ВОПРОС Закон о ценообразовании
В России все еще нет закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу для реализации основ ценовой политики, отнесенных новой конституцией к ведению РФ. Такие законы действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в некоторых странах ближнего зарубежья.
В документах Правительства РФ о дальнейшем развитии реформ и стабилизации экономики России почти нет упоминания о ценовой политике. Одной из важнейших и острейших проблем отводится явно третьестепенная роль. Отсутствуют правила поведения партнеров при монопольном предложении товаров и услуг. В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного производителя или посредника произвольное резкое повышение цен. Строго говоря, в этих странах практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продукцию и отдельные, социально значимые товары и услуги (в Англии — молоко, в Японии — рис и т.д.)
Законодательство о ценах и ценообразовании и основные направления его совершенствования.
В условиях развития рыночной экономики в России наблюдается процесс формирования предпринимательского законодательства, в том числе в области цен и ценообразования. Пока в этом направлении сделаны лишь первые шаги и обозначены примерные контуры будущего развития нормотворческого процесса. Полагаем, что формирование законодательства о ценах и ценообразовании будет происходить прежде всего на федеральном уровне посредством принятия специальных законов в зависимости от специфики применения цен в различных отраслях хозяйствования. В рамках этих актов субъектам Федерации, возможно, будут предоставлены некоторые конкретные полномочия в отношении регулирования и контроля цен. Как показывает анализ отечественного законодательства, процесс нормотворчества в области регулирования цен и ценообразования придерживается именно второго варианта своего развития. Ранее отмечалось, что в области цен и ценообразования отсутствует общий (универсальный) закон. Вместе с тем по некоторым вопросам были приняты специальные законы, например Закон о тарифах, определяющий экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в России. Он установил органы, осуществляющие государственное регулирование тарифов, их компетенцию, основные принципы государственного регулирования тарифов в данной сфере экономики. В большинстве случаев применение государством регулируемых или установленных цен определяется законами, регулирующими отношения в определенной сфере народного хозяйства. К числу таких нормативных актов можно отнести Федеральный закон о монополиях, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ), Федеральный закон о местном самоуправлении и др. Общие положения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сферах: 1) транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировки газа; 3) оказания услуг по передаче электрической и тепловой энергии; 4) железнодорожной перевозки; 5) оказания услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами, общедоступной электрической и почтовой связи закреплены Федеральным законом о монополиях. Кроме материальных норм Закон о монополиях содержит и процессуальные, где оговаривается административный порядок принятия, исполнения и обжалования решений об осуществлении мер государственного регулирования. Руководители субъектов естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления, потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решений органов регулирования естественных монополий. Причем подача заявления в суд приостанавливает исполнение соответствующего решения (ст. 25 Закона). Деятельность других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, подлежит регулированию посредством механизмов, предусмотренных Законом о защите конкуренции. Закон (ст. 1) определяет организационные и правовые основы: защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иными органами, осуществляющими данные функции, органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России. Закон не предусматривает непосредственное государственное регулирование цен. Соответствующий механизм опосредуется через нормы, направленные на пресечение актов злоупотребления доминирующим положением и выраженные в недобросовестной конкуренции. Регулирование производится по факту выявления монопольно высо-ких (низких) цен. 1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170. Далее — УЖТ. Законодательство о ценах представлено не только законами. До сих пор существует целый блок цен, регулируемых подзаконными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными). В их числе можно назвать Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 8 апреля 2005 г. № 410)’, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 (в ред. от 12 июля 2005 г. № 424) и др. По мере развития рыночных отношений в России будет постепенно формироваться и антидемпинговое законодательство. Сейчас оно представлено в виде консолидированного Федерального закона о защите конкуренции. Рассмотренная схема развития законодательства о ценах препятствием принятию общего систематизирующего закона, закрепляющего пределы государственного вмешательства в процессы ценообразования. Такой закон позволил бы ликвидировать многие противоречия, а также придать логичность и некую завершенность всей системе государственного регулирования цен.
4ВОПРОСФормы государственного ценового регулирования
Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.
^ К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.
^ Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».
Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.).
Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Политика «ценового потолка»
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1)-Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q0).В таких условияхгосударство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что, в конечном счете, ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики «ценового потолка» в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.
^ Политика «ценового пола», как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Политика «ценового пола»
На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики «ценового пола» тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).
Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Политика «ценового коридора»
Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 26.04.2019) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», «Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», «Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием…
- Постановление
- Основы ценообразования в сфере теплоснабжения
- I. Общие положения
- Система цен (тарифов)
- Принципы и методы регулирования цен (тарифов)
- II. Метод экономически обоснованных расходов
- III. Долгосрочные тарифы
- Метод обеспечения доходности инвестированного капитала
- Метод индексации установленных тарифов
- Метод сравнения аналогов
- IV. Особенности ценообразования
- Особенности расчета тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии
- Особенности определения тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения
- Особенности определения тарифов на услуги по передаче тепловой энергии
- Особенности определения тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей и других теплоснабжающих организаций-покупателей
- Особенности ценообразования на теплоноситель
- Особенности ценообразования при заключении долгосрочных нерегулируемых договоров
- Особенности расчета уровня цены на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- V. Определение платы за подключение
- VI. Определение платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности
- VII. Условия и порядок принятия решений об отмене регулирования
- VIII. Особенности ценообразования в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- Особенности ценообразования в переходный период в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- Особенности ценообразования после окончания переходного периода в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
- I. Общие положения
- II. Правила установления предельных уровней цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность)
- Правила установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- Правила установления предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- III. Правила установления регулируемых цен (тарифов)
- IV. Порядок открытия дел об установлении цен (тарифов)
- IV(1). Порядок открытия дел об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения
- V. Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов
- VI. Порядок установления льготных регулируемых тарифов
- VII. Порядок принятия решений об отмене регулирования тарифов (введении регулирования тарифов после их отмены)
- VIII. Порядок согласования органами регулирования перехода организации от регулирования тарифов с применением правил регулирования тарифов, действующих на день заключения концессионного соглашения или договора аренды, к регулированию тарифов с применением правил регулирования тарифов, действующих на день установления (изменения, корректировки) цен (тарифов)
- IX. Порядок представления органом регулирования организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды сведений о ценах, значениях и параметрах, используемых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также согласования органом регулирования метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, включаемых в конкурсную документацию
- IX(1). Порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения
- IX(2). Порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, заключаемого в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях»
- X. Порядок представления органом регулирования предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования
- XI. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уровня цены на тепловую энергию (мощность) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- XII. Порядок индексации тарифов (ставок, величин), установленных для теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и действующих на дату окончания переходного периода в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- XIII. Порядок изменения органом регулирования вида тарифа на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, с одноставочного на двухставочный тариф в течение расчетного периода регулирования в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении»
- Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала
- Правила заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.
- Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии
- Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации
Открыть полный текст документа