Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 21 февраля 1992 года N 2395-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О НЕДРАХ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.04.2006 N 49-ФЗ, от 25.10.2006 N 173-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ, от 05.04.2011 N 45-ФЗ, от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ, от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 279-ФЗ, от 26.07.2017 N 188-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.09.2017 N 283-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. КонсультантПлюс: примечание. С 31.05.2020 в абзац второй вносятся изменения (ФЗ от 02.12.2019 N 396-ФЗ). См. будущую редакцию. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах
    • Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования
    • Статья 1.2. Собственность на недра
    • Статья 2. Государственный фонд недр
    • Статья 2.1. Участки недр федерального значения
    • Статья 2.2. Федеральный фонд резервных участков недр
    • Статья 2.3. Участки недр местного значения
    • Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования
    • Статья 3.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования
    • Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
  • Раздел II. Пользование недрами
    • Статья 6. Виды пользования недрами
    • Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование
    • Статья 7.1. Исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами
    • Статья 8. Ограничение пользования недрами
    • Статья 9. Пользователи недр
    • Статья 10. Сроки пользования участками недр
    • Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр
    • Статья 11. Лицензия на пользование недрами
    • Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 13.1. Конкурсы или аукционы на право пользования участками недр
    • Статья 14. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона
    • Статья 15. Государственная система лицензирования
    • Статья 16. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования
    • Статья 17. Антимонопольные требования при пользовании недрами
    • Статья 17.1. Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр
    • Статья 18. Предоставление в пользование участков недр местного значения и использование добытых на таких участках недр общераспространенных полезных ископаемых
    • Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод
    • Статья 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, размещение в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей
    • Статья 19.2. Добыча подземных вод садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами
    • Статья 20. Основания для прекращения права пользования недрами
    • Статья 21. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами
    • Статья 21.1. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр
    • Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
    • Статья 22.1. Право на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
    • Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
    • Статья 23.1. Геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр
    • Статья 23.2. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 23.3. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр
    • Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 25. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
    • Статья 25.1. Предоставление земельных участков и водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 25.2. Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами
    • Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
    • Статья 27. Геологическая информация о недрах
    • Статья 27.1. Единый фонд геологической информации о недрах
    • Статья 27.2. Особенности представления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах
    • Статья 28. Государственный учет и государственная регистрация
    • Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
    • Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
    • Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
    • Статья 32. Составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых
    • Статья 33. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
    • Статья 33.1. Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых
    • Статья 34. Государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых
  • Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования
    • Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
    • Статья 36. Государственное управление отношениями недропользования
    • Статья 36.1. Государственное геологическое изучение недр
    • Статья 36.2. Государственный мониторинг состояния недр
    • Статья 37. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
    • Статья 38. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
  • Раздел V. Платежи при пользовании недрами
    • Статья 39. Система платежей при пользовании недрами
    • Статья 40. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
    • Статья 41. Утратила силу
    • Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
    • Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами
  • Раздел VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах и разрешение споров по вопросам пользования недрами
    • Статья 49. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах
    • Статья 50. Порядок разрешения споров
    • Статья 51. Возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах
  • Раздел VII. Международные договоры
    • Статья 52. Международные договоры

Открыть полный текст документа

Недра – это составляющая земной коры, расположенная ниже слоя почвы. Закон «О недрах» призван урегулировать любые отношения в плане использования, а также охраны недр, проведения геологических исследований, использования полезных ископаемых и связанных с ними производств, а также особых ресурсов в виде торфа или рапы лиманов, сапропеля. Он регулирует пользование вод предприятиями.

В Законе отражены основы правового и экономического плана, они касаются продуманного пользования ресурсами, надежной защиты интересов граждан и государства. Этот нормативный документ активно работает в производственной сфере, связанной с добычей или переработкой ресурсов. Нормы, прописанные в Законе, касаются ископаемых, которые часто используются производствами. Речь может идти об ископаемых неглубокого залегания — галька, битум, глина, суглинки, гравий, гипс.

Суть закона «О недрах»

Многие слышали о данном законе, но далеко не каждый имеет правильное представление о подобном объекте права. Закон дает определение недрам Российской Федерации, как природному объекту. В нем говорится о том, что недра – часть земной коры, которая спрятана под слоем почвы. Если почвенный слой отсутствует, к недрам относят все, что находится на дне водного объекта или ниже земной поверхности. Под глубиной недр подразумевают область, которая доступна для исследования такой наукой, как геология.

Главным вопросом, требующим урегулирования, является вопрос о том, на каких правах можно использовать недра. Все они делятся на определенные области, у которых совершенно разный правовой режим пользования.

Участки могут быть регионального значения, федерального или местного. Право пользования таких участков регулируется исполнительными органами трех вышеперечисленных уровней власти. Нередко право использования недр закрепляется в определенных условиях соглашений, которые касаются раздела продукции. Участки недр, находящиеся под контролем федеральных органов власти, позволяют обеспечить потребности государства в дефицитных и стратегически важных разновидностях ресурсов.

Виды использования недр

Важным моментом, который регламентирует федеральный нормативный акт о недрах, является список видов использования недр. По сути, закон ограничивает права по пользованию недрами в Российской Федерации, позволяет обеспечить пополняемость, а также воспроизводство важного объекта. Федеральный закон о недрах дает возможность:

  • Пресечь разграбление, несанкционированное пользование ресурсами природы;
  • Накапливать государственные запасы Российской Федерации.

Недра могут предоставляться компаниям и физическим лицам для геологических изысканий, либо геофизических, а также геодезических, включая съемку. Прогнозирование возможных землетрясений, контроль за изменением состояния подземных вод — это распространенные цели изысканий.

Недра могут быть использованы для того, чтобы найти новые месторождения, а также полезные ископаемые, но не для добычи. Зачастую они служат для возведения строительных сооружений, которые располагаются под землей, но не предполагают добычу ископаемых. Административные органы власти призваны выдавать разрешения на использование всевозможных недр. Его можно получить, если деятельность вашего предприятия имеет отношение к научным полигонам, либо учебным, а также памятникам природы. Сбор коллекции минералов тоже подразумевает пользование недрами. В определенных случаях и при наличии лицензии участок недр земли может быть предоставлен для изучения, а также добычи определенных полезных ископаемых.

Федеральный Закон «О недрах» призван задействовать конкретные механизмы рынка, которые регулируют деятельность недропользователя во благо общества, стимулируют воспроизводство полезных ископаемых для восполнения запасов. При этом добыча осуществляется в таком количестве, которое может удовлетворить потребности страны и повысить уровень жизни населения.

Важно подчеркнуть, что проект закона содержит положительные моменты и крайне негативные. Среди положительных изменений стоит отметить:

  • Между государством и пользователями устанавливаются определенные гражданско-правовые отношения, которые подразумевают двустороннюю ответственность сторон за причиненный ущерб или неправомерные действия;
  • Формы недропользования расширились, предусмотрены договоры аренды и подряда, СРП;
  • Если месторождения открываются за собственные средства, упрощается процедура получения права использования ресурсов для конкретного субъекта;
  • Переуступка собственных прав пользования, переоформление лицензии, а также краткосрочное пользование недрами упростились.

Еще одним важным изменением является появление конкретного определения форм собственности на информацию геологического плана.

Негативные стороны закона

Как вы уже поняли, в законопроекте немало положительных моментов, но нельзя не упомянуть об отрицательных изменениях.

Данный закон о недрах никоим образом не увеличивает производство минерально-сырьевой базы. Пользователю не выгодно проводить геолого-разведочные работы. Доступ к изучению самих недр усложнился. Компания получает право производить ГРР на невыгодных и рискованных условиях. Оформление открытого месторождения усложнилось, как и постановка приращенных запасов на государственный учет, а затраты государства должны возмещаться на кабальных условиях. Расчет ведется с начала прошлого столетия. При этом надо понимать, что исследования прошлых лет с использованием старых технологий бесполезны. Результат такого подхода в Российской Федерации: компания не хотят вкладывать средства в ГРР, а цены на нефть растут. Исследования не финансируются ни государством, ни недропользователями.

В законе о недрах не продумано обеспечение освоения нефтяных месторождений с запасами, которые трудно извлечь. А их доля в стране составляет больше 55% от всех запасов. Продолжается эксплуатация месторождений, которые давно истощены. Причина кроется в том, что не продумана дифференцированная ставка НДПИ, которая соотносится с определенными условиями, включая истощенность месторождений. Скидки предоставляются пользователям, которые производят добычу при невысокой эффективности месторождения, при этом она не связана с нарушениями по рациональному пользованию недрами. Также скидки предоставляются пользователю, который добывает полезное ископаемое невысокого качества из-за того, что запасы являются остаточными. Решение о том, кому предоставлять скидку, каким будет ее размер, принимают органы, призванные выдавать лицензию. Эта статья не работала все прошлые годы в Российской Федерации. Правительство не учитывает разработку месторождений с трудноизвлекаемыми полезными ископаемыми, что не позволяет развиваться мелкому и среднему бизнесу.

Другие существенные негативные стороны закона:

  • Федеральный законопроект исключает рациональное недропользование, так как нет рациональной разработки месторождений;
  • Аукционная форма получения недр не снижает коррупции, она позволяет прийти в отрасль непрофессионалам, которые не хотят и не умеют разрабатывать месторождения;
  • В законопроекте обозначена федеральная собственность, а не государственная, что противоречит Конституции Российской Федерации.

Это лишь неполное изложение отрицательных моментов закона, которые демонстрируют, что минусов больше, чем плюсов.

Основные положения

В Законе «О недрах» всего 52 статьи:

  • 1 раздел включает в себя статьи 1-5 и рассматривает основные положения закона;
  • 2 раздел (статьи 6-22). Пользование недрами;
  • 3 раздел состоит из статей 23-24 и рассматривает охрану земли и ее пропорциональное пользование;
  • 4 раздел Закона «О недрах» содержит статьи 35-38. В нем говорится о том, каким образом государство регулирует отношения, связанные с использованием недр;
  • 5 раздел (статьи 39-48). В этом разделе рассматривается плата за пользование недрами.
  • 6 раздел (статьи 49-51) содержит данные об ответственности за любые нарушения;
  • 7 раздел включает статью 52. Он касается международных переговоров.

Многие статьи не раз дорабатывались и изменялись, некоторые из них заслуживают пристального внимания. Остановимся подробней на каждом из разделов федерального закона.

Раздел 1

Первый раздел закона о недрах включает в себя юридические соглашения Российской Федерации о недропользовании, правовых взаимоотношениях и их регулировании. В документе говорится о государственных органах и полномочиях служб, которые могут урегулировать взаимоотношения по использованию недр.

Раздел рассматривает полномочия разных органов власти, права органов самоуправления в городах и районах. В главах подробно обсуждаются экономические и юридические составляющие равномерного использования земли.

Главные положения закона о недрах и полномочия различных органов отражены именно в этом разделе. Здесь же дается четкое определение недрам и говорится о необходимости их рационального использования.

Раздел 2

Правила использования недр установлены во втором разделе. В статье под номером 6 определены виды пользования недрами, применяемые для:

  • Геологического изучения. Сюда входят работы по общему изучению ресурсов или по прогнозированию возможных землетрясений, деятельности вулканов;
  • Изучения, в основе которого поиск, а также оценка месторождений полезных ископаемых. Подобные исследования необходимы, чтобы понять, может ли участок использоваться для строительства;
  • Разведки месторождений и добычи;
  • Строительства сооружений подземного типа, если они не подразумевают добычу;
  • Образования объектов, которые имеют культурное, либо научное, оздоровительное или эстетическое значение;
  • Сбора минеральных коллекций.

В статье 7 сказано, что пользователь может получить участок для пользования недрами, строительства сооружений под землей, добычи полезных ископаемых. В роли пользователя могут выступать предприниматели, либо товарищества. Юридические лица, а также граждане других государств тоже могут быть пользователями. Этот момент упоминается в статье под номером 9.

Статья 10 определяет сроки использования недр. Они могут быть строго определенными, либо не имеют временных ограничений:

  • Если речь идет о геологическом изучении, срок предоставления составит 5 лет. Срок может быть увеличен до 7 лет, когда речь идет о конкретных областях страны;
  • Определенный срок отводится для обработки месторождения и добычи ископаемых.

В статье 11 сказано, что предоставление недр оформляется особым государственным решением, оно подобно лицензии. Статья 19 заслуживает отдельного внимания. В ней упоминается о том, что собственники земли, а также их арендаторы могут использовать общераспространенные полезные ископаемые со своего участка для собственных нужд, но без проведения взрывных работ. Подземные воды тоже могут быть использованы, но их объем за день не должен превышать отметку в 100 кубических метров. Вода извлекается из горизонтов, которые не связаны с источниками централизованного водоснабжения.

Раздел 3

В третьем разделе рассматриваются вопросы об охране недр и их использовании. Главные требования отражены в статье под номером 23. Среди них:

  • Следование порядку предоставления недр, который не позволяет использовать их самовольно;
  • Обеспечение максимально полного геологического изучения;
  • Первичное изучение, которое позволяет оценить запасы полезных ископаемых и свойства самого участка, выданного в пользование, не имеющее отношение к добыче;
  • Государственный учет, либо экспертиза запасов;
  • Обеспечение наиболее полного извлечения имеющихся ископаемых, а также их составляющих;
  • Учет всех запасов, как извлекаемых, так и оставшихся в недрах;
  • Охрана месторождений от пожаров, затопления и прочих негативных факторов;
  • Предотвращение застройки площадей земель, которые богаты полезными ископаемыми, без получения разрешения;
  • Защита подземных вод, используемых для питья и обеспечения водой разных объектов, от размещения производственных отходов;
  • Правильная ликвидация имеющихся предприятий, которые ранее занимались добычей полезных ископаемых.

Статьи 23-34 включают в себя особые требования относительно безопасности работ по использованию недр. Они также содержат некоторые моменты относительно государственного учета, регистрации, экспертизы запасов, кадастра, охраны недр, которые представляют собой ценность с научной и культурной точек зрения.

Раздел 4

Статьи 35-38 представленного раздела Закона «О недрах» определяют, как происходит государственное регулирование отношений по недропользованию. В данном разделе регламентируются вопросы, связанные с изучением недр на государственном уровне, а также с мониторингом состояния недр, надзором за безопасным проведением всех работ.

Лицензия на использование недр, выданная государством, может прекратиться при разных ситуациях, например, когда истек срок действия самой лицензии, а также, если пользователь отказался от использования недр. Государство может отобрать лицензию у пользователя при нарушении условий и во всех случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Право использования недр иногда приостанавливается, либо ограничивается, если возникла угроза для жизни людей, которые живут или работают в зоне проведения работ, а также при частом нарушении правил использования недр, при чрезвычайных ситуациях. Если пользователь не согласен с прекращением лицензии, он может обжаловать решение в суде.

Раздел 5

Данный раздел содержит информацию о том, как происходит регулирование оплаты за использование недр земли. В статье 39 закона о недрах установлена система платежей, она подразумевает:

  • Разовые платежи во время использования недр, когда возникают определенные условия, предусмотренные в лицензии, они подразумевают также оплату при изменении границ участка. Минимальный размер оплаты составляет не меньше 10% от налога на добычу полезных ископаемых при расчете мощности компании за год;
  • Платежи могут носить регулярный характер, они взимаются отдельно по каждой разновидности работ, а также за предоставление права поиска новых месторождений, разведку полезных ископаемых, оценку того, насколько участок пригоден для строительства;
  • Сборы, взимаемые для участия в конкурсе или аукционе. Подобные сборы должны платить все участники. Оплата является одним из главных условий регистрации заявки. Сумма зависит от средств, которые были потрачены на подготовку и проведение конкурса, оплату труда экспертов, которые привлекались к работе;
  • Прочие платежи в виде сборов и налогов, которые предусмотрены в законодательстве РФ.

Все моменты, связанные с оплатой, подробно описаны в статьях раздела, они не вызывают сложностей для понимания.

Раздел 6

Любые нарушения закона о недрах влекут за собой определенную ответственность. В разделе под номером 6 прописаны не только меры ответственности, но и порядок разрешения любых споров, возникших в данной области. Статья 49 содержит информацию о том, что лица, которые нарушили законодательство о недрах, могут понести уголовную ответственность или административную. При том, что лица привлекаются к ответственности, они также должны устранить все нарушения и возместить причиненный вред.

Статья 50 гласит, что все споры решаются органами власти, а также судом, в том числе арбитражным, исходя из полномочий данных органов. При возникновении имущественных споров они передаются в третейский суд.

Лица, нарушившие законодательство и причинившие вред недрам, обязаны возместить его на добровольной основе или в судебном порядке, это обозначено в статье 51. Порядок расчета устанавливается правительством страны.

Раздел 7

В статье 52 говорится о том, что если в международном договоре Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила, прописанные в международном договоре.

Любые правовые акты опираются на данные Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «О недрах» под номером 2395-1. Другие акты принимаются на основании вышеперечисленных документов.

Стоит отметить, что Закон был принят еще в 1992 году, но он претерпел серьезные изменения, в том числе и в 2018 году.

Последние изменения

Редакция закона о недрах от 29 декабря 2014 года внесла некоторые коррективы и поправки относительно использования скважин водозаборного типа, была приведена пошаговая инструкция по добыче подземных вод. Изменения произошли в статье 19, они коснулись прав собственника на осуществление добычи вод без лицензии. В статье говорится, что подземные воды могут добываться без лицензии, если они идут на личные нужды и не связаны с предпринимательской деятельностью. Общий объем потребления должен составлять не более 100 кубических метров в сутки. Добывать воду можно только из тех горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения.

В статье 10 Закона говорится, что радикальные отходы, относящиеся к 1-5 классу опасности, могут быть захоронены только в глубоких горизонтах для их локализации. С 1995 года и по 2018 год Закон «О недрах» претерпел изменения 57 раз. Все изменения носили характер поправок, а также корректировок. Целые пункты и статьи были отменены, разделы дополнились новой информацией, а устаревшие термины пропали.

Очередное изменение закона вступило в силу 3 июля 2018 года, оно было внесено в Федеральный закон под номером 279. Количество разделов было уменьшено, а число статей осталось прежним. Вышеупомянутый закон применяется в разных сферах деятельности при:

  • Вырубке леса в личных целях, а также в промышленных масштабах;
  • Строительстве шахт;
  • Сборе коллекций минералов, а также камней;
  • Изучении недр с геологической целью.

Поправки касаются и других статей, ознакомиться с ними вы можете, скачав нижеприведенный документ.

Текст Закона РФ N 2395-1 «О недрах»

Многие обыватели знают лишь основные пункты Закона «О недрах», но не все представляют, о чем говорит этот закон, какие моменты он рассматривает. Текст закона подробно рассматривает следующие пункты:

  • Необходимость регулирования в области использования или исследования недр, а также их добычи;
  • Регулирует отношения между гражданами и государством (собственником недр);
  • Определяет понятия государственных недр резервного, а также федерального значения и местного;
  • Описывает виды использования недр и основания на добычу;
  • Рассматривает применение, а также содержание лицензии на использование недр, учитывается срок использования;
  • Описывает условия, а также способы проведения всевозможных конкурсов или аукционов;
  • Характеризует все нюансы добычи ископаемых;
  • Обозначает условия, на которых возможно досрочное прекращение лицензии;
  • Отвечает на вопрос, чем характеризуется рациональная добыча недр земли;
  • Описывает необходимые требования безопасности;
  • Говорит о том, как проводится государственный учет и в чем заключается;
  • Описывает условия, на которых открываются новые месторождения, а также награждения за выявление таких участков;
  • Разделяет платежи по использованию недр на подгруппы;
  • Говорит о том, какая предусмотрена ответственность за нанесение вреда и поясняет, на каких принципах строится международное сотрудничество.

Для удобства предлагаем вам скачать текст закона, принятого недавно в Российской Федерации.

0 file(s)

Комментарии к закону «О недрах»

Комментарии к закону под номером №2395-1 об использовании недр утверждаются с учетом поправок и изменений, включая Федеральные законы, а именно под номером 118 от 21.02.1992, с номером 120 от 18.07.2008, а также с номером 160 от 23.07.2008.

Всевозможные аспекты регулирования взаимоотношений по недропользованию, включая права, которыми наделены службы государственной власти, а также местного самоуправления подробно рассматриваются в комментариях. Дополнения касаются и порядка лицензирования. Они написаны для руководителей и работников учреждений. Правки имели место в разных статьях:

  • К статье под номером один теперь относятся: месторождения урана, никеля;
  • Первая часть статьи 3 дополнена новым пунктом, касающимся попутных ископаемых;
  • Изменения коснулись и других статей в законе.

Закон о недрах обратил особое внимание на нарушения законодательства и ответственность за эти нарушения. В новой редакции федерального закона можно встретить следующие виды наказания:

  • Уголовное наказание;
  • Возмещение ущерба;
  • Административное наказание.

Конкретный вид наказания применяется в зависимости от тяжести преступления. Лишение свободны на 12 лет является самым тяжелым наказанием при нарушении данного закона в Российской Федерации. Степень наказания и метод определяются индивидуально в конкретном случае. Законодательство предусмотрело серьезное наказание для лиц, которые самовольно добывают, либо используют недра. Основные линии направленности при определении наказания:

  • Если лицо не знает закона, как основных его положений, так и второстепенных, это не освобождает его от ответственности;
  • Даже при применении наказания виновный должен возместить ущерб, нанесенный его действиями.

Все возникшие споры решаются переговорами сторон, органами власти, судом или арбитражным судом. Важно понять, что без закона невозможно рациональное использование недр.

Изменения коснулись разных статей. Комментарии к статье 19 федерального закона говорят о необходимости согласования с органами власти строительства сооружений под землей, добычи ископаемых, обустройства скважины или колодца. Нередко региональные и другие органы власти выходят за рамки полномочий и заставляют получать лицензию собственников земли, которые не обязаны получать разрешение. Очень часто дело доходит до суда.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *