Содержание

Черный щебень, это вид строительного материала, получаемый путем дробления различных горных пород, валунов, гравия, и обработанный в дальнейшем, специальными вяжущими составами.

В качестве вяжущих материалов используют битумы и дегти, а также эмульсии, изготовленные на их составе. Широкое применяется при строительстве дорог и аэродромов.

Документом, регламентирующим условия по приемке и испытаниям, методом подбора состава и контроля за ним, транспортировке и хранению, а также технические характеристики, строительных материалов для дорожного строительства, в том числе и черного щебня, является Межгосударственный Стандарт – ГОСТ 30491-2012 «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.».

Виды чёрного щебня

Чёрный щебень

Черный щебень подразделяется на фракционный, различающийся по размеру зерен, и рядовой – когда разделение на фракции не выполняется.

Фракционный различается по размеру на:

  • Крупный – размер зерен составляет от 40,0 до 70,0 мм;
  • Средний – размер зерен от 20,0 до 40,0 мм;
  • Мелкий – размер зерен до 15 мм.

По температуре изготовления, фракционный и рядовой, различаются на:

  • Горячий – изготавливается при температуре от 120,0 до 160,0 *С.

Для приготовления используются битумы типов БНД, БН и СГ, и деготь Д-6.

Температура укладки – 100,0 – 120,0 *С.

  • Теплый – изготавливается при температуре от 80,0 до 120,0 *С.

Для приготовления используются битумы типов БНД и БН, а также деготь Д-5.

Температура укладки – 60,0 – 100,0 *С.

  • Холодный – изготавливается при температуре окружающего воздуха, с использованием специальных установок, как теплый и горячий, а также непосредственно на месте выполнения работ.

При использовании эмульсий – нагрев не выполняется, при использовании битума СГ или МГ, а также дегтя Д-3 (4) – нагрев производят до температуры 90,0 – 120,0 *С.

Укладку выполняют после остывания.

Плотность — это важный параметр, характеризующий свойства материала, от которого зависит прочность сооружаемого объекта. Для определения этого параметра определяется соотношение веса материала (черного щебня), к его объему – объемная масса, измеряемая в кг/м3 или т/м3.

Средний, удельный вес черного щебня составляет 2,9 т/м3.

Изготовление и использование

Укладка асфальта с чёрным щебнем

Процесс изготовления материала выполняется на асфальта-бетонных заводах (АБЗ), за исключением процесса производства холодного типа с использованием эмульсий, в смесительных установках различной конструкции (принудительное или свободное перемешивание).

При изготовлении черного щебня, как правило, используются горные породы, с пределом прочности от 80,0 Мпа. Соотношение щебня и вяжущих веществ, составляет 96 – 98/4 -2 %, соответственно.

Использовании данного материала, при строительстве дорог и покрытий иного назначения, широко распространено на практике. Для укрепления укладываемых слоев – применяется способ заклинки.

При устройстве заклинки, используется щебень мелкой и крупной фракции, которые смешиваются перед укладкой на поверхность. При смешивании фракций, мелкие зерна щебня укладываются между крупными, благодаря этому, после выполнения трамбовки, поверхность становится ровной и прочной.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы материала

Преимущества использования:

  1. Способность выдерживать внешние нагрузки и не создавать трещин в уложенных слоях покрытия.
  2. Устойчивость к продольным сдвигам покрытия.
  3. Сопротивляемость созданию скольжения.
  4. Возможность длительного хранения.
  5. Эластичность, способность уплотняться.
  6. Все сезонность выполнения работ по укладке.

Недостатками являются:

  1. Водопроницаемость.
  2. Продолжительные сроки формирования покрытия, которые зависят от времени года и погодных условий.

Кроме то, что черный щебень используется при строительстве автомобильный дорог и аэродромов, его часто используют при устройстве тротуаров, дорожек, площадок и мест отдыха, а также при устройстве отмостки у жилых и общественных зданий.

Что представляет собой черная щебенка?

Черная щебенка относится к смесям продуктов дробления и отсева горных пород и минеральных и органических вяжущих материалов. Они имеют широкую сферу применения, наиболее востребованной областью является дорожное строительство. При небольшом росте цены в сравнении с обычными марками эта разновидность отличается повышенной долговечностью, влаго- и износостойкостью. Процесс изготовления считается несложным, при наличии специального оборудования их можно получить в домашних условиях, но при высоких требования к рабочим характеристикам предпочтение отдается продукции с заводским качеством.

  1. Классификация и описание
  2. Область использования
  3. Цена за кубометр с доставкой

Что это такое, разновидности

Материал получают путем обработки вяжущими составами изверженных, осадочных и метаморфических пород, продуктов переработки отходов металлургии и речного гравия со стандартным размером. Доля пропитывающих веществ варьируется в пределах 1,5-4,5 % (чем меньше зерна, тем выше расход) и с пенетрацией от 60 до 250, чаще всего они имеют органическую основу. Для улучшения их подвижности также вводят ПАД и минеральные присадки (от 1 до 3 %). Изготавливают в смесителях барабанного типа, оснащенных нагревателями и системами опрокидывания, время приготовления зависит от рецепта и фракций.

В зависимости от способа производства и методов укладки различают следующие виды черного щебня:

  • Горячий – получаемый при температуре вяжущего в районе 120-160 °C и укладываемый около 100-120 (материал должен слегка остыть). Для пропитки в данном случае используются среднегустеющие битумы СГ, БНД, БН или деготь Д-6. Из всех разновидностей эта является самой дорогостоящей, 1 м3 обходится не менее 2500 рублей.
  • Теплый – на основе дорожных нефтяных битумов или дегтя Д-5, подогретых до 80-120 °C и образующих покрытие при 60-100. По аналогии с предыдущим укладывается незамедлительно, для исключения прилипания к кузову при транспортировке стенки обрабатывают смазочными составами.
  • Холодные – не подогреваемые в процессе изготовления щебень или гравий, пропитываемые медленно и среднераспадающимися эмульсиями, жидкими битумами и дегтем Д-3. Эти марки характеризуются минимальной адгезией, при организации правильных условий хранения они лежат без слипания до 4-6 месяцев, при необходимости их можно купить заранее.

Отдельную группу представляет темный щебень природного происхождения – дробленный мрамор, долерит (куски горных пород насыщенного серого и черно-зеленого цвета) и аналогичные разновидности, используемые преимущественно в декоративных целях. Их цена варьируется от 2500 до 4500 рублей за 1 м3, применение этих марок в общестроительных работах экономически нецелесообразно.

Требования к наполнителю регламентированы ГОСТ 8267 и 3344, минимально допустимая марка морозостойкости составляет F15, доля зерен с неправильной формой не должна превышать 35%. Прочность зависит от целевого назначения и основы и варьируется от М300 до М1200. Объемный вес такого щебня определяется этими же факторами и достигает 2,6 т/м3.

Величина адгезии напрямую связана со способом изготовления: черные горячие и теплые смеси в этом плане выигрывают у холодных. Данный материал обладает хорошей водостойкостью, износостойкостью, битумное покрытие держится не менее 4-6 лет.

Сфера и нюансы применения

Основной областью использования является дорожное строительство. Хорошие результаты при этом достигаются при укладке разных фракций: крупных – первым слоем, более мелких, расклинивающих – верхним. Пропитанные битумами или дегтем смеси обладают хорошими гидроизоляционными свойствами, что объясняет их востребованность при обустройстве фундаментов зданий на участках с рисками подтапливания. К важным условиям технологии относят укладку в сухую и теплую погоду, идеальными сезонами считаются весна и ранняя осень.

Черный декоративный щебень и блестящий гравий (природного происхождения или окрашенные разновидности) применяются в ландшафтных проектах. Пропитанные битумами марки подходят для обустройства дорожек, на участках с большой проходимостью укладываются горячие и теплые смеси, с малой достаточно холодных. Темный цвет редко используют в качестве основного, максимальный декоративный эффект достигается при комбинировании оттенков.

Стоимость материала

Минимальная стоимость м3 при условии самовывоза – 2000 рублей. Ориентировочные расценки с учетом доставки в пределах 30-40 км приведены в таблице:

Тип, состав Размер фракций, мм Цена за 1 м3, рубли
Черный гранитный щебень, пропитанный БНД 60/90 (содержание битума 6%) 5-10 3370
10-20 3150
20-40 2960

>
Всё об асфальтировании / Справочник / Черный щебень

Общие сведения о черном щебне

Черный щебень (черная щебеночная смесь) — искусственный дорожно-строительный материал, получаемый путем смешения гранитного, гравийного или известнякового щебня с вязкими или жидкими органическими вяжущими компонентами (нефтяным дорожным битумом, битумной эмульсией или дегтем).

Не следует путать с черным щебнем так называемый «терриконовый или угольный щебень» (получаемый при переработке шахтных угольных отвалов), а также окрашенный декоративный щебень или асфальтовую крошку (фрезерованный или дробленый асфальтобетонный гранулят).

Назначение и область применения черного щебня

Основным назначением черных щебеночных смесей является устройство конструктивных элементов дорожной одежды: дорожных оснований и нижних слоев дорожного покрытия. В некоторых случаях черная щебеночная смесь может использоваться для создания верхних слоев дорожного покрытия (временных проездов и технологических дорог), а также в качестве материала для поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий.

Применяется черный щебень при строительстве дорог I–V категории, проведении ямочного и капитального ремонта автомобильных дорог, при асфальтировании подземных паркингов и автостоянок, пешеходных переходов и других закрытых от попадания влаги и прямых солнечных лучей объектов. Помимо дорожного строительства, различные виды чернощебеночных смесей могут применяться в гидротехнической отрасли и гражданском строительстве.

Типовой состав и технология производства черных щебеночных смесей

Типовой состав черной щебеночной смеси включает два основных компонента: минеральный наполнитель в виде щебня и органическое вяжущее вещество.

  • В качестве минерального наполнителя используют фракционированный щебень следующих фракций: 5(3)­­­-10 мм, 10–20 мм, 15–20 мм, 20–40 мм, 40–70 мм, а также смеси указанных фракций 5–20 мм и 5–40 мм.
  • В роли вяжущего могут выступать дегти (марок Д-5 и Д-6), вязкие или жидкие нефтяные дорожные битумы различных марок, а также битумные эмульсии прямого и обратного типа (и их сочетания).

Существует две технологии приготовления черных щебней: «методом смешения» и «методом пропитки».

  • «Метод смешения» — технология приготовления черного щебня путем смешивания составных компонентов смеси в асфальтосмесительной установке принудительного перемешивания. Мелкозернистый черный щебень (до 15 мм) готовится исключительно в смесителях принудительного перемешивания. Средне- и крупнозернистая чернощебеночная смесь (от 20 мм), в некоторых случаях, может готовиться в барабанных смесителях.
  • «Метод пропитки» — технология приготовления черного щебня непосредственно на месте проведения работ, путем розлива вяжущего компонента по поверхности уплотненного щебеночного слоя.

Принципиальное отличие «метода смешения» от «метода пропитки» заключается в том, что в первом случае щебень принудительно смешивается с вяжущим в смесительной установке, после чего самосвалами доставляется к месту проведения работ и укладывается. Во втором же случае, уже уложенный и уплотненный слой щебня обрабатывается вяжущим компонентом с целью его пропитки на определенную глубину.

Классификация черного щебня

По размеру фракции

  • Крупнозернистый — фракция 20–40 мм или 40–70 мм.
  • Среднезернистый — фракция 10–20 мм.
  • Мелкозернистый — фракция 5(3)–10(15) мм.
  • Смешанный — 5–20 мм и 5–40 мм (смесь вышеуказанных фракций).

Указание размера фракции щебня, как правило, отражается числовым значением в наименовании марки черной щебеночной смеси, например: ЩЧР-10 — фракция 5–10 мм, ЩЧР-20 — фракция 10–20 мм.

По температуре смеси

  • Горячий черный щебень — готовится при температуре 120–160 °С, укладывается при 100–120 °С. Технология приготовления горячей смеси включает просушивание щебня, нагревание щебня и вяжущего, их дозирование в смесительную установку и перемешивание. Дорожные основания и покрытия из горячей чернощебеночной смеси укладываются в сухую погоду весной не ниже +5 °С, осенью — не ниже +10 °С.
  • Теплый черный щебень — готовится при температуре 80–120 °С, укладывается при 60–100 °С. Устройство дорожных покрытий и оснований с применением теплой чернощебеночной смеси осуществляется в сухую погоду при −5…−10 °С (в зависимости от скорости ветра).
  • Холодный черный щебень — может готовиться с нагреванием или без нагревания (зависит от типа вяжущего), укладывается в холодном состоянии при температуре смеси равной температуре окружающего воздуха. Дорожные работы с применением холодных чернощебеночных смесей проводятся в сухую погоду весной не ниже +5 °С, осенью — не ниже +10 °С. В отличие от горячего и теплого черного щебня, который должен укладываться сразу после приготовления и доставки на объект, холодная смесь может храниться несколько месяцев.

Применение черного щебня в дорожном строительстве

Для создания дорожных оснований

Существует два способа устройства дорожных оснований с применением черных щебеночных смесей: «с расклинцовкой» и «без расклинцовки».

Расклинцовка («метод заклинки») — последовательное расклинивание крупных фракций щебня более мелкими. Фракция 20–40 мм расклинивается фракцией 10–20 мм, которая в свою очередь расклинивается фракцией 5–10 мм. Таким образом, получается трех- или четырехслойное разнофракционное основание, при этом в качестве основной может выступать фракция 40–70 мм.

Без расклинцовки производится устройство оснований с использованием смешанной фракции 5–20 мм или 5–40 мм.

Порядок осуществления работ по устройству чернощебеночного основания «с расклинцовкой» следующий:

  1. Обработка подстилающей поверхности вяжущим (жидким битумом или эмульсией) с помощью автогудронатора.
  2. Распределение по поверхности и уплотнение основной фракции черного щебня 20–40 мм.
  3. Распределение по поверхности и уплотнение расклинивающей фракции 10–20 мм.
  4. Распределение по поверхности и уплотнение второй расклинивающей фракции 5(3)–10(15) мм.

В качестве основной, допускается применение фракции 40–70 мм, если толщина слоя более 8 см. В этом случае, первой расклинивающей фракцией будет 20–40 мм, второй — 15–20 мм или 10–20 мм, третьей — 5(3)–10(15) мм.

Распределение черной щебеночной смеси по поверхности осуществляется с помощью самоходного, прицепного, полуприцепного или навесного щебнераспределителя (или обычного асфальтоукладчика).

В случае приготовления черного щебня на месте проведения работ «методом пропитки» (а не доставки готовой смеси в самосвалах), укладывается не готовая чернощебеночная смесь, а обычный щебень. После распределения и уплотнения каждого слоя, следует его обработка вяжущим при помощи самоходного гудронатора. Укладка щебня может осуществляться бульдозером, автогрейдером или щебнераспределителем.

Для устройства нижних слоев дорожного покрытия

Черные щебеночные смеси используются для создания нижнего подстилающего слоя дорожного покрытия при строительстве новой дороги или в качестве нижнего выравнивающего слоя в процессе ремонта дорожного полотна. Для этих целей применяют черный щебень фракции 5–10, 10–20 и 20–40 мм (фракция 40–70 мм не применяется). Типовая толщина чернощебеночного слоя дорожного покрытия составляет от 40 до 80 мм.

Для устройства верхних слоев дорожного покрытия

Одним из основных недостатков присущих черному щебню является его низкая водонепроницаемость. В связи с этим, данный материал практически не используют для устройства верхних слоев дорожного покрытия.

Черный щебень в качестве материала для асфальтирования (как правило, мелкозернистый марки ЩЧР-10) допустимо применять при устройстве покрытий на объектах защищенных от дождя и прямых солнечных лучей. К таким объектам могут относится подземные пешеходные переходы, подземные парковки и автостоянки, закрытые технологические площадки, ангары и др.

Использование черной щебеночной смеси в качестве материала для устройства верхних слоев, допустимо также на дорогах 3-4 технических категорий (например, лесовозных дорог) и для укрепления дорожных обочин.

Для поверхностной обработки асфальтированного покрытия

Мелкозернистый черный щебень фракции 5(3)–10 мм применяется для обработки литых асфальтобетонных покрытий «методом втапливания». Процедура поверхностной обработки является заключительным этапом общего цикла работ по укладке литой асфальтобетонной смеси и осуществляется с целью придания дороге требуемых фрикционных характеристик (шероховатости и заданного коэффициента сцепления).

Технологически процесс поверхностной обработки «методом втапливания» сводится к равномерному распределению по поверхности и запрессовке (втапливанию) черного щебня в уже уложенную литую смесь.

Помимо устройства литых асфальтобетонных покрытий, черный щебень применяется при создании тонких защитных микропокрытий устраиваемых из мелкозернистых смесей с помощью битумощебнераспределителей.

I.
НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

ГОССТРОЙ УССР

КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 6 см ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ, УКЛАДЫВАЕМОГО В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ

КТ-17.0-10.11-75

Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.

Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.

Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.

Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).

Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда — в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).

Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).

КТ-17.0-10.11-75

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР

КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 6 см ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ, УКЛАДЫВАЕМОГО В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ

РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2

ВЗАМЕН КТ-0.0

1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве основания толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном состоянии самоходным распределителем Д-337А и тремя дорожными самоходными гладковальцовыми катками.

1.2. Показатели производительности труда

№ п.п.

Наименование показателей

Величина показателя

по карте

по ЕНиР

Выработка на 1 чел.-день, м2 основания

Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия, чел.-час.

4,21

5,48

Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается за счет применения навесных распределителей щебня, увеличивающих производительность труда по сравнению с ручной россыпью в 8 — 10 раз, рационального размещения исполнителей. Производительность труда возросла на 28 %.

II. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ

2.1. Основание под черный щебень, укладываемый в холодном состоянии, должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка черного щебня в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.

2.2. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки черного щебня по основанию равномерно (без пропусков) разливают жидкий битум классов СГ или МГ любой марки в количестве 0,5 — 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1 — 1,5 л/м2. Новые незагрязненные основания, устроенные с применением органических вяжущих, вяжущими не обрабатывают.

2.3. Холодный черный щебень следует использовать только при положительных температурах воздуха: весной не ниже +5 °С и осенью за 15 — 20 дней до спада среднесуточных температур ниже +10 °С.

2.4. Основания из холодного черного щебня требуют дополнительного ухода и уплотнения под движением (необходимо регулировать движение автомобилей и осуществлять подкатку и мелкий ремонт в течение 15 — 20 дней при сухой теплой погоде и достаточной интенсивности движения не менее 500 авт./сутки).

2.5. Для перевозки черного щебня следует использовать автосамосвалы с металлическим кузовом, внутренние стенки и дно которых во избежание прилипания к ним щебня предварительно обрабатывают мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.

2.6. Перед укладкой щебня проверяют наличие паспорта на холодный черный щебень, в котором указаны вид щебня, время отправки и количество.

2.7. Холодный черный щебень вывозят на место работ раздельно по фракциям.

2.8. Скорость катков в начале уплотнения рекомендуется в пределах 1,5 — 2 км/ч, а после 5 — 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 — 5, для виброкатков — 2 — 3, для катков на пневматических шинах — 5 — 8 км/ч.

2.9. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).

III. ИСПОЛНИТЕЛИ И ОРУДИЯ ТРУДА

3.1. Состав исполнителей:

Машинист самоходного распределителя щебня Д-337А 5 разр. (М-1) — 1

Машинист легкого катка 5 » (М-2) — 1

Машинист тяжелого катка 5 » (М-3, М-4) — 2

Асфальтобетонщик 5 » (А-1) — 1

Дорожный рабочий 1 » (Д-1) — 1

3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь

№ п.п.

Наименование

ГОСТ, № чертежа

Количество, шт.

Самоходный распределитель щебня Д-337А

СТУ 76-1474-64

Распределитель каменной мелочи Д-336

СТУ 76-1472-63

Каток дорожный самоходный массой 10 — 12 т

ГОСТ 5576-74

То же, массой 5 т

ГОСТ 5576-74

Жаровня передвижная

Гладилка

Утюг металлический

Котел битумный передвижной емкостью 100 — 300 л

СТУ 82-277-62

Брусья упорные из древесины хвойных пород (при необходимости)

ГОСТ 9685-61*

70 — 100 м

Костыль металлический

50 — 60

Грабли металлические

Лейка

Лопата стальная строительная

ГОСТ 3620-63

Кувалда кузнечная тупоносая

ГОСТ 11401-65*

Шаблон с уровнем

Линейка металлическая измерительная

ГОСТ 427-75

Ведро

Рейка металлическая

Проволочная щетка (метла)

3.3. Расход материалов на устройство 1000 м2 основания толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном состоянии:

Щебень черный 20 (25) — 40 мм по СНиП IV-45……………………………….

Щебень черный 10 — 20 (25) мм……………………………………………………….

Битум жидкий………………………………………………………………………………… 0,72 «

1 Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом 2,5 — 2,9 т/м3 (в числителе) и 3 т/м3 и более (в знаменателе).

IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

4.1. При устройстве основания из черного щебня, укладываемого в холодном состоянии, выполняются следующие операции: подготовка основания; устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ); транспортировка черного щебня; распределение по основанию основного слоя щебня (20 — 40 мм); первая предварительная укатка основного слоя; расклинивание верхней части основного слоя мелким щебнем 10 — 20 мм; окончательная укатка покрытия.

4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.

4.3. Организация рабочего места

М-1 — М-4; А-1 — А-6, Д-1 — места нахождения рабочих; 1 — автосамосвал; 2 — самоходный распределитель щебня Д-337А; 3 — легкий каток; 4 — автосамосвал с навесным распределителем щебня; 5 — тяжелый каток; 6 — механическая щетка.

4.4. График трудового процесса

V. ПРИЕМЫ ТРУДА

№ п.п.

Наименование операций, их продолжительность, исполнители и орудия труда

Характеристика приемов труда

Подноска и установка боковых упоров;

23 мин;

А-3, А-5;

брусья упорные с комплектом костылей, шнур льнопеньковый крученый, лопата стальная строительная, кувалда кузнечная тупоносая

А-3 и А-5 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание

Прием щебня 20 — 25 (40) мм и его распределение;

7 мин;

А-3, М-1;

лопата стальная строительная

А-3 подает сигнал на подход автосамосвала, доставляющего щебень; находясь у приемного бункера распределителя, помогает выгрузке щебня, наблюдает за тем, чтобы в бункер не попадали посторонние предметы, могущие вызвать поломку рабочих органов распределителя щебня, подает сигнал на отход автосамосвала, ведет учет поступающего щебня. М-1 распределителем рассыпает и уплотняет щебень, следит за тем, чтобы он всегда был в бункере

Выявление дефектных мест;

10 мин;

А-1;

Линейка металлическая, шаблон с уровнем

После подкатки черного щебня легким катком (2 — 3 прохода по одному следу) А-1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси дороги несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места

Исправление дефектных мест;

17 мин;

А-1, А-2, А-3, А-4, А-6, Д-1;

грабли металлические, лопата стальная строительная

А-1, А-2, А-3, А-4, А-6 и Д-1 исправляют дефектные места: А-1 и А-2 слегка взрыхляют граблями поверхность дефектных мест. А-3, А-4, А-6, Д-1 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях, заполняют щебнем образовавшиеся пустоты на стыках двух полос после распределения щебня распределителем на всю ширину проезжей части

Предварительное уплотнение основного слоя щебня 20 (25) — 40 мм;

23 мин;

М-2

После проверки качества укладки основного слоя черного щебня и исправления дефектных мест М-2 по указанию А-1 приступает к укатке уложенного слоя. Уплотнение основного слоя щебня начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 — 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения скорость катка рекомендуется в пределах 1,5 — 4 км/ч (4 — 5 проходов по одному следу). В результате первой (предварительной) укатки все частицы щебня занимают устойчивое положение, но полного уплотнения не наступает, и пористость сохраняется

Распределение щебня 10 — 20 (25) мм навесными распределителями;

15 мин;

А-4, А-2, А-6;

лопата стальная строительная, метла

Водитель автосамосвала ведет машину с навесным распределителем щебня, а А-2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением щебня (примерно 1 м3 на 100 м2). Слегка касаясь поверхности уложенного слоя, рассыпной щебень механической щеткой наметается в пустоты первого слоя. Щебень сначала наметают к середине, а затем — от середины к краям. А-4 и А-6 метлами поправляют отдельные места

Окончательное уплотнение покрытия;

23 мин;

М-3, М-4

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 5. Количество проходов тяжелого катка по одному следу примерно 10 — 12

Контроль качества;

5 мин;

А-1;

рейка металлическая, шаблон с уровнем, линейка металлическая измерительная

А-1 (бригадир) проверяет качество покрытия из черного щебня, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок, ровность основания и соответствие поперечных уклонов проектным

Черный щебень: что это такое, удельный вес, плотность

Щебень – это строительный материал, который имеет искусственное происхождение. Его получают при мелком помоле гравия, гальки, валунов и горных пород. Для получения вторичного материала используют метод переработки строительного мусора. Сюда можно отнести бетон, кирпич и асфальт. Этот материал сегодня очень востребован в области строительства, ведь сложно себе представить любую строительную смесь, в которой бы отсутствовать этот компонент. Применяют эти составы для возведения фундамента, при оштукатуривании поверхностей и возведении несущих конструкций. При выборе изделия очень важно обращать внимание на его технические характеристики, одной из которых остается объемный вес.

Объемный вес по фракциям

Так как щебень обладает шероховатой поверхностью, то для него характерна отличная сцепка раствором, полученным из цемента и песка. В результате этого представленное изделие просто незаменимо при строительстве оснований, железнодорожных насыпей, при строительстве дорог.

Плотность щебня – это один из самых главных параметром, от которого в конечном итоге и зависит прочность. Этот критерий вычисляется, как отношение веса к объему, который занимает материал. Таким образом мы сможем узнать сколько весит куб щебня. Единицы измерения у этого продукта – кг или т на м3.

Показатель объемной массы для щебня различен и зависит от того, какую горную породу используют для получения материал. Например, 1 м3 гранита имеет массу 2600 кг, а плотный известняк – 2700-2900 кг. Такое различие в весе объясняется различным количеством примесей доломита и остальных минеральных составляющих.

Между зернами щебнями присутствует воздух. По этой причине 1 м3 с пустотами может обладать массой, которая будет равна объему неизмельченной горной породы. В результате этого и применяют такой показатель, как насыпная плотность материала. Под этим физическим показателем подразумевают отношение общего веса к объему, который он занимает в природном виде. Именно от фракции зависит плотность, ведь, чем мельче зерна, тем выше объемная масса. можно найти таблицу с фракциями щебня по Госту.

На видео – объемный вес щебня:

Кроме этого, плотность учитывают в следующих случаях:

  1. При наборе прочности бетонного раствора. Чем выше плотность, тем меньше понадобиться цемента. В результате удастся сэкономить денежные средства.
  2. В период транспортировки. Чтобы вычислить грузоподъемность и потребность в транспорте с учетом размеров его кузова.
  3. Во время хранения и складирования. В этом случае плотность позволяет определить габариты хранилища.

Узнайте, при какой температуре можно класть кирпич.

можно прочитать, что лучше: бревно или клееный брус?

Размеры полуторного полнотелого кирпича: https://resforbuild.ru/kirpich/kladochnyj/polutornyj-razmer.html.

Чтобы подсчитать значение объемной массы, необходимо задействовать в процесс особые емкости, объем которых должен составлять до 50 л. Кроме этого, тара должна обладать определенной формой. Эти емкости отправляют на взвешивание до и после наполнения с высоты 1м, а также выравнивания на ровне с его верхом. Одним из важных показателей при этих замерах будет являться коэффициент уплотнения.

Полученная от этих результатов разница и принимает участие в вычислениях. Здесь нужно будет ее поделить на объем емкости. В конечном итоге вы сможете получить насыпную плотность щебня, выраженную в кг/м3. После проведения такого опыта все данные отравляют в паспорт качества партии. Проводить все эти исследования необходимо в специальной лаборатории, где имеются все условия и необходимое оснащение.

Основные отличия щебня от гравия можно узнать в этой статье.

Показатель объемной массы для щебня различной фракции имеется свой:

  1. Гранитный –20-40 – 1370-1400 кг/м3, 40-70 – 1380-1400 кг/м3, 70-250 — 1400 кг/м3.
  2. Габбро-диабаз – 1440-1580 кг/м3;
  3. известняковый –10-20 – 1250 кг/м3, 20-40 – 1280 кг/м3, 40-70 — 1330 кг/м3;
  4. Гравийный –0-5 – 1600 кг/м3, 5-20 – 1430 кг/м3, 40-100 – 1650 кг/м3, больше 160 – 1730 кг/м3;
  5. Шлаковый – 800 кг/м3;
  6. Керамзитовый – 20-40 – 210-340 кг/м3, 10-20 – 220-440 кг/м3, 5-10 – 270-450 кг/м3;
  7. Вторичный – 1 200-3 000 кг/м3.

Во время помола щебня для получения необходимых фракций плотность материала примет среднее значение между зернами мелкого и среднего размера. В этом случае объемная масса может составить 1,6 т/м3. здесь нужно в обязательном порядке принимать во внимание сыпучую форму изделия, которая зависит от фракции щебня и называется насыпная плотность.

Во время определения нужного объема материал для выполнения определенных строительных работ применяют объемную массу изделия в сухом виде. Теперь параметр будет носить название насыпной массы. В случае проведения предварительных расчетов принимают среднее значение насыпного веса: объем 1 м3= 1.6 тонны.

Таблица насыпной массы на один куб

Таблица 1 – Насыпная масса щебня по фракциям

Фракция Насыпной вес 1 м3
0-5 мм 1,50 т
0-40 мм 1,53 т
3-10 мм 1,45 т
5-20 мм 1,37 т
20-40 мм 1,41 т
20-60 мм 1,45 т
20-90 мм 1,48 т
40-70 мм 1,47 т

Удельный вес щебня можно посмотреть по ссылке.

Плотность черного и цветного щебня

Сегодня в сфере строительства большим спросом пользуется щебень таких видов, как декоративный. Он может принимать самый различный окрас: черный, бордовый, синий. Придать нужный оттенок удается благодаря красителям, которые добавляются в его состав. Причем под красителями стоит понимать вяжущий компонент требуемого цвета. Именно благодаря современным технологиям рассматриваемый материал может приобретать самые различные цветовые решения. Служит такой материал для обустройства надгробий, клумб, газонов. В результате этого удается выполнить самые различные рисунки и надписи.

Про то сколько кубов щебня в кубе бетона можно узнать .

На фото – щебень фракции 20 40:

И цветной, и черный щебень можно получить, используя отходы строительства. Например, не применяемый бетон удается раздробить и изготовить, таким образом, новый щебень необходимой фракции, который после можно окрасить в любой цвет.

Черный щебень – это строительный материал, который может быть фракционным или рядовым. Его классифицируют с учетом способа производства и укладки на теплый, холодный и горячий.

По размеру гранул черный щебень может быть:

  • крупный – 40-70 мм (необходимо расклинивания), можно посмотреть плотность щебня фракция 40 70;
  • средний – до 20-40 мм (оптимальные габариты), также смотрите коэффициент уплотнения щебня фракции 20 40;
  • мелкий – до 5-15 мм (крошка, применяемая в составах смесей).

Холодный вид щебня служит для проведения ремонтных мероприятий при обустройстве дорог. Теплый и горячий вид используют во всех остальных случаях. Кроме этого, для черного щебня показатель плотности может достигать 2 600-З 200 кг/м3, а показатель прочности — от 80 Мпа.

Щебень – это строительный материал, основным критерием качества которого остается его плотность. Именно объемную массу так важно учитывать при выборе этого изделия. Благодаря этому вы сможете правильно подобрать изделие для проведения строительных мероприятия, а также правильно подобрать место, в котором он сможет храниться. Возможно, вам также нужна информация о технических характеристиках щебня по госту 8267 93.

Что такое черный щебень

Технология приготовления черного щебня позволяет снизить водопоглощение раздробленных горных пород и увеличить их износоустойчивость и адгезию. Этот стройматериал используется для обустройства оснований, укладки дорог и декоративных площадок, создания асфальтобетонных смесей. Он имеет черный цвет из-за обработки битумными или дегтярными эмульсиями, другие свойства (размер фракций, лещадность) остаются практически неизменными. Средний объемный вес такого щебня варьируется от 1,6 до 2,6 т/м3, марка прочности — от М300 до М1200, конкретный выбор зависит от вида строительных работ.

  1. Что собой представляет?
  2. Ассортимент
  3. Параметры и свойства
  4. Где используется
  5. Цены

Описание материала

Для изготовления применяются раздробленные горные породы, которые обволакиваются органическими вяжущими при особом температурном режиме. Обработка происходит в асфальтосмесительных установках с принудительным типом действия или во вращающихся барабанах. В зависимости от вида технологии, щебень и вяжущее проходят нагрев и просушку, либо просто перемешиваются в холодном состоянии (при этом применяют эмульсии). Процентная доля жидкой или вязкой органики в обоих случаях редко превышает 4 %. Полученный горячим способом черный щебень чаще всего используется сразу, при необходимости хранения его обязательно охлаждают и обрабатывают специальными составами. Наполнитель, пропитанный эмульсиями, тоже разделяется на складируемый и быстроукладываемый, каждая марка имеет свой срок хранения.

Виды

Исходя из размера фракций, различают:

  1. крупный — 40–70 мм;
  2. средний — от 20 до 40;
  3. мелкий — в пределах 5–15.

Первая разновидность требует расклинивания, вторая является наиболее популярной, а последняя представляет собой крошку, входящую в состав смесей или укладываемую в качестве верхнего слоя. В зависимости от вида обрабатываемого сырья и прочности, черный щебень разделяется на: базальтовый (от М800), из осадочных, изверженных и метаморфических минералов (от М300). В некоторых случаях он изготавливается из гравийных пород, но такой наполнитель уступает в износостойкости и водоустойчивости щебню. Более низкое качество черного гравия объясняется плохой сцепляемостью битума и гладкой поверхности. Поэтому он стоит дешевле, а для улучшения сцепления в состав вводят раздробленные породы.

В зависимости от технологии изготовления черный гравий и щебень разделяют на:

  • Холодный. Производится с помощью битумных и дегтевых распадающихся эмульсий.
  • Теплый. Изготавливается на основе нефтяных битумов, нагретых до 80–120 °C, укладывается при 60–100.
  • Горячий. В данном случае термическую обработку проходит и щебень и вяжущее (до 120–160 °C), для создания покрытия нужен материал с температурой не ниже 100.

Особенности и характеристики

При покупке обращают внимание на прочность черного битумного щебня, размер фракций, объемный вес и состав. В зависимости от способа изготовления, каждая марка укладывается при определенных температурных условиях. Холодный щебень хранится лучше, но уступает в водонепроницаемости и износоустойчивости. Чем глубже проникает в черный наполнитель вяжущее, тем выше его сцепляемость, и тем труднее его беречь (попросту слипается, даже будучи охлажденным).

Сфера применения

Материал считается оптимальным для проведения дорожно-строительных работ. В данном случае, вначале засыпается крупнофракционный наполнитель, затем с помощью катков — более мелкий. Пропитанный битумом щебень, уложенный по способу заклинки, создает долговечное, прочное и стойкое к износу покрытие. Такая технология укладки требует контроля толщины каждого слоя и температуры материала. Также распространенной практикой является засыпка этого щебня в качестве подушки при возведении зданий на участках с высоким риском подтапливания грунтовыми водами.

Стоимость

Состав Марка прочности Размер фракций, мм Цена за 1 т, рубля
Гранит, битум нефтяной дорожный 60/90 М1200 5–10 3 350
10–20 3 100
20–40 2 900
Гравий, битумная эмульсия М800 1 100

Не нужно путать обработанные битумом раздробленные породы с черным декоративным щебнем — долеритом, который представляет собой высокопрочный минерал магматического происхождения, образующий глянец при контакте с водой. Последнее качество очень ценится в ландшафтном дизайне, но из-за редкости долерит дорогой — от 4250 рублей за 1 кг. Цена обычного щебня или гравия зависит от прочности и размера фракций. Материал можно купить в мешках или в тоннах. Если необходимо узнать стоимость м3, то следует разделить сумму за 1 т на переводной коэффициент (объемный вес).

Свойства, виды и область применения черного щебня

Черные щебни относятся к материалам, широко применяемым в дорожном строительстве и при сооружении различных транспортных узлов, где необходимо создание прочной, водонепроницаемой и одновременно пластичной подложки с защитными функциями. Это композиция из природного щебня и нанесенных на него связующих синтетического, полусинтетического и натурального происхождения. В последнее время в этой роли все меньше используются натуральные битумы, заменяемые продуктами перегонки нефти.

Существует три основные технологии работы с черным щебнем — горячая и теплая предполагают изготовление материала на специальном оборудовании, холодная рассчитана на смешивание связующего со щебнем непосредственно на месте укладки.

Особенности и преимущества материала

Для придания материалу заданных свойств его разогревают, после чего наносят горячий битум, деготь или иную вязкую композицию. В результате получается масса, обладающая ценными в дорожном строительстве качествами:

  • пластичность при укладке, возможность хорошего уплотнения при соблюдении технологии;
  • защита от воды за счет образования на щебне прочной пленки после застывания;
  • эффективное схватывание частиц за счет высокой адгезивной составляющей массы;
  • способность готового слоя сохранять форму, не растрескиваться под нагрузкой длительное время.

При строительстве особо нагруженных магистралей, взлетных полос и других ответственных объектов таким образом достигается эффект долговечности и предсказуемости поведения полотна.

Технологии изготовления и укладки покрытия из черного щебня

Процесс изготовления, требования к составу черного щебня и конечные характеристики продукта устанавливаются ГОСТ 8267 и 3344, испытания проводятся на соответствие характеристикам Межгосударственного стандарта ГОСТ 30491-2012. Разница между свойствами композиции и технологией ее укладки зависит от применения определенных связующих и метода изготовления. В зависимости от этих особенностей принято разделять черный щебень на типы:

  • горячей технологии — вяжущее разогрето до 120 – 160 °C, укладка производится при 100 – 120 °C, пропитка выполняется битумами среднегустеющей группы и дегтем;
  • теплой технологии — на щебень наносятся нефтяные битумы или деготь марки Д-5 при разогреве до 80 – 120 °C и последующей укладке с минимальным промежутком времени и температурой 60 – 100 °C;
  • холодной технологии — пропитка осуществляется без предварительного подогрева с помощью жидких битумов и дегтя Д-3.

Холодный черный щебень приобретает большую ценность в случаях, когда необходимо длительное время хранить материал перед использованием. Композиция не слипается, в отличие от теплого и горячего щебня, она может пролежать в условиях крытого склада до полугода. Однако адгезивные свойства этого состава намного ниже, поэтому он используется с ограничениями, когда есть возможность сэкономить за счет подбора материала с учетом пониженной расчетной нагрузки на полотно.

Характеристики и плотность черного щебня

Соотношение пропитки и каменной составляющей черном щебне находится в пределах 2 – 4,5 % связующего. Плотность черного щебня напрямую формирует условия для успешного выполнения задачи — создания долговечного полотна. Для расчета берется отношение массы материала к объему после завершения пропитки. В процессе укладки сначала используются более крупные крупные и средние фракции (40 – 70, 20 – 40), после чего выполняется расклинивание полотна мелким материалом и окончательная укатка. Исходный гранитный щебень должен иметь показатель морозостойкости не менее F15 циклов. Оптимальные показатели прочности подбираются из широкого диапазона от М300 до М1200.

Контроль качества черного щебня

Вопрос:

Автодороги. Черный щебень. Формирование, испытание на водонасыщение. С помощью каких нормативных документов и какая методика?

Ответ:

При строительстве дорожных покрытий и оснований с использованием черного щебня проводят операционный контроль качества, в ходе которого:

— не реже одного раза в 10 смен по ГОСТ 8269.0 определяют зерновой состав каждой фракции щебня (пункт 4.3.); при обработке щебня битумными эмульсиями не реже одного раза в смену после выпадения осадков определяют влажность щебня по ГОСТ 5180, п.2;

— не реже одного раза в смену после окончания подготовки вяжущего определяют глубину проникновения иглы при 25(о) С по ГОСТ 11501 и температуру размягчения вязкого органического вяжущего по ГОСТ 11506или вязкость жидкого вяжущего по ГОСТ 11503;

— не реже одного раза в 10 смен по ГОСТ 52128 определяют однородность эмульсии (п.7.4), содержание в ней битума (п.7.2).

При приемочном контроле контролируют:

температуру черного щебня в кузове каждого автомобиля непосредственно после его загрузки;

по результатам испытаний одной пробы из каждой партии черного щебня определяют содержание вяжущего по ГОСТ 12801 и показатель стекания органического вяжущего по ГОСТ 31015; партией считается количество черного щебня одного состава, выпущенного одной установкой в течение одной смены, но не более 1000 т.

Таким образом, перечислены все возможные показатели, по которым испытывают черный щебень.

Испытание на водонасыщение — не проводится.

Вопрос некорректный.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *