Указ Президента РФ от 28 мая 2004 г. N 699 «Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. N 1250 в пункт 4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Основными функциями Управления являются:

подготовка законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений Президента Российской Федерации на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении;

подготовка предложений о подписании (отклонении) Президентом Российской Федерации федеральных законов в случае их соответствия (несоответствия) Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

согласование в установленном порядке проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

подготовка заключений на представленные Президенту Российской Федерации проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

подготовка предложений об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

правовое обеспечение по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами при подготовке проектов нормативных правовых актов;

контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений Президента Российской Федерации, осуществляемое по его поручению;

участие в обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

редактирование законопроектов, подготавливаемых для внесения Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

участие в правовом обеспечении международных отношений Российской Федерации;

подготовка аналитических материалов по вопросам, касающимся правоприменительной практики и состояния федерального законодательства, а также предложений по совершенствованию федерального законодательства на основе изучения зарубежной и международной правовой практики;

систематизация и ведение контрольных экземпляров федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; подготовка по запросам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления официальных справок о признании утратившими силу указанных актов либо их отдельных положений;

информационно-справочное обслуживание подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также консультирование подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам федерального законодательства и осуществления законопроектных работ;

организация и ведение банков правовых актов;

ведение и развитие классификатора правовых актов.

>Государственно-правовое управление

Статус государственно-правового управления

Замечание 1

Государственно-правовое управление действует при Президенте России, являясь самостоятельным подразделением его Администрации.

Правовую основу функционирования государственно-правового управления формируют следующие нормативные акты:

  • во-первых, Конституция России;
  • во-вторых, Федеральные законы;
  • в-третьих, распоряжения и указы Президента России;
  • в-четвертых, Положение об Администрации Президента России;
  • в-пятых, распоряжения Администрации Президента России;
  • в-шестых, Положение о государственно-правовом управлении, утверждаемое Президентом России на основании представления руководителя его Администрации.

Задачи, решаемые государственно-правовым управлением

Государственно-правовое управление призвано решать следующие задачи:

  1. обеспечивать деятельность Президента России в части правовых вопросов;
  2. осуществлять правовое обеспечение действий Президента России;
  3. обеспечивать информационно-справочное сопровождение деятельности Администрации и его подразделений;
  4. оказывать консультативную правовую помощь различным государственным органам, в том числе Аппарату Правительства России, органам федеральной исполнительной власти, региональным органам исполнительной власти;
  5. обеспечивать деятельность Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, действующего при Президенте России.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Функции государственно-правового управления

Государственно-правовое управление призвано выполнять следующие основные функции:

  • проведение подготовительной работы по законопроектам, вносимых Президентом России на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы;
  • осуществление подготовки проектов заключений, выдаваемых Президентом России по законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении;
  • осуществление подготовки предложений относительно подписания или отклонения главой государства федеральных законов при их соответствии или несоответствии Конституции России и федеральным законам;
  • осуществление подготовки проектов поручений, распоряжений и указов главы государства и его Администрации;
  • выполнение согласования проектов поручений, распоряжений и указов главы государства и его Администрации;
  • составление заключений о соответствии проектов распоряжений и указов Президента Конституции России и требованиям федеральных законов;
  • составление заключений о соответствии Конституции России и требованиям федеральных законов проектов межправительственных и межгосударственных договоров;
  • осуществление подготовки предложений относительно отмены правительственных распоряжений и постановлений;
  • осуществление подготовки проектов президентских обращений в Конституционный суд;
  • осуществление подготовки предложений, направленных на приостановление действия нормативных актов региональной исполнительной власти, согласно статье 85 Конституции; правительственных распоряжений и постановлений согласно статье 115 Конституции;
  • осуществление правового обеспечения действий консультативных и совещательных органов, действующих при Президенте России;
  • осуществление взаимодействия с другими органами власти с целью подготовки проектов актов;
  • контроль правильности и своевременности публикации нормативных актов;
  • представление разъяснений официального характера по президентским нормативным актам;
  • обеспечение взаимодействия главы государства с палатами Совета Федерации;
  • редактирование проектов законодательных инициатив и нормативных актов, вносимых главой государства на рассмотрение в Государственную Думу;
  • обеспечение системы международных отношений российского государства по правовым вопросам и так далее.

Права государственно-правового управления

Государственно-правовое управление наделено следующими правами:

  • во-первых, на запрашивание и получение материалов у самостоятельных подразделений президентской администрации, аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Конституционного и Верховного судов, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, иных органов государственной власти;
  • во-вторых, на использование банков данных президентской Администрации и органов федеральной исполнительной власти;
  • в-третьих, на привлечение специалистов органов федеральной исполнительной власти для работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Руководство государственно-правового управления

Деятельностью государственно-правового управления руководит его начальник, который является помощником Президента России. Назначение и освобождение от должности начальника государственно-правового управления осуществляется Президентом России на основании представления руководителя его Администрации.

Начальнику государственно-правового управления назначаются заместители. Начальник государственно-правового управления выполняет следующие функции:

  1. распределение должностных обязанностей между своими заместителями, начальниками департаментов и референтами;
  2. внесение предложений от лица президентской Администрации о заключении договоров на экспертизу проектов нормативно-правовых актов и на анализ правоприменительной практики, выполняемый специалистами и научно-исследовательскими организациями;
  3. издание распоряжений, связанных с деятельностью государственно-правового управления.

Ответственность за решение задач, стоящих перед государственно-правовым управлением, возлагается на его начальника.

На заместителей начальника государственно-правового управления, референтов и начальников департаментов возлагается ответственность за надлежащее исполнение их обязанностей.

>Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. N 332

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации (далее Управление) является самостоятельным структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Начальник назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен непосредственно.

2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

II. Задачи Управления

3. Основными координационно-аналитическими задачами Управления являются:

разработка предложений по концепции правовой политики и правовому обеспечению осуществляемых в Российской Федерации реформ;

обеспечение формирования программ законопроектных работ;

обеспечение проведения единой государственной политики Российской Федерации в области национальных отношений;

организация подготовки проектов законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

анализ судебной и административной правоприменительной практики в Российской Федерации;

изучение опыта зарубежной и международной правовой практики.

4. Задачами Управления по обеспечению текущей деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются:

подготовка обоснований и заключений:

по поступающим на подпись Президенту Российской Федерации законам Российской Федерации;

по реализации Президентом Российской Федерации права отлагательного вето на принятые Законы Российской Федерации;

по представляемым Президенту Российской Федерации для внесения в Верховный Совет Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проектам законов и постановлений;

по приостановлению решений органов исполнительной власти на территории Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;

по проектам межгосударственных договоров и соглашений;

подготовка к выпуску и осуществление контроля за правильностью и своевременностью опубликования указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

выполнение функций генерального заказчика по созданию систем правовой информатизации, а также организация и ведение эталонного банка данных правовой информации;

рассмотрение материалов и подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам:

гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации;

награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения воинских и специальных званий, классных чинов и почетных званий Российской Федерации.

5. Задачами Управления по координации деятельности органов государственной власти и управления в ходе осуществления правовой реформы являются:

взаимодействие с аппаратом Верховного Совета Российской Федерации, Конституционным судом Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, Прокуратурой Российской Федерации, соответствующими органами суверенных государств, республик в составе Российской Федерации, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам правовой политики и проведения правовой реформы в Российской Федерации;

координация деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации по подготовке проектов законов Российской Федерации, постановлений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации с палатами, комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации;

координация работ по вопросам нормативного и иного регулирования деятельности органов безопасности и внутренних дел, юстиции, других правоохранительных органов, органов военного управления, гражданской обороны, а также иных государственных структур Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области обороны, безопасности и государственных резервов.

III. Полномочия руководства Управления

6. Руководитель Управления единолично руководит деятельностью Управления, определяет положение и функции структурных подразделений, представляет на назначение своих заместителей, подписывает контрактные соглашения со специалистами Управления и привлекаемыми экспертами, принимает на работу и увольняет сотрудников Управления.

7. Руководитель Управления и его заместители обеспечивают выполнение задач, возложенных на Управление, и в этих целях они уполномочены:

представлять Президенту Российской Федерации проекты законов Российской Федерации, визировать тексты принятых законов Российской Федерации перед их подписанием и давать рекомендации об использовании отлагательного вето, визировать проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также решений Правительства Российской Федерации;

осуществлять контроль за нормотворческой деятельностью органов исполнительной власти в Российской Федерации в части соответствия их решений законам Российской Федерации, постановлениям Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, направлять в указанные органы рекомендации для принятия конкретных мер;

визировать проекты межгосударственных договоров и соглашений Российской Федерации;

участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации и органов, образуемых Президентом Российской Федерации, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;

представлять интересы Президента Российской Федерации на Съезде народных депутатов Российской Федерации, в Верховном Совете Российской Федерации и их органах;

давать по поручению Президента Российской Федерации разъяснения по принятым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решениям;

запрашивать у государственных и иных органов, учреждений и организаций, должностных лиц необходимую для осуществления деятельности Управления информацию, документы и материалы;

привлекать для осуществления законопроектных работ сотрудников государственных органов и иных организаций, специалистов и ученых, в том числе зарубежных;

В пределах своей компетенции руководитель Управления и его заместители обеспечивают выполнение поручений Президента Российской Федерации, Вице-президента Российской Федерации.

IV. Формирование Управления и финансирование его деятельности

8. Руководитель Управления, его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации, другие работники — руководителем Управления.

9. Штатное расписание Управления утверждается руководителем Управления в пределах установленных Президентом Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников Управления.

Руководитель Управления:

издает распоряжения по Управлению;

направляет запросы на прикомандирование к Управлению военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности;

решает вопросы командирования работников Управления и экспертов для работы в государственных органах Российской Федерации, а также в государствах — бывших республиках СССР и за рубеж.

10. Руководитель Управления:

является распорядителем кредитов в пределах средств, выделяемых Президентом Российской Федерации, включая валютные;

имеет право заключения договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами, в том числе зарубежными, на проведение экспертизы проектов законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации и оценки механизма их реализации;

имеет право самостоятельно решать вопросы проведения анализа и приобретения лицензий и прав на дистрибуции зарубежных банков данных, информационных технологий, программно-технических комплексов для выполнения функций Управления.

Средства от экономии по фонду оплаты труда могут быть использованы руководителем Управления для стимулирования работников Управления.

Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. N 332

СТРУКТУРА
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общий отдел Отдел по судебной реформе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
Отдел по вопросам взаимодействия с представительными и исполнительными органами власти и национальной политики Отдел правовой экспертизы и обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации Отдел обеспечения законодательных прерогатив Президента Российской Федерации Отдел право охранительных органов вопросов безопасности и обороны
Отдел по государственным наградам Отдел по вопросам гражданства Отдел по вопросам помилования Отдел правовой информатизации

Правовое управление

Создано для правового обеспечения деятельности Управления делами Президента Российской Федерации. Правовое управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Правового управления являются правовое обеспечение деятельности Управления делами Президента Российской Федерации, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию Управления делами Президента Российской Федерации, а также улучшение качества проектов нормативных правовых актов.

Правовое управление осуществляет следующие полномочия:

  • подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых Управлением делами Президента Российской Федерации;
  • проводит правовую экспертизу проектов приказов, распоряжений и других нормативных правовых актов Управления делами Президента Российской Федерации, включая проверку на наличие в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
  • подготавливает самостоятельно или совместно с другими самостоятельными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов Управления делами Президента Российской Федерации;
  • подготавливает самостоятельно или совместно с другими самостоятельными подразделениями заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в Управление делами Президента Российской Федерации;
  • визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись Управляющему делами Президента Российской Федерации;
  • проводит правовую экспертизу проектов договоров, заключаемых Управлением делами Президента Российской Федерации;
  • принимает в установленном порядке участие в согласовании сделок подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации организаций по вопросам, относящимся к компетенции Правового управления;
  • принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности Управления делами Президента Российской Федерации и по уточнению полномочий Управления делами Президента Российской Федерации;
  • обобщает совместно с другими самостоятельными подразделениями практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Управляющего делами Президента Российской Федерации;
  • участвует в проводимой самостоятельными подразделениями работе по отбору и направлению нормативных правовых актов Управления делами Президента Российской Федерации на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;
  • представляет в установленном порядке интересы Управления делами Президента Российской Федерации в судах и других органах;
  • представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в судах по вопросам, относящимся к компетенции Правового управления;
  • осуществляет систематизированный учет и хранение нормативных правовых актов;
  • осуществляет методическое руководство правовой работой организаций, входящих в систему Управления делами Президента Российской Федерации;
  • оказывает федеральным государственным гражданским служащим Управления делами Президента Российской Федерации и работникам организаций, входящих в систему Управления делами Президента Российской Федерации, правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции Управления делами Президента Российской Федерации;
  • подготавливает для Управляющего делами Президента Российской Федерации справочные материалы по законодательству;
  • редактирует проекты нормативных правовых актов;
  • подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления делами Президента Российской Федерации;
  • участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению Управляющего делами Президента Российской Федерации проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;
  • запрашивает у самостоятельных подразделений и организаций, входящих в систему Управления делами Президента Российской Федерации, в порядке, установленном Управлением делами Президента Российской Федерации, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации организациями, в том числе путем проведения проверок, в части вопросов, относящимся к компетенции Правового управления;
  • привлекает с согласия руководителей самостоятельных подразделений Управления делами Президента Российской Федерации федеральных государственных гражданских служащих этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых правовым управлением в соответствии с возложенными на него задачам и полномочиям;
  • участвует в работе комиссий, рабочих групп по вопросам, относящимся к компетенции Правового управления;
  • организовывает и проводит в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Правового управления, в том числе с участием представителей государственных органов и организаций, привлекает в установленном порядке для участия в них представителей самостоятельных подразделений Управления делами Президента Российской Федерации и подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации организаций;
  • ведет делопроизводство, готовит служебные письма, ведет переписку по вопросам, входящим в компетенцию Правового управления;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с приказами и распоряжениями Управления делами Президента Российской Федерации.

Начальник Правового управления: Сердитов Иван Николаевич

&nbsp Создано государственно-правовое управление президента РФ

Новый начальник ГПУ — Шахрай

На истекшей неделе Сергей Шахрай и его аппарат перебрались из Белого Дома в здание бывшего КПК по ул. Ильинке, отданное Государственно-правовому управлению президента (ГПУ).
По мнению наблюдателей, переезд на новое место улучшил настроение госсоветника , испорченное было событиями вокруг указов об МБВД (см. Ъ #3) и полученным накануне суровым предписанием ВС очистить помещение Белого дома до 20 января. Став начальником ГПУ, Шахрай расширил свой аппарат до 304 сотрудников, приобрел восемь этажей служебных помещений и несколько могущественных врагов из числа бывших друзей.
Обиженными могут себя считать по меньшей мере два сановника: министр юстиции РФ Николай Федоров, рассчитывавший самостоятельно вершить судебную реформу, и руководитель администрации президента РФ Юрий Петров, у которого отобраны в пользу ГПУ отделы развития федерации, национальных проблем, правоохранительных органов, вопросов обороны администрации президента России.
Начальник ГПУ уполномочен представлять президенту РФ проекты законов Российской Федерации, визировать тексты принятых законов РФ, указов и распоряжений президента и правительства перед их подписанием с использованием отлагательного veto, осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти РФ, направлять рекомендации для принятия мер; кроме того, он занимается вопросами помилования, гражданства, награждений.
Некоторое время в окружении Шахрая были модны разговоры о так называемых «тайном министерском заговоре», «теневом кабинете», готовящем переворот в правительстве с целью смещения Шахрая со всех его постов. Как предполагают эксперты Ъ, это служило исключительно целям тонкой рекламы нового ведомства ГПУ среди юристов.
Переманивание кадров, начатое Шахраем на этапе его ухода от дел ВС, отозвалось болью в сердцах руководителей парламента. С одной стороны, их гнетет ностальгия: «Без Шахрая мне туго» (Сергей Филатов), «А ведь было время — нас уже звали Шахрай Имранович Хасбулатов…» (Руслан Хасбулатов). А с другой — прочие нехорошие чувства: «Он увел с собой всех, кого только можно». По информации одного из председателей парламентских комитетов, сейчас команды парламентских экспертов на 80% состоят из специалистов-пенсионеров.
По словам бывшего члена Комитета ВС по законодательству Сергея Пашина, юристы любят общество Шахрая, считая его джентльменом, а разница в деньгах не велика: главный специалист комитета ВС получает 1300, начальник отдела ГПУ -1800. По существу, Шахрай пытается совместить в своем «надведомстве» романтизм депутатских законоисканий с чиновничьей дисциплиной, депутатам неприсущей. При этом возможна «перекачка» компетентных людей, привлеченных большим престижем работы в президентской структуре, что может интеллектуально обескровить Комитет по законодательству, прокуратуру, Арбитражный и Верховный суд, Минюст.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *