1. ЗАКАЗЧИКИ

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

1.2. Бюджетные учреждения

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п. п. 5 — 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 указанного Закона. Так, Закон N 44-ФЗ не регулирует правоотношения, связанные:

— с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

— закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

1.2. Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году.

О порядке утверждения положения о закупке, а также об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ см. Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ.

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях:

— закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

— государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ в части следующих правоотношений:

1) планирование закупок;

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик);

3) заключение контрактов;

4) мониторинг закупок и аудит в сфере закупок;

5) контроль в сфере закупок.

Не распространяются на автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов.

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, если (ч. 5 ст. 15 данного Закона):

— закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций;

— закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

На указанные выше юридические лица распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, однако только в пределах, определенных в рамках конкретных договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

2. УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК

2.1. Требования к участникам закупки

2.2. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупки

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем указанный Закон предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц.

2.1. Требования к участникам закупки

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам. Данные требования предусмотрены ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся:

1) правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (ст. 21 ГК РФ), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке ст. 27 ГК РФ) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке;

2) непроведение ликвидации участника закупки (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ);

3) отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Признание лица несостоятельным (банкротом) влечет за собой открытие конкурсного производства — процедуры, направленной на соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

4) неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Административное приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, и заключается во временном прекращении осуществления отдельных видов деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей, а в отдельных случаях — уполномоченными должностными лицами;

5) отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не учитываются при определении размера недоимки, задолженности суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ. Участник закупки считается отвечающим данному требованию, в том числе если он в установленном порядке подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;

6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, а также о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, руководителе (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

8) неприменение в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Указанные виды уголовного и административного наказания предусмотрены ст. 47 УК РФ и ст. 3.11 КоАП РФ соответственно. При определении соответствия участника указанному требованию принимается во внимание наличие факта лишения лица права заниматься деятельностью, которая связана с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), являющейся объектом закупки.

Кроме того, в определенных случаях к участникам закупки предъявляются и другие требования.

Таблица. Требования к участникам, предъявляемые в определенных случаях

Случай Требование Пояснения
Законодательством РФ установлены

обязательные

требования к лицам,

осуществляющим виды

деятельности,

которые являются

предметом закупки

Соответствие участника

требованиям

законодательства РФ

к лицам,

осуществляющим

поставку товара,

выполнение работы,

оказание услуги,

являющихся объектом

закупки (п. 1 ч. 1

ст. 31 Закона

N 44-ФЗ)

Например, в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О

лицензировании отдельных видов

деятельности» определены виды

деятельности, осуществление

которых возможно только лицами,

имеющими соответствующую

лицензию. Если объектом закупки

является такой вид деятельности,

участники закупки должны иметь

лицензию на его осуществление.

Другим примером могут служить

требования Градостроительного

кодекса РФ к лицам,

осуществляющим отдельные виды

работ по строительству,

реконструкции, капитальному

ремонту объектов капитального

строительства, о наличии

свидетельства, выданного

саморегулируемой организацией, о

допуске к работам, оказывающим

влияние на безопасность объектов

капитального строительства

В связи с исполнением

контракта заказчик

приобретает права на

результаты

интеллектуальной

деятельности

Обладание участником закупки

исключительными

правами на

результаты

интеллектуальной

деятельности (п. 8

ч. 1 ст. 31 Закона

N 44-ФЗ)

Данное требование к участникам не устанавливается при

заключении контракта на создание

произведений литературы или

искусства, их исполнение, на

финансирование проката или

показа национального фильма

Правительством РФ установлены

дополнительные

требования к

участникам закупки

отдельных видов

товаров (работ,

услуг)

Наличие у участников закупки:

— финансовых

ресурсов для

исполнения

контракта;

— оборудования и

других материальных

ресурсов для

исполнения

контракта (на праве

собственности или

ином законном

основании);

— опыта работы,

связанного с

предметом

контракта, и

деловой репутации;

— необходимого

количества

специалистов и иных

работников

определенного

уровня квалификации

для исполнения

контракта

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе

установить дополнительные

требования к участникам закупки

отдельных видов товаров (работ,

услуг). В настоящее время такие

требования не утверждены

2.2. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупки

2.2.1. Преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

2.2.2. Преимущества, предоставляемые организациям инвалидов

2.2.3. Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предоставить при осуществлении закупок преимущества отдельным категориям лиц.

2.2.1. Преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена ст. 28 Закона N 44-ФЗ. Такие преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ. В настоящее время такие перечни и порядок не утверждены.

После утверждения указанных перечней заказчики обязаны будут отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующие перечни (ч. 2 ст. 28 Закона N 44-ФЗ).

При этом, если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по его требованию заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).

Например, при закупке товара заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в размере 10% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 тыс. руб. Победителем запроса котировок признано предприятие уголовно-исполнительной системы. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 тыс. руб. Эта цена с учетом преимущества превышает начальную (максимальную) цену — 407 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 10%). Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, — 400 тыс. руб.

Предоставлять указанные преимущества не требуется, если товар (работа, услуга) закупается у единственного поставщика (ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).

2.2.2. Преимущества, предоставляемые организациям инвалидов

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в ст. 29 Закона N 44-ФЗ.

Действие таких преимуществ распространяется на следующие организации:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;

2) организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.

Преимущества предоставляются организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ, и в порядке, утвержденном Правительством РФ. В настоящее время такие перечни и порядок не утверждены. После утверждения перечней заказчики обязаны будут отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующие перечни (ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, если победителем определения поставщика признана такая организация, контракт по ее требованию заключается по предложенной ей цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).

Например, при закупке товара заказчик в извещении о закупке установил преимущество для организаций инвалидов в размере 10% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 тыс. руб. Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 тыс. руб. Эта цена с учетом преимущества превышает начальную (максимальную) цену — 407 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 10%). Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, — 400 тыс. руб.

Предоставлять указанные преимущества не требуется, если товар (работа, услуга) закупается у единственного поставщика (ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).

2.2.3. Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Примечание

В 2014 и 2015 гг. совокупный годовой объем рассчитывается заказчиками без использования планов-графиков (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Информация о том, что закупки проводятся только с участием указанных лиц, должна отражаться заказчиками в извещениях о закупке (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

При этом к субъектам малого предпринимательства необходимо относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и соответствующих ряду условий (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

К социально ориентированным некоммерческим организациям в целях применения ст. 30 Закона N 44-ФЗ необходимо относить организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно:

1) социальную поддержку и защиту граждан;

2) подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрану окружающей среды и защиту животных;

5) охрану и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактику социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ.

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. Заказчики и участники закупок

Статья 4. Государственные заказчики и муниципальные заказчики. Комментарий к статье 4

В статье установлены значения понятий «государственные заказчики» и «муниципальные заказчики» (ч. 1), а также распределение полномочий между уполномоченными органами и государственными (муниципальными) заказчиками.
1. Государственными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов РФ, а также уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 77 Конституции). Органы местного самоуправления не входят в систему «органов исполнительной власти всех уровней». В соответствии со ст. 132 Конституции органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с п. 1 — 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, — постановлением Правительства РФ.
Для целей Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314:
а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
б) под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
г) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 (с изменениями от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г.; 22 июля 2005 г.).
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
Федеральная миграционная служба;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Министерство обороны Российской Федерации:
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
Федеральная служба по оборонному заказу;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
Федеральное агентство специального строительства;
Министерство юстиции Российской Федерации:
Федеральная служба исполнения наказаний;
Федеральная регистрационная служба;
Федеральная служба судебных приставов;
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба);
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба);
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба);
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
Федеральное медико-биологическое агентство;
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
Федеральное архивное агентство;
Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Министерство образования и науки Российской Федерации:
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
Федеральное агентство по науке и инновациям;
Федеральное агентство по образованию;
Министерство природных ресурсов Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного хозяйства;
Федеральное агентство по недропользованию;
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации:
Федеральное агентство по промышленности;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
Федеральное агентство по энергетике;
Министерство регионального развития Российской Федерации:
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
Министерство транспорта Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство геодезии и картографии;
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации:
Федеральная служба по надзору в сфере связи;
Федеральное агентство по информационным технологиям;
Федеральное агентство связи;
Министерство финансов Российской Федерации:
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба страхового надзора;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Федеральное казначейство (федеральная служба);
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:
Федеральная таможенная служба;
Федеральное агентство по государственным резервам;
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба;
Федеральная служба по тарифам;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по финансовым рынкам;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Федеральное агентство по атомной энергии;
Федеральное космическое агентство;
Федеральное агентство по туризму;
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (см. ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).
Получатели бюджетных средств имеют право на:
своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.
Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (см. ст. 163 Бюджетного кодекса РФ).
2. В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее также — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
При этом государственные или муниципальные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или муниципальных нужд подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

>Кто такие государственные заказчики

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Государственный заказчик – это то юридическое лицо, ради обеспечения нужд которого была создана и постоянно изменяется существующая в настоящее время контрактная система.

Кто является государственным заказчиком и на основании каких нормативных актов они функционируют?

Понятие и нормативная основа действий государственного заказчика

Основное регулирование действий, которые могут осуществляться различного рода заказчиками при осуществлении государственных и муниципальных закупок, происходит с помощью Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В том случае, если заказчик имеет не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то его функционирование в части осуществления госзакупок будет осуществляться также и на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Под государственным заказчиком следует понимать такой орган, который выступает в качестве юридического лица, отстаивающего интересы всей Российской Федерации или конкретного региона, а также получил в момент своего образования полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государства.

К числу государственных заказчиков в настоящее время относятся:

  • государственные органы, а также органы государственной власти;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения федерального подчинения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан Российской Федерации, а также защиты интересов самого государства;
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Данное определение государственного заказчика прямо сформулировано законодателем в рамках пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе».

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок. Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3395

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

Евгений Фонталин: «Самая большая проблема у „госов“ — боязнь принять решение»

— Евгений, расскажите, какие проекты для госсектора вы делали?

— Московский зоопарк, Спецсвязь России, несколько проектов для РЖД, Росатома, Роснано, проект для Российского фонда Культуры.

— 1 января 2016 года вступил в силу запрет государственным органам закупать иностранный софт при наличии у него отечественного аналога. На ваш взгляд, как это повлияет на ИТ-рынок России?

— Мне кажется, что для рынка софтверных компаний это прекрасная возможность получить новый импульс в развитии. А для нас ничего не изменится. Например, большинство сайтов мы делаем на Bitrix, а это российский продукт. Более 90% корпоративных сайтов сейчас делают на Bitrix. Для тяжелых систем, как, например, в случае с Tele2, мы используем Umbraco.

— Давайте разложим по полочкам все особенности работы с государственными заказчиками. В чем ключевая особенность работы с госсектором?

— Вы в своем вопросе объединили все госкомпании в рамках одной группы, а это ошибочное мнение. На самом деле они очень разные. Например, мы делали сайт для Спецсвязи России. У них очень сильный IT-департамент. Множество серверов с зонами разработки, тестирования, предзапуска, запуска, ежедневного копирования и так далее. А есть госкомпании, у которых IT на начальном уровне. И там мы помогаем налаживать процессы. Рассказываем, как правильно итерационно запускать продукты, решаем проблемы с почтой и так далее. Иногда мы у клиентов проводим диджитал-дни, где фактически обучаем их IT.

Прокачай свои digital-скиллы!

COSSA рекомендует крутые практические онлайн-курсы для прокачки ваших digital-скиллов:

  • UX-Аналитика: веб-аналитика, анализ пользовательского опыта
  • Управление Digital-проектами в цифровой среде
  • UX-Дизайн: проектирование интерфейсов и User eXperience
  • Скетчинг для дизайнеров: наброски, эскизы, правильный профессиональный подход

COSSA гарантирует качество программ и обучения по всем этим образовательным программам.

Реклама

— В чем состоит специфика переговоров с госзаказчиком?

Главное в переговорах с «госами» показать, какой профит им это принесет. Это может быть имиджевый профит, финансовый или с точки зрения HR. Когда они понимают, зачем это делать, то переговоры идут достаточно легко.

— Государственные заказчики, как правило, скованы законами, подзаконными актами, инструкциями и не в последнюю очередь страхом перед вышестоящим начальством. Как вы работаете в таком случае?

— Самая большая проблема у «госов» — боязнь принять решение. Часто бывают ситуации, когда некому принять решение. Они бояться обратиться к своему начальнику, потому что это будет выглядеть как некомпетентность с их стороны в глазах руководства. И сами не могут принять решение, потому что потом могут спросить, почему приняли такое решение и на каком основании. У нас есть проекты, в которых мы сами для себя выступаем в роли лица, принимающего решения.

Например, мы рисуем дизайн и в понимаем, что добиться встречи с руководством невозможно. Мы на свой страх и риск принимаем решение и говорим, что оно правильное. В итоге мы делаем весь продукт и лицо, принимающее решение, видит его только тогда, когда он уже полностью готов и запущен. И тогда два варианта — либо молодцы, либо мне не нравится, все переделайте. Если второй вариант, то события снова развиваются по двум вариантам. Либо удается выяснить у ЛПР, каким он видит продукт, либо не удается. Спасает то, что с некоторыми клиентами мы работаем много лет, знаем вкусы руководства и понимаем, как делать так, чтобы было хорошо.

— Какие типичные требования выдвигают госзаказчики?

— Опасно говорить на эту тему. Вдруг кто-то обидится… Есть такие заказчики, которые уже на первом этапе требуют всю документацию по ГОСТ. Для студии это сложно, ведь программисты не работают по ГОСТ. Поэтому приходится писать понятное ТЗ для программистов, а после формализовать ТЗ под гостребования. Двойная работа, но от этого, к сожалению, не уйти. Есть требования по 100% постоплате или необходимость сделать обеспечительные платежи. Как правило, на последующих проектах финансовые требования смягчаются, но если вы работаете впервые с заказчиком, то они стараются подстраховаться и затягивают оплату до полной сдачи проекта.

Еще есть большая проблема по юридическим вопросам. Если с коммерческим заказчиком можно договориться и юридический отдел коммерческого заказчика понимает специфику IT-бизнеса, то с юристами со стороны госзаказчика такой номер не пройдет. Если записано в договоре, что нужно сделать именно так, как записано и в определенные сроки, то все должно быть сделано в соответствии с договором. Приходится брать на себя риски, что договоры могут быть опасные для агентства с финансовой и юридической стороны.

— Маржа большая при работе с госзаказчиками?

— На этапе тендера — да. Но никогда не знаешь, к чему придешь, когда закроется проект. Есть компании, которые строго придерживают ТЗ и если написано, что надо нарисовать 5 страниц, то 6-ую рисовать они не будут. Мы лояльны к заказчикам и часто идем навстречу. Поэтому в ходе работы рентабельность может изменится. И чем длиннее проект, тем выше риски по рентабельности. То закон новый примут, то новые требования возникнут.

— Давайте представим ситуацию, что мы с вами сидим в кафе и я попросил вас объяснить мне, как устроена работа с государственным заказчиком. Вы взяли салфетку и в духе автора книги «Заметки на салфетках» Криса Саутона набросали мне алгоритм действия. Как выглядит алгоритм?

— Есть два вида тендеров. Первый — когда на госзакупках публикуют информацию о проекте. В таких тендерах вы даже не видите и не знаете других участников. Выигрывают зачастую по цене. Сложность в таких тендерах в том, что бывает много ограничений и создается впечатление, что они разрабатываются под конкретного исполнителя. В таких тендерах мы не участвуем. Второй вид — когда вам присылают приглашение принять участие в открытом тендере. Если мы решили участвовать в открытом тендере, то алгоритм следующий. Мы получаем запрос, изучаем цели, задачи проекта, проводим интервьюирование. Бюджеты в открытых тендерах понятны с самого начала. Затем презентуем наше предложение и ждем решения. Если интервью будут читать молодые студии, которые хотят поработать с «госами», то важно сказать следующее — обязательно в команде должен быть человек, который умеет готовить документацию к тендеру в соответствии со всеми правилами госзаказчика.

— У вас в студии есть такой человек?

— Безусловно. Это очень специфическая деятельность. Там огромное количество документов и одна ошибка может привести к тому, что ты пролетаешь мимо тендера.

— Чем исполнение государственного контракта отличается от коммерческого договора?

Я бы выделил 4 основных пункта. Во-первых, важно соблюдать дедлайн. Если с коммерческим заказчиком можно договориться и пролонгировать договор, то с «госами» это невозможно. Во-вторых, государственный контракт часто требует обеспечительного платежа. Для того, чтобы принять участие в тендере, необходимо положить на счет определенную сумму денег и для небольшого агентства это накладно. В-третьих, сложные юридические процедуры согласования документов. И в-четвертых, с «госами» трудно подписывать допсоглашения.

— Можно ли получить заказ с улицы или все-таки должен быть знакомый человек внутри?

— Много примеров, когда нас приглашали принять участие в тендере, притом что мы никого не знали со стороны заказчика. Так у нас было с Московским зоопарком, с Росатомом, Спецсвязью. Честные тендеры без лоббирования. Сайт Московского зоопарка мы сделали за 5 месяцев и 4 с половиной миллиона рублей. И в течение вот уже двух лет поддерживаем сайт за 80 тысяч рублей в месяц.

— Работать без блата с госзаказчиком реально?

— Абсолютно реально. Но это может быть долго. Иногда приходится долго доказывать, почему ты и вправду лучший. Просишь дать пробный проект, чтобы показать свои компетенции. Для Росатома мы так и сделали. Проект дополненной реальности с 3D-метками мы сделали, чтобы показать свои возможности. А в результате всю ночь печатали полторы тысячи меток для расклеивания на одной из профильных конференций Росатома. После этого нас стали звать на новые интересные тендеры внутри Росатома.

В заключение интервью памятка о работе с госзаказчиками от Евгения Фонталина.

«9 правил работы с государственными заказчиками»

1. Умение брать на себя ответственность и принимать решения.
2. Закладывание рисков на этапе оценки. Возможно придется делать больше.
3. Уметь готовить тендерную документацию.
4. Быть готовым к неожиданным новым вводным на любой стадии проекта.
5. Дата в договоре = четкий дедлайн. Никаких сдвигов сроков.
6. Быть готовым к частым встречам у Заказчика.
7. Документы по проекту и акты — наше все!
8. Главное правило: Предлагай решение и идеи. А не жди, пока скажут, что и как нужно делать.
9. Всегда можно проиграть новый тендер даже с тем, с кем выиграл до этого.

Беседовал Андрей Митрохин


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *