Содержание
Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 102-ФЗ (последняя редакция)
С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ). 24 июля 2002 года N 102-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 29.12.2015 N 382-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов
- Статья 4. Получение документов и иных материалов
- Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда
- Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров
- Статья 6.1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде
- Глава II. Третейское соглашение
- Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения
- Глава III. Состав третейского суда
- Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье
- Статья 9. Число третейских судей
- Статья 10. Формирование состава третейского суда
- Статья 11. Основания для отвода третейского судьи
- Статья 12. Порядок отвода третейского судьи
- Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи
- Статья 14. Замена третейского судьи
- Глава IV. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде
- Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
- Статья 16. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
- Глава V. Третейское разбирательство
- Статья 17. Компетенция третейского суда
- Статья 18. Принципы третейского разбирательства
- Статья 19. Определение правил третейского разбирательства
- Статья 20. Место третейского разбирательства
- Статья 21. Язык (языки) третейского разбирательства
- Статья 22. Конфиденциальность третейского разбирательства
- Статья 23. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
- Статья 24. Встречный иск и зачет встречных требований
- Статья 25. Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер
- Статья 26. Представление доказательств
- Статья 27. Участие сторон в заседании третейского суда
- Статья 28. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон
- Статья 29. Назначение и проведение экспертизы
- Статья 30. Протокол заседания третейского суда
- Глава VI. Решение третейского суда
- Статья 31. Обязательность решения третейского суда
- Статья 32. Принятие решения третейским судом
- Статья 33. Форма и содержание решения третейского суда
- Статья 34. Дополнительное решение
- Статья 35. Разъяснение решения
- Статья 36. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок
- Статья 37. Определение третейского суда
- Статья 38. Прекращение третейского разбирательства
- Статья 39. Хранение решений и дел
- Глава VII. Оспаривание решения третейского суда (статья 40, статья 41, статья 42, статья 43). — Утратила силу
- Глава VIII. Исполнение решения третейского суда (статья 44, статья 45, статья 46). — Утратила силу
- Глава IX. Заключительные положения
- Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Открыть полный текст документа
Третейский суд выполняет функции саморегулирования общества посредством решения споров, связанных с гражданско-правовыми отношениями. Особенности формирования данного судебного учреждения и его деятельность регулируется федеральным законом № 102-ФЗ.
Общие сведения
Федеральный закон № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 24 июля 2002 года.
ФЗ-102 устанавливает порядок формирования и особенности работы третейских судов. В указанные инстанции, по соглашению сторон спора, могут направляться любые дела, касающиеся гражданских правоотношений. Исключение составляют дела, связанные с международным коммерческим арбитражем.
Настоящее законодательство состоит из 47 статей и 9 глав, регулирующих следующие положения:
- Глава 1 устанавливают сферу деятельности закона, предусматривает порядок создания и осуществления деятельности третейских судов, а также правила направления в данные суды споров и нормы, которые применяются ими для решения конфликтов;
- Глава 2 предусматривает требования к форме и содержанию третейского соглашения;
- Глава 3 определяет правила формирования состава судебной коллегии, число судей, а также приводит перечень требований к арбитражному исполнителю и устанавливает его полномочия;
- Глава 4 описывает особенности распределения расходов на разрешение споров;
- Глава 5 устанавливает порядок осуществления арбитражного разбирательства;
- Глава 6 предусматривает требования к принятию решений третейскими инстанциями;
- Главы 7 и 8 были признаны утратившими силу;
- Глава 9 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу.
Решение споров в третейских судах производится на основании следующих принципов:
- законность;
- конфиденциальность;
- независимость;
- беспристрастность;
- диспозитивность;
- равноправие.
Статьёй 17 настоящего законодательства устанавливаются следующие компетенции третейского суда:
- Суд вправе самостоятельно принимать решение о наличии или отсутствии компетенций для решения направленного ему спора;
- Одна из сторон спора вправе подавать заявление об отсутствии полномочий арбитражного суда на решение направленного ему дела;
- Стороны разбирательства могут заявлять о превышении компетенций посреднического суда, если в ходе решения спора были затронуты вопросы, которые выходят за рамки полномочий указанной судебной инстанции;
- Если суду поступает заявление, указанное в предыдущих пунктах, он обязан рассмотреть его и принять соответствующее решение. Если в результате определяется, что решение спора выходит за рамки юрисдикции третейского суда, он отказывает в рассмотрении вопроса по существу.
Стороны спора могут самостоятельно выбирать нечётное количество судей для решения их вопроса. Однако если они не договорились по поводу данного положения, число судей устанавливается по умолчанию в количестве трёх человек..
Третейский судья должен соответствовать следующим требованиям:
- беспристрастность и незаинтересованность в исходе разбирательства;
- наличие высшего юридического образования;
- соответствие требованиям квалификации, предъявляемым по согласованию сторон или правилами судебного учреждения;
- отсутствие привлечений к уголовной ответственности;
Также в качестве третейского судьи не может выступать физическое лицо, которое было лишено полномочий работника исполнительных или правоохранительных органов вследствие нарушений, которые несовместимы с профессиональной деятельностью.
Последние изменения, внесенные в 102 ФЗ
Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2015 года. В ходе изменений статьи 7 и 8 были признаны утратившими силу.
Статьи 7 и 8, регулирующие порядок оспаривания решений третейских судов и порядок их исполнения соответственно, были упразднены в связи со вступлением в силу федерального закона № 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве)”.
С началом действия нового законодательства об арбитраже, им осуществляется регулирование гражданско-правовых разбирательств, а ФЗ-102 был признан частично утратившим силу. Исключения составляет арбитраж, который начался и не окончился до момента вступления в силу ФЗ-382.
Скачать закон о третейских судах в Российской Федерации
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 “О третейских судах в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ по ссылке.