Содержание
Некоторые граждане Российской Федерации имеют право получить бесплатную юридическую помощь или бесплатно проконсультироваться по интересующим вопросам. Именно Федеральный закон номер 324 определяет категории таких граждан и случаи, при которых они могут обращаться с вопросами в органы.
Общие положения ФЗ 324
Закон об оказании юридической помощи был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Последние изменения в него были внесены 28 ноября 2015 года. ФЗ об оказании бесплатной юридической помощи содержит 7 глав и 31 статью. Этот закон регламентирует процессы и способы получения гражданами РФ квалификационной, эффективной и бесплатной юридической помощи. Также закон предоставляет нормы и процессы информирования и обучения граждан всем тонкостям их прав.
Краткое содержание Федерального закона номер 324 о бесплатной юридической помощи:
- В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, на которую закон влияет. Описаны права граждан России на получение бесплатных юридических консультаций и на получение юр. специалиста. Оформлена информация о возникающих в этой области правоотношениях. Описан вектор развития внешней и внутренней политики РФ в настоящей сфере. Перечислены основные принципы и нюансы оказания бесплатной помощи. Даны списки видов и категорий такой помощи. Перечислены субъекты, оказывающие гражданам бесплатную юр. помощь. Оформлены требования и условия для специалистов;
- В главе второй перечислены полномочия, права и обязанности различных госучреждений в области оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Перечислены полномочия президента РФ, органов местного самоупр., правительства России, прокуратуры, госорганов исполн. власти, госорганов субъектов РФ в области оказания бесплатной юр. помощи;
- В главе номер три оформлена информация об основных принципах и нюансах системы оказания описываемой помощи гражданам. Перечислены лица, являющиеся участниками настоящей системы. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается к фед. органам исполн. власти. Также описаны процессы оказания помощи, если лицо обращается к гос. юридическим бюро, нотариусам и адвокатам (подробнее о ФЗ об адвокатуре ). Даны списки категорий граждан, имеющих право получить описываемую юридическую помощь. Подробно оформлена информация о процессах получения юр. помощи по государственной программе;
- В г. четыре описаны особенности и нюансы получения помощи по негосударственным программам. Перечислены лица, являющиеся участниками негосударственных программ. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается в специальные клиники и центры. Дан список центров, в которых лицо может получить бесплатную юр. помощь. Оформлена информация о взаимодействиях государственных органов и негосударственных центров с целью оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Описана государственная поддержка таких центров и клиник;
- В пятой г. описана деятельность по информированию граждан РФ при получении бесплатных юридических консультаций и по правовому просвещению;
- В шестой оформлена экономическая сторона описываемой области, финансирование и бюджет;
- В седьмой оформлены дополнительные положения и заключительные условия и требования закона.
Ознакомьтесь с актуальными изменениями о судебной системе в 2018 году
Регулирование и контроль просвещения населения и оказания гражданам бесплатных юридических консультаций и помощи осуществляется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, другими ФЗ, актами субъектов России и уголовно-процессуальными законами.
Федеральный закон о психиатрической помощи читайте
Кому полагается бесплатная юридическая помощь по закону?
Согласно 20 статье «О бесплатной юридической помощи в РФ» ФЗ, существуют определенные категории граждан, имеющие право получить бесплатную юр. консультацию.
В статье перечислены следующие категории:
- Семья, в которой общий доход на всех составляет сумму ниже, чем установленный в России прожиточный минимум;
- Лица, пострадавшие во время или после чрезвычайных ситуаций и катастроф, перечисленных в настоящем ФЗ;
- Лица, получившие инвалидность первой или второй группы;
- Лица, являющиеся временно или постоянно недееспособными;
- Граждане, являющиеся ветеранами Великой Отечественной Войны, а также получившие статус Герой Российской Федерации или Герой СССР;
- Несовершеннолетние граждане, проживающие в детских домах или в специальных центрах, либо отбывающие срок в местах лишения свободы (вместо ребенка может обратиться его представитель);
- Пожилые граждане, проживающие в домах престарелых или в других соответствующих центрах;
- Дети, оставшиеся без родителей или дети-инвалиды (вместо несовершеннолетнего может обратиться его представитель).
В случае если лицо не имеет гражданства РФ или является иностранным, то получить оно может бесплатную юр. помощь или консультацию согласно условиям международных договоров и других ФЗ.
Поправки, внесенные в закон о бесплатной юридической помощи
Последние изменения в Федеральный закон 324 были внесены 28 ноября 2015 года, при принятии ФЗ номер 358. Согласно новой редакции, изменения произошли в статье 20, части 1, пункт 5. В статье 20 перечислены категории лиц, имеющие право получить бесплатную помощь от юриста. В пункте 5 оформлена информация, что ее могут получать и пожилые люди, и инвалиды, проживающие в специализированных учреждениях.
В ст. 20 также оформлен список случаев, когда юридические бюро, учреждения и организации консультируют граждан:
- Любые действия связанные со сделками с недвижимым имуществом гражданина или его семьи;
- Восстановление каких-либо прав или возмещение ущерба вследствие чрезвычайных случаев;
- Любые выселения из жилых помещений или действия с этими жилыми помещениями, в случае, если там должны проживать дети-сироты, дети-инвалиды или несовершеннолетние, оставшиеся без родителей;
- Обжалование актов органов без привлечения судебных органов;
- Признание прав собственности и признание прав владения недвижимостью;
- Проведение медицинской или социальной экспертизы для реабилитации инвалидов;
- Защита прав при предоставлении коммунальных услуг;
- Обжалование случаев, когда были нарушены права граждан при оказании психиатрической помощи;
- Нарушения, осуществленные работодателем и несоответствующие Трудовому кодексу;
- Ограничение дееспособности;
- Официальное признание лица неспособным к труду и получение им специального пособия по безработице;
- Реабилитация лиц, пострадавших вследствие политических репрессий;
- Возмещение ущерба, компенсации и пособия в случаях, когда в семье погиб кормилец из-за чрезвычайной ситуации или при трудовой деятельности;
- Установление материнства или отцовства ребенка, а также оспаривание его. Требования по выплате алиментов;
- Перерасчет или выплата пенсий, специальных пособий;
- Меры поддержки малоимущих семей, оплата жилья и коммунальных услуг.
В 324 ФЗ ст. 28 написано, что гражданам может быть предоставлена следующая информация бесплатно:
- Порядки, процессы и особенности получения бесплатной юр. помощи;
- Порядок и процесс осуществления гражданином юридически значимых действий. Могут быть перечислены и описаны ошибки, чаще всего совершаемые лицами;
- Способы реализации, нюансы осуществления прав и интересов граждан согласно закону;
- Предоставление форм, бланков, описание процесса подачи жалобы на действия сотрудников каких-либо органов;
- Правила и соответствующие нормы, определенные государством по предоставлению коммунальных услуг;
- Функции и цели действий фед. органов, органов власти, госучреждений. Их полномочия и компетенция в определенных вопросах.
Также согласно настоящему Федеральному закону и другим ФЗ, государственные органы обязаны предоставлять бесплатную информацию о собственных действиях в сети Интернет и посредством средств массовой информации.
Скачать действующую редакцию закона
Федеральный закон 324 был принят для контроля над процессами оказания бесплатной юр. помощи гражданам РФ. В законе определены категории граждан, которые могут получить ответы на интересующие вопросы и поддержку, а также случаи, когда они могут обратиться за ней. Если лицо подходит под одну из категорий граждан, перечисленных выше и ему необходима консультация или помощь, рекомендуется изучить настоящий закон.
Скачать Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» можно по ссылке.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
- Министерство
- Общая информация
- Основные функции
- История
- Руководство
- Структура
- Общественный совет
- Управление опеки и попечительства
- Функции
- Структура
- Куда обращаться
- Порядок установления опеки
- Порядок установления опеки близкими родственниками
- Порядок прекращения опеки и попечительства
- Порядок установления патронажа
- Порядок проверки исполнения опекунами своих обязанностей
- Порядок распоряжения имуществом опекаемых
- Порядок подготовки отчета опекунов (попечителей)
- Полезная информация, вопросы-ответы
- Контакты
- Вакансии
- Конкурсы, вакансии
- Объявления
- Результаты конкурсов
- Госслужба
- Электронный паспорт доступности
- Доска почета
- Общая информация
- Деятельность
- Текущая деятельность
- Реализация Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ
- Национальный проект «Демография»
- Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»
- Паспорт регионального проекта
- Нормативные правовые акты
- Новости о ходе реализации регионального проекта
- Информация о реализации регионального проекта
- Информационное сопровождение
- Информация об общественных обсуждениях регионального проекта
- Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»
- Паспорт регионального проекта
- Нормативные правовые акты
- Новости о ходе реализации регионального проекта
- Информация о реализации регионального проекта
- Информационное сопровождение
- Информация об общественных обсуждениях регионального проекта
- Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»
- Независимая оценка качества
- Федеральные нормативные правовые акты
- Нормативные правовые акты
- Планы и итоги (рейтинги) проведения независимой оценки качества учреждений социального обслуживания
- Анкета по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения
- Общественный совет по независимой оценке
- Оператор по независимой оценке
- Доступная среда
- Документы
- Отчетные данные
- Меры социальной поддержки инвалидов
- Адаптация внутриквартирного пространства
- Социальное такси
- Технические средства реабилитации
- Справочные пособия
- Нормативно-правовые акты
- Перечень технических средств реабилитации
- Каталог технических средств реабилитации
- Компенсация ОСАГО
- Видеоматериалы
- Информационные материалы
- Справочные материалы
- Паспортизация объектов социальной инфраструктуры
- Софинансирование муниципальных программ
- Комплексная реабилитация
- Совет при Губернаторе края по делам инвалидов
- Государственные программы
- Противодействие коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные..
- Нормативные правовые акты и иные акты (локальные нормативные акты) по вопросам противодействия коррупции
- Текущая информация о соблюдении требований законодательства и иных нормативных правовых актов о противодействии коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические материалы
- Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
- Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Хабаровского края
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Контрольно-надзорная деятельность
- Региональный государственный контроль (надзор)
- Профилактика
- Программа профилактики
- Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования
- Проверочные листы
- Публичные мероприятия
- Архив публичных мероприятий
- Обобщение правоприменительной практики
- Руководства и доклады по соблюдению обязательных требований
- Результативность и эффективность
- Развитие рынка услуг в сфере социального обслуживания населения
- Защита информации
- Открытые данные
- Инвестиционная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства
- Гражданам
- Правовая информация
- Федеральное законодательство
- Краевое законодательство
- Реализация Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ
- Бесплатная юридическая помощь
- Проекты административных регламентов и иных нормативных правовых документов, ожидающие проверку
- Стандарты
- Региональные
- Федеральные
- Обзор законодательства
- Нормативные правовые акты для ЕГИССО
- Антимонопольный комплаенс
- Меры социальной поддержки
- Ежемесячная денежная выплата в случае рождения ребенка
- Краевой материнский (семейный) капитал
- Вопросы-ответы
- Нормативные правовые акты
- ЕДВ в случае рождения третьего ребенка или последующих детей
- Вопросы-ответы
- Нормативные правовые акты
- Компенсация за наем жилья лицам из числа детей-сирот
- Обеспечение отдыха и оздоровления детей
- Меры социальной поддержки по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг
- Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей
- Граждане, имеющие детей
- Граждане, имеющие особые заслуги, отмеченные наградами и званиями
- Граждане, имеющие инвалидность
- Граждане пострадавшие от радиации в следствии техногенных катастроф
- Ветераны труда
- Государственные услуги
- Административные регламенты
- Услуги оказываемые министерством и подведомственными учреждениями
- Услуги МФЦ
- Технологические схемы предоставления государственных услуг
- ЕСИА
- Реестр поставщиков социальных услуг
- Реестр организаций, осуществляющих реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых
- Формы заявлений
- Список граждан, имеющих право быть принятыми в члены ЖСК
- Правовая информация
- Пресс-центр
- Новости
- Новости учреждений
- Анонсы
- Анкетирование
- Информация и статистика
- Нам пишут
- Видеоматериалы
- Фотогалерея
- Учреждения
- Подведомственные учреждения
- Центры социальной поддержки населения
- Центры социального обслуживания
- Государственные краевые дома ветеранов
- Государственные стационарные учреждения социального обслуживания
- Краевые государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей
- Учреждения, оказывающие услуги по реабилитации инвалидов
- Сайты подведомственных учреждений
- Новости учреждений
- Общественные организации
- Негосударственным поставщикам социальных услуг
- Нормативно-правовые документы Российской Федерации и Хабаровского края
- Порядок финансирования
- Актуальный перечень услуг, порядок и стандарты предоставления услуг в социальной сфере, тарифы на их оказание
- Нормы мягкого инвентаря
- Нормы питания
- Санитарные нормы и требования
- Тарифы на социальные услуги
- Отраслевой план мероприятий по выявлению и устранению административных барьеров
- Методические материалы
- Вступление в реестр поставщиков
- Новости для поставщиков
- Порядки предоставления социальных услуг
- Нормативно-правовые документы Российской Федерации и Хабаровского края
- Подведомственные учреждения
- Обращения граждан
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность по работе с обращениями граждан и организаций
- Написать обращение
- График приема граждан
- Порядок записи на прием
- Контактная информация уполномоченных лиц, осуществляющих работу с обращениями граждан и организаций
- Обзор обращений граждан
- Вопрос-ответ
- Задачи и функции министерства
- Структура министерства
- О персональной информации пользователей
- Управление по работе с обращениями граждан и организаций Губернатора и Правительства края
15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», закрепивший право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки.
Отношения, регламентируемые законом N 324-ФЗ, для России не новы. Напомним, возможность оказания бесплатной юридической помощи была закреплена еще законом об адвокатуре, где в статье № 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Более того, Правительством Российской Федерации были приняты постановления “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам” (от 22.08.2005 № 534) и “О государственных юридических бюро” (от 03.12.2009 № 991), позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.
Между тем, действующее до настоящего времени законодательство относилось к данному вопросу формально, без учета потребностей граждан и возможностей юридических работников, требований к ним, не предусматривая практически никаких гарантий для обеих сторон. Подобным же образом оставались неурегулированными вопросы достойного денежного вознаграждения адвокатов и компенсации расходов, связанных с предоставлением помощи.
Предмет закона
Ценность нового закона состоит в том, что он закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы граждан, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания соответствующих услуг,а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
При этом теперь оказание бесплатной юридической помощи должно строиться на таких принципах, как объективность, беспристрастность, своевременность, равенство доступа граждан к получению помощи и обеспечение конфиденциальности при ее оказании.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе самостоятельно решать — учреждать ли им государственные юридические бюро или же привлекать для оказания бесплатной юридической помощи адвокатов. Они же призваны определять размер и порядок оплаты труда адвокатов и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Главными участниками государственной системы бесплатной помощи представлены государственные юридические бюро, являющиеся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ, которые вправе оказывать все предусмотренные законом виды бесплатной юридической помощи. Обеспечение деятельности бюро возлагается на региональные власти. Только по предварительным данным консолидированный объем бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов в случае создания во всех субъектах государственных юридических бюро может составить 630,33437 млн. рублей. В свою очередь все государственные юридические бюро, созданные ранее, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации.
Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи. Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование. Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.
Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.
Кому может быть оказана бесплатная юридическая помощь
Лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закон делит на две большие категории. Во-первых, это граждане, которые вправе обратиться за помощью по любым вопросам, указанным в законе. Во-вторых, это лица с особым статусом,обусловленным возрастом, отношениями представительства и требованиями специальных законов.
Первую группу составляют, прежде всего, граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, и одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума. Также сюда относятся инвалиды 1-ой и 2-ой группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда.
Ко второй группе относятся дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, граждане, признанные судом недееспособными, а также законные представители указанных лиц.
Кроме того, рассчитывать на получение бесплатной помощи вправе граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, и законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Законные представители вышеуказанных граждан имеют некоторые ограничения при осуществлении своих прав на бесплатную юридическую защиту. Так, например, представители несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы,и несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности,могут обратиться за помощью только по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних, за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Стоит отметить, что перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, а такжедополнения перечня случаев оказания такой помощи.
Что касается негосударственных центров бесплатной юридической помощи, то категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются ими самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в первую очередь должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, здесь не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Устное и письменное консультирование, составление документации
Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключенииуказанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.
Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Представительство в суде и государственных органах
Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:
— расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.
— признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.
— признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.
Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.
Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи
В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в бюро, или адвокатам определенный пакет документов. В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.
В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.
Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган.
Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов данного гражданина.