Содержание
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)
- ФЗ об охране семьи, материнства и детства
- Российское законодательство по защите семьи и детства
- Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция)
- ФЗ-81 о государственных пособиях, назначаемых гражданам, имеющим детей
- Общие положения ФЗ-81
- В каких размерах ФЗ назначает пособия лицам с детьми
- Обязанности получателей пособий, предусмотренных ФЗ-81
- Как правильно оформить социальные выплаты
- Куда обратиться для оформления выплат, полагающихся по ФЗ-81
- Документы для назначения пособия
- Размер и порядок выплат по ФЗ-81
- Изменения в 2018 году
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция)
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года
(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ (ред. 29.12.2012), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 05.04.2013 N 36-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 243-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ (ред. 03.07.2016), от 28.06.2014 N 192-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 55-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи
- Статья 1.4. Виды страхового обеспечения
- Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Статья 2.1. Страхователи
- Статья 2.2. Страховщик
- Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей
- Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения
- Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду
- Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Статья 4.1. Права и обязанности страхователей
- Статья 4.2. Права и обязанности страховщика
- Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц
- Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов
- Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов
- Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
- Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения
- Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей
- Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности
- Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности
- Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности
- Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности
- Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности
- Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности
- Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам
- Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам
- Статья 11. Размер пособия по беременности и родам
- Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком
- Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком
- Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
- Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
- Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа
- Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу
- Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Открыть полный текст документа
ФЗ об охране семьи, материнства и детства
В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. » Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.
Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства
Охрана материнства и детства в нашей стране стала одним из стратегических направлений государственной социальной политики. Благодаря последовательным мероприятиям, проводимым как на федеральном, так и региональном уровнях, удалось добиться улучшения основных показателей деятельности этой службы.
Организационная и практическая работа органов управления и учреждений здравоохранения в области охраны материнства и детства в 2006 г. была направлена на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение материнской, детской и младенческой заболеваемости и смертности, уменьшение детской инвалидности.
В последние три года в Российской Федерации:
• выявилась тенденция к увеличению рождаемости
• сохраняется устойчивое последовательное снижение уровня младенческой смертности
• имеет стойкую тенденцию к снижению уровень материнской смертности
Одним из основных механизмов повышения эффективности и качества медицинской помощи женщинам и детям является разработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и ребенка. В течение 2007 г. было издано 13 приказов Минздрава России, в том числе по дальнейшему развитию и совершенствованию медико-генетической службы, кардиохирургической помощи детям, охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков. Утверждены инструкции о порядке разрешения и проведения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям, по организации работы женской консультации, по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, по оздоровлению беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях. Утверждены также схемы динамического наблюдения за беременными и родильницами, гинекологическими больными, рекомендуемая структура, перечень оборудования и оснащения центров по лечению бесплодия и др. Регламентирована медицинская помощь новорожденным детям в акушерских стационарах, определено раздельное финансирование койки родильницы и койки новорожденного, временная их статистическая отчетность, в том числе коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных; снижена нагрузка на медицинский персонал.
Постановлением Правительства Российской Федерации №255 от 6 мая 2007 г. субъектам Российской Федерации рекомендовано оказывать бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям в приоритетном порядке, за счет своего и местных бюджетов, а также средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» решаются задачи по снижению показателей материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, инвалидности среди детей до 18 лет, повышению уровня здоровья детей.
Учитывая все изложенное, к основным направлениям совершенствования охраны здоровья детей следует отнести:
1) обеспечение достаточного уровня финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в объеме не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения;
2) повышение структурной эффективности здравоохранения в части охраны материнства и детства;
3) дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей с созданием межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров;
4) мониторинг здоровья детей и младенческой смертности;
5) формирование территориальных и федерального регистра врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике;
6) увеличение объема профилактических мер на основе внедрения современных технологий и переноса части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
7) совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Российское законодательство по защите семьи и детства
Основным нормативным документом регулирования брачно-семейных отношений в нашей стране является Семейный кодекс Российской Федерации:, который вступил в силу 1 марта 1996 г. Кроме Кодекса, нормы семейного права, регулирующие правоотношения между супругами, содержатся в федеральных законах, законах субъектов Федерации, и нормативных актах Президента России и Правительства РФ. Ряд норм семейного права (в частности, нормы, регулирующие общую совместную собственность супругов) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Безусловно, российские нормативные документы регулирования брачносемейных отношений взаимосвязаны с международными, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», в которой указывается, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Немаловажное значение для российской семьи имеет и Конституция Российской Федерации, гарантирующая защиту материнства, детства и семьи, которые находятся под защитой государства (ст. 38). Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В Семейном кодексе РФ законным определяется брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. В нем также сформулированы принципы регулирования семейных отношений: добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята конвенция «О правах ребенка», которая является основным международно-правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребенка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
В конвенции «О правах ребенка» сформулированы основные принципы правовой защиты детства:
- — недискриминация: гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- — наилучшее обеспечение интересов ребенка: родители являются законными представителями ребенка, следовательно, на них возлагается обязанность по защите его прав и интересов; право ребенка на воспитание своими родителями, которые несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, уважение человеческого достоинства; родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, получении ими общего образования;
- — право на жизнь, выживание и развитие: каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а значит, государства — члены ООН должны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;
- — уважение взглядов ребенка: ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его.
Поскольку Россия подписала и ратифицировала этот документ, в ряд законодательных документов РФ были внесены уточнения в соответствии с требованиями конвенции. Так, ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть заслушан в ходе судебного или административного разбирательства, и мнение ребенка будет учтено при решении его судьбы, в частности при изменении его фамилии и имени, при восстановлении родителей в родительских правах, усыновлении, передаче ребенка в приемную семью и т.д.
В Семейный кодекс РФ впервые была включена глава о правах несовершеннолетних. Ныне действующий Кодекс законодательно гарантирует ребенку:
- — право жить и воспитываться в семье;
- — право на общение с родителями и другими родственниками;
- — право на защиту своих прав; обязанности по защите прав ребенка и его законных интересов законом возложены на его родителей, законных представителей, органы опеки и попечительства, прокурора и суд;
- — право выражать свое мнение;
- — имущественные права и др.
Семейный кодекс РФ указывает на недопустимость причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В любом возрасте ребенок имеет право обращаться за защитой от злоупотреблений родителей (законных представителей) в органы опеки и попечительства или к работникам образовательных организаций. Эти лица обязаны довести полученные сведения до органов опеки и попечительства, а их работники — обследовать условия жизни обратившегося с жалобой ребенка и принять соответствующие меры. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей вправе непосредственно обратиться с иском в суд.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. В Кодексе указаны основания, по которым суд может лишить родителей родительских прав:
- — уклонение от выполнения родительских обязанностей, так же как и при злостном уклонении от алиментов;
- — отказ без уважительной причины взять своего ребенка из родильного дома или другого лечебного, воспитательного учреждения;
- — злоупотребление своими родительскими правами;
- — жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
- — хронический алкоголизм или наркомания;
- — совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Решение о лишении родителей прав на воспитание ребенка принимается судом в присутствии прокурора и представителей органов опеки и попечительства. Ребенок, родители которого лишены родительских прав, передается на попечение органа опеки и попечительства, которые вправе подыскать ему приемную семью. В течение некоторого времени (до полугода) ребенок содержится в социальном детском приюте, где организуется его обучение (он может посещать школу, находящуюся недалеко от приюта). В течение полугода решается судьба ребенка: усыновление (не раньше чем через шесть месяцев), приемная семья или детский дом.
Еще одна форма защиты прав ребенка при ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей — ограничение родительских прав. Ребенка забирают у родителей (одного из них), если создаются условия, опасные для его жизни и здоровья, по объективным обстоятельствам: обострение психических заболеваний, тяжелая жизненная ситуация и т.д. Решением суда ребенка отбирают на время; если по истечении полугода обстоятельства не изменятся, органы опеки и попечительства обращаются в суд с иском о лишении его родных родительских прав. Органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе его здоровью или жизни. При этом органы опеки и попечительства сообщают о случившемся в прокуратуру, устраивают ребенка в приют и в течение семи дней обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав.
В случае рождения ребенка у несовершеннолетних родителей, которые не способны в полной мере участвовать в социальной защите ребенка, новорожденному назначается опекун, который совместно с родителями осуществляет воспитание и защиту интересов ребенка до достижения родителями 16-летнего возраста. Опекун совершает все юридические акты и защищает интересы ребенка как его законный представитель. Чаще всего опекуном назначается бабушка или дедушка ребенка.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, при этом они свободны в выборе формы образования и образовательного учреждения. Они также обязаны создать ребенку необходимые условия для учебы и не вправе препятствовать посещению ребенком образовательного учреждения. Если же родители по каким-либо соображениям препятствуют получению ребенком образования, то это может стать основанием для лишения их родительских прав.
Отношения работника и работодателя регламентирует Трудовой кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Социальная и правовая защита труда несовершеннолетних является существенным элементом общей системы социальной защиты детства и отражена в Трудовом кодексе РФ (глава «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»). Основная форма вступления подростка в трудовые отношения — заключение трудового договора. По российскому законодательству заключение такого договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста, однако в случае получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с 15-летним подростком.
С согласия одного из родителей (законных представителей) трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим 14-летнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесс обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей
(законных представителей) заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, для участия в творческой деятельности без ущерба здоровью и нравственному развитию подростка.
В целях предотвращения негативного влияния некоторых форм труда на неокрепший организм подростка законом установлен ряд ограничений на использование детского труда.
Запрещается применение труда несовершеннолетних:
- — на работах с вредными или опасными условиями труда;
- — на подземных работах;
- — для работ по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для несовершеннолетних предельные нормы;
- — на работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию ребенка;
- — для работы в игорных заведениях, работе в ночных клубах и кабаре;
- — в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.
Несовершеннолетние лица принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем (до достижения 18-легнего возраста каждый год проходят обязательный медицинский осмотр за счет работодателя).
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам моложе восемнадцати лег продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Несовершеннолетних работников запрещается: направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключение составляют творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и исполнении произведений, профессиональные спортсмены (в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ).
Для работающих несовершеннолетних граждан предусмотрена сокращенная рабочая неделя: до 16 лет — не более 16 ч; от 16 до 18 лет — 36 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы несовершеннолетних не должна превышать: от 15 до 16 лет — 5 ч; от 16 до 18 лет — 7 ч. Если подросток совмещает работу с обучением в образовательном учреждении (общеобразовательном, начальном или среднем профессиональном) в течение учебного года продолжительность рабочего дня устанавливается следующая: от 14 до 16 лет — 2,5 ч; от 16 до 18 лет — 3,5 ч.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) наряду с соблюдением общего порядка требует согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав.
Оплата труда несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
Образовательные организации обязаны не только обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья учащихся, но и при необходимости организовать расследование несчастных случаев. Нормативно-правовым основанием служат положения Трудового кодекса РФ, а также приказа Министерства образования России «Об утверждении и реализации Программы Минобразования Российской Федерации на 2004—2007 годы “Безопасность образовательного учреждения”» (2004). В данных документах отмечается, что пострадавший в результате несчастного случая имеет право на расследование несчастного случая, на личное участие (или через своих представителей) в расследовании. Расследование несчастных случаев осуществляется на основании статей Трудового кодекса РФ, а также положения «О порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования» (1999). В случае, если руководитель организации отказывает в расследовании несчастного случая, разногласия по этому вопросу рассматриваются в Государственной инспекции но охране труда или в суде, при этом сроки давности для расследования несчастного случая не установлены. Все несчастные случаи, произошедшие в образовательной организации, оформляются актами и отмечаются в Журнале регистрации несчастных случаев, который является документом строгой отчетности.
В связи с ратификацией Конвенции ООН «О правах ребенка» внесены изменения в Гражданский, Процессуальный и Уголовный кодексы РФ. В частности, ужесточается наказание за преступления в отношении несовершеннолетних граждан (уголовная ответственность за совращение малолетних, за убийство матерью новорожденного ребенка, за похищение или захват в качестве заложника несовершеннолетнего). Каждый случай смерти несовершеннолетнего подтверждается обязательной судебно-медицинской экспертизой. Для профилактики суицидов среди несовершеннолетних созданы центры экстренной психолого-консультативной и психолого-педагогической помощи.
При рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей в суде обязательно участие защитника по делам несовершеннолетних. Права и интересы детей, не достигших 15-летнего возраста, защищают в суде их родители или лица, их заменяющие. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего в возрате от 15 до 18 лет защищают в суде их родители или лица, их заменяющие, с привлечением самого подростка.
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А это значит, что в стране:
— охраняются труд и здоровье людей;
устанавливается гарантированным минимальным размер оплаты труда;
- — обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- — устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
- — развивается система социальных служб, обеспечивающих социальную помощь, поддержку и защиту.
Таким образом, российские законодательные акты, не противоречащие международным правовым документам, обеспечивают надежную социальную защиту каждого гражданина России.
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция)
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Размеры пособий, установленные данным законом, изменены в связи с индексацией. Размеры пособий с учетом индексации см. в Справочной информации. 19 мая 1995 года N 81-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 184-ФЗ, от 18.06.1996 N 76-ФЗ, от 24.11.1996 N 130-ФЗ, от 30.12.1996 N 162-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.07.1998 N 134-ФЗ, от 17.07.1999 N 171-ФЗ, от 10.07.2000 N 93-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 30.05.2001 N 66-ФЗ, от 30.05.2001 N 67-ФЗ, от 28.12.2001 N 181-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 206-ФЗ, от 22.12.2005 N 178-ФЗ, от 22.12.2005 N 181-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 25.10.2007 N 233-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.03.2011 N 27-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 45-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ (ред. 02.07.2013), от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 22.12.2005 N 180-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
- Статья 3. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения пособий и межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий
- Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей
- Статья 4.1. Обеспечение выплаты пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), а также единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
- Статья 4.2. Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей
- Статья 5. Применение районного коэффициента при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей
- Статья 5.1. Порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей
- Глава II. Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры
- Статья 6. Право на пособие по беременности и родам
- Статья 7. Период выплаты пособия по беременности и родам
- Статья 8. Размер пособия по беременности и родам
- Статья 9. Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности
- Статья 10. Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности
- Статья 11. Право на единовременное пособие при рождении ребенка
- Статья 12. Размер единовременного пособия при рождении ребенка
- Статья 12.1. Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
- Статья 12.2. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью
- Статья 12.3. Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
- Статья 12.4. Размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
- Статья 12.5. Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
- Статья 12.6. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
- Статья 12.7. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
- Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком
- Статья 14. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 15. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- Статья 16. Пособие на ребенка
- Статья 17. Утратила силу
- Статья 17.1. Утратила силу
- Статья 17.2. Сроки назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей
- Статья 17.3. Дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей
- Статья 17.4. Обеспечение размещения информации о назначении и выплате государственных пособий
- Глава III. Заключительные положения
- Статья 18. Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату
- Статья 19. Удержание излишне выплаченных сумм
- Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Открыть полный текст документа
Система государственной помощи лицам, воспитывающим в семье детей, регулируется ФЗ № 81. В настоящем материале вы найдете краткий обзор основных положений этого нормативно-правового акта. Помимо этого, сжато рассматривается процедура предоставления выплат, куда нужно обратиться, чтобы их назначили, с какими документами прийти на прием, сколько и как будут платить.
ФЗ-81 о государственных пособиях, назначаемых гражданам, имеющим детей
Федеральным законом, принятым в 1995 году и неоднократно дополнявшимся и перерабатывавшимся вследствие значительных изменений окружающей действительности, создан фундамент, прочное основание, на которым выстраивается комплекс федеральной и региональной помощи лицам, родившим и воспитывающим детей. Государство берет на себя ответственность защищать и материально поддерживать детство и выполнение родительских обязанностей.
Общие положения ФЗ-81
81 фз, содержащий нормативную базу о государственных пособиях, в первой главе определяет:
- круг получателей социальной поддержки;
- виды помощи и порядок ее назначения, согласование усилий государственных структур;
- финансовые источники предоставления пособий;
- факторы, влияющие на величину вспомоществования (индексацию, районные коэффициенты и средний заработок).
Согласно ФЗ-81, получать соответствующие пособия могут:
- россияне;
- иностранцы, апатриды и беженцы, постоянно проживающие в России;
- иностранцы и апатриды, которые проживают в России временно, но охвачены обязательным социальным страхованием.
Основанием не предоставлять положенную помощь, по ФЗ, считается:
- полное гособеспечение детей;
- лишение (ограничение) родительских прав (кроме БиР, раннего учета беременности и выплат жене военнослужащего срочника);
- постоянное местожительство россиянина за границей.
Для выплаты пособий используются средства:
- ФСС;
- федерального бюджета, в том числе, в виде субвенций для регионов, и региональных бюджетов.
В ст.3 ФЗ-81 оговорено, что назначают и выплачивают пособиям семьям с детьми согласно этому нормативно-правовому акту. Круг вопросов, не урегулированный нормами ФЗ, находится в сфере полномочий федерального органа, который получает их от российского правительства.
Все пособия, назначаемые государством согласно ФЗ-81, в обязательном порядке ежегодно должны индексироваться с 1-го февраля и перерассчитываться (эту норму в ст.4.2 ввели в 2016 году):
- по БиР;
- при ранней постановке беременной на учет;
- при рождении (усыновлении, приеме на воспитание, под опеку/попечительство;
- по уходу;
- на ребенка;
- жене военнослужащего-срочника (единовременное и ежемесячное).
Если районный коэффициент не применили к заработной плате, то при установлении размера пособия семьям с детьми, в районах где он действует, ФЗ-81 в ст.5 требует обязательно производить начисление в соответствии с ним.
В каких размерах ФЗ назначает пособия лицам с детьми
Федеральный закон о государственных пособиях, которые назначают гражданам, имеющим детей, указывает их виды, размеры, сроки оформления и предоставления. Эти вопросы освещены во второй главе ФЗ.
Получателями пособия по БиР могут стать женщины:
- охваченные системой соцстрахования, связанного с временной нетрудоспособностью и материнством;
- обучающиеся очно;
- военнослужащие-контрактницы и приравненные к ним.
- Сроки предоставления зависят от того, как будут протекать беременность и роды (стандартные – 70+70 дней).
Его размер определяется:
- средним заработком;
- стипендией;
- денежным довольствием.
При постановке беременной на учет на раннем сроке (до 12 недель) ФЗ требует, чтобы женщине назначали пособие.
А также они полагаются:
- при рождении (усыновлении, приеме на воспитание) малыша. Особо ФЗ выделяет случаи передачи на воспитание ребенка-инвалида и рождение младенца в семье военнослужащего-срочника, ибо, помимо единоразовой помощи, будет выдаваться и ежемесячная. Такой вид помощи, согласно ФЗ, выдается на каждого из малышей (за исключением случаев, когда ребенок рождается мертвым), а получателем может выступать любой из родителей или заменяющие их лица;
- жене военнослужащего-срочника, у которой срок беременности достиг 180 дней. В п.2 ст.12.3 ФЗ особо оговаривается, что этот вид помощи предлагают независимо от выплаты иных пособий, в том числе, региональных;
- матери малыша, появившегося у военнослужащего-срочника (ст.12.6 ФЗ-81 предполагает выплату, пока малышу не исполнится три года, если отец не прекратить служить ранее);
- по случаю ухода за малышами, пока они не станут полуторагодовалыми;
- на ребенка.
- ФЗ поощряет предоставление помощи семьям с детьми субъектами федерации.
Проверить факт назначения и выплату помощи можно через государственную информационную систему соцобеспечения.
Обязанности получателей пособий, предусмотренных ФЗ-81
Обязанности лиц, которым предоставили по ФЗ пособия невелики. Им полагается:
- вовремя оповестить компетентные органы, что изменились обстоятельства, вследствие чего помощь следует увеличить или прекратить;
- в течение трех месяцев передать данные об изменениях семейных доходов;
- возвратить средства, полученные вследствие неверно переданных сведений.
Как правильно оформить социальные выплаты
Каждое из пособий, назначаемых государством согласно ФЗ-81, имеет свой источник финансирования и проходит через определенные федеральные структуры. Поэтому, прежде чем приступить к сбору документов и справок для получения государственной поддержки, стоит выяснить, через какой компетентный орган она оказывается. От этого будет зависеть, какие действия нужно предпринимать и в каком порядке.
Куда обратиться для оформления выплат, полагающихся по ФЗ-81
Когда рождается ребенок, то для получения помощи понадобится пойти:
- к работодателю;
- в территориальное управление ПФР;
- в территориальное управление соцзащиты.
Чтобы упростить стоящие перед собой задачи, стоит записаться на прием в МФЦ, где быстро и квалифицированно разберутся с необходимыми справками и помогут просчитать, в каком размере будет назначено вспомоществование.
Документы для назначения пособия
Наполнение комплекта может изменяться в связи с внесением правок на региональном уровне. Поэтому лучше подготовиться и предстать во всеоружии и/или заранее разузнать в местном управлении компетентного федерального органа, что и в какой форме понадобится, чтобы оформить пособие, полагающееся согласно нормам ФЗ-81.
Общий перечень состоит из:
- заявления, которое пишут для того, чтобы назначили вспомоществование;
- российского паспорта;
- свидетельства о рождении и справок из ЗАГСа;
- СНИЛС и ИНН;
- справки о составе семьи;
- свидетельства о браке (разводе);
- подтверждения совместного проживания заявителя и ребенка (это относится и к ребенку-инвалиду);
- справки, подтверждающей доходы семьи;
- имеющихся удостоверений, как-то – многодетной семьи, инвалида, пенсионного;
- подтверждения опекунства/попечительства/усыновления
Размер и порядок выплат по ФЗ-81
По беременности и родам:
- трудоустроенным – 100% среднего заработка. Есть ограничение по предельной величине, которое при нормальном протекании беременности и неосложненных родах установлено на уровне 282 106, 70. В случае осложнений планка поднимется до 314 347, 47 (за 156 дней) и до 390 919,29 (за 194). Платить будет работодатель;
- нетрудоустроенным и обучающимся очно выплатят, отталкиваясь от МРОТ, 43 615,65 в управлении соцзащиты.
Сумма, полагающаяся за раннюю постановку на учет в женской консультации с наступлением беременности, не зависит от статуса женщины и равна 628, 47.
На переданного на воспитание/под опеку или попечительство, усыновленного работодатель или управление соцзащиты, как установлено ст.12.2 ФЗ-81, выплатят 16 759, 09, как и при рождении малыша.
При наступлении беременности жене военнослужащего-срочника ФЗ-81 предписывает выплатить 26 539,76. Ежемесячно на родившегося ребенка будут выдавать 11 374,18.
Ежемесячно, пока малышу не исполнится полтора года, ФЗ-81 предписывает выплачивать:
- трудоустроенным, от работодателя, — 40% средней зарплаты, ограничивая пособие суммой в 24 536,55 на каждого малыша;
- нетрудоустроенным и обучающимся очно, от управления соцзащиты, — на первого младенца – 3 142,33, а на последующих -6 284,65.
Изменения в 2018 году
Сам ФЗ-81 не привлек внимания законодателей. А вот пособия, начисляемые согласно его положениям, несколько увеличились, так как их затронула ежегодно проводящаяся с 1-го февраля индексация. Обращаем внимание, что оказываемая государством поддержка семьям с детьми, не ограничивается видами помощи, установленными ФЗ-81. Ее предоставляют, как оговорено в ст.2, и на основании других ФЗ, а также нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне и региональными законодательными собраниями.