Содержание

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 13)
    • Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
    • Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности
    • Статья 7. Независимость эксперта
    • Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований
    • Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 10. Объекты исследований
    • Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения
    • Статья 12. Государственный судебный эксперт
    • Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
  • Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения (ст.ст. 14 — 18)
    • Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
    • Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения
    • Статья 16. Обязанности эксперта
    • Статья 17. Права эксперта
    • Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
  • Глава III. Производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении (ст.ст. 19 — 25)
    • Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности
    • Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей
    • Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении
    • Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание
  • Глава IV Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц (ст.ст. 26 — 36)
    • Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы
    • Статья 29. Основания и порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях
    • Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
    • Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
    • Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях
    • Статья 34. Обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации
    • Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
    • Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц
  • Глава V. Финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (ст.ст. 37 — 40)
    • Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности
    • Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности
    • Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
    • Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений
  • Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 41 — 43)
    • Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
    • Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

ГАРАНТ:

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2001 г. N С7-7/уз-640

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

>Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

31 мая 2001 года N 73-ФЗ

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 7. Независимость эксперта

Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 10. Объекты исследований

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Статья 12. Государственный судебный эксперт

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения

Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Статья 16. Обязанности эксперта

Статья 17. Права эксперта

Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Глава III. Производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении

Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей

Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

Глава IV. Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц

Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

Статья 29. Основания и порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях

Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях

Статья 31. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза

Статья 32. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, не содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях

Статья 33. Условия производства судебной экспертизы в отношении лиц, содержащихся под стражей, в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях

Статья 34. Обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации

Статья 35. Ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

Статья 36. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц

Глава V. Финансовое, организационное, научно — методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности

Статья 38. Организационное и научно — методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

Статья 40. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений

Глава VI. Заключительные положения

Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами

Статья 42. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Необходимость в объективной и независимой профессиональной оценке возникает при разногласиях сторон по бесконечному множеству обстоятельств. Если эти обстоятельства не могут быть установлены судом самостоятельно в силу отсутствия необходимых специальных знаний, назначается судебная экспертиза.

Общие сведения

Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2001 года, вступив в силу после официальной публикации в «Российской газете» 31 мая того же года. Также в это время вносились корректировки в Федеральный закон об экологической экспертизе. подробнее об этом

Преамбула закона о судебно-экспертной деятельности гласит, что «настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ об адвокатуре. Подробности

Структурно ФЗ-73 о госэкспертизе представлен шестью главами, содержащими 43 статьи. Рассмотрим подробнее его структуру и основные положения, прописанные в законе.

Общие положения:

  • Понятие государственной судебно-экспертной деятельности, её задача, правовая основа, принципы;
  • Соблюдение законности, прав и свобод третьих лиц при её осуществлении;
  • Независимость эксперта, объективность и полнота исследований;
  • Основные понятия, прописанные в законе, объекты исследований;
  • Государственные профильные учреждения;
  • Государственный судебный эксперт и требования, предъявляемые к нему.

Обязанности и права:

  • Обязанности и права руководителей государственных судебно-экспертных учреждений;
  • Обязанности и права специалистов (экспертов);
  • Ограничения при подготовке и осуществлении исследований.

Производство экспертизы:

  • Основания;
  • Дополнительное и повторное проведение;
  • Комиссионная судебная экспертиза;
  • Комиссии экспертов одной и различных специальностей;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы;
  • Заключение эксперта (комиссии экспертов) и его состав.

Особенности судебной экспертизы в отношении живых лиц:

  • Условия и место проведения;
  • Добровольность и принудительность;
  • Основания и порядок перевода лица в медицинский стационар;
  • Сроки нахождения в стационаре;
  • Гарантии прав лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза;
  • Условия её проведения в отношении лиц, находящихся под стражей или в психиатрических стационарах;
  • Обеспечение лиц, которые помещены в судебные психиатрические экспертные центры;
  • Ограничения при проведении экспертизы в отношении живого человека;
  • Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы в отношении живого человека.

Обеспечение судебно-экспертной деятельности профильных учреждений:

  • Финансирование;
  • Организационное и научно-техническое обеспечение;
  • Информационная поддержка;
  • Охрана экспертных учреждений.

Заключительные положения:

  • Распространение положений закона об экспертной деятельности на негосударственные экспертные центры и их специалистов;
  • Приведение существующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом;
  • Порядок вступления закона об экспертной деятельности в силу.

Последняя редакция 73 ФЗ о ГСЭД в РФ датируется 2015 годом.

Последние поправки

За более чем 15 лет своего существования, закон об экспертной деятельности неоднократно претерпевал изменения. Последняя редакция закона, действующая на настоящий момент, датируется 8 марта 2015 года. Поправки были продиктованы вступлением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С выходом Федерального закона от 08.03.15 «О внесении изменений…», поправки коснулись только формулировок, притом всего в двух статьях закона об экспертной деятельности:

Статья 3 о правовой основе государственной судебно-экспертной деятельности была дополнена ссылкой на Кодекс административного судопроизводства РФ в качестве одного из источников правовой основы в данной сфере.

Часть 3 статьи 37 о финансировании судебно-экспертной деятельности также претерпела изменения. Государственные судебно-экспертные учреждения имеют право предоставлять платные услуги в виде экспертиз, осуществляемых на основании договора с третьими лицами.

Также данная статья закона об экспертной деятельности была дополнена сведениями о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу: экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.

Рассмотрим отдельные статьи настоящего закона, которых не коснулись поправки.

Статья 13 ФЗ-73 о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых к эксперту, гласит о том, что эту должность в судебных экспертных учреждениях может занимать только гражданин России с высшим образованием, получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, в то время как эксперт подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел должен иметь по меньшей мере среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

К определению уровня квалификации и аттестации специалистов на право самостоятельно проводить судебную экспертизу привлекаются экспертно-квалификационные комиссии. По закону ФЗ 73 об экспертной деятельности, уровень квалификации экспертов должен пересматриваться каждые 5 лет.

Статья 16 ФЗ-73 прописывает перечень обязанностей судебного эксперта. Так, данный специалист обязан:

  • Принять к производству порученную руководителем экспертизу, произвести полное исследование предоставленных материалов и объектов с использованием научных знаний и технологий;
  • Составить объективное заключение, дав ответы на поставленные вопросы, либо составить мотивированное письмо о невозможности проведения экспертизы, если на то есть веские причины. Например, если поставленные перед специалистом вопросы не входят в сферу его компетентности, предоставленные материалы не годятся или недостаточны для исследования и вынесения заключения, в то время как дополнить их возможности нет, либо же ответ на поставленный вопрос не может быть найден ввиду недостаточного уровня развития современной науки;
  • Не разглашать полученные в ходе проведения экспертизы сведения;
  • Обеспечить сохранность материалов, которые были ему предоставлены.

Также в ст. 16 73 ФЗ прописаны действия, которые специалист в ходе своей экспертной деятельности совершать не вправе. Чтобы ознакомиться с содержанием данной статьи, предлагаем скачать закон 73-ФЗ об экспертизе тут.

Статья 20 ФЗ-73 прописывает основание и порядок проведения дополнительной и повторной судебных экспертиз. Так, в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, производство дополнительной экспертизы может быть передано как прежнему, так и иному эксперту.

В то же время, если основанием для проведения повторной экспертизы явились возникшие у суда или следствия сомнения в части объективности ранее полученного заключения, согласно положениям закона о судебно-экспертной деятельности, экспертиза поручается другому специалисту или комиссии экспертов.

ФЗ о судебной системе 2018 года в РФ читайте

Статья 25 ФЗ о ГСЭД прописывает:

  • Сведения, которые должны быть отражены в основанном на проведенных исследованиях письменном заключении эксперта;
  • Необходимость его заверять подписями и печатью учреждения;
  • Обязательность приложения к заключению материалов, его иллюстрирующих — это документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований. Содержатся в хранилище судебно-экспертного учреждения и выдаются по требованию для приобщения к делу.

Статья 41 в соответствии с нормами процессуального законодательства предусматривает возможность проведения судебной экспертизы вне соответствующих учреждений лицами, не являющимися судебными экспертами. Необходимость участия таких лиц возникает в случае, когда для экспертизы необходимы специальные знания узкого профиля в области науки, техники, искусства или ремесла.

Текст действующей редакции закона

Чтобы ознакомиться подробнее с содержанием Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предлагаем его с нашего сайта.

«Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2001 года n 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (постатейный) (Смушкин А.Б.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 05.02.2007 N 10-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
1. В преамбуле комментируемого Закона закрепляется объект его регулирования. Объектом регулирования рассматриваемого Закона является экспертная деятельность как вид профессиональной деятельности. Закон закладывает правовые основы экспертной деятельности, то есть регламентирует общие вопросы судебных экспертиз и является основным источником правового регулирования всей судебно-экспертной деятельности.
2. Преамбула также относит закрепление принципов организации экспертной деятельности к сфере правового регулирования комментируемого Закона. Принципы организации судебно-экспертной деятельности — это ее основополагающие, руководящие, первоначальные идеи, пронизывающие всю сферу правового регулирования правоотношений в области судебно-экспертной деятельности. Они излагаются в статьях 4 — 8 комментируемого Закона.
Организация представляет собой сложную многоаспектную деятельность, являющуюся элементом управленческой деятельности и направленную на воплощение в жизнь подготовленных планов, обеспечение необходимого технического оснащения, налаживание взаимодействия между различными задействованными лицами и службами, обеспечение квалифицированного руководства.
Эффективность деятельности следователя во многом предопределяется тем, насколько она соответствует современным организационным требованиям и подчинена организационным закономерностям.
3. Комментируемый Закон также должен определять основные направления экспертной деятельности — функции эксперта в рамках различных видов судопроизводства. Однако говорить о четком различии направлений экспертной деятельности, например, в рамках административного или уголовного процесса сложно. Основное направление деятельности эксперта в рамках любого вида судопроизводства — проведение специальных исследований представленных на экспертизу объектов для разрешения поставленных следователем (заказчиком экспертизы, судом, инспектором) вопросов.
А.М. Зинин и Н.П. Майлис выделяют формы экспертной деятельности :
———————————
См., например: Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы. Курс лекций. М., 2001.
— аналитическую, связанную с проведением экспертных исследований и являющуюся основной для судебно-экспертных учреждений;
— научную, направленную на интеграцию в судебно-экспертную деятельность достижений науки и техники, совершенствование общетеоретических основ экспертной деятельности, разработку экспертных методов и методик;
— дидактическую, связанную с процессом подготовки экспертных кадров и повышением их квалификации;
— управленческую, направленную на организацию функционирования как системы государственных судебно-экспертных учреждений в целом, так и отдельных учреждений;
— профилактическую, связанную с использованием результатов проведенных экспертиз в профилактике преступлений, административных и гражданских правонарушений.
Данные формы, по сути, являются направлениями экспертной деятельности.
4. Конкретные вопросы проведения экспертиз по уголовным, гражданским (в том числе и арбитражным), административным делам регламентируются соответствующим законодательством, определяющим порядок осуществления правосудия по указанным видам судопроизводства: Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, а также, частично, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом об административном судопроизводстве можно говорить достаточно условно: в Российской судебной системе отсутствует специализированная административная юстиция (административные суды), и рассмотрение административных дел (дел, вытекающих из публичных правоотношений, обжалования актов и решений и т.д.) осуществляется в рамках гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции.
Нормы комментируемого Закона не распространяются на конституционное судопроизводство.
Комментируемый Закон не содержит прямого указания, но исходя из его норм можно предположить, что действие комментируемого Закона не распространяется также на правовую экспертизу нормативных актов и договоров, оценочную деятельность, а также любые экспертизы, не связанные с судопроизводством.
Существенную специфику имеет также проведение экспертизы в рамках третейского разбирательства спора в третейском суде. Согласно ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний. А также может потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.
Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить одного или нескольких экспертов.
Если стороны не договорились об ином, то кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом мнения сторон.
Если стороны не договорились об ином, то третейский суд распределяет расходы, понесенные при проведении экспертизы, в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Экспертное заключение представляется в письменной форме.
Если стороны не договорились об ином, то эксперт при условии, что об этом просит любая из сторон или третейский суд считает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании третейского суда, на котором сторонам и третейским судьям предоставляется возможность задавать эксперту вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным экспертным заключением.
Нам представляется, что нормы Закона «О третейских судах в Российской Федерации» являются специальными по отношению к нормам комментируемого Закона. С учетом этого при коллизии общих и специальных норм должны применяться специальные нормы, в части же, не противоречащей Закону «О третейских судах», должны применяться нормы комментируемого Закона.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья определяет содержание, природу и субъектный состав государственной судебно-экспертной деятельности.
2. Содержанием экспертной деятельности является организация и производство судебных экспертиз. Под организацией судебных экспертиз можно понимать определение правовых и организационных основ судебных экспертиз (имеются в виду подзаконные нормативные акты — методические указания по производству экспертиз, а также локальные приказы по экспертным учреждениям), структуры экспертных учреждений, материально-техническое, информационное и научно-методическое обеспечение производства экспертиз, обеспечение повышения квалификации экспертов и т.д.
Под производством судебных экспертиз необходимо понимать проведение специальных исследований с использованием специальных знаний по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу. Общие вопросы производства государственных судебных экспертиз регламентирует глава III комментируемого Закона. Особенности производства судебных экспертиз в отношении живых лиц предусмотрены главой IV.
3. К субъектам государственной судебно-экспертной деятельности комментируемая норма относит государственные судебно-экспертные учреждения и государственных судебных экспертов. Под государственными судебно-экспертными учреждениями комментируемый Закон понимает специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 комментируемого Закона). Кроме того, Закон допускает создание федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации экспертных подразделений (подробнее о статусе, порядке создания и ликвидации, а также основные положения, касающиеся деятельности экспертных учреждений, см. комментарий к ст. 11).
Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12). Статус государственного судебного эксперта, профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к нему, права и обязанности государственного судебного эксперта предусмотрены статьями 12, 13, 16 и 17 комментируемого Закона.
4. Спецификой природы государственных судебных экспертиз является проведение их только в процессе осуществления судопроизводства, то есть рассмотрения и разрешения гражданских и арбитражных дел, расследования и судебного производства по уголовным делам. Таким образом, к государственной судебно-экспертной деятельности не относятся экспертизы на чистоту патента, экспертиза проектной документации, экологическая экспертиза строящегося объекта и другие виды экспертиз, проводимые вне сферы судопроизводства.
Комментируемый Закон также допускает существование негосударственных судебно-экспертных учреждений и распространяет на них действие ряда своих норм (см. ст. 41 рассматриваемого Закона и комментарий к ней).
Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности
Комментарий к статье 2
1. Комментируемая статья определяет задачи государственной судебно-экспертной деятельности. С развитием науки и техники все более усложняются методы, способы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления. Многие иные вопросы расследования могут быть решены только при использовании новейших достижений науки и техники. Достижение указанных целей реализуется посредством использования специальных знаний. Уровень применяемых технологий зачастую превышает знания следователя, дознавателя, судьи и иных участников судопроизводства. Разрешение многих вопросов в процессе судопроизводства требует проведения специальных исследований. Таким образом, основной задачей государственной судебно-экспертной деятельности является помощь следователям, суду, судьям, дознавателям.
2. Помощь вышеуказанным субъектам судопроизводства реализуется путем разрешения вопросов, являющихся элементом обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. В науке указанный подход подвергался справедливой критике. Экспертизой не просто разъясняются какие-либо вопросы, а устанавливаются новые факты-доказательства посредством предпринимаемого экспертом специального исследования . Исследование означает получение новых данных, новых фактов, которые до этого инициатору экспертизы известны не были.
———————————
См., например: Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995. С. 18 — 19.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ четко предусматривает обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу:
— событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
— виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
— обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
— характер и размер вреда, причиненного преступлением;
— обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
— обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
— обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
— обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества, либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления, либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
— обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также указывает в статье 26.1 обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:
— наличие события административного правонарушения;
— лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
— виновность лица в совершении административного правонарушения;
— обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
— обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
— характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
— обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
— иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;
— причины и условия совершения административного правонарушения.
В отличие от указанных нормативных актов, гражданский процессуальный закон не предусматривает четкого перечня обстоятельств, подлежащих доказыванию. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ст. 56 ГПК). Похожую норму содержит и Арбитражный процессуальный кодекс: каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено Кодексом. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *