Определение частного и публичного сервитута

Точная формулировка термина «сервитут» дана в ст. 274 ГК России. В соответствии с ней, сервитут — это возможность ограниченно пользоваться соседским земельным наделом, но обязательно при наличии объективных причин.

На практике, сервитут — письменное соглашение, имеющее добровольный характер, которое подлежит государственной регистрации как и любое другое ограничение права. Т.е. предоставить сервитут можно только добровольно: этот тезис прописан как основное и неизменное условие регистрации права сервитута.

Это определение справедливо и для публичного сервитута с той лишь разницей, что соглашение о частном обременении устанавливается между гражданами в своих интересах, а о публичном — между муниципалитетом или органом госвласти для удовлетворения общественных или государственных нужд.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка может устанавливаться как за уплату соразмерной суммы или без неё (зависит от решения соседа-землевладельца).

При установлении обременения на надел права его владельца не исчезают: он также может распорядиться им в соответствии со своими нуждами. К тому же, при перемене владельца надела обременение переходит к нему на прежних условиях.

Порядок государственной регистрации сервитута на земельный участок

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав. Для того, чтобы подать заявление на госрегистрацию обременения на земельный надел, нужно обратиться с собранными по установленному перечню документами самостоятельно или (передав своё право) через представителя в Росреестр.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Воспользовавшись сервисом, предоставляемым Почтой. При выборе этого варианта потребуются некоторые финансовые затраты: отправление должно быть с описью вложения, заявление — распечатано, заполнено по правилам, удостоверено, а все отсылаемые копии документов — также соответствующим образом заверены;
  2. Придя на приём к специалисту в МФЦ. Уже на этом этапе некоторые заявители готовы оплатить недешёвые услуги поверенного из-за опасения длительных очередей и нехорошего отношения со стороны сотрудников учреждения. Эта позиция не оправданна: внутренний регламент говорит о правиле приёма заявителя в течении 15 мин. после регистрации его в электронной очереди (получения талона). А оценить уровень профессионализма обслуживающего специалиста можно воспользовавшись специальным сервисом, информация о котором размещена на столе каждого сотрудника.

Инициировать процедуру госрегистрации может любая сторона достигнутого соглашения. Стоимость процедуры госрегистрации для физлиц составляет 1 500 руб., для юрлиц — 6 000 руб.

Предельное время осуществления госрегистрации обременения — 7 раб. дней. При обращении в МФЦ срок увеличится ещё на 2-3 дня.

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав.

В этот срок специалистом Росреестра может быть утверждено одно из нескольких вариантов результата:

  • успешная регистрация;
  • отказ в дальнейшем проведении госрегистрации;
  • прекращение регпроцедуры.

Какие документы нужно предоставить?

Вместе с заявлением регистратору понадобятся следующие документы:

  • паспорта сторон соглашения об обременении надела;
  • квитанция об оплате полного размера госпошлины (не обязательна);
  • само добровольное соглашение об обременении;
  • документ судебного органа — если владелец надела не желает участвовать в заключении соглашения;
  • бумага о согласии иных заинтересованных граждан (например, супруга/супруги землевладельца);
  • техническая документация на надел (может понадобится регистратору);
  • доверенность (если участвует поверенный); и т.д.

Разграничение границ земельных участков проводится совместно с соседями-смежниками, но случается и так, что межевание соседи не подписывают, тогда инициаторам межевых работ придётся действовать иным путём.
Обязательно ли проводить межевание земельного участка . Это важный вопрос для землевладельцев.

Причины приостановления регистрации сервитута

Положения закона N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» включают в себя перечень обстоятельств, наличие которых ведёт к приостановлению госрегистрации:

  • лицо, записанное в заявлении как владелец надела, им не является либо его права ограничены;
  • подавшее заявление лицо — не сторона соглашения;
  • если новое обременение будет преградой реализации уже существующих прав;
  • если законодательством не предусмотрен такой вид обременения;
  • документы на регистрацию поданы не все;
  • поданные документы — подделки или очень старые;
  • документы содержат визу неправомочного специалиста;
  • ответ на межведомственный запрос специалиста не поступил к нужному сроку или оказался отрицательным;
  • если выяснится, что в Росреестр уже поданы документы для перехода прав на тот же надел, или установления над ним какого-либо ограничения;
  • если соглашение об обременении будет признано недействительным решением полномочного органа;
  • сделка является ничтожной;
  • если регистратор получит акт полномочного органа арест надела;
  • если информация из документов расходится с данными из ЕГРН;
  • если при уведомлении землевладельца о проведении госрегистрации обременения окажется, что соглашение он не подписывал.

Мнение юриста по поводу сервитута за пользование земельным участком:

Регистрация обременения — приобретение возможности пользоваться чужим наделом, соблюдая нормы права.

О порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Статья 274 ГК РФ устанавливает такой вид вещного права как сервитут, который представляет собой право ограниченного пользования земельным участком, обременяющее чужой земельный участок и устанавливаемое либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Сервитут необходим для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, обеспечения водоснабжения и мелиорации, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут по аналогии с иными вещными правами (арендой, ипотекой) на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в виде ограничения (обременения) земельного участка и вступает в силу после такой регистрации. Наличие зарегистрированного в установленном порядке сервитута имеет существенное значение при совершении сделок с земельными участками, например, при переходе права собственности на земельный участок покупатель будет уведомлен об ограничении в использовании приобретаемого земельного участка. Статья 23 Земельного кодекса РФ закрепляет два вида сервитута — публичный и частный.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи заявителем при государственной регистрации сервитута может быть либо собственник земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, но последний в обязательном порядке должен предоставить соглашение о сервитуте. Основаниями для регистрации частного сервитута могут быть либо соглашение между лицами, владеющими смежными земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. При регистрации публичного сервитута основанием является заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок. Обязательным приложением к документам основаниям и заявлениям является кадастровый паспорт, на котором обозначена сфера действия сервитута или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

В документах об установлении сервитутов должны быть указаны его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого установлен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он установлен (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) обоих соседних участков. Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации. Об этом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *