Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об Администрации Президента Российской Федерации»

от 06 апреля 2004 года № 490

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2014 № 837)

1. Администрация Президента Российской Федерации (далее — Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.

2. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. В состав Администрации входят:

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее — Руководитель Администрации), два первых заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (далее — первые заместители Руководителя Администрации), два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (далее — заместители Руководителя Администрации), заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации (далее — заместитель Руководителя Администрации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации), помощники Президента Российской Федерации, включая помощников Президента Российской Федерации — начальников управлений Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, советники Президента Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации;

(в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2013 № 128, от 31.12.2014 № 837)

управления Президента Российской Федерации;

иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Администрация формируется в целях:

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

5. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:

организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;

подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;

обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

подготовка предложений Президенту Российской Федерации об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий в области противодействия коррупции;

(абзац введен Указом Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;

организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;

сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;

обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

6. Администрация при реализации возложенных на нее функций:

взаимодействует с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;

(в ред. Указов Президента РФ от 21.10.2008 № 1510, от 14.01.2011 № 38, от 25.07.2014 № 529)

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной и муниципальной службы;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 03.12.2013 № 878)

подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;

осуществляет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, лиц, кандидатуры которых представлены для назначения на эти должности, и других лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведет базы персональных данных указанных лиц;

(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

принимает меры по профилактике коррупции, осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, должностей государственной службы и руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими указанные должности, а также другие проверки в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 12.01.2010 № 59, в ред. Указа Президента РФ от 03.12.2013 № 878)

запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также от организаций;

(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;

осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;

организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;

исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.08.2005 № 903)

7. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент Российской Федерации.

Президенту Российской Федерации в Администрации непосредственно подчиняются:

Руководитель Администрации, первые заместители Руководителя Администрации, заместители Руководителя Администрации, заместитель Руководителя Администрации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации, помощники Президента Российской Федерации, включая помощников Президента Российской Федерации — начальников управлений Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, советники Президента Российской Федерации, старшие референты и референты Президента Российской Федерации;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

назначает на должность и освобождает от должности в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128, от 31.12.2014 № 837)

определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему;

утверждает положения об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

8. Руководитель Администрации:

представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях;

осуществляет общее руководство деятельностью начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации;

распределяет обязанности между первыми заместителями Руководителя Администрации и заместителями Руководителя Администрации;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

координирует деятельность помощников и советников Президента Российской Федерации, распределяет вопросы, относящиеся к их ведению;

координирует деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

представляет Президенту Российской Федерации на утверждение проекты положений об управлениях Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделениях Администрации;

представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности должностных лиц в соответствии с настоящим Положением;

утверждает по представлению первых заместителей Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации, заместителя Руководителя Администрации — пресс-секретаря Президента Российской Федерации и помощников Президента Российской Федерации структуру и штатную численность управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации, оперативное руководство которыми на них возложено и (или) которые они возглавляют;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

утверждает по представлению Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации структуру и штатную численность аппарата Совета Безопасности Российской Федерации;

утверждает по представлению полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структуру и штатную численность их аппаратов;

утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Администрации;

назначает на должность и освобождает от должности в Администрации руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей, заместителей начальников управлений Президента Российской Федерации и заместителей руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, иных работников самостоятельных подразделений Администрации;

определяет полномочия первых заместителей Руководителя Администрации и заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания;

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

издает распоряжения по вопросам деятельности Администрации, отнесенным к его компетенции;

определяет должностных лиц Администрации, уполномоченных подписывать от имени представителя нанимателя служебные контракты о прохождении федеральной государственной гражданской службы и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы с гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу в Администрацию, а также утверждать должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 01.08.2005 № 903)

обеспечивает проведение в Администрации конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, аттестации работников Администрации и сдачу ими квалификационных экзаменов, организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Администрации, присваивает классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам Администрации, кроме тех работников, которым указанные классные чины присваиваются Президентом Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

организует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций;

организует подготовку и осуществляет представление в установленном порядке бюджетной заявки по вопросам обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, содержания Администрации, содержания и обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и содержания их заместителей;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 № 370)

распоряжается бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации;

имеет право по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год;

имеет право поручить одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

9. Первые заместители Руководителя Администрации и заместители Руководителя Администрации издают распоряжения Администрации по вопросам ее деятельности в соответствии с распределением обязанностей и в порядке, установленном Руководителем Администрации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

10. Непосредственное обеспечение деятельности Руководителя Администрации, первых заместителей Руководителя Администрации, заместителей Руководителя Администрации, заместителя Руководителя Администрации — пресс-секретаря Президента Российской Федерации, помощников Президента Российской Федерации (кроме случаев, устанавливаемых Руководителем Администрации) и советников Президента Российской Федерации осуществляет Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 № 128)

11. Помощники Президента Российской Федерации:

подготавливают предложения Президенту Российской Федерации по реализации его полномочий;

подготавливают с участием управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента Российской Федерации;

подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента Российской Федерации;

участвуют совместно с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, бесед, переговоров, рабочих поездок Президента Российской Федерации, его встреч с гражданами, представителями политических партий и иных общественных объединений;

обеспечивают по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность Государственного совета Российской Федерации, иных совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

подготавливают проекты поручений Президента Российской Федерации и исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Помощники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

направляют по поручению Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации на рассмотрение управлений Президента Российской Федерации, иных самостоятельных подразделений Администрации поступившие на имя Президента Российской Федерации обращения и другие материалы для подготовки проектов решений;

обращаются к федеральным министрам и иным членам Правительства Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, не входящим в состав Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции помощников Президента Российской Федерации, и получают от них соответствующую информацию;

представляют предложения по поступившим на рассмотрение Президента Российской Федерации проектам федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации;

представляют Руководителю Администрации, а также одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносят им предложения об освобождении от должности работников, обеспечивающих деятельность помощников Президента Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

Помощники Президента Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.

Число помощников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

Для целей настоящего Положения руководитель протокола Президента Российской Федерации имеет статус помощника Президента Российской Федерации. По решению Руководителя Администрации на него может быть возложено руководство Управлением протокола Президента Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 № 128)

12. Советники Президента Российской Федерации:

подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;

обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Советники Президента Российской Федерации при реализации возложенных на них функций:

взаимодействуют с управлениями Президента Российской Федерации, иными самостоятельными подразделениями Администрации;

подписывают служебные документы в пределах своей компетенции;

возглавляют по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации рабочие группы, создаваемые для подготовки мероприятий с участием Президента Российской Федерации;

пользуются банками данных Администрации, Правительства Российской Федерации.

Число советников Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

13. Старшие референты и референты Президента Российской Федерации осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента Российской Федерации, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации.

Число старших референтов и референтов Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

14. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации:

возглавляет аппарат Совета Безопасности Российской Федерации;

представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту Российской Федерации предложения об освобождении от должности первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и помощников Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2004 № 726, от 12.01.2010 № 59)

представляет Руководителю Администрации, а также одному из первых заместителей Руководителя Администрации или одному из заместителей Руководителя Администрации в соответствии с распределением обязанностей кандидатуры для назначения на должность и вносит им предложения об освобождении от должности работников аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 № 59, от 11.02.2013 № 128)

15. Полномочные представители Президента Российской Федерации представляют интересы Президента Российской Федерации в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации осуществляют их аппараты.

16. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах представляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на должность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации. Другие работники аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности полномочными представителями Президента Российской Федерации по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

(в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 № 59)

17. Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.

Администрация Президента Российской Федерации

Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации».

Администрация Президента РФ – это государственный орган, он обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Структура Администрации Президента РФ:

1) руководитель Администрации Президента РФ;

2) два заместителя руководителя Администрации Президента РФ;

3) помощники Президента РФ;

4) пресс-секретарь Президента РФ;

5) руководитель протокола Президента РФ;

6) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

7) советники Президента РФ;

8) полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ;

9) старшие референты;

10) референты Президента РФ;

11) иные должностные лица.

В структуру Администрации Президента РФ входят самостоятельные подразделения, которые в свою очередь подразделяются на департаменты.

Администрация Президента и ее структурные подразделения подчиняются непосредственно Президенту РФ и руководителю Администрации.

Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ.

В целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:

— организацияподготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу ФС РФ в порядке законодательной инициативы.

— Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой ФС РФ

Подготовка предложений:

О подписании Президентом РФ федеральных законов Либо об их отклонении

подготовка, согласование и представление Президенту РФ:

— проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ

— аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов

— обеспечение обнародованных федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ.

подготовка материалов:

— для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ

— для его программных выступлений

обеспечение деятельности:

Совета Безопасности РФ

Государственного совета РФ

Других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ

осуществление контроля за исполнением:

— федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина)

— указов, других решений Президента РФ

— подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ

— подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти

обеспечение взаимодействия Президента РФ:

— с политическими партиями

— общественными и религиозными объединениями

— профессиональными союзами

— организациями предпринимателей и торгово- промышленными палатами

— структурами гражданского общества

— государственными органами иностранных государств и их должностными лицами

— российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями

— международными и иностранными организациями

— содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам

обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий:

— по решению вопросов гражданства РФ

— осуществлению актов помилования

сбор, обработка и анализ информации о социально- экономических и политических процессах:

— в стране

— за рубежом

Администрация взаимодействует с СФ, ГД, Правительством, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, иными судами РФ, Ген.прокуратурой и др.гос.органами.

— подготавливает предложения Президенту по реализации гос.политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу.

Президент РФ (ч.1 ст.90 КРФ) издает указы и распоряжения, котор. по ч.2 ст.90 КРФ обязат-ны для исполнения на всей территории РФ.

Правовая природа этих актов : ч.3 ст. 90 КРФ определяет, что указы и распоряжения президента не должны противоречить КРФ и ФЗ. Это подзаконные акты.

Указы Президента делятся на 2 группы:

1) нормативные — указы Президента(ч.1 ст. 115)

2) ненормативные (Распоряжения) – в отношении отдельных лиц

В соответствии с постановление КС РФ (30.04.96) № 11.П: КС подтвердил право Президента восполнять существующие пробелы в законодательстве, но при определенных условиях:

1) Это должен быть действительно пробел (не мнимый или предполагаемый);

2) Указы Президента и в этом случае не должны противоречить КРФ и действ. ФКЗ, ФЗ, т.е. они не приобретают юридическую силу закона.

3) Указы носят временн. хар-р и действуют до принятия соответств. закона.

Официальное опубликование и вступление в силу актов Президента регулируется указом Президента РФ(23.05.96 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и н.п.а. федеральных органов исполнительной власти». Указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением актов Президента или отдельных их положений содержащих в себе сведения, составл. госуд. тайну или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Президента считается публикование их текста в -РГ

— СЗ РФ

— тексты актов Президента, распространяемые в машинно-читаемом виде научно-техн. Центром прав. информации «система». Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания.

Акты Президента вступают в юридическую силу по истечении 7 дней после дня их 1-го официального опубликования. Это правило распростран-ся на акты Пр-та носящие нормативный характер, иные акты (ненормативные акты, а также содержащие в себе сведения, составляющие госуд. тайну или сведения конфиденциального характера), вступают в силу со дня их подписания Президентом РФ.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.

ФС является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Постояннодействующий.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов органов, их избравших и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

Нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Конституционно-правовой статус ФС — оформленное в КРФ и иных к.п.а. правовые положения ФС, характеризующие природу данного органа гос. власти, его место в системе органов гос. власти и политической системе РФ, а также права и обязанности (компетенцию) данного органа гос. власти, процедуры их реализации и акты, принимаемые при данной реализации.

Палаты имет различную исключительную компетенцию, а на законодательном уровне палатам отводится различное место.

Заседают они раздельно и лишь в исключительных случаях собираются совместно (ч.3 ст. 100КРФ : палаты собираются совместно для заслушивания посланий Пр-та, КС и выступлений руководителей иностранных государств).

Палаты самостоятельно определяют свое внутреннее устройство, руководящий орган.

Функции ФС (основные направления деятельности)

1) Предствительная (ст. 94 КРФ):

-представительство интересов всего многонационального народа России. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ.

2) Законодательная (ст. 94 КРФ)

— ФС является федеральным органом госуд власти, имеющее право принимать ФЗ (законы о поправках К, ФкЗ, ФЗ)

1) по вопросам искл. Ведения РФ

2) по вопросам совм. Ведения РФ и ее субъектов

3) по вопросам искл. Ведения суб-тов РФ (пробелы)

3) Контрольная функция

1) Контроль за исполнением ветвью власти в след. Формах:

а) ГД вправе выразить недоверие Правительству РФ (ч. 3,4.4 ст. 117 КРФ)

б) дача согласия Президенту РФ в назначении председателя правительства (111КРФ).

В) контроль осуществляется путем заслушивания отчета правительства об исполнении фед. Бюджета.

2) Контроль за деятельностью Президента РФ

Ряд указов Пр-та требует обязательного утверждения в Совете Федерации (указ Пр-та о введении военного чрезвычайного положения) -ст. 102 КРФ.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов.

КРФ и ФЗ «о выборах депутатов ГД ФС РФ». ГД состоит из 450 канд, избир-ся на 5 лет.

Ч.1 ст.97 КРФ: депутатом ГД может быть избран гр-н РФ не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

Порядок избр. Депутатов:

В едином федеральному изб. округу из числа кандидатов, выдвинутых политическ. партиями в составе списка кандидатов на основе пропорцион. изб. системы.

Выборы деп. ГДФС назнач-ся президентом РФ (указом) не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования- 1-е воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок на котор. была избрана ГД предыдущего созыва. Если Пр-нт РФ не назначит выборы, их должна назначить ЦИК на этот же день.

Если ГД распускается Пр-ом, он должен одновременно назначить и ее досрочные выборы. Днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня роспуска ГД.

Право выдвигать кандидатов в ГД ФС обладают политические партии, они выдвигают список кандидатов.

Регистрация списка кандидатов осуществляется на основании:

1) собранных в поддержку списка канд. подписей (необходимо собрать 200.000 подписей, причем на один субъект РФ, на гр-н РФ за ее пределами должно приходиться не более 10.000 подписей избирателей.

2)на основании факта внесения избирательного залога на спец. счет избир. ком. Размер изб. залога -15% от предельной суммы всех расходов из избират. фонда политической партии.

Избирательный залог не подлежит возврату в партию, если она набрала менее 7% голосов избирателей, либо не была допущена к выборам.

К распределению депут-х мандатов допускаются списки, котор. получили 7 и более % голосов избирателей, принявших участие.

Это должно быть не менее 2-х списков

В совокупности за них должно проголосовать более 60% голосов избирателей.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ».

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Кандидатуры представителя от зак-ого пред. Органа в СФ вправе предлагать:

— Председатель зак-го пред-го органа

— Председатель палат (если зак. орган 2-х палатн)

— Группа депутатов, численностью не менее 1/3 от ОЧД зак-го пред-го органа гос. власти субъекта федерации.

Член СФ, пред-ль отгос.вл. назначается:

— Главой субъекта федерации, или

— Руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации на срок его полномочий.

Решение о назначении Председателя вступает в силу если на 1-ом или внеочередном заседании зак. пред-го органа субъекта Федерации, большинство не менее 2/3 от ОЧД зак. пред. органа не проголосуют против назначения данной кандидатуры Представителем гос. органом исп. власти субъекта Федерации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *