Содержание
- Следственный Комитет РФ, Структура, функции следственных органов;
- Следственный комитет РФ
- Следственный комитет РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности
- Основные направления деятельности следственного комитета при прокуратуре РФ
- Чем занимается Следственный комитет Российской Федерации: основные задачи и полномочия
- История
- Принципы работы
- Задачи
- Основные функции
- Руководство
- Заместители председателя
- Рассматриваемые дела
- Требования к сотрудникам
- Интересные факты
- Основные задачи, функции, права следственного отдела
- Система органов Следственного комитета РФ
Следственный Комитет РФ, Структура, функции следственных органов;
Следственный комитет Россиийской Федерации (СК России) — федеральный государственный орган в России, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочиия в сответствии с законодательством. Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года. Является государственной военизированной организацией. Наделен правом ведения предварительного следствия и дознанания. В СК предусмотрена военная, правоохранительная и гражданская служба.
Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет президент России.
Структура органов и учреждений СК России
В систему Следственного комитета входят:
· центральный аппарат СК России
· главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации
· транспортные, природоохранные, военные и другие специализированные главные следственные управления и следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним следственные упраления
· следственные отделы и отделения по районам, по городам
· транспортные, природоохранные, военные и другие специализированные следственные отделы и отделения по районам, по городам и приравненные к ним следственные отделы
· Образовательные организации Следственного комитета
· Иные учреждения СК России
В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:
· Главное следственное управление
· Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
· Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
· Первое следственное управление
· Второе следственное управление
· Третье следственное управление
· Четвертое следственное управление
· Пятое следственное управление
· Шестое следственное управление
· Седьмое следственное управление
· Отдел по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов
· Управление методико-аналитического и документационного обеспечения
· Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу
· Управление по расследованию особо важных дел
· Контрольно-криминалистическое управление
· Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
· Организационно-аналитический отдел
· Отдел документационного обеспечения
· Отдел обеспечения деятельности
· Отдел по приему граждан и рассмотрению обращений
· Главное управление процессуального контроля
· Управление процессуального контроля за следственными органами
· Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции
· Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел
· Организационно-аналитический отдел
· Отдел документационного обеспечения
· Главное управление криминалистики
· Методико-криминалистическое управление
· Технико-криминалистическое управление
· Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
· Отдел криминалистического сопровождения следствия
· Организационно-аналитический отдел
· Отдел документационного обеспечения
· Главное организационно-инспекторское управление
· Организационно-контрольное управление
· Информационно-методическое управление
· Управление собственной безопасности
· Управление оперативных служб
· Отдел документационного обеспечения и корректуры
· Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации
· Финансово-экономическое управление
· Управление материально-технического обеспечения
· Управление делами
· Контрольно-ревизионное управление
· Управление капитального строительства
· Управление информационных технологий
· Отдел по управлению закупками
· Отдел организационного и документационного обеспечения
· Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны
· Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах
· Управление кадров
· Правовое управление
· Управление взаимодействия со средствами массовой информации
· Управление международно-правового сотрудничества
· Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению
· Управление по защите государственной тайны
· Управление физической защиты
· Отдел информационного и документационного обеспечения Председателя СК России
· Главное военное следственное управление
СК России осуществляет следующие функции:
· Осуществление доследственной проверки по сообщениям о преступлениях, поступившим в Следственный комитет
· Осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством
· Осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений
· Осуществление судебно-экспертной деятельности
· Осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов
· Осуществление собственной безопасности
· Другие функции, предусмотренные законодательством РФ
·
29. Органы государственной безопасности: цели, функции
Важная составная часть правоохранительной системы государства,особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение ираскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней ивнутренней безопаности государства. В компетенцию ОГБ. также могут входить функции разведывательноинформационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственнойсвязи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такимиуголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательствана жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. Внедемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как противуказанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих «политический» характер), так и противвполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).
В демократических государствах О.г.б. должны действовать в соответствии с принципом законности и подконтролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Дляавторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности О.г.б. (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода «иммунитет» от юридическойответственности за совершаемые сотрудниками О.г.б. противоправные деяния (похищения людей, пытки,внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).
Следственный комитет РФ
Учебные задачи:
- – формирование общих теоретических знаний о Следственном комитете РФ;
- – усвоение основных понятий, раскрывающих правовые основы деятельности Следственного комитета РФ и его органов;
- – усвоение системы и структуры Следственного комитета РФ;
- – усвоение основных направлений деятельности Следственного комитета РФ;
- – усвоение правового статуса сотрудников (следователей) Следственного комитета РФ.
В результате изучения этой главы обучающиеся должны:
знать
- – основные задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, полномочия его органов;
- – основные понятия, используемые в целях раскрытия правового положения, организации и деятельности Следственного комитета РФ и полномочий его сотрудников;
- – систему органов Следственного комитета РФ;
- – особенности государственной службы сотрудников Следственного комитета РФ;
уметь
- – анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение Следственного комитета РФ и его сотрудников;
- – оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус Следственного комитета РФ и его сотрудников;
- – анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ;
- – анализировать правоприменительную практику следственных органов РФ;
- – принимать решения, определяющие порядок деятельности следственных органов РФ и сотрудников следственных органов РФ;
владеть
- – юридической терминологией;
- – навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими основные направления, принципы организации и деятельности, правовой статус Следственного комитета РФ;
- – навыками анализа правоприменительной практики деятельности Следственного комитета РФ.
Ключевые слова: Следственный комитет РФ; уголовное судопроизводство; предварительное следствие; следователь; следователь-криминалист; Председатель Следственного комитета РФ; принципы деятельности; возбуждение уголовного дела; функция уголовного преследования; правовой статус; государственная служба; поощрения; увольнения; дисциплинарные проступки.
Следственный комитет РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности
Следственный комитет РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 Закона о Следственном комитете РФ). Данный орган осуществляет уголовно-процессуальную деятельность на досудебной стадии уголовного процесса, реализуя важнейшую функцию – уголовное преследование в форме предварительного расследования (в некоторых случаях и в форме дознания).
Основными задачами Следственного комитета РФ являются:
- – оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовнопроцессуальным законодательством РФ;
- – обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
- – осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета РФ и их должностных лиц;
- – организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
- – осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
- – разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
- – совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- – определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле (ч. 4 ст. 1 Закона о Следственном комитете РФ).
Кроме основного направления, связанного с осуществлением уголовного преследования в сфере уголовного судопроизводства, сотрудники Следственного комитета РФ участвуют в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений. Данное направление Следственный комитет РФ реализует в целях участия в правотворческой деятельности в сфере уголовного судопроизводства. При этом Председатель Следственного комитета РФ, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета РФ имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Руководители следственных органов Следственного комитета РФ, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета РФ, а также следователи обладают полномочиями по участию в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета РФ. При этом все вынесенные представления следователем должны быть в обязательном виде в течение одного месяца со дня их внесения рассмотрены и по ним приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления. О результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета РФ (ст. 8 Закона о Следственном комитете РФ).
Другим направлением деятельности Следственного комитета РФ является его координация деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью (ст. 9 вышеназванного Закона). Данная деятельность Следственного комитета РФ рассматривается в рамках участия руководителей следственных органов Следственного комитета РФ в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, при производстве по уголовным делам Следственный комитет РФ должен взаимодействовать с правоохранительными органами, иными органами предварительного расследования и органами дознания. Одной из таких форм взаимодействия является создание следственно-оперативной группы при производстве по уголовным делам, которые создаются в зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данного взаимодействия. Нормативными правовыми актами, регулирующими данный вопрос, являются: Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств, утвержденная совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315– 16–93, МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452, и указание Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 «Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства».
Следующим направлением деятельности Следственного комитета РФ является участие в правотворческой деятельности (ст. 10 Закона о Следственном комитете РФ). Суть данного направления заключается в разработке и представлении в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также других документов по вопросам, относящимся к направлениям деятельности Следственного комитета РФ.
Направлением деятельности Следственного комитета РФ является также рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб (ст. 11 вышеуказанного Закона), которое заключается в рассмотрении заявлений и иных сообщений, в которых содержатся сведения о преступлениях. В соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 г. № 72, сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности, подлежат обязательному принятию (приему) во всех следственных органах Следственного комитета РФ. Следователи Следственного комитета РФ обязаны рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ).
Международное сотрудничество также является одним из направлений деятельности Следственного комитета РФ (ст. 3 Закона о Следственном комитете РФ). В пределах своих полномочий он взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Все направления деятельности Следственного комитета РФ основываются на предусмотренных в Законе о Следственном комитете РФ следующих принципах:
– единства и централизации. Согласно этому принципу Следственный комитет РФ:
представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений, возглавляемую Председателем Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 5); сотрудники Следственного комитета РФ подчинены непосредственному руководителю, а также вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета РФ;
реализует единые направления деятельности и выполняет единые задачи, стоящие перед его органами и учреждениями;
использует общие формы и методы, способы осуществления уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам, а также иных направлений его деятельности;
- – независимости и недопустимости вмешательства в деятельность Следственного комитета РФ. Сотрудники Следственного комитета РФ при осуществлении своих полномочий, предусмотренных соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, независимы от кого бы то ни было, и прежде всего от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций. Кроме того, независимость Следственного комитета РФ предполагает осуществление его сотрудниками, в первую очередь следователями Следственного комитета РФ, уголовно-процессуальной деятельности несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Нарушение этого принципа, проявляющегося в воздействии в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе и на следователей Следственного комитета РФ, с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности, влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Сотрудники Следственного комитета РФ не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом. Уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей и иных сотрудников Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 5; ч. 1,2 ст. 6);
- – гласности. Следственный комитет РФ действует гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне. Его органы и учреждения информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии следственной деятельности при производстве по уголовным делам (п. 2, 3 ч. 2 ст. 5). Кроме того, данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом РФ, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета РФ в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 6);
- – законности. Вся деятельность сотрудников Следственного комитета РФ должна осуществляться на основе закона, в первую очередь уголовно-процессуального, и в точном соответствии с ним. При этом они должны соблюдать правовые нормы, регулирующие направления деятельности Следственного комитета РФ, в том числе и ее уголовно-процессуальную деятельность. Все решения следователей Следственного комитета РФ по уголовным делам, находящимся в их производстве, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Правовой основой деятельности Следственного комитета РФ являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон о Следственном комитете РФ и другие федеральные законы,
Положение о Следственном комитете РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 2 Закона о Следственном комитете РФ).
Основные направления деятельности следственного комитета при прокуратуре РФ
Основные направления деятельности следственного комитета при прокуратуре РФ
дисциплина
«Правоохранительные органы»
Выполнил студент группы ЮС – 10
Бауфал Марк
Новороссийск 2010 г.
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) Российской Федерации был учреждён в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года N 1004, получивший название «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации при прокуратуре Российской Федерации». Согласно тексту Указа, новая структура создана в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в соответствии со статьей 11 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Указом Президента РФ был введен следственный комитет при Прокуратуре.
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также направлен на разграничение следственных и надзорных функций органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Основными задачами СКП являются:
-разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
-совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
-обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
-оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно — процессуальным кодексом РФ;
-организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
-обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
СКП осуществляет следующие полномочия:
-разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
-разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
-на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета;
-организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета;
-организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;
-обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
-участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;
-организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;
-организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;
-осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;
-разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;
-обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
-обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;
-обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;
-представляет в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета;
-организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
-организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;
-осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Следственного комитета;
-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.
СКП в целях осуществления своих полномочий имеет право:
-запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений;
-привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
-осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы Следственного комитета;
-формировать и вести федеральные учеты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;
-взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
-учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
-учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации нагрудные знаки и почетные грамоты Следственного комитета;
-образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В каждом подразделении, в субъекте, в управлении РФ созданы следственно-аналитические группы, которые принимают в первую очередь к производству наиболее тяжкие, опасные, резонансные преступления.
Вторым приоритетным направлением, является защита социально незащищенных граждан. Следственный комитет ориентируется, прежде всего, на раскрытие преступлений против детей. К сожалению, статистика такова, что только за 2009 и первое полугодие 2010 года в России было убито 2,5 тысячи несовершеннолетних, в результате преступных посягательств на них. Поэтому комитет ориентируется на то, чтобы эти преступления раскрывались. Есть успешные примеры раскрытия преступлений прошлых лет. Например, в Нижегородской области в результате активизации усилий следственного комитета было раскрыто убийство в Нижегородской области двух девочек 12 лет. Убийства были совершены 9 лет назад, в 2001 году.
Следственный комитет активизирует работу в отношении убийств пожилых людей. В Екатеринбурге велось расследование уголовного дела, когда было убито 16 пожилых женщин в квартирах. Следственный комитет взял эту категорию убийств на контроль.
В детских домах, домах престарелых тоже, к сожалению, совершаются преступления. Комитет ориентирует следственные органы на то, чтобы должностные лица, которые нарушают права несовершеннолетних в детских домах и пожилых людей в домах престарелых, тоже привлекались к уголовной ответственности. В качестве примера можно привести Владивосток. Здесь расследовалось дело бывшего директора дома-интерната для ветеранов. И выясняется в процессе расследования, что Синькевич, обвиняемый по данному уголовному делу, поселял в дом-интернат для пожилых граждан лиц во внеочередном порядке на условиях дарения ими учреждению собственных жилых помещений, и при этом совершал злоупотребления.
Приоритетным направлением является борьба с коррупцией в органах власти, управления. Эти дела в основном находятся в производстве Центрального аппарата Главного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В основном это: должностные преступления, дела о коррупции, о крупных хищениях. Также в производстве Следственного комитета находятся уголовные дела в отношении должностных лиц правоохранительных органов.
Чем занимается Следственный комитет Российской Федерации: основные задачи и полномочия
В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.
История
Официально новая военизированная организация, осуществляющая полномочия в сфере государственного судопроизводства, начала свою работу 15 января 2011 года, когда вышел ФЗ о Следственном комитете. В данном документе содержалась информация о функциях, задачах и полномочиях сотрудников СК, а также описана система подчинения и руководства ведомства. Непосредственный контроль над деятельностью органов СК РФ осуществляет президент.
Еще триста лет назад Петр I впервые создал специализированный следственный орган, именно дата основания канцелярии под началом гвардии майора М. И. Волконского считается праздничным днем для всех работников органов следствия. В советский период все полномочия предварительного расследования перешли к Прокуратуре РСФСР, а позже — СССР. В начале 2000-х не раз предпринимались попытки создать независимый следственный орган, были заметно уменьшены права прокуроров при ведении расследований.
Но окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.
Принципы работы
Основная функция органов СК – это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.
Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:
- Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
- Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
- Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
- Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.
Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.
Задачи
То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:
- обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
- основная задача СК — выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
- сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
- максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
- разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
- представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
- вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.
В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.
Основные функции
Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права и иными актами правовой обязанности.
СК вправе осуществлять следующие функции:
- при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
- проводить судебные экспертизы;
- обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
- проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
- вести процессуальную проверку следственных органов.
А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ, дела, связанные с педофилией и убийством детей.
Руководство
Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.
С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.
Заместители председателя
На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.
Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года – Светлана Львовна Петренко.
Рассматриваемые дела
Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:
- умышленные убийства;
- изнасилования;
- преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
- похищения людей;
- преступления в налоговой сфере;
- причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.
Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.
Требования к сотрудникам
Следственный комитет Российской Федерации предъявляет ряд жестких условий для поступления на службу. Человек должен сочетать в себе ряд профессиональных и личностных качеств:
- досконально знать законы РФ, уметь их применять на практике;
- широкий кругозор, знания в разных областях;
- ответственность;
- дисциплина и стрессоустойчивость;
- свободное владение юридическим языком;
- самоотверженность и самоотдача работе.
К тому же для сотрудников Следственного комитета действуют некоторые ограничения:
- служащий не имеет права участвовать в политических выборах, а также заниматься общественной работой (за исключение педагогической или научной деятельности);
- быть членом органов управления на территории РФ;
- вести предпринимательскую деятельность.
Дела, расследуемые сотрудниками СК, всегда сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, нередки случаи, когда следователям угрожали, совершали покушения и даже убивали.
Интересные факты
На 2016 год общая численность сотрудников Следственного комитета РФ составляла 23 190 человек, включая гражданские и военные должности.
Работа в СК считается престижной и привилегированной, для сотрудников предусмотрена система льгот и пособий. Официально днем профессионального праздника считается 25 июля, отмечается он с 2014 года и обычно в этот день вручаются награды за особые заслуги в период несения службы. Также 19 октября отмечается и праздник отдела криминалистики, это подразделение является частью СК.
Существует еще одно направление деятельности следственного комитета – уголовные дела прошлых лет, возможность возобновлять нераскрытые или приостановленные ранее уголовные дела.
СК РФ имеет самое современное технологическое оснащение, а также достижения науки последних лет. Например, цианоакрилатовая камера для обнаружения даже старых отпечатков пальцев, мощные металлодетекторы, приборы для получения данных с мобильных телефонов и других цифровых устройств и т. д.
Основные задачи, функции, права следственного отдела
Основной задачей Следственного отдела является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение основной задачи Следственный отдел в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
1) рассматривает поступившие сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) осуществляет производство предварительного расследования:
по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, или о преступлениях, вызвавших широкий общественный резонанс, — по поручению Председателя Следственного комитета или заместителя Председателя Следственного комитета, курирующего работу Следственного отдела;
по другим уголовным делам — по поручению Председателя Следственного комитета;
3) осуществляет процессуальный контроль за производством предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного отдела;
4) обеспечивает законность при производстве предварительного расследования и принимает меры, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
5) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает меры к их устранению;
6) рассматривает обращения должностных лиц, организаций и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Следственного отдела;
7) обеспечивает эффективное взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации в целях формирования положительного общественного мнения о Следственном комитете и информирования общества о деятельности его следственных органов;
8) участвует в подготовке планов работы Следственного комитета;
9) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Следственного комитета и организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета, а также в совершенствовании порядка их подготовки, согласования и утверждения;
10) участвует в разработке и осуществлении мер по реализации государственной политики и совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства;
11) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Следственного комитета.
Следственный отдел в пределах своей компетенции имеет право:
1) запрашивать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в территориальных и специализированных следственных органах Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета) информацию о состоянии предварительного следствия и процессуального контроля, обобщать и анализировать полученные данные, а также данные о состоянии преступности в федеральном округе, информировать о результатах проведенного анализа другие соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Следственного комитета для последующей подготовки ими предложений о повышении качества предварительного следствия и эффективности процессуального контроля;
2) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его первого заместителя в комплексных и иных проверках деятельности территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета);
3) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в разрешении обращений, в которых обжалуются решения руководителей территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета).
В ходе прохождения практики я присутствовала при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого.
Участвовала в производстве следственных действий, предусмотренных УПК: очные ставки; осмотр места происшествия, вещественных доказательств, выемка документов; предъявление обвинения, производство экспертизы; участвовал в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам.
Помогала составлять план расследования уголовного дела, методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей; определяла круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу.
Вносила предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и др.
Во время прохождения практики ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Ознакомилась с уголовными делами. Я имела возможность лично присутствовать при допросе обвиняемого по данному делу, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса.
Показания обвиняемого — это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке. Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу. Все следственные действия протоколируются. Протокол официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Также, за время прохождения практики, я ознакомилась с порядком составления и структурой заключения судмедэксперта.
Система органов Следственного комитета РФ
Следственный комитет РФ, являясь федеральным государственным органом, образует собственную систему органов, которая построена но территориальному и предметному принципу. Территориальный принцип построения системы органов Следственного комитета РФ, отражающий административно-территориальное устройство России, обусловливает существование трех уровней, или трех звеньев таких органов:
- – федеральный уровень (высшее звено) – представлен центральным аппаратом Следственного комитета РФ;
- – региональный (среднее звено) – главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделениями по административным округам);
- – местный уровень (низовое звено) – межрайонными следственными отделами, следственными отделами по районам, городам (административным округам, закрытым административно- территориальным образованиям) и следственными отделениями.
Предметный принцип построения системы органов Следственного комитета РФ свидетельствует о наличии в его системе органов, которые создаются специально для осуществления своих полномочий только в строго определенных сферах деятельности или в отношении определенных групп лиц: военные и иные специализированные органы (транспортные, природоохранные, органы Следственного комитета РФ, осуществляющие свои полномочия в условиях закрытых административно-территориальных образований и т.д.). При этом система построения органов Следственного комитета РФ по предметному принципу также имеет три уровня, или три звена, системы специализированных органов Следственного комитета РФ. Так, система военных органов Следственного комитета РФ представлена на высшем уровне (высшее звено), т.е. в центральном аппарате, – главным военно- следственным управлением; на среднем уровне (среднее звено) – управлениями Следственного комитета РФ по военным округам (военным флотам), Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета РФ, приравненным к следственным управлениям
Следственного комитета РФ по субъектам РФ; на низовом уровне (низовое звено) – следственными отделами (отделениями) по военным гарнизонам, объединениям, соединениям.
Кроме того, в систему Следственного комитета РФ входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета РФ учреждения и организации.
Центральный аппарат Следственного комитета РФ не только осуществляет общее руководство деятельностью Следственного комитета РФ, но и организует предварительное расследование наиболее важных уголовных дел, входящих в компетенцию Следственного комитета РФ. В центральном аппарате Следственного комитета создаются главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений); отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений); отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).
Центральный аппарат Следственного комитета РФ представлен:
- – Главным следственным управлением, в который, в свою очередь, входят управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности, управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики, управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения, отдел информационно-технического и документационного обеспечения;
- – Главным управлением процессуального контроля, который, в свою очередь, состоит из управления процессуального контроля за следственными органами, управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции, управления процессуального контроля за расследованием особо важных дел, организационно-аналитического отдела, отдела документационного обеспечения;
- – Главным организационно-инспекторским управлением, в который входят: организационно-контрольное управление, информационно-методическое управление, управление собственной безопасности, управление оперативных служб, отдел документационного обеспечения и корректуры;
- – Главным управлением криминалистики, состоящем из: методико-криминалистического управления, технико-криминалистического управления, управления организации экспертно-криминалистической деятельности, отдела документационного обеспечения;
- – Главным управлением обеспечения деятельности, в который входят: финансово-экономическое управление, управление материально-технического обеспечения, управление делами, контрольно-ревизионное управление, отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, отдел организационного и документационного обеспечения;
- – Главным следственным управлением по Северо-Кавказскому федеральному округу, состоящим из управления по расследованию особо важных дел, контрольно-криминалистического управления, отдела межведомственного взаимодействия и физической защиты, организационно-аналитического отдела, отдела документационного обеспечения;
- – следственными управлениями по следующим федеральным округам: Центральному, Северо-Западному; Приволжскому; Уральскому; Сибирскому; Дальневосточному; Южному;
- – Управлением процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
- – Управлением кадров;
- – Правовым управлением;
- – Управлением взаимодействия со средствами массовой информации;
- – Управлением международно-правового сотрудничества;
- – Управлением по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению;
- – Управлением по защите государственной тайны;
- – Управлением физической защиты;
- – отделом процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
- – отделом (информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ);
- – Главным военно-следственным управлением.
Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета РФ, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-кримипалиста) и другие должности.
Возглавляет Следственный комитет РФ Председатель Следственного комитета РФ, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (ст. 13 Закона о Следственном комитете РФ). Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ. Председатель Следственного комитета РФ может иметь восемь заместителей Председателя, в том числе одного первого заместителя и одного заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления (п. 2 Указа Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»). При этом первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ. Главные управления, управления центрального аппарата Следственного комитета РФ возглавляют соответствующие руководители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.
В Следственном комитете РФ образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета РФ (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.
Средним звеном системы Следственного комитета РФ являются главные следственные управления, следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (транспортные, природоохранные и др.) следственные управления Следственного комитета РФ. К ним относятся и военные следственные управления Следственного комитета РФ но военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета РФ, приравненным к следственным управлениям Следственного комитета РФ по субъектам РФ. Возглавляют следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета РФ, в том числе и военные следственные управления Следственного комитета РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета, соответствующие руководители. При этом, как отмечалось выше, руководители данных органов Следственного комитета РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители главных управлений, управлений, а также приравненных к ним специализированных (транспортных, природоохранных и др.) следственных управлений Следственного комитета РФ имеют первых заместителей и заместителей руководителя.
Кроме того, в главных следственных управлениях, следственных управлениях Следственного комитета РФ по субъектам РФ (в том числе и в их подразделениях по административным округам), а также в приравненных к ним специализированных (транспортных, природоохранных и др.) следственных управлениях и военных следственных управлениях Следственного комитета РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другим военным следственным управлениям Следственного комитета РФ создаются отделы и отделения. Учреждаются также должности руководителей следственных управлений (в составе Главного следственного управления), заместителей руководителя следственных управлений (в составе Главного следственного управления), руководителей управлений (в составе Главного следственного управления), заместителей руководителя управлений (в составе Главного следственного управления), руководителей отделов (в составе Главного следственного управления, следственного управления, управления), заместителей руководителей отделов (в составе Главного следственного управления, следственного управления, управления), руководителей отделений (в составе следственного управления, управления), заместителей руководителей отделений (в составе следственного управления, управления), следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, старших инспекторов, инспекторов, старших экспертов, экспертов, старших ревизоров, ревизоров, старших специалистов, специалистов, а также другие должности.
Низовым звеном Следственного комитета РФ являются межрайонные следственные отделы, следственные отделы по районам, городам (административным округам, закрытым административно-территориальным образованиям) и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета РФ, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета РФ, приравненные к следственным отделам Следственного комитета РФ по районам, городам. В следственных отделах Следственного комитета РФ создаются отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, следователей-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших инспекторов, инспекторов, старших экспертов, экспертов, а также другие должности.