17. Не любой очевидец сможет опознать преступника. Иногда последний изменил внешность, или в месте совершения преступления было плохое освещение, или преступление было совершено так быстро и преступник так мало на нем присутствовал, что его примет почти не помнят. Однако не редкость случаи, когда очевидец запомнил приметы и опознает человека, но оснований сказать, что на лицо, совершившее преступление, он указал, все же нет. «Укажут» — это значит, не только очевидец уверен, что видел именно этого человека, но его аргументы убеждают в этом и сотрудника полиции. Недостаточно убежденности свидетеля. Необходимо, чтобы у производящего следственное действие должностного лица полиции не возникало сомнений, что опознающий видел именно опознаваемого.

18. Применительно к следующему основанию задержания — «когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления» — требует толкования понятие «явные следы». Явными следы необходимо признавать тогда, когда подозреваемый не в состоянии объяснить их происхождение иначе, как причастностью его к совершению преступления. Даже если опыт сотрудника полиции позволяет ему самому домыслить непреступное происхождение, к примеру, пятен бурого цвета, похожих на кровь, на одежде подозреваемого, но последний растерялся и не может объяснить, откуда они у него, еще до получения результатов судебно-медицинской экспертизы допустимо и правомерно задержать данное лицо по п. 3 ст. 91 УПК РФ.

19. Под иными данными можно было бы понимать протоколы допроса, осмотра места происшествия и иные доказательства. Хорошим примером таковых будут доказательства, которые свидетельствуют о фактах, по тем или иным причинам не подпадающих под признаки п. п. 1 — 3 ст. 91 УПК РФ. Речь идет о лице, застигнутом после совершения преступления, но выпавшем на некоторое время из поля зрения преследователей; о показаниях потерпевшего, не являющегося очевидцем, и т.п. Именно такого рода доказательства являются фактическим основанием задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

20. Должностное лицо полиции, принимающее решение о задержании в порядке ст. 92 УПК, обязано не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомить кого-либо из его близких родственников, а при отсутствии таковых — других родственников или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому.

21. С согласия прокурора при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление о задержании совершеннолетнего подозреваемого может вообще не производиться.

22. Об административном задержании см.: комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

23. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащими, о которых идет речь в комментируемой статье, являются:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

24. Сотрудник полиции, производящий задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, обязан не только разъяснить задержанному его право на юридическую помощь — он должен допустить к участию в производстве по уголовному делу или делу об административном правонарушении защитника.

25. Однако следует помнить, что предоставленное Конституцией РФ лицу право на юридическую помощь не ограничивается лишь той формой, которая связана с участием в деле защитника. Задержанный по другому делу может быть потерпевшим, гражданским истцом и т.п. Произведенное задержание не должно умалять прав задержанного на юридическую помощь по другим делам.

26. Следует отметить, что защитника к участию в деле сотрудник полиции должен допустить с момента фактического задержания.

27. Допуск защитника с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, о котором идет речь в п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, означает, что последнему возможность иметь защитника должна быть предоставлена сразу после доставления в полицию. Уже с этого момента, вне зависимости от того, составлен или нет протокол о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, подозреваемый вправе требовать приглашения защитника и свидания с ним наедине и конфиденциально.

28. Сотрудник полиции должен:

— представить защитнику для ознакомления протокол задержания, постановление о применении меры пресечения, протоколы следственных действий, произведенных с участием подзащитного подозреваемого, иные документы, которые предъявлялись либо должны были предъявляться задержанному (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);

— сообщить защитнику, в чем подозревается его подзащитный (п. 6 ч. 1 ст. 53, ч. 2 ст. 101, ч. 1 ст. 223.1 и др. УПК РФ);

— принять и в пределах своей компетенции разрешить заявленное защитником ходатайство или отвод (самоотвод) (п. 8 ч. 1 ст. 53, ст. ст. 119 — 122, ч. 1 ст. 159 и др. УПК РФ);

— принять и направить в компетентный орган (в суд или прокурору) жалобу защитника на осуществленные сотрудником полиции действия и (или) принятые решения (п. 8 ч. 1 ст. 53, ст. 123, ч. 2 ст. 125, ч. 4 ст. 159 УПК РФ);

— допустить защитника к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения специальных проверочных мероприятий, если он участвует в деле, связанном с подобного рода сведениями (ч. 1 ст. 21.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).

29. Аналогично уголовно-процессуальному задержанию решается вопрос о допуске защитника по делам об административных правонарушениях. Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ в случае административного задержания гражданина в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

30. Родственника несовершеннолетнего задержанного сотрудник полиции обязан уведомить вне зависимости от поступившего от задержанного ходатайства и по делам об административных правонарушениях, и по уголовным делам.

31. О произведенном уголовно-процессуальном задержании военнослужащего уведомлению подлежит командование воинской части, о такого же рода задержании гражданина или подданного другого государства — посольство или консульство этого государства (ч. ч. 2 и 3 ст. 96 УПК РФ).

32. Уведомление родственников совершеннолетних задержанных о произведенном уголовно-процессуальном задержании в случае (и в порядке), предусмотренном ч. 4 ст. 96 УПК РФ, может не производиться. Речь идет о ситуациях, когда факт задержания в интересах предварительного расследования следует сохранить в тайне.

33. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с принятым решением.

34. Помимо мер, направленных на устранение опасности чьей-либо жизни и здоровью, сотрудник полиции, который произвел задержание, обязан принять со своей стороны все необходимые меры по обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного. О мерах, принятых в указанных целях, сотрудник полиции уведомляет задержанного (ст. 160 УПК РФ).

35. Задержанный по подозрению в совершении преступления подлежит не досмотру, а личному обыску в порядке ст. 93 УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 92 УПК РФ, производство личного обыска подозреваемого — не только право, но и обязанность должностного лица полиции, производящего задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.

36. Обычный порядок производства сотрудником полиции личного обыска задержанного лица, подозреваемого в совершении преступления, таков:

1) принимает решение о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;

2) готовятся видео-, кино-, фотоаппаратура и другие технические средства, если в этом имеется необходимость;

3) должностное лицо полиции приступает к оформлению протокола задержания;

4) принимается решение о личном обыске лица, в отношении которого оформляется протокол задержания;

5) приглашаются понятые одного пола с обыскиваемым, а при необходимости — специалист и иные лица того же пола. Им разъясняются права, обязанности (если есть в этом необходимость, предупреждаются о неразглашении данных предварительного расследования), ответственность и порядок производства следственного действия;

6) до сведения лица, подозреваемого в совершении преступления, доводится решение о его личном обыске;

7) разрешается вопрос о возможности присутствия защитника при личном обыске;

8) обыскиваемому предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы (документы и т.п.);

9) в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится личный обыск, запрещается покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания личного обыска;

10) поиск на (в) теле человека, в находящейся на нем одежде и при нем ручной поклажи предметов (документов), которые могут иметь значение для дела (запрещены к обращению);

11) предъявление понятым, наблюдение, измерение, изъятие (если есть в том необходимость, изъятие может быть принудительным) предметов (документов), могущих иметь значение для дела, а также запрещенных к обращению;

12) фиксация в протоколе задержания отличительных признаков (свойств) каждого предмета (документа) и точного места его обнаружения;

13) в необходимых случаях осуществляется фотографирование, киносъемка, видеосъемка, составляются планы, схемы и т.п.;

14) в случае необходимости изъятые предметы (документы) упаковываются и опечатываются;

15) составляется опись изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;

16) если при личном обыске имели место попытки уничтожить или спрятать предметы (документы) либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемого или других лиц, в протоколе указывается на это и на принятые меры;

17) принимаются меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе личного обыска обстоятельства частной жизни обыскиваемого, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;

18) завершается протоколирование хода и результатов следственного действия;

19) копия протокола и описи вручается под расписку обыскиваемому.

37. Требование присутствия при личном обыске только лиц одного пола с обыскиваемым — это обязательное условие рассматриваемого следственного действия. Между тем это не единственное обязательное условие. Обязательными условиями производства любого личного обыска являются следующие правила:

1) должно быть точно установлено, что при личном обыске не будут нарушены те права и (или) законные интересы как участвующих в следственном действии, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

2) не будут унижены честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

3) не будут поставлены под угрозу здоровье и (или) жизнь обыскиваемого, а также других граждан.

38. Согласно ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен после доставления. О понятии «доставление» см. комментарий к п. 13 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

39. Следует стремиться к осуществлению доставления как можно в более короткий срок. С того момента, как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении его принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании, до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти времени более 3 часов.

40. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что отраженное в протоколе задержания время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

41. В протоколе задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должно быть отражено место задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произведен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

42. Как следует из ч. 2 ст. 92 УПК РФ, протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последнее откажется подписать протокол задержания, должностное лицо полиции согласно ст. 167 УПК РФ вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью сотрудника полиции, а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

43. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

44. Исходя из ч. 3 ст. 92 УПК РФ о произведенном задержании сотрудник полиции обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность сотрудника полиции (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

45. О понятии «общественный порядок» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

46. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

47. О понятиях «подозреваемый» и «обвиняемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

48. О понятии «иностранный гражданин» см. комментарий к п. 33 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О полиции»

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Вопрос № 1. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

Задержание (статья 14 ФЗ № 3 «О полиции»):

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных ФЗ № 3 «О полиции и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 ФЗ № 3 «О полиции», а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Рассматриваемая статья ФЗ № 3 «О полиции» посвящена одной из самых острых и наиболее часто применяемых полицией мер государственного принуждения — задержанию граждан. Она устанавливает общий процессуальный порядок для всех видов задержания, осуществляемого должностными лицами полиции.

Под задержанием в статье 14 Закона о полиции понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции. Отраслевое законодательство, регулирующее данные виды деятельности полиции, конкретизирует конституционные положения о задержании граждан с учетом специфики указанных видов деятельности и задач, которые призвана решать полиция в ходе их осуществления.

Эффективность уголовного судопроизводства во многом обеспечивается своевременным задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно пункту 11 статьи 5 УПК РФ задержание подозреваемого есть мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Часть 1 статьи 10 УПК РФ устанавливает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

В производстве по делам об административных правонарушениях административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ выступает мерой его обеспечения.

Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться, в случае если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

В Российской Федерации данный срок по общему правилу не должен превышать 48 часов. Вместе с тем он может быть продлен судом (по судебному решению) на срок свыше 48 часов в отношении:

1) лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, — на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения (пункт 3 части 7 статьи 108 УПК РФ);

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (пункт 2 части 2 комментируемой статьи). Часть 6 статьи 58 УИК РФ предусматривает, что при обнаружении осужденного, объявленного в розыск, он задерживается органами внутренних дел на срок до 48 часов, и этот срок может быть продлен судом до 30 суток;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

6) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер (пункт 7 части 2 комментируемой статьи);

7) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

8) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

9) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

В уголовном судопроизводстве при необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в обязательном порядке доставляется в судебное заседание не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (часть 3 статьи 108 УПК РФ).

КоАП РФ возможность продления судебным решением срока административного задержания не предусматривает. Единственный случай, когда возможно продление судом 48-часового срока административного задержания в рамках производства по делам об административных правонарушениях, касается лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста. Но предусмотрен он не КоАП РФ, а частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона о полиции, который при этом умалчивает о процедуре продления судом задержания на срок свыше 48 часов.

В части 2рассматриваемой статьи перечислены категории лиц, которых полиция может подвергнуть задержанию. Сроки их задержания различны, и, как правило, они установлены соответствующими федеральными законами. Если же такие законы отсутствуют или «молчат», то действует правило, предусмотренное частью 1 статьи 14 Закона о полиции: до судебного решения в случаях, установленных Законом о полиции и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Важно обратить внимание на то, что перечень указанных в комментируемой статье категорий лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно части 3 рассматриваемой статьи в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (см. часть 4 статьи 5 ФЗ № 3), в том числе его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Если в связи с поведением (например, задерживаемый оказывает вооруженное сопротивление) или состоянием задерживаемого (например, лицо находится в тяжелой степени опьянения) выполнение перечисленных действий в момент задержания невозможно или неуместно, данные действия выполняются сотрудниками полиции позже при появлении такой возможности.

Конституционный статус задержанного возникает у лица с момента фактического ограничения свободы его передвижения, т.е. совершения сотрудником полиции действий, направленных на лишение (ограничение) задерживаемого лица свободы передвижения в пространстве и общения с другими людьми, выбора им места своего нахождения. Лишение (ограничение) свободы передвижения лица может выражаться в предъявлении к нему сотрудником полиции официального требования оставаться на месте либо проследовать в орган внутренних дел, а также в обездвиживании (посредством применения специальных средств ограничения подвижности, средств сковывания движения, связывания). Кроме того, к фактическому ограничению свободы передвижения следует отнести водворение лица в помещение, транспортное средство, иное контролируемое сотрудником полиции пространство, исключающее возможность покинуть указанное место.

Задержанный имеет следующие права: право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации); право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации); право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации); право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (статья 51 Конституции Российской Федерации).

В уголовном судопроизводстве задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, в соответствии со статьей 91 УПК РФ влечет возникновение отраслевого (уголовно-процессуального) статуса подозреваемого (пункт 2 части 1 статьи 46 УПК РФ). С этого момента у задержанного лица появляется комплекс прав, предусмотренных частями 3 — 4 статьи 46 УПК РФ.

В производстве по делам об административных правонарушениях статус задержанного возникает с момента составления протокола об административном задержании.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о полиции сроки всех указанных в ней видов задержания, за исключением административного, исчисляются с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок же административного задержания, осуществляемого в рамках производства по делам об административных правонарушениях, исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, т.е. с момента доставления лица для составления протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ).

Все задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, подвергаются досмотру в порядке, установленном статьей 27.7 КоАП РФ, а их транспортные средства — в соответствии со статьей 27.9 КоАП РФ. Задержанные подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления могут быть подвергнуты личному обыску в соответствии со статьей 184 УПК РФ.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру (часть 6 статьи 27.7 КоАП РФ).

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (часть 8 статьи 27.7 КоАП РФ).

Часть 7 статьи 14 Закона о полиции предоставляет задержанному лицу (за исключением некоторых категорий задержанных, перечисленных в части 11 комментируемой статьи) в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Близкими родственниками подозреваемого являются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (пункт 4 статьи 5 УПК РФ). К близким лицам подозреваемого относятся иные, за исключением близких родственников, лица, состоящие в свойстве с подозреваемым, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений (пункт 3 статьи 5 УПК РФ).

Целевое предназначение телефонного разговора связано с уведомлением близких родственников или близких лиц о его задержании и месте нахождения. Это предполагает, с одной стороны, право задержанного пользоваться средствами связи, имеющимися в органе внутренних дел, звонить за пределы населенного пункта, в котором он задержан, с другой — предоставляет сотруднику полиции возможность контролировать содержание разговора, исключая, в частности, разговоры, не связанные с целью уведомления о месте и времени нахождения задержанного.

Следует также подчеркнуть, что задержанный может просить сотрудника полиции пригласить адвоката, и последний обязан отреагировать на такую просьбу. Здесь сотрудник полиции решает сам, кто будет разговаривать с адвокатом — он или задержанный. В любом случае звонок адвокату не препятствует использованию задержанным закрепленного за ним права на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц.

В случае если уведомление по просьбе задержанного лица делает сотрудник полиции, он обязан сообщить родственникам или иным лицам следующие сведения: должность, звание, фамилия лица сделавшего уведомление; информацию о факте задержания; информацию о месте содержания задержанного (наименование и адрес органа внутренних дел, который произвел задержание).

Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания.

Комментируемое правило между тем не исключает необходимости извещать родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия (часть 5 статьи 19 Закона), лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления (статья 96 УПК РФ), несовершеннолетних, задержанных в связи с совершением административного правонарушения (часть 4 статьи 27.3 КоАП РФ), и иных лиц в случаях, прямо указанных в федеральном законе. Информация о задержании лиц должна предоставляться и при непосредственном обращении их родственников в органы внутренних дел.

Часть 8 рассматриваемой статьи предписывает полиции незамедлительно (т.е. непосредственно после установления личности задержанного) уведомлять о каждом случае задержания несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста) его родителей или иных законных представителей вне зависимости от оснований задержания.

К законным представителям помимо родителей относятся усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства (пункт 12 статьи 5 УПК РФ).

О всех случаях задержания лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального Закона № 3, составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица (часть 14 статьи 14 Закона о полиции).

Форма и содержание протокола могут уточняться соответствующими федеральными законами. В частности, о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания согласно статье 92 УПК РФ, в котором указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания, а также делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

Об административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания, а также делается запись о разъяснении задержанному лицу сотрудником полиции его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (часть 5 статьи 27.3).

В протоколе отражается факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Задержание несовершеннолетнего может оформляться постановлением о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом (часть 15 статьи 14 Закона о полиции).

В случае отказа задержанного лица подписать протокол о задержании сотрудник полиции вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью. По усмотрению сотрудника полиции такая запись может быть удостоверена также подписями адвоката, законного представителя или представителя, если они участвуют при составлении протокола; возможны привлечение понятых либо использование видеофиксации.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол о задержании.

Если задержанный в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии адвоката, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

Сотрудник полиции обязан вручить задержанному лицу копию протокола о задержании вне зависимости от его просьбы (часть 15 статьи 14 Закона о полиции). Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (часть 2 статьи 27.4 КоАП РФ).

Закон о полиции требует содержать задержанных лиц в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, и указывает при этом, что условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 14).

Местами содержания в полиции лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп, и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 (см. комментарий к пункту 14 статьи 12 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Вывод: Под задержанием в статье 14 Закона о полиции понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Как должно происходить задержание полицией и что делать если Вас задержали

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания. Но зачастую сами задержанные лица не считают, что они нарушили какой-либо закон, и пытаются доказать, что их задержали незаконно.

Давайте разберемся, как, когда и при каких обстоятельствах полицейский имеет право задержать гражданина, а когда это является превышением его полномочий.

Задержание полицией: суть и трактовка понятия

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.

Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

На каком основании может задержать полиция

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.

Все они закреплены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Вот некоторые из них:

  • подозрение в участии в преступлении;
  • постановление суда о том, что гражданин должен быть заключен под стражу;
  • необходимость оформления протокола об административном правонарушении;
  • уклонение от наказания в виде ареста;
  • розыск лица;
  • ведение административного производства;
  • уклонение от исполнения назначенных судом медицинских либо воспитательных принудительных мер;
  • нарушение комендантского часа;
  • незаконное пребывание на охраняемых объектах;
  • попытка самоубийства;
  • наличие выраженных расстройств психического характера, представляющих опасность для окружающих;
  • необходимость депортации лица в государство, гражданином которого оно является.

При отсутствии какого-либо из этих оснований для задержания полицией это действие будет расцениваться как незаконное.

Процедура задержания

Процедура задержания гражданина сотрудником полиции имеет определенный порядок, следование которому обеспечивает законность этого мероприятия.

Он включает в себя конкретные действия:

  • обозначить свою должность, звание, фамилию, объяснить, с какой целью обращается к гражданину, показать удостоверение по требованию, предъявить его в развернутом виде и дать время на ознакомление (сотрудник полиции не должен передавать его в руки);
  • объяснить мотивы задержания, разъяснить права, в том числе на отказ от объяснений, помощь юриста, уведомление родных, а также на переводчика, если он необходим;
  • составить протокол задержания;
  • предоставить пятиминутный телефонный звонок родственникам, работодателю, по месту учебы или адвокату не позднее 3 часов с момента задержания.

Как себя вести при задержании

Очень важно, особенно если задержание произошло без повода, знать свои права:

  1. Быть поставленным в известность о причине задержания.
  2. На сообщение о своих правах и обязанностях.
  3. На использование медпомощи в случае ее необходимости.
  4. Рассмотреть протокол, потребовать его копию, отказаться от его подписания и предоставления показаний и даже имеете право внести свои коррективы в протокол.
  5. На оспаривание противоправного поведения сотрудников, принимавших участие в данном задержании.
  6. На оповещение ближайших родственников о текущем положении дел, а также руководителей в сфере основной деятельности и личного адвоката.
  7. На любые условия, указанные в законе, в том числе о сроках задержания, а также на отсутствие жестокого обращения.

Чтобы ситуация не осложнилась еще больше, при задержании и доставке в участок необходимо установить связь со своими родными, описать им свое положение и местонахождение. Лучшим вариантом будет, если они имеют понятие, к кому и куда обращаться в этом случае (адвокат, юрист и т.д.)

Важно! В качестве «профилактики» стоит иметь при себе всегда хоть какие-то документы. И если оригинал паспорта могут отнять, то его копия позволит избежать задержания по установке личности.

По прибытии в пункт доставки задержанного гражданина будет создан протокол.

С ним необходимо внимательно ознакомиться, сравнить данные с действительным положением дел.

Эта бумага будет в любом случае заверена понятыми, а присутствие подписи задержанного не признает его вины.

Стоит лишь дописать об отказе от показаний до переговоров с личным адвокатом и просьбу о рассмотрении данного дела по месту жительства.

Ксерокопию протокола должны предоставить задержанному, иначе стоит добавить в приписку к протоколу и данный факт.

Задержание несовершеннолетнего

Несовершеннолетние граждане также могут быть задержаны полицией при наличии оснований для этого.

Ребенок может быть задержан за следующие действия:

  • попрошайничество;
  • употребление алкоголя либо наркотических веществ;
  • общественно опасное поведение, которое может причинить вред окружающим или ему самому;
  • беспризорность и безнадзорность;
  • нарушение закона.

При задержании несовершеннолетнего человека сотрудник полиции обязан немедленно уведомить его родителей, опекунов или других законных представителей об этом, сообщить, в какое отделение будет доставлен задержанный.

Несовершеннолетнего могут задержать до выяснения личности, если он был остановлен полицией на улице, а документов у него не оказалось. Также ребенок может быть задержан в случае, когда он находится в общественных местах после 23.00 без сопровождения взрослых, при этих условиях он считается беспризорным и может быть доставлен в отделение.

Внимание! Обыскивать несовершеннолетнего гражданина служащий органов не имеет права, можно провести и оформить досмотр только в том случае, если задержанный дал на это свое согласие. Обязательно оформляется протокол, в котором указывается все, что было показано на досмотре. Незамедлительному изъятию подлежат только орудия совершения преступных действий.

Для подростков особенно важно знать, что делать, если их задержала полиция.

Во время задержания необходимо вести себя корректно:

  • не паниковать;
  • не пререкаться с полицейским;
  • если не было предъявлено удостоверение, стоит вежливо попросить об этом;
  • спросить причину, по которой сотрудник к вам обратился;
  • если необходимо ехать в отделение, нужно спокойно проследовать туда с полицейским;
  • не предпринимать попыток к бегству или сопротивлению;
  • сообщить контактные данные родителей и дожидаться их приезда.

Важно! Необходимо внимательно читать то, что дают для подписания, в том числе протоколы досмотра.

Несовершеннолетний также имеет право на адвоката, о чем ему обязательно должно быть сообщено во время задержания.

На какой срок гражданин может быть задержан

Статья 27.5 КоАП РФ гласит, что гражданин может быть задержан, в зависимости от причины этого задержания, на следующие сроки:

  1. 3 часа. Если задержанный был в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, он может быть задержан не более чем на 3 часа с момента его доставки в отделение полиции или вытрезвитель.
  2. 48 часов. Если задержанный нарушил пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, любые территориальные или морские границы, а также в случае потребности в выяснении обстоятельств происшествия или установления личности, если задержанный является фигурантом дела об административном правонарушении, срок задержания ограничивается двумя сутками.

При подозрении в совершении преступления гражданин, согласно УПК РФ, может быть задержан на следующее время:

  1. 48 часов со времени непосредственного ограничения возможности передвижения (до вынесения решения суда).
  2. 72 часа после вынесения решения суда о продлении срока с датой и временем, до которого ограничение свободы продляется.

Спустя 5 суток с момента задержания и определения задержанного в места ограничения свободы гражданина должны отпустить в том случае, когда подозрение не нашло доказательного подтверждения, либо заключить под стражу в связи с избранием судом этой меры пресечения или другого способа ограничения выбора и свободы.

Возможно ли сократить сроки задержания? Да, если вы уже вызвали адвоката и ведете себя достойно — не пререкаясь, не оскорбляя полицейских и, будучи абсолютно уверенным в своей невиновности, спокойно рассказываете о своем алиби.

Задержание полицией является не самой приятной процедурой для любого человека, даже если оно происходит в связи с обыденными ситуациями (например, необходимость установления личности), однако важно понимать, что и гражданин, и сотрудник полиции должны действовать в рамках закона.

Не стоит сопротивляться, перечить и пытаться скрыться от сотрудников полиции, этим можно лишь усугубить ситуацию. Если вы ни в чем не виноваты и произошло недоразумение, просто посодействуйте расследованию полицейских, это значительно сократит срок вашего пребывания в отделении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *