Основные функции

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

  1. разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
    • предложения по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;
    • проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;
    • проект плана гражданской обороны Российской Федерации, а также предложения о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;
    • предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
    • предложения о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
    • проект положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • проект положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;
    • проект положения о надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России;
    • проект положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • проект плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
    • проект положения о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • доклад о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;
    • проект положения о гражданской обороне в Российской Федерации;
    • предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне;
    • перечень критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны;
    • предложения по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи;
    • предложения по организации реагирования при чрезвычайных ситуациях межрегионального и федерального характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
    • проект положения о военизированных горноспасательных частях;
    • проект перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;
    • проект перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;
    • проект правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы;
  2. разрабатывает и утверждает (устанавливает):
    • нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
    • положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
    • положение о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке;
    • методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов в пределах своей компетенции;
    • порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов;
    • примерное положение о спасательных службах;
    • положение об организации повседневной деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
    • положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время;
    • инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • ежегодный план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • правила аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • положение о территориальном органе МЧС России — органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации;
    • порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
    • порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны;
    • порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны;
    • порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы;
    • порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах;
    • порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных;
    • программы профессиональной подготовки и программы повышения квалификации добровольных пожарных;
    • порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных;
    • порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров;
    • совместно с Министерством финансов Российской Федерации перечень и правила оформления документов, обосновывающих размер бюджетных ассигнований, запрашиваемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для рассмотрения вопроса о выделении соответствующих бюджетных ассигнований;
    • порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении МЧС России;
    • порядок выдачи рекомендаций командиров гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
    • перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении МЧС России, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; (абзац введен Указом Президента РФ от 21.12.2013 N 940)
    • по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации порядок организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России и реализующих дополнительные общеразвивающие образовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, а также порядок приема в указанные образовательные организации;
    • нормы и порядок обеспечения обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, а также форму одежды обучающихся в этих образовательных организациях, правила ее ношения и знаки различия;
    • квоту целевого приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и находящиеся в ведении МЧС России, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;
    • учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий;
  3. организует:
    • работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
    • предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
    • предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • планирование в установленном порядке действий и применение спасательных воинских формирований для выполнения отдельных задач в области обороны Российской Федерации, подготовку спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;
    • работу по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся гражданской обороны, оперативного оборудования территорий;
    • работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
    • разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне; деятельность пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, авиации и других сил МЧС России;
    • поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
    • совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также по разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
    • информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    • подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
    • методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции — при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
    • проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
    • подготовку и представление в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
    • формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств, а также эвакуацию граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    • официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    • обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральной противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • материально-техническое обеспечение системы МЧС России;
    • делопроизводство, архивное и иное хранение в установленном порядке документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    • выполнение мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
    • работу по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах;
    • создание и подготовку специальных формирований на военное время в целях решения задач гражданской обороны;
    • подготовку водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемыми в системе МЧС России;
    • разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре федеральных государственных образовательных и научных организаций, находящихся в ведении МЧС России;
  4. осуществляет:
    • государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;
    • руководство деятельностью федеральной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
    • государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
    • государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии;
    • координацию деятельности и взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны;
    • поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления и спасательных воинских формирований, а также мобилизационной готовности подразделений федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России;
    • руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем;
    • контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
    • методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;
    • организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
    • методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;
    • управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
    • подготовку в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
    • организацию подготовки работников мобилизационных органов;
    • в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;
    • организацию подготовки в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по вопросам мобилизационной подготовки;
    • ведение в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);
    • методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов);
    • методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроль за проведением мероприятий в этой области;
    • сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения;
    • финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
    • создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения;
    • разработку государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции;
    • функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • определение потребности и учет аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также спасателей международного класса;
    • методическое руководство по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;
    • разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
    • реализацию в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
    • координацию работы по стандартизации и обеспечению единства измерений в установленной сфере деятельности, а также в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный государственный метрологический надзор в отношении органов и организаций, входящих в систему МЧС России;
    • в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;
    • в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;
    • ремонт и эксплуатацию основных фондов МЧС России;
    • реализацию функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов: на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей подведомственных организаций и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; на сопровождение инвестиционного процесса; на приемку указанных объектов в эксплуатацию;
    • комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы и спасателей, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан;
    • обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельность по развитию специальной связи;
    • редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    • руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей;
    • мероприятия по оказанию в установленном порядке помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • учет жилищного фонда в системе МЧС России;
    • учет в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях;
    • координацию проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
    • поддержание в готовности к действиям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований МЧС России и военизированных горноспасательных частей;
    • контроль в пределах своей компетенции за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
    • в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Основные функции МЧС России

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1. Разрабатывает и представляет Президенту РФ и (или) в Правительство РФ:

— предложения по формированию основ государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;

— проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;

— проект плана ГО и защиты населения РФ, а также предложения о порядке введения в действие плана ГО и защиты населения на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;

— предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

— предложения о введении чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае возникновения ЧС;

— проект положения о РСЧС;

— проект положения о ГПС МЧС;

— проект положения о надзорной деятельности в сфере компетенции МЧСРоссии;

— проект положения о ГИМС МЧС России;

— проект плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и водных бассейнах РФ.

— проект положения о войсках ГО;

— ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера;

— доклад о состоянии ГОРоссийской Федерации;

— проект положения о ГО в Российской Федерации;

— предложения по отнесению территорий к группам по ГО;

— перечень критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны;

— запросы о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий ЧС;

— предложения по организации реагирования при ЧС регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате ЧС;

2. Разрабатывает и утверждает (устанавливает):

— нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

— положение о территориальных органах МЧС России – РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъекту РФ;

— положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС;

— положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС;

— показатели для отнесения организаций к категориям по ГО;

— методики оценки ущерба от ЧС, классификации и учета ЧС, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФи муниципальных образований;

— порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов и подводных потенциально опасных объектов;

— примерное положение о спасательных службах;

— положение об организации повседневной деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС;

— инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

— порядок создания нештатных АСФ, а также положения об организации обеспечения населения СИЗ;

— положение об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях, порядок содержания и использования защитных сооружений ГОв мирное время;

— инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— ежегодный план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил ГО и РСЧС;

— правила аттестации руководящего состава по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3. Организует:

— работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих ЧС;

— предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности РФ, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

— предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;

— планирование действий и применение Войск ГО для выполнения задач в целях обороны РФ, подготовку Войск ГО к совместным с Вооруженными Силами РФ действиям в целях обороны РФ;

— работу по участию МЧС России в разработке Плана применения ВС РФ, Мобилизационного плана ВС РФ и федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ в целях обороны страны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся ГО, оперативного оборудования территорий;

— работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики РФ в части, касающейся задач, возложенных на МЧСРоссии;

— разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов по ГО;

— деятельность пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, авиации и других сил МЧС России;

— поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море РФ в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах РФ;

— совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования ЧС, а также по разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;

— информирование населения через СМИ и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧСи пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для войск ГО, ГПС, ГИМС, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;

— методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции – при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;

— проведение аттестации АСС, пожарно-спасательных, АСФ и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

— проведение НИОКР в области ГО, развития РСЧС, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;

— подготовку и представление предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий ЧС;

— формирование и доставку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению РФ и иностранных государств, а также эвакуацию граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения ЧС;

— ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

— обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих Войск ГОи ГПС, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава ГПС;

— материально-техническое обеспечение системы МЧС России;

— делопроизводство, архивное и иное хранение в установленном порядке документов и материалов;

4. Осуществляет:

— надзор за выполнением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по ГО и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от ЧС в пределах своих полномочий;

— руководство деятельностью ГПС, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;

— надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами для их стоянок, а также руководство деятельностью ГИМС;

— государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии;

— координацию деятельности и взаимодействия ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области ГО;

— поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск ГО и подразделений ГПС;

— планирование мобилизационного развертывания Войск ГО и воинских частей ГПСв военное время;

— руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем;

— контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

— методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

— руководство накоплением, хранением и использованием в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

— руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов ГО, организацией РХБЗ, медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

— управление РСЧС;

— предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море РФ;

— подготовку заключений по результатам рассмотрения промышленной безопасности опасных производственных объектов;

— организацию подготовки работников мобилизационных органов;

— в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;

— организацию подготовки должностных лиц органов исполнительной власти по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по вопросам мобилизационной подготовки;

— ведение реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море РФ (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта;

— методическое руководство органами исполнительной власти при определении состава, размещения и оснащения сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

— методическое обеспечение создания, хранения, использования и восполнения материальных ресурсов;

— методическое руководство совместной деятельностью органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию и контроль за проведением мероприятий в этой области;

— сбор и обработку информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения;

— создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск ГО, подразделений ГПС, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и АСФ, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, ГИМС, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов, а также и обеспечение;

— разработку государственной программы вооружения и техники по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧСноменклатуре;

— заказ на производство, закупку и ремонт вооружения, техники, другого имущества, материальных и других средств для МЧС России, а также их финансирование;

— размещение заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения на совместных конкурсах, проводимых в рамках межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

— определение потребности и учет аттестованных АСС, АСФ, ПСФ, пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению АСР и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории РФ, а также спасателей международного класса;

— методическое руководство по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений ГПС, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФи местных бюджетов, а также средств организаций;

— разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

— реализацию полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам ГО и другим;

— координацию работы по стандартизации и метрологии, а также деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий в системе МЧС России;

— лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС;

— международное сотрудничество в области ГО и др., а также поддержку гуманитарных проектов, программ и операций;

— ремонт и эксплуатацию основных фондов МЧС России;

— реализацию функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями;

— комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану здоровья военнослужащих войск ГО, сотрудников ГПС и спасателей, а также приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан;

— обеспечение проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельность по развитию специальной связи;

— редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *