Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования

Библиографическое описание:

Шеховцова Ю. А., Зинаков Е. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13637/ (дата обращения: 10.12.2019).



Произведен краткий сравнительный анализ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года с государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации от 1996 года, а также с отдельными положениями Стратегии национальной безопасности США от 1999 года и 2015 года.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, военные угрозы, стратегия, контроль.

Одной из наиболее актуальных проблем развития экономики России является на сегодняшний день проблема ее экономической безопасности. О том, насколько актуальна эта проблема, можно судить по следующим данным (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы экономической безопасности государства

Индикатор

Пороговое значение (по методикеВ.К.Сечагова / С.Ю.Глазьева )

Фактическое значение (2015г.)

Доля инвестиций в основной капитал, в % к ВВП

25 / 25

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

7 / 7

13,3

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

8 / 8

15,7

Уровень монетизации, М2 на конец года в % к ВВП

50 / 50

39,7

Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции

15 / —

7,9

Как видно из таблицы 1, ряд индикаторов экономической безопасности нашей страны выходит за границы своих пороговых значений, а некоторые индикаторы (например, коэффициент фондов) превышают свое пороговое значение в 2 раза.

Значимым шагом на пути решения проблемы экономической безопасности России стало утверждение новой Стратегии экономической безопасности . Необходимость разработки этого документа назрела уже давно, поскольку предыдущая Стратегия экономической безопасности страны , утвержденная еще в 1996 году, очевидно, перестала отвечать современным вызовам и угрозам.

Неоспоримое преимущество новой Стратегии состоит в том, что в ней впервые обращено внимание на военно-политические угрозы экономической безопасности страны: «усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера». В качестве адекватного ответа на эти вызовы и угрозы Стратегия допускает использование «комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации».

Надо сказать, что до недавнего времени военным угрозам экономической безопасности в нашей стране должного внимания не уделялось. И это несмотря на то, что в западном общественно-политическом дискурсе по проблемам экономической безопасности на протяжении десятилетий преобладала воинственная риторика.

Так, в Стратегии национальной безопасности США 1999 года говорилось: «Мы будем делать все возможное для защиты этих интересов, в том числе, когда это необходимо и уместно, использовать нашу военную мощь в одностороннем порядке и решительно» . При этом к жизненно важным интересам США вышеупомянутая стратегия в числе прочего относила экономическое благосостояние американского общества, защиту энергетики, банковского дела и финансов. По словам профессора экономики Национального университета обороны США Дональда Лосмана, «это заявление свидетельствует о том, что Америка готова использовать военную силу для достижения экономических целей» . Похожее утверждение было сделано и Стратегии национальной безопасности США 2015 года: «Соединенные Штаты будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке, когда этого потребуют наши непреходящие интересы: … когда в опасности окажется наша жизнь и благосостояние» .

Итак, новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации предусматривает адекватные ответы на военно-политические вызовы и угрозы отечественной экономики. Помимо этого преимуществом данной Стратегии является то, что в ней впервые утверждается перечень индикаторов экономической безопасности, а также конкретизируется ответственность за ее выполнение. В частности, определяется орган государственной власти, обязанный разработать и впоследствии осуществлять меры по реализации Стратегии экономической безопасности (Правительство Российской Федерации), устанавливаются сроки разработки данных мер (3 месяца) и форма отчетности по итогам их осуществления (ежегодный доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению).

Вместе с тем есть отдельные направления, по которым вышеупомянутую Стратегию можно было бы усовершенствовать, например, перераспределить полномочия по осуществлению контроля ее реализации между органами государственной власти. В соответствии с утвержденной Стратегией указанные полномочия возложены на Правительство Российской Федерации, то есть на тот же самый орган, который отвечает ее выполнение. По сути, это означает не контроль, а самоконтроль. Представляется, что функцию контроля реализации Стратегии экономической безопасности целесообразно возложить на Счетную палату Российской Федерации, являющуюся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).

Еще одно актуальное направление, по которому можно было бы усовершенствовать вновь принятую Стратегию экономической безопасности, состоит в том, чтобы установить пороговые значения для предусмотренных этой Стратегией индикаторов. Дополнение перечня указанных индикаторов их пороговыми значениями повысит степень объективности оценки экономической безопасности государства, упростит процедуру контроля реализации Стратегии экономической безопасности, придаст конкретики этому документу.

Существует несколько способов определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Например, их можно установить:

– на среднемировом уровне;

– на уровне, достигнутом экономически развитыми странами;

– на уровне, обеспечивающем достижение некоторой цели.

Последний из перечисленных выше способов представляется нам наиболее предпочтительным. В качестве цели, достижению которой должно служить преодоление пороговых значений индикаторов экономической безопасности, считаем целесообразным принять создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть ту цель, на которую согласно Конституции Российской Федерации, должна быть направлена политика государства.

Вопрос о том, какие условия обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, так же, как и вопросы о сроках достижения этих условий, о количественно измеряемых признаках того, что они достигнуты, о пороговых значениях индикаторов экономической безопасности, преодоление которых обеспечит достижение вышеупомянутых условий, предлагается решить в два этапа.

Не первом этапе представляется целесообразным вынести указанные вопросы на обсуждение экспертного сообщества — специально созданной группы влиятельных политиков, экономистов, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Результатом экспертного обсуждения вышеназванных вопросов должны стать несколько альтернативных проектов программы реализации Стратегии экономической безопасности.

На втором этапе считаем необходимым вынести указанные проекты на всенародное обсуждение, по итогам которого принять один из них в качестве Программы реализации Стратегии экономической безопасности и приступить к ее выполнению.

Преимущества вышеизложенного подхода к обоснованию пороговых значений индикаторов экономической безопасности состоят следующем.

Во-первых, такой подход обеспечивает взаимную согласованность всех индикаторов экономической безопасности, преобразует их в стройную систему из хаотичного нагромождения показателей, улучшение одних из которых зачастую возможно только за счет ухудшения других.

Во-вторых, такой подход имеет ценный положительный побочный эффект — укрепление доверия общества к Стратегии экономической безопасности и мерам по ее реализации; доверия, без которого не обеспечить выполнение указанной Стратегии и без которого эта Стратегия рискует остаться на бумаге, как и большинство других документов стратегического планирования, принятых до нее. Повышение доверия общества к данному нормативно-правовому акту (в случае реализации предлагаемого подхода) будет обеспечено за счет вовлечения широких слоев населения в процесс принятия решений в области экономической безопасности. В самом деле, «доверие к закону укрепляется, если общество чувствует, что оно участвовало в работе над проектами законов или через своих представителей, или непосредственно» .

Итак, подведем краткие итоги.

  1. Уровень экономической безопасности Российской Федерации является на сегодняшний день неприемлемо низким.
  2. Существенное значение в укреплении экономической безопасности России имеет утверждение в 2017 году новой Стратегии экономической безопасности.
  3. Преимущества данной Стратегии перед ранее действовавшей Стратегией экономической безопасности 1996 года: учет военных угроз экономической безопасности, наличие перечня индикаторов экономической безопасности, конкретизация ответственности за ее выполнение.
  4. Для повышения эффективности реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности функцию контроля за ее осуществлением следует возложить на Счетную палату Российской Федерации.
  5. Для повышения степени объективности оценки экономической безопасности государства, упрощения процедуры контроля реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности и придания конкретики этому документу необходимо дополнить установленные им индикаторы их пороговыми значениями.

Литература:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 6.01.2018).

2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/ (дата обращения: 6.01.2018).

3. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. — М.: Астра семь, 1997. — 187 с.

4. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С. 4–17.

5. Российский статистический ежегодник. 2016: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2016. — 725 с.

6. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. — 2007. — № 6. — С. 36–37.

7. A National Security Strategy For a New Century. December 1999 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).

8. Losman D. Economic Security A National Security Folly? // Policy Analysis. — 2001. — August.

9. National Strategy Security. February 2015 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, Российская Федерация, Стратегия, пороговое значение индикаторов, экономическая безопасность государства, принятая Стратегия, национальная безопасность США, Счетная палата, вышеупомянутая Стратегия, военная сила.

1.Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации -является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

В частности, обеспечить:

-защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

-эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

-активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

2.Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов:

-расслоение общества на узкий круг богатых

-увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней

-рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

-задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

-усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

-отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

-низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

-свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

-завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

-рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

ВОЛКОВ С. П.
Оглавление

Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые проявляли себя в процессе создания, и проявляются в процессе функционирования.

Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование отрасли происходит преимущественно на товарных рынках, а управление осуществляется в жестких административных рамках — вплоть до вмешательства Правительства России.

В качестве особенности отметим специализацию в рамках специфики номенклатуры выпускаемой продукции, это ограничивает возможности усиления рыночной безопасности за счет межотраслевой диверсификации.

Отметим также, что принципиальной особенностью отрасли является отсутствие стратегических финансовых целей, обусловленное макроэкономической моделью, то есть механизм перераспределения доходов включается в налоговую систему на макроуровне. Также имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.

Следует иметь в виду, что отрасль отличает принципиальная невозможность монопольного использования бюджетных ресурсов, возможными вариантами использования бюджетных средств является предоставление бюджетных гарантий по обслуживанию целевых займов.

Функционирование отрасли осуществляется в условиях жесткой конкуренции с подобными отраслями в глобальном масштабе, что повышает угрозу экономической безопасности, а также усиливает необходимость регулирования условий функционирования субъектов отрасли на макроуровне.

Кроме этого имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части выделяемых средств на их стимулирование.

Перечисленные особенности отрасли национальной экономики существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности отрасли должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений.

Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики. Сама по себе категория экономической безопасности является достаточно новой и мало применяемой в теории и практике управления. Традиционное понимание безопасности чаще всего сводится к национальной безопасности, которая определяется как гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспечение национальных интересов граждан и страны.

Значительное количество определений понятия «экономическая безопасность» и смысловых значений, которые вкладывают в него авторы исследований, говорит о том, что, во-первых, имеется большой интерес к этой проблеме, во-вторых, об ее актуальности, а также о том, что пока еще нет единого категориального суждения. Видимо именно поэтому в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» отсутствует единое определение экономической безопасности.

Это свидетельствует о том, что исследования в данной области будут продолжены, а удовлетворяющее всех окончательное определение, на основе которого появится общая концепция, отражающая цели, задачи, структуру, функции, комплексы задач, обеспечивающие экономической безопасности в стране, ее национальной экономике и различных институтах — дело пусть недалекого, но будущего. Небезынтересно то обстоятельство, что понятие «экономическая безопасность» вошло в экономическую жизнь страны по мере становления рыночных отношений, и, как нам кажется, является следствием развития этих отношений. Во всяком случае, думается, что и мы имеем право на собственное суждение по этому вопросу, тем более что объект нашего исследования в значительной мере отличен от объектов исследований большинства авторов.

Среди разработок, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить «Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации», одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.1

Государственная стратегия развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности России с учетом национальных интересов в области экономики. Ее цель — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия включает 2:

  1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
  2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России.
  3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация упомянутой Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

Правительство РФ, в свою очередь, приняло Постановление «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ». В нем приведен перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности:

  1. сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов;
  2. предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
    • 2.1 снижение уровня неравномерности социально-экономического развития регионов;
    • 2.2 выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

Особое место в Стратегии отводится экономическим приоритетам страны, среди которых отмечается: стратегия экономики, структурные преобразования, финансовые и кредитно-денежные отношения, бюджетные приоритеты, научно-техническая политика, аграрная политика, ликвидация преступности, региональная политика, внешнеэкономическая деятельность, отношения со странами СНГ, сырьевая политика.

Сравнивая данные приоритеты с концептуальными основами экономической безопасности конкретной отрасли, можно убедиться в практически полном их соответствии. Это свидетельствует о том, что отрасль сама является комплексным инструментом обеспечения экономической безопасности страны (в рассматриваемом случае — экономики отрасли трубопроводного транспорта). В подавляющем большинстве разработок и публикаций, посвященных проблеме экономической безопасности:

  • а) речь идет об экономической безопасности как о синтетической категории политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, принуждения и агрессии, экономического суверенитета 3;
  • б) допускается весьма широкая интерпретация, как самого этого понятия, так и составляющих его понятий;
  • в) экономическая безопасность рассматривается как такое устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить: максимально возможное удовлетворение общественных потребностей; технико-экономическую и технологическую независимость, неуязвимость страны от внешних угроз и влияний; защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения текущих целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний;
  • г) наиболее общепринятое многими авторами определение экономической безопасности представляется в следующем виде: экономическая безопасность — состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития.

Из анализа литературных источников и разработок, посвященных проблеме экономической безопасности можно сделать один общий интересующий нас в контексте нашего исследования вывод. Основными объектами в разработках авторы избирают государство, общество, субъект федерации (регион), фирму, семью, личность, а в качестве обеспечения экономической безопасности функционирования этих объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, таких, например, как научно-техническая, экономическая, финансовая, политическая, социальная, информационная, правовая, военная, экологическая, культурная, криминологическая и т. п.

Примечательным является то обстоятельство, что ни в одной из известных авторам разработок по экономической безопасности в качестве объекта не избирается ни одна из перечисленных выше инфраструктурных систем, что объясняется явной недостаточной проработанностью проблемы экономической безопасности, а одновременно определяет перспективы исследования этой проблемы. Сказанное еще и еще раз убеждает нас в актуальности избранной темы исследования, посвященного экономической безопасности отрасли национальной экономики России.

Используя приведенные подходы к определению понятия экономической безопасности, попытаемся сформулировать таковое для отрасли национальной экономики. По нашему мнению оно может выглядеть так: под экономической безопасностью отрасли национальной экономики понимается экономическая защищенность отрасли и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.

Миссия отрасли состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции отрасли путем совершенствования технологических процессов, на основе снижения объемов бюджетного финансирования, в рамках государственной стратегии развития национальной экономики. Это означает, что если отрасль находится в состоянии развития, то основным критерием эффективности ее деятельности являются именно перечисленные выше факторы.

Необходимо отметить, что потребность в постановке проблемы экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к отрасли и, как следствие, всей национальной экономике. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести:

  • экономическую и политическую нестабильность;
  • несовершенство законодательства;
  • известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с отраслью;
  • диверсионную деятельность различных субъектов;
  • динамическую подвижность товарных рынков;
  • отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др.

К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления сбойных ситуаций, можно отнести:

  • ограниченные возможности по страхованию предпринимательских рисков;
  • отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников товарного рынка в России;
  • сложная система взаимосвязей между отраслями.

Следует сказать, что с понятием «экономическая безопасность» тесно связаны такие понятия как:

  1. Мониторинг состояния отрасли как инструмент предсказания, если возможно — предотвращения, а также минимизации потерь при возникновении сбойных ситуаций.
  2. Рациональные мотивационные схемы экономических стимулов для предприятий отрасли, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы в сфере основной деятельности.
  3. Нормативное обеспечение деятельности предприятий отрасли, которое дает им возможность существовать, действовать и развиваться в относительно стабильных и предсказуемых условиях в рамках обозримого временного интервала, а также в условиях относительной внешнеэкономической стабильности.

Ссылки

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)».
  2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. // Безопасность. 1994. №3.
  3. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. — М.: «Бек», 1995., с. 336.

Оглавление Версия для печати

ІV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах — участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется — Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три — пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три — пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 338.01

Б01: 10.17223/19988648/41/1

С.С. Серебренников, Е.В. Моргунов, С.М. Мамаев, И.А. Шерварли

О СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА1

В статье дан анализ основных направлений «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (2017 г.). Особое место в анализе уделено таким проблемам, как человеческое развитие, качество жизни населения, устойчивое развитие национальной финансовой системы, сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации на основе городских агломераций.

Ключевые слова: городская агломерация, качество жизни, народонаселение, пространственное развитие, Россия, стратегия, человеческое развитие, экономическая безопасность.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия) была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 208 13 мая 2017 г. Исходя из общих положений Стратегии, она направлена «на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения» и является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Предполагается, что реализация Стратегии будет осуществляется в два этапа: на 1-м этапе (до 2019 г.) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния; на 2-м этапе (до 2030 г.) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

В Стратегии экономической безопасности национальные экономические интересы сосредоточены в основном на обеспечении экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства. При этом

1 Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00716а «Исследование влияния рентных институтов формирования государственных финансов на качество жизни населения страны».

экономический суверенитет РФ расплывчато позиционируется как «объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств», а целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности (кроме непосредственно самого суверенитета) являются: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, и, к сожалению, только на последнем месте стоит повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

С нашей точки зрения, вызовы и угрозы экономической безопасности, очерченные в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, обладают слишком абстрактно-глобальным характером. Стратегия (особенно судя по приведенным показателям безопасности) больше направлена «вовне», а не на внутреннее развитие страны: на обеспечение единства экономического пространства России, повышение качества жизни народонаселения России. Так, например, согласно Стратегии, главные угрозы лежат в области глобального изменения климата, мировой политики, глобальной конкуренции, глобальных финансов, в области усиления колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, слабой вовлеченности российского несырьевого сектора в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости, обеспечения информационной безопасности России, использования странами мира военных и экономических методов влияния и т.п., а внутренним проблемам страны уделено значительно меньше внимания.

Не очень понятны пп. 6 и 9 вызовов и угроз экономической безопасности: «6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»»; «9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями». То есть, по мнению разработчиков Стратегии, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития — важная угроза национальной экономической безопасности России? Вроде и в самой Стратегии, и в других официальных документах, и в СМИ властные структуры ратуют за инновационное развитие страны, цифровую экономику и т.п.

Среди внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Стратегия выделяет, прежде всего, низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры; недостаточный объем

инвестиций в реальный сектор экономики, слабую инновационную активность, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточно эффективное государственное управление, коррупцию, высокую долю теневого сектора экономики, снижение человеческого потенциала и качества жизни россиян, а также неравномерность пространственного развития РФ, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.

При этом, согласно Стратегии, основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; устойчивое развитие национальной финансовой системы; сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ, укрепление единства ее экономического пространства; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики; обеспечение безопасности экономической деятельности; и опять же на последнем месте — развитие человеческого потенциала, т. е. развитие способности человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике.

Анализ Стратегии также показывает, что среди вызовов в сфере экономической безопасности мало место уделено критически высокому уровню зависимости многих отраслей российской экономики от импортной продукции. В основном в ней упор делается на проблемах разработки и внедрения современных технологий, стимулирование развития инноваций как отдельного сектора экономики, без его «растекания» по другим секторам (п. 18). При этом доля импортных товаров в структуре потребления по ряду отраслей выше 50%, а временные успехи импортозамещения, достигнутые в некоторых отраслях, закрепить не удалось: краткосрочные преимущества от девальвации рубля, санкций и контрсанкций не были подкреплены преобразованиями, которые бы стали основой долгосрочного роста.

Среди основных задач, касающихся обеспечения устойчивого развития национальной финансовой системы, особенно государственных (общественных) финансов, стоит особо выделить ряд взаимосвязанных направлений. Это развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение достаточной нормы накопления; развитие механизмов и инструментов инвестиционно-ориентированной государственной финансовой политики. В этой связи хотелось бы напомнить, что существует два главных источника формирования и инвестиционного распределения государственных (общественных) финансов — это прежде всего налоги и рента (доход от госсобственности). Однако рассмотрение ренты как дохода от госсобственности делает неправомерным

ее рассмотрение как части прибыли, превышающей средний или нормальный уровень, т.е. сверхприбыли . Основное экономическое преимущество ренты перед налогами как основы формирования государственных финансов страны заключается в том, что не деформируются предпринимательские стимулы в обществе . Государство не отнимает чужую собственность (доход от нее), а реализует свои и общественные интересы за счет собственного дохода.

При этом ренту можно перераспределять двумя способами: внутри государственного бюджета — путем перечисления ренты в качестве доходных статей государственного бюджета и затем распределения данных средств по статьям расхода госбюджета; вне государственного бюджета — путем аккумулирования ренты в специальном внебюджетном общественном фонде, полностью независимом от государственного бюджета. Как показывает мировой опыт, последний способ наиболее предпочтителен, особенно с точки зрения реализации государственной инвестиционной политики, а также повышения уровня и качества жизни населения. Ярким примером трансформации горной ренты в различные виды квазиренты является фонд будущих поколений (Постоянный фонд) Аляски .

Россия — самая большая, но одна из самых «неосвоенных» стран мира, поэтому как с точки зрения национальных экономических интересов, так и политических возможностей пространственно-экономическое развитие страны должно стать приоритетным. Среди основных задач (п. 20 Стратегии экономической безопасности) следует особо выделить совершенствование национальной системы расселения и создание условий для развития городских агломераций, при этом совершенно не нужно создавать мега-агломерации, приоритетность — малые и средние агломерации.

В этой связи следует понимать, что изначально города возникли как «элитарные» поселения. Первыми его жителями были служители культа, правители, воины и обслуживающие их купцы, ремесленники и т. п., иногда, как в Киевской Руси, происходило совмещение части этих функций. Остальное население было «неэлитарное», воспринималось как «низшее сословие». Например, на Руси — это прежде всего свободные крестьяне, смерды (зависимые крестьяне), т.е. население, занятое в сельском хозяйстве и выполняющее различные услуги (слуги). Все это изначально и определило, что город обеспечивает своим жителям более высокий уровень и качество жизни по сравнению с другими (сельскими) поселениями. При этом и внутри современного города также идет дифференциация населения по уровню и качеству жизни: ни «правители», ни «купцы», ни «ремесленники», ни «слуги», ни «холопы» никуда не делись, лишь расширились и отчасти мимикрировали под более «политкорректные» названия.

Также изначально город был генератором хозяйственного разнообразия, за исключением формально сельского хозяйства и животноводства. Однако это не совсем верно, город как минимум выступал покупателем продуктов сельского хозяйства и животноводства. В этой связи советская политика создания моногородов и нынешняя мировая апологетика «города

услуг» изначально порочна — противоречит сущности города — обеспечение экономического развития и повышение уровня и качества жизни населения.

Отдельный вопрос о так называемых глобальных городах. Как уже отмечалось, изначально города — это центры управления и развития подвластной территории. Главные города становились столицами государств. Превращение города в «глобальный город», ничего реально не производящего и живущего глобальными, международными, но не национальными интересами, подрывает национальную (экономическую) безопасность государства, на территории которого он находится.

В то же время рост городов обусловлен ростом разнообразия хозяйственной деятельности, вернее, они взаиморазвивают друг друга, но рост конкретного города пределен — по людности и хозяйственной деятельности, а также по отношению ко всей другой территории страны и другим поселениям: концентрация населения в узком ряде городов может привести к деградации всей остальной территории страны, а затем и самих этих городов. Выходом из «ловушки сверхкрупных городов» может стать как раз агломерация, а точнее их сеть по всей территории страны, т.е. формирование общетерриториального опорного каркаса городского расселения . Здесь стоит также вернуться к тезису «город — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством». Как выше отмечалось, городская агломерация — это главным образом городские поселения, но не обязательно — они могут, а вернее должны включать в себя и сельские поселения (сельские агломерации).

Что касается человеческого потенциала, то Стратегия (п. 23) предлагает следующие направления его развития: совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства; развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях; профессиональная ориентация граждан; снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов; совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (human development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам А. Сена. В своих исследованиях ученый использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными». При этом доход, согласно концепции человеческого

развития, — это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчет о развитии человечества», первый из которых был подготовлен в 1990 г. группой исследователей под руководством Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит в первую очередь из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью . При этом основным показателем оценки человеческого потенциала (развития) выступает индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 г. индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия. Согласно этому индексу страны делятся на четыре большие категории: с очень высоким, высоким, средним и низким уровнем человеческого развития. Конечно, ИЧР не безупречен, но он признан ООН и по сравнению с другими оценочными индексами относительно объективен. Так, согласно «Human Development Report 2016» первое место (ИЧР = 0,949) заняла Норвегия, последнее, 188-е место (ИЧР = 0,352), — Центрально-африканская Республика; Россия (ИЧР = 0,804) входит в число стран с очень высоким уровнем индекса, но при этом занимает 49-е место из 51 . Для сравнения: согласно «Докладу о человеческом развитии 2014», ИЧР России был равен 0,778 (57-е место), т.е. РФ входила в число стран с высоким уровнем человеческого развития .

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года подкреплена 40 показателями состояния экономической безопасности. Эти показатели (как и вся Стратегия) в основном имеют глобально-ориентированный или макроэкономический характер; при этом они на данный момент слабо структурированы по направлениям. Например, валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности), доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля показателей, ориентированных на анализ непосредственно качества жизни народонаселения России, составляет в Стратегии не более 17%. Среди них можно выделить: уровень инфляции, коэффициент напряженности на рынке труда, долю населения трудоспособного возраста в общей численности населения, долю граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения), долю работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, уровень преступности в сфере экономики. К тому же в Стратегии экономической безопасности полностью отсутствуют показатели, характеризующие пространствен-

ное расселение и агломерирование населения, например, плотности (людности) населения и т.п., а также отсутствует и сам индекс человеческого развития, и его составляющие (по странам мира и по субъектам РФ).

Вместо заключения: в целом в качестве основного недостатка Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года стоит отметить слабую взаимосвязь ее частей, когда есть вызов и угроза, но нет задач ее нейтрализации; или есть задача, но нет ни одного целевого параметра, мониторинг которого мог бы характеризовать состояние исполнения этой задачи; называя угрозы, Стратегия не анализирует их причины, поэтому это скорее тактика, а не стратегия, направленная на решение проблем, а не на преодоление их причин. Правда, Стратегия подразумевает последующую проработку и уточнение (расширение и т.д.) системы показателей.

В то же время, не оспаривая значимости глобальных, макроэкономических, пространственных и отраслевых факторов, вызовов и угроз обеспечения экономической безопасности России, стоит отметить следующее. Стратегия экономической безопасности РФ рассчитана именно на период до 2030 года, иначе говоря, имеет среднесрочный характер; многие глобальные экономические и другие вызовы и угрозы, отмеченные в Стратегии, плохо поддаются управлению на национальном российском уровне. К тому же, исходя из самой логики обеспечения национальной экономической безопасности, Стратегия должна предлагать меры, прежде всего направленные на усиление «независимости» страны от глобальной экономической системы. А самое главное, как не один раз отмечали и международные, и отечественные исследования: расширение возможностей человеческого развития, его реализации в росте человеческого капитала, повышение качества народонаселения, качества и уровня жизни населения страны — залог социально-экономического развития страны, и в частности обеспечения ее национальной экономической безопасности. И мы надеемся, что в ходе реализации Стратегии в виде непосредственно федеральных и региональных программ, а также в ходе реализации комплексных планов научных исследований (КПНИ) и прежде всего КПНИ «Прогнозирование вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации» (ФАНО России, ряд институтов РАН, в том числе ИСЭПН РАН) человеческое развитие, качество жизни и их показатели станут приоритетными направлениями государственной политики России в области обеспечения ее экономической безопасности.

Литература

1. Моргунов Е.В., Жуковская Л.В. Рента как основа государственных финансов // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (25 октября 2016 г., Москва) / АНО «Совет по вопросам управления и развития», ИСЭПН РАН ; отв. ред. В.В. Локосов. М. : Акварель, 2016. 120 с.

2. Моргунов Е.В., Мамаев С.М. Развитие городов через призму качества жизни населения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 26-42.

3. Моргунов Е.В., Мигранова Л.А., Мамаев С.М. Уровень и качество жизни городского населения (итоговый отчет): Исследование развития городов через призму уровня и качества жизни населения. М. : ИСЭПН РАН, 2016. 30 с.

4. Моргунов Е.В., Томилина Е.Е. Фонд будущих поколений как правовой институт трансформации рентных доходов (на примере постоянного фонда Аляски) // Право и юридическая реализация / под ред. С.Г. Киселева. М. : МАКС Пресс, 2015. 332 с.

5. Моргунов Е.В., Чернявский С.В. Политика национального интереса как альтернатива либерализму // Управление. 2014. № 3. С. 57-61.

6. Народонаселение современной России: воспроизводство и развитие / под ред. проф. В.В. Локосова. М. : Экон-Информ, 2015. 411 с.

7. Чернявский С.В. Критика «сверхприбыльной концепции» природно-ресурсной ренты // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 18. С. 102-105.

8. Чернявский С.В. Недостатки использования НДПИ с плоской шкалой и направления его совершенствования // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 136-139.

9. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

10. Доклад о человеческом развитии 2014. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ hdr14_a_full_rus_21-01-15_0.pdf, 2015.

11. Human Development Report 2016. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_ human_development_report.pdf, 2017.

kva) // ANO «Sovet po voprosam upravleniya i razvitiya», ISEHPN RAN . M.: Akvarel’, 2016. — 120 s.

5. Morgunov E.V., CHernyavskij S.V. Politika nacional’nogo interesa kak alternativa lib-eralizmu // Upravlenie. 2014. №3. S.57-61.

6. Narodonaselenie sovremennoj Rossii: vosproizvodstvo i razvitie / Pod red. prof. Loko-sova V.V. M.: EHkon-Inform, 2015. — 411 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Doklad o chelovecheskom razvitii 2014. : http://hdr.undp.org/sites/default/files/ hdr14_a_full_rus_21-01-15_0.pdf, 2015.

11. Human Development Report 2016. : http://hdr.undp.org/sites/default/files/ 2016_human_development_report.pdf, 2017.

For referencing:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *