Содержание

Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

‎(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 101-ФЗ)

7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка.

Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:

1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;

5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;

‎(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

9) в продукции средств массовой информации;

‎(п. 9 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 101-ФЗ)

9¹) при показах фильмов в кинозалах;

‎(п. 9¹ введён Федеральным законом от 05.05.2014 № 101-ФЗ)

9²) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;

‎(п. 9² введён Федеральным законом от 05.05.2014 № 101-ФЗ)

10) в рекламе;

11) в иных определённых федеральными законами сферах.

1¹. В сферах, указанных в пунктах 9, 9¹, 9² и 10 части 1 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки.

‎(часть 1¹ введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 101-ФЗ)

2. В случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.

3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.

Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации

В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;

2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы;

3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;

4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научно-педагогических кадров для образовательных организаций с обучением на русском языке за пределами Российской Федерации;

‎(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5) содействуют изучению русского языка за пределами Российской Федерации;

6) осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка;

7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путём организации проведения независимой экспертизы;

‎(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 101-ФЗ)

8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка Российской Федерации.

Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации

1. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:

1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

2) получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности;

3) получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учреждённые специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

2. Лицам, не владеющим государственным языком Российской Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков.

Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации

1. Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Нарушение настоящего Федерального закона влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Москва, Кремль

На всей территории Российской Федерации основным и главным государственным языком считается русский, граждане России обязаны его знать и говорить на нем. Любые общественные мероприятия, официальные документы и публичные высказывания обязаны быть на русском языке. Для защиты и развития мер по поддержке и культуре описываемой области и сферы деятельности необходимы четкие правила и концепция, которые описаны в Федеральном законе 53.

Общие сведения

Федеральный закон о государственном языке был принят Государственной Думой 20 мая 2005 года, а одобрен Советом Федерации 25 мая 2005 года. Последние изменения в него были внесены 5 мая 2014 года. ФЗ 53 содержит 7 статей. Этот закон регулирует и контролирует процессы и способы обеспечения использования по всей территории России государственного языка. Также закон гарантирует права граждан на использование русской речи и предоставляет меры развития культуры этой области.

Краткое содержание Федерального закона номер 53 о государственном языке:

  • ст. 1 — представлена информация о государственном языке России, оформлена информация о свойствах русской речи и возможностях ее носителей на территории РФ;
  • ст. 2 — перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие описанную сферу;
  • ст. 3 — дан список сфер и мест, где возможно использование гос. русского языка;
  • ст. 4 — оформлена информация о мерах защиты языка, способах развития культуры граждан в этой области и поддержка в описываемой сфере деятельности;
  • ст. 5 — описано обеспечение и способы использования населением государственного языка на территории России;
  • ст. 6 — оформлена информация об ответственности за нарушения и преступления, совершенные в настоящей области, перечислены меры наказаний и виды штрафов;
  • ст. 7 — описана дата и процесс вступления в силу Федерального закона 53.

Описанная сфера регулируется не только Федеральным законом номер 53, но и другими ФЗ, законами Конституции России, международными договорами и законом 1807-1 о различных языках народов РФ.

Читайте также об основных положениях Федерального закона №58

Согласно первой статье, по Конституции РФ государственным языком является русский. Нормы и положения, по которым определяется его система, устанавливаются Правительством России, Правительством также установлено, что все нецензурные слова запрещены к использованию в общественных местах или в литературных или публицистических текстах.

В 3 статье описываемого закона дан список ситуаций, когда использование литературной русской речи считается обязательным:

  • При осуществлении любой деятельности гос. органов;
  • В случаях исполнения литературных произведений публично;
  • При написании названий гос. органов в официальных документах;
  • В публицистических статьях, рекламах или любых других материалах, написанных СМИ;
  • Во время проведения судебных процессов или при избирательной кампании, до и во время выборов, при референдумах по всей территории России;
  • Во время написания и подписания официальных документов в гос. учреждениях России;
  • При написании фраз или слов на дорожных знаках;
  • При публикации новостей, решений или документации гос. органами через сеть Интернет или через СМИ.

Согласно описанному закону каждый гражданин Российской Федерации имеет право на общение или обучение на государственном языке. Иностранные лица, приезжающие на территорию России имеют право использовать услуги переводчика.

Последние изменения, внесенные в закон о государственном языке

Последние изменения в Федеральный закон 53 о гос. языке были внесены 5 мая 2014 года, при принятии ФЗ номер 101. В первой статье, в пункте номер шесть слова о литературном языке были дополнены фразой «в том числе нецензурной брани».

В третьей статье в первую часть был добавлен 9 пункт, согласно которому русский литературный язык обязательно должен использоваться в материалах СМИ. Эта же статья была дополнена пунктом 9.1, в котором представлена информация, что русская речь считается обязательной при показе фильмов, мультфильмов и анимационных фильмов в кинотеатрах. Также в статью три был добавлен пункт 9.2, в котором написано, что обязательным русский язык считается при осуществлении публичных выступлений. Во время представлений, исполнений литературных произведений, публичных театральных постановок, при проведении зрелищных, развлекательных, культурных, просветительных и других мероприятий артисты обязаны говорить на нем. В третью статью была добавлена часть 1.1. В перечисленных в третьей статье сферах деятельности вместе с русским языком может быть использована речь других народов республик, входящих в состав Российской Федерации. В определенных случаях, оформленных в других Федеральных законах, могут быть также использованы иностранные языки.

В статье четыре был изменен седьмой пункт. После изменений в компетенцию органов гос. власти был добавлен контроль и регулировка, а также наблюдение за гражданами, для выполнения всех положений ФЗ 53, а также надзора за нарушениями закона. Сотрудники органов обязаны следить за лицами, использующими выражения или слова, не соответствующие нормам или правилам русской речи. Работники гос. органов исполнительной власти имеют право совершать экспертизу для проверки наличия нарушений и привлекать к ответственности нарушителей.

Изменения в описываемый Федеральный закон за все время его существования вносились всего два раза. Последние изменения описаны выше, а первый раз изменения были внесены 2 июля 2013 года. Согласно этой редакции, изменения произошли в статье 3, в части первой пункте восьмом. Слова о написании и оформлении документов, связанных с аккредитацией учебных заведений, были изменены на фразу «оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образца».

В четвертом пункте четвертой статьи все слова «учреждение» были изменены на «организация».

Скачать 53 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон 53 был принят государством для урегулирования конфликтов среди разных носителей языков, проживающих на территории Российской Федерации. В случае, если у гражданина России возникли споры или конфликт с лицами другой национальности на тему государственного языка и его использования, он всегда может обратиться к описываемому закону за подробной информацией.

Скачать Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» можно по ссылке.

«Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. n 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (постатейный) (Каркавина Д.Ю.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
20 мая 2005 года
Одобрен
Советом Федерации
25 мая 2005 года
Комментарий к преамбуле
Одной из главных черт, определяющих принадлежность человека к тому или иному народу, помимо территории проживания, культуры, является язык, на котором он говорит. Именно языковая культура в первую очередь определяет самосознание каждого человека и народа в целом.
Использование государственного (титульного) языка охватывает почти все сферы жизни общества. Среди бывших союзных республик первыми статус государственных языков получили языки жителей прибалтийских республик, затем — Белоруссия, Молдова.
В нашей стране русский язык получил статус государственного языка с принятием Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 11 декабря 2002 г.) (далее по тексту — Закон РФ «О языках народов Российской Федерации»), а также Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (далее по тексту — Конституция Российской Федерации). При этом ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации, провозглашающая русский язык государственным языком Российской Федерации на всей ее территории, не уточняет требований к особенностям практического использования русского языка в качестве государственного, равно как и не указывает обязательств органов власти по отношению к порядку формирования или сохранения государственного языка Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» также подчеркивается ведущая роль русского языка во всех сферах общественной жизни. Однако ряд вопросов, связанных с функционированием русского языка как государственного языка Российской Федерации, нормами данного Закона не регулируется. Так, в Законе недостаточно полно раскрыты основные статусные функции русского языка, не в полной мере разработан механизм правового регулирования использования государственного языка Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, не отражено совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в области использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Не содержит данный Закон также норм сохранения чистоты русского языка и культуры русской речи.
Подготовка законопроекта «О государственном языке Российской Федерации» была запланирована на 2000 г. и внесена в «План мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на 2000 — 2001 гг.».
Концепция этого законопроекта вырабатывалась более двух лет с привлечением ведущих филологов и юристов из Академии наук Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного института русского языка им. Пушкина, Института русского языка им. Виноградова, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и других научно-исследовательских учреждений. Активное участие в этой работе принимал Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.
Надо заметить, что судьба Закона складывалась нелегко. Сначала он назывался «О русском языке», потом — «О русском языке как государственном языке Российской Федерации», затем — «О государственном языке Российской Федерации». Первый раз этот закон пробовали принять еще в 2003 году, но, принятый в третьем чтении, он был заблокирован Советом Федерации и отправлен на доработку.
Одной из важных задач авторов законопроекта явилась разработка правового механизма защиты русского языка как государственного языка Российской Федерации в сфере его официального использования путем четкого определения нормативной базы русского языка, подлежащей кодификации, как юридической основы его государственного статуса. И на этой основе законопроект предусматривал ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, касающегося использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. В проекте подчеркивалось, что нарушение законодательства о русском языке как государственном «влечет за собой гражданскую, уголовную и административную ответственность».
Проект федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Д.Н. Абраменковым, А.А. Алексеевым, Т.А. Астраханкиной, Н.А. Бенедиктовым, К.А. Бичелдеем, С.П. Будажаповым, З.И. Воронцовой, Х.М. Гамзатовой, Р.Н. Гимаевым, С.С. Говорухиным, Н.Н. Губенко, Е.Г. Драпеко, В.Н. Ивановой, И.Д. Кобзоном, В.И. Никитиным, Ю.В. Никифоренко, Г.З. Омаровым, В.П. Пешковым, Т.В. Плетневой, Ю.Н. Родионовым, Г.К. Сафаралиевым, В.А. Сафроновым, С.К. Смирновой, О.Н. Смолиным, Н.Е. Сорокиным, А.М. Шелеховым. Первоначально указанный законопроект содержал 22 статьи, распределенные по 8 главам. После всех обсуждений в Законе осталось 6 статей (последняя, 7-я — определяет порядок вступления Закона в силу). Статья 1 (состоящая из семи частей) закрепляет статус русского языка как государственного языка Российской Федерации. Статья 2 определяет законодательную основу государственного языка. В статье 3 определены сферы использования государственного языка Российской Федерации. В статье 4 говорится о защите и поддержке государственного языка РФ. Статья 5 закрепляет обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком. И, наконец, статья 6 предупреждает об ответственности «за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации».
Законы, закрепляющие статус государственного языка, существуют и в других государствах. К примеру, во Франции еще в 1994 году был принят закон об использовании французского языка. Следует заметить, что французские законодатели ставили перед собой более широкие задачи, чем создатели Российского Закона «О государственном языке», потому что для них принципиально важно было защитить позиции французского языка на мировой арене. И именно поэтому в этом законе было сказано, что именно французский язык обеспечивает духовную связь между государствами, составляющими франкоговорящее сообщество. Потому что, как известно, существуют франкоговорящие страны — это бывшие французские колонии, в частности такие страны, как Бенин и некоторые другие, в которых официальным государственным языком является французский язык. И поэтому, естественно, французский язык является связующим звеном для этого франкоговорящего мирового сообщества.
Целью принятия настоящего Закона является, как указано в преамбуле, «обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры». Задачами Закона являются восполнение пробелов Конституции; усиление консолидирующей роли русского языка как государственного в политической, социально-экономической и культурной сферах, как способствующего сохранению единства и целостности многонационального государства; обеспечение использования русского языка как средства межнационального общения; содействие формированию бережного отношения к русскому языку, сохранению его самобытности, богатства и чистоты как общего культурного достояния народов России и мировой культуры.
Закон обязывает органы власти всех уровней учитывать в своей деятельности приоритеты государственной языковой политики и объединять усилия в данном направлении. Через поддержку государством образования и культуры Закон устанавливает государственные гарантии поддержки и защиты русского языка. Поддержка реализуется путем обеспечения прав граждан на получение образования, на повышение квалификации, а также путем разработки и реализации государственных программ, направленных на развитие русского языка как государственного языка России. Экономическая защита русского языка предполагает целевое бюджетное финансирование государственных программ развития русского языка как государственного.
По мнению одного из авторов законопроекта К.А. Бичелдея, принятие Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» послужит делу укрепления российской государственности, развитию федеративных и национальных отношений, сохранению единства и целостности Российской Федерации.
Хотя, возможно, принятие данного Закона вызвано не юридическими, социальными или лингвистическими причинами, а, скорее всего, политическими. В конце концов, это поиск национальной идеи, создание своего рода государственного культа языка.
Сам по себе текст Закона представляет собой смешение разных жанров: это и императивные нормы, и различные декларации в поддержку русского языка.
Реализация же Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ «О государственном языке Российской Федерации») — это, прежде всего, отношение общества к решению национальных проблем, что связано не только с удовлетворением национально-культурных потребностей народов, но и с улучшением социальных условий их жизни.
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
Комментарий к статье 1
1. Статья 1 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» определяет официальный статус русского языка как государственного, предусматривает сохранение и развитие русского языка, являющегося языком межнационального общения всех этнических групп и народов, населяющих территорию Российской Федерации, национальным достоянием Российского государства, важным элементом культуры, основной формой проявления национального и личностного самовыражения.
2. Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 68 которой устанавливает в Российской Федерации на всей ее территории статус русского языка как государственного языка.
3. Статус русского языка как государственного означает обязательность его использования и применения в сферах, определенных ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», другими федеральными законами, Законом РФ «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 комментируемого Закона государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:
— в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
— в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;
— при подготовке и проведении выборов и референдумов;
— в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;
— при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;
— во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;
— при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;
— при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;
— в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках, а также за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, является неотъемлемой частью художественного замысла;
— в рекламе;
— в иных определенных федеральными законами сферах.
Следует заметить, что придание русскому языку статуса государственного языка предполагает его использование и применение на всей территории Российской Федерации во всех официальных сферах без специального на то указания.
Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» определяет перечень сфер обязательного использования русского языка, во многом схожий с тем, который установлен ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Так, согласно ст. ст. 11 — 23, 26 — 27 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» русский язык подлежит обязательному использованию:
— в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— при официальном опубликовании федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации;
— при официальном опубликовании законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
— при подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации;
— в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений;
— в официальном делопроизводстве;
— в официальной переписке;
— в судопроизводстве и делопроизводстве в судах и делопроизводстве в правоохранительных органах;
— в нотариальном делопроизводстве;
— в средствах массовой информации;
— в сферах промышленности, связи, транспорта и энергетики;
— в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности;
— в наименованиях географических

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 июня 2005 года №53-ФЗ

О государственном языке Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 мая 2005 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2005 года

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 05.05.2014 г. №101-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-I «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *