Статья 46.1. Градостроительного кодекса РФ. Развитие застроенных территорий

1. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

2. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии — утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).

3. Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

  • многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
  • многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

4. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены помимо объектов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, а также объекты коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах. Включение в границы такой территории земельных участков и расположенных на них объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, допускается по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

6. В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.

7. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.

8. Предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.

Комментарии к ст. 46.1 ГрК РФ

1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Часть 1 определяет, в каких границах осуществляется развитие застроенных территорий.

2. Часть 2 устанавливает орган, принимающий решение о развитии застроенной территории. Инициаторами предложения о развитии застроенной территории могут быть:

  • орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления;
  • физическое лицо;
  • юридическое лицо.

Указанное решение может быть принято только при наличии градостроительного регламента и местных нормативов градостроительного проектирования (либо расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).

3. Часть 3 устанавливает условия, при которых может быть принято решение о развитии застроенной территории.

Во-первых, такое решение возможно, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу. Правительство РФ Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с данным Положением признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу.

Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Во-вторых, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

4. Часть 4 устанавливает, помимо указанных в части 3 комментируемой статьи, случай, когда может быть принято решение о развитии застроенной территории — вид разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства, расположенных на данной территории, не соответствуют градостроительному регламенту.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Реконструкция объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

5. Часть 5 устанавливает запрет на развитие застроенных территорий, на которых расположены объекты капитального строительства помимо указанных в ч. 3 и 4 комментируемой статьи.

6. Часть 6 определяет содержание решения о развитии застроенных территорий.

7. Часть 7 имеет отсылочную норму к статье 46.2 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье дается понятие договора о развитии застроенной территории, кто имеет право заключать данный договор, его существенные условия и существенные последствия, возможность отказа от исполнения договора и иные условия.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает случай предоставления земельных участков для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов. Это участки, которые должны находиться в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, а также которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам. Предоставление данных участков осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа

СТ 46 ГрК РФ.

1. Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 — 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

1.1. Утратила силу с 1 января 2017 г.

2. Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

3. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

3.1. Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.

4. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

5. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

5.1. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении:

1) территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

2) территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества;

3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда.

6. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

7. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

8. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

9. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

10. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

11. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

12. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

13. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

13.1. Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

14. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

15. Утратила силу с 1 января 2017 г.

16. Подготовка документации по планировке межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.

17. Утратила силу с 1 июля 2017 г.

18. Утратила силу.

Комментарий к Ст. 46 Градостроительного кодекса РФ

1. Процесс разработки, согласования и утверждения документации по планировке территории подразумевает поэтапную и последовательную реализацию определенных процедур (операций), объединенных в несколько стадий, в том числе: принятие решения о подготовке документации; подготовка документации; согласование и утверждение документации по планировке территории. Основанием для подготовки документации по планировке территории является принятие органом местного самоуправления поселения или городского округа соответствующего решения. Как следует из ч.1 комментируемой статьи, решение о подготовки документов по планировке территории принимает орган местного самоуправления, без указания того, представительный это орган или исполнительный. Данный вопрос должен быть отражен в уставе муниципального образования и иных муниципальных правовых актах. Целесообразней всего закрепить в них норму о том, что решение о подготовке документов по планировке территории принимает представительный орган местного самоуправления.

Однако вне зависимости от того, какой орган муниципальной власти примет данное решение, в нем обязательно должно быть отражено: основание принятия решения о разработке градостроительной документации соответствующего уровня; определение территории, в пределах которой будет подготавливаться документация по планировке территории; разработчик документации по планировке территории, определенный, в том числе, по результатам конкурса или порядок и сроки проведения конкурса по выбору разработчика; срок и порядок представления на согласование подготовленной документации по планировке территории; иные вопросы подготовки документации по планировке территории.

Инициатива подготовки документации по планировке территории может принадлежать органам местного самоуправления поселения или органам местного самоуправления городского округа, а также физическим или юридическим лицам, имеющим намерения относительно последующего градостроительного освоения (реконструкции) территории. Подобная инициатива является следствием необходимости наличия документальных оснований у застройщика (собственника) для совершения различных действий по планировке территории.

Указанные проекты могут подготавливаться по инициативе и за счет средств: органов местного самоуправления; правообладателей зданий, строений, сооружений, а также собственников квартир в многоквартирных жилых домах; физических и юридических лиц, направляющих в орган местного самоуправления предложения о формировании в составе застроенных территорий свободных от застройки земельных участков, не обремененных правами третьих лиц, для предоставления в целях строительства.

Случаи, в которых требуется разработка документации по планировке территории, многообразны. Большая их часть связана с тем, что в результате реализации документации по планировке территории обеспечиваются правовые гарантии градостроительной деятельности посредством формирования планировочных элементов территории, таких как земельные участки, границы зон, площадей, скверов и т.п..

Правовые гарантии данного процесса связаны с определением конкретных пространственных рамок перспективных градостроительных преобразований, таких как: установление границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; границ зон резервирования земельных участков для их последующего изъятия; установление границ земельных участков существующих зданий, строений, сооружений. Кроме того, важной правовой гарантией является то, что земельные участки, превышающие по площади предельные размеры, установленные правилами землепользования и застройки, и являющиеся планировочными элементами территории (кварталами, микрорайонами), могут предоставляться физическим и юридическим лицам, которые обязуются провести межевание предоставленного участка на несколько участков меньшего размера, соответствующих градостроительным регламентам, обустроить их инфраструктурой и передать права другим застройщикам для жилищного и иных видов строительства, либо самостоятельно завершить строительство; земельные участки, не превышающие по площади предельные размеры, установленные правилами землепользования и застройки, могут быть предоставлены на торгах физическим и юридическим лицам для строительства.

2. Процедура подготовки градостроительной документации этого уровня является средством обеспечения условий реализации специфических градостроительных ситуаций. В частности такой ситуацией является реконструкция застроенных территорий физическими и юридическими лицами. Вследствие того, что в составе документации по планировке подготавливаются различные материалы, они могут использоваться в процессе подготовки градостроительных планов земельных участков для реконструируемых территорий, а также при проведении конкурсов на предоставление права осуществления градостроительных мероприятий по реконструкции.

При подготовке указанной документации по планировке территории должны учитываться: фактически сложившееся землепользование; минимальные размеры земельных участков, определяемые градостроительными нормативами, действовавшими на период застройки территории; необходимость установления границ зон действия публичных сервитутов для обеспечения проходов, проездов, обеспечения безопасности и возможности обслуживания инженерно-технических коммуникаций и объектов; права третьих лиц, которые не должны ущемляться в результате установления на местности границ земельных участков и которые могут быть гарантированы в определенных случаях только путем официального утверждения факта неделимости земельных участков (кварталов), на которых расположены несколько многоквартирных жилых домов. Вне зависимости от того, кто является инициатором подготовки документации по планировке территории, обязанности по обеспечению подготовки документации возлагаются на органы местного самоуправления.

Для того чтобы была обеспечена публичность, доступность и открытость информации, содержащейся в решении, оно подлежит опубликованию в установленные сроки после его принятия. Опубликование решения направлено на оповещение максимально большего числа граждан, потенциально способных стать активными участниками инвестиционно-строительного процесса. Тем самым посредством уведомления населения реализуется принцип равного доступа различных групп граждан к реальному участию в процессе разработки документации и ее последующей реализации. Кроме того, формируются и становятся легитимными условия конкурентоспособности различных участников градостроительной деятельности, которые позволяют добиться выбора наиболее обоснованных организационных, технических и экономических параметров проектных решений.

3. В процессе подготовки документации по планировке территории возникает необходимость проведения самых разнообразных аналитических, проектных и практических действий, в основе которых лежат экономико-градостроительные операции, такие, например, как установление границ, в пределах которых земельные участки, объекты капитального строительства подлежат изъятию (в том числе путем выкупа), резервированию с последующим изъятием (в том числе путем выкупа). Эти операции должны производиться таким образом, чтобы не происходило пересечение этими границами зданий, строений, сооружений капитального характера, а оставшаяся после изъятия, в том числе путем выкупа, часть земельного участка представляла собой целостный объект недвижимости, который мог бы использоваться по соответствующему назначению (в противном случае в границы зоны изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования должен входить весь земельный участок).

Подготовленную документацию по планировке территории разработчик предоставляет указанному в уставе муниципального образования органу местного самоуправления (представительному либо исполнительному), который, в свою очередь, обеспечивает оценку документации по планировке территории на предмет соответствия техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов капитального строительства и несет ответственность за указанное соответствие, а также обеспечивает участие общественности в подготовке документации по планировке территории и подготовку собственно заключения по результатам оценки и публичных слушаний документации по планировке территории. Публичные слушания, следовательно, являются обязательным этапом выполнения проектов планировки территории и проектов межевания территории, и подготавливаются в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа. Только по результатам проведения публичных слушаний проектные разработки подлежат последующему рассмотрению.

Исключения составляют случаи, когда в соответствии с требованиями технических регламентов капитального строительства посредством документации по планировке территории уточняются границы зон негативного воздействия производственных и иных объектов, зон охраны природных объектов (подготовка проектов санитарно-защитных, иных защитных зон, проектов зон охраны водных объектов, иных зон охраны в составе совмещенных проектов планировки и межевания). К аналогичным ситуациям относятся территории, свободных от застройки и прав третьих лиц, находящиеся в муниципальной собственности и не разделенные на земельные участки, которые выделяются, минуя процедуру публичных слушаний, посредством установления красных линий.

4. Документация по планировке территории до ее утверждения подлежит публичным слушаниям, действующим на основании установленного порядка организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории (определяется уставом муниципального образования и (или) правовыми актами представительного органа муниципального образования). Обязательной частью порядка организации и проведения публичных слушаний является указание на то, что их организацией и проведением занимается специальная комиссия. Для того чтобы по конкретным проектам планировки и проектам межевания публичные слушания могли состояться, необходимо, чтобы по завершении подготовки документации заказчик обратился к председателю комиссии с ходатайством о проведении публичного слушания.

Председатель комиссии в течение определенного срока со дня поступления ходатайства обеспечивает информирование граждан путем публикации сообщения в местной прессе или путем распространения его иным способом. В сообщении указывается: предмет обсуждения, то есть информация о документации по планировке территории (территория, применительно к которой подготовлена документация), характер вопросов, решаемых посредством этой документации; дата, время и место проведения публичного слушания; лица, ответственные за проведение публичного слушания; дата, время и место предварительного ознакомления с документацией по планировке территории.

В случаях, когда решаются вопросы о границах зон изъятия, в том числе путем выкупа, либо резервирования земельных участков, иных объектов недвижимости для муниципальных нужд, правообладатели объектов недвижимости, расположенной в границах указанных зон информируются персонально о предстоящем публичном слушании. Комиссия обеспечивает гражданам возможность предварительного ознакомления с материалами документации по планировке территории. В соответствии со своими полномочиями комиссия определяет особые условия предоставления для ознакомления дополнительных проектных материалов.

Правом обсуждения документации по планировке территории на публичных слушаниях обладают лица: проживающие на территории, применительно к которой подготовлена документация по планировке территории; обладающие на праве собственности или аренды (либо ином праве) объектами недвижимости, расположенными на территории, применительно к которой подготовлена документация по планировке территории; проживающие либо обладающие объектами недвижимости, расположенными на территориях, примыкающих к территории, применительно к которой подготовлена документация по планировке территории; иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с планируемой реализацией документации по планировке территории.

Предметы обсуждения публичных слушаний устанавливаются комиссией в соответствии с требованиями законодательства с учетом особенностей рассматриваемой документации по планировке территории и содержания решаемых посредством этой документации вопросов. Предмет публичных слушаний документации по планировке территории не ограничивается градостроительными аспектами освоения (реконструкции) территории.

Публичному обсуждению подлежат также вопросы соответствия этой документации: правовым актам территориального планирования в части наличия решений об установлении границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования с последующим изъятием земельных участков и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд; требованиям законодательства о необходимости доказательства невозможности установить границы зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования иным способом, чем тот, который предложен документацией по планировке территории; градостроительным регламентам, содержащимся в правилах землепользования и застройки; техническим регламентам капитального строительства, включая требования, предъявляемые к градостроительному проектированию систем инженерно-технического обеспечения планируемого строительства, реконструкции; градостроительным требованиям общего порядка, включая требования предусматривающие, что площадь земельных участков многоквартирных домов не может быть меньше площади, определенной на основе нормативов, действовавших на момент строительства этих домов (если сложившееся землепользование не препятствует реализации этих нормативов).

Земельные участки многоквартирных домов могут быть выделены на местности только в случае не нарушения прав третьих лиц на территории общего пользования (в противном случае устанавливаются неделимые земельные участки, в границах которых могут располагаться несколько многоквартирных жилых домов). На публичных слушаниях также обсуждается соответствие представленных материалов требованиям, предъявляемым к градостроительным планам земельных участков в составе документации по планировке территории в части фиксации их границ, минимальных отступов построек от границ земельных участков, границ зон действия публичных сервитутов и предложений об установлении частных сервитутов (при необходимости), наличие информации о предельной этажности, высоте планируемых объектов капитального строительства, предполагаемым видам их использования.

Предметами обсуждения документации по планировке территории общественностью также могут являться вопросы относительно: наличия правовых, экономических, градостроительных и экологических оснований для подготовки документации по планировке территории; необходимости обеспечения муниципальных нужд, которые не могут быть реализованы без изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования земельных участков, иных объектов недвижимости; отсутствия других вариантов расположения границ зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования, кроме тех, которые предлагаются документацией по планировке территории; возможности обеспечения нормальной социальной ситуации на территории, способной возникнуть вследствие установления градостроительных регламентов, технических регламентов по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости; соразмерности возможного ущерба физическим и юридическим лицам и выгод от планируемой реализации муниципальных нужд.

Во время проведения публичного слушания ведется стенограмма и/или протокол, в который вносятся представленные в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории.

Комиссия вправе принять решение о повторном проведении публичных слушаний. По результатам публичных слушаний комиссия подготавливает рекомендации и принимает их в форме официального заключения, которое затем направляет главе муниципального образования. Заключение о результатах публичных слушаний (работы комиссии) по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит официальному опубликованию.

5. Наличие и документальное оформление результатов оценки документации по планировке территории и публичных слушаний в форме разработки соответствующего заключения является обязательным для того, чтобы орган местного самоуправления мог принять решение об утверждении либо об отклонении документации по планировке территории. На основании протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и с учетом рекомендаций комиссии глава местной администрации поселения (городского округа) может принять решения, в зависимости от которых будут предприняты различные действия: утверждение документации по планировке территории, доработка документации по планировке территории с учетом рекомендаций комиссии; отклонении документации по планировке территории.

Решение, принимаемое главой местной администрации поселения (городского округа) по вопросу утверждения документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления (представительный орган) на доработку с учетом указанных в протоколе и заключении замечаний, должно быть аргументированным и обоснованным и впоследствии быть опубликовано.

В том случае, если разработанная документация по планировке территории утверждается, данный факт дает основание для принятия представительным органом местного самоуправления правовых актов об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков для муниципальных нужд. В случае, если указанный акт не был принят в течение определенного периода времени после утверждения документации по планировке территории, указанная документация считается не утвержденной и может утрачивать силу. Решение о повторной подготовке документации по планировке территории может быть принято позднее. Муниципальный правовой акт об изъятии, в том числе путем выкупа, резервировании земельных участков, иных объектов недвижимости для муниципальных нужд подлежит опубликованию. Неотъемлемой частью указанного акта является карта границ зон изъятия (в том числе путем выкупа), резервирования с обозначением границ подлежащих изъятию (в том числе путем выкупа), резервированию земельных участков и список правообладателей изымаемых путем выкупа, резервируемых земельных участков, иных объектов недвижимости. После принятия правового акта его содержание должно быть доведено до сведения указанных правообладателей в соответствии со ст.55 ЗК РФ.

Физические и юридические лица вправе обжаловать в судебном порядке решение об утверждении документации по планировке территории. Основанием для судебного рассмотрения, помимо прочих вопросов, является несоблюдение установленного порядка проведения публичных слушаний.

6. Наравне с общей схемой, отражающей порядок и последовательность подготовки документации по планировке, органы местного самоуправления обеспечивают подготовку, согласование, обсуждение и утверждение документации, разрабатываемой для частных случаев. Таким примером являются проекты планировки в случаях формирования земельных участков, превышающих по площади предельные размеры, установленные правилами землепользования и застройки, и являющихся планировочными элементами территорий (кварталами, микрорайонами). Участки могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам, которые обязуются провести межевание выделенного участка на несколько участков меньшего размера, соответствующих градостроительным регламентам, обустроить их инфраструктурой и передать права другим застройщикам для жилищного и иных видов строительства, или самостоятельно завершить строительство.

В указанных случаях подготовка проектов планировки осуществляется применительно к свободным от застройки территориям, не разделенным на планировочные элементы (кварталы, микрорайоны, иные планировочные элементы) и на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для застройки в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения (городского округа). Как правило, подготовка такой документации осуществляется не иначе как в процессе инициирования подобных градостроительных преобразований. Инициаторами могут выступать собственники участков, которыми могут быть как органы местного самоуправления, так и физические и юридические лица. Проект планировки территории в подобных случаях подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления в части: соответствия техническим регламентам капитального строительства; инженерно-технических, финансовых и организационных вопросов обеспечения процесса освоения, разделения и обустройства выделяемого земельного участка; последующего утверждения главой муниципального образования.

После утверждения границ сформированного земельного участка глава местной администрации поселения или городского округа обеспечивает в соответствии с земельным законодательством проведение аукциона среди физических и юридических лиц на предоставление права собственности (аренды) на земельный участок, победитель которого обязуется в согласованные сроки осуществить межевание земельного участка и обустройство нескольких вновь сформированных земельных участков. Проект планировки территории, подготовленный по инициативе и за счет средств физического, юридического лица может использоваться для проведения аукциона. Указанному лицу, которое не стало победителем аукциона, компенсируются затраты на подготовку проекта планировки. Победитель аукциона обеспечивает: проведение государственного кадастрового учета земельного участка и регистрацию прав на него; подготовку, представление на согласование, обсуждение и утверждение проекта межевания в установленном порядке; иные действия по обустройству земельного участка и распоряжению им.

navigatorlaw.ru

1. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

1.1. В случае подготовки документации по планировке территории лицами, указанными в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории не требуется. Подготовка этой документации, а также ее утверждение органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа осуществляется в порядке, установленном для документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа.

2. Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

3. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

4. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

5. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

5.1. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении:

1) территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории;

2) территории в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения дачного хозяйства иному юридическому лицу;

3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда.

6. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

7. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

8. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

9. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

10. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

11. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

12. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

13. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

14. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

15. На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

16. Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.

17. В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 — 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

18. Утратил силу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *