в стране или на отдельной ее местности военного положения и в военное время;

4. Перевод ОВД с режима мирного на режим военного времени;

5. Защита сотрудников, членов их семей, органов и учреждений внутренних дел от ОМП и других средств нападения противника;

6. Повышение устойчивости работы объектов МВД России в условиях военного времени;

7. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах МВД и других важных объектах во взаимодействии с формированиями ГО.

Рассмотрим наиболее важные из перечисленных задач.

Защита сотрудников органов и учреждений внутренних дел требует подготовки и проведения комплекса мероприятий и применения всех имеющихся способов защиты:

— прежде всего укрытия сотрудников в защитных сооружениях;

— обеспечения индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи, средствами медицинской помощи и защиты;

— подготовки и проведения рассредоточения и эвакуации сотрудников из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Задача повышения устойчивости работы объектов и создания условий функционирования органов внутренних дел в военное время включает:

— защиту сотрудников, обеспечение надежного управления органами и учреждениями внутренних дел (создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем и средств связи, оповещения по степеням готовности и по сигналам гражданской обороны);

— заблаговременное создание и защиту материально-технических резервов;

— внедрение и проектирование инженерно-технических мероприятий ГО;

— подготовку и проведение мероприятий по светомаскировке объектов ОВД;

— заблаговременную подготовку объектов ОВД к противопожарной защите, а также переводу их на режим военного времени.

Выполнение задачи по подготовке и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения включает:

— подготовку и поддержание в постоянной готовности сил и средств,

— обучение их действиям по ведению этих работ,

— оснащение личного состава индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, необходимым имуществом и инвентарем,

— планирование действий сил и средств при угрозе нападения, в очагах поражения,

— организацию управления силами при проведении АС и ДНР

— проверку и уточнение планов ведения АС и ДНР на учениях, проводимых в обстановке, максимально приближенной к реальной.

В системе МВД России для решения особых задач выделены функциональная подсистема охраны общественного порядка.

Исключительно важное значение приобретает задача по предотвращению паники и массовых беспорядков среди населения, которые могут привести к срыву всех проводимых мероприятий по ГО.

Силами МВД России, предназначенными для выполнения задач по гражданской обороне или обеспечения выполнения мероприятий ГО на обслуживаемой территории являются:

— силы ОВД, входящие в состав функциональная подсистемы гражданской обороны охраны общественного порядка (ФП ООП);

— формирования ГО;

— сотрудники и работники ОВД, привлекаемые к выполнению задач в соответствии с планами ГО.

Формирования ГО являются нештатными и создаются в ОВД для защиты сотрудников и работников от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их последствий.

В органах внутренних дел создаются следующие формирования ГО:

— комплексные команды ГО;

— группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений;

— разведывательные группы (дозоры) федеральной службы ГО ООП;

— расчетно-аналитические группы;

— посты радиационного, химического и биологического наблюдения.

Комплексные команды ГО предназначены для проведения АСДНР на объектах ОВД.

Группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений предназначены для обслуживания убежищ ПРУ, имеющихся на балансе ОВД или арендуемых ими, в период пребывания в них укрываемых.

Разведывательные группы (дозоры) федеральной службы ГО ООП предназначены для выполнения задач в интересах службы;

Расчетно-аналитические группы предназначены для сбора, обработки и выдачи информации о применении ОМП и возникновении аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах, прогнозирования радиационной и химической обстановки, сбора и обработки данных разведки.

Посты радиационного, химического и биологического наблюдения (РХБН) предназначены для ведения радиационного, химического и биологического наблюдения, установления факта применения противником ОМП, взятия проб на экспертизу.

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 1131 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

При радиоактивном заражении местности не все жители могут своевременно выйти из опасной зоны. В этом случае полученная доза радиации будет зависеть от накопления в организме радиоактивных веществ. Для того, чтобы максимально снизить негативное влияние радиоактивных веществ в зоне загрязнения, необходимо знать режимы радиационной защиты, соблюдать правила поведения и выполнять необходимые действия.

Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения

1. При возникновении опасной ситуации проводится оповещение населения. Сначала включаются прерывистые сирены и другие звуковые сигналы предприятий и всех транспортных средств. Это сигнал «Внимание всем!». С получением сигнала необходимо включить радио, телевизор, чтобы прослушать сообщение и информацию о ЧС и правилах поведения и мерах безопасности.

Порядок действий

  1. Принять меры по защите органов дыхания (ватно-марлевые повязки, противогазы, платки, шарфы и.т.д.). Главное – это защита от радиоактивной пыли.
  2. Быстро укрыться в защищенном здании (убежище, укрытии), если оно есть поблизости. Если нет, то укрыться в собственной квартире.
  3. Снять и положить в полиэтиленовый пакет верхнюю одежду и обувь. Плотно закрыть двери и окна. Закрыть полиэтиленовой пленкой вентиляционные отдушины в кухне, ванной, туалете. Выключить всякую вентиляцию.
  4. Провести герметизацию помещения: затянуть пленкой проемы окон и дверей, уложить на подоконники и у порога дверей ветошь, смоченную водой или 2% раствором соды, заклеить щели в окнах бумажной полосой или скотчем.
  5. Открытые продукты уложить в полиэтиленовые пакеты и закрыть в холодильник. Сделать запас воды в закрытых сосудах.

6. Провести йодизацию (3-4 капли йода на стакан воды для взрослого и 1-2 капли на 100 г воды для детей);

7. Подготовить все необходимое для возможной эвакуации:

  • средства индивидуальной защиты: ватно-марлевую повязку, плащ или накидку, перчатки, головной убор, сапоги (если нет сапог- плотные полиэтиленовые пакеты, чтобы надеть на обувь;
  • однодневный запас продуктов и лекарства (для больных);
  • документы и деньги;
  • другие ценные и необходимые вещи;
  • чемодан (рюкзак) с вещами обернуть полиэтиленовой пленкой;

8. Перед выходом к месту сбора для эвакуации отключить квартиру от всех коммуникаций и тщательно закрыть.

9. Если эвакуация не проводилась, постоянно находиться в загерметизированном помещении (до получения по радио или телевидению сигнала «Отбой»), выходить на улицу только в крайнем случае, одевая все средства защиты.

10. Находясь на открытой местности:

  • не снимать средства индивидуальной защиты;
  • избегать поднятия пыли и движения по высокой траве и кустарнику;
  • не садится без надобности, не прикасаться к посторонним предметам;
  • не пить, не принимать пищу, не курить;
  • перед входом в помещение провести частичную дезактивацию: обтереть влажной тряпкой или смести пыль с одежды, обмыть водой открытые участки тела;

11. Находясь в помещении:

  • периодически увлажнять площадку перед дверьми;
  • уличную обувь оставлять за порогом, предварительно протерев влажной тряпкой;
  • ежедневно делать влажную уборку в помещении и стирать пыль;
  • принимать пищу только в помещении. Перед приемом пищи вымыть руки с мылом, прополоскать рот 0,5% раствором питьевой соды;
  • в течение первых 7 дней ежедневно принимать стакан раствора йода (3-5 капель на стакан воды), для детей (1-2 капли) в течение 3 дней;

12. Употребление продуктов:

  • Мясо употреблять только мороженое (через 80 дней заморозки радионуклиды практически пропадают): отделить от костей (кости выбрасываются); несколько раз тщательно промыть водой; варить только в большом количестве воды (загрязнение уменьшается на 50%); бульон сливается;
  • Фрукты и овощи несколько раз обмываются проточной водой.
  • Молоко употреблять только виде сметаны, масла, творога.
  • Рыбу употреблять категорически запрещается.
  • Все продукты хранить только в полиэтиленовой упаковке.

Режимы радиационной защиты

Чтобы исключить радиационное поражение и вторичное облучение людей сверх установленных доз в условиях радиоактивного заражения применяются режимы радиационной защиты.

Режим радиационной защиты — это порядок действия людей, применения ими средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью уменьшения доз облучения.

Режим определяет:

  • последовательность и продолжительность использования защитных сооружений;
  • использование защитных свойств жилых и производственных зданий;
  • ограничение пребывания людей на открытой местности.

Режимы зависят от времени выпадения радиоактивных веществ, мощности дозы на местности, защитных свойств убежищ, ПРУ, производственных и жилых зданий.

Цель режимов — исключить радиационные поражения и повторное облучение людей при нахождении на радиоактивно загрязненной местности. Известно, что коэффициент ослабления радиации зданиями и сооружениями зависит от строительного материала, конструкции и этажности.

Для защиты населения предусмотрены три типовых режима радиационной защиты:

N1 — применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);

N2 — предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;

N3 — предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в многоэтажных каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз.

При этом подвалы жилых домов существенно снижают уровень проникающей радиации (в деревянных одноэтажных домах – в 7 раз; в многоэтажных каменных — до 400 раз).

Выполнение любого режима радиационной защиты предусматривает несколько этапов:

1 -и этап — укрытие населения в защитных сооружениях;

2-й этап — попеременное укрытие в защитных сооружениях и домах;

3-й этап — укрытие в домах с ограниченным пребыванием на улице.

Продолжительность каждого этапа зависит от степени защиты людей от радиации, которую обеспечивают убежище и жилое помещение, а также от уровня радиации в районе заражения и времени его спада.

Уровень радиации можно ориентировочно оценить исходя из того, что уже через 7 часов после ядерного взрыва уровень радиации уменьшается в 10 раз, через сутки — в 45 раз, через двое суток — в 100 раз, а спустя две недели — в 1000 раз.

Продолжительность пребывания в убежище определяется штабом ГО и ЧС в зависимости от радиационной обстановки.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *