Статья 216 ГПК РФ. Право суда приостановить производство по делу

Новая редакция Ст. 216 ГПК РФ

Суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае:

нахождения стороны в лечебном учреждении;

розыска ответчика и (или) ребенка;

назначения судом экспертизы;

назначения органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении) и другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей;

направления судом судебного поручения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса;

реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями.

Комментарий к Статье 216 ГПК РФ

В ст. 216 ГПК РФ перечислены так называемые факультативные (т.е. необязательные) основания приостановления производства по гражданскому делу. Особенность этих оснований состоит в том, что они не всегда могут препятствовать рассмотрению дела по существу. Поэтому в тех случаях, когда одно из указанных в статье обстоятельств не оказывает серьезного влияния на движение гражданского дела, суд вправе не приостанавливать, а лишь откладывать рассмотрение дела на определенный срок. Например, сторона может находиться в лечебном учреждении от нескольких дней до нескольких месяцев. В первом случае дело целесообразнее отложить, так как суд вполне может рассмотреть его в установленный законом срок. Во втором случае дело лучше приостановить, поскольку точное время выписки стороны из лечебного учреждения определить зачастую невозможно. Таким образом, вопрос о приостановлении производства по делу по основаниям, указанным в ст. 216 ГПК РФ, отнесен ею на усмотрение суда. Ходатайствовать о приостановлении производства по этим основаниям вправе и спорящие стороны. Но и в этом случае окончательное решение вопроса о приостановлении производства принимает суд.

Абзац 2 ст. 216 ГПК РФ предусматривает возможность приостановления производства по делу в связи с нахождением стороны в лечебном учреждении. По смыслу этой нормы основанием приостановления должно быть тяжелое заболевание (характер его не имеет значения), требующее длительного лечения в стационарных условиях. Доказательством этого должна быть справка лечебного учреждения, подтверждающая эти факты, а также невозможность личной явки болеющей стороны в судебное заседание. В связи с этим положение прежнего законодательства о том, что приостановление производства по делу возможно и при амбулаторном лечении стороны, если она по характеру болезни не в состоянии явиться в суд, следует считать утратившим силу. Следовательно, амбулаторное лечение может быть основанием только для отложения гражданского дела на определенный срок.

Розыск ответчика по гражданским делам может вестись только при соблюдении следующих условий:

прежде всего, суд должен установить факт неизвестности места пребывания ответчика. Данный факт подтверждается обычно поступлением в суд повестки с отметкой почтового отделения или жилищно-эксплуатационной конторы об отсутствии у них сведений о месте пребывания ответчика;

розыск ответчика может объявляться судом только по делам, указанным в законе. Согласно ст. 120 ГПК РФ к ним относятся дела по требованиям: а) о защите интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; б) о взыскании алиментов и в) о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца.

По всем этим делам суд обязан объявить розыск ответчиков при неизвестности их места пребывания. Розыск ответчика может быть объявлен судом как в стадии подготовки дела, так и в стадии судебного разбирательства.

Однако вопрос о приостановлении дел названных категорий зависит от усмотрения суда, поскольку суд вправе рассмотреть дело по существу и в отсутствие ответчиков. Необязательность приостановления производства по делу при одновременном объявлении ответчиков в розыск объясняется стремлением законодателя ускорить вынесение судебного решения. Конечно, розыск ответчиков по указанным делам согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» можно производить и в стадии исполнительного производства, которое также можно приостановить по этому основанию. Однако такое затягивание вопроса о розыске в сочетании с приостановлением исполнительного производства не отвечало бы в полной мере задаче быстрой и эффективной защиты прав и интересов истцов.

По общему правилу экспертиза должна назначаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству (п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). Если по каким-либо причинам суд не сделал этого, то вопрос о назначении экспертизы может возникнуть в случае судебного разбирательства.

Производство многих экспертиз нередко сопряжено с большими затратами времени и сил эксперта или экспертов. В особенности это относится к комплексным, дополнительным и повторным экспертизам (ст. 82, 87 ГПК РФ). Для того чтобы исключить время производства экспертизы из срока рассмотрения гражданского дела, суд вправе при вынесении определения о назначении экспертизы приостановить производство по гражданскому делу до дня представления экспертом (экспертами) заключения.

По всем делам, связанным с воспитанием детей, суд обязан поручать органам опеки и попечительства обследование жилищно-бытовых условий родителей, усыновителей, опекунов и других лиц, которые намерены осуществлять воспитательные функции в отношении ребенка.

Поручения органам опеки и попечительства для дачи заключения суд обязательно должен давать по следующим делам, связанным с воспитанием детей:

о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);

о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);

о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ);

о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);

о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);

об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);

об отмене ограничения родительских прав (п. 1 ст. 76 СК РФ);

об установлении усыновления (удочерения) (п. 1 ст. 125 СК РФ);

об отмене усыновления (удочерения) (п. 1 ст. 140 СК РФ).

Поручение органу опеки и попечительства по этим делам целесообразно давать в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Однако если суд по каким-то причинам не сделал этого, вопрос о необходимости проведения обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и дача заключения о результатах обследования неизбежно возникнут в ходе судебного заседания.

Учитывая, что на обследование нередко требуется значительное время, что может нарушить сроки рассмотрения дела, законодатель предоставил право суду самому решать вопрос о том, следует ли приостанавливать производство по делу или ограничиться только его отложением.

Цель направления судебного поручения — собрать доказательства, находящиеся вне места предстоящего судебного разбирательства. Обычно поручения направляются судьей в ходе подготовки дела к судебному разбирательству. Судья в этом случае вправе приостановить производство по делу, приняв определение в ходе предварительного судебного заседания, о проведении которого должен быть составлен протокол. Необходимость в направлении судебного поручения может возникнуть и в стадии судебного разбирательства (см. подп. «д» п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11).

Исполнение судебных поручений, как правило, связано с большими затратами времени, необходимого на пересылку документов почтой, совершением судом (исполнителем судебного поручения) процессуальных действий, указанных в поручении, и т.д. Особенно много времени требуется на исполнение судебных поручений, направляемых иностранным судам в соответствии с международными договорами (см. ст. 407 ГПК РФ). Поэтому во всех случаях, когда исполнение поручений будет связано со значительными затратами времени, суд вправе приостановить производство по делу.

Другой комментарий к Ст. 216 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В комментируемой статье указаны факультативные (необязательные) основания приостановления производства по делу. Перечень факультативных оснований для приостановления производства по делу сформулирован как исчерпывающий.

Суд по собственной инициативе разрешает вопрос о возможности приостановить производство по делу при наступлении указанных в статье обстоятельств. Поставить данный вопрос на разрешение суда может также любое лицо, участвующее в деле, заявив об этом ходатайство.

Комментарий к статье 216 ГПК РФ

1. Приостановление производства по основаниям, предусмотренным ст. 216 ГПК, осуществляется по усмотрению суда в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Так, нахождение истца или ответчика на длительном лечении в стационарном лечебном учреждении (больнице, госпитале и т.д.) может потребовать приостановления производства по делу. Если же пребывание стороны в лечебном учреждении ограничено определенным, достаточно коротким сроком, суд может лишь отложить судебное разбирательство. Факт нахождения лица в лечебном учреждении должен быть подтвержден соответствующим медицинским документом.

2. Производство по тем категориям дел, которые предусматривают обязательный розыск ответчика, местопребывание которого неизвестно (ст. 120 ГПК), может быть приостановлено по инициативе суда или по ходатайству истца. Вместе с тем в соответствии со ст. 119 ГПК данные дела могут быть назначены к рассмотрению и в отсутствие ответчика.

3. Проведение экспертизы требует, как правило, достаточно длительного времени и может привести к нарушению сроков рассмотрения дела, установленных ст. 154 ГПК. В этой связи на период производства экспертизы рассмотрение гражданского дела может быть приостановлено определением суда, которое принимается на предварительном судебном заседании или на стадии судебного разбирательства.

4. Суд может приостановить рассмотрение дела об усыновлении (п.2 ст. 125 СК), о воспитании детей (п.2 ст. 78 СК), об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п.3 ст. 65 СК) и других дел, затрагивающих права и интересы детей, по которым органом опеки и попечительства назначено обследование условий жизни усыновителей, родителей или иных лиц.

При направлении судебного поручения о получении доказательств рассмотрение дела приостанавливается на время выполнения его другим судом.

Консультации и комментарии юристов по ст 216 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 216 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

  • Раздел I. Общие положения 1 — 120
  • Глава 1. Основные положения 1 — 13
  • Глава 2. Состав суда. Отводы 14 — 21
  • Глава 3. Подсудность 22 — 33.1
  • Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса 34 — 47.1
  • Глава 5. Представительство в суде 48 — 54
  • Глава 6. Доказательства и доказывание 55 — 87
  • Глава 7. Судебные расходы 88 — 104
  • Глава 8. Судебные штрафы 105 — 106
  • Глава 9. Процессуальные сроки 107 — 112
  • Глава 10. Судебные извещения и вызовы 113 — 120
  • Раздел II. Производство в суде первой инстанции 121 — 319
  • Подраздел I. Приказное производство
  • Глава 11. Судебный приказ 121 — 130
  • Подраздел II. Исковое производство
  • Глава 12. Предъявление иска 131 — 138
  • Глава 13. Обеспечение иска 139 — 146
  • Глава 14. Подготовка дела к судебному разбирательству 147 — 153
  • Глава 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение 153.1 — 153.11
  • Глава 15. Судебное разбирательство 154 — 193
  • Глава 16. Решение суда 194 — 214
  • Глава 17. Приостановление производства по делу 215 — 219
  • Глава 18. Прекращение производства по делу 220 — 221
  • Глава 19. Оставление заявления без рассмотрения 222 — 223
  • Глава 20. Определение суда 224 — 227
  • Глава 21. Протоколы 228 — 232
  • Глава 21.1. Упрощенное производство 232.1 — 232.4
  • Глава 22. Заочное производство 233 — 244
  • Глава 22.1. Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (статьи 244.1 — 244.10) утратила силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 №23-ФЗ.
  • Глава 22.2. Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации 244.11 — 244.19
  • Глава 22.3. Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц 244.20 — 244.28
  • Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (статьи 245 — 261.8) утратил силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 №23-ФЗ.
  • Подраздел IV. Особое производство
  • Глава 27. Общие положения 262 — 263
  • Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение 264 — 268
  • Глава 29. Усыновление (удочерение) ребенка 269 — 275
  • Глава 30. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим 276 — 280
  • Глава 31. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами 281 — 286
  • Глава 32. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) 287 — 289
  • Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь 290 — 293
  • Глава 34. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство) 294 — 301
  • Глава 35. Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке (статьи 302 — 306) утратила силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 №23-ФЗ.
  • Глава 36. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния 307 — 309
  • Глава 37. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении 310 — 312
  • Глава 38. Восстановление утраченного судебного производства 313 — 319
  • Раздел III. Производство в суде второй инстанции 320 — 335.1
  • Глава 39. Производство в суде апелляционной инстанции 320 — 335.1
  • Глава 40. Производство в суде кассационной инстанции (статьи 336 — 375) утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 09.12.2010 №353-ФЗ.
  • Раздел IV. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений 376 — 397
  • Глава 41. Производство в суде кассационной инстанции 376 — 390.17
  • Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции 391.1 — 391.14
  • Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу 392 — 397
  • Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц 398 — 417.12
  • Глава 43. Общие положения 398 — 401
  • Глава 44. Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации 402 — 408
  • Глава 45. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) 409 — 417
  • Глава 45.1. Производство по делам с участием иностранного государства 417.1 — 417.12
  • Раздел VI. Производство по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов 418 — 427.5
  • Глава 46. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов 418 — 422.1
  • Глава 47. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов 423 — 427
  • Глава 47.1. Производство по делам, связанным с выполнением судами функций содействия в отношении третейских судов 427.1 — 427.5
  • Раздел VII. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов 428 — 446

1. Под гражданином в настоящей статье понимается заявитель.

2. Заявление должно быть рассмотрено судом в десятидневный срок с момента его подачи по общим правилам ГПК РФ с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены главой 25 ГПК РФ так, чтобы это не противоречило действующему Закону РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

3. Установив, что государственный орган, орган местного самоуправления и т.п. реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина.

4. Если к моменту рассмотрения заявления должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. В случае удовлетворения заявления суд возлагает на руководителя этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права и свободы заявителя.

5. Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом управления (должностным лицом) не являются препятствием для обращения в суд. При этом судом рассматривается заявление, оспаривающее первое решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а не на решение вышестоящего органа управления (должностного лица).

6. Учитывая, что участие в судебном разбирательстве гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, способствует наиболее полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, суду рекомендуется надлежащим образом известить указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, а в случае их неявки — выяснить причины отсутствия.

7. При неявке этих лиц в судебное заседание, если нет сведений о вручении им судебных извещений либо если причина отсутствия является уважительной, суду следует в соответствии со ст. 167 ГПК РФ отложить разбирательство дела.

8. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если представитель административного органа (должностного лица) умышленно затягивает производство по делу.

9. В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

10. В необходимых случаях суд вправе по своей инициативе привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в частности:

— соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, если оспаривается решение, действие (бездействие) структурного подразделения органа государственной власти или органа местного самоуправления, не являющегося юридическим лицом;

— соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления либо должностное лицо, уполномоченные на решение вопросов в данной сфере государственного управления либо местного самоуправления, если принявший оспариваемое решение, совершивший действие (бездействие) орган не относится к органам государственной власти или органам местного самоуправления, но наделен властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления. Так, при оспаривании решения призывной комиссии к участию в деле может быть привлечен и военный комиссариат, который является территориальным органом Министерства обороны РФ (п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132) и организует призыв на военную службу (ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

11. В случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод. Если к моменту рассмотрения заявления лицо, решения или действия (бездействие) которого оспариваются, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя или устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.

12. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

13. В целях правильного рассмотрения и разрешения дела суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе. За неисполнение требований суда о представлении доказательств должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере, установленном частью 2 статьи 249 ГПК РФ.

+Читать далее…

14. В связи с тем что в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ и со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, судам в порядке подготовки дела к судебному разбирательству необходимо истребовать и приобщать к материалам дела тексты конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия законодательных (представительных), высших исполнительных органов государственной власти, должностных лиц и иных органов государственной власти, а также порядок принятия ими ненормативных правовых актов или осуществления действий, если таковой установлен.

15. При подготовке к судебному разбирательству дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления в каждом случае надлежит истребовать и приобщать к материалам дела текст устава данного муниципального образования, поскольку в нем определена структура органов местного самоуправления, порядок их формирования и полномочия, а в необходимых случаях — также тексты конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, которыми определяются отдельные полномочия представительных органов муниципальных образований (ч. ч. 1 — 3 ст. 34, ч. 11 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями)).

16. При оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщать к материалам дела тексты должностных инструкций, регламентов, положений, приказов, определяющих полномочия указанных лиц.

17. При подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:

— соблюдение срока обращения с заявлением в суд;

— законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

18. В целях соблюдения установленного ч. 1 ст. 257 ГПК РФ срока рассмотрения дел данной категории суду следует принимать меры к надлежащему и наиболее быстрому извещению лиц, обратившихся в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия), а также заинтересованных лиц (их представителей) о времени и месте судебного разбирательства. В отсутствие лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, дело может быть рассмотрено в случае, если имеются данные об их надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.

19. При невозможности рассмотрения дела в отсутствие заинтересованных лиц суд, признав обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ), откладывает разбирательство дела на основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ.

20. В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа в пределах, установленных ч. 4 ст. 246 ГПК РФ.

21. Фактам неявки представителя органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, принявших решение, совершивших действие (бездействие), может быть дана соответствующая оценка не только судом первой инстанции (ст. 226 ГПК РФ, ч. 4 ст. 246 ГПК РФ), но и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции (ст. 320 ГПК РФ), в частности при обсуждении вопросов о представленных органом или должностным лицом новых доказательствах, а также при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

22. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.

23. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

24. В то же время регистрация перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимое имущество.

25. При рассмотрении дел данной категории судам рекомендуется вскрывать нарушения закона в сфере публичных правоотношений и реагировать путем вынесения частных определений на выявленные факты нарушения законности со стороны отдельных должностных лиц, а также на недостатки в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 257 ГПК РФ. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего

Полный текст ст. 257 ГПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 257 ГПК РФ.

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 257 ГПК РФ

Суд рассматривает дела данной категории по общим правилам искового производства с учетом особенностей, характерных для дел, возникающих из публичных правоотношений (ст. 246 ГПК).

Обязанность по доказыванию законности актов публичной власти и их должностных лиц, принявших оспариваемые решения, совершившие действия (бездействия) возлагается на эти органы и их должностных лиц. Заявитель вправе, но не обязан доказывать незаконность оспариваемых актов. Он обязан доказать, какие права, свободы, законные интересы нарушены оспариваемыми актами, решениями, действием (бездействием).

В качестве источников сведений, имеющих значение для разрешения дела, суд использует письменные, вещественные доказательства, объяснения заявителя и заинтересованного лица, аудио-, видеозаписи, заключения экспертизы, показания свидетелей. При этом в предмет доказывания входят факты, подтверждающие нарушения оспариваемыми актами прав, свобод, законных интересов заявителя.

В него также могут входить факты, подтверждающие создание препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод (абз.3 ст. 255 ГПК), а также факты, подтверждающие незаконное возложение обязанности, либо незаконное привлечение к ответственности (абз.4 ст. 255 ГПК).

Доказательства представляются заявителем и заинтересованными лицами, однако суд вправе по собственной инициативе истребовать необходимые доказательства. При их недостаточности суд по делам данной категории не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе выйти за их пределы (ч.3 ст. 246 ГПК).

В соответствии с ч.4 ст. 246 ГПК суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов публичной власти или должностных лиц и в случае их неявки подвергнуть штрафу.

Необходимость явки указанных лиц может быть обусловлена тем, что их личное участие поможет суду получить непосредственное пояснение мотивов принятия тех или иных актов, решений, действий (бездействия), оснований принятия оспариваемых актов и т.п.

Консультации и комментарии юристов по ст 257 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 257 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также — суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Комментарий к Ст. 1 ГПК РФ

1. Порядок производства по гражданским делам на территории Российской Федерации определяется только законами.

2. К числу законов, в которых содержатся гражданско-процессуальные нормы, относятся: Конституция РФ, ГПК РФ и некоторые другие законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы) РФ (РСФСР).

3. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

4. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении гражданского процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего гражданско-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина, и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суд при производстве гражданско-процессуальной деятельности должен применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

7. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, судья, стороны, как и любой гражданин, принимающий участие в гражданском процессе, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан вышеуказанными субъектами гражданского процесса в ходе назначения судебного заседания и судебного разбирательства и в любой иной стадии рассмотрения дела.

8. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при принятии решений по конкретным гражданским делам, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) <1>, но гражданско-процессуальных норм в себе не содержат.
———————————
<1> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (См.: Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: НОРМА; НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 462).

9. Иногда вопросы, связанные с принятием процессуального решения, могут быть урегулированы Постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения ГПК РФ (или другого закона) отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения <2>.
———————————
<2> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 г. по делу Лукьянова А.И. и др. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 5. С. 12.

10. Судам при осуществлении гражданского процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

11. Суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

12. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора <3>.
———————————
<3> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 1997. С. 531.

13. Если гражданско-процессуальным законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с гражданским процессом или даже названного в ГПК РФ действия (решения), допустимо использование гражданско-процессуальной нормы, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

14. Лица, вовлеченные в сферу гражданского судопроизводства, должны осуществлять свои действия в соответствии с нормами гражданско-процессуального права. В случае же отсутствия в гражданско-процессуальном законодательстве разъяснений той или иной нормы правомерно использование по аналогии одноименных толкований уголовно-процессуальных положений. В особенности данное правило распространимо на использование в гражданском процессе разъяснений Верховного Суда РФ, касающихся уголовно-процессуальных институтов.

15. Вопросы некоторых принципов судопроизводства, порядка производства судебных действий и др. в уголовном процессе более подробно, чем в гражданском судопроизводстве, официально разъяснены. Указанные разъяснения целесообразно знать и использовать при толковании гражданско-процессуальных норм.

16. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина <4>.
———————————
<4> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 531).

17. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов и от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

18. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

19. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

20. Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», являются официальными.

21. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

22. Действие гражданско-процессуального закона прекращается в двух случаях:

а) когда вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего;

б) когда закон отменен.

23. При осуществлении гражданско-процессуальной деятельности всегда применяется гражданско-процессуальный закон, действующий, соответственно, во время назначения судебного разбирательства, рассмотрения и разрешения дела судом и т.п.

24. Где бы на территории РФ не возник спор, рассмотрение которого должно осуществляться в гражданском порядке, производство по такому делу во всех случаях должно вестись в соответствии с требованиями ГПК РФ.

25. Установленный гражданско-процессуальными законами порядок осуществления гражданско-процессуальных действий и принятия гражданско-процессуальных решений является единым и обязательным по всем гражданским делам и для всех судей, судов общей юрисдикции России.

26. Нормы Закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции <5>.
———————————
<5> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 10.

27. Вопросы судоустройства и прокуратуры отнесены к ведению Российской Федерации в силу ст. 71 Конституции РФ. Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, касающегося судоустройства и прокуратуры, противоречит п. «о» ст. 71 Конституции РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» <6>.
———————————
<6> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 6. С. 2.

28. Вопрос о подведомственности спора суду должен решаться в соответствии с процессуальным законодательством, действующим на день обращения заинтересованного лица за судебной защитой, а не на день возникновения спора <7>.
———————————
<7> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7. С. 15.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *