Содержание

Порядок приема на службу

Служба в уголовно-исполнительной системе

Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции
по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов
и (или) ограничений.

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава.

Правовую основу службы в уголовно-исполнительной системе составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России, Положение о службе
в органах внутренних дел Российской Федерации и контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

Условия приема на службу

На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются
в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18
и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего. На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование.

Ограничения при приеме на службу

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу
в уголовно-исполнительную систему, если он:

— вступившим в силу решением суда признан недееспособным
или ограниченно дееспособным;

— имел или имеет судимость;

— не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

— не отвечает вышеуказанным требованиям.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), не разрешается проходить службу в одном и том же учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, если их служба связана
с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обеспечиваются следующими социальными гарантиями:

— стабильное, достойное денежное довольствие, увеличивающееся в зависимости от стажа службы и условий ее прохождения:

младший начальствующий состав (рядовой – старший прапорщик внутренней службы) – от 25000 рублей,

средний начальствующий состав (младший лейтенант – капитан внутренней службы) – от 35000 рублей;

— ежемесячно выплачиваются надбавки:

1. за стаж службы (выслугу лет) до 40 процентов оклада денежного содержания;

2. за квалификационное звание до 30 процентов должностного оклада;

3. за особые условия службы в размере до 100 процентов должностного оклада;

4. за работу со сведениями, составляющими государственную тайну до 65 процентов должностного оклада;

5. за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 процентов должностного оклада;

— ежемесячная премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год;

— поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц;

— право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы сотрудникам, имеющим общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении;

— ежемесячная выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы;

— обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников;

— бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях;

— льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (1 месяц службы за 1,5 месяца), право на пенсию за выслугу лет наступает независимо
от возраста уже после 13,5 лет службы в уголовно-исполнительной системе;

— выплата единовременного денежного пособия, до 7 окладов денежного содержания в зависимости от выслуги лет, при увольнении на пенсию;

— предоставление детям сотрудников в первоочередном порядке мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях
по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности;

— выдача форменного обмундирования;

— возможность получения (безвозмездно) высшего образования впервые в образовательных организациях ФСИН России, обучения в адъюнктуре, докторантуре;

— предоставление очередного ежегодного оплачиваемого отпуска – от 30 календарных дней;

— выплата материальной помощи в размере 1 оклада денежного содержания ежегодно при уходе в очередной ежегодный отпуск;

— право сотрудников и членов их семей на санаторно-курортное лечение или оздоровительный отдых в ведомственных санаториях и домах отдыха
ФСИН России и МВД России;

— оплата расходов на проезд сотрудников к избранному месту жительства и перевозки личного имущества.

Статья 14. Условия поступления на службу в уголовно — исполнительную систему. 1. На службу в уголовно — исполнительную систему принимаются граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудников уголовно — исполнительной системы. В образовательные учреждения уголовно — исполнительной системы принимаются граждане, достигшие в год поступления в указанные образовательные учреждения возраста 17 лет.

Для граждан, ранее уволенных со службы в уголовно — исполнительной системе и вновь принимаемых на указанную службу, а также проходивших военную службу или службу в иных федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрено присвоение специальных званий, возрастные ограничения определяются настоящим Федеральным законом.
2. Гражданин не может быть принят на службу в уголовно — исполнительную систему в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
2) имеющейся либо имевшейся у него судимости;
3) наличия заболевания, препятствующего исполнению им служебных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры специальной проверки и оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;
5) близкого родства или свойства с сотрудником уголовно — исполнительной системы, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства;
7) отказа от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
3. При поступлении на службу в уголовно — исполнительную систему гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документ, подтверждающий профессиональное образование;
5) справку из государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
6) медицинское заключение о состоянии здоровья.
Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в уголовно — исполнительную систему, и сотрудников уголовно — исполнительной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. При поступлении гражданина на службу в уголовно — исполнительную систему сведения и документы, представленные согласно настоящему Федеральному закону, подлежат проверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При установлении в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на службу в уголовно — исполнительную систему, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в уголовно — исполнительную систему информируется в письменной форме о причине отказа.
5. На должности, в соответствии с которыми предусмотрено присвоение специальных званий рядового и младшего начальствующего составов, принимаются граждане, имеющие основное общее образование.
6. На должности, в соответствии с которыми предусмотрено присвоение специальных званий среднего начальствующего и старшего начальствующего составов, принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.
В порядке исключения на должности, в соответствии с которыми предусмотрено присвоение специальных званий среднего начальствующего состава, могут приниматься граждане, обучающиеся в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений, а также сотрудники уголовно — исполнительной системы, окончившие образовательные учреждения уголовно — исполнительной системы.
7. Гражданин поступает на службу в уголовно — исполнительную систему на условиях контракта.
8. Прием граждан на службу в уголовно — исполнительную систему оформляется приказом начальника соответствующего учреждения или органа уголовно — исполнительной системы. Приказ объявляется сотруднику уголовно — исполнительной системы под расписку.

Следующая статья «
К тексту закона «

Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

5.4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОТРУДНИКАМ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Миронова Ольга Михайловна, заместитель начальника отдела кадров управления кадров и работы с личным составом ГУФСИН России по Республике Башкортостан

Контакты автора: mironowaol@yandex.ru

Аннотация. В статье освещаются профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы с учетом современного состояния законодательства и положениями, изложенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Ключевые слова: кадры, отбор, требования, этика, мораль, профессионализм, сотрудники, уголовно-исполнительная система

THE REQUIREMENTS BROUGHT TO OFFICERS OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM IN CURRENT CONDITIONS

Keywords: personnel, selection, requirement, ethics, morals, professionalism, colleagues, criminal-executive system

Особенности профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к личностным и деловым характеристикам сотрудников уголовноисполнительной системы (УИС). Действительно служба в уголовно-исполнительной системе имеет ряд существенных особенностей по сравнению с другими видами государственной службы. Выражается это в том, что сотрудники УИС работают с особой категорией граждан — осужденными, которые совершили преступления, поэтому от правильного подбора, расстановки и стимулирования служебной деятельности сотрудников во многом зависит успешное выполнение задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему. Возникшие в конце 20-го века трудности комплектования вакантных должностей и поэтому неоправданное упрощение процесса отбора кандидатов привели к тому, что на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы зачастую принимаются лица, не отвечающие предъявляемым требованиям, что вызывает порой ошибки в работе и текучесть кадров.

Реформирование уголовно-исполнительной системы в современных условиях определяет необходимость

повышения требований к кадрам. В настоящее время назрела необходимость решить на качественно новой основе вопрос профессионального отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. Задача состоит в том, чтобы усовершенствовать порядок отбора, обучения и воспитания кадров, который должен положительно сказаться на уровне организаторской работы по комплектованию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Для этого необходимо значительно повысить требовательность к более тщательному изучению моральных и деловых качеств кандидатов, их поведению в быту, состоянию здоровья, и, что очень важно, исключить формализм при изучении кандидатов, то есть нельзя считать подбор людей монополией кадрового аппарата. В отборе кадров самое непосредственное участие обязаны принимать руководители и личный состав заинтересованных служб, которым следует организовать постоянное взаимодействие подразделений и специалистов, участвующих в отборе кадров.

Закрепление кадров, стабилизация их профессионального ядра во многом зависят от способности конкретного сотрудника переносить большие физические и психологические нагрузки. Поэтому необходимо проведение тщательного медицинского освидетельствования лиц, принимаемых на службу, ибо служба в уголовно-исполнительной системе в силу ее повышенной социальной и профессиональной ответственности, а также сложным режимом труда практически противопоказана в среднем каждому третьему.

Качества, необходимые сотруднику уголовно-исполнительной системы, могут быть выявлены только путем современных научных методик. Научно обоснованный отбор должен строиться не на выборе наиболее способного кандидата из всех, а на основе соответствия качеств кандидата необходимым требованиям.

Требования, предъявляемые к должностным лицам уголовно-исполнительной системы представляется целесообразным подразделить на:

а) те, что имеют общеобязательный характер;

б) те, что обусловлены спецификой профессии и, соответственно, спецификой конкретной служебной деятельности;

в) те, что находятся преимущественно в плоскости нравственной составляющей отдельной профессии и соответствующей служебной деятельности.

Согласно статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ на сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы распространяется Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи, с чем общеобязательные требования, предъявляемые к сотруднику уголовно-исполнительной системы, изложены в первую очередь в статьях 8, 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а так же в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и Своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовноисполнительной системы.

В связи с принятием Закона о противодействии коррупции Федеральными законами № 156-ФЗ, № 157-ФЗ, № 159-ФЗ были внесены изменения в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, вступившие в силу 6 августа 2010 года.

Миронова СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

О.М.

В силу изменений, внесенных Федеральным Законом 156-ФЗ статья 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дополнена новой пятой частью следующего содержания: «при приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, оформляется личное поручительство за них сотрудниками органов внутренних дел. Порядок и категории должностей, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости и оформляется личное поручительство, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации».

В настоящее время прорабатываются вопросы более качественного порядка отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему, в связи, с чем создается сложная многоступенчатая процедура, которая предусматривает собеседование, медицинское обследование, тестирование, специальные психофизиологические исследования с применением прибора «Полиграф», одновременно планируется организация интенсивного обучения психологов по курсу «Психофизиологические исследования с применением полиграфа».

В качестве одного из инструментов противодействия коррупции и проникновению в уголовно-исполнительную систему лиц с корыстной мотивацией был введен в практику деятельности уголовно-исполнительной системы институт поручительства. Методические рекомендации по его использованию подписаны директором ФСИН России 02 октября 2009 года. Теперь при приеме на службу и выдвижении на руководящую должность кандидату необходимы будут рекомендации поручителей. Ими могут стать сотрудники, которые прослужили в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет, знают рекомендуемого не менее одного года, не состоят с ним в родстве и, что важно, готовы нести моральную ответственность за своего кандидата.

К числу общеобязательных требований к сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся также:

а) наличие гражданства Российской Федерации;

б) наличие соответствующего образования;

в) отсутствие судимости.

Что касается второго общеобязательного требования, то сотрудником уголовно-исполнительной системы может именоваться лишь тот, кто имеет соответствующий документ о наличии у него образования. Различие может быть лишь в уровне последнего: а) для замещения должностей старшего и среднего начальствующего состава необходимо высшее профессиональное, среднее профессиональное образование соответственно; б) полученное в государственном учебном заведении или в негосударственном образовательном учреждении (при условии наличия у последних аккредитации). На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего.

Отсутствие судимости является общеобязательным условием для замещения должностей рядового и начальствующего состава. При этом необходимо отметить, что речь идет о наличии любой судимости, в том числе и судимости погашенной или снятой. Кроме то-

го, Федеральным Законом от 22 июля 2010 № 157-ФЗ часть первая статьи 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации дополнена и изложена в следующей редакции: «Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он: … не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе требований, обусловленной спецификой конкретной служебной деятельности, следует указать, в частности, на:

а) достижение требуемого для замещения той или иной должности возраста;

б) отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность;

в) отсутствие обстоятельств, наличие которых может ставить под сомнение возможность надлежащего исполнения теми или иными должностными лицами своих служебных обязанностей. Речь в этих случаях идет не только о наличии у соответствующих должностных лиц, компрометирующих родственных и дружественных связей, но и, например, их участии в предпринимательской деятельности, наличии совместного бизнеса.

Общество вправе требовать от современного сотрудника уголовно-исполнительной системы не только профессионализма при исполнении служебного долга, но и предъявлять высокие требования к его нравственному облику и морально-психологическим качествам.

Профессиональные требования органично сливаются и с нравственными требованиями, которым должны соответствовать все без исключения сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Если работники полиции акцентируют свое внимание на правонарушителях и преступниках, представители других юридических специальностей проводят работу по дифференциации граждан на законопослушных и правонарушителей, защищая законные интересы тех и других, то работники исправительных учреждений имеют дело с людьми, уже признанными виновными в совершении преступления. Их главной задачей является обеспечение необходимого режима жизни заключенных, соблюдение закона в этих условиях и, вместе с тем, проведение эффективной работы по перевоспитанию преступников, возвращению их к нормальной, законопослушной жизни. Высокий рецидив преступности, часто сообщаемые прессой данные о нарушении прав человека в местах заключения, упорно поддерживаемое общественное мнение, что тюрьма выступает своеобразным университетом для преступников, все говорит о том, что у работников исправительнотрудовых учреждений много профессиональных и этических проблем. Для того чтобы их разрешить, необходимо:

— проявлять устойчивость к профессиональной деформации, не перенимать образа жизни, представлений, мировоззрения своих подопечных, иногда сильных и ярких личностей;

— оставаться милосердным, не допускать озлобления, чувства мести по отношению к заключенным;

— обладать чувством меры, быть порядочным, искренним. Проявление этих качеств послужит примером для преступников, станет залогом их действительного исправления.

Указанные требования в своей основе сформулированы в содержании присяги, и более развернуто подобные требования излагаются в Своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Данный документ (Свод) разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, Указа Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», нормативных правовых актов Минюста и ФСИН России с учетом общепринятых этических правил и норм поведения.

Согласно Своду сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо придерживаться следующих профессионально-этических норм:

— быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за поддержание правопорядка и законности в учреждениях и органах УИС, а также обеспечивать безопасность объектов УИС и лиц, находящихся на их территориях, точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных;

— честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, проявлять твердость и принципиальность. Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство;

— использовать предоставленные государством правомочия разумно, строго в рамках закона. Последовательно реализовывать курс на гуманизацию исполнения наказаний, уважать права осужденных. Не терять самообладание и достоинство при правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными;

— уважительно относиться к государственной и ведомственной символике, а также всемерно содействовать формированию позитивного облика УИС и воздерживаться от поведения, способного нанести ущерб ее авторитету;

— проявлять мужество и смелость, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей, пресечения угрожающего людям преступления, ликвидации последствий аварии, стихийного бедствия;

— быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допуская, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские чувства, и находиться в постоянной готовности бескорыстно прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;

— принимать участие в воспитательном процессе подрастающего поколения с целью формирования законопослушного поведения и т.д.

Анализ заложенных в Своде требований, свидетельствует о том, что для сотрудника уголовноисполнительной системы, профессиональные и нравственные качества должны находиться в органически слитном единстве, ибо они одинаково необходимы и важны для надлежащего выполнения своих должностных обязанностей.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117—ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. -1998. — № 30. — Ст. 3613; — 2007. — № 45. — Ст. 5418.

2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. — № 2. — Ст. 70; СЗ РФ. — 2010. — № 30. — Ст. 3987.

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 27. 04.07.2005.

4. Приказ ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы» // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2010 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 30. — Ст. 3987.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2010 № 157-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «О милиции» и постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 30. — Ст. 3988.

7. Методические рекомендации о введении в практику деятельности уголовно-исполнительной системы института поручительства при приеме граждан на службу и перемещении сотрудников уголовно-исполнительной системы на вышестоящие должности, исх. №10/1-4082 от 02.10.2009 г.

8. Указ Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»// СЗ РФ. — 2002. — № 33. — Ст. 3196; — 2009. — № 29. — Ст. 3658.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 № 1772-р// СЗ РФ.-2010.-№ 43.- Ст. 5544.

No.45. Art.5418.

2010- No.30- Art.3987.

РЕЦЕНЗИЯ

В исследовании автор раскрывает профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Автор достаточно четко обосновывает, что в условиях реформирования уголовноисполнительной системы необходимо повышать требования к кадровому обеспечению. В работе определены основные направления по выработке более качественного порядка отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему.

Научный руководитель профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, профессор,

д.ю.н. Н.П. Барабанов

Требования к сотрудникам ФСИН пропишут в дисциплинарном уставе

До сих пор сотрудники УИС руководствовались положением о службе в органах внутренних дел (куда ранее входила УИС), утвержденным Верховным Советом РСФСР в 1992 году.

Как рассказали во ФСИН журналистам, закон включает ряд нововведений. В частности, он обяжет сотрудников проходить проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Кроме того, сотрудники будут ежегодно проходить медосмотры с проверкой на наличие в крови наркотиков и психотропных веществ.

Они также будут обязаны поддерживать уровень своей квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей, а плановые аттестации будут проходить каждые четыре года (сейчас они проходят раз в пять лет). При отборе сотрудников на работу их смогут тестировать на полиграфе.

Воспитание сотрудников

Как рассказали во ФСИН, закон наделяет директора службы правом устанавливать методы воспитательной работы с сотрудниками.

Во ФСИН уже готов проект такого приказа. «Это и офицерские собрания, и общие собрания сотрудников органа или учреждения. Пусть не только руководитель дает оценку, но и коллектив проводит общие собрания сотрудников учреждения, где бы разбирались хорошие и плохие случаи. Надо больше вовлекать людей в формы общения, взаимодействия», — заметил высокопоставленный сотрудник ФСИН, напомнив практику комсомольских и партийных собраний.

Кроме этого закон предусматривает разработку дисциплинарного устава УИС, который должен утвердить Минюст. «Это свод правил поведения сотрудников службы, который будет определять порядок ношения формы, порядок взаимоотношений между сотрудниками в рамках действующей субординации, порядок заступления на дежурство и т. д.», — пояснили во ФСИН.

В нем будут подробно прописаны права, обязанности и ответственность руководителей по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников, порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет взысканий и поощрений. Такой устав был у сотрудников тюремной системы, когда она входила в МВД (дисциплинарный устав органов внутренних дел СССР 1984 года, перестал действовать с принятием дисциплинарного устава МВД России в 2012 году).

Ротация

Глав территориальных органов ФСИН смогут менять в порядке ротации каждые шесть лет. Это также закреплено во вступающем в силу законе «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ».

«Закон вводит ротацию для руководителей региональных управлений ФСИН: после шести лет работы на одной должности они могут быть переведены в другой регион на равнозначную должность решением президента или директора ФСИН. В случае отказа без уважительных причин он может остаться в том же регионе с переводом на нижестоящую должность либо уволен», — пояснили журналистам во ФСИН.

Мужские и женские должности

Также закон дает право директору ФСИН определять должности, куда можно принимать на работу лиц мужского или женского пола. «Понятно, например, что если женщина работает в службе режима мужской колонии, ее не включат в сводный отряд для проведения обысковых мероприятий. Соответственно, растет нагрузка на других сотрудников и частота их дежурств, а это влияет на качество работы, — пояснили во ФСИН. — После утверждения должностей, куда могут принимать на работу только мужчин, за неправильное формирование штатов с руководителей смогут спросить жестко — плоть до дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения».

Другие нововведения

Во ФСИН отметили, что закон содержит и ряд преимуществ для сотрудников. Так, за ненормированный служебный день предусмотрен дополнительный отпуск от трех до 10 дней.

На пять лет увеличен предельный возраст пребывания на службе. «У нас масса порядочных сотрудников, которых не хотелось бы увольнять. Допустим, младший инспектор, у него сейчас предельный возраст — 50 лет, а он еще мог бы работать. Речь идет о тех, кто положительно себя зарекомендовал и действительно нужен для службы», — пояснили во ФСИН.

Приходящим на работу во ФСИН сотрудникам других служб будут засчитывать их специальные звания по прежнему месту работы. «Когда ранее к нам хотели перейти бывшие сотрудники ФСКН, мы не смогли принять ряд офицеров, потому что, например, полковнику мы могли предоставить лишь звание майора или подполковника, и потеряли ряд специалистов. Закон это исправляет», — отметили во ФСИН.

ФСИН также получит возможность взыскивать стоимость обучения с курсантов своих вузов, которые не захотят продолжить службу в системе исполнения наказаний. Во ФСИН отметили, что были годы, когда на работу непосредственно в органах и учреждениях ФСИН приходили менее четверти из выпускников вузов ФСИН. В настоящее время на работу в системе исполнения наказаний приходят до 80% выпускников вузов ФСИН. В структуру ФСИН входят академия в Рязани (с филиалом в Пскове) и шесть институтов — во Владимире, Вологде, Воронеже, Новокузнецке, Перми и Самаре.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *