Содержание

Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)

21 июля 1993 года N 5485-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 18.07.2009 N 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 26.07.2017 N 193-ФЗ, от 29.07.2018 N 256-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
  • Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
    • Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
    • Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
    • Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
    • Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
    • Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
    • Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
    • Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей
    • Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
    • Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
  • Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
    • Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
    • Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
    • Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
    • Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
  • Раздел VI. Защита государственной тайны
    • Статья 20. Органы защиты государственной тайны
    • Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
    • Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
    • Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
    • Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
    • Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
    • Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
  • Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
    • Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
  • Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
    • Статья 32. Прокурорский надзор

Открыть полный текст документа>Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018)

21 июля 1993 года N 5485-1

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

>Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей

Статья 13. Порядок рассекречивания сведений

Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну

Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений

Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями

Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ

Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений

Раздел VI. Защита государственной тайны

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации

>Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны

Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны

Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль

Статья 32. Прокурорский надзор

Государственная или иная охраняемая законом тайна: ФЗ 5485 1, пояснения к постановлению о допуске к гостайне

ФЗ о гостайне в последнем издании опубликован в Российской газете. Осуществлять надзор и регулировать правоотношения в данной сфере уполномочены различные государственные органы.
ФЗ имеет свой состав и структуру. Исполнение его является обязательным для государственных служащих.

Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание

Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств. По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу. Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.

Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.

Охраняемая законом тайна, понятие и виды

Помимо гостайны, законодательствам РФ охраняются и другие виды тайн, куда входят:

  1. Коммерческая тайна.
  2. Личная.
  3. Семейная.
  4. Ноу-хау.
  5. Банковская.
  6. Служебная.

Каждая из этих тайн имеет свои особенности правового регулирования. Нормы об охране закрепляются в Гражданском кодексе РФ, Семейном Кодексе РФ, а так же во внутренних локальных актах каждой конкретной коммерческой организации.

Таким образом, охраняемая законом тайна – это такого рода сведения, которые содержат определенную степень секретности и которые обязывает граждан соблюдать их безопасность. Порядок засекречивания информации определяется по правилам, предусмотренным законом.


Иная охраняемая законом тайна

Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.

Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Правовой режим иной охраняемой законом тайны

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:

  1. Закон о государственной тайне.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Локальные акты организации.
  5. Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.

Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Статья 21

Данная статья в действующей редакции с изменениями, дополнениями и комментариями устанавливает порядок доступа уполномоченных лиц к гостайне. Указано, что это происходит только в добровольном порядке. Никто в принудительном порядке этому подвергнут быть не может.

Порядок доступа к тем или иным сведениям может изменяться Президентом или межведомственными комиссиями. Организовывать и исполнять требования законодательства уполномочены руководители соответствующих государственных структур. Разъяснения и отнесения в сфере государственной тайны регулируются только на федеральном уровне.

Статья 22

Не каждого гражданина могут допустить к особо охраняемым сведениям. Порядок получения и допуска к защите предусматривает и основания отказа.

Так, должностному лицу могут отказать в допуске к государственной тайне по следующим основаниям:

  1. Ограничение в дееспособности.
  2. Наличие судимости.
  3. Предоставление ложных анкетных данных и др.

Для коммерческой гостайны могут быть предусмотрены и другие основания для отказа.

Учреждение имеет право предоставлять гражданам и акты, предоставляющие право доступа к секретным сведениям.

Статья 24

Государственная тайна, а именно допуск к ней, влечет за собой наложение определенных ограничений. Они касаются выезда за пределы государственной границы РФ, неприкосновенности частной жизни и др. Все эти конституционные права граждан в связи с допуском к секретным данным могут быть ограниченны на законных основаниях.

31-я статья ФЗ о гостайне

Данная статья номер 31 посвящена контролю за соблюдением тайны. Это относится к компетенции исполнительных и законодательных органов государственной власти. Особое внимание стоит уделить администрации президента РФ, которая так же имеет право на законодательное регулирование в данной области.

Помимо всего прочего, полномочия в данной сфере имеют и важнейшие органы надзора, такие как органы прокуратуры РФ.

Постановление 63 о допуске к гос. тайне: разъяснения разработчиков

Данное положение является основополагающим дополнением к закону о государственной тайне. Исходя из последних комментариев разработчика, текст и содержание настоящего постановления регулирует вопросы предоставления допуска при различных условиях, например, при работе по совместительству, в арбитражных судах и др.

В постановлении имеются так же формы отчетных и учетных документаций.

Бланк анкеты в соответствии с постановлением пр-ва 63

Скачать бланк и форму анкеты. ⇐

Какое наказание предусмотрено за разглашение государственной тайны по закону

За разглашение государственной тайны могут быть предусмотрены различные меры ответственности, куда входят: административная ответственность, уголовная ответственность и др.

Как правило, в качестве еще одной негативной меры применяется и лишение свободы на срок до 4-х лет.

Подробности можно узнать в 283-й статье УК Российской Федерации.

Скачать федеральный закон 5484 1 о государственной тайне в последней редакции

Скачать документ можно здесь. ⇐

Как видим из вышеприведенной информации, понятие о секретах, тайне и др. должны соответствовать и основываться на требованиях, предусмотренных законодательством.


ФЗ «о гос тайне» от 21.07.93 и его основные положения.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Статья 1 Закона устанавливает, что сфера действия настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее — органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне (ст. 5).

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения (ст. 7):

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *