Содержание
- Границы действия статьи 79 7 часть ФЗ № 273
- может ли ребёнок, который обучается в коррекционной школе VIII вида, быть переведён в общеобразовательную школу по желанию родителей. Какие документы предъявляются в общеобразовательную школу при переводе? (решение ПМПК?) Каким образом в этом случае общ
- Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предос
- Из каких средств осуществляется питание детей в детских садах?
- Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?
- Подлежат ли государственной аккредитации адаптированные общеобразовательные программы?
- Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?
- Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?
- Являются ли коррекционные программы VIII вида основными общеобразовательными программами? Применяется ли ФГОС при их разработке и реализации? Аккредитуются ли эти программы?
- Правда ли, что новый закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? Ведь многие дети просто не могут обучаться в обычной школе без специальных условий.
- Дело N84-АПГ16-5.
- Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Комментарий к Ст. 79 закона «Об образовании в Российской Федерации»
- ?????°?????? 79. Закона РФ Об образовании в Российской ФедерацииОрганизация полученияобразования обучающимися с ограниченнымивозможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Комментарий к статье 79
Предметом настоящей статьи являются особенности, предусмотренные законодательством об образовании в отношении организации и получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под обучающимися с ограниченными возможностями здоровья законодатель понимает физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Комментируемая статья представляет собой организационно-правовую гарантию инклюзивного образования, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Отдельные принципы инклюзивного образования были определены законодателем ранее, в иных статьях комментируемого закона. Так, в ч. 6 ст. 11 закрепляется, что вцелях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).
В комментируемой статье определена система основных принципов правового регулирования образовательных отношений с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Во-первых, устанавливается, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, под которой понимается программа, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
При этом содержание образования и условия организации обучения и воспитания инвалидов (лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты) определяются индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР представляет собой разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (Приказ Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).
Во-вторых, законодательством установлено, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. В ч. 3 комментируемой статьи подробно раскрывается содержание этих специальных условий. Под ними понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ утвержден специальный СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»».
Одним из важных условий реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение доступа в здания организаций. В настоящее время действует Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309.
Данный документ определяет порядок обеспечения условий доступности в здания Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по управлению в сфере образования, а также образовательные организации вне зависимости от организационно-правовых форм, учредителями которых является указанные органы публичной власти.
Обеспечение доступности в образовательные организации включает следующие условия:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью вспомогательных средств;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него;
е) надлежащее размещение носителей информации, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
В-третьих, закреплен принцип, предоставляющий возможность выбора организации образования: образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Письме Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» Минобрнауки России указывает на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Согласно Закону об образовании общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:
— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по основной образовательной программе;
— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе — образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно ст. 2 Закона об образовании, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
— для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В-четвертых, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В-пятых, установлен принцип профессионального обучения и получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
В-шестых, законодатель возлагает на профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (например, «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Минобрнауки России 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн (Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований»).
В ч. 6 комментируемой статьи закреплено, что особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (Минтруд России).
Важной материальной гарантией инклюзивного образования является норма, содержащаяся в ч. 11 комментируемой статьи, в соответствии с которой обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся (Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25 июня 2015 г. № 3026-р «Об утверждении Порядка предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных образовательных организациях, специальных учебников, учебных пособий и иной учебной литературы, услуг сурдопереводчиков, тифлопереводчиков и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь», Постановление Правительства Нижегородской области от 10 апреля 2014 г. № 235 «Об утверждении Порядка предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях Нижегородской области», Постановление Минобрнауки Архангельской области от 15 сентября 2014 г. № 27 «Об утверждении порядка предоставления на период получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) в бесплатное пользование специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также бесплатного предоставления им услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков» и т. д.).
Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Организационной и кадровой гарантией инклюзивного образования является обязанность, возложенная в ч. 12 комментируемой статьи на государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.08.2015.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.08.2015.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 4. 25.01.2016.
Администратор образования, № 23, 01.12.2014.
Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс
Правовая среда, № 44(1754), 24.04.2014 (приложение к газете «Нижегородские новости», № 76(5409), 24.04.2014).
>Статья 79
- 12.02.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения, Обучающиеся и родители/представители, Спецкатегории программ и учащихся
Границы действия статьи 79 7 часть ФЗ № 273
Вопрос — ответ
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) закреплено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно Письму Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» (вопрос 39), нормы статьи 79 распространяются на все учреждения, независимо от их уровня. Под «иными» понимаются все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые не проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Бекуланкызы.
- 11.02.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения
может ли ребёнок, который обучается в коррекционной школе VIII вида, быть переведён в общеобразовательную школу по желанию родителей. Какие документы предъявляются в общеобразовательную школу при переводе? (решение ПМПК?) Каким образом в этом случае общ
Вопрос — ответ
Коррекционные учреждения VIII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, — в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
- 14.01.2019 — Часто задаваемые вопросы — Общие положения, Система образования
Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предос
Вопрос — ответ
Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Поскольку вопрос касался бесплатного двухразового питания для категории «иных обучающихся», то по этому вопросу следует пояснение приведенное ниже.
Ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
Соответственно, в зависимости от того, кто является учредителем образовательной организации – субъект РФ или муниципальное образование, будет определяться соответствующий бюджет публично-правового образования, в котором будут предусмотрены данные расходные обязательства.
- 17.06.2014 — Вопросы работников СО Крыма
Из каких средств осуществляется питание детей в детских садах?
Вопрос — ответ
На образовательные организации, в том числе дошкольные, возлагается обязанность по организации питания…
- 30.04.2014 — Спецкатегории программ и учащихся
Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?
Вопрос — ответ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)…
- 20.01.2014 — Госуправление и регламентация
Подлежат ли государственной аккредитации адаптированные общеобразовательные программы?
Вопрос — ответ
Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» адаптированная образовательная программа представляет…
- 15.11.2013 — Спецкатегории программ и учащихся
Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?
Вопрос — ответ
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих…
- 15.11.2013 — Прием, перевод, отчисление, Спецкатегории программ и учащихся
Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?
Вопрос — ответ
Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых…
- 14.08.2013 — Обучающиеся и родители/представители, Общее образование, Спецкатегории программ и учащихся, Госуправление и регламентация
Являются ли коррекционные программы VIII вида основными общеобразовательными программами? Применяется ли ФГОС при их разработке и реализации? Аккредитуются ли эти программы?
Вопрос — ответ
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит таких…
- 18.07.2013 — Спецкатегории программ и учащихся
Правда ли, что новый закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? Ведь многие дети просто не могут обучаться в обычной школе без специальных условий.
Вопрос — ответ
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения…
Дело N84-АПГ16-5.
Законы и кодексы » Закон об образовании в РФ » Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся » Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья » Дело N84-АПГ16-5.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. N 84-АПГ16-5
История рассмотрения дела
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 21 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании в части пунктов 2 , 5 части 1 статьи 1 и части 3 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 11 января 2005 года N 391-ОЗ «О мерах по социальной поддержке обучающихся».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционного представления представителя Новгородской областной Думы Давыдовой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
22 декабря 2004 года постановлением Новгородской областной Думы N 916-III ОД принят и 11 января 2005 года губернатором Новгородской области подписан Областной закон Новгородской области N 391-ОЗ «О мерах по социальной поддержке обучающихся».
Согласно пунктам 2 и 5 части 1 статьи 1 указанного Закона меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание, рассчитанной исходя из областного норматива финансирования мер социальной поддержки обучающихся на питание, утвержденного областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, оказываются учащимся, являющимся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе на дому, а также студентам, являющимся инвалидами (за исключением инвалидов I и II групп), которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр).
Согласно части 3 этой же статьи меры социальной поддержки в виде обеспечения двухразовым питанием оказываются обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются без проживания в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, в соответствии с областными нормативами финансирования мер социальной поддержки обучающихся, установленными в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Заместитель прокурора Новгородской области обратился в суд с административным иском о признании приведенных норм недействующими: пунктов 2 и 5 части 1 статьи 1 оспариваемого Закона — в части, в которой данные нормы закрепляют только частичную компенсацию расходов на двухразовое питание обучающимся, являющимися инвалидами и одновременно имеющими статус «с ограниченными возможностями здоровья»; части 3 этой же статьи — в части, в которой данная норма закрепляет только частоту предоставления питания без указания на основную гарантию — бесплатность питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на противоречие указанных норм части 7 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По мнению административного истца, оспариваемые нормы, устанавливающие иной, отличный от установленного на федеральном уровне, порядок обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся одновременно детьми-инвалидами, в их взаимосвязи препятствуют реализации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья их прав, установленных федеральным законодательством, носят неопределенный характер, не отвечают критериям ясности и вызывают неоднозначное толкование, что приводит к возможности их произвольного применения.
Решением Новгородского областного суда от 21 июня 2016 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционном представлении заместитель прокурора Новгородской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции исходил из того, что из оспариваемых положений Областного закона Новгородской области следует, что они устанавливают на территории Новгородской области меры по социальной поддержке в виде обеспечения питанием отдельных категорий обучающихся (за исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), предоставляемой за счет средств областного бюджета, а также определяют механизм финансирования из областного бюджета мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием, реализуемых в образовательных организациях, финансируемых из областного бюджета, а, следовательно, они приняты Новгородской областной Думой в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами , законами субъектов Российской Федерации. Частью 7 статьи 79 указанного Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Областного закона Новгородской области «О мерах по социальной поддержке обучающихся» установлены категории лиц, которым оказываются меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание, рассчитанной исходя из областного норматива финансирования мер социальной поддержки обучающихся на питание, утвержденного областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Согласно пунктам 2 и 5 части 1 статьи 1 оспариваемого Закона меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание оказываются учащимся, являющимся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных образовательных организациях, в том числе на дому, и студентам, являющимся инвалидами (за исключением инвалидов I и II групп), которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр). Частью 3 этой же статьи установлено, что меры социальной поддержки в виде обеспечения двухразовым питанием оказываются обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются без проживания в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, в соответствии с областными нормативами финансирования мер социальной поддержки обучающихся, установленными в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Согласно статье 5 оспариваемого Закона денежные средства на реализацию этих мер социальной поддержки предусматриваются в областном бюджете.
Проанализировав указанные положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление оспариваемыми нормами дополнительных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на питание учащимся, являющимся детьми-инвалидами, которые обучаются в муниципальных образовательных организациях, в том числе на дому, и студентам, являющимся инвалидами (за исключением инвалидов I и II групп), которые обучаются в областных государственных профессиональных образовательных организациях по очной форме в пределах заданий (контрольных цифр), является правом, а не обязанностью Новгородской областной Думы, предоставленным ей положениями статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 79 Федерального закона «Об образовании » устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Сопоставив содержание нормы федерального законодательства с содержанием оспариваемых нормативных положений Областного закона Новгородской области, суд пришел к правильному выводу об отсутствии противоречий, поскольку федеральным законом не гарантируется бесплатность питания для категорий лиц, указанных в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 1 Областного закона.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 1082.
Под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95.
Частями 1 и 2 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Проанализировав положения указанного законодательства, суд пришел к правильному выводу о невозможности отождествления данных категорий лиц (с ограниченными возможностями здоровья и лиц, признанных инвалидами), что предопределяет различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.
В связи с этим суд обоснованно указал на несостоятельность доводов административного истца о том, что оспариваемые нормы закрепляют только частичную компенсацию расходов на двухразовое питание обучающимся, которые имеют статус обучающихся лиц с ограниченными возможностями и одновременно являются инвалидами, в связи с чем не соответствуют части 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поскольку из содержания оспариваемых норм не следует, что областным законодателем предусматривалась возможность такого изъятия для данной категории обучающихся.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд обоснованно исходил из того, что частью 3 статьи 1 оспариваемого Закона не установлены какие-либо меры социальной поддержки обучающихся в виде обеспечения питанием; в ней, равно как в статье 5 этого же Закона , определены нормативы, по которым осуществляется финансирование из областного бюджета на меру социальной поддержки в виде бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, установленную частью 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», реализуемую в образовательных организациях, финансируемых из областного бюджета (областные государственные и муниципальные образовательные организации).
Областные нормативы финансирования мер социальной поддержки обучающихся установлены в разделе 3 приложения 13 к Областному закону Новгородской области от 28 декабря 2015 года N 888-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» и составляют для детей-инвалидов — в размере 15 рублей в день, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — 65,5 рублей в день.
Поскольку норма части 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, суд правильно указал, что оспариваемая норма областного закона , содержащая механизм финансирования данной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, также не предполагает и не может предполагать иного порядка обеспечения питанием обучающихся, кроме как бесплатного.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая норма не нуждается в дополнительном указании в ней на бесплатность предоставления такой меры социальной поддержки, поскольку она является определенной и не приводит к произвольному применению.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы апелляционного представления заместителя прокурора Новгородской области повторяют его позицию в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Комментарий к Ст. 79 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени положения образовательных законов не содержали самостоятельных норм, посвященных организации получения образования лиц с ограниченными возможностями. Как известно, речь в данном случае идет о лицах, имеющих различную степень инвалидности.
Появление подобных норм в образовательном законодательстве не является случайным, поскольку обеспечение лицам с ограниченными возможностями доступа к образованию является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Так, в соответствии утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. N 2181-р государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы предусматривается создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В целях практической реализации государственной политики содержание образования инвалидов определяется адаптированной образовательной программой применяемой на различных образовательных уровнях с учетом использования специальных условий обучения. При этом допускается вариативность организации обучения — как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися.
В рамках получения лицами с ограниченными возможностями образования соответствующего уровня государством обеспечиваются различные меры социальной поддержки, в том числе связанные с непосредственной организацией обучения инвалидов.
В институциональном плане государство обеспечивает создание адаптированных образовательных организаций, в которых могут проходить обучение лица, с ограниченными возможностями, имеющими отдельные группы заболеваний, а также подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения инвалидов.
?????°?????? 79. Закона РФ Об образовании в Российской ФедерацииОрганизация полученияобразования обучающимися с ограниченнымивозможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения ивоспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяопределяются адаптированной образовательной программой, а дляинвалидов также в соответствии с индивидуальной программойреабилитацииинвалида.
2. Общее образование обучающихся сограниченными возможностямиздоровья осуществляется в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основнымобщеобразовательным программам. В таких организациях создаютсяспециальные условия для получения образования указаннымиобучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образованияобучающимисяс ограниченными возможностями здоровья в настоящемФедеральном законе понимаются условия обучения, воспитания иразвития таких обучающихся, включающие в себя использованиеспециальных образовательных программ и методов обучения ивоспитания,специальных учебников, учебных пособий и дидактическихматериалов,специальных технических средств обучения коллективногои индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническуюпомощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционныхзанятий,обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющихобразовательную деятельность, и другие условия, без которыхневозможно или затруднено освоение образовательных программобучающимисяс ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья может быть организовано как совместно с другимиобучающимися,так и в отдельных классах, группах или в отдельныхорганизациях,осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательнуюдеятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам,создаются органами государственной власти субъектовРоссийскойФедерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших,слепых,слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениямиопорно-двигательногоаппарата, с задержкой психического развития, сумственнойотсталостью, с расстройствами аутистического спектра, сосложными дефектами и других обучающихся с ограниченнымивозможностямиздоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности дляобучающихсяс ограниченными возможностями здоровья определяютсяфедеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированиюв сфере образования, совместно с федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственнойполитики и нормативно-правовому регулированию всфересоциальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья,проживающие в организации, осуществляющей образовательнуюдеятельность,находятся на полном государственном обеспечении иобеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жесткиминвентарем.Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровьяобеспечиваютсябесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образованиеобучающихсяс ограниченными возможностями здоровья осуществляютсяна основе образовательных программ, адаптированных принеобходимостидля обучения указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации обеспечивают получение профессионального обученияобучающимисяс ограниченными возможностями здоровья (с различнымиформамиумственной отсталости), не имеющими основного общего илисреднегообщего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями иобразовательными организациями высшего образования, а такжеорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность поосновнымпрограммам профессионального обучения, должны быть созданыспециальные условия для получения образования обучающимися сограниченнымивозможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченнымивозможностями здоровья предоставляются бесплатно специальныеучебникии учебные пособия, иная учебная литература, а также услугисурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мерасоциальнойподдержки является расходным обязательством субъектаРоссийскойФедерации в отношении таких обучающихся, за исключениемобучающихсяза счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнованийфедеральногобюджета, обеспечение этих мер социальной поддержкиявляетсярасходным обязательством Российской Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органовгосударственной власти Российской Федерации и органовгосударственнойвласти субъектов Российской Федерации обеспечиваетподготовку педагогических работников, владеющих специальнымипедагогическими подходами и методами обучения и воспитанияобучающихсяс ограниченными возможностями здоровья, и содействуетпривлечению таких работников в организации, осуществляющиеобразовательнуюдеятельность.