Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ
(ред. от 18.07.2019)
«Об охране озера Байкал»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Принят

Государственной Думой

2 апреля 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал

1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории

1. Байкальская природная территория — территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

2. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:

центральная экологическая зона — территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;

буферная экологическая зона — территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;

экологическая зона атмосферного влияния — территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

3. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал

1. Решение об установлении или изменении границ Байкальской природной территории и экологических зон — центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния, границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению являются текстовое и графическое описания местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, водоохранной зоны и рыбоохранной зоны озера Байкал с перечнем координат характерных точек таких границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

2. Органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы исполнительной власти Иркутской области, органы исполнительной власти Забайкальского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обеспечивают информирование населения Байкальской природной территории о границах Байкальской природной территории, в том числе о границах экологических зон, и об особенностях режима экологических зон.

Статья 4. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава II. РЕЖИМ ОХРАНЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:

приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

обязательности государственной экологической экспертизы.

Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

2. На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

3. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Водный режим озера Байкал

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние устанавливаются следующие требования к водному режиму озера Байкал:

режим наполнения и сработки озера Байкал определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрет на повышение уровня воды в озере Байкал выше максимальных значений и снижение уровня воды в озере Байкал ниже минимальных значений, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений

В целях охраны байкальских омуля, нерпы и других видов водных животных, а также видов водных растений, распространенных только в озере Байкал (далее также — эндемичные виды водных животных и растений), за исключением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти определяются допустимый объем вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, сбора эндемичных видов водных растений, сроки вылова байкальского омуля и перечень орудий его вылова, сроки добычи байкальской нерпы и перечень орудий ее добычи, а также сроки сбора эндемичных видов водных растений.

Особенности охраны, вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, а также сбора эндемичных видов водных растений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяются территории традиционного природопользования.

2. Отношения, возникающие в связи с использованием земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования на Байкальской природной территории, регулируются законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах

Пользование земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах гражданами и юридическими лицами осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне

1. В центральной экологической зоне запрещаются:

1) сплошные рубки;

2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

2. При воспроизводстве лесов в центральной экологической зоне воспроизводство ценных лесов обеспечивается в приоритетном порядке.

3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в центральной экологической зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне

1. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне.

2. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.

Глава III. НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ

ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА УНИКАЛЬНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ

СИСТЕМУ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал

1. Для Байкальской природной территории устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и совершенствуются на основании данных научных исследований.

3. Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, утверждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал

1. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.

В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I — III классов опасности.

2. Количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.

Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ

Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал

Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти.

Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории

Основой для осуществления хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории являются комплексные схемы охраны и использования ее природных ресурсов, разрабатываемые и утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов

Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов на Байкальской природной территории осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал

Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, осуществляющими соответственно федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал

1. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

2. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал

1. Финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал

Федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию межмуниципальных целевых программ в области охраны озера Байкал, а также участвуют в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области охраны озера Байкал.

Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам обеспечивается доступ к информации в области охраны озера Байкал.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с гражданским, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

1 мая 1999 года

N 94-ФЗ

Судебная практика и законодательство — Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об охране озера Байкал»

Приказ Минприроды России от 23.06.2016 N 361 Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов

27. В лесах, расположенных на Байкальской природной территории при проведении мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов запрещается использование пестицидов в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4563, ст. 4590; 2011, N 48, ст. 6732; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387).

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2019)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 626 «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2016 — 2017 годах»

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить в 2016 — 2017 годах:

максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал в период средней водности на отметках соответственно 457 и 456 метров (в тихоокеанской системе высот);

Приказ Росводресурсов от 20.11.2015 N 244 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Богучанского водохранилища

2. Требования водопотребителей к уровням и расходам воды в нижнем бьефе Богучанского гидроузла обеспечиваются за счет водных ресурсов вышележащих водохранилищ, режим работы которых регламентируется Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5030; 2002, N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4563, ст. 4590; N 48, ст. 6732; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387), и оперативными указаниями Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее — Енисейское БВУ).

Приказ Росприроднадзора от 23.10.2015 N 849 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» («Российская газета», N 90, 12.05.1999);

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» («Российская газета», N 91, 13.05.1999);

Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007»

— Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства РФ, 3 мая 1999 г., N 18, ст. 2220);

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» («Российская газета», N 205, 16 сентября 1992 г.);

Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 N 63 Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал

Допустимый вылов (добыча) байкальского омуля, нерпы регулируются статьей 8 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2001, N 1, ст. 2; 2001, N 53, ст. 5030; 2002, N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5279; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 1, ст. 17), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2009 N 531 «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 26, ст. 3205).

<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»)

Закон N 94-ФЗ — Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;

Закон N 191-ФЗ — Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28.06.2014 N 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».».

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

<Письмо> Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий»

Кроме того, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9).

Федеральный закон об охране озера Байкал

Уникальные природные объекты, представляющие научную ценность, в обязательном порядке защищаются государством. В ФЗ № 94 рассматривается особенности охраны озера Байкал. С 1996 года оно внесено в список Всемирного Наследия.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»

Описание федерального закона № 94

Органы государственной власти разработали документ, отвечающий за природную неприкосновенность данной зоны, — ФЗ №94«Об охране озера Байкал», вступившего в силу с 01.05.1999.

В законопроекте определена территория, подлежащая охране: на ней запрещена покупка и продажа участков земли, осуществляется контроль за состоянием озера. Рассмотрены в документе аспекты организации туристической деятельности, определены границы пределов воздействия вредных факторов на экосистему.

Основные положения

В первой главе закона об охране озера Байкал содержатся 3 статьи, описывающие его основные положения:

  • правовое регулирование охранной деятельности, включающее в себя источники контроля (нормативный правовой акт и ФЗ РФ) и приоритет правил и ограничений;
  • экологическое зонирование: в статье указаны граница территории, выделены зоны (центральная, атмосферного влияния и буферная). Порядок деления на зоны установлен Правительством РФ;
  • территориальные границы, водоохранные и рыбоохранные зоны, которые контролируются органами власти — Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальский край. В их обязанности входит информирование населения о границах территории и обеспечение ее охраны.

До 01.01.2005 в 1 главе закона «Об охране Байкала» присутствовала статья 4, которая была отменена.

Допустимая норма вредных воздействий на среду Байкала

Так как основная задача закона — это сохранение территории в первоначальном виде, то в главе 3, включающей в себя статьи 13 и 14, рассмотрены нормы по вредным воздействиям на озеро Байкал.

В статье 13 содержится информация об установлении нормативов, ограничивающих воздействие на экосистему: описаны инстанции, решающие организационные вопросы, следящие за исполнением закона.

Важно! Нормативы по допустимым вредным воздействиям на среду и методы их утверждения могут совершенствоваться на основе научных исследований.

В обязанности органов исполнительной власти входит разработка и утверждение перечня веществ, способных нарушить экологическую обстановку на охраняемой территории. Их классифицируют на следующие категории:

  • умеренно опасные;
  • опасные;
  • высоко опасные;
  • особо опасные.

Нормативы по охране разрабатываются с учетом класса веществ и степени их влияния на экологическую среду озера, описаны в статье 14.

Согласно 1 пункту, по результатам научных исследований должен быть установлен максимально допустимый объем выброса ядовитых веществ, а также методы утилизации и размещения отходов.

Важно! Отходы 1-3 класса запрещено размещать в центральной экологической зоне.

Во 2 пункте статьи 14 описаны максимально разрешенные объемы выброса опасных и высоко опасных веществ на охраняемой местности. Их количество не должно превышать границы объема при изъятии водных ресурсов с объектов. Общая концентрация веществ согласно требованиям, не превышает нормативов, разработанных для каждой экологической зоны.

Текст закона

Программа по охране озера Байкал предусматривает ограничение любых видов деятельности, способных нарушить экологическую обстановку на территории: химическое загрязнение отходами или вредными веществами, физическое изменение температурных режимов воды или стоков в озеро. Не допускается загрязнение Байкала путем разведения биологических объектов, не принадлежащих экологической системе данной территории.

Все животные и растения, проживающие на охраняемой территории, подлежат охране. Органы исполнительной власти контролируют объем и правила добычи и охоты, устанавливают сроки их проведения. Подлежит контролю и оружие, использующееся охотниками. Исключен отлов животных и сбор растений, занесенных в Красную книгу.

Рубка и изъятие лесного фонда на территории запрещена. Исключением являются выборочные санитарные рубки, организованные органами власти.

Важно! Лица, нарушившие ФЗ № 94 об охране озера Байкал, подлежат к административной, гражданской или уголовной ответственности, согласно законодательству РФ.

При обнаружении на природной территории хозяйственных объектов, признанных экологически опасными, проводится их ликвидация или перепрофилирование в соответствии с порядком, утвержденном законодательством Российской Федерации.

Финансирование законопроекта происходит за счет федерального бюджета или других источников, установленных законодательством субъектов РФ.

Редакция законопроекта проводилась 28.12.2013. В результате работы были внесены следующие изменения:

  • название и содержание 3 статьи было дополнено информацией о границах водоохранной и рыбоохранной зон;
  • дополнен 2 пункт статьи 11, содержащий информацию о запрете перевода земель лесного фонда из центральной зоны в другие категории. В результате изменений было сделано исключение для территорий, находящихся под особой охраной.
  • в 1 части 14 статьи указываются объемы выбрасываемых веществ. После редакции внесен запрет на размещение в центрального экологической зоне отходов, относящихся в 1–3 классу опасности;

В старой редакции статья 17 содержала описание процесса и особенности экологической паспортизации хозяйственных объектов на охраняемой территории. Изменения от 2013 года — это смена предмета рассмотрения. Им стал государственный учет объектов, способных негативно влиять на окружающую среду Байкала.

Федеральный закон позволяет сохранить первоначальный вид территории и ее экологическую среду. За его нарушение лицо привлекается к ответственности согласно преступлению.

«Об охране озера Байкал», закон Российской Федерации и проблемы его реализации

Принятие данного закона явилось результатом многолетней работы ученых, специалистов различного профиля, производственников, управленцев и представителей самых широких кругов общественности. Однако содержание закона определяет самые общие принципы и требования к охране уникального природного объекта и хозяйственной деятельности в пределах его природной территории, которая включает акваторию озера, его бассейн и земли за пределами бассейна – до 200 км на северо-запад от него. Поэтому рамочный характер закона предопределяет разработку и реализацию целого ряда нормативно-правовых актов, которые должны конкретизировать содержание общих статей.

Со времени принятия закона прошло около девяти лет. Однако упомянутые нормативно-правовые акты по реализации закона в полной мере до сих пор еще не приняты. Причем эти акты должны быть разных уровней – Правительства РФ, министерств и ведомств федерального уровня, Правительства Республики Бурятия, администраций Иркутской и Читинской областей. Более того, принятые акты по реализации статей закона требуют постоянной корректировки и уточнения в связи с изменениями экологической и социально-экономической ситуации на Байкальской природной территории (БПТ).

Закон состоит из 4-х глав и 26 статей. В главу I «Основные положения» входят 4 статьи, определяющие правовое регулирование в области охраны озера Байкал, экологическое зонирование БПТ и ее границы, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны озера Байкал.

В главе II «Режим охраны Байкальской природной территории», включающей 8 статей, изложены основные принципы охраны БПТ, виды деятельности, запрещенные или ограниченные на этой территории, требования к водному режиму озера Байкал, особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, порядок определения территорий традиционного природопользования на БПТ, особенности пользования земельными ресурсами в Центральной экологической и Буферной экологической зонах, особенности лесопользования, порядок организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне.

В главу III «Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал» включены две статьи, определяющие порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и предельно допустимый объем сбросов и выбросов, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал.

Глава IV «Государственное регулирование в области охраны озера Байкал» состоит из 12 статей, в которых изложены основные положения государственного регулирования охраны озера Байкал, включающие определение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал, необходимость разработки комплексных схем охраны и использования природных ресурсов БПТ. В этой же главе определены порядок проведения экологической паспортизации хозяйственных объектов на БПТ, особенности ликвидации или перепрофилирования экологически опасных хозяйственных объектов, осуществления государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал, государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал.

В настоящее время приняты следующие нормативно-правовые акты по реализации статей закона:

  1. Статья 2. Экологическое зонирование БПТ. Это зонирование осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с этим порядком принято распоряжение Правительства РФ № 1641-р от 27.11.2006 г. «Об утверждении границ БПТ и ее экологических зон». Утверждение границ Центральной экологической зоны в границах Участка Всемирного природного наследия требует внесения изменений в принятое ранее постановление Правительства РФ № 643 от 30.08.2001 г. «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ)».
  2. Статья 3. Границы БПТ. Во исполнение данной статьи принято постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 661 «Об экологическом зонировании БПТ и информации населения о границах БПТ, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон».
  3. Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на БПТ. Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утверждается Правительством РФ. По данной статье принято упомянутое выше постановление Правительства РФ № 643. Однако утверждение границ ЦЭЗ в границах участка Всемирного природного наследия, который охватывает хозяйственно освоенные и экономически активные территории, требует внесения изменений в указанное постановление Правительства РФ и разработки системы регламентации хозяйственной деятельности в Центральной, Буферной зонах и зоне атмосферного влияния, а также на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
  4. Статья 7. Водный режим озера Байкал. Режим наполнения и сработки озера Байкал определяется федеральным органом исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда в порядке, установленном законодательством РФ. По данной статье принято постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», которые установлены в интервале 456 и 457 м тихоокеанской отметки (ТО).
  5. Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора водных растений. Данные особенности устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение этой статьи принято постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 67 «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал». Принятое постановление требует разработки Россельхознадзором «Правил рыболовства в бассейне озера Байкал». 6. Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти. Для реализации данной статьи принято постановление Правительства РФ № 1298 от 25.11.1999 г., согласно которому Министерство природных ресурсов (МПР) РФ уполномочено на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. В развитие данного Постановления Росприроднадзор МПР РФ, в соответствии с пунктом 5.2.2. своего Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал. Для координации действий по рациональному природопользованию на Байкальской природной территории распоряжением Правительства РФ № 1205-р от 29.08.2006 г. создана Межведомственная Комиссия по вопросам охраны озера Байкал при МПР РФ.

Наряду с принятыми нормативно-правовыми актами различного уровня по реализации закона РФ «Об охране озера Байкал», целый ряд статей закона остаются нереализованными из-за отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается следующих статей закона:

  1. Статья 9. Территории традиционного природопользования на БПТ. Для их установления необходима разработка «Порядка организации территорий традиционного природопользования».
  2. Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в ЦЭЗ. В соответствии с данной статьей, в ЦЭЗ запрещаются: – сплошные рубки; – перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий. Во исполнение данной статьи необходимо разработать зонирование территории лесного фонда БПТ, «Правила рубок главного пользования в лесах БПТ», «Наставления по рубкам ухода в лесах БПТ», а также внести изменения в ст.11 закона для того, чтобы предусмотреть возможность перевода лесных земель в земли особо охраняемых территорий для их использования в туристско-рекреационных целях.
  3. Статья 12. Организация туризма и отдыха в ЦЭЗ. Для реализации указанной статьи необходимо разработать предельно допустимые нормы нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ и «Правила организации туризма и отдыха в ЦЭЗ».
  4. Статья 13. Порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на уникальную экологическую систему озера Байкал. Для выполнения данной статьи следует определить нормативы ПДВВ и перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высоко опасных и умеренно опасных, для уникальной экологической системы озера Байкал.
  5. Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной системы озера Байкал. Для выполнения данной статьи закона необходимо определить предельно допустимый объем вредных воздействий на экосистемы БПТ, а также нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для каждой из экологических зон.
  6. Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов БПТ. Общая схема для всей территории БПТ была разработана, но не утверждена. Кроме этого, требуется разработка данных схем для каждой из зон БПТ и административных районов.
  7. Статья 17. Экологическая паспортизация хозяйственных объектов на БПТ. Для выполнения данной статьи необходима разработка порядка ведения экологических паспортов хозяйственных объектов на БПТ.
  8. Статья 18. Ликвидация и перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов. Для выполнения этой статьи необходимо определить перечень экологически опасных хозяйственных объектов на БПТ и порядок их ликвидации или перепрофилирования.
  9. Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал. Для выполнения статьи необходимо определить «Порядок осуществления государственного экологического мониторинга на БПТ в рамках Единой Государственной Системы Мониторинга (ЕГСМ)».
  10. Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал. Реализация данной статьи в настоящее время не осуществляется в связи с тем, что не установлены порядок и методика компенсирования из средств бюджетов различных уровней экологических затрат, направленных на мероприятия по охране озера Байкал. Указанную статью предлагается дополнить пунктом 21.1. «О финансово-экономической ответственности Российской Федерации перед субъектами БПТ за ограничения хозяйственной деятельности, социально-экономического развития, связанных с реализацией настоящего закона». Для выполнения данного пункта необходимо определить и утвердить порядок и методику компенсирования из средств федерального бюджета прямых потерь и упущенной выгоды хозяйствующими субъектами и административно-территориальными образованиями на БПТ в результате введения ограничений на БПТ.
  11. Статья 25. Международное сотрудничество РФ в области охраны озера Байкал. Для выполнения данной статьи необходимо разработать и принять Рамочную Конвенцию «Об экологической безопасности Байкальской природной территории», которая может быть согласована Россией, Монголией и специализированными организациями ЮНЕСКО.

Международное сотрудничество в области охраны озера Байкал осуществляется в разных областях государственной и духовной жизни: нормативно-правовой, научной, культурной. Согласно статье 25 Федерального закона «Об охране оз. Байкал», международное сотрудничество регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Помимо Закона «Об охране оз. Байкал», нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности бассейна оз. Байкал осуществляют также следующие законы: Федеральные: «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Закон принят Государственной Думой 27 января 1995 года; «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 4 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года; «Об особо охраняемых природных территориях». Закон принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года; «Об экологической экспертизе». Закон принят Государственной Думой 19 июля 1995 года; «Об охране окружающей среды». Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

Субъектов Российской Федерации:

  1. «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия». Закон принят Народным Хуралом Республики Бурятия 17 ноября 2005 года;
  2. «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия». Закон принят Народным Хуралом Республики Бурятия 16 сентября 1997 года.

Закон РФ «Об охране оз. Байкал» стал первым опытом решения экологических проблем с помощью ограничения хозяйственной деятельности. Кроме действующих запретов на территории национальных парков и заповедников, в природоохранной практике появилась новая категория особо охраняемых природных объектов – Центральная экологическая зона БПТ.

Однако если первые две категории имеют право на существование в соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», то последнее понятие там отсутствует.

Определенные правовые коллизии с действующим законодательством возникают при создании особых экономических зон туристского типа, при изменении уровня оз. Байкал в интересах энергетики. Нет механизма реализации федерального закона, действующего только на половине муниципального образования.

Особые проблемы возникают в связи с тем, что крупные города на побережье оз. Байкал (Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск и Байкальск) исключены из территории Участка Всемирного наследия. В таком случае они получают право неограниченного загрязнения окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно утверждать, что экологическое законодательство должно быть основано на принципах устойчивого развития. Равным образом необходимо развивать экологобезопасную экономику и сохранять окружающую среду. Любой производитель должен иметь гарантии собственности и механизм стимулирования в ограничении промышленных сбросов и выбросов.

Проецируя данный закон на экономически развитые страны, можно видеть разнообразие металлургических и химических предприятий на берегах Великих американских озер, на Бодензее, на Женевском озере. Никто не пытается зонировать территорию прилегающих стран на предмет запрета хозяйственной деятельности.

Производитель отвечает за экологическую безопасность своего предприятия, а устойчивое развитие любого региона есть разумное сочетание задачи сохранения окружающей среды и использования природных ресурсов в интересах населения и будущих поколений.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

  1. Государственный мониторинг
  2. Река Селенга
  3. Река Баргузин
  4. Река Турка
  5. Реки Верхняя Ангара и Тыя
  6. Научный мониторинг
  7. Проблемы сохранения экосистемы Байкала
  8. Система экологического образования, воспитания и культуры
  9. Антропогенное влияние на Байкале
  10. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (антропогенное влияние)
  1. Лесохозяйственно-экологический комплекс
  2. Экологические проблемы Иркутской области
  3. Министрество природных ресурсов и экологии
  4. Государственные меры по защите экологии Байкала
  5. Экономика и экология
  6. Систематика и экология байкальской фауны и флоры
  7. Принципы экологической социализации
  1. Е.В. Дубенцова Геоэкологическое обеспечение регионального природоохранного законодательства (на примере Федерального Закона «Об охране озера Байкал») Дис. на соискание науч. степ. канд. географ, наук. Улан-Удэ 2005.
  2. И.И. Максимова Формирование системы управления сохранением озера Байкал. Иркутск: Издательство Института географии СО РАН, 2004. 155с.
  3. В.В. Попов Политика сохранения биоразнообразия в Байкальском регионе Иркутск. 2002.
  4. А.К. Тулохонов Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма Российской Академии наук, 1996. 208с.
  5. Федеральный закон от 1 мая 1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
  6. Воронин В.И., Морозова Т.И. Комплексная оценка в условиях техногенного загрязнения // Экологические проблемы урбанизированных территорий. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 1998. — С. 81 — 100.
  7. Калеп Л.Л., Михеев B.C. Система природопользования // Человек у Байкала: экологический анализ среды обитания. Новосибирск: ВО Наука. Сиб. издат. фирма, 1993. — С. 86 — 117 с.
  8. Наумов П.П. Эколого-экономическая оценка ресурсного потенциала и ущерба животному миру // Настольная книга по экономике сохранения биоразнообразия Байкальского региона. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2002.-C.33-38.
  1. Закон РФ «Об охране озера Байкал» // libbabr.com: сайт
  2. Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал //law.edu.ru
  3. Экологический мониторинг озера Байкал // baikalake.ru
  4. Экологический контроль оз. Байкал // otherreferats.allbest.ru
  5. Экологический мониторинг // Байкал-Lake: сайт
  6. Экологический мониторинг озера Байкал // Google plus

Среди многочисленных памятников природы России, самый популярный — озеро Байкал. Уникальное по целому ряду причин (самый большой природный резервуар пресной воды, поразительная глубина для озера, разнообразная флора и фауна), это «море», как его называют местные, представляет огромную научную ценность и для Российской Федерации, и для всего мира. Еще в 1996 году организация Юнеско включила озеро Байкал в список Всемирного Наследия. В РФ контроль за охраной этого памятника природы осуществляется на основе федерального закона № 94.

Описание федерального закона 94

В целях ужесточения контроля за сохранением природной неприкосновенности, в федеральный закон № 94 «Об охране озера Байкал», с момента его вступления в силу (1 мая 1999 года), вносились многочисленные изменения и поправки.

Настоящий закон определяет экологическое зонирование Байкальской природной территории, какие зоны подлежат охране, где недопустима покупка и использование земли частными лицами, принципы охраны, контроль за водным режимом озера, особенности организации туризма в эко-зоне, нормативы пределов вредных воздействий и т. д.

Последняя редакция федерального закона № 94 «Об охране озера Байкал» датируется 11 июля 2014 года, хотя некоторые изменения были внесены за счет ФЗ № 181 от 28 июня 2014 года.

Теперь необходимо кратко описать основные положения этого федерального закона, а также изменения и дополнения по вопросам охраны памятника природы, внесенные в него последней редакцией.

Первая глава ФЗ «Об охране озера Байкал» описывает основные положения данного федерального закона. Это включает три пункта:

  • Правовое регулирование охраны озера Байкал:
    • источники контроля — нормативные правовые акты и федеральные законы Российской Федерации;
    • приоритет правил и ограничений при охране озера Байкал остается за пунктами, указанными в международных договорах;
  • экологическое зонирование БПТ (Байкальская природная территория):
    • состав БПТ — водоохранная, водосборная и природная зоны, прилегающие к озеру Байкал;
    • виды экологических зон для охраны — центральная, буферная и атмосферного влияния;
    • порядок зонирования — устанавливается Правительством РФ;
  • границы природной, водоохранной и рыбоохранной зон БПТ:
    • источники контроля и охраны — правительство РФ, а также органы государственной власти Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края;
    • задачи органов контроля — информирование местного населения о пролегающих границах охраняемых зон БПТ, и непосредственно охрана.

До 1 января 2005 года основных положений федерального закона «Об охране озера Байкал» было четыре. Однако четвертая статья была отменена.

Нормы допустимых вредных воздействий на среду Байкала по закону

Охрана экологического состояния озера Байкал — серьезный вопрос. Сохранение этого природного памятника в неизменном состоянии чрезвычайно важно для науки. Кроме того, это озеро — национальное достояние России, о чем тоже не следует забывать.

Поэтому настоящим федеральным законом установлены пределы и нормативы для вредных воздействий в отношении уникальной экосистемы озера Байкал. Все информация по данному вопросу описывается в главе 3, состоящей из двух статей — 13 и 14.

Ст. 13

Эта статья ФЗ 94 определяет законодательный порядок установления нормативов для предельно допустимых вредных воздействий на экосистему охраняемой части озера Байкал. В частности, в ней указаны инстанции, которые контролируют этот вопрос.

Контролю подлежат:

  • нормативы пределов вредных воздействий на экосистему охраняемой части БПТ;
  • перечень вредных веществ, с классификацией степени опасности:
    • умеренно опасные;
    • опасные;
    • высокоопасные;
    • особо опасные.

Ст. 14

Данная статья федерального закона № 94 рассматривает вопрос предельного объема вредных веществ, выбрасываемых на территории озера Байкал. Причем определенные отходы запрещены к утилизации в местностях, прилегающих к этому природному памятнику.

Последние изменения, внесенные в закон об охране Байкала

Последняя редакция федерального закона «Об охране озера Байкал» датируется 28 декабря 2013 года. Тогда в этот ФЗ был внесен ряд изменений, приведенных ниже.

Поправки и дополнения федерального закона № 94:

  • Название и содержание статьи 3 дополнено. Теперь в ней речь идет не только о БПТ, но и о границах водоохранной и рыбоохранной зон;
  • Дополнен пункт 2 части 1 статьи 11. Согласно этому пункту, запрещается перевод земель лесного фонда центральной экологической зоны в земли других категорий. Последняя редакция добавила исключение — перевод в категорию особо охраняемых территорий;
  • Дополнена часть 1, статьи 14. В этом разделе описывается предельно допустимое количество выбрасываемых вредных веществ. Поправки от 28.12.2013 добавили сюда запрет на размещение в центральной экозоне отходов 1, 2 и 3 классов опасности;
  • Изменена статья 17. В предыдущей редакции в ней описывался процесс и особенности экологической паспортизации хоз. Объектов на БПТ. Новая редакция изменила предмет рассмотрения. Теперь это — госучет объектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду озера Байкал.

Это все основные поправки и дополнения статей, которые содержатся в тексте закона «Об охране озера Байкал» с изменениями.

Скачать текст ФЗ 94

Закон «Об охране озера Байкал» был принят около двух десятков лет назад, и с того времени в него было внесено множество различных изменений, поправок, и дополнений. Лицам, которые интересуются экологическим состоянием этого природного памятника, тем, как оно поддерживается и сохраняется в неизменном виде, рекомендуется изучить последнюю редакцию федерального закона «Об охране озера Байкал». Так же предлагаем ознакомиться с последней редакцией закона об экологической экспертизе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *